НЕ РОСКОШЬ, А…

А.М. Шкроб

Выступление 20 апреля 2000 г. на секции "Искусство и культура"
VI-го Слёта лауреатов конкурса "Учитель года России" (1990-1999).

Уважаемые коллеги!

Все три года, что я издаю VIVOS VOCO, мне приходилось отвечать на расспросы друзей, коллег и почтовых корреспондентов. Поневоле пришлось продумывать ответы - почему, как, кому и даже - почём... В преддверии этого собрания я подумал, что, сложенные вместе, они могут послужить затравкой при обсуждении столь важной и актуальной сегодня проблемы - роль Интернета в культурном обеспечении и российских школьников, и российских учителей.

Мифы и реалии Интернета

Интернет - глобальная информационная сеть - всего лишь изощренная техническая игрушка, наподобие компьютерных игр...

Первоначально эта сеть создавалась как средство сохранить управление страной на случай нанесения по США ответного ядерного удара. Однако впоследствии она была передана университетам и другим научным и культурным центрам для того, чтобы обеспечить быстрый и недорогой обмен полезными сведениями. В этой роли Сеть утвердилась гораздо раньше, чем стала доступной почти миллиарду жителей нашей планеты, вошла в их быт и насытилась его малосимпатичными элементами: грязной политикой, наглой коммерцией и прочими (в том числе и половыми) извращениями.

Глобальная сеть - величайшее техническое достижение человечества, вполне сравнимое с книгопечатанием, телефонией и телевидением. Как и любая другая техника, она, сама по себе, ни полезна, ни вредна - выбор совершают люди, ее использующие. Интернет уже стал сосредоточением гигантского объема самых разнообразных сведений - их хранилищем и распространителем. Он - отражение реального мира, и человеку необходимо научиться в нем ориентироваться и пользоваться его культурными богатствами так же, как это он делает в мире реальном. Здесь всё так же - одни тонут в играх и "тусовках", другие - ищут наживу или острые ощущения, а третьи - и их доля куда больше, чем кажется, - читают хорошие книги и статьи, совершенствуются в языках, посещают музеи, общаются с друзьями и т. п. (этих интересных и полезных и т.п. - великое множество).

Отныне и навсегда умение пользоваться Интернетом становится столь же неотъемлемой частью арсенала образованного человека, как умение читать. А вот что человек читает и что он извлекает из Сети - это определяется не столько образовательным уровнем, сколько культурой и воспитанием. Давайте не путать!

Интернет - это для богатых, с нашей зарплатой не до него...

Глубочайшее заблуждение... Именно нам, живущим на - сами знаете какую! - зарплату, Сеть предоставляет величайший шанс не замкнуться на выживании, сохранить и укрепить связь с отечественной и мировой культурой и наукой, обрести друзей и единомышленников, где бы они не жили.

Судите сами... Коль скоро вы попали в Сеть, становится возможным бесплатно пользоваться множеством газет и журналов, энциклопедий и баз данных, знакомиться с собраниями лучших музеев и библиотек - и, притом, во всем мире. Поражает равная легкость общения с жителями любых уголков Земли, равная доступность материалов, реально хранящихся в Москве, Новосибирске или Гонолулу. Сколько денег на все это понадобилось бы, не будь Сети?

Для одной семьи - дороговато! - Объединяйтесь. Обязателен компьютер! - Да, но не обязательно "навороченный" - достаточно списываемых повсюду старушек PC386. Что же касается школ, то многие отечественные интернетные компании - т. н. провайдеры - предоставляют им бесплатные каналы. Этой тенденции способствовала бы государственная поддержка, например, в виде налоговых льгот таким компаниям.

Все культурные богатства Интернета - на английском языке, а российская его часть - просто помойка...

Да, исторически сложилось так, что в мировой Сети доминируют материалы на английском языке. Но...

во-первых, это в какой-то мере отражает вклад англоязычных стран в мировую цивилизацию и стимулирует знакомство с этим вкладом на языке оригинала;

во-вторых, не будем преувеличивать - французский вклад, знаете ли, тоже существует, но французы вполне успешно (на законодательном уровне!) обороняют свою область Сети от американской языковой и псевдокультурной экспансии;

в-третьих, давайте подходить к английскому языку, как к своего рода эсперанто (особенно, научного!), не поддаваясь соблазну представить его единственно в виде троянского коня американизма.

Что же касается российского сектора Интернета (его часто зовут Рунетом), то следует понимать, что он зародился отнюдь не в университетах - отсюда и тематика, и нравы, и жаргон, и пренебрежение к орфографии и грамматике. Степень коммерционализации здесь едва ли не выше, чем на Западе, а значительная доля информационных потоков контролируется специфическими фондами.

Однако, ни в коем случае нельзя считать ситуацию безнадежной. В Рунете трудится великое множество бескорыстных энтузиастов, в меру сил и знаний (увы, последних часто меньше, чем первых!) способствующих его культурному наполнению. Все большую роль, наконец-то, начинают играть в нём высшие учебные заведения, крупные библиотеки и информационные центры. Возьмем, к примеру, ИНИОН - Институт научной информации по общественным наукам РАН, - открывший доступ к богатейшим библиографическим базам по психологии, литературоведению, изучению религий и т. д. Центральная сельскохозяйственная библиотека с ее электронными базами данных… Просто великолепен портал “Музеи России”. Этот список можно продолжить, и он быстро расширяется...

Убежден, что уровень Рунета закладывается сегодня школьными учителями. Именно от них зависят культурные запросы будущих клиентов Сети, а та, будучи весьма динамичной и чуткой, безусловно на них ответит. Сеть - всего лишь электронная версия общества…

Возникла новая, специфически сетевая культура…

Каждое принципиально новое средство общения порождает иллюзии о тотальности его воздействия на культуру. Так было и с кино, и с радиовещанием, и с телевидением… Со временем все эти технические средства органично вписались в цивилизацию; они существенно не изменили ее основы, но сделали ее плоды более доступными. Одновременно родились особые формы культуры, жестко привязанные к новым техническим средствам, например, различные виды киноискусства.

Глобальная информационная сеть как средство общения, однако, имеет ряд принципиально важных особенностей:

Столь невероятный и почти бесконтрольный плюрализм информации при столь же неограниченной свободе ее выбора создают совершенно новую ситуацию при воспитании культурного человека. С одной стороны, свойства Сети благоприятствуют развитию людей в соответствии с их природными наклонностями и дарованиями. С другой - те же её свойства размывают осознание культуры, как исторически сложившейся системы традиций, правил и ценностей, которые определяют принадлежность личности к любой социальной общности, будь то класс, нация, религиозная конфессия или народ.

В результате открывающиеся возможности вступают в противоречие с культурной традицией, особенно сложившейся в нашей стране. Нравится это школьным учителям, или нет, но разрешать такое противоречие, свойственное культуре сетевой эпохи, придётся, в основном, именно им!

Интернет - школе

Дело техники…

Вряд ли нужно доказывать, что школе желательно работать с опережением: не школьникам рассказывать учителям об Интернете, а - наоборот. Между тем, насколько знаю, сегодня такое обращение функций вполне типично. Тому есть много причин, однако вспомним поговорку: "Стремящийся ищет способ достичь цели, остальные - причину от нее отказаться".

Что касается учителей, большинству их необходимо, прежде всего, преодолеть психологический барьер. Вам вовсе не обязательно знать реальное устройство Сети и даже иметь представление об устройстве компьютера. Об этом позаботились тысячи программистов и инженеров, которые создали системы, по сложности управления, вполне доступные любому человеку. В сущности, достаточно знать, что, щелкнув мышкой по выделенному шрифтом или цветом участку текста (или по картинке-пиктограмме), вы перейдете на другую страницу, логически связанную с исходной. Остальное - немногим сложнее.

Главное же, чему следует научиться - грамотно искать в Сети информацию по интересующей вас проблеме, будь то расписание поездов, свежие новости или биография малоизвестного художника. В Сети для этого есть два типа средств: автоматические информационно-поисковые системы и рекомендательные списки. Пользуясь первыми, вопреки национальным традициям, тщательно изучите инструкции - язык запросов, а вторыми…. Тут трудно дать совет. Эти списки составляют люди на основе собственных представлений о предмете, о добре и зле, о науке и культуре. Будьте разборчивы! К тому же, техническое совершенство Интернета вовсе не гарантирует доброкачественность полученной из него информации. Если книга, изданная солидным издательством, или статья, опубликованная в научном журнале, подвергаются рецензированию, научному и литературному редактированию, то значительная доля сведений в Рунете анонимна, источники - неясны, содержание - убого дилетантское.

Интернет предоставляет людям множество форм общения: электронную почту, различные способы диалога (в том числе - речевого), конференции и т.п. Овладеть ими необходимо не только в бытовых целях. Способность к цивилизованному общению, умение дискутировать, выбор уместного стиля и формы - все это тоже своего рода техника, которой нужно обучать с младых ногтей. Сеть предоставляет для этого практически неограниченные возможности: от переписки с антиподами до коллективного обсуждения любой проблемы.

Интернет породил новую форму искусства - создание сетевых страниц. За неимением русского термина его называют WEB-design.Это - массовое искусство, ибо во всем мире в нем упражняются сотни тысяч, если не миллионы клиентов Интернета, страждущих представить себя в сети. Как и в любом другом виде искусства, здесь есть свой китч и своя классика, стандартные приемы и оригинальные решения, огромный набор технических средств, не исключающий, а, напротив, стимулирующий развитие художественного вкуса. Убежден, что обучение всему этому в школе - благодарная задача для учителя и бесценный опыт для школьника. Почитайте умную и тонкую книгу "WEB-design" ленинградца Дм. Кирсанова, и вы со мной согласитесь!

Учить учиться

Итак, Интернет - и универсальный источник сведений, и замечательное учебное пособие при воспитания культурных навыков, критического мышления, художественного чутья. Однако, все его замечательные свойства принесут мало пользы, пока школьное преподавание нацелено лишь на конечный результат - формальное выполнение задания, отметку, победу на показушном конкурсе и т.д. Недаром в Сети существуют гигантские собрания стандартных школьных сочинений и студенческих рефератов, позволяющие успешно имитировать образование.

С годами я пришел к выводу, что хороший учитель отличается от прочих, главным образом, умением и желанием не только учить, но и учиться. Это умение и желание передается ученикам и составляет наиболее ценный багаж, уносимый ими в жизнь.

Интернет позволяет придать образованию системный характер, соединяя воедино информатику, изучение языков, гуманитарные, естественно-научные и даже бытовые знания. Сама структура Сети, основанная на взаимных ссылках и поиске, вносит в получение информации элемент неожиданности и даже авантюры. И, наконец, Сеть приближает читателя к источнику, избавляя его от множества хлопот и затрат, вроде записи и поездок в отдаленные библиотеки. Все это снижает барьеры между нами и Знанием, придает самому процессу обучения увлекательность и ранее неведомую доступность.

Есть еще один важный аспект… Поиск нужной информации в Интернете (по сравнению, например, с библиотечным каталогом) почти всегда сопряжен с большим "уровнем шума". Это воспитывает навыки оценки качества материала, степени его достоверности, умение отличать зерна от плевел. А ведь именно такие свойства - предпосылка и суть подлинной культуры и образования…

И, наконец, нельзя не упомянуть о роли Интернета как чрезвычайно эффективного средства распространения педагогического опыта. Не будучи специалистом, боюсь приводить примеры, но их нетрудно найти на сайтах школ, пединститутов и университетов. Прекрасна новосибирская инициатива - образовательный сайт, организаторы которого публикуют интересные сетевые материалы, рассылают их по школам, отвечают на вопросы школьников и учителей.

Не сомневаюсь, что в мировой и отечественной практике уже найдены и еще будут найдены самые разные формы использования Сети в образовании. Настораживает лишь подчас бездумное внедрение так называемого дистанционного обучения, в пределе исключающего повседневное человеческое общение наставников и учеников. Вам ли, учителям, мне объяснять его ценность... Социальные последствия "дистанцирования" неизбежны, к теме "бесчеловечного" образования уже обращались писатели-фантасты - в прелестном рассказе Айзека Азимова девочка из 2157 года жалеет о вымерших к тому времени школах: "Как им там было весело! Все дети со всей округи кричали и смеялись на школьном дворе, вместе сидели в классах, а в конце дня вместе отправлялись домой. Они все учили одно и то же и могли помогать друг другу делать домашние задания и говорить о них. И учителя были людьми, а не программами". К счастью, пока (пока!) до этого далеко... 

Любите книгу - источник знания

Упаси Бог, если все сказанное выше будет воспринято как противопоставление Интернета книге, журналу, реальному, а не виртуальному музею и т.п. Человечество находится лишь на начальной стадии "электронизации" своих культурных богатств, и современную Сеть следует рассматривать лишь как средство более быстрого, доступного и эффективного приближения к ним.

Как пример здесь можно привести уже помянутые выше библиографические базы, электронные каталоги библиотек, находящиеся в открытом доступе оглавления свежих журналов. Все это (вместе со службами доставки электронных документов) позволяет преодолеть эффект "глубинки", уравнять возможности жителей сел и малых городов с живущими в крупных центрах.

Сопоставляя книгу (в широком смысле) с Сетью, нельзя не упомянуть, что чисто технические ограничения скорости и объема передаваемой информации, а также дурной американизм - сведение к дайджестам - часто вносят в Интернет элементы упрощения, снижения добротности вплоть до уровня "попсы". Кроме того, даже при самом аккуратном сетевом воспроизведении текста книг, в большинстве случаев, утрачиваются или искажаются такие элементы их оформления как шрифт, иллюстрации, компоновка страниц - все эти выработанные веками средства воздействия на читателя.

Значит ли это, что электронные библиотеки (а их в Рунете великое множество, самого разного содержания и качества!) бессмысленны. Разумеется нет! Прежде всего, будучи бесплатными, они разгружают семейный бюджет от покупки литературы одноразового употребления… Кроме того, там далеко не всё - именно так! - низкопробный ширпотреб. Есть образцовые собрания, например, библиотека русской классики Е. Пескина, проект "1812 год", подборка русской поэзии "Стихия"

Доступность электронных текстов открывает совершенно новые возможности. Вот простейший пример - имея доступ к "электронному" собранию стихов Пушкина, героиня чудного рассказа Солоухина без труда разыскала бы забывшийся эпитет - "праздный держа черепок". Взяв пошире, - какие горизонты, например, открываются для учителей-словесников, которые пожелали бы приохотить учеников к текстологическим изысканиям, в том числе основанным на использовании вычислительных методов.

Школа на дому

Значительное число детей временно или навсегда выключены по разным причинам из общешкольного образовательного процесса. Образовательный Интернет может и должен придти к ним домой, в больницы, приюты, тюрьмы. Это огромная и трудная задача… Вот пример ее локального решения муниципальной библиотекой в московском округе Дорогомилово. Местная управа финансировала установку компьютеров и подключение их к Сети непосредственно у детей-инвалидов, а молодые добровольцы из числа грамотных компьютерщиков обучили этих детей всему необходимому.

Школа - Интернету

О чем говорить, когда не о чем говорить

Эту фразу вразнобой произносят статисты на сцене, изображая шум толпы. Признаться, я часто вспоминаю о ней, просматривая так называемые домашние страницы, выставленные в Сеть отдельными любителями, а то и коллективами, в частности, школами.

Фотографии школы и учителей, плоские шутки для "оживляжа", аляповатые кнопки и анимашки, надерганные из Сети, беспомощные рисунки, стихи и прочая самодеятельность - вот все содержание множества школьных сайтов, сколоченных по принципу: "Я, Вань, такую же хочу!" Иной раз, все это скверно переведено на английский, чтобы непременно заметили оттуда.

На этом унылом фоне непросто разглядеть действительно замечательные школы, гимназии и лицеи, сайты которых отражают и интенсивную интеллектуальную (общественную, спортивную…) жизнь этих заведений, и высокий профессиональный уровень учителей, и реальные достижения учащихся. Им есть, чем поделиться с городом и миром… Посмотрите, например, на сайт известной столичной школы № 57, но столь же интересные сайты есть и в Ленинграде, и в Новосибирске, и в Ярославле…

Надо сказать, что весь Интернет, в сущности, не что иное как гигантский самиздат. Техническая простота, дешевизна, наконец, мода провоцируют на сетевую графоманию и эксгибиционизм. Разумная сдержанность и скромность здесь, несомненно, вполне уместны, и свидетельствуют они не о консерватизме, а о внутренней культуре.

Иное дело - использовать интернетные технологии в пределах школы, в частности, в пределах внутришкольной компьютерной сети. Здесь - полный простор для любых экспериментов: интерактивных викторин и конкурсов, быстро обновляющихся "стенгазет", демонстрации самодельных программ, отчетов о походах - чего душе угодно! Выходите наружу, когда эти рамки станут вам тесны, когда будет, чем поделиться, когда разовьются и умение, и вкус.

Будь я директор…

Думаю, что многие недостатки российского Интернета, особенно его образовательного сектора, обусловлены полным отсутствием его законодательной поддержки. Взгляните, что трактуется как образовательное в рубрикаторах российских сетевых каталогов и поисковых систем… Разумеется, их владельцы вольны в своем выборе, но каково наивному читателю, особенно юному?

Я считаю необходимым законодательно ввести лицензирование и сертификацию сайтов, претендующих на категорию "образовательный", с тем, чтобы установить ответственность за их уровень и содержание, а заодно обоснованно предоставлять им налоговые и прочие льготы. При этом уровень таких льгот должен напрямую зависеть от того, извлекается ли из сайта прибыль, размещена ли в нем коммерческая реклама и т.д.

Должны быть также созданы законодательные предпосылки размещения в Сети образовательных сайтов и подключения к ней государственных и муниципальных школ, интернатов, приютов и библиотек. Опять-таки, здесь наиболее целесообразны налоговые льготы провайдерам и телефонным компаниям, которые выделяют каналы связи и необходимое оборудование таким учреждениям, а также детям-инвалидам, детским больницам и санаториям.

Включение образовательного Интернета в систему российского законодательства, без сомнения, вызовет сопротивление и разного рода дилетантов и шарлатанов, и коммерсантов дурного пошиба, и борцов за "свободу печати". Однако, никто не предлагает вводить цензуру или дополнительные запреты и ограничения - речь идет только о придании достойным того сайтам определенного, явно различимого для читателя статуса, и о стимулированной финансовой поддержке бесплатного и общедоступного сетевого образования, согласующегося с государственными образовательными программами.

Уже такая, минимальная поддержка со стороны государства была бы благом для российского образования… Прочее же в большинстве должно развиваться на конкурсной основе, контролируемой специалистами и общественностью: создание учебных пособий, формирование учебных программ, методик и т. п. Интернет - система предельно гибкая - с трудом поддается формализации и регулированию. Сеть создает неограниченные возможности для образования и любых творческих инициатив, но возлагает большую часть ответственности на участников этого процесса.

P.S. В работе секции участвовали 23 учителя из Магадана, Брянска, Воронежа и многих других городов. Только одна из представленных школ имела доступ в Интернет (на коммерческой основе), еще один из делегатов раз-другой знакомился с Сетью, и еще один пользуется электронной почтой.
 



  А.М. Шкроб

А.М. Шкроб,119571 Москва, ул. 26-ти Бакинских комиссаров 3-3-448
телефон 7-(095)-433-37-09
Отклик