Журнал 'ЧЕЛОВЕК'
№5, 1999 г.
17 мая 1999 г. в Патриарших палатах Кремля состоялось вручение премии Фонда Темплтона за достижение в области религии. В этом году ее лауреатом стал американский ученый Ян Грэм Барбур. Церемонию вручения открыл президент Российской академии наук, академик Ю.С. Осипов. Ниже приведены фрагменты его выступления.

НЕСОВМЕСТИМОСТЬ НАУКИ И ВЕРЫ...
НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕМ-ТО БЕЗУСЛОВНЫМ

Оглядываясь назад, мы видим, что вся история нового и новейшего времени стран той части мира, которая называется Западной Европой, наполнена многовековыми столкновениями между защитниками религиозной веры и представителями науки. Коперник, Кампанелла, Джордано Бруно, Спиноза, Галилей... - перечень героев и мучеников свободомыслия бесконечен, равно как и число подвижников, стремившихся воплотить в жизнь возвышенные христианские ценности.

Исторические примеры свидетельствуют, что так было не всегда и что, следовательно, несовместимость науки и веры, так ярко проявившаяся в новое время в странах Западной Европы, не является чем-то безусловным. Яркий тому пример - великие каппадокийцы. Василий Великий, например, пройдя полный курс Афинской Академии и впитав в себя все богатство античной науки, впоследствии стал христианским епископом. Мало того, в созданном им "Шестодневе" дана цельная картина мироздания, в которой органически и гармонично сочетаются Афины и Иерусалим.

Что же произошло потом? Почему гармония перешла во враждебность и несовместимость? В силу целого ряда действовавших в истории факторов, основанная на данной в Библии картине мироздания, живая вера постепенно перерастала в умозрительное представление о Боге и о созданном им мире. Результатом этого процесса и явилось разделение веры и научного знания. Предметом веры стал Творец, Создатель мира, а предметом чисто человеческого, "разумного" знания - созданный Им мир. Эти два направления человеческого бытия, по существу и изначально единые, стали развиваться независимо друг от друга.

Несколько по-иному развивалась умственная жизнь в Византии и, после ее падения, на Руси, унаследовавшей от Византии цельность мировоззрения. Таких коллизий, как в Западной Европе, на Руси никогда не было, ученых за их научные взгляды никто не сжигал. Полагаю, что именно традиции органического уживания веры и науки в многовековой умственной жизни России, которые стали возрождаться в последнее десятилетие, могли послужить одним из оснований для принятия решения о вручении премии Темплтона профессору Яну Барбуру именно в Москве.

Прошедшие века нас многому научили. Время заставило нас быть мудрее. Бурное развитие науки привело и к иному восприятию сущностного содержания как самой науки, так и веры, и религии. В этом отношении особо важны последние сто лет, в течение которых многими учеными в разных странах проделана огромная работа по выявлению содержательных связей науки и религии, рассматриваемых как различные, но дополняющие друг друга измерения человеческого существования.


 
 
Двести лет назад Лаплас объяснял Наполеону свою космогоническую гипотезу.

"Вы не оставили места для бога" - заметил император.

"Сир, я не нуждаюсь в этой гипотезе" - ответил Лаплас


 




Март 2002