Во время первой мировой войны хитроумные англичане придумали
средство отвлечь внимание немецких солдат на боевом дежурстве. Они разбрасывали
над вражескими позициями листовки с кроссвордами. Не кажется ли вам, что
вторжение компьютеров в нашу жизнь в заметной степени воспроизводит эту
ситуацию, переводя в свисток немалую долю энергии наших детей. И речь идет
не только о дурацких и жестоких играх и перманентном освоении все новых
коммерческих программ...
Возьмем к примеру распространяющееся подобно пожару поветрие
открыть свою собственную интернетную страницу. Сколько их уже сидит в Паутине,
никому не ведомо. Пройдитесь по школьным страничкам и по страничкам школьников
- и вы увидите, сколь убого в целом (есть, конечно, счастливые исключения!)
их содержание, особенно, в сопоставлении с вполне современным антуражем.
А ведь Интернет был задуман как средство распространения оригинальной и
полезной информации, а не информационного шума...
Разумное отношение к интернетным публикациям не придет
к нашим отпрыскам само собой, тем более, что уровень и интересы многих
популярных и интенсивно рекламируемых сайтов находятся ниже пояса, а их
русский язык... Увы, в отличие от болезни, здоровье не заразительно.
Интернет - гигантский самиздат, где стартовые возможности,
пусть формально, для всех равны. Практически полное отсутствие входного
контроля можно компенсировать только воспитанием сызмальства вкуса и чувства
меры: "С чем я выхожу к миру?" Думаю, что такого рода воспитание
лучше всего проводить не нотациями, не в игровой обстановке урока, а тренингом
в боевых условиях.
Почему бы учителям информатики не объединиться с учителями
словесниками, историками, математиками, физиками и т.п. и не разрабатывать
общие домашние задания или, скажем, проекты и зачеты. Выполняя такие задания,
школьник не только исследовал бы некую литературную или научную проблему,
но и научился корректно представлять (и защищать на публичном конкурсе!)
свои результаты в виде HTML-документа. И, упаси Бог, делать все это обязательным!
Как пример полезной школьной активности приведу определитель
озерной флоры, созданный в московской гимназии №1543. Буду рад любым
сообщениям о других удачных и самобытных работах...
VIVOS VOCO! готов принять участие в этой деятельности.
Почему бы, например, ученикам т.н. гуманитарных классов не взяться за создание
HTML-версий статей Н.Я. Эйдельмана и Ю.М. Лотмана? Почему естественникам
не перевести на русский язык нобелевские лекции физиков или биологов? Их
содержание может стать темой доклада на уроке или факультативе, а авторизованный
HTML-документ мы будем рады разместить в нашем выпуске или должным образом
на него сослаться. Приветствуются любые другие конструктивные предложения!
Присоединяйтесь!