Мне трудно вспомнить, как я узнал о существовании скульптуры
"Рабочий и колхозница". То ли мне попадались старые открытки в лавках букинистов
на набережной Сены, то ли я видел ее, листая альбомы по искусству, то ли
запомнил ее на лентах киностудии "Мосфильм". Мне кажется, что я всегда
знал эту скульптуру. В 1982 году я приехал в СССР для организации своей
выставки. Многое в СССР мне хотелось фотографировать, но скульптура Веры
Мухиной не входила в число объектов для съемки. Мой список состоял исключительно
из архитектурных памятников: я никогда не снимаю людей и скульптуру. Теперь
я уже должен сказать: "не снимал". Потому что, когда я увидел эту скульптуру,
предельно "очеловеченную", у меня не было колебаний. Я навел объектив.
Передо мной стремительно двигались два гиганта, на глазах превращаясь в
архитектуру. Я понял, что ни одна из виденных мной фотографий этой скульптуры
не показала динамизм и сложность ее летящей структуры, ее объемов. Ни одна
из виденных мной фотографий не передала энтузиазм и воодушевление, присущие
этой скульптуре. Ни в одной из виденных мной фотографий не было того, что
я видел в ней. Так возникла идея будущей книги.
Вернувшись в Париж, я направился в фотоархивы, в лавки букинистов на розыски материала по парижской выставке 1937 года. Мне удалось найти немногое - открытки и фотоальбом французского фотографа Пьера Вержера воспроизводятся в этом издании - и то немногое поразило меня во второй раз. Я увидел скульптуру в том окружении, для которого она была создана, я увидел ее летящей над фонтанами, я увидел то, что ей противостояло и что с ней соседствовало, как велика была разница между ней и скульптурой других павильонов, статичной, тяжелой, обращенной в прошлое и по духу и по материалу. Я снимал скульптуру летом, осенью и весной на протяжении двух лет. Я снимал ее с разных точек, точек самых реальных, с точек, с которых она открывается прохожему, с точек, с которых мы смотрим, но не видим. Монолитная и мощная издалека, вблизи скульптура превращалась в трепетную и подвижную. Про себя я называл ее "стальные облака". С постамента мне открылись интересные, необычные точки зрения. Скульптура как бы разворачивалась передо мной, возникала последовательная цепь новых впечатлений. Мое видение скульптуры углублялось. Мне потребовалась какая-то иная точка зрения. Я хотел снимать скульптуру, приблизившись к ней максимально. Мне предоставили подъемный кран, и на "стреле" я взлетал ввысь. Я мог прикоснуться к статуе. Это был апофеоз моего восторга и желания показать скульптуру такой, какой она открылась мне. Ведь это не только символ, не только олицетворение победы над материалом, но и вдохновенное произведение искусства, над которым не властно время. Richard Napier
|
СЕГОДНЯ, В 2006 ГОДУ... |