Кроме смеха...
Иные говорят, что революция 1905 года была чужеродна для России и даже враждебна русскому народу и русской традиции. Полезно поэтому напомнить, как она воспринималась современниками. Мемуары, документы - да, конечно! - но самый правдивый индикатор состояния общества - это смех. По нему сразу видно, "кто есть ху", поскольку и искренность, и натужность смеха бросаются в глаза. Вот отчего так нужен подробный рассказ о русской политической сатире тех лет.
Романовской монархии противостояли не только рабочие и крестьяне. Ее презирала и над ней издевалась практически вся образованная Россия. Неудивительно поэтому, что страницы этой книги изобилуют рисунками лучших художников того времени: Ильи Репина, Мстислава Добужинского, Евгения Лансере, Ивана Билибина, Бориса Кустодиева, Валентина Серова… Даже гимназистам были известны и понятны гражданские позиции Льва Толстого, Максима Горького, Леонида Андреева, Власа Дорошевича…
Вырождение русского царизма можно сопоставить с загниванием советской партократии. И на заре ХХ века, и к его закату общество созрело для взрыва - отсюда вулканические извержения сатиры при первых же цензурных послаблениях. Люди негодовали и смеялись от души, - увы! - не подозревая, что страну ожидает не пробуждение, а полоса еще худшего разложения и мракобесия.
В этой сатире звучали трагизм, сарказм, горечь, ирония, надежда, но было много злоязычия и злорадства. Всякому, кто хоть раз видел или слышал шендеровичей, должно быть понятно, что я имею в виду. Поразительно, как мало их манеры зависят от эпохи и, скажем так, ориентации... Кстати, именно возможностью сравнить сатирические таланты разного калибра в "век нынешний и век минувший" примечательна книга С. Исакова. Можно только пожалеть, что автор не привел в ней - хотя бы контраста ради! - примеры черносотенной сатиры. Такая ведь тоже была, и ее тематика, как нетрудно догадаться, осталась нетленной.
Думается, републикация этой монографии - неплохой способ отметить столетний юбилей одного из самых замечательных моментов нашей истории. Да, революция 1905 года была подавлена, но о ней помнят и жертвы, и палачи. Не зря же в 1993-ем как и в 1905-ом от власти требовали жестоко подавить народное возмущение. Разница лишь в том, что сто лет назад в России вряд ли нашлось бы сорок два интеллигента, способных публично объявить: "Эти тупые негодяи уважают только силу".
К счастью, историю иной раз удается притормозить или даже повернуть вспять, но ее нельзя остановить.
И на самодовольное "Rira bien qui rira le dernier", - уверенно отзовемся:
Кто последний? Мы за вами!
* * *
После ряда опытов было решено для факсимильного воспроизведения использовать здесь формат DJVU, который позволяет при относительно компактной форме совместить удобство чтения текста с возможностью в деталях рассмотреть иллюстрации (разрешение 600 точек на дюйм). Отдельные главы будут публиковаться в течение всего 2005 года - это связано не только с трудоемкостью издания, но также с желанием помесячно синхронизировать его с событиями столетней давности.
Александр Шкроб
Декабрь 2004 г.