№ 1, 2000 г. |
© Е.Е. Вяземский
ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Е.Е. Вяземский кандидат исторических наук,
|
Реформа системы образования в постсоветской России осуществлялась в сложных условиях. Российское общество переживает период глубоких структурных, в частности социокультурных изменений. В системе образования, как и в обществе в целом, произошли серьезные изменения, смысл и значение которых обусловлены поиском нового в образовании, соответствующего новым тенденциям развития российского общества. Значительные изменения произошли и в системе исторического, обществоведческого и гражданского образования (См.:Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.,Уколова В.И. История для завтрашнего дня (современная реформа школьного исторического образования в России). М., 1999).
В основу процесса реформирования системы образования, которое во многом совпало с фундаментальными преобразованиями российского общества, начатыми после 1991 г., был положен принцип приоритета личности, а средством достижения этой цели стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образовательной политики и образовательных систем. Перенос центра тяжести в системе образования на проблемы человека, направленность на овладение богатством отечественной и мировой культуры, духовным опытом человека, на восприятие целостной картины мира и формирование у учащихся системного мышления - вот практические ориентиры реформы образования, главный вектор ее развития. Реформа образования объективно необходима для становления и развития гражданского общества и правового государства.
В процессе реформы школы произошел переход от старой модели функционирования системы образования, характеризовавшейся последовательной централизацией и абсолютной монополией государства в образовательной сфере к новой модели, для которой характерны децентрализация управления, автономизация образовательных учреждений, диверсификация их типов. Система образования в современной России по сравнению с советской системой стала более гибкой и вариативной.
НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Школьная реформа 90-х годов осуществлялась во время системного кризиса, который переживало российское государство. Это обстоятельство оказало негативное влияние на осуществление школьной реформы и на современное состояние системы образования.
Стало ясно, что система финансирования учреждений среднего образования через местные бюджеты не отвечает современным требованиям. Администрация субъектов Российской Федерации не в состоянии своевременно обеспечивать даже выплату заработной платы учителям. Не обеспечиваются другие статьи расходов по финансированию общеобразовательных учреждений. Новый виток социально-экономического кризиса и рост потребительских цен привел к тому, что государственная власть не может гарантировать учителям удовлетворения даже минимальных потребностей. Зарплата учителя сегодня меньше реального прожиточного минимума. Необходимо изменить механизм бюджетного финансирования заработной платы учителей. Нужно платить заработную плату учителям из федерального бюджета через систему казначейств без права глав местных администраций расходовать эти средства по своему усмотрению.
Кризис второй половины 1998 г. обострил все проблемы, которые нарастали в российской школе в 90-е годы. Эти проблемы вызваны рядом серьезных причин. Среди факторов, характеризующих кризисное состояние системы общего среднего образования, следующие:
отсутствие сформированной на основе консенсуса между различными политическими силами государственной идеологии (идеологических основ Российского государства), что затрудняет формирование приоритетов государственной политики в области образования в целом и особенно в отношении образования историко-обществоведческого;Федеральная система повышения квалификации педагогов не может быть эффективной при отсутствии средств, стимулов и механизмов для реализации государственной политики, обеспечивающей единое федеральное образовательное пространство.отсутствие понимания на всех уровнях власти приоритетности образования; слияние Минобразования и Госкомвуза не обеспечило условий для улучшения управления системой общего среднего образования;
нет принятой на высшем государственном уровне федеральной доктрины, стратегии и программы развития образования.
Подготовленные ранее предложения по-новому этапу развития системы образования не были поддержаны педагогической общественностью;
недостаточно проработана нормативно-правовая база системы среднего образования; на государственном уровне не решена проблема введения государственных стандартов общего среднего образования;
нет эффективной программы воспитательной и социальной работы школы;
озабоченность вызывает обеспечение общеобразовательных учреждений современной учебно-методической литературой, включая учебные книги для преподавателей и воспитателей;
кризисные явления наблюдаются в системе повышения квалификации учителей.
ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В развитии системы исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются следующие тенденции:
стремление общеобразовательных учреждений построить личностно-ориентированную модель образования, адаптированную к уровням и индивидуальным особенностям развития учащихся;поиски оптимального сочетания общеобразовательной, развивающейся и профильной подготовки учащихся, путей обеспечения их интеграции в национальную и мировую культуры, овладение основами культур;
осознание педагогами воспитательного потенциала, значимости историко-обществоведческого и гражданского образования для воспитания патриотизма и гражданственности учащихся;
стремление педагогов построить современную, национально ориентированную не только в этническом, но и в общероссийском, общефедеральном смысле систему исторического и обществоведческого образования, основанную на учете социально-культурных ценностей российского общества;
овладение педагогами новыми педагогическими и информационными технологиями, исследовательскими методами обучения;
стремление педагогов подготовить учащихся к осмысленной жизни и деятельности в правовом государстве, гражданском обществе, основные параметры которого определены в Конституции Российской Федерации.
НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯВ ходе дальнейшего развития системы историко-обществоведческого и гражданского образования предполагается решить следующие задачи: достичь большей преемственности между ступенями образования; обеспечить научно-методическое решение проблемы поиска оптимального содержания и структуры обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В настоящее время в России формируется модель исторического образования в общеобразовательных учреждениях, включающая три уровня, соответствующих трем ступеням образования. Необходимо подготовить научное обоснование перехода к 12-летнему образованию и научно-методическое обеспечение этой новой для России модели.
Следует
активизировать поиски модели и структуры образования, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных, национально-региональных и локальных компонентов;Надо продолжить поиск и апробацию оптимальной модели повышения квалификации педагогов на основе общефедеральной стратегии. Сейчас готовится федеральный закон о повышении квалификации кадров. Следует обеспечить преемственность между системами общего среднего, высшего профессионального образования и системой повышения квалификации педагогов.обосновать и сформулировать содержание исторического и обществоведческого образования для разных ступеней;
обеспечить оптимальный баланс между отечественной и всеобщей историей.
Целесообразно стимулировать написание и издание нового поколения информационной и учебно-методической литературы для историков и обществоведов, сотрудников органов управления образованием. Предлагается включать эту литературу в федеральный перечень учебников и учебных пособий.
Попрежнему остро стоит проблема содержания исторического образования и качества учебников.
В соответствии с законодательством РФ содержание образования, в частности исторического, определяется государственными образовательными стандартами. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом, но в настоящее время этот закон еще не принят. Сейчас содержание образования регулируется временными требованиями, которые служат ориентирами для авторов учебников. В соответствии с Конституцией РФ, в Российской Федерации нет государственной идеологии, а плюрализм идей определяется Конституцией России и Всеобщей декларацией прав человека. Поэтому авторы учебников руководствуются своими общественно-политическими и научными взглядами, а учебники имеют авторский характер. В отличие от прежних лет в России реализуется стратегия вариативного образования. В стране нет государственных учебников и учебных программ.
Для определения качества подготовленных учебных книг подразделение Министерства общего и профессионального образования России — Федеральный экспертный совет Минобразования формирует в рамках соответствующей секции специальную рабочую группу из независимых экспертов (специалиста по базовой науке, методиста и учителя-практика), которые рецензируют рукопись и представляют на заседание секции совета свои отзывы, содержащие рекомендации и выводы. После этого секция экспертного совета принимает решение.
Нестабильность и политизированность общества, его переходный характер сказались на состоянии социально-гуманитарных наук и не позволили создать на основе фундаментальных исследований современную концепцию исторического и обществоведческого образования в системе общего среднего образования. Институты Российской академии наук и Российской академии образования предпринимают усилия к исправлению положения, но эти усилия пока не увенчались итоговым документом. Школа же как процесс непрерывного духовного воспроизводства не может успешно функционировать в условиях мировоззренческого вакуума. Минобразования России определило и утвердило стратегию развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях на переходный период решением коллегии Министерства образования РФ № 24/1 от 28 декабря 1994 г. Основные положения этой стратегической программы к настоящему времени в основном выполнены. Новая ситуация диктует необходимость выработки новых стратегических ориентиров.
Обучение истории в общеобразовательных учреждениях России занимает ведущее место в социально-гуманитарном образовании. В процессе корректировки реформы общего среднего образования содержание исторического образования сегодня в большей степени, чем ранее, нацелено на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному прошлому народов России.
В настоящее время формируется новая структура школьного исторического образования и складывается целостная система исторических и обществоведческих курсов. В школах России изучаются отечественная и всеобщая история с древнейших времен до настоящего времени. Дополнительно изучаются курсы региональной истории. Систематическое изучение истории преимущественно ведется синхронизированными, параллельными курсами отечественной и всеобщей истории. В некоторых школах изучаются интегрированные курсы "Россия и мир", причем соотношение между отечественной и всеобщей историей изменилось в пользу отечественной: если ранее на отечественную историю отводилось 50% учебного времени, то сейчас—70%.
В 3-4 классах начальной школы преподаются вводные и начальные курсы по родной истории, содержащие элементарные знания о человеке, обществе, правах человека. В 5-9 классах преподаются систематические завершенные курсы истории. В 10-11 классах учащимся предлагаются курсы отечественной и всеобщей истории на более высоком проблемно-теоретическом уровне. Во многих общеобразовательных учреждениях в старших классах наряду с историей России изучается "История мировых цивилизаций". В гуманитарных классах и школах вводятся курсы по выбору: по российской цивилизации, по изучению отдельных периодов российской истории.
Общее количество часов, выделяемых в школах России на изучение истории, остается неизменным в основной и полной средней школах, а в начальной школе на историю выделены дополнительные часы.
Нерешенной в научно-методическом плане проблемой является эффективное изучение исторических и обществоведческих курсов в старших классах и обеспечение их новыми учебниками.
Основные учебники по отечественной истории, действующие сегодня в общеобразовательных учреждениях, написаны известными учеными-историками: академиком Б.А. Рыбаковым, член-корр. РАН А.Н. Сахаровым, профессорами А.А. Преображенским, В.П. Дмитриенко и др. в традициях российской исторической науки. В соответствии с концентрической структурой исторического образования изданы новые учебники по большинству исторических курсов. В 1997-1998 учебном году школы в основном были обеспечены учебниками по всем курсам.
В начальной школе вводится курс "Рассказы по родной истории" (Н.И. Ворожейкина и др.). Систематическое изучение истории в основной школе начинается в 5 классе курсом истории древнего мира. Систематическое изучение отечественной истории начинается в 6 классе. В большинстве школ России в 6—7 классах отечественная история изучается на основе переработанного учебника "История Отечества с древних времен до конца XVIII века" (А.А. Преображенский и др.). В 1996-1997 гг. вышел новый учебник А.А. Преображенского в двух частях для 6-7 классов. В книге увеличен объем знаний о государственных деятелях, быте, религии, культуре. Для 6-7 классов создан и параллельный учебник - "История Отечества, VIII-XVIII вв." (А.Л. Юрганов,Л.А.Кацва). В 8 классе учатся по новому учебнику "История России, XIX век" (П.Н. Зырянов). Для этого учебника характерно взвешенное освещение событий. В качестве альтернативы к этому учебнику издательство "Мнемозина" выпустило учебно-методический комплект методиста Е.Н. Захаровой "История России XIX - начало XX века". В 9 классе школьники изучают отечественную историю по учебнику "История России, XX век" (А.А. Данилов,Л.Г.Косулина), который содержит целостную объективную картину сложных и драматических процессов исторического развития России XX в.
В старших классах изучается история на основе концентрической структуры исторического образования по учебникам "История России с древнейших времен до конца XVII века" (В.И. Буганов,А.Н. Сахаров), "История России конца XVII-XIX вв." (В.И. Буганов, П.Н. Зырянов), "История Отечества, XX век" (В.П. Дмитренко и др.). Издательством "Просвещение" выпущен параллельный комплект учебников по истории России для старших классов, авторы которого - ученые Московского педагогического государственного университета Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко,И.Л. Андреев.
В параллельном учебнике И.Н.Ионова "Российская цивилизация" (IX—XIX вв.) сделана попытка осмыслить специфику российского общества, его структуру и культуру. Этот учебник в основном применяется в школах и классах гуманитарного профиля. Учитывая, что концептуальная основа этого учебника вызывала замечания, издательство "Просвещение" выпустило 2-е переработанное и дополненное издание этой книги. В помощь учителю готовится методическое пособие по курсу.
Интерес у учителей и учащихся вызывает и параллельный учебник В.П. Островского и А.И. Уткина "История России, XX век". Книга написана на основе одной из современных концепций развития России в XX в. Этот учебник альтернативен учебнику, подготовленному коллективом под руководством В.П. Дмитренко.
Новаторской книгой является написанный в диалоговой форме учебник И.И. Долуцкого "Отечественная история, XX век".
Курс всеобщей истории в большинстве общеобразовательных школ изучается на основе учебников издательства "Просвещение" - "История древнего мира" (А.А. Вигасин и др.), "История средних веков" (Е.В. Агибалова, Г.М. Донской), "Новая история" ч. 1-2 (А.Я. Юдовская и др.). Параллельно действуют учебные комплексы издательств "Центр гуманитарного образования" и "Дрофа".
Изучение зарубежной истории XX в. в основной школе ведется на основе учебника "Новейшая история XX века" (А.А. Кредер). Учитывая, что этот учебник вызвал критику, издательство выпустило его переработанный вариант.
В старших классах всеобщая история изучается на основе учебника "Мир в XX веке" (О.С. Сороко-Цюпа и др.). Издательство "Просвещение" готовит версию этого учебника для основной школы. Ряд других издательств подготавливают или уже выпустили учебную литературу по всеобщей истории для основной и средней школы. Принципиально новый учебник по всеобщей истории XX в. для основной и средней школы "История мирового развития, век XX" (Н.В. Загладин) подготовило издательство "Русское слово".
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ
В настоящее время одной из актуальных задач совершенствования исторического образования в системе общего среднего образования является подготовка нового поколения учебных книг по истории.
В советской дидактике учебник рассматривался как нормативный документ, определяющий круг знаний - понятий, закономерностей, основных фактов, которые должны были составлять содержание обучения. Учебник должен был помочь учителю определить уровень глубины знаний, их мировоззренческую направленность, а также дать педагогам ориентиры для организации процесса обучения и развития учащихся. Тогда государство было заинтересовано в монополии учебных книг по истории, которая являлась средством обеспечения единой идеологической, воспитательной, информационной и контрольной политики.
Среди достижений создателей советских учебников истории можно назвать подготовку основного текста, учитывающего возрастные познавательные возможности школьников, разработку эффективного для своего времени методического аппарата, способствующего закреплению и воспроизведению исторических факторов и теоретических обобщений. Успехом советского учебного книгоиздания можно считать создание яркого иллюстративного ряда. В результате многолетнего совместного труда авторов, дидактов, издателей сложился тип стабильных учебников истории, по которым десятилетиями учились школьники. Среди авторов этих стабильных учебников назовем Ф.П. Коровкина, Г.М. Донского, М.В. Нечкину, П.С. Лейбенгруба, Т.С. Голубеву.
Однако в условиях постсоветской России все эти учебные книги были подвергнуты критике за однобокость, идеологизированность и политизированность содержащейся в них информации. В условиях реформы общего среднего образования был отвергнут принцип единого унифицированного учебника. Педагогическая общественность пришла к убеждению, что в России как в поликультурном и многонациональном государстве должны быть параллельные и профильные учебники, в которых должны учитываться социокультурные особенности этносов и регионов России. Эти тенденции были обобщены и закреплены в решении коллегии Минобразования России "О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях" от 12 декабря 1994 г. Это решение стало основой для реализации принципа вариантности исторического образования и подготовки федерального комплекта (перечня) учебников по истории.
Наряду с объективными достоинствами новой ситуации в учебном книгоиздании, становление рынка учебной литературы выявило и ее негативные последствия. Главными среди них педагогическая общественность считает потерю ориентиров и приоритетов единой федеральной политики в области содержания образования. Множество авторских концепций и подходов, реализованных в учебниках истории, сегодня уже с трудом воспринимается учителями и учащимися. В ряде случаев нарушается принцип целостности исторического образования. Множественность авторских подходов сама по себе не гарантирует высокого качества учебных книг. Педагогическая общественность и пресса сегодня критикуют и наиболее известных авторов школьных учебников истории. Это обстоятельство следует учитывать при попытках государственного регулирования федерального перечня учебной литературы.
В 90-е годы были созданы учебники истории нового поколения, которые можно определить как описательно-аналитические. В них авторская позиция не считается единственно возможной, в ряде случаев излагаются различные интерпретации, ключевая роль обычно отводится фактам. При этом в большинстве случаев внимание к событию, к яркому описанию сочетается со стремлением осмыслить прошлое. Авторы этих учебников находят баланс между соотношением сюжетного и аналитического материала.
В условиях вариативного образования современные учебники истории должны отвечать следующим требованиям:
соответствовать обязательному минимуму содержания и авторской программе по истории; обеспечиваться и дополняться разноплановыми учебно-методическими пособиями;издаваться на основе единой программы в составе учебно-методического комплекса; обеспечивать преемственность школьного исторического образования по "вертикали";
отказаться от политических пристрастий. быть более взвешенными в освещении спорных и конфликтных тем;
по возможности в равной степени знакомить учащихся с разными аспектами исторического прошлого - культурными, социальными, духовными и др.;
быть вариативными, отражать особенности регионов России, ее многонациональность и поликультурность;
быть многофункциональными, совмещая в себе авторский текст, хрестоматийные и справочные материалы, иллюстрации, методический аппарат, оценочный инструментарий;
раскрытие истории в эмоционально-насыщенных образах;
построение материала в виде рассказов, форме книги для чтения;
ориентация читателя на стимулирование творческого воображения и совершенствование эмоционально-ценностного восприятия учащихся;
раскрытие классического набора фактов, составляющих фундаментальную основу исторической науки и вместе с тем опора на новые достижения исторической науки;
построение учебника в форме, удобной для организации учебного процесса; подготовка учащихся к восприятию цивилизационного подхода в старших классах;
формирование исторического сознания школьников; возможная форма построения учебного процесса - введение курса истории мировых цивилизаций;
обеспечение специфики исторического образования в различных видах и типах учебных заведений.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В системе образования в 90-е годы произошла смена парадигмы. Вместо классической утвердилась личностная (личностно ориентированная) парадигма, основанная на признании уникальности интересов и образовательных потребностей каждого конкретного человека. Личностно ориентированная парадигма предполагает приоритет следующих принципов построения системы исторического образования и подготовки учителей истории:
целостность, последовательность, системность и интегративность; вариативность и плюрализм;Созданы вариативные комплексы учебников для начальной, основной и старшей школы. В теоретическом отношении эти учебники написаны на основе разных авторских концепций, методологических и методических подходов, что затрудняет учебную деятельность педагогов и учащихся. Поэтому одной из актуальных задач является подготовка концептуально однородных и совместимых по вертикали учебно-методических комплексов. Эти учебные книги могут быть написаны на основе разных концепций:гуманическая направленность;
несколько уровней системы образования;
интернационализация образования,
включение российской системы образования в международное образовательное пространство;
творчески-проектный и опережающий характер подготовки учителей истории.
гражданско-патриотических,Но учащиеся должны быть обеспечены целостными учебными комплексами, построенными на основе единой методологии.цивилизационных,
демократических,
либеральных.
В связи с предполагаемым переходом на 12-летнюю модель среднего образования должно быть подготовлено новое поколение учебников для обычных и специализированных школ и классов.
Среди нерешенных проблем исторического образования выделяется отсутствие принятой педагогическим сообществом фундаментальной научной концепции исторического и обществоведческого образования, в частности для средней школы.
Перспективной задачей для всех общеобразовательных учреждений является построение целостной системы исторического, обществоведческого и гражданского образования, а также общественного воспитания, основанной на сочетании российских ценностей и общемировых достижений. В связи с этим для России особенно актуален поиск оптимального баланса общефедеральных, национально-региональных и локальных компонентов содержания образования.
Отсутствие сформулированных на основе согласия между различными политическими силами идеологических основ Российского государства затрудняет формирование и реализацию приоритетов государственной политики в сфере образования в целом и особенно в отношении образования историко-обществоведческого.
В связи с этим необходимо провести широкую общественно-педагогическую дискуссию по проблемам государственной политики в области школьного исторического и обществоведческого образования, включая проблемы разработки фундаментальной концепции социально-гуманитарного образования, а также механизм подготовки, экспертизы и обеспечения школ учебной литературой нового поколения. Направлением этой дискуссии может стать поиск эффективных форм и методов повышения квалификации учителей истории, преподавателей высших и средних профессиональных учебных заведений.