№3, 2000 г.

© С.В. Уханов, Ю.А. Столповский

Орловский рысак: история и современность

С.В. Уханов,
кандидат биологических наук

Ю.А. Столповский,
кандидат биологических наук

Институт общей генетики им. Н.И.Вавилова РАН

фото Ю.А. Столповского
Слово гуингнгм на языке туземцев означает лошадь,
а по своей этимологии — совершенство природы.

Джонатан Свифт

Интересная и богатая история у друзей и верных помощников человека — лошадей. Во все века, с глубокой древности и до наших дней, люди воспевают их красоту. Сколько в мире создано литературных шедевров, скульптурных изваяний, художественных полотен, посвященных лошади! Первые рисунки лошадей, а вернее их предков, были сделаны древними художниками несколько тысяч лет до нашей эры и встречаются во всех частях света. В России наиболее богатая коллекция скульптурных работ и картин (более 3 тыс.!), изображающих лошадей, собрана в Музее коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева. Здесь представлены картины М.А.Врубеля, М.Б.Грекова, В.Д.Поленова, К.А.Савицкого, В.И.Сурикова и др.

Лошади, как и все другие домашние животные, произошли от диких прародителей. Научные изыскания установили существование предка современных лошадей — разные подвиды тарпана (полностью исчез в прошлом веке).

Более 6 тыс. лет лошади верой и правдой служат людям. Их место, значение для истории, культуры человечества переоценить трудно. “Лошадь человеку — крылья”, — гласит народная русская пословица. Даже в нашем урбанизированном мире смысл таких слов до сих пор актуален для многих поклонников этих животных. Впрочем, спектр отношений человека к лошади всегда был широким: от поэтического обожания до обыденного использования в сельском хозяйстве. Отсюда и такие выражения, как “лошади не люди, они все красивы” и “рабочая лошадка”. В древности лошадей обожествляли и признавали себе равными. Царь Кипра 3.5 тыс. лет назад, обращаясь к египетскому фараону Аменхотепу, написал: “Желаю здоровья Вам, Вашей семье и Вашим коням”. В Древней Руси, расхваливая город и его достопримечательности, говорили: “А еще у нас в граде матери есть не меньшая слава гордая, испоконная, дар великого божества: то коней краса, жеребят краса”.

Колоссальная потребность в лошадях сначала для передвижения, охоты, военных нужд, работы в сельском хозяйстве, а затем в промышленности и на транспорте привела к тому, что люди, используя искусственный отбор, создали множество пород. В настоящее время во всех странах мира насчитывается около 250 пород лошадей, из них 50 разводились в России и на других территориях бывшего Союза.

В этой статье речь пойдет о самой знаменитой русской породе лошадей — орловском рысаке, — которая выведена более 200 лет назад и имеет интереснейшую историю. Большинство отечественных иппологов (специалистов по лошадям) подчеркивают, что значение орловской рысистой породы для нашего коневодства велико и многосторонне.

По утверждению М.Н.Придорогина (1929), собственно рысистых пород только три: орловский, американский, норфолькский рысаки, но последний при “малой любви англичан к рысистому спорту захирел и в Англии почти совсем исчез”. О трагическом соперничестве американских и орловских рысаков мы расскажем чуть позже, а пока немного интересных исторических фактов и легенд, связанных с выведением орловского рысака.

В XVIII в. на Руси разводили в основном массивных лошадей европейских кровей да многочисленных неказистых местных лошаденок, резвость и выносливость которых оставляла желать лучшего.

Кто знает, что подвигло графа Алексея Орлова — блестящего военачальника, государственного деятеля — заняться коневодством. Огромный капитал, государственный интерес, выгода, любовь к лошадям? А может быть, Алексей Григорьевич дал себе зарок вывести быстрых, красивых, выносливых лошадей после известного случая, произошедшего с ним и будущей императрицей Екатериной II 28 июня 1762 г.? В тот день царица вместе со своим фаворитом ехали из Петергофа в Петербург в карете, запряженной парадными неаполитанскими длинногривыми и длиннохвостыми конями (кстати, до XVII в. лошадь ценилась за хвост и гриву, хвост даже убирали в специальный кошель). Не доезжая несколько верст до заставы, кони перешли на шаг, а затем и вовсе стали. Положение было отчаянным, потому что на заставе к нашим героям должны были присоединиться… заговорщики. Не на прогулку выехала Екатерина, а всего лишь совершить государственный переворот и утвердить себя на царствование. Каждая минута промедления грозила поражением, а холеные неаполитанские кони не могли сделать и шагу от усталости. “Бедолаги” бросились искать в окрестных деревушках лошадей, привели, запрягли, каких нашли, и с грехом пополам Орлов с Екатериной добрались до заставы. Вряд ли в своей жизни граф Орлов мог забыть эти несколько часов, когда судьба и жизнь были поставлены на карту оттого, что заграничные кони оказались недостаточно резвы и выносливы.

Как ни покажется кому-то странным, но и великая победа русского флота над турецким под командованием графа Орлова при Чесме также внесла свою лепту в развитие отечественного коневодства и появление на свет новой российской породы лошадей. И вот почему. После победы под Чесмой, а затем и общей победы России над Турцией большой любитель и знаток лошадей Алексей Орлов вывез из Турции и Аравии много ценных племенных лошадей арабской породы. После заключения мира сам турецкий султан “подарил” Орлову первоклассных жеребцов. Существуют две версии покупки и знаменитого светло-серого арабского жеребца Сметанки. Первая – за рыцарское отношение к пленным Орлову предоставили возможность купить понравившихся ему лошадей. Вторая — прямо противоположная. Турецкий султан наотрез отказывался уступить Сметанку. Лишь после того как граф Орлов-Чесменский пригрозил войной в течение еще трех лет, султан согласился продать русскому военачальнику понравившегося арабского жеребца. И продал… за 50 тыс. руб. серебром. Баснословная сумма! Для сравнения: в те времена зарплата конюха была 3 руб. в год. Сметанку под охраной вели в Россию в течение двух лет.

Орлов закупил в Египте, Аравии и Турции 30 жеребцов, часть которых отправили на Подмосковный завод в с.Остров (ныне Люберцы). На этом заводе были собраны ценные лошади лучших пород того времени — арабская, голландская, датская и др. Они-то и послужили материалом для работы по созданию новой рысистой породы лошадей.

Россия остро нуждалась в собственных породах лошадей. Это понимали многие, но граф Орлов не только осознал такую необходимость, но и очень точно подобрал исходные формы для будущей породы. С одной стороны — массивных тяжелых европейских лошадей, с другой — арабских скакунов с неповторимой красотой движения и экстерьером. Что получилось при их скрещивании? Как закрепили в потомстве рысистый аллюр, уникальную стать задуманной лошади, сделали ее красивой, нарядной и неприхотливой?

Важная заслуга Орлова состоит в том, что он реализовал свои селекционные идеи на практике. Попытки вывести новые породы предпринимали и другие конезаводчики. Например, граф Шереметев, используя практически те же породные сочетания, что и Орлов, так и не смог создать новую породу.

Многое в жизни зависит от случая. В селекции часто — это удачное сочетание выдающихся производителя и самки, вернее, получение от них уникального потомства. Порой всего лишь один производитель может радикально повлиять на становление будущей породы. В орловской рысистой породе таким животным и стал знаменитый жеребец Сметанка, которого случили с датской буланой кобылой и получили очень небольшую ставку жеребят (четырех жеребчиков и одну кобылку). Впрочем, Сметанка и прожил-то всего один год. Среди его сыновей выделялся серый Полкан. Скрещивание Полкана с европейскими упряжными кобылами (мекленбургской и голландской пород) дало Барса — признанного родоначальника рысистой орловской породы.

В 1772 г. все конское поголовье было переведено в имение Хреновское Воронежской губернии, подаренное Екатериной II своему фавориту. Здесь на привольных целинных степях и продолжали заниматься совершенствованием орловского рысака. 33 года (1775—1808) работал Орлов над созданием рысака. Его помощником заслуженно считают крепостного Василия Ивановича Шишкина, который после смерти графа Орлова (1808) успешно завершил работу с породой.

Орлов очень ревностно относился к своему заводу в Хреновском, и как при нем, так при его дочери Анне Орловой существовал запрет на выпуск из завода хотя бы одного некастрированного жеребца. Причем это правило было настолько жестким, что когда царь Александр I пожелал иметь для выезда Хреновских жеребцов, то и ему представили ко двору не жеребцов, а меринов.

В свое время орловские рысаки были чрезвычайно популярны. Современники наградили этих лошадей самыми разнообразными эпитетами. Вот как описывает С.П.Жихарев (1805) орловского рысака:

“…нельзя было не налюбоваться на красоту этих коней: прямой, длинный, крутореберный стан на толстых и сухих ногах, шея, как тонкая лента, приподнималась высокой дугой и оканчивалась прекрасной головой, с огненными глазами навыкате и с пышными ноздрями. Движение этих громадных коней было таким правильным, что топот их копыт представлял слуху какой-то размеренный такт, а на крестце рысака можно было поставить стакан воды, и она не расплескалась бы: так спокойна была поза летящего рысака, и одни только ноги быстро и правильно размеренным махом уносили рысака вперед”.

Длительное время селекция орловского рысака велась по крупнорослости, поэтому в наши дни это одна из самых крупных среди упряжных пород в мире. Современный орловский рысак — гармонично сложенная добронравная лошадь с очень выразительными глазами, средних размеров сухой и широкой во лбу головой, высоко поставленной лебединой шеей, достаточно высокой холкой (162 см), длинным туловищем (164 см) и прямой спиной. Орловские рысаки послушны, привязаны к человеку, уравновешенны, но в то же время достаточно темпераментны. Преобладающая масть этих лошадей — снежно-белая или серая в яблоках с темными или белыми хвостом и гривой.

С 30-х годов XIX в. орловскую рысистую породу начинают широко разводить на других конных заводах, а к середине столетия она распространяется во многих районах страны. Во всем мире не было и нет другой такой крупной, нарядной, выносливой легко-упряжной лошади, которая могла бы на устойчивой рыси везти тяжелую повозку, легко переносить жару и холод. В народе про орловского рысака говорили, что он “и под воду и воеводу” и “пахать и щеголять”. Замечательные акклиматизационные способности, сравнительная нетребовательность в разведении, универсальность, высокие качества превосходной упряжной и разгонной лошади способствовали широкому признанию этой породы в Российской империи.

О значении орловского рысака для России можно судить из резолюции Первого всероссийского съезда коннозаводчиков (1910), где он единодушно признается “основным улучшателем” в русском конезаводстве. В своем докладе на съезде классик отечественной зоотехнической науки Н.Н.Кулешов указывает: “Никто не может отрицать того, что почти все упряжные лошади в наших городах и селениях произошли от улучшения местных лошадей кровью рысистой породы, которая одна сделала больше для коневодства России, чем все культурные породы вместе взятые”.

В любой породе есть свои знаменитости, отличающиеся от своих сородичей выдающимися показателями продуктивности или чем-то другим необычным, например мастью, поведением т.д. Это животные, как правило, рекордисты, чемпионы, основатели пород, линий, семейств. Впоследствии очень часто про них складывают легенды. От одного поколения селекционеров к другому передаются интересные факты из биографии таких животных: о их достижениях, привычках, капризах, экстерьерных достоинствах и недостатках. Кстати, все выдающиеся лошади, как правило, имели порой незначительный, но какой-нибудь недостаток (порок).

Среди чемпионов-орловцев, безусловно, выделяется жеребец Крепыш, рекордами которого гордилась вся Россия. В начале XX в. в нашей стране, как утверждают современники, гремело два имени: одно — великого певца Федора Шаляпина, другое — великой лошади Крепыша, которого не случайно называют лошадью столетия. Это был жеребец с характерными для орловских рысаков признаками: крупным ростом, красивой серой мастью в яблоках, лебединой шеей, длинным светлым хвостом. Полюбоваться совершенством форм и пластичностью движений Крепыша из многих городов России и других стран специально приезжали люди, никогда ранее не посещавшие бега. За свою беговую карьеру Крепыш выступал около 80 раз, из них 55 раз был на первом месте. Невероятно, но в детстве эту лошадь обзывали “комаром на длинных ногах”. Тогда мало кто мог предположить, что из слабого неуклюжего “гадкого утенка” получится столь великолепный ипподромный боец.

Оставили свой след и другие чемпионы орловской породы — Барвиха, Бронная, Бокал, Бравый, Улов, Пион и, конечно же, Квадрат. Трехкратный чемпион орловской породы гнедой жеребец Квадрат родился в 1946 г. от Пролива и Керамики. Удивительно, но появление выдающегося потомка от этой пары лошадей предсказал советский ученый-коневод профессор В.О.Витт. Квадрат не отличался выдающейся резвостью, но тем не менее был поразительным ипподромным бойцом. Этот жеребец выиграл все традиционные возрастные призы, как закрытые, так и открытые, в том числе и “Дерби-50”. Квадрат закончил свою беговую карьеру с рекордами 2.08 мин (1600 м) и 4.23 мин (3200 м). От него было получено 620 потомков, в числе которых много новых чемпионов и рекордсменов породы, оказавшихся резвей своего отца.

Заслуги Квадрата были настолько велики, что ему еще при жизни поставили два бронзовых памятника — один на ВДНХ (ныне ВВЦ), другой на территории Московского конного завода. Есть еще один памятник орловскому рысаку — на Хреновском конном заводе. Этот монумент установлен в честь жеребца Улова, также оставившего после себя прекрасное потомство.

Увы, но доблестные победы, триумф, всеобщее признание и любовь к орловской рысистой породе канули в лету (это уже история). Может быть, в будущем кто-то и воздвигнет памятник знаменитой летящей русской тройке, запряженной красавцами — орловскими рысаками. Кто знает? Как известно, красота должна спасти мир. Но есть и другая народная мудрость: “не родись красивой, а родись счастливой”. Для пород домашних животных, наверное, можно перефразировать это крылатое выражение. Не родись красивой, а родись востребованной человеком. Как мы уже писали, среди рысаков трудно найти соперника орловцам по выносливости, способности приспосабливаться к различным условиям, красоте форм и движений (нарядный ход). Но все эти качества были принесены в жертву лишь одному признаку — ее величеству резвости.

Еще в конце XIX в. на ипподромах России появились рысаки из Америки: угловатые, низкорослые, плотно сложенные. Среди американских рысаков 75% — иноходцы (при беге выносят одновременно обе правые ноги, а затем обе левые). Их бег, а вернее, быстрая и частая перестановка ног чем-то напоминает работу швейной машинки.

В отличие от американских рысаков, которых разводили главным образом как спортивных, орловские и боролись на беговых дорожках, и сохраняли свою универсальность как упряжные-выездные и рабочие лошади. Русские конезаводчики, признавая красоту их форм и выносливость орловских рысаков, стали обращать внимание и на показатели резвости американских рысаков. Кто резвее — орловские или американские рысаки? Ответ на этот вопрос определял будущее двух пород, по крайней мере в России.

Венцом соперничества между двумя породами, вероятно, стал забег, прошедший в 1910 г., — тогда в Москве разыгрывался Интернациональный приз. На беговой дорожке сошлись король русских рысаков Крепыш и американский рысак по кличке Дженерал-Эйч. Несколько странных историй связано с этим забегом. Начнем с того, что на Крепыше почему-то был американец Уильям Кейтон, а не наш наездник Константинов. Кейтон принадлежал к знаменитому наездническому клану Кейтонов, который, собственно, и начал русско-американскую торговлю лошадьми. Иными словами, американец был кровно заинтересован в результате этого заезда. Ведь победа Крепыша означала бы резкое снижение цен и спроса на американских рысаков. Очевидцы заезда рассказывали, что на последнем повороте Кейтон спустил Крепыша с вожжей, и лошадь, не чувствуя привычного посыла, естественно сбавила ход. Наш серый великан проиграл американцу одну секунду. Эта ли секунда или другие проигранные забеги привели к тому, что на ипподромах России стали доминировать американские рысаки.

Появились машины, и надобность в упряжной лошади практически исчезла. Над орловскими рысаками нависла угроза исчезновения. Сегодня всего 800 племенных кобыл чистокровной рысистой орловской породы осталось на 12 конезаводах России. По хорошо известным селекционным стандартам порода, в которой насчитывается менее 1000 маток, имеет статус “вызывающий опасения”. Действительно, дальнейшая судьба великой породы вызывает опасения.

В конце XIX — начале XX в. российским конезаводчикам уже приходилось спасать орловского рысака. Тогда сумели добиться разграничения езды между американскими рысаками, метисами и орловскими рысаками. Помогло государство. Орловский рысак — это национальное достояние и символ России, тогда это понимали.

В нынешних условиях сохранить в чистоте орловскую породу и сделать ее экономически рентабельной без дотаций трудно. Комплекс сложнейшей работы по сохранению того наследия, которое нам досталось, требует элементарного финансирования — селекционно-племенная работа, уход и содержание, кормление, тренинг и масса других мероприятий, благодаря которым и воспитывается, сохраняется и улучшается порода лошадей. Можно предоставить орловской лошади самой подзаработать себе на жизнь. Организовать тотализатор, бега на ведущих ипподромах России только среди орловских рысаков или соревнования между тройками. Сделать такую “птицу-тройку” неотъемлемым участником государственных праздников федерального, регионального и локального масштаба, действительно официальным символом России.

“Спина лошади — основа государства”, — так говорили в древнем Китае. Пусть спина нашей лошади никогда уже не будет основой Государства Российского, но стать орловскому рысаку символом, если хотите, талисманом возрождения новой России вполне по силам. А талисман (символ) надобно хранить как зеницу ока.
 


 


VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!
Февраль 2000