№4, 2002 г.
© В.А.Удальцова

Ремесло или искусство

В.А.Удальцова
Государственный Дарвиновский музей, Москва

В 2001 г. в Государственном Дарвиновском музее состоялась выставка, посвященная юбилеям двух замечательных таксидермистов* - Филиппа Евтихиевича Федулова (1881-1961) и Дмитрия Яковлевича Федулова (1896-1985) - дяди и племянника. По выражению основателя и первого директора Александра Федоровича Котса (1880-1964), эти выдающиеся мастера таксидермии всю свою жизнь “всецело и единственно проработали для Дарвиновского музея” [1].

* Таксидермия (от гр. taxis - приготовление, обработка и derma - кожа, шкура) - искусство изготовления чучел.
Желая реализовать на деле свою давнишнюю мечту о создании музея, Котс начал заниматься не только сбором зоологических коллекций (шкур, тушек, чучел, сухой натуры), но и поиском художника-таксидермиста высокой квалификации. “Решающим моментом для создания Дарвиновского музея было само наличие в Москве талантливых таксидермистов и художников”, - так писал о рождении своего любимого детища Котс (официально год создания Дарвиновского музея - 1907-й).

Основатели Дарвиновского музея - Ф.Е.Федулов, А.Ф.Котс, Н.Н.Ладыгина-Котс и В.А.Ватагин (слева направо) в здании МВЖК. 1912 г.
По замыслу Александра Федоровича, чучела животных и научные иллюстрации должны были оформляться как художественные произведения. Таким образом, в научную концепцию биологического музея впервые была заложена идея “синтеза науки и искусства”. При этом предполагалось иллюстрировать не разрозненные факты, случайно выхваченные из природы и представленные в виде традиционных “монотонных рядов звериных и птичьих чучел”, а обобщения, необходимые для понимания закономерностей развития живой природы, что в свою очередь требовало новых экспозиционных решений.

Заканчивался век иллюзий, надвигалось время крутых перемен. Сначала первая мировая война, затем революция, а за ней - гражданская война, голод и разруха. В своем дневнике в 1918 г. Котс написал: “Декабрьскую революцию я проводил за микроскопом и планированием своего музея. Социалистическую Октябрьскую - за организацией музея в отведенном мне впервые музейном помещении. И все же, эта внешняя моя далекостъ от политики не помешала мне с первых же месяцев Советской власти полностью включить себя в работу Комиссариата просвещения, а в последующем 1918 г. открыто выступить на 1-м Всероссийском учительском съезде, ознаменовавшем перелом в среде тогдашнего учительства”.

Русская интеллигенция начала XX в. была одержима и самонадеянна, свято верила в победу добра над злом. От XIX в. ей досталась в наследство уверенность в том, что человек по природе своей добр, и нужно всего-навсего изменить мир вокруг него, а далее все пойдет как нельзя лучше.

Основатели Дарвиновского музея были воистину настоящими “взрослыми” детьми! В то время как в холодной и голодной Москве 20-х люди, сбиваясь с ног, добывали мешок муки, эти чудаки разыскивали гипс для скульпторов. Сами они питались весьма скудно, довольствуясь мерзлой картошкой и кукурузой, но при этом ценой неимоверных усилий умудрялись добывать фрукты для экспериментальных животных - попугаев и обезьян.

Создатели музея не сомневались в том, что их работа в России, для которой настали самые трудные времена, необходима. Они остались здесь в надежде служить отчизне, своему народу и любимому делу.

Впервые Котс познакомился с препараторским искусством в возрасте 12 лет, а к окончанию гимназии он уже вполне овладел мастерством таксидермиста, о чем свидетельствуют полученные им награды - Малая серебряная (1896) и Большая серебряная (1899) медали от Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений за представленные на выставках чучела птиц собственного изготовления. Искусству таксидермии Котс обучался в домашних условиях (уроки давал приходящий мастер). Позже он познакомился с владельцем коммерческой таксидермической мастерской Федором Карловичем Лоренцем (1842-1909), “квалифицированным специалистом орнитологом и великолепным препаратором”. В то время это была лучшая мастерская не только в Москве, но и в России*. Продукция фирмы Лоренца - огромное количество чучел глухарей, куропаток, хищных птиц, белок, зайцев, медведей, которые распространялись по биологическим музеям России, а также попадали в коллекции состоятельных людей, удачно вписываясь в интерьеры роскошных кабинетов. Мастера фирмы первыми в России начали изготавливать биогруппы - композиции, в которых чучела животных располагались среди имитированных участков природы.

* У мастерской было много общего с фирмой Уорда в Рочестере (США), изготовлявшей музейные экспонаты. Обе существовали в одно и то же время (конец XIX - начало XX в.) и имели наиболее квалифицированных таксидермистов. Но методика создания чучел у Лоренца была поставлена на более высокий художественный и технический уровень.
Знакомство и дружба Котса с Лоренцем сыграли свою роль в создании уникального музея. В то же время “без Лоренца и его фирмы не было бы самого талантливого его ученика, неизмеримо превзошедшего его по мастерству - Филиппа Евтихиевича Федулова, создателя громаднейшего большинства всех препаратов Дарвиновского музея” [2]. Именно там, в мастерской Лоренца, в 1896 г. Александр Котс познакомился с Филиппом Федуловым - одним из умелых препараторов-рабочих, трудившихся над созданием фирменных таксидермических образцов.

“Тогда щеголеватому робеющему гимназисту двери в мастерскую отворил один из подмастерьев Лоренца - бойкий черноглазый мальчик; тонкое интеллигентное лицо, немного вьющиеся волосы и быстрый взгляд острых, пронизывающих глаз. Не думалось тогда, что этот шустрый “Филька” станет главною опорой Дарвиновского музея, самым верным другом, сосоздателем его на многие десятки лет”, - так трогательно вспоминал об этой встрече Котс.

В 1907 г. “дядя Филя” (так называли молодого мастера другие служащие фирмы) с утра до вечера сидел у своего рабочего стола в лоренцевской мастерской и набивал чучела лисиц и глухарей, в то время как будущий директор Дарвиновского музея обучал анатомированию лягушек: днем - студентов университета, вечером - девиц на Высших женских курсах. Это был источник заработка для оплаты поступающих в музей коллекций - “тысячи распластанных лягушек претворялись в экзотические экспонаты бабочек и райских птиц, выписываемых из заграничных фирм”.

Основу сокровищ Дарвиновского музея составили собственные коллекции Котса (в том числе чучела, сделанные им самим), чучела, закупленные в мастерской Лоренца, а также выписанные из-за границы шкуры различных зверей и птиц. К концу 1912 г. определился состав сотрудников музея (А.Ф.Котс, Н.Н.Ладыгина-Котс, В.А.Ватагин и Ф.Е.Федулов) - четверка, силами которой создавалось будущее государственное учреждение. Уже в начале 1913 г. музей перерос себя как частное, любительское начинание, и молодой директор выполнил давно назревшее решение: пожертвовал свой музей Высшим женским курсам*, но на условиях, способных обеспечить его надлежащее развитие (в том числе зарплату препаратора - 100 руб. в месяц). С осени 1913 г. в музей начали приходить заграничные посылки со шкурами животных. Их приходилось складывать в подвалах нового здания Высших женских курсов и рабочем кабинете самого Котса. Приглашенный для изготовления чучел Федулов ютился поначалу в каморке в Криво-Никольском переулке, где делал чучела небольших зверей и птиц. Успехи в изготовлении крупных экспонатов были еще впереди.

* В здании МВЖК в Мерзляковском пер. Котсу были выделены помещения под музейные коллекции. В 1913 г. курсы переехали в новое здание на Девичьем поле (бывш. М.Царицынская - ныне М.Пироговская ул., д.1, здание МГПУ, аудиторный корпус).
Родился Филипп Евтихиевич в с.Иваново Калужской губ. В семье Федуловых было шестеро детей. Двое старших сыновей занялись скорняжным делом и подались на заработки в Москву. Профессия привела их в мастерскую Лоренца. Приобщившись к препараторскому искусству, они потянули за собой остальных. Так в Москве возникло “Федуловское племя” талантливых таксидермистов, усердием и дарованием которых были созданы сотни замечательных экспонатов для биологических музеев России. А самым талантливым из них был Филипп, ставший, по выражению Котса, “подлинным Себастьяном Бахом в этой области”. Его трудовая деятельность прерывалась лишь на годы службы в армии в первую мировую войну. В 1927 г. Федулов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. К этому знаменательному событию им уже были сделаны чучела жирафа, африканского слона, белого медведя, гориллы, райских птиц и многих других животных…

Федулов сооружает каркас для чучела африканского слона.

В 1914 г. на подмогу дяде в музей пришел его племянник - Дмитрий Яковлевич Федулов, начинавший свой трудовой путь также в мастерской Лоренца в 1910 г. Проработав в музее более полувека, он создал множество чучел самых различных животных, помог Ф.Е. Федулову в воссоздании облика индийского слона, чучело которого они изготовили вместе в 1937 г. Но особенно ярко проявил себя Дмитрий Яковлевич в области “филигранной” таксидермии, овладев искусством изготовления чучел самых миниатюрных птиц - колибри. Великий французский энциклопедист Ж.Бюффон писал: “Камни и металлы, отполированные нашими руками, не сравнятся с этой ювелирной драгоценностью природы, ее шедевром - маленькой колибри”. Представьте себе, каким же нужно обладать талантом, чтобы еще раз “повторить” совершеннейшие творения!

Котс ярко и убедительно описал нелегкий труд таксидермиста. Вот “перечень работ, единолично выполняемых Ф.Федуловым в его мастерской:

1. Препараторские - съемка шкур с животных.

2. Сырейные - кваска и дубление шкур.

3. Кузнечные - сооружение металлических станков для крупных чучел.

4. Столярно-плотничные - изготовление деревянных манекенов для крупных чучел.

5. Резные по кости и дереву - изготовление искусственных звериных черепов и зубов к ним.

6. Скорняжно-прошивные - сшивание звериных шкур.

7. Малярно-москательные - изготовление мастик и лаков, варка растворов мышьяка для протравки экспонатов.

8. Лепные и муляжные - реконструирование мягких тканей на звериных черепах или конечностях при имитации природной мускулатуры.

9. Собственно таксидермические - набивка чучел.

10. Декоративные - отделка постаментов и подставок для чучел” [3].

Нужно было иметь большое мужество, чтобы каждый раз не испытывать ужас и потрясение от вида окровавленного трупа животного, не чувствовать брезгливости от удушливого тяжелого воздуха, пропитанного густыми испарениями заквашенной звериной шкуры.

Но зато как приятно любоваться результатами таксидермических изысков - чучелами диковинных зверей и птиц. Описание одного такого импровизированного “ноева ковчега”, разместившегося в мастерской Федулова, оставил Котс: “Вот длинношерстная миниатюрная лошадка пони, взрослый экземпляр, напоминающий лохматого барбоса и размерами и мастью, вот - <…> лохматая обезьяна из Центральной Африки, так называемая гвереца, с белоснежной бахромой волос <…>, там - чучело американского ленивца в характерной его позе, брюхом кверху и спиною вниз, с конечностями наподобие крюков; там - лазающая форма кенгуру из австралийской области, а по соседству с ним - земляк его, лохматый казуар. Здесь - пара ящеров из Африки в их характерной лазающей и укрывающейся позе, белка-альбинос из-под Ярославля; светлый соболь с Забайкалья и десятки прочих, самых любопытных тварей, собранных со всех концов земного шара”.

В настоящее время большая часть всех этих замечательных шедевров таксидермического искусства заняла достойное место в музейной экспозиции. Остальные хранятся в запасниках и периодически экспонируются на выставках. Особая гордость музея - чучела слонов (африканского и индийского), которые являются лучшими образцами отечественной таксидермии. Они изготовлены старым традиционным методом - накруткой, но смотрятся ничуть не хуже тех, что выполнены лучшим из современных методов - скульптурным. Все это говорит о том, что создавали их виртуозы своего дела, и главная заслуга в этом принадлежит Ф.Е.Федулову.

Метод накрутки состоит из нескольких этапов: сооружение каркаса из проволоки и костей скелета; изготовление манекена по каркасу туловища, конечностей и головы (из стружки, соломы или пакли); оформление готового чучела путем натягивания и зашивания шкуры.

В мастерской Федулова.
Филипп Евтихиевич изготавливает чучело нанду методом накрутки. 30-е годы.

Метод скульптурный: лепка пластилинового эскиза (1:10); сооружение каркаса; лепка скульптурного манекена в глине; гипсовая формовка; выполнение слепка из папье-маше; оформление готового чучела путем натягивания шкуры и зашивания ее на слепке из папье-маше.

Два замечательных экспоната пережили своих создателей и увековечили их память. Многие современные художники-анималисты принимают чучела слонов за скульптуры. Это вполне объяснимо: автор эскизов - патриарх отечественной анималистики в.А.Ватагин [4]. Оба чучела представляют большую историческую значимость, так как их живые “прообразы” были весьма известными “персонами”. Африканский слон - подарок эмира Бухарского последнему русскому царю Николаю II (для цесаревича Алексея). Но трагические события не позволили встретиться наследнику престола со своей живой игрушкой - все члены царской семьи погибли в 1918 г., а слон умер во время переезда из Гатчины в Москву в том же году. Индийский слон (точнее слониха по имени Джин Дау - Прекрасная дама) - ритуальный слон эмира Бухарского. Незадолго до революционных событий Джин Дау отправили из Бухарского эмирата в Москву, где она спокойно жила в зоопарке.

С чучелом индийского слона. А.Ф.Котс и Ф.Е.Федулов.

Котс в своих воспоминаниях о Ф.Е.Федулове пророчествовал: “Пройдут года. Наш Дарвиновский музей дождется своих стен, достойных содержания его. Раскроются перед десятками миллионов изумленных зрителей пока скрытые за недостатком места и охраны уникальные сокровища музея <…>. И пусть для памяти миллионов будущих восторженных и благодарных посетителей музея, созерцающих итоги почти полувековой работы главного сооснователя музея Дарвина - орденоносца-препаратора Ф.Е. Федулова, останутся сокрытыми усилия и жертвы, что стояли некогда за этим <…> служением родной культуре и родной стране”.

Литература

1. Фадеев И.В. Музеи эволюции живой природы // Природа. 1997. №9. С.46-59.

2. Котс А.Ф. Дарвиновский музей до Октябрьской революции (1907-1917) // Гос. Дарвин. музей. С.15-16.

3. Котс А.Ф. Люди вымирающего цеха // Гос. Дарвин. музей. С.132-134.

4. Астахова О.О., Портнова И.В. Музейный художник // Природа. 1997. №9. С.60-67.
 



VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!
Март 2002