№ 4, 2003 г.


© Д.Я. Фащук

Под “Веселым Роджером” к тайнам океанов

Д.Я. Фащук,
доктор географических наук
Керчь

В древнеримских юридических сборниках, дигестах, зафиксирован закон, внесенный известным греческим законодателем Солоном. В нем указаны три равноправные в античном обществе профессии - моряка, пирата и купца. Интересно, что мудрость этого закона была подтверждена спустя множество веков немецким поэтом и философом И.В.Гёте, который устами своего персонажа Мефистофеля утверждал, что “война, торговля и пиратство - три вида сущности одной”. Исследователи истории Древнего Мира уверены в том, что без “мужей, промышлявших морем”, как называл пиратов великий Гомер, в античные времена не обошлось ни одно серьезное географическое открытие…

Слово “пираты” родилось и вошло в обиход в Греции IV-III вв. до н.э. Его использовали Полибий и Плутарх, обозначая “попытку овладеть чем-либо, захватить что-либо”, “совершить покушение или нападение на кораблях”.

Синонимом слова “пираты” стал термин “тиррены”. Это название этрусков дало имя Тирренскому морю к западу от Апеннинского п-ова. По свидетельству Цицерона, они наводили ужас на мореходов Западного Средиземноморья.

200-весельный триер. Флотилия Древней Греции.

Египетские жрецы включали этрусков в перечень “народов моря”, периодически грабивших страну фараонов. Римляне же считали их своими учителями и в религии, и в науке мореходства. Якорь - символ надежды - был атрибутом морского бога этрусков Нетуна, ставшего в дальнейшем у римлян Нептуном.

После расправы с ненавистным Карфагеном (146 г. до н.э.), победы над флотом Антония и присоединения к Риму Египта (30 г. до н.э.) пальму первенства в Средиземном море римлянам пришлось делить на протяжении целого столетия с многочисленными международными пиратами. С 27 г. до н.э., после образования Римской империи, разборки с пиратами вели практически все императоры. В 38 г. до н.э. 420 боевых римских либурн под командованием Марка Агриппа уничтожили 180 кораблей пиратской эскадры Секста Помпея - младшего сына Гнея Помпея (Великого).

В 269 г. 500 кораблей готских пиратов появились на морских путях Средиземноморья. К концу века готы стали определяющей силой в Черном и Эгейском морях. Они быстро навели порядок у берегов Кипра и Египта, в Мраморном море, захватили крупные города - Никомедию (Измит), Никей (Изник), Эфес. На суше, вдоль северной границы Римской империи - от Дона до Карпат, от Черного моря до Оки - расположилось остготское государство. На востоке, между Азовским и Каспийским морями в то время обитали воинственные племена гуннов и аланов. В 370 г. гунны перешли Киммерийский Боспор (Керченский пролив) и, уничтожая готов, их несметные орды устремились к Константинополю.

Потомки фризов

Еще во времена Римской империи безраздельными хозяевами северных морей были племена фризов, заселявших территорию Нидерландов, где и сегодня существует провинция Фрисландия. Занятая римлянами Британия начиная с 300 г. постоянно подвергалась атакам германских племен саксов, англов и ютов, обитавших в устье Эльбы и прилегающих к нему северных районах. В 407 г., после ухода из Англии римских легионов, они завоевали восточную часть Британии. Таким образом, в VIII-IX вв. в качестве наследников фризов на морскую арену Северной Европы вышли норманны, сохранявшие славу “тигров моря” более 500 лет. В отличие от римлян и арабов они не считали Атлантику Морем Мрака и весьма активно исследовали этот район Мирового океана, естественно, не бескорыстно.

Под названием людей севера объединились представители племен данов, готов, свионов, норвежцев, обитавших в древние времена на территории современной Дании, Южной Швеции, Норвегии. Их характерными особенностями были исключительная страсть к пиратскому ремеслу и жестокость. Норвежский король Коль, например, не смущаясь, соперничал в разбойном промысле с ютландским герцогом Хорвендиллом - отцом принца Амелета (шекспировского Гамлета). Больше того, в обмен на свободу действий - морской разбой - многие норманнские короли не задумываясь уступали корону родственникам.

Так или иначе, но историки полагают, что в 620 г. “джентльмены удачи” из северных шхер открыли и захватили Гебридские о-ва, в 800-м - Фарерские, в 802-м - Оркнейские и Шетландские, в 860-м в поисках лучших земель колонизировали Исландию, открытую в 795 г. ирландскими христианами-отшельниками.

В 732 г. “тихони” с севера впервые высадились на берегах Британии. В дальнейшем такие визиты повторялись неоднократно. Их первые нападения на Францию, Португалию, Испанию и Марокко датируют 842-844 гг., а седьмое (!) на Париж - 876 г. В 877-м норвежец Гунбьёрн открывает “Белоснежную землю”, которую через 100 лет Эрик Рыжий наречет Зеленой землей - Гренландией.

В 777-780 гг. датский вождь Гудфрид начал объединение Дании, Швеции и Норвегии в единое Норманнское (Датское) королевство под знаменами христианской веры. Но этот шаг не изменил характер завоевателей. Северные люди продолжали держать в страхе практически всю Европу. На килевых легких драккарах викинги в VIII-IX вв. побывали в Норвежском, Балтийском, Северном, Баренцевом, Белом, Черном, Каспийском, Средиземном морях. Поднимаясь по рекам, перетаскивая волоком корабли по суше, отчаянные северные первооткрыватели одновременно беспощадно грабили и разоряли прибрежные города.

В 911 г. во главе со свирепым “христианином” Хрольвом Пешеходом викинги высадились на севере Франции и основали здесь свое герцогство - Нормандию, продолжая безнаказанно грабить. Правнук Хрольва - Роберт Дьявол - в 1028 г. совершил паломничество в Иерусалим, дабы замолить грехи родственников, а уже в 1066-м его сын - норманнский пират Вильям (Вильгельм Завоеватель) - занял британский трон.

Килевый легкий драккар.

Среди историков существует мнение, что именно ему человечество обязано появлением на свет благороднейшего напитка - коньяка. Для поддержки традиционной порцией вина боевого духа 60 тыс. своих воинов в период затяжных сражений с англосаксами на Британских о-вах нормандец стал перед проблемой: или строить гигантский флот для доставки вина или перегонять его в коньячный спирт. Победил второй вариант. Викинги распробовали и полюбили по пути через Ла-Манш крепкий напиток.

“Адмирал Индийского моря”

Васко да Гама (1469-1524) впервые заявил о себе в 1492 г., когда захватил караван французских судов. Лихой пиратский налет португальца заставил короля Франции вернуть с извинениями Жуану II галеон с золотом, плененный ранее французскими корсарами. Помня этот поступок, король Португалии, не долго думая, сделал своему придворному предложение: “Я буду рад, если вы возьметесь совершить поручение, где придется много потрудиться”. На что последовал ответ: “Я, государь, слуга ваш и исполню любое поручение, хотя бы оно стоило мне жизни”. “Слуга” сдержал слово, хотя потрудиться ему пришлось, действительно, немало.

К моменту, когда Васко да Гама оказался в Индийском океане, хозяевами здесь были арабы. Они контролировали все торговые пути и, естественно, не пришли в восторг от встречи в своих владениях с потенциальными конкурентами. После того как шейх Мозамбика, принявший гостей за магометан, узнал, что они христиане - злейшие враги, на берегу было устроено избиение неверных. Васко да Гама обстрелял город из бомбард, захватил в плен арабских лоцманов, взял на абордаж несколько торговых баркасов с богатым грузом и в дальнейшем с арабскими плавсредствами не церемонился. На Занзибаре, у г.Момбасы, он с помощью пыток выведал у местных негров враждебные планы их шейха и, избежав засады, продолжил свой пиратский вояж по Индийскому океану.
 

Васко да Гама.

В феврале 1502 г. 20 боевых каравелл, возглавляемых Васко да Гамой, наделенного за первый поход титулом “адмирал Индийского моря”, отправились в Индию и навели там “порядок” в лучших традициях крестоносцев. Разграбив Малабарский берег, пираты провозгласили эту территорию собственностью португальской короны. После такого сюрприза индийцы прокляли и чуть не убили кормчего Наджди, показавшего коварным европейцам путь в их страну. Но было поздно. В 1505 г. очередная португальская эскадра из 20 кораблей с полуторатысячным войском сожгла Момбасу и занялась пиратством в Аравийском море, сделав все побережье Индостана и Молуккские о-ва своей вотчиной.

В 1524 г. престарелый Васко да Гама был назначен вице-королем Индии, но званием насладиться не успел, так как умер в тот же год в славе и почете.

“Мой пират”

Бандитские гены первого английского короля Вильгельма Завоевателя - норманнского пирата Вильяма, переходя из поколения в поколение, проявились через пять веков. В XVI в. одним из основных источников пополнения казны многих европейских государств, особенно Франции и Англии, стало каперство, что означало - захватывать, грабить, воровать. В англоязычных странах привился термин “приватир” (от лат. privatus - частный, неофициальный). Так называли наемного капитана и команду вооруженного судна, принадлежавшего частному лицу. На Средиземноморье каперов или приватиров именовали корсарами.

Этот вид морской деятельности по сути дела был узаконенным пиратством. Владельцы “каперского свидетельства”, выданного королем или королевой, под видом борьбы с пиратами и охраны торговых кораблей своего государства и его союзников занимались беспощадным морским разбоем. Не зря же каперов или приватиров, пойманных в море без свидетельства, немедленно судили военным судом, как пиратов, и вешали на реях.

Каравелла.

К концу XVI в. английские приватиры сильно подорвали морскую мощь Испании в Атлантике. Этому способствовал специальный акт, принятый правительством, по которому королева отказывалась от своей доли награбленного в пользу офицеров военно-морского флота и капитанов-приватиров. Так поощрялось участие богатых людей в финансировании узаконенного разбоя.

Пытаясь наказать зарвавшихся английских “джентльменов удачи”, 30 июля 1588 г. в Ла-Манш вошла огромная испанская эскадра в составе 130 военных кораблей всех мастей и несметного количества вспомогательных судов, но после непродолжительной баталии она была позорно разбита англичанами. Из всей Великой армады в Лиссабон вернулось только 60 разбитых кораблей. Это было началом конца испанского владычества в Атлантическом океане.

Среди кораблей, расправлявшихся с испанцами, был галион “Месть” под командованием сэра Френсиса Дрейка (1540-1596) - королевского пирата. Многие годы до этого под “Веселым Роджером” он с ведома и при негласной поддержке английской королевы развлекался в Атлантике и Тихом океане, грабя богатые испанские суда, прибывавшие из Америки. С 10 лет Френсис Дрейк, уроженец Девоншира, бороздил воды океана в качестве юнги, а в 16 стал капитаном барка, продавая испанцам в Вест-Индии африканских черных рабов. Занимаясь каперством, уже к 1573 г. он стал состоятельным человеком благодаря своей дерзости и отваге. Казалось бы, можно и успокоиться, но не тут-то было.

13 декабря 1577 г. флотилия Дрейка вышла из Плимута и уже 20 августа 1578 г., повеселившись предварительно в испанских гаванях на побережье Аргентины, вошла в воды Тихого океана через пролив, открытый Магелланом, между архипелагом Огненная Земля и Патагонией. Любопытно, что это событие было предсказано испанским монахом Рехинальдо де Ласаррага и интерпретировано следующим образом:

“В 77 г., как в Испании, так и повсюду в Европе, в средней части неба появилась яркая комета, хвост которой был обращен к Магелланову проливу. Что это означало? Только то, что кара, наложенная Всевышним за грехи наши, должна обрушиться через Магелланов пролив. И предвещанное сбылось. Спустя два года <…> в гавань Города Волхвов (Лима) ночью вошел вражеский английский корабль, ведомый капитаном по имени Франсиско Дракес (Дракон), куда он был послан королевой Елизаветой Английской, лютеранкой и наихудшей и самой жестокой стервой, которая когда-либо существовала на свете”.
Но прежде чем войти в гавань Лимы, Френсис Дрейк, ставший для гордой Испании олицетворением зла и символом мести, при выходе из Магелланова пролива попал в жестокий шторм, потопивший все корабли, кроме флагманского галиона. Он был отброшен далеко на юг, за Огненную Землю, что дало возможность морякам убедиться в наличии моря и за этим архипелагом, считавшимся ранее частью загадочного Южного материка. Так был открыт пролив Дрейка, отделяющий Огненную Землю от Антарктиды.

История донесла до нас любопытные подробности последовавших за этим событий. Придя в себя после бури и открытия самого, как оказалось в дальнейшем, глубокого (5249 м) и широкого (1120 км) пролива Мирового океана, Дрейк взял курс не на страну пряностей, а поднялся на север вдоль побережья Южной Америки. Основательно разграбив порты, а также разобравшись с испанским флотом, Дрейк успешно избежал мести подданных ненавистного испанского короля Филиппа II. Его 100-тонный трехмачтовик “Золотая лань” повторил подвиг Магеллана, совершив второе кругосветное плавание.

В ноябре 1580 г., после трехлетних скитаний, судно благополучно зашло в родной Плимут. Но это был период, когда Англия и Испания находились в состоянии мира. Спустя пять месяцев (пока отношения между странами не ухудшились) корабль, загруженный золотом и заморскими товарами (стоимостью 2.5 млн ф. ст. - более двух годовых бюджетов Англии) по приказу королевы был переведен в устье Темзы.

За совершенный подвиг Елизавета I произвела Дрейка в рыцари, он стал мэром Плимута, инспектором королевского флота и влиятельнейшим человеком при дворе, а с 1584 г. членом парламента. Королевский пират водрузил на носу своего корабля отлитую из чистого золота большую лань.

Несмотря на славу, почет и богатство, после множества морских и сухопутных подвигов, захваченных кораблей, сожженных и разграбленных испанских портов, в 1596 г. “мой пират” (так, любя, называла Елизавета Дрейка), неугомонный искатель приключений в очередной раз отправился в Карибское море. Эпидемия дизентерии, вспыхнувшая на борту судна, прервала жизнь гениального авантюриста.

Крестный отец океанографии

Столетие спустя другой английский “джентльмен удачи” был также обласкан властями, несмотря на то, что, казалось бы, никакой видимой материальной пользы государству он не принес.

В 1697-1699 гг. в Лондоне были опубликованы дневники английского пирата-натуралиста Уильяма Дампира (1652-1715), который на рубеже XVII-XVIII вв. совершил свое первое кругосветное плавание на захваченном им голландском 40-пушечном корабле “Услада холостяка”. Его “попутчиками” были магистр искусств Кембриджского университета Уильям Коули и Джон Кук, принадлежавший к клану карибских пиратов-буканиров. Кроме разбоя они занимались копчением буйволиного мяса (букан), тем самым обеспечивая провиантом корабли. Кстати, именно это занятие отличало их от флибустьеров, грабивших в XVII в. в Вест-Индии и Центральной Америке испанские поселения на небольших маневренных лодках - флибутах.

Целью публикации своего труда “Новое путешествие вокруг света”, который Уильям Дампир посвятил президенту Королевского общества, было “искреннее желание показать полезность знаний и всего того, что может способствовать благополучию моей страны”. Кроме яркого живого описания “дальних заморских стран”, работа содержала, например, такую главу, как “Рассуждение о пассатах, бризах, штормах, временах года, приливах и течениях жаркого пояса всего света”. Опус пирата стал бестселлером XVIII в., а его автор - членом Британской академии наук. Схемы ветровой циркуляции в тропических широтах Мирового океана, составленные Дампиром, по сей день практически не нуждаются в корректировке, а выявленные им связи между господствующими течениями и ветрами дали основание английским ученым считать Уильяма Дампира крестным отцом океанографии.

Таким образом, еще в 1699 г. он совершенно справедливо отметил, что первопричиной основных океанических течений является ветер. Заключение по тем временам было, прямо скажем, революционным, так как умы естествоиспытателей даже в XVII в. были под гипнотическим влиянием Аристотеля, который ошибочно полагал, что причина океанических течений кроется в гидрологическом цикле: испарение в тропиках понижает уровень океана, а дожди в приполярных областях его повышают, в результате чего морские воды перемещаются от высокого уровня (на полюсах) к более низкому (в тропиках).

Тогда же Британское адмиралтейство доверило бывшему пирату руководить походом к берегам Новой Голландии, открытой на западном побережье Австралии. Гербарии и описания птиц, сохраненные и привезенные Дампиром в Англию из этого плавания, дали начало развитию орнитологии, а также изучению растительного мира пятого континента.

Уильям Дампир.

В 1703-1707 гг. Дампир, совершив второе кругосветное плавание, продолжил свой пиратский промысел в Тихом океане. В этом походе он высадил на один из необитаемых коралловых островов мертвецки пьяного парусного мастера Александра Селькирка (Робинзона Крузо), ставшего прообразом героя романа Даниэля Дэфо.

“Вторую кругосветку” пират закончил в тюрьме Батавии, куда он опрометчиво зашел на захваченной во время рейда испанской бригантине, символично названной “Оправдание”. Выбравшись каким-то чудом на волю, уже в 1708 г. неугомонный 56-летний морской бродяга был зафрахтован английскими купцами в качестве штурмана новых приватиров, выступивших против испанских “золотых галеонов”. По решению офицерского совета экспедиции для поощрения команды к грабежу немедленно делились на борту “все виды постельного белья, одежды, предметы личного употребления, золотые кольца, пуговицы, пряжки, вино и продовольствие, сделанные из серебра или золота распятия и часы”. Бриллианты и драгоценные камни строго исключались из раздела.

1 февраля 1709 г. фрегаты “Герцог” и “Герцогиня” подошли к островам Хуан-Фернандес и с удивлением обнаружили там Селькирка. Бедняга был снят со своего острова. И в первый же день после четырех лет воздержания упился до бесчувствия, так что решено было вернуть его обратно на остров. Привыкший к козьему молоку, фруктам и ключевой воде, он несколько дней пролежал тяжелобольным. За это время пираты разграбили перуанский город Гуаякиль. Спустя три года корабли с награбленным добром на сумму 150 ф.ст., совершив еще одно кругосветное плавание, вошли в Темзу. На долю Дампира пришлось всего полторы тысячи фунтов. Последние три года он прожил в одиночестве, оставив в наследство ухаживавшей за ним кузине долг в 2 тыс. ф.ст. Умер в марте 1715 г.

Что же касается Александра Селькирка, то после возвращения из этой экспедиции он продолжил морскую карьеру в качестве помощника капитана военного корабля и погиб у берегов Африки в 1721 г.. Свою историю он рассказал в Бристоле журналисту Ричарду Стилу, который опубликовал ее в нескольких выпусках журнала “Англичанин”.

А в 1919 г. в Англии вышла книга

“Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка,
прожившего двадцать восемь лет на необитаемом острове близ устья реки Ориноко,
куда он был выброшен кораблекрушением,
во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб,
с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим”.

Автор книги указан не был, что, оказывается, было типично для творчества Даниэля Дефо, который весьма уважал пиратов. Прообразом героя другого известного произведения Дефо “Жизнь и пиратские приключения славного капитана Сингльтона” стал английский головорез Джон Бриджмен по кличке Счастливчик Эвери. Он вошел в историю, захватив на своем крошечном (160 человек) фрегате “Причуда” огромный (400 человек) бриг “Великое сокровище”, принадлежавший правителю Индии из династии Великих Моголов, Аурангезеба, с 5 млн рупий в золоте и серебре.

Перечень имен и подвигов великих авантюристов-первооткрывателей можно продолжать до бесконечности. Представляя историю изучения Мирового океана как неизбежное следствие не самых благородных поступков, никакого особого открытия мы не делаем. Аналогичную историю авантюр наверняка можно составить для любой современной науки.

Перечень имен и подвигов великих авантюристов-первооткрывателей можно продолжать до бесконечности. Представляя историю изучения Мирового океана как неизбежное следствие не самых благородных поступков, никакого особого открытия мы не делаем. Аналогичную историю авантюр наверняка можно составить для любой современной науки.

Литература

1. Арский Ф.Н. В стране мифов. М., 1968.

2. Копелев Д.Н. Золотая эпоха морского разбоя: Пираты, флибустьеры, корсары. М., 1997.

3. Малаховский К.В. Трижды вокруг света. М., 1982.

4. Снисаренко А.Б. Рыцари удачи: Хроника европейских морей. Л., 1991.

5. Фащук Д.Я. Мировой океан: История, география, природа. М., 2002.

6. Ханке Х. На семи морях. Моряк, смерть и дьявол: Хроника старины. М., 1989.
 




Март 2003