© А.К. Сытин
"Муж вещей травных в сыскании неусыпный"
А.К.Сытин,
к.б.н., Ботанический институт им.В.Л.Комарова РАН, Санкт-Петербург
Иоганн Христиан Буксбаум (1693-1730), естествоиспытатель и исследователь Юго-Восточной Европы, Малой Азии и Кавказа, стал первым академиком-ботаником Петербургской академии наук. Он родился в Мерзебурге (Саксония). Хотя изучал медицину в Лейпцигском, Виттенбергском, Йенском и, наконец, в прославленном Лейденском университетах, так и не получил степени доктора. Одержимый страстью к растениям, Иоганн Христиан постигал ботанику успешнее врачевания. Следуя наставлениям своего учителя Х.Б. Рупия (1688-1719), Буксбаум опубликовал труд "Перечень растений, произрастающих в окрестностях Галле" (1721). Это сочинение заслужило одобрение знатоков, а потому, когда Петр I обратился к известному германскому медику Фридриху Гофману с просьбой рекомендовать ботаника, способного к описанию российской флоры, то достойнейшим был назван Буксбаум. Приглашенный Медицинской коллегией в Петербург 28-летний Буксбаум принял участие в устроении Медицинского огорода на Аптекарском острове, читал студентам курс ботаники, совершал экскурсии и собирал гербарии в окрестностях столицы.
В 1724 г. Буксбаум отправился в Константинополь как врач и натуралист русского посольства под началом графа Александра Ивановича Румянцева. Согласно инструкции, данной ему лейб-медиком Лаврентием Блюментростом, Буксбаум должен был производить тщательные разыскания в трех царствах природы, уделяя особое внимание лекарственным растениям. Третий пункт наставления рекомендовал, выбирая интересные объекты натуры, "все прилежно смалевать велеть" [1], для чего к экспедиции прикомандировали рисовальщиков - живописца Иоганна Христиана Маттарнови с помощником-подмастерьем.
В октябре 1724 г. посольский караван покинул Петербург, а 26 декабря прибыл в столицу Блистательной Порты. В Константинополе и ближайших его окрестностях - Пере, Белграде и особенно Бююкдере, где находилась летняя резиденция посла, - Буксбаум обнаружил виды растений, неизвестных науке. Он сообщил об этом Блументросту, к тому времени уже ставшему президентом Академии наук. Летом того же года Буксбаум посетил Принцевы о-ва в Мраморном море.
Интересно, что поднявшись в высокогорья Западной Анатолии в августе 1725 г., он пишет о "всегда покрытой снегом" вершине хребта Улу-даг (2493 м над ур.м.) [2]. Это свидетельство подтверждает данные палеоклиматологии о большей суровости тогдашнего температурного режима.
Добросовестно выполняя задание, Буксбаум расширил первоначальную программу исследований. Самое пристальное внимание он уделял мхам (хотя немногие из них используются в фармакопее), не оставляя без внимания и другие криптогамные растения - лишайники, водоросли, грибы. Он приводит иллюстрированные описания зоофитов, т.е. морских беспозвоночных - губок, кораллов и мшанок. Археологические, этнографические и нумизматические коллекции немалой ценности Буксбаум приобрел для Кунсткамеры Петербургской академии наук, а его отчеты регулярно появлялись на страницах академических "Комментариев".
Дальнейший маршрут дипломатической экспедиции из Константинополя лежал через Малую Азию (по южному берегу Черного моря) в Армению и Грузию, до находившейся тогда под властью Персии области, которую Буксбаум называл "Media". Больной, похоронив нескольких спутников и отстав от посольского обоза, через Баку и Дербент, Буксбаум едва добрался до Астрахани.
В начале 1727 г. он вернулся в Петербург, где приступил к изданию своего главного труда "Сотня малоизвестных растений, изучавшихся близ Константинополя и на Востоке", сокращенно называемого "Centuria", а также продолжил изучение прибалтийской флоры. В июле он собирался в Нарву и Ревель "и все прочие лифляндские места для изыскания ботанических трав", а из отчета Академии наук от 27 августа 1727 г. мы знаем, что "Иоганн Христиан Буксбаум, ботаники профессор, первую центурию, или сотницу, трав новых видов, которыя в Турецком своем путешествии собрал, Академии наук подал, также и протчия в порядок уже приводит, начал писать историю натуральную Пруссии, Ливонии и Ингрии, наипаче елико до трав надлежит". Однако здоровье его ухудшилось настолько, что в 1729 г. он вынужден был вернуться в Германию. Неблагоприятные отзывы о первых выпусках "Centuria" не способствовали доброму расположению духа. Буксбаум запальчиво возражал оппонентам, ерничал, много пил. Он умер 7 июля 1730 г. в родном селении Вермсдорф, так и не закончив своего труда. Последний, пятый том монументального сочинения, опубликованного петербургским академиком Иоганном Амманом, появился спустя десятилетие, в 1740 г.
![]()
Зопник клубненосный (Phlomis tuberosa L.).
Бумага, акварель.Часть иконографических материалов буксбаумовских "Centuria" хранится в архиве Академии наук (Санкт-Петербургский филиал) и в скором времени будет издана в рамках российско-голландского проекта "Петербургская Кунсткамера как рисованный музей" [3]. Сведения об авторстве рисунков, времени и месте их создания отсутствуют. Каталогизация изображений позволила распределить их в несколько групп, руководствуясь прежде всего ботанической точностью рисунка. К первой группе относятся рисунки, выполненные непосредственно в экспедиции, вторую составляют копии, сделанные либо в экспедиции, либо позднее в Петербурге с присланных оригиналов.
Изображения выполнены акварелью на белой бумаге без водяных знаков. Они имеют предварительный контур, нанесенный карандашом. Чаще изображение раскрашивалось полностью, но есть и неоконченные эскизы. Как правило, растение представлено в натуральную величину - в виде фрагмента цветущего и плодоносящего побега, реже - с подземными органами. Иногда общий вид дополняют существенные для определения детали - препарированные части цветка или плода. Изображение падающей от объекта тени - прием, используемый в жанре "обманки", который бытовал в конце XVII - начале XVIII в., и способствующий оптическому эффекту восприятия артефакта как реального трехмерного предмета.
Слева - Айпиантус прекрасный (Aipyanthus pulcher). Pers.).
Справа - Ложнодождевик бородавчатый (Scleroderma verrucosum (Bull.)
Бумага, акварель.Виртуальная иллюзия засушенного растения возникает особенно часто в изображении мхов. Однако строгость научного рисунка жертвовала живописным приемом ради точной передачи важных для идентификации растения деталей, а потому на многих рисунках тень отсутствует. Копии соответствуют размерам оригиналов, но изготовлены несколько более ремесленно и менее информативны для ботаники. Как правило, они выполнялись не только акварелью, но, возможно, и с применением темперы, белил или каких-либо иных пигментов. Для них обычно использовалась бумага с водяными знаками. Копии мог изготовить сам Иоганн Христиан Маттарнови, однако в Петербурге оригиналы могла скопировать и Мария Доротея Гзель - дочь знаменитой художницы и энтомолога Марии Сибиллы Мериан [4]. Перевод изображений на медные доски (с которых печатались таблицы) осуществляли штатные граверы Г.И. Унферцанг и Г.А. Кейзер. В создании книги принимал участие и выдающийся мастер Алексей Федорович Зубов [5]. Гравированные изображения передают тонкие морфологические признаки и даже воспроизводят особенности опушения растения. Раскрашенные Доротеей Гзель оттиски близки к оригинальным изображениям, а потому ценность их для систематики несомненна.
Приоритет изображения перед коллекционным образцом господствовал в долиннеевской ботанике. Буксбаум отчасти повторил маршрут французского путешественника Турнефора (1656-1708) и воспользовался его "Corollarium institutionum rei herbariae" (1719), но не знал об иллюстрациях Клода Обрие - рисовальщика, сопровождавшего Турнефора в его путешествии. Иоганн Христиан мог запальчиво заявить: "У меня есть 11 новых родов и 225 новых видов, и они так обработаны, что я их более ценю, чем 1500 растений Турнефора, которые мне известны по одним именам".
Буксбаум полагал, что изображение растения информативнее словесных описаний, а потому составлял их весьма лаконично. Карл Линней утверждал, что гербарный образец незаменим в такономической практике. Неоднократно цитируя сочинения Буксбаума (в "Species Plantarum" имеется 58 ссылок на его данные), Линней иногда сомневался в верности отдельных изображений в "Centuria". Чтобы разрешить затруднение, он прибег к помощи постоянного петербургского корреспондента, профессора Иоганна Петера Фалька. Последний предпринял розыски коллекций сухих растений Буксбаума и 12 января 1768 г. сообщил Линнею о результатах: "Наконец-то я теперь наверное узнал, что гербарий Буксбаума здесь не имеется, а, по-видимому, он должен быть в Берлине, как мне рассказывал профессор Паллас. Следовательно, Вам всего лучше можно узнать от Гледича, что за растение Сist. affinis" [6]. Эпизод отражает тенденцию линнеевской эпохи в ботанике - поворот к осознанию превосходящей ценности гербарных коллекций над изображением растений.
![]()
Буксбаумия безлистная (Buxbaumia aphylla Hedw.).
Бумага, акварель.Буксбаум был незаурядным систематиком, наделенным высокоразвитым чутьем на своеобразие таксона. Очень интересуясь моховидными (Bryophyta), он прозорливо установил обособленность мелкого мха, замеченного им под Астраханью, и выделил его в род Buxbaumia, желая увековечить этим названием фамилию своего отца. Родовое название Buxbaumia установил в 1801 г. известный бриолог Иоганн Хедвиг. Имя ученого получили и таксоны более высокого ранга - порядок (Buxbaumiales), семейство (Buxbaumiaceae), а также некоторые виды (например, Carex buxbaumii Wahlenb. - осока Буксбаума). Лишь немногие из ботаников удостоены подобной чести.
Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проект 01-04-49491.
Автор благодарит В.С.Соболева и И.В.Тункину (Санкт-Петербургский филиал Архива РАН), Г.Н.Панкратову (Библиотека РАН), D.Meijers (Амстердамский университет), R.Kistemaker и Н.П.Копаневу за неоценимые помощь и поддержку в работе с изобразительными материалами.Литература 1. Материалы для истории Императорской Академии наук. Т.1. (1716-1730). СПб., 1883. С.55.
2. Пекарский П. История Императорской Академии наук в Петербурге. Т.1. 1870. С.239.
3. ПФА РАН. Разр.I. Оп.19. Д.4. Л.261, 262.
4. Каминская А.Г. Художники Георг и Доротея Гзель в Петербурге // Из истории Петровских коллекций. СПб., 2000. С.84-107.
5. Гравировальная Палата Академии наук XVIII века / Сост.: М.А.Алексеева, Ю.А.Виноградов, Ю.А.Пятницкий. Л., 1985. С.14.
6. Липский В.И. Исторический очерк Императорского Санкт-Петербургского Ботанического сада // Императорский Санкт-Петербургский Ботанический сад за 200 лет его существования. Ч.1. СПб., 1913. С.189.
Май 2003