ЖУРНАЛ «ПРИРОДА»
№ 6, 2003 г.

© А.К. Сытин

"Муж вещей травных в сыскании неусыпный"

А.К.Сытин,

к.б.н., Ботанический институт им.В.Л.Комарова РАН, Санкт-Петербург

Иоганн Христиан Буксбаум (1693-1730), естествоиспытатель и исследователь Юго-Восточной Европы, Малой Азии и Кавказа, стал первым академиком-ботаником Петербургской академии наук. Он родился в Мерзебурге (Саксония). Хотя изучал медицину в Лейпцигском, Виттенбергском, Йенском и, наконец, в прославленном Лейденском университетах, так и не получил степени доктора. Одержимый страстью к растениям, Иоганн Христиан постигал ботанику успешнее врачевания. Следуя наставлениям своего учителя Х.Б. Рупия (1688-1719), Буксбаум опубликовал труд "Перечень растений, произрастающих в окрестностях Галле" (1721). Это сочинение заслужило одобрение знатоков, а потому, когда Петр I обратился к известному германскому медику Фридриху Гофману с просьбой рекомендовать ботаника, способного к описанию российской флоры, то достойнейшим был назван Буксбаум. Приглашенный Медицинской коллегией в Петербург 28-летний Буксбаум принял участие в устроении Медицинского огорода на Аптекарском острове, читал студентам курс ботаники, совершал экскурсии и собирал гербарии в окрестностях столицы.

В 1724 г. Буксбаум отправился в Константинополь как врач и натуралист русского посольства под началом графа Александра Ивановича Румянцева. Согласно инструкции, данной ему лейб-медиком Лаврентием Блюментростом, Буксбаум должен был производить тщательные разыскания в трех царствах природы, уделяя особое внимание лекарственным растениям. Третий пункт наставления рекомендовал, выбирая интересные объекты натуры, "все прилежно смалевать велеть" [1], для чего к экспедиции прикомандировали рисовальщиков - живописца Иоганна Христиана Маттарнови с помощником-подмастерьем.

В октябре 1724 г. посольский караван покинул Петербург, а 26 декабря прибыл в столицу Блистательной Порты. В Константинополе и ближайших его окрестностях - Пере, Белграде и особенно Бююкдере, где находилась летняя резиденция посла, - Буксбаум обнаружил виды растений, неизвестных науке. Он сообщил об этом Блументросту, к тому времени уже ставшему президентом Академии наук. Летом того же года Буксбаум посетил Принцевы о-ва в Мраморном море.

Интересно, что поднявшись в высокогорья Западной Анатолии в августе 1725 г., он пишет о "всегда покрытой снегом" вершине хребта Улу-даг (2493 м над ур.м.) [2]. Это свидетельство подтверждает данные палеоклиматологии о большей суровости тогдашнего температурного режима.

Добросовестно выполняя задание, Буксбаум расширил первоначальную программу исследований. Самое пристальное внимание он уделял мхам (хотя немногие из них используются в фармакопее), не оставляя без внимания и другие криптогамные растения - лишайники, водоросли, грибы. Он приводит иллюстрированные описания зоофитов, т.е. морских беспозвоночных - губок, кораллов и мшанок. Археологические, этнографические и нумизматические коллекции немалой ценности Буксбаум приобрел для Кунсткамеры Петербургской академии наук, а его отчеты регулярно появлялись на страницах академических "Комментариев".

Дальнейший маршрут дипломатической экспедиции из Константинополя лежал через Малую Азию (по южному берегу Черного моря) в Армению и Грузию, до находившейся тогда под властью Персии области, которую Буксбаум называл "Media". Больной, похоронив нескольких спутников и отстав от посольского обоза, через Баку и Дербент, Буксбаум едва добрался до Астрахани.

В начале 1727 г. он вернулся в Петербург, где приступил к изданию своего главного труда "Сотня малоизвестных растений, изучавшихся близ Константинополя и на Востоке", сокращенно называемого "Centuria", а также продолжил изучение прибалтийской флоры. В июле он собирался в Нарву и Ревель "и все прочие лифляндские места для изыскания ботанических трав", а из отчета Академии наук от 27 августа 1727 г. мы знаем, что "Иоганн Христиан Буксбаум, ботаники профессор, первую центурию, или сотницу, трав новых видов, которыя в Турецком своем путешествии собрал, Академии наук подал, также и протчия в порядок уже приводит, начал писать историю натуральную Пруссии, Ливонии и Ингрии, наипаче елико до трав надлежит". Однако здоровье его ухудшилось настолько, что в 1729 г. он вынужден был вернуться в Германию. Неблагоприятные отзывы о первых выпусках "Centuria" не способствовали доброму расположению духа. Буксбаум запальчиво возражал оппонентам, ерничал, много пил. Он умер 7 июля 1730 г. в родном селении Вермсдорф, так и не закончив своего труда. Последний, пятый том монументального сочинения, опубликованного петербургским академиком Иоганном Амманом, появился спустя десятилетие, в 1740 г.

Зопник клубненосный (Phlomis tuberosa L.).
Бумага, акварель.

Часть иконографических материалов буксбаумовских "Centuria" хранится в архиве Академии наук (Санкт-Петербургский филиал) и в скором времени будет издана в рамках российско-голландского проекта "Петербургская Кунсткамера как рисованный музей" [3]. Сведения об авторстве рисунков, времени и месте их создания отсутствуют. Каталогизация изображений позволила распределить их в несколько групп, руководствуясь прежде всего ботанической точностью рисунка. К первой группе относятся рисунки, выполненные непосредственно в экспедиции, вторую составляют копии, сделанные либо в экспедиции, либо позднее в Петербурге с присланных оригиналов.

Изображения выполнены акварелью на белой бумаге без водяных знаков. Они имеют предварительный контур, нанесенный карандашом. Чаще изображение раскрашивалось полностью, но есть и неоконченные эскизы. Как правило, растение представлено в натуральную величину - в виде фрагмента цветущего и плодоносящего побега, реже - с подземными органами. Иногда общий вид дополняют существенные для определения детали - препарированные части цветка или плода. Изображение падающей от объекта тени - прием, используемый в жанре "обманки", который бытовал в конце XVII - начале XVIII в., и способствующий оптическому эффекту восприятия артефакта как реального трехмерного предмета.
 

Слева - Айпиантус прекрасный (Aipyanthus pulcher). Pers.).
Справа - Ложнодождевик бородавчатый (Scleroderma verrucosum (Bull.)
Бумага, акварель.

Виртуальная иллюзия засушенного растения возникает особенно часто в изображении мхов. Однако строгость научного рисунка жертвовала живописным приемом ради точной передачи важных для идентификации растения деталей, а потому на многих рисунках тень отсутствует. Копии соответствуют размерам оригиналов, но изготовлены несколько более ремесленно и менее информативны для ботаники. Как правило, они выполнялись не только акварелью, но, возможно, и с применением темперы, белил или каких-либо иных пигментов. Для них обычно использовалась бумага с водяными знаками. Копии мог изготовить сам Иоганн Христиан Маттарнови, однако в Петербурге оригиналы могла скопировать и Мария Доротея Гзель - дочь знаменитой художницы и энтомолога Марии Сибиллы Мериан [4]. Перевод изображений на медные доски (с которых печатались таблицы) осуществляли штатные граверы Г.И. Унферцанг и Г.А. Кейзер. В создании книги принимал участие и выдающийся мастер Алексей Федорович Зубов [5]. Гравированные изображения передают тонкие морфологические признаки и даже воспроизводят особенности опушения растения. Раскрашенные Доротеей Гзель оттиски близки к оригинальным изображениям, а потому ценность их для систематики несомненна.

Приоритет изображения перед коллекционным образцом господствовал в долиннеевской ботанике. Буксбаум отчасти повторил маршрут французского путешественника Турнефора (1656-1708) и воспользовался его "Corollarium institutionum rei herbariae" (1719), но не знал об иллюстрациях Клода Обрие - рисовальщика, сопровождавшего Турнефора в его путешествии. Иоганн Христиан мог запальчиво заявить: "У меня есть 11 новых родов и 225 новых видов, и они так обработаны, что я их более ценю, чем 1500 растений Турнефора, которые мне известны по одним именам".

Буксбаум полагал, что изображение растения информативнее словесных описаний, а потому составлял их весьма лаконично. Карл Линней утверждал, что гербарный образец незаменим в такономической практике. Неоднократно цитируя сочинения Буксбаума (в "Species Plantarum" имеется 58 ссылок на его данные), Линней иногда сомневался в верности отдельных изображений в "Centuria". Чтобы разрешить затруднение, он прибег к помощи постоянного петербургского корреспондента, профессора Иоганна Петера Фалька. Последний предпринял розыски коллекций сухих растений Буксбаума и 12 января 1768 г. сообщил Линнею о результатах: "Наконец-то я теперь наверное узнал, что гербарий Буксбаума здесь не имеется, а, по-видимому, он должен быть в Берлине, как мне рассказывал профессор Паллас. Следовательно, Вам всего лучше можно узнать от Гледича, что за растение Сist. affinis" [6]. Эпизод отражает тенденцию линнеевской эпохи в ботанике - поворот к осознанию превосходящей ценности гербарных коллекций над изображением растений.

Буксбаумия безлистная (Buxbaumia aphylla Hedw.).
Бумага, акварель.

Буксбаум был незаурядным систематиком, наделенным высокоразвитым чутьем на своеобразие таксона. Очень интересуясь моховидными (Bryophyta), он прозорливо установил обособленность мелкого мха, замеченного им под Астраханью, и выделил его в род Buxbaumia, желая увековечить этим названием фамилию своего отца. Родовое название Buxbaumia установил в 1801 г. известный бриолог Иоганн Хедвиг. Имя ученого получили и таксоны более высокого ранга - порядок (Buxbaumiales), семейство (Buxbaumiaceae), а также некоторые виды (например, Carex buxbaumii Wahlenb. - осока Буксбаума). Лишь немногие из ботаников удостоены подобной чести.
 

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проект 01-04-49491.

Автор благодарит В.С.Соболева и И.В.Тункину (Санкт-Петербургский филиал Архива РАН), Г.Н.Панкратову (Библиотека РАН), D.Meijers (Амстердамский университет), R.Kistemaker и Н.П.Копаневу за неоценимые помощь и поддержку в работе с изобразительными материалами.
Литература

1. Материалы для истории Императорской Академии наук. Т.1. (1716-1730). СПб., 1883. С.55.

2. Пекарский П. История Императорской Академии наук в Петербурге. Т.1. 1870. С.239.

3. ПФА РАН. Разр.I. Оп.19. Д.4. Л.261, 262.

4. Каминская А.Г. Художники Георг и Доротея Гзель в Петербурге // Из истории Петровских коллекций. СПб., 2000. С.84-107.

5. Гравировальная Палата Академии наук XVIII века / Сост.: М.А.Алексеева, Ю.А.Виноградов, Ю.А.Пятницкий. Л., 1985. С.14.

6. Липский В.И. Исторический очерк Императорского Санкт-Петербургского Ботанического сада // Императорский Санкт-Петербургский Ботанический сад за 200 лет его существования. Ч.1. СПб., 1913. С.189.
 




Май 2003