ПРИРОДА      № 8, 2000 г.

© А.В. Кузьмин

ЗВЕЗДНАЯ ЛЕТОПИСЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А.В. Кузьмин
Институт истории естествознания и техники РАН, Москва

На генеральных ассамблеях Международного астрономического союза (1922, 1925, 1928) были приняты ключевые решения, определившие список созвездий и их современные границы на карте звездного неба. В результате карта лишилась живописных образов и стала состоять из очерченных линиями площадок. Эти линии были направлены по небесным параллелям и кругам склонения, соответствовавшим равноденствию 1875 г. Хронологически реформа совпала с радикальными преобразованиями в астрономии, космологии и физике. Взгляд в прошлое позволяет утверждать, что это не случайное совпадение, а закономерность, связывающая принятый, канонизированный вид звездной карты с представлением людей об их месте в окружающем мире.

Звездная карта: ступени познания

Познание звездного неба — неотъемлемая часть мировой культуры, затрагивающая многие, порой совершенно разноплановые области человеческой деятельности — от собственно астрономии до истории искусств.

Формирование уклада общественной жизни шло под влиянием не одного только климатического, но и астрономического фактора — периодически наблюдаемых небесных явлений. Последние, будучи естественными индикаторами сезонных климатических изменений, становились основой религиозно-культовых систем, в свою очередь представлявших собой идеологический фундамент системы общественной. Связь между небесными явлениями и погодой в коллективном сознании людей древнего мира возводила первые в ранг сверхъестественного божественного закона, который определял жизнь природы и общества. Толкователи этого закона играли в социуме организующую роль, ибо благодаря своим знаниям они становились в представлении народа проводниками воли обожествленных небесных светил. И именно такие люди осмысливали на доступном им уровне природные феномены и строили соответствующую картину мира.

Картина мира на определенной ступени развития включает в себя некое обобщенное, целостное представление людьми данной эпохи своего места в окружающем мире. Оно может рассматриваться в качестве ключевой характеристики эпохи и находит в структуре и символике звездной карты специфическое отражение.

По данному признаку логично выделить шесть основных стадий развития естественнонаучной картины мира: I — предантропоцентризм, II — антропоцентризм, III — топоцентризм, IV — геоцентризм, V — гелиоцентризм и полицентризм, VI — современный этап, по сути отказ от всякого центризма. Каждому из названных этапов отвечает определенный вид карты неба. Хронология формирования звездной карты, ключевые понятия, исторические реалии и имена также удобно группируются в шесть пунктов. Отметим, что эпохи I и II относятся к дописьменному периоду истории, поэтому звездная карта могла быть зафиксирована только в устной традиции и материальных памятниках индоевропейской культуры 6—4-го тысячелетий до н.э., в предметах неолитического и нижне-палеолитического искусства.

I. Предантропоцентризм (до 6-го тысячелетия до н.э.): эпоха матриархата, лунарные мифы, “медвежий” культ, культ предка. На этом хронологическом этапе происходит выделение Большой Медведицы и других древнейших семизвездий, а также символическое деление неба на три мира: водный, земной и воздушный.

II. Антропоцентризм (6—4-е тысячелетия до н.э.): культы близнецов и коня, зачатки солнечных религий. Появляется квартет Близнецов (начинают определять звездные маркеры, фиксирующие положения Солнца в точках, где оно находится в разные времена года: весной — Близнецы, летом — Дева, осенью — Стрелец, зимой — Рыбы).

III. Топоцентризм (3-е тысячелетие до н.э. — первая половина 2-го тысячелетия до н.э.): Имхотеп (ок. 2750 г. до н.э.), Великие пирамиды, Сфинкс, египетский календарь, эламская и минойская культуры, культы Быка и Льва, солнечные религии. Возникает квартет Тельца (определяются новые звездные маркеры точек весны, лета, осени, зимы — Телец, Лев, Скорпион, Водолей).

IV. Геоцентризм (вторая половина 2-го тысячелетия до н.э. — начало 1-го тысячелетия н.э.): храм Луксора (ок. 1380 г. до н.э.), храм Амона в Карнаке и Абусимбельский храм (ок. 1250 г. до н.э.), Евдокс (ок. 408—355 гг. до н.э.), Арат (“Феномены” — ок. 275 г. до н.э.), Аристотель (ок. 384—322 гг. до н.э.), Гиппарх (ок. 150 г. до н.э.), Птолемей (“Альмагест” — ок. 150 г. н.э.). Добавляется квартет Овна (Овен, Рак, Весы, Козерог) и образуется двенадцатеричный Зодиак, что видно на звездной карте “по Арату”, основанной на источнике примерно 1900 г. до н.э.

V. Гелиоцентризм и полицентризм (конец XV — XIX в.): Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, И. Ньютон. Созданы первая печатная карта А. Дюрера (1515), звездный глобус Г. Меркатора (1551) и звездные атласы И. Байера (1603), Я. Гевелия (1687), Н. Лакайля (1764), И. Боде (1801), Ф.В. Аргеландера (1843), Б.А. Гулда (1877).

VI. Отказ от центризма (XX в.): А. Эйнштейн, А.А. Фридман, Э. Хаббл. Утверждены современные границы созвездий (I—III съезды МАС, 1922—1928). Символические изображения созвездий убраны с карт, но традиционные наименования звездных групп сохранены.

Первые шаги

Завершенные системы астральных символов, к которым, в частности, относятся зодиакальные квартеты [1], можно определить как группу абстрактных символов, которые выражают представление наблюдающих небо и природу людей об их собственном месте в окружающем мире на определенном этапе развития человеческой цивилизации.

Начиная с эпохи нижнего палеолита и до завершения неолита (приблизительно до начала 6-го тысячелетия до н.э.) человек в силу объективных причин отождествлял себя с частью окружающей его природы. Еще не выводя себя за рамки единого мира живых существ, люди не искали или по крайней мере не формулировали понятия “центр”, а просто ощущали себя частью целого. Поэтому можно определить это время как эпоху, предшествующую возможности человека отождествить себя с центром (в смысле модели мира), — эпоху предантропоцентризма.

В эпоху предантропоцентризма сделан первый шаг на долгом пути построения карты неба — небо символически разделили по подобию сложившихся представлений о природе на три мира: мир воздуха (небо, птицы), мир земли (суша, земля, наземные животные и растения), мир воды (река, море, рыбы). Примерно тогда же (предположительно [2], около 14-го тысячелетия до н.э.) практически везде, где только еще зарождались человеческие сообщества, произошло выделение самого заметного, всегда наблюдаемого в средних широтах Северного полушария Земли семизвездного “иероглифа” — созвездия Большой Медведицы. Отождествление этого созвездия с медведем совсем не случайно. Медведь гораздо ближе других животных по среде обитания, внешнему облику (способности передвигаться на задних лапах), особенностям питания к древнему человеку. Это сходство и способствовало приравниванию медведя к человеку, его тотемизации. Он повсеместно почитался в качестве главного предка и священного покровителя пещерного человека. Английское название медведя bear совпадает с глаголами “рождать, носить, поддерживать”. То же и в немецком: Bar — медведь, gebaren — рождать. Во многих языках сакральная миссия медведя отражена в запрете произносить его имя. Например, в русском языке отсутствует прямое имя медведя, его роль с давних времен выполняет косвенное, иносказательное прозвище “медведь” = “мед ведающий”. Именно к эпохе предантропоцентризма относятся обнаруженные в местах обитания древнего человека ритуальные захоронения медведей [3].

В эпоху перехода от нижнего палеолита к неолиту, наблюдая Луну, люди определили лунный месяц и его четвертую часть — семидневную неделю как единицу календарного счета времени. Семь дней недели были соотнесены с семью яркими “блуждающими светилами” — планетами, ближайшими к Земле. Вслед за Большой Медведицей были выделены и другие звездные группы, в основе которых, в особенности на более ранних этапах, присутствовало характерное семизвездие. В совокупности с вышеупомянутым семидневным лунным (недельным) циклом это, по-видимому, стало главной причиной сакрализации числа 7.

Основой следующей стадии антропоцентризма стал культ близнецов, зародившийся еще в недрах эпохи предантропоцентризма. Связь божественных Близнецов и культа коня прослеживается в совпадающих ритуалах (принесение коня в жертву и захоронение его вместе с человеком) во всех древних индоевропейских традициях и позволяет дать хронологическую, а порой и пространственную привязку индоевропейского мифа о Близнецах.

Образы эпохи воплощены и в сформированной в тот период карте неба, а именно — в выделении на небосводе четырех созвездий, составляющих зодиакальный квартет Близнецов. Другие зодиакальные созвездия были отмечены и зафиксированы много позже [4].

На протяжении 6—4-го тысячелетий до н.э. человек выделил себя из окружающего мира — определил понятие четырех сторон света. Это можно проделать, только отождествив свое собственное положение с центром. Потому мы и дали этой эпохе название “антропоцентризм”. Квартет Близнецов, за исключением Рыб, составляют антропоморфные символы: Близнецы обычно изображаются как мужчина и женщина; Дева — как женщина или колос; Стрелец — мужчина или... конь. Единственное созвездие названного квартета, составляющая его “водного слоя”, — Рыбы, символ смерти и возрождения. Одна рыба плывет по течению — мертвая, вторая против течения — живая. Все названные четыре символа дуальны. Женщина и колос — сбор диких злаков и первые опыты земледелия. Мужчина с луком и конь — охота, приручение лошади.

Центральное место во всех этих символических фигурах занимает человек. Даже значение символа Рыб можно трактовать как попытку человека осознать или сформулировать понятия жизни и смерти, что опять ставит в центр самого человека, точнее — проблемы его сознания, определившиеся на этом этапе развития параллельно с выделением главных задач его хозяйственной деятельности. Символика квартета Близнецов представляет четкое проявление антропоцентричного менталитета людей 5—4-го тысячелетий до н.э.

Звезды на службе

Главные итоги антропоцентрического этапа — создание основ земледельческой культуры и письменности. Общественная жизнь в следующем, 3-м тысячелетии до н.э. базируется на мощной государственной власти, которая объединила разрозненные до той поры коллективные сообщества. Это, в частности, способствовало принятию новых идей, связанных с иной мировой моделью — этническим топоцентризмом.

Антропоморфные символы, ведущий из которых — символ Близнецов, уходят на второй план, господствующими же становятся символы Льва и Быка. Первый из них был призван символизировать царскую (государственную) власть, второй — основу благосостояния нации — сельское производство и его главную часть, земледелие.

Эти важнейшие символы, относящиеся к основным сферам деятельности людей той эпохи, находят свое место в продолжающей совершенствоваться небесной карте. Они обозначают собой две важные звездные группы: одна служит для нахождения точки, занимаемой Солнцем в момент весеннего равноденствия (главный ориентир начала хозяйственного года), другая определяет точку летнего солнцестояния — время максимальной высоты Солнца в полдень, апофеоз лета.

Итак, на рубеже 3-го тысячелетия до н.э. на звездной карте выделяются созвездия квартета Тельца. Образ же человека сохраняется только в одном маркере-созвездии — Водолее, отвечающем точке зимнего солнцестояния — смерти и возрождению. (Заметим, что в квартете Близнецов, наоборот, именно зимнему периоду соответствовал единственный неантропоморфный символ.) Новое созвездие в полной мере сохраняет двойственность предыдущего символа — созвездия Рыб. Человек держит в руках два сосуда, из которых струится вода: из одного сосуда — живая, из другого — мертвая. Таким образом, идея смерти и возрождения на новом этапе по-прежнему присуща звездному маркеру зимнего солнцестояния, как это было прежде.

Знаки Зодиака — Водолей и Телец (Германия, XVI в.).

Далее следует Телец, символ плодородия, — созвездие, теперь посещаемое Солнцем в весеннее равноденствие. Созвездие Льва — новый маркер летнего солнцестояния, летний апофеоз и знак царской власти. Завершает свой годовой цикл природа символом осеннего равноденствия — Скорпионом, оплодотворяющим ее и погибающим. А затем снова возвращается Водолей, самая южная точка неба — точка зимнего солнцестояния. Мертвая вода Водолея — смерть, очищение и преображение, живая вода — начало новой жизни.

Появление квартета Близнецов свидетельствует: люди уже обнаружили солнечный путь на фоне звезд. Заменили эту схему на новый квартет потому, что осознали — солнечный путь (его кардинальные точки) постепенно меняет свое положение на фоне звездных маркеров. Это наблюдение можно считать первым шагом на пути открытия астрономического феномена прецессии.

Конец 3-го и все 2-е тысячелетие до н.э. — эпоха создания большого числа мегалитических сооружений. Известнейшее среди них — Стоунхендж — возводилось, по данным ряда исследований, на протяжении всего 3-го и значительной части 2-го тысячелетия до н.э., причем его характерный облик в основном сформировался к XIX в. до н.э. В инженерной основе таких построек лежит совершенное знание так называемой горизонтной астрономии, ибо определяемые ими направления указывают особые точки восходов и заходов Солнца и Луны на горизонте. Это подтверждает точную привязку наблюдателей к данному месту Земли, подчеркивая тем самым уникальность, неповторимость каждого из сооружений, при общей реализованной в них идеи синтеза календаря, часов, храма и обсерватории.

Изучение Стоунхенджа показало, что его создатели обладали знаниями особенностей движения и Солнца, и Луны вблизи горизонта не только в разные сезоны года, но и на протяжении цикла возвращения “высокой” и “низкой” Луны (это еще и открывало возможность предсказаний затмений).

Расширение межэтнических связей неизбежно способствовало формированию геоцентрической модели мира, объединяющей множество этноцентрических идей в представление о единой Земле. Помогали этому и данные астрономических наблюдений, проводившихся в разных географических регионах Земли. В результате создавалась и распространялась единая система небесных и географических (земных) координат, ибо небесные и земные карты, как известно, взаимообусловлены.

Высказанное предположение подтверждается исследованиями астрономических данных, изложенных в поэме Арата из киликийского г.Сол “Явления” (ок. 275 г. до н.э.) [5], причем основополагающие элементы экваториальной системы небесных координат — экватор и тропики — вполне могли быть найдены еще ок. 1900 г. до н.э.

Арат в “Явлениях” использовал более раннее описание небесной сферы, что следует из анализа конкретных указаний на взаимные положения звезд и ее кругов. Эти положения меняются со временем из-за прецессии земной оси. Зная, где относительно тропика или экватора располагалась та или иная звезда, можно точно определить эпоху, когда это наблюдалось и было зафиксировано. Таким образом, удается достоверно датировать первоисточник и соответственно время, не позднее которого была известна данная экваториальная система небесных координат. Кроме того, широтное расположение места наблюдений задает зону невидимости. Некоторые звезды Южного полушария для наблюдателя неба северных широт невосходящие и, естественно, в описании их нет. По величине зоны невидимости можно судить о широте места наблюдения.

Ряд независимых исследований показали сходные результаты. Е. Маундер (1909) датировал первоисточник 2500 г. до н.э., А. Кромеллин (1923) — 2460 г. до н.э., М. Овенден (1966) — ок. 2600 г. до н.э., А.Рой (1984) — ок. 2000 г. до н.э., С.В. Житомирский (1997) — ок. 1800 г. до н.э. Широтное расположение наблюдателя [6] относится к 36°с.ш.

Эпоха написания поэмы Арата отмечена широким распространением этноастрономических памятников типа Стоунхенджа. В нашем веке открыто множество святилищ-обсерваторий (Вудхендж — тоже в Англии, Аркаим — на Южном Урале, курган Савин — на р.Тобол и др.), определяющих ориентиры для фиксации точек горизонта, где происходили восходы и заходы Солнца в моменты стояний и равноденствий. Заметим, что эти важные точки горизонта имеют непосредственное отношение к небесному экватору и тропикам. Через точки восхода и захода Солнца в равноденствия проходит небесный экватор, а в летнее и зимнее солнцестояния — небесные тропики, соответственно северный и южный (в Северном полушарии Земли). Таким образом, создается экваториальная система небесных координат и открывается прямая дорога к идентичной системе координат географических, которая, вообще говоря, является зеркальным отражением первой на поверхности Земли.

Знание экваториальных и тропических созвездий могло служить надежным навигационным средством. Часть поэмы “Явления” с приметами перемен погоды существенно обогащает источник, становясь по сути полным сводом сведений для людей, постоянно меняющих местопребывание, например для мореплавателей. Связь источника поэмы с горизонтной астрономией особенно подтверждается ее второй частью, которая целиком посвящена одновременным заходам и восходам созвездий.

Скорее всего, первоисточник был несколько скорректирован ок. 400 г. до н.э., а неприкосновенность текста в первозданном виде в течение предыдущих 1500 лет объясняется религиозно-культовым значением астрономических обобщений, возведенных жрецами в ранг незыблемого канона.

Остров Крит: прародина небесных кругов?

Итак, район наблюдений описанного Аратом неба находился в области 36° с.ш., т.е. севернее мест, где в то время (рубеж 3—2-го тысячелетий до н.э.) располагались известные развитые цивилизации — шумерская и древнеегипетская. Кому же принадлежат эти наблюдения?

В районе 36-й параллели (немного южнее) находится о.Крит, где тогда процветало государство — носитель высокоразвитой минойской культуры, достоверных свидетельств о научных достижениях которой в настоящее время еще нет. Последнее утверждение не может отрицать, с одной стороны, возможности новых открытий (иероглифическая письменность Крита до сих пор не расшифрована), с другой — переосмысления уже имеющихся археологических данных.

Как культурная группа минойцы появляются ок. 2500 г. до н.э. Около 2000 г. до н.э., в среднеминойском периоде, начинается процесс урбанизации, строятся первые дворцы, города Кносс, Маллия, Фест и др. Расширяется заморская торговля. Пика развития эта цивилизация достигла в конце среднеминойского и начале позднеминойского периода, в XVIII—XV вв. до н.э., когда Крит контролировал юг Эгейского моря и множество островных поселений. Великолепие минойской культуры поражает современного человека. Хотя многие ее признаки отмечены на территории современных Анталии, Египта, Сирии, критская цивилизация не только представляет самостоятельное явление, но во многом превосходит культуру других древних государств.

Кроме того, в 23’ к северу от 36-й параллели расположен о. Санторин (древнее название — Тира), покинутый жителями в результате сильнейшего извержения вулкана ок. 1400 г. до н.э. 36-я параллель в точности проходит также по южной части о. Родос. Эти и еще несколько небольших островов данного географического региона вполне подходят на роль того самого места, где в начале 2-го тысячелетия до н.э. сложился источник, содержание которого известно нам в изложении Арата.

Цивилизация о. Крит представляет в данном случае особый интерес из-за определенных хронологических и символических аналогий, говорящих о близости минойской и древнеегипетской культур. В частности, культы Быка и Льва, известные из археологических данных как на Крите, так и в Египте, несомненно, связаны с определением точек весеннего равноденствия и летнего солнцестояния [7].

К концу 1-го тысячелетия до н.э., после окончательного выделения двенадцатеричного Зодиака и создания единой системы небесных координат, именно здесь математическое по сути понятие знака Зодиака определилось как 1/12 часть окружности, что было продиктовано потребностью в точных наблюдениях. Гиппарх Родосский (ок. 150 г. до н.э.), обобщив имеющиеся данные, проведя собственные систематические наблюдения и сравнив найденные им положения звезд с таковыми из других каталогов, впервые дал научное описание предварения равноденствий [8].

Определения циклов планет, первые известные записи о которых относятся к старовавилонскому периоду вавилонской астрономии [9], через 300 лет после Гиппарха были приведены в математической модели Птолемея (ок. 150 г. н.э.).

Создание указанных теоретических обобщений мы хронологически связываем с окончательным становлением геоцентрической системы мира, сохранившей свое господствующее положение в системе знаний до начала XVII в. Гелиоцентрическая модель была окончательно обоснована и принята только благодаря открытиям Кеплера, отказавшегося от доминировавшей в прежние века идеи совершенства движения тел по идеальной окружности.

От гелиоцентризма — к расширяющейся Вселенной

Кеплером была поставлена и решена ключевая задача: вплести теорию Коперника о вращении Земли вместе с другими планетами вокруг Солнца [10 ] в ткань современной ему науки. Эпохальной можно назвать саму мысль о том, что на самом деле планеты не движутся по идеальным круговым орбитам. Ранее круг воспринимался как самая совершенная фигура, к которой стремится все на свете. Это древнейшее заблуждение было растворено во всех областях человеческой деятельности. Сколько, к примеру, архитекторов трудилось над проблемой центрического храма, идеально круглого купола! Кеплер же в “Новой астрономии” (Прага, 1609) представил свои эллипсы и тем самым скорректировал всю небесную механику.

Пары противоположных знаков Зодиака (с немецких табличек, 1624 г.).

За шесть лет до выхода “Новой астрономии” появился звездный атлас Байера, впервые целостно дающий концепцию небесной карты в ее современном виде. Атлас Байера содержит гравюры созвездий и изображения звезд, обозначенные греческими и латинскими буквами и нанесенные на сетку небесных координат. Небо представлено там в прямом изображении — как мы его видим с поверхности Земли. В атласе Гевелия (1687) изображения звездных конфигураций зеркальные, какими они предстают взору наблюдателя, разглядывающего поверхность звездного глобуса. Звездный каталог атласа Гевелия включает сведения о блеске звезд наряду с информацией о связи небесных объектов с греческими легендами и мифами.

В атласе Байера впервые появляются созвездия, отразившие новые символические образы, которые возникли под воздействием географических открытий и путешествий европейцев в Южное полушарие Земли. Таким образом, по звездной карте можно узнать о новых аспектах человеческой деятельности, но при этом старые астронимы, свидетели прежних эпох, все сохраняются. (То, что подавляющее число этих созвездий остались на карте до наших дней, доказывает тезис об устойчивости астронимов.)

Карта северной области неба (атлас Б.Боде, конец XVIII в.).

Появление новых созвездий в атласе Гевелия демонстрирует также желание заполнить оставшиеся нетронутыми пространства звездной сферы за счет созвездий весьма малых размеров (таких, как Лисичка, Муха) и созвездий, не содержащих ярких звезд (Единорог, Рысь). Это обстоятельство косвенно подтверждает идею поэтапного формирования двенадцатеричного Зодиака и особенно его последнего, завершающего шага — выделения в небе зодиакального квартета Овна (Овен, Рак, Весы, Козерог). Созвездия этой четверки также невелики по размерам и не содержат ярких звезд. В атласе Гевелия просматривается некоторый возврат к образам греческой мифологии и другим аллегорическим сюжетам.

Появление на карте неба Ж. де Лаланда в 1799 г. созвездия Кошки, отсутствующего на современной звездной карте, — также интересный пример потребности человека помещать на небе что-то из повседневной жизни.

Через 100 лет после начала наблюдений с помощью телескопа был создан первый телескопический звездный каталог Дж. Флемстида, изданный в 1725 г. уже после смерти автора. Каталог стал частью “Британской истории неба” (1725).

Возникновению на карте большого числа созвездий с символами научных приборов мы обязаны Лакайлю, исследовавшему южное небо (1752). Это, с одной стороны, также свидетельствует о символическом отражении в новых астронимах самой работы автора, с другой — косвенно демонстрирует сложившееся к тому времени понятие о науке как об отдельной самостоятельной сфере деятельности людей. Отчасти этим можно объяснить окончательное исчезновение со звездных карт христианских и подавляющего числа “придворных” сюжетов, которые тогда полностью утратили популярность среди астрономов. Но скорее такое исчезновение вызвано тем, что новыми наименованиями пытались заменить уже устоявшиеся названия ярких звездных групп, — если бы ими обозначали еще незанятые участки неба, то шансов сохраниться у них было бы значительно больше. Это еще одна демонстрация устойчивости древнейших астронимов.

Начало XX в. ознаменовалось открытиями в области естествознания, полностью изменившими представления об устройстве нашего мира. Метагалактика — вся наблюдаемая астрономическая Вселенная как целое — стала описываться однородной и изотропной релятивистской космологической моделью.

Первая релятивистская космологическая модель была предложена Эйнштейном (1917). В 1922 г. российский физик, геофизик, космолог Фридман получил серию нестационарных релятивистских космологических решений, соответствующих равномерному расширению или сжатию Галактики. Несколькими годами позднее (1929) американский астроном Хаббл, сопоставляя наблюдаемое систематическое доплеровское “покраснение” далеких галактик с их расстояниями до нас, установил, что галактики равномерно удаляются от нашей Галактики и друг от друга, следовательно, вся наша Метагалактика равномерно расширяется.

Эти открытия, прежде всего радикально преобразовавшие астрономию, космологию и физику, обозначили переход от гелио- и полицентрической модели к полному отказу от всякого центризма. Данное событие по значению можно сравнить с появлением “Новой астрономии” Кеплера, утвердившей в свое время гелиоцентрическую модель мира.

Особенно примечательно, что, как и в начале XVII в., в начале XX в. преобразование астрономической картины мира сопровождалось параллельно происходящей модификацией звездной карты. Список и точные границы созвездий были утверждены, как говорилось выше, на первых трех съездах МАС, а окончательный результат (современная звездная карта) был опубликован в Лондоне в 30-м. Обе важные даты последнего значимого этапа создания звездной карты совпали с годом издания трудов Фридмана и временем подтверждения его теоретических моделей наблюдениями Хаббла.

Главное отличие современной звездной карты от карты Байера (разумеется, кроме ее более высокой точности) — замена очертаний прежних изолированных фигур созвездий их точными границами при сохранении традиционных, порой древнейших названий и в целом издревле закрепленных за ними площадей. Правда, в начале века звучали и голоса в пользу полного упрощения — отказа не только от фигурных изображений, но и от традиционных названий созвездий с заменой их прежних границ равными прямоугольными площадками — но поддержки не нашли. Этот факт вновь продемонстрировал стойкость астронимов, преемственность древнейшей традиции. Что же представляет собой современная звездная карта? Последняя реформа утвердила список из 88 созвездий и “покрыла” ими без остатка всю звездную сферу. Границы созвездий на картах проведены линиями вдоль небесных параллелей и кругов склонения относительно координатной сетки, соответствующей равноденствию 1875 г. Вследствие прецессии координатная сетка со временем смещается, и границы созвездий перестают совпадать с направлением кругов склонения и небесных параллелей.

Карта северной области неба (равноденствие 2000 г.). Штрих-пунктирная линия показывает примерный путь Северного полюса мира среди звезд согласно современной модели прецессии. Границы созвездий, проводимые в направлении север—юг, пересекаются в точке Северного полюса равноденствия 1875 г. (P).

В атласах последующих эпох они будут иметь постепенно увеличивающийся перекос, уже сейчас отчетливо заметный вблизи полюсов. Звезды, в особенности те, что с самого начала располагались рядом с границей, могут изменить свой звездный дом, оказавшись из-за собственного движения в соседнем созвездии. Но это явление крайне редкое и происходит только с едва заметными звездами, ибо с самого начала границы проводились по участкам, не имеющим ярких небесных объектов. Сами же границы охватывают площади, соответствующие древнейшим традиционным участкам звездного неба, в которые когда-то были вписаны символические образные фигуры созвездий.

Историческая преемственность и отражение современного уровня знаний — таков путь звездной летописи человеческой цивилизации.
 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Зодиакальные квартеты — группы из четырех созвездий Зодиака, определяющих положения Солнца в дни зимнего и летнего солнцестояний и весеннего и осеннего равноденствий. Подробнее см.: Гурштейн А.А. Минувшие цивилизации в зеркале Зодиака // Природа. №10. 1991. С.57—71.

2 Гурштейн А.А. Небо поделено на созвездия в каменном веке // Природа. 1994. №9. С.60—71.

3 Shepard P., Sanders B. The Sacred Paw. The Bear in Nature, Myth, and Literature. N.Y.; L., 1985.

4 Gurshtein A.A. // Vistas in Astron. 1993. V.36. P.171—190.

5 Арат. Явления (небо, наука, поэзия). М., 1992.

6 Житомирский С.В. “Явления” Арата. Датировка и анализ первоисточника // Дракон и Зодиак. М., 1997. С.51—69.

7 Roy A.E. // Vistas in Astron. 1984. V.27. P.171—197.

8 Предварение равноденствий — опережение наступления весеннего равноденствия по отношению к предыдущему году.

9 Варден Б. ван дер. Пробуждающаяся наука II: Рождение астрономии. М., 1991.

10 Идеи Коперника были развиты Дж. Бруно, который осознал, что наше Солнце — это всего лишь одна звезда из бесчисленного множества. Так практически одновременно с гелиоцентризмом родился полицентризм.




Июль 2000