Журнал «Природа»

Звездное начало петербургской электротехники

Б.И. Иванов,
доктор философских наук
СПб-филиал Института истории естествознания и техники РАН

Электротехника в Санкт-Петербурге была одной из ведущих отраслей науки и промышленности. Российская столица рано откликнулась на потребность в изучении электричества, исследованием которого начиная с XVIII в. занялись ученые разных стран. Именно к XVIII в. относятся работы профессора Болонского университета Л. Гальвани, длительное время изучавшего действие статического электричества на живую ткань и использовавшего в качестве своеобразного датчика лапки препарированных лягушек. Он доказал тем самым существование биоэлектричества. Его современник и соотечественник физик А. Вольта открыл контактную разность потенциалов, возникающую при соприкосновении двух разнородных проводников и создал в 1799 г. первый источник электрического тока - вольтов столб, получивший впоследствии название гальванического элемента.

К XVIII в. относится и начало исследований электричества российскими учеными, положенное призывом академика Петербургской академии наук Л.Эйлера, прозвучавшим еще в 1744 г., “исследовать причину электричества”. Эта миссия была возложена на отечественного ученого, получившего звание профессора, Г.В. Рихмана, и адъюнкта М.В. Ломоносова [1. С.7]. Ареной будущих основных работ в области электротехники стал физический кабинет Петербургской академии наук, созданный одновременно с основанием Академии в 1725 г.

“Громовые машины” Рихмана и Ломоносова

Работы по экспериментальной физике начались после появления на кафедре физики академии в 1733 г. Г.В. Крафта, действовавшего в тесном контакте с теоретиками Д. Бернулли и Л. Эйлером. Ему принадлежит первый учебник по физике “Начальные основания учения о природе”, в котором были изложены и проблемы магнетизма. После ухода Крафта кафедру физики возглавил Рихман. Благодаря его усилиям физический кабинет Академии наук превратился в научно-исследовательский центр по экспериментальной физике. Стремясь пополнить кабинет современным оборудованием, Рихман сам конструировал новые приборы. Но главным его делом стало изучение электричества. В первую очередь Рихман создал “указатель электричества”, а изобретенный к тому времени конденсатор - лейденская банка - подсказал ему путь к другому принципиальному шагу - применению усилителя. Лейденская банка, скомпонованная с указателем, делала его более чувствительным и точным. Узнав в 1750 г. об опытах американского физика Б. Франклина с атмосферным электричеством, Рихман летом 1752 г. изготовил экспериментальную установку для изучения атмосферного электричества. Она состояла из металлического прута, возвышающегося над кровлей дома (5-я линия Васильевского острова) и соединенного с указателем электричества; установка была изолирована от земли. В мае 1753 г. Рихман провел чрезвычайно удачные опыты, отметив: чем меньшее время отделяло гром от молнии, тем на больший угол отклонялась нить указателя. Это подтверждало предположение о зависимости напряженности электрического поля от расстояния до его источника.

Георг Вильгельм Рихман (слева).

Дом Рихмана на 5-й линии Васильевского острова.

26 июля того же года Рихман наблюдал за указателем электричества, находясь вблизи металлического прута. Рядом стоял гравер И.А. Соколов, приглашенный для зарисовки опыта. Неожиданно, как описано в “Санкт-Петербургских ведомостях” от 3 августа 1753 г., “из прута без всякого прикосновения” вышел бледно-синеватый огненный клуб с кулак величиною, шел прямо ко лбу профессора, который в самое то время, не издав ни малого голосу, упал назад, на стоявший позади него сундук. В самый же тот момент последовал такой удар, будто из малой пушки выпалено было. Оглушенный Соколов также упал, но быстро вскочил и выбежал из дома. Жена Рихмана, первая обнаружившая бездыханного мужа, послала за М.В. Ломоносовым. Вызванные врач и полицейские констатировали смерть. В тот же день Ломоносов написал фавориту императрицы И.И. Шувалову письмо, в котором призвал не истолковывать неожиданную гибель ученого против продолжения научных исследований: “Не думаю, чтобы внезапным поражением нашего Рихмана натуру испытающие умы устрашились и электрической силы в воздухе законы изведовать перестали” [1. С.13].

Сам Ломоносов продолжал исследования атмосферного электричества. Как и Рихман, он создал собственные “громовые машины” в 1752 г.: одну - в своем доме на 2-й линии Васильевского острова, другую - под Ораниенбаумом, на Усть-Рудицкой фарфоровой фабрике. 26 ноября 1753 г. на публичном собрании Академии наук Ломоносов прочитал (по-русски) свое “Слово о явлениях воздушных”, где впервые указал, что образование грозы всегда связано с присутствием вертикальных восходящих воздушных потоков вследствие нарушения равновесия в атмосфере, нагреваемой солнцем. Он также впервые правильно предположил, что электрические заряды распределяются мельчайшими капельками по всему объему облака. Применив методику Рихмана, Ломоносов показал, что электрическое поле в атмосфере существует не только во время грозы, но и при ясной безоблачной погоде, подтвердил полное тождество природы молнии и электрической искры, высказал убеждение в электрической природе северного сияния. Одним из первых он пришел к выводу о необходимости широкого применения громоотводов.

В 1756 г., обобщив исследования атмосферного электричества и представления ученых XVIII в. об искусственном электричестве, которое возникало в основном от трения, Ломоносов в своей книге “Теория электричества, изложенная математически” (написана по-латыни), делает окончательный вывод о тождестве природного и искусственного электричества.

В 1757 г. руководителем физического кабинета и кафедры физики назначается Ф.У. Эпинус, который изучает электро- и магнитостатические явления. Нагревая минерал турмалин, он обнаруживает возникновение электрических зарядов - пироэлектричество. Ученый создал конструкции первого воздушного конденсатора и электрофора, а в своем фундаментальном труде “Опыт электричества и магнетизма” (1759) впервые доказал сходство электрических и магнитных явлений, заложил основы теории электростатической и магнитной индукции, разработал теорию лейденской банки, подтвердившую предположение Рихмана о характере процесса ее заряда. Занимался Эпинус и громоотводами.

Рихман, Ломоносов и Эпинус выполнили теоретическую разработку грозозащитных устройств. Мысль о защите людей от грозы зародилась еще в древности. Римские легионеры во время стоянок втыкали для этого в землю остриями вверх свои бронзовые копья. Однако защита людей и строений от разрушительного действия атмосферного электричества стала системой только со второй половины XVIII в. с помощью молниеотводов, первые конструкции которых были созданы Франклином. В России это произошло в августе 1772 г., когда вышло высочайшее повеление установить громоотвод - на колокольне Петропавловского собора, который в результате удара молнии в 1756 г. “Божиим благословением… совсем сгорел”. Вскоре столица России обзавелась десятками громоотводов.

Школа Петрова

Дальнейшие работы по изучению электричества связаны с именем В.В. Петрова [2]. В 1791 г. Петров получил назначение преподавателем физики и математики в Медико-хирургическое училище при Главном сухопутном корпусе, преобразованное в 1795 г. в Медико-хирургическую академию. В стенах этой академии в дальнейшем и протекала педагогическая деятельность Петрова, продолжавшаяся около 40 лет. Благодаря его стараниям и хлопотам физический кабинет академии сделался лучшим в России.

Петербургская медико-хирургическая академия на гравюре начала XIX в.

В 1802 г. Петров создал крупнейшую по тому времени гальваническую батарею. Он установил зависимость силы постоянного тока от площади поперечного сечения проводника, широко применял параллельное соединение электрических цепей. Проводил исследования химического действия тока и измерял электропроводность различных веществ, предложил покрывать изоляцией электрические проводники. Изучал явление электрического разряда в вакууме, исследовал явление люминесценции. Создал оригинальные электрические приборы для изучения электрических явлений в различных газовых средах.

Исследования Петрова положили начало работам по практическому применению электричества. Безусловно, главным его открытием было явление электрической дуги, описанное им в книге “Известие о гальвани-вольтовских опытах, которые производил профессор физики Василий Петров посредством огромной наиначе баттереи, состоявшей иногда из 4200 медных и цинковых кружков и находящейся при Санкт-Петербургской Медико-хирургической Академии”. В главе VII этой книги, изданной на русском языке в 1803 г., описаны наблюдения и опыты, приведшие к такому открытию:

“Eсли на стеклянную плитку или на скамеечку со стеклянными ножками будут положены два или три древесных угля, способные для произведения светоносных явлений посредством гальвано-вольтовой жидкости, и если потом металлическими изолированными направителями, сообщенными с обоими полосами огромной баттереи, приближать оные один к другому на расстоянии от одной до трех линий, то появляется между ними весьма яркий, белого цвета, свет или пламя, от которого оные угли скорее или медлительнее загораются и от которого темный покой довольно ясно освещен быть может”.
Это и была первая “вольтова” дуга *. Однако в силу намеренного замалчивания открытия Петрова заведующим физическим кабинетом Петербургской академии наук Л.Ю. Крафтом и непременным секретарем Академии Н.И. Фуссом об открытии Петрова узнали только через восемьдесят с лишним лет, когда в 1887 г. в журнале “Электричество” появилась статья научного сотрудника Петербургского университета Н.В. Попова, в которой сообщалось, что открытие электрической дуги сделано Василием Владимировичем Петровым, а не англичанином& Г.Дэви, как до тех пор считалось в научном мире. Доказательством этого послужила найденная в архивах уже упоминавшаяся нами книга В.В. Петрова.

С 1814 по 1828 г. Петров возглавлял физический кабинет Академии наук, и в это время его научная работа велась не только в Медико-хирургической академии. С 1828 г. физический кабинет возглавил Г.Ф.П аррот, до 1826 г. бывший ректором Тартуского университета и в том же году избранный ординарным академиком Петербургской академии наук, где руководил кафедрой физики. С 1840 по 1874 г. физический кабинет возглавляли выдающиеся электротехники Э.Х. Ленц и Б.С. Якоби, о которых далее и пойдет рассказ.

* Подробнее о научных изысканиях В.В. Петрова см. "Первая книга Василия Петрова".
Историческая роль Ленца

В 1828 г. профессор физики Тартуского университета Э.Х. Ленц по рекомендации Паррота избирается адъюнктом Петербургской академии наук. Все основные открытия Ленца пришлись на петербургский период его жизни, который продолжался 36 лет [3]. В мае 1831 г. он приступил к своим плодотворным опытам по исследованию электромагнитных явлений, начало было положено изобретением и усовершенствованием измерительных приборов.

К 30-м годам XIX в. электроизмерительная техника числила в своем активе разве что электрометр академика Рихмана да сложные по устройству крутильные весы для измерения тока. Трудно было говорить об измерении электрических величин, которые не имели даже точного определения. Не существовало ни их эталонов, ни единиц измерения.

Ленц в полной мере оценил значение открытий г.Ома и М.Фарадея. Одним из первых - и немногих в то время - он высказал убежденность в справедливости закона Ома. Узнав об открытии Фарадеем электромагнитной индукции, Ленц сразу же решает установить количественные характеристики этого явления. С этой целью он уже в 1832 г. создает теорию баллистического гальванометра и строит первый прибор.

Гальванометр - это высокочувствительный прибор для измерения малых токов и напряжений. Баллистический гальванометр имеет ту особенность, что при поступлении короткого импульса угол отклонения стрелки прибора пропорционален количеству электричества. В основных своих чертах современные гальванометры удивительно напоминают устройство, созданное Ленцем.

Установка Ленца содержала подковообразный магнит, замкнутый с торцов железным якорем с обмоткой. В качестве регистрирующего прибора был применен мультипликатор, сконструированный ранее российским изобретателем П.Л. Шиллингом и состоящий из катушки медного провода и пары магнитных стрелок. Когда по катушке протекал ток, стрелки отклонялись. Соединив якорную обмотку с катушкой мультипликатора и отрывая якорь от полюсов магнита, Ленц мог по отклонению стрелок судить об уровне электродвижущей силы (эдс), возникающей в обмотке.

Ленц установил: эдс, которую возбуждает магнит в окружающей его обмотке, равна сумме эдс всех ее витков. Это была первая количественная оценка явления индукции. Прекрасно понимая прикладное значение своих исследований, Ленц дал и первую формулу для расчета обмотки электромагнитного генератора, созданного вскоре его коллегой и другом Б.С. Якоби.

Баллистический метод измерения позволил Ленцу приступить к количественному определению зависимости сопротивления проводника от температуры. Собрав большой статистический материал и математически его обработав, он выразил эту зависимость в виде квадратного трехчлена. И окончательно убедился в том, что сопротивление катушки не влияет на эдс индукции. Главное же - опыты привели ученого к открытию в 1833 г. фундаментального закона электромагнитной индукции, носящего его имя. Закон Ленца утверждает, что при перемещении в магнитном поле замкнутого проводника в нем возникает электрический ток, препятствующий перемещению. Иными словами, механическая энергия, расходуемая на перемещение проводника с индуцируемым током, частично затрачивается на перемещение проводника без тока, частично же преобразуется в электромагнитную.

Любопытно, что открытый Ленцем закон послужил для установления принципа обратимости электрической машины за два года до появления двигателя Якоби. Более того, в 1838 г. Ленц обратил в двигатель машину Пикси, использовав при этом коммутатор Якоби. Досадно только, что практическая электротехника воспользовалась этим принципом лишь много лет спустя.

В 1839 г. Ленц произнес на торжественном акте в Петербургском университете речь “О практическом применении гальванизма”, в которой обрисовал перспективы использования электричества, отдав должное приоритету Шиллинга (телеграф, зажигание мин), Якоби (гальванопластика, электродвигатель). О творческом сотрудничестве Ленца и Якоби следует сказать особо. В научном плане они прекрасно дополняли друг друга, и это сказалось на результатах их деятельности, в которой исключительные аналитические способности Ленца сочетались с конструкторским талантом Якоби. В 1838-1843 гг. они поставили ряд опытов по электромагнетизму, которые приводили в сущности к установлению понятий об основных магнитных величинах: потока, индукции, напряженности. В этот же период Ленц между прочим показал, что природа электрического тока в цепи едина безотносительно к тому, от какого источника он получен, и прохождение его через проводники подчиняется одним и тем же законам.

Трудно переоценить значение работ Ленца в области машин постоянного тока. Создав в 1842 г. первую в истории электротехники теорию магнитоэлектрической машины, Ленц вскоре приступил к экспериментальным исследованиям. Они привели к открытию весьма практического характера - обнаружению реакции якоря: так называется влияние, которое оказывает ток якоря на поле возбуждения машины. Убедившись, что реакция якоря зависит от положения щеток относительно нейтрали, Ленц смог объяснить ошибки и неудачи ряда других исследователей, в том числе известного физика В.Э. Вебера (его именем названа единица магнитного потока). Для исследования переменного тока Ленц сконструировал новое устройство, названное им коммутатором. Много позднее, в 1880 г. Жубер описал аналогичный прибор, служивший до изобретения осциллографа для изучения формы кривой переменного тока. Но приоритет Ленца бесспорен: его прибор создан им за 25 лет до появления диска Жубера.

В 1834 г. Ленца избирают ординарным академиком. Интересное и полезное продолжение получили работы Ленца по изучению тепловых явлений в цепи электрического тока. Что сопротивление проводника изменяется с температурой и как именно, было им уже установлено. Что проводник нагревается при прохождении тока, и притом тем больше, чем больше сопротивление проводника и сила тока, Ленц обнаружил еще в 1833 г. Была поставлена серия очень точных опытов, заново созданы методика измерений температуры, аппаратура, приборы. Результат - классическая формула, описывающая количественную оценку выделения тепла.

Результаты своих опытов Ленц изложил в 1842 г. в докладе “О законе выделения тепла гальваническим током” на заседании Академии наук. За несколько месяцев до этого, в октябре 1841 г., в английском журнале “Philosophical Magazine” появилось сообщение о работах Л.П. Джоуля в этой области. Оно вызвало многочисленные возражения, связанные с отсутствием общепринятых единиц для измерения силы тока и сопротивления, а также приборов для точных электрических измерений. Ленц выполнил свои работы чрезвычайно тщательно и аккуратно, из-за чего и возникла задержка с публикацией его выводов. После сообщения Ленца возражения, выдвигавшиеся против работ Джоуля, сами собой отпали. Произошел редчайший случай в истории изобретательства: несмотря на более позднюю дату публикации изобретения, оно считается равнозначно принадлежащим обоим авторам и носит название закон Джоуля-Ленца (к сожалению, только в отечественной литературе; в зарубежной его именуют как закон Джоуля).

Ленц проявлял исключительное внимание к работам своих товарищей по науке, особенно молодых ученых и изобретателей, был справедливым критиком и неизменным защитником их трудов. За 29 лет профессорской деятельности на физико-математическом факультете Петербургского университета он создал русскую школу физики. В течение многих лет кафедры физики в высших школах Петербурга, Москвы, Казани и других городов занимали ученики Ленца или ученики его учеников. Сам Ленц преподавал физику и в Морском кадетском корпусе, и в Михайловском артиллерийском училище и в академии, и в Главном педагогическом институте. Занятия он вел только на русском языке.

Ректор университета П.А. Плетнев писал о Ленце: “Он дельный человек, серьезный, взыскательный”. По воспоминаниям К.А. Тимирязева, лекции Ленца отличались блестящим изложением, привлекавшим слушателей. Большое внимание он обращал на выработку практических навыков студентов, их умение обращаться с приборами, проводить точные наблюдения и вносить требуемые поправки. Среди его учеников - такие прекрасные электротехники, как Л.А. Лачинов, Ф.Ф. Петрушевский, Л.И. Шпаковский и др.

Эмилий Христианович Ленц.

Борис Семенович (Мориц Герман) Якоби.

В Главном педагогическом институте у Ленца учился Д.И. Менделеев. Он воспринял у своего учителя интерес к географии, которой Ленц посвятил свои молодые годы (в 1823 г. он занимал место физика на шлюпе “Предприятие”, отправившейся в кругосветное плавание 1823-1826 гг. под командованием О.Е. Коцебу; провел океанографические исследования, за которые в 1828 г. был избран адъюнктом Петербургской академии наук). Привил Ленц интерес Менделееву и к физике, которой тот занимался всю жизнь. Можно предположить, что и вопросы метрологии привлекли внимание Менделеева под влиянием Ленца и Якоби, придававших столь большое значение точному измерению физических величин. Автор Периодической системы элементов большую часть своих работ посвятил не химии - метрологии.

Большая заслуга Ленца перед русской наукой заключается во внимании к работам других ученых и изобретателей. Все его отзывы об этих работах - а их более 40 - характеризуются доброжелательным отношением к авторам, стремлением поддержать начинающих и помочь им. В 1840 г. отзыв Ленца о книге Б.С. Якоби “Гальванопластика” послужил основанием для присуждения ее автору премии в 5 тыс. руб., от которой Якоби отказался в пользу работ “по части электромагнетизма” и гальванизма и на усовершенствование теории загадочных сил природы. Бескорыстие тем более удивительное, что богатым человеком Якоби вовсе не был.

Ленц не принадлежал к числу ученых, преданных лишь чистой науке: с неменьшим тщанием занимался он и решением актуальных прикладных задач, будь то в области электрических машин и аппаратов, приборостроения или источников тока. Почти каждая из его работ была одновременно вкладом и в науку, и в технику. Изучение вопросов рационального устройства молниеотводов завершилось сооружением их в Кронштадте и Петербурге - на всех строящихся дворцах, на Исаакиевском соборе и других зданиях. Ленц принимал участие и в применении гальванопластики к строительным работам, в частности для золочения куполов храма Христа Спасителя в Москве. Активно работал в Комиссии по введению в России метрической системы мер, первое заседание которой состоялось под его председательством. “Красой и гордостью нашей Академии” [1. С.24] назвал его академик В.Я. Буняковский. В течение 25 лет, до своей смерти в 1865 г., Ленц возглавлял кафедру физики и физический кабинет Академии наук, затем его сменил Якоби.

Непревзойденные заслуги Якоби

С именем Бориса Семеновича (Морица Германа) Якоби связано огромное число изобретений в области электротехники [4]. Всего сделанного им хватило бы на несколько жизней. И нам по необходимости придется быть краткими. Якоби был одним из тех крупных физиков середины XIX в. которые настойчиво стремились найти пути для практического применения электрической энергии. Он сочетал в себе талант физика-исследователя с выдающимися инженерными способностями. Умел находить такие формы для выражения результатов своих исследований, которые делали их непосредственно приложимыми для практических целей. Возможно, это явилось следствием особых условий его жизни, делавших Якоби то архитектором, то строителем мостов, то ученым - физиком и электриком.

Немец по рождению, Якоби в молодые годы переехал в Россию, которая стала его второй родиной, как он неоднократно и громко заявлял и не раз доказывал это своей деятельностью. Уже незадолго до смерти (1872) Якоби писал, что обращается с чувством удовлетворенного сознания к своей 37-летней ученой деятельности, посвященной всецело стране, которую привык считать вторым отечеством, будучи связан с ней не только долгом подданства и тесными узами семьи, но личными чувствами гражданина.

Наиболее характерны для Якоби работы по электродвигателю, по гальванопластике, по электрическому взрыванию мин, по электромагнитному телеграфу и, наконец, работа, длившаяся много лет, - по электрическим измерениям, связанным с установлением международного единства мер [5].

Заниматься электротехникой Якоби начал еще в Пруссии, в г.Кенигсберге (1834), где изучал электромагнетизм и создал электродвигатель с коммутатором оригинальной конструкции. В 1837 г., приняв русское подданство, переехал в Петербург, где продолжил работы в области практического применения электричества, главным образом в военном деле, а также на транспорте. Якоби сконструировал несколько электродвигателей, один из которых, работавший от гальванической батареи, был установлен на судне, совершившем в 1838 г. плавание по р. Неве против течения. В 1850 г. Якоби опубликовал статью “О теории электромагнитных машин”, в которой была сделана первая попытка научного анализа работы электродвигателя. Совместно с Ленцем Якоби занимался исследованиями электромагнитов и предложил методику их расчета (1838-1844).

Якоби изобрел около десяти типов телеграфных аппаратов, в том числе первый буквопечатающий телеграфный аппарат (1850), руководил прокладкой первых кабельных линий в Петербурге и между Петербургом и Царским Селом (1841-1843). Занимался также разработкой гальванических батарей и созданием новых образцов минного оружия, в том числе самовоспламеняющихся (гальваноударных) мин, мин с запалом от индукционного аппарата; был инициатором формирования гальванических команд в саперных частях русской армии. Одна из самых выдающихся работ Якоби, упомянутая ранее, - это исследование процессов гальванотехники.

Телеграфный аппарат Якоби, находившийся в кабинете Николая I в Зимнем дворце.

Большие заслуги принадлежат Якоби в области электрических измерений. Он предложил ряд оригинальных конструкций реостатов, несколько новых электроизмерительных приборов, разработал совместно с Ленцем баллистический метод электроизмерений. Его труды ускорили решение многих проблем метрологии: установление метрической системы, разработку эталонов, выбор единиц измерений и др.

С именем Якоби связано и начало работы по подготовке для армии специалистов электриков и по созданию первой специальной военной электротехнической школы, вначале и не носившей этого названия, а официально называвшейся “Учебная команда при Лейб-гвардии саперном батальоне для технического обучения гальванизму и способам применения его в военном учреждении”. Для чтения лекций офицерам был приглашен Якоби. Он был членом Комиссии по присуждению Демидовских премий на протяжении 13 лет (1852-1864), Комиссии по присуждению Ломоносовских премий на протяжении восьми лет (1865-1872) и целого ряда временных комиссий.

Якоби избирался в почетные члены, иностранные члены и члены-корреспонденты многих зарубежных научных обществ и институтов. Вот как отозвалась Академия наук на его смерть:

“Тяжкая утрата поразила Академию и вместе с ней и науку, - говорил на Общем собрании академии ее непременный секретарь К.С. Веселовский, - тяжесть этой потери нисколько не уменьшается тем, что к мысли о ней уже давно приготовила нас самая продолжительность болезни, сведшей его в могилу. Теперь, когда не засыпана приготовленная для него могила, можем мы пытаться умерить скорбь этой потери воспоминанием о пользе, принесенной покойным науке, искусству, промышленности, и об уважении, которым его имя пользуется как в нашем отечестве, так и во всех образованных странах земли. Как академик был всецело предан науке, которой себя посвятил <…> никто из нас не скажет, чтобы Якоби при каком бы то ни было случае принес интерес и достоинство Академии в жертву личным расчетам и корыстным целям. Так же безраздельна была и его любовь к науке. Он жил ею и для нее. Того, что он сделал в жизни, достаточно для его бессмертия в науке”.
С уходом из жизни Якоби закончился начальный период развития электротехники в Санкт-Петербурге и во всей России. Этот период ознаменовался становлением отечественной электротехнической школы. Во главе ее стояли два выдающихся электротехника - Э.Х. Ленц и Б.С. Якоби, ученики и последователи которых продолжили дело развития электротехники в Санкт-Петербурге и стране на последующих этапах.

1. Иванов Б.И., Вишневецкий Л.М., Левин Л.Г. История развития электротехники в Санкт-Петербурге. СПб., 2001.

2. Шнейберг Я.А. Василий Владимирович Петров. М., 1985.

3. Лежнева О.А., Ржонсницкий Б.Н. Эмилий Христианович Ленц (1804-1865). М.; Л., 1952.

4. Яроцкий А.В. Борис Семенович Якоби. М., 1988.

5. Шателен М.А. Русские электротехники XIX века. М., 1955.

VIVOS VOCO