Журнал «Природа»
№9, 2003 г.
© Т.М. Моисеева

Физический кабинет Кунсткамеры

Т.М. Моисеева

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера, Санкт-Петербург)

Создание первого Физического кабинета в России неразрывно связано с историей Кунсткамеры. С момента основания музея в нем выделяется место для хранения различных приборов и инструментов. Основу собрания составили приобретения Петра I во время его заграничных путешествий, а также купленные по поручению царя его придворным токарем Андреем Нартовым в 1718-1719 гг. в Париже и Лондоне “у лучших художников физических инструментов, механические и гидравлические машины”.

Их существенно дополнили научные приборы, привезенные из-за границы И.Д. Шумахером (по документам он был “библиотекарем”, фактически директором Кунсткамеры и советником академической Канцелярии). По заданию Петра I в 1721-1722 гг. он посетил Германию, Голландию, Францию, Англию, где должен был, в частности, “знакомиться с библиотеками и музеями, посещать известных ученых, выявлять то, чего не было в Петербургском собрании и, по мере возможности, приобретать недостающее”. Ему предписывалось обратить особое внимание на новые машины и инструменты “как в физике, так и в математике потребные”. В составленной царем инструкции был указан перечень инструментов, которые Петр I хотел видеть в своем музее. В Англии он поручил купить “антлию” (воздушный насос), “артифициальные глассы” (оптические стекла), термометры, барометры и “прочие физические инструменты”; у Г.Д. Фаренгейта, немецкого физика, работавшего в Англии и Нидерландах, - морские и переносные термометры; у голландского ученого, будущего иностранного почетного члена Петербургской академии наук, П. ван Мушенбрука - “машины и инструменты к физике экспериментальной принадлежащие”.

Здание Академии наук и Кунсткамера. Гравюра Г.А.Качалова. 1753 г.

Библиотека Кунсткамеры

Заложенное в 1718 г. здание Библиотеки и Кунсткамеры на стрелке Васильевского острова задумывалось Петром I как “своеобразный дворец науки”, где и должны были получить развитие новые научные знания.

Шумахер не только выполнил заказы Петра I, но и существенно расширил их список. Среди многочисленных коллекций и книг, купленных им, был и учебник физики известного голландского ученого В.Я. Гравезанда, изданный в 1721 г., где давалось подробное описание научных приборов по каждому отделу для курса экспериментальной физики. По нему же впоследствии были классифицированы все приборы Физического кабинета.

Автором-составителем каталога физических инструментов был первый руководитель Физического кабинета академик Георг Вольфганг Крафт (1701-1754). Сразу после окончания Тюбингенского университета (1726) он прибыл в Петербургскую академию наук, где вместе с Л.Эйлером в Астрономической обсерватории под руководством Ж.Н. Делиля начал исследовательскую деятельность. Крафт занимался созданием географических карт, вел астрономические и метеорологические наблюдения, в 1733 г. стал профессором теоретической и экспериментальной физики.

Георг Вольфганг Крафт.

Крафт преподавал географию и физику в академической гимназии и университете, занимался как редактированием календарей в академии, так и составлением гороскопов для суеверной императрицы Анны Иоанновны (он был последним придворным астрологом в России). Будучи ученым-теоретиком и экспериментатором, проводил физические опыты для гимназистов и студентов, демонстрировал их почетным гостям и знатным особам. В газете “Санкт-Петербургские ведомости” (1738) сообщалось, что для “охотников до физики” академик Крафт, “в летнее время имеет упражняться в толковании физических экспериментов, а в зимнее - теоретическую пользу сих экспериментов доказывать”. В отчете о своей деятельности в Академии наук ученый с гордостью отмечал, что первым в России начал читать публичные лекции по экспериментальной физике с демонстрацией опытов.

В статье “О зажигательных зеркалах и зажигательных стеклах”, опубликованной в “Примечаниях к «Ведомостям»” * (1736), Крафт подробно описал опыты, которые проводил для императрицы Анны Иоанновны. Из Кунсткамеры во дворец было доставлено большое зажигательное стекло выдающегося немецкого математика, оптика Э.В. фон Чирнгаузена, приобретенное по заказу Петра I. Сфокусировав в стекле солнечные лучи, академик в течение двух часов сжигал жаростойкие и плавил тугоплавкие материалы. Подобные эксперименты Крафт демонстрировал и в Академии наук. Они производили огромное впечатление на современников. Зажигательное стекло Чирнгаузена стало одним из самых знаменитых экспонатов Кунсткамеры. Оно описывалось во всех каталогах и путеводителях XVIII в.

* Приложение к газете “Санкт-Петербургские ведомости” издавалось на русском языке с 1728 г.
Различные зажигательные стекла и зеркала были популярны на протяжении всего XVIII в. Их демонстрировал ученик Крафта Г.В. Рихман (1711-1753), позднее возглавивший Физический кабинет. М.В. Ломоносов пользовался различными зажигательными линзами, конструировал их и сам. Свои опыты он демонстрировал в Академии наук. По легенде, Ломоносов брал изысканную линзу в медной оправе на медном треножнике, принадлежавшую его покровителю, фавориту императрицы Елизаветы Петровны, графу И.И. Шувалову.

В середине XVIII в. зажигательные линзы и зеркала хранились не только в Физическом кабинете, но и в домах академиков. Во многом благодаря Крафту они стали модными научными инструментами, украшавшими дворцовые кабинеты просвещенных знатных особ.

В Петербургской академии наук Крафт проводил опыты с использованием магнитов различной величины, показывал “разные опыты антлиею пневматическою” (с воздушным насосом), демонстрировал “гидравлические гидростатические эксперименты”. Одним из самых зрелищных экспериментов XVIII в. стал Ледяной дом, который строился под научным руководством Крафта по проекту архитектора П.М. Еропкина.

Зима 1740 г. выдалась морозной. На Неве перед Зимним дворцом началось строительство. Из самого чистого льда вырубались плиты, “циркулем и линейкою” измерялись. Дом-дворец “длиною в 8 сажень, шириною в две с половиною, а вышиною вместе с кровлею в 3 сажени” был построен за короткое время. Оконные, дверные проемы и пилястры были расписаны зеленой краской, и издалека он казался мраморным.

Убранство дворца и все вокруг было сделано изо льда. Фронтоны и резная скульптура, столбы, на которых были установлены перила из балясин. Перед входом стояли шесть пушек и две мортиры, из них неоднократно стреляли железными ядрами. У ворот разместили две фигуры дельфинов, из которых постоянно с помощью насосов извергалось нефтяное пламя. На деревьях сидели птицы. Стоял слон, из которого днем фонтанировала вода, а ночью извергался нефтяной огонь.

С такой же фантазией было оформлено и внутреннее убранство. Ледяными были зеркала, настольные и карманные часы, столы и стулья, кровати, посуда, выкрашенная натуральными красками. В каминах и печах лежали ледяные дрова, намазанные нефтью они периодически горели. Так же поддерживался огонь в ледяных подсвечниках и других осветительных приборах.

6 февраля 1740 г. императрица Анна Иоанновна устроила потешную свадьбу своих придворных шутов и карнавал, костюмы для которого были взяты из собрания Кунсткамеры. Свадебная церемония закончилась тем, что молодоженов закрыли на ночь в ледяном дворце, где они чуть не замерзли. Дворец простоял до весны, пока не растаял.

Эта постройка была типичным “курьезным” экспериментом XVIII в. По заданию Академии наук Крафт составил описание Ледяного дома, приложив гравюры с его изображением, а также таблицы метеорологических наблюдений, проводившихся в 1740 г. в разных странах, и опубликовал на русском и французском языках. Уже в XIX в. это издание стало библиографической редкостью.

За 18 лет пребывания в Академии наук Крафт прочитал множество различных лекций, провел огромное количество опытов, написал свыше 50 научных работ. Он был автором первого в России учебника по физике, изданного в 1740 г., Крафт сумел привести в порядок коллекцию научных инструментов Кунсткамеры, содействовал ее пополнению. Некоторые приборы покупались за границей, а часть изготавливалась в академических мастерских. Существенно коллекция пополнилась в 1735 г. с передачей в Академию наук токарной мастерской Петра I и собрания Я. Брюса.

К 1740 г. усилиями Крафта и Рихмана был создан хорошо оборудованный Физический кабинет, насчитывавший свыше 350 различных приборов. Они занимали четыре комнаты: одна, “обитая черным сукном”, находилась в здании Кунсткамеры, где хранились оптические инструменты, а три - в здании Академии наук. В целом Физический кабинет был отделом музея, на него выделялись средства из сумм, отпускаемых на Кунсткамеру.

Общую характеристику коллекций, их расположение по залам и по шкафам Крафт дал в первом путеводителе “Палаты Санкт-Петербургской Императорской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры”, тексты к которому он подготовил по заданию Шумахера. Научные приборы описывались по разделам: “Механика”, “Оптика”, “Магнетизм”, “Теплота и метеорология” и др.

В раздел “Механики” входило 180 приборов: весы работы И.Г. Лейтмана, “гири свинцовые, резные, амстердамские”, механические часы разной конструкции, воздушные и водяные насосы, различные цилиндры и трубки.

Среди оптических инструментов имелись бинокли, подзорные трубы, три камеры-обскуры, “глаз искусственный, заключенный в слоновую кость”, микроскопы разных систем работы Мушенбрука, Кальпеппера и др., зеркала различных форм - вогнутые, конические, круглые, плоские, комбинированные. Украшением коллекции было “зеркало зажигательное, большое металлическое, вращающееся на оси”, сделанное сподвижником Петра I, Я.В. Брюсом в 1735 г.

В разделе “Магнетизм” имелись магниты различной силы, компасы, солнечные часы.

В собрание раздела “Теплота и метеорология” были включены термометры и барометры лучших зарубежных мастеров, а также изготовленные в Инструментальной палате Академии наук различные метеорологические инструменты, созданные по проектам академиков Лейтмана, Крафта, Делиля.

Приборы Астрономической обсерватории и Физического кабинета легко перемещались с постоянного места хранения. На них смотрели не как на музейные раритеты, а как на действующие экспонаты. Даже самые редкие из них служили учебными пособиями для научной работы.

Коллекцию инструментов Кунсткамеры Крафт превратил в научную и учебную лабораторию экспериментальной физики. Покидая Россию в 1744 г., он оставлял “знатнейший во всей Европе” Физический кабинет, считая это своей основной заслугой перед Петербургской академией.

В начале 1748 г. для Физического кабинета было предоставлено новое помещение в доме барона Н.Г. Строгонова, который академия арендовала для своей гимназии и университета. Физический кабинет перестал быть неотъемлемой частью Кунсткамеры, начался новый период в его истории.

Литература

1. Елисеев А.А. Физический кабинет Академии наук в 1-й половине XVIII в. и Ломоносов // Ломоносов: Сб. ст. и материалов. М.; Л., 1940.

2. Копелевич Ю.Е. Основание Петербургской академии наук. Л., 1977.

3. Крафт г.В. Подлинное и обстоятельное описание построенного в Санкт-Петербурге, в январе 1740 года, Ледяного дома. СПб., 1741.

4. Летопись Российской академии наук. Т.1: 1724-1802 гг. / Под ред. Ю.С.Осипова. СПб., 2000.

5. Материалы для истории Императорской Академии наук. Т.1-10. СПб., 1885-1900.

6. Палаты Санкт-Петербургской Императорской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры, которых представлены планы, фасады и профили. СПб., 1741.
 



VIVOS VOCO
Сентябрь 2003