№9, 2006 г.

© Вахрушев В.А.

Валун-камень

В.А.Вахрушев,
доктор геолого-минералогических наук
Москва

В таежной глухомани, в долине большой реки и маленькой речушки, на горе и в низине - всюду можно встретить округлые, голые либо покрытые седым мхом, камни-валуны. Они принесены ледниками, которые в далеком прошлом неоднократно обрушивались на Русскую равнину (как, впрочем, и на всю Северную Европу) со Скандинавии и гор Кольского п-ова. Ледяные исполины на своем пути взламывали скалы и, как гигантский бульдозер, волокли с собой камни. Крупные обломки крошились, обтачивались, покрывались глубокими бороздами и царапинами. Когда суровые холодные эпохи сменялись теплыми межледниковыми, лед таял, а камни-чужестранцы оставались. Светлые, розовые, дымчатые, черные. Один - отполированный до блеска, другой - с вмятиной, замшелый, третий - изрезанный старческими морщинами. Они украшали молчаливый, хмурый, но по-своему яркий ландшафт Севера.

На протяжении столетий из ледниковых валунов наши предки возводили крепости - твердыни могущества государства Российского. Многое могут поведать седые камни островных крепостей о героическом прошлом родины, о высоком мастерстве древних архитекторов и строителей.

Древнейшая из валунных крепостей - Орешек (в 1611 г. переименована шведами в Нотебург, в 1702 г. отвоевана русскими и названа Шлиссельбургом, в 1944-1992 гг. - Петрокрепость).
 

Где Ладога в Неву вливает быстры воды,
Стеною огражден тут остров в древни годы.
Российска сей оплот поставила рука.

М.В.Ломоносов. «Петр Великий»

Здесь, на Ореховом острове, новгородцы с князем Юрием Даниловичем в 1323 г. поставили деревянный, а в 1352 г. «град каменный Орешек», который позволял контролировать судоходство на Неве и обеспечивать безопасность земель. Первоначальная деревянная крепость с каменной башней была воздвигнута в тяжелое для Новгорода время, когда подписанный со Швецией мирный договор закреплял потерю трех погостов Западной Карелии. Договор был своевременной и дальновидной дипломатической акцией новгородского правительства, в частности в нем предусматривалась свобода торговли: «Гости гостити без пакости по всей Новгородской земле… по Неве в Новгород горою и водою. Также нашему гостю чист путь в море». Позднее шведские феодалы неоднократно нарушали «вечный мир» (например, в 1348 г.), когда вторгались в новгородские земли, но раз за разом терпели поражения. Существенную роль в обеспечении незыблемости установленных договором новгородско-шведских границ стала играть заново построенная каменная крепость. Остатки сей русской каменной твердыни из крупных и мелких валунов, сложенных насухо или на известковом растворе, были обнаружены во время раскопок в 1969-1979 гг.

Другая островная крепость новгородцев - Корела (ныне г.Приозерск) - была возведена для сдерживания экспансии шведов на русские земли. Еще в самом начале XIV в. на небольшом острове, где р.Вуокса впадает в Ладожское озеро, новгородцы срубили деревянные дома и обнесли их частоколом из высоких заостренных бревен. А в 1364 г., как сообщает летопись, на месте сгоревшего от пожара деревянного корельского городка посадник Яков поставил первую каменную башню. Позднее камень-валун широко использовался для укрепления земляных куртин (оборонительных валов), строительства бастионов и крепостных башен. Среди последних выделяется массивная двухъярусная Круглая башня. Она была поставлена шведами в 1582-1585 гг., когда они в первый раз захватили крепость. Башня памятна тем, что одно время использовалась как политическая тюрьма. Она стала местом пожизненного заточения членов семьи Емельяна Пугачева после его поимки и казни в 1775 г. Здесь содержались В.К.Кюхельбекер, А.П.Барятинский и другие декабристы.

Соловецкий монастырь!.. Я был наслышан о нем с малолетства, в начале 1920-х годов, от своего деда. Он в молодости совершил паломничество в Соловки на богомолье и очень гордился этим, хотя и вызывал усмешки у старших внуков, - безбожный-то век был уже в самом разгаре.
 

Уже на западе восточными лучами
Открылся, освещен, с высокими верхами
Причудливых стен округ
Из древних камней град.

Вот таким Соловецкий монастырь увидел юный Ломоносов. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь - поистине валунная крепость. Мощная крепостная стена (высотой 8-11 м и толщиной у основания 7 м) с тяжелыми приземистыми башнями сложена из громадных валунов диаметром до 5 м и весом до 8-10 т. Она была возведена в конце XVI в. под руководством вологодского «городового» мастера Ивана Михайлова и монаха Трифона (Терентия Кологривова), с именем которого связано создание и некоторых других построек. Каменное строительство развернулось в монастыре с середины XVI в. - среди студеного моря появилась «жемчужина Беломорья», настоящий памятник зодчества.

А историю свою монастырь ведет с 1429 г., когда на пустынном Большом Соловецком острове поставили крест и устроили кельи старец-монах Савватий и отшельник Герман. Спустя несколько лет с приходом сюда инока Зосимы была организована обитель. Соловецкий монастырь на протяжении столетий был одним из центров русского христианства, вошел в историю знаменитым собранием рукописных богослужебных, богословских и других книг, бесценной коллекцией древнерусской живописи. Здесь же действовала иконописная мастерская.

Соловецкий монастырь стал примером отличной хозяйственной деятельности. На Большом Заяцком острове была сооружена закрытая гавань, одна из первых в России. Дамба, причал и другие гидротехнические сооружения были сложены из огромных валунов. В 1702 г. в гавани побывал с флотом Петр I. На высоком берегу по его приказу была построена церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного. По преданию, здесь был освящен и впервые поднят Андреевский флаг Русского флота.

На Соловках находились лучшие соляные варницы. Имеются сведения, что на Белом море уже в XII в. жители прибрежных сел выпаривали соль из морской воды и солили рыбу. Соль вываривали зимой из подледной воды, так как добываемый таким образом природный рассол был очень концентрированным, или, как тогда говорили, более «добр». Почти три столетия солью «морянкой» торговали на всем протяжении рек Северная Двина и Сухона, в Москве, Новгороде, Твери, Костроме, Угличе и других крупных русских городах. Во второй половине XVII в. около 700 тыс. пудов соли ежегодно вываривалось в Беломорье, при этом большая доля приходилась на варницы Соловецкого монастыря. И только в конце XIX в. «морянка» исчезла с рынков России, ее вытеснила более дешевая соль Поволжья и Приуралья.

На острове, где стоит монастырь, было налажено отличное водоснабжение: между озерами проложены каналы, построены шлюзы, дамбы. Имелся скотный двор, обширный огород и оранжерея. Мельница обеспечивала мукой не только монастырскую братию - монахи по-божески делились хлебушком и с попавшими в беду крестьянами. С XVI в. существовал кирпичный завод, и кирпичи его до сих пор прочно сидят в стенах башен и некогда великолепных соборов. Список заводов постепенно пополнялся: свечной, салотопенный, гончарный, кожевенный, лесопильный, литейный, механический. Соловки славились мастерами кузнечного дела. Работали мастерские: серебряных дел, сапожная, портняжная, малярная, столярная, слесарная, переплетная, корзинная, санная, колесная, экипажная.
После создания каменных оборонительных сооружений монастырь превратился в значительную крепость, военный страж северных русских берегов. В XVII в. не раз эта твердыня отпугивала шведские военные корабли. Монашеское воинство дало решительный отпор английской эскадре в середине XIX в., когда шла Крымская война. До сих пор крепостные башни и стены хранят следы вражеских ядер. Соловки были очень крепким орешком для охотников до чужой земли, и в этом в немалой степени повинен богатырский по своей прочности камень-валун.

Особое место в истории Соловецкого монастыря занимает его сопротивление церковной реформе Никона. Чтобы унять бунтарство соловецкого монашества, на остров были посланы правительственные войска. Восемь лет (1668-1676) они осаждали монастырь и овладели им только из-за предательства одного монаха, показавшего тайный проход. Началась жесточайшая расправа над старообрядцами.

Но самые трагические страницы в истории Соловков вписаны в 20-30-х годах 20-го столетия, когда здесь размещался печально известный лагерь особого назначения (СЛОН), оставивший после себя разрушенные скиты и храмы, одинокие кресты да поросшие травой забвения могилы узников.

В Москве около Лубянки в 1990 г. установлен соловецкий гранитный камень-валун - один на всех погибших в сталинско-бериевских «гулагах», камень покаяния для живущих, камень памяти для потомков. В Петербурге на Троицкой площади водружен закладной камень, 10-тонный гранитный валун с Соловков, на месте будущего памятника жертвам политрепрессий. На камне высечены слова А.А.Ахматовой: «Хотелось бы всех поименно назвать».

В конце XX в. началось возрождение Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Вновь учреждено его московское подворье. В 2001 г. там был установлен 9-метровый поклонный крест в память о «новомучениках и исповедниках Соловецких, в годину лютого гонения за веру и Церковь пострадавших». На гранях креста вырезаны тексты молитв. Крест и камни у его подножия привезены с Соловков. Поклонные и обетные кресты были очень популярны на Соловецких о-вах.

А первый поклонный крест на Руси был установлен тысячу лет назад на Киевских горках. С тех пор у православных вошло в традицию устанавливать символы христианства на перекрестках дорог, на вершинах гор и холмов, дабы прохожие или проезжие могли помолиться, поклониться кресту, попросить у Бога помощи и защиты.

Красив и величественен «духовный архипелаг» Валаам. Возникновение здесь первой обители относится ко времени начала христианства на Руси. По преданию, ее основателями были преподобные Сергий и Герман - греческие миссионеры, пришедшие на ладожские земли в X в. Валаамские острова - это группа гранитных скал, обрамленных в голубую оправу Ладожского озера. На обширной плоской скале Валаама, самого большого из островов, расположилось подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. При строительстве церквей, колоколен, хозяйственных зданий использовались как тесаные гранитные плиты, так и ледниковые валуны - благо того и другого природного камня предостаточно (остров-то сплошь гранитный). На площадку монастыря ведет из-под горы, от самой пристани, гранитная лестница из 62 ступеней. Фундамент соборного храма «по окна нижнего этажа, более трех аршин, из серого валаамского гранита, а выше идет кирпичная кладка; в окнах полированные колонны, из своего черного гранита», - так описывали монастырь в 1904 г. На Валаамских о-вах не редкость развалины скитов, сложенных в прошлом монахами-пустынниками из дикого камня - валуна.

В нашем северном крае крупные ледниковые валуны в основании древних церквей - обычное явление. Вот любопытный пример. Под парадным крыльцом церкви Николы Мокрого (XVII в.) в Ярославле реставраторы обнаружили гранитный валун, площадка которого достигает 12 м2, - попробуй, сдвинь с места такую глыбу. Старые мастера поступили мудро: гигантский валун оставили там, где он оказался по воле Божьей. Реставраторы последовали их примеру: царь-камень решили не трогать, не тратить сил на его перемещение, а просто-напросто встроили его в сооружение с наибольшей пользой.

Знакомые всем нам кирпичные стены и башни Московского Кремля покоятся на мощном фундаменте из хорошо сохранившихся свай, на который установлены валуны-монолиты, достигающие метра в диаметре. Ученые считают, что это остатки некогда разобранного, более древнего белокаменного кремля.
Только Богу известно, сколько камня-валуна уложено в «топи блат» при строительстве града Петрова. Там на Сенатской площади (с 1925 г. площадь Декабристов) у подножия конной статуи Петра I уже более двухсот лет покоится самый именитый по всем статьям стотысячепудовый гранитный валун-великан. Он выделан каменотесами в форме морской волны из «Гром-камня», взятого близ деревни Лахта под Петербургом. Свое имя у местных жителей он получил после того, как в него ударила молния. Первоначальные размеры валуна внушительные: длина - 13.2 м, ширина - 6.6 м, высота - 8.1 м.

В Екатерининском парке Царского Села на гранитно-гнейсовом ледниковом валуне в грациозной позе «дева печально сидит, праздный держа черепок» (А.С.Пушкин). Автор бронзовой фигуры, украшающей фонтан «Молочница с разбитым кувшином», - скульптор П.П.Соколов. Здесь же, на территории Старого сада, где «смуглый отрок бродил по аллеям, у озерных грустил берегов» (А.А.Ахматова), ледниковые валуны придают естественный вид каскаду водопадов, соединяющих между собою три пруда. Особенно оригинален водопад «Чертов мост» с крупными валунами на нисходящих гранитных плитах-уступах. Необычный памятник архитектуры XVIII в. сохранился в парке Павловска. Это павильон «Молочня», построенный из камня-валуна по проекту архитектора Ч.Камерона в виде сельской хижины.

С виду простые и скромные валуны служат памятниками многим поэтам и писателям. В зеленой долине извилистой речушки Гирступис, что находится рядом с ботаническим садом в Каунасе (Литва), лежит «Камень Мицкевича». История этого ледникового валуна длиной 1.15 м, шириной 0.4 м и высотой 1.02 м известна. Адам Мицкевич одно время жил в Каунасе, где он преподавал в местной школе риторику, географию, латинский язык, историю античного мира, общую грамматику и политэкономию. Устав от шума и городской суеты, он часто спускался в долину реки, садился на камень и, укрытый зеленью луга, отдыхал или обдумывал свои будущие произведения. Когда Мицкевич покидал город, друзья и поклонники его таланта устроили у камня проводы и выбили на нем инициалы поэта и памятную дату: «А.М. 1823». С тех пор камень и сама долина, которой поэт посвятил не одно стихотворение, стали называться его именем.

В Санкт-Петербурге на Черной речке, там, где обелиск с бронзовым Пушкиным, лежат два больших круглых ледниковых валуна - отметины трагической судьбы великого поэта. Они лежат на том месте, где стрелялись Пушкин и Дантес.

В подмосковном Шахматово есть «Блоковский валун». На зеленом холме, самой природой помеченном странствующим камнем, быть может, впервые перед юным поэтом распахнулась «многоверстная синяя русская даль» с хлебными полями и туманами, избами серыми, песнями ветровыми.

На Новодевичьем кладбище в Москве под неприметным седым валуном покоится прах знаменитого поэта-фронтовика Твардовского. На камне даты рождения и кончины Александра Трифоновича и никаких упоминаний о званиях и наградах - зачем все это. Память о человеке после его смерти - Божий промысел.

У В.В.Маяковского нет именного камня-валуна. Зато есть у любимой им женщины, Л.Ю.Брик. Она тоже покончила жизнь самоубийством, но уже в весьма преклонном возрасте. Согласно завещанию, прах ее был развеян - на огромном поле под Звенигородом, рядом с деревней Бушарино. Памятником на том месте стал огромный валун, на котором высечено то, что некогда выгравировал на подаренном ей кольце Маяковский: «Л.Ю.Б.», а далее, через тире, для непосвященных в таинство этих букв: «Лили Юрьевна Брик».

Есть валун, связанный с Ф.М.Достоевским. Федор Михайлович долгое время жил в Старой Руссе. Здесь он написал роман «Братья Карамазовы», здесь же жили и его герои. У большого камня около древней церкви на похоронах Ильюшечки Алексей Карамазов произнес свою прощальную речь. Только вот памятника Достоевскому в Старой Руссе нет.

Для паломников в Дивеевскую обитель особо значимым является большой, плоский, изрядно вросший в землю камень-валун, что находится в лесу, где была так называемая «дальняя пустынка» старца Серафима. На том камне преподобный Серафим Саровский провел в молитвах тысячу ночей.

Будучи одним из основных элементов ландшафта не только Севера, но и всей Русской равнины, ледниковый валун издавна вошел как в материальную, так и в духовную культуру народа. Связь камня-валуна с родной природой великолепно, нередко поэтически и сказочно отражается в русской живописи. Навсегда остается в памяти «вещий камень» с картины В.М.Васнецова «Витязь на распутье» (1882) с былинными словами:
 

Как прямо ехати, живу не бывати,
Нет пути ни проезжему, ни прохожему,
ни пролетному.

Колдовской пейзаж с темнеющими далями, багровым отсветом, зловещими черными воронами, кружащими над останками воинов, павших среди холодных, обманчиво равнодушных ко всему камней-валунов, рождает ощущение тревоги и сомнения. На другой картине Васнецова сказочная Аленушка приютилась на одиноком холодном ледниковом валуне, словно разделяя с ним свою горькую судьбу. В музее-заповеднике Абрамцево можно постоять рядышком с камнем-валуном у «Аленушкиного пруда» или почувствовать эпическую мощь «поляны трех богатырей». Именно здесь, в усадьбе С.И.Мамонтова, были написаны картины «Аленушка» и «Богатыри».

Валуны присутствуют и на полотнах русских пейзажистов. Это и «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А.К.Саврасова, и «Корабельная роща» и «Лесные дали» И.И.Шишкина. На последней картине изображен ледниковый увалистый рельеф с относительно невысоким водоразделом, с легкой дымкой тумана, смягчающей резкость очертаний. Шишкинский пейзаж не сочиненный, а почти без изменений перенесенный с русской природы на большое полотно.

Во времена язычества валуны избирались в качестве священных камней, которые наделяли названиями: Перун-камень, камень Велеса, камень Даждьбог, камень Чернобог… Были божьи камни, были и камни чертовы, камни-колдуны. У философа В.С.Соловьева есть стихотворение, в котором описывается манящая и одновременно жуткая сила, притягивавшая к неведомо откуда взявшимся мшистым каменным громадам.
 

Эти мшистые громады
Сердце тянут как магнит.
Что от смертного вам надо,
Что за тайна здесь лежит?
Молвит древнее сказанье,
Что седые колдуны
Правым роком в наказанье
За ужасные деянья
В камни те превращены.

В.Соловьев.
«Колдун-камень».

Во власти потаенной красоты валунов находился и писатель Ф.А.Абрамов, уроженец северного валунного края.

«Камни-валуны сродни русскому человеку. Красота их неброская, застенчивая. Зато уж, когда разглядишь ее - покорен навсегда.

А сейчас выйду на залив - и весь во власти валунов, их потаенной, скромной красоты. Так уж, видно, устроен человек. Сперва видим все яркое, крикливое и лишь потом, по мере роста души, замечаем неприметное, неброское.

Солнца нет, и потому каждый валун - светильник. Один ярче, цветистее, другой скромнее, а третий столь сложен по цвету, будто вобрал в себя все оттенки, - летний луг в цвету.

Эх, художники, художники! Почему вас нет на заливе? Вот где учиться цвету! На камнях. И какая удивительная могла бы быть картина по цвету, по цветовой гамме: валуны розовые, стальные, дымчатые…

В солнечный день камни-валуны не смотрятся. Красота их, тонкая, застенчивая, ушла внутрь…

Мягкий закат на заливе и великолепие валунов. Оказывается, они в светлое время играют, только надо иметь глаза».

В умелых руках валун становится прекрасным элементом в садово-парковой композиции. Ярким примером тому может служить парк в бывшей усадьбе Румянцевых и Паскевичей, украшающий белорусский город Гомель с XIX в. Ледниковые валуны, оставленные на своих исконных местах, выглядывают из тени деревьев на газонах, «вырастают» среди дорожек, подчеркивая близость паркового ансамбля к природе и усиливая восприятие пейзажа. Небольшие валуны пошли на укрепление склонов оврага с ручьем Гомий, пересекающим парк.

Камень-валун на дорожке парка. Гомель.

Земля белорусская густо усеяна отметинами ледникового периода. И сотрудники Института геохимии и геофизики АН БССР (ныне Институт геологических наук НАН Беларуси) тщательно выбрали примерно 2 тыс. из принесенных ледником на территорию республики валунов и  в 1980-х годах создали Музей валунов. Этот уникальный музей, расположившийся на 6.5 га на окраине Минска, является одновременно и экспериментальной базой для исследования ледниковых валунов, и парком. Центральное место в экспозиции занимает «Карта Беларуси». С помощью насыпных холмов отображен рельеф местности, пешеходные дорожки имитируют реки, скопления валунов означают населенные пункты. При этом валуны располагаются соответственно тому, откуда они были привезены.

В музее имеются валуны, различные по составу, форме и размерам - от 1 до 3 м и массой до 16 т. Возраст их достигает 3 млрд лет. Камни весьма разнообразны: встречаются и осадочные, и магматические, и метаморфические породы, а также имеется уникальный конгломерат вулканического происхождения. Камни несут важную геологическую информацию о том, где зародился принесший их ледник, каким путем он двигался, по ним можно определить геологическое строение территории и состав почв. Особый интерес представляют валуны с межевыми знаками, валуны, обработанные в виде жерновов, камни-«следовики», камни-кресты, культовые камни. Таких валунов всего несколько десятков, но они связаны с историческим и культурным прошлым человечества.
 



VIVOS VOCO
Октябрь 2006