№12, 2004 г.

© Дэвлет Е.Г.

Альтамира — “королева расписных пещер”

К 125-летию открытия пещерного искусства

Е.Г.Дэвлет

Екатерина Григорьевна Дэвлет, доктор исторических наук,
ученый секретарь Института археологии РАН, профессор РГГУ.

125 лет назад в истории культуры человечества произошло знаменательное событие, раздвинувшее ее границы до 16 тыс. лет в глубь веков. На севере Испании, в провинции Сантандер, археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола и его дочь Мария открыли замечательные полихромные изображения, скрывавшиеся во мраке пещеры Альтамира.

Впервые Саутуола осмотрел расположенную в его владениях пещеру в 1876 г., спустя несколько лет после того, как в ее привходовом отверстии чуть не застряла собака местного охотника Модесто Кубильяса Переса. Извлекая пса из расщелины в каменном завале, охотник обнаружил заросший бурьяном вход в пещеру и, как оказалось впоследствии, — в тогда еще не познанный мир первобытного искусства. Вход находится на склоне холма; навес, прикрывавший отверстие, обрушился около 13 тыс. лет назад. Этот заросший эвкалиптами уголок на севере Испании издавна называли Альтамира; такое название стала носить и знаменитая пещера.
 

Марселино Санс де Саутуола — первооткрыватель пещерного искусства.
Справа - Мария де Саутуола в восьмилетнем возрасте.

При первом ее осмотре Саутуола заметил на стенах отдельные черные знаки, но не придал этому значения. К счастью, Марселино Санс де Саутуола был, по словам его внука Эмилио, “просвещенным идальго”. Он интересовался различными направлениями научных исследований, в изобилии появлявшихся в последней трети XIX в. под влиянием теории Чарльза Дарвина, выписывал многие научные журналы. Живя в горном местечке Пуэнте-де-Сан-Мигель, Саутуола в свои неполные 30 лет проводил серьезные исследовательские опыты в области энтомологии и ботаники; он собрал прекрасную коллекцию минералов и окаменелостей, делая совершенно неожиданные для своей семьи успехи на научном поприще. Неутолимый интерес к новым открытиям привел его в 1878 г. на Парижскую всемирную выставку, где он ознакомился с экспозицией древностей, коллекцией “портативного искусства” (мелкой пластики) и палеонтологическими находками из раскопок во французских пещерах. Уже имея за плечами опыт полевых исследований в нескольких испанских пещерах, он в 1879 г. начал раскопки в Альтамире, надеясь и здесь обнаружить что-либо подобное. Нельзя сказать, что грядущая слава лежала у его ног, скорее она притаилась над головой любителя древностей, на сводах пещеры. Любопытно, что внимание к росписям Альтамиры привлекла его маленькая дочь Мария: пока отец занимался раскопками, девочка бегала по подземелью, легко проникая туда, где взрослому удавалось пройти лишь наклонившись. Наконец, она задрала голову и увидела на одном из сводов красочные фигуры. На потолке небольшого низкого зала словно сгрудились, приняв разнообразные позы, бизоны. Вот как Эмилио говорит о событии, ставшем и трагедией, и триумфом их семьи: “Моя мать, дочь дона Марселино… осветив древние своды маленькой лампой, прокричала ставшую знаменитой фразу: «Папа, гляди, волы!» В некоторых работах встречается утверждение, что во фразе упоминались быки. На самом деле для девочки того времени, выросшей в деревне, именно волом называлось животное, помогающее крестьянам в полевых работах, а слово «бык» ассоциировалось тогда разве что с корридой”.

Фрагмент Большого плафона (прорисовка).

Начало великого открытия было обнадеживающим. Об увиденном Саутуола сообщил профессору Мадридского университета дону Хуану Виланова-и-Пиера, автору книги “Происхождение, природа и возраст человека”. Информация о приезде этого крупнейшего испанского геолога и палеонтолога в Сантандер для осмотра росписей Альтамиры и его заключение о том, что на стенах и сводах пещеры действительно изображены представители ископаемой фауны, попали на первые страницы газет. Вся страна узнала о научной сенсации, многие устремились в Сантандер, чтобы осмотреть росписи. Даже король Испании Альфонс XII посетил Альтамиру и в память об этом визите вывел свечной копотью свой автограф при входе в пещеру. В 1880 г. Саутуола выпустил брошюру “Краткие заметки о некоторых доисторических памятниках провинции Сантандер”, в которой сообщил о палеолитическом возрасте росписей Альтамиры, а профессор Виланова прочитал несколько лекций на эту тему.

Казалось бы, ничто в этой истории не предвещало тех трагических коллизий, которые ожидали Саутуолу, однако научное сообщество не признавало его открытия вплоть до начала XX в. Эмилио пишет, что “с этого знаменательного момента в истории человечества мой дед терпел одни упреки и горести… ученые мужи того времени во главе с французом Мортилье набросились, как дикие звери, на гипотезу моего дедушки и объявили его шарлатаном и лжецом”. Незадолго до своей безвременной кончины Саутуола якобы произнес слова: “Горе, которое во мне, пройдет лишь со смертью”. История признания Альтамиры столь драматична, что нельзя не возвращаться к страницам этой летописи войны амбиций, знаний и страстей. Рядом со входом в пещеру теперь стоит простой памятник из грубого камня, посвященный памяти Марселино де Саутуолы, который открыл для человечества новый мир первобытного художественного творчества.

Изображения животных в Альтамире,
выполненные гравировкой (олень-самец, слева вверху) и краской (кабан и бизоны).

Залы Альтамиры тянутся на расстояние около 280 м. Многофигурные скопления и отдельные изображения в недрах пещеры сочетают красочные полихромные фигуры с рисунками, выполненными углем, гравировки — с линиями, которые прочерчены пальцами. Объем пещеры можно условно разделить на три части. Первая включает пространство при входе и расположенный в 26 м слева от него отсек с расписным сводом — Большим плафоном. Центральная часть Альтамиры состоит из длинной галереи с несколькими боковыми ответвлениями. В отсеке при входе и в галерее представлено множество изображений быков, бизонов и лошадей, нарисованных черным красителем без использования фактуры стен для придания этим фигурам объема; здесь же встречаются прямоугольные знаки, штрихи, линии, рисунки козлов, животного из семейства кошачьих и др. В самой глубине пещеры, в третьем ее отделе, находится коридор длиной около 50 м, почти весь покрытый изображениями, среди которых олень-самец, лошади и бизон, несколько знаков четырехугольных очертаний, а также нечто напоминающее человеческие личины. От входа до самого отдаленного участка пещеры располагаются шестьдесят групп знаков, состоящих из точек и штрихов, нанесенных черной краской. В дальнем отсеке есть гравированные изображения, среди которых лошадь, мамонт, бизон. При входе в пещеру по своду пальцами прочерчены извилистые линии — так называемые макароны, а также отдельные схематичные фигуры.

Линии, прочерченные пальцами по влажной поверхности стены
(так называемые макароны).
Знаки.

Расписной потолок Альтамиры — Большой плафон — одно из самых знаменитых произведений искусства верхнего палеолита, оно выполнено с использованием охры и угля, но благодаря мастерству художника выглядит полихромным. Композиция полосой протянулась в длину на 18 м, а в ширину примерно на 9 м. В древности сюда никогда не проникал солнечный свет. В центре Большого плафона представлены в разных позах 15 бизонов; позади самого крупного бизона-самца находится самка оленя, несколько фигур лошадей, козел; эту группу справа вверху завершает бизон с отсутствующей головой, а еще выше, на периферии, локализуется редкий в наскальном искусстве образ — кабан. Примечательны фигуры бизонов, склонивших головы и подогнувших ноги к животу. На плоскостной копии они смотрятся странновато, но эти позы реалистичны — так животные подолгу лежат на траве.

Бизоны в позе отдыха — фрагмент Большого плафона.

Специалисты склоняются к суждению, что росписи создавались, как минимум, в четыре этапа. В пещере есть культурный слой, тоже свидетельствующий о разновременных ее посещениях. Знаток доисторического искусства английский исследователь и замечательный популяризатор научных достижений Пол Бан приводит мнение испанских художников Педро Сауры и Матильды Мускис, которые копировали росписи Альтамиры, а предварительно долго и кропотливо изучали оригинал, сделав многочисленные фотографии изображений в разных ракурсах и при разном освещении. Это позволило им установить, что потолок первоначально создавался в гравированной версии и лишь затем фигуры наносились в цвете. Им даже удалось выявить несколько неизвестных изображений — и это на хорошо исследованном памятнике, о котором, казалось бы, все уже известно! Самые ранние изображения, как они полагают, — это динамичные и выразительные красные лошади, затем появилась серия полихромных бизонов. Другой рукой выполнен крупный олень и расположенная справа от него изящная голова бизона. Последними создавались гравировки и некоторые росписи. Сравнительно недавно у специалистов появилась возможность, используя аналитическую масс-спектрометрию, датировать непосредственно пигмент, которым выполнены изображения. Методом AMS14C (для которого требуется отбор лишь крошечного образца угля, не наносящий существенного вреда сохранности изображений) получена серия дат для Большого плафона Альтамиры — они варьируют от 14 820 до 13 130 лет назад; даты изображений, расположенных в других отделах пещеры, имеют более широкие временные рамки — от 16 480 до 14 650 лет назад.

Хотя признание художественной ценности пещерных росписей Альтамиры шло непросто, настало время, когда восхищение творчеством древних и желание воочию увидеть эти бесценные шедевры вступили в противоречие с необходимостью заботиться об их сохранности как части культурного наследия. Так, в 1973 г. пещеру Альтамира посетило 177 тыс. человек, что не могло не сказаться на ее сохранности. В 1977 г. Альтамиру для посещений закрыли: было установлено, что огромный туристический поток влияет на климат внутри пещеры. Изменение влажности и содержания углекислого газа приводило к деградации пигментов росписей. А некоторые посетители не оставляли попыток отбить на память фрагменты древних изображений, бросая в них, несмотря на заграждение, всякие мелкие предметы, монеты. Поражает бесплодность подобных попыток — люди все равно не смогли бы достать сколотые кусочки из-за ограды.

Долговременные наблюдения специалистов позволили установить оптимальные температуру и влажность, не оказывающие разрушительного воздействия на памятник, и в 1982 г. пещеру вновь открыли, но ограничили количество посетителей до 8500 в год, т.е. число потенциальных счастливчиков сократилось более чем в 20 раз! С начала 1990-х годов стали создавать пещеру-дублер Альтамиру-2. Расположенная неподалеку от подлинной, она выполнена согласно последнему слову техники, но с применением ручного труда. Новейшие технологии использовались для имитации фактуры стен, поддержания прохладного пещерного климата, восстановления первоначального облика привходовой части. Сами росписи создавались так же, как и тысячелетия назад, натуральным пигментом на водной основе. Стены монтировались из полистироловых блоков высокой плотности. Цвет, рельеф и фактура скальной поверхности имитировались составом из смеси известняка и смол (точность гарантируют фотограмметрические данные, фиксирующие каждые 5 мм поверхности оригинала). Использование лака и эпоксидной смолы создает иллюзию, будто с потолка свисают капельки воды.

Постарались воссоздать и древний облик пещеры. Как уже упоминалось, над широким ее входом был утрачен навес; после камнепада в 1924 г. в некоторых галереях Альтамиры были возведены деревянные крепи, затем дополненные подпорами из цемента и камня; вход в Альтамиру был закрыт железной дверью. Ныне навес при входе реконструирован, а сквозь стеклянные панели посетители видят пейзаж, лишенный современных построек и модификаций. Очевидцы говорят, что не ощущают ни времени, ни того факта, что находятся внутри здания, — так удачно осуществлен проект.

Впрочем, некоторые изменения все же внесены. В ущерб реалистичности, но для удобства посетителей в зале с росписями пол опущен значительно ниже, чем в подлинной Альтамире. Это позволяет туристам входить не наклоняясь, не задирать голову, осматривая росписи. В помещении были установлены кондиционеры, поддерживается постоянная 14-градусная температура. Свет и аудиовидеотехника усиливают эффект реальности, приближая Альтамиру-2 к ее прототипу.

По фотографиям семейная пара художников воспроизвела все гравировки, красочные пятна и высокохудожественные полихромные изображения Альтамиры. Подобно палеолитическим мастерам, наши современники использовали природные краски — оксид железа для красного цвета и уголь для черного; краситель они наносили пальцами, иногда используя кусочки кожи для растушевки краски, гравировки же выполняли камнем с острым краем. Как настоящие копировальщики, Саура и Мускис старались возможно более точно следовать оригиналу в последовательности и направлении нанесения линий, их интенсивности и толщине. Художники воспроизвели 70 гравировок и около 100 фигур животных, выполненных красками на 180 м2 потолка.

По словам знаменитого исследователя древнейшего искусства Герберта Кюна, история открытия Альтамиры “походит на роман”. Рассказ о “первооткрывательнице” Альтамиры действительно его напоминает. Мария де Саутуола вышла замуж за представителя богатейшего семейства Ботин, фонд этой семьи ныне оплатил большую часть расходов по созданию пещеры Альтамиры-2. 17 июля 2001 г. пещера-копия открыла свои росписи для первых посетителей, которыми стали король и королева Испании. Потомки Дона Марселино чтут память их знаменитого ныне предка, который воспринимал пренебрежение ценностью своего открытия очень болезненно, как личное оскорбление. Теперь его доброе имя восстановлено, а уязвленное самолюбие могло бы торжествовать.

В 2004 г. исполняется 125 лет с начала научного изучения Альтамиры — “королевы расписных пещер”, она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, по праву являясь неотъемлемой частью природного и культурного достояния человечества.

Автор благодарит Фонд содействия отечественной науке за поддержку исследования.
 

Литература

1. Garcia Guinea M.A. Altamira y otras cuevas de Cantabria. Madrid, 1979.

2. Дэвлет Е. Альтамира: у истоков искусства. М., 2004.

3. Пан П. Альтамира — “Новая пещера” // Вестник СОИПИ. Кемерово, 2001. Вып.4.

 




Ноябрь 2004