№3, 2004 г.
Сборник документов и материалов комиссии Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года Под общей ред. Т.А. Астраханкиной. М., 2003. 479 с. Тир. 500. |
НАДО ЛИ ВОРОШИТЬ ПРОШЛОЕ?
Десятилетие этапных в истории нашей страны событий сентября-октября 1993 г. вызвало широкую и острую реакцию российской общественности. Никто не отрицал трагизма происшедшего, но интерпретировалась эта страница нашей недавней истории с прямо противоположных позиций. Про-правительственные СМИ, лидеры центристских и правых партий утверждали, будто жесткие действия Б.Н. Ельцина и его сторонников позволили избежать широкомасштабной гражданской войны, открыли дорогу дальнейшим либеральным реформам и преобразованию России в цивилизованное государство западного образца. Представители оппозиционных сил рассматривали случившееся как противоречивое сочетание неудавшегося народного восстания в поддержку власти советов и контрреволюционного переворота, осуществленного методами гражданской войны и проложившего путь олигархически-криминальному капитализму и цезаристскому политической режиму.
Различные оценки присутствуют и в изданиях документальных материалов, воспоминаний и работ публицистического характера, появившихся за минувшие 10 лет. В этой ситуации создание более объективных исследований, несомненно, потребует привлечения новых содержательных источников, одним из которых и может стать рецензируемый сборник документов и материалов, подготовленный специальной комиссией Государственной думы по дополнительному изучению и анализу событий сентября-октября 1993 г. в Москве'.
Эта комиссия была образована по решению Государственной думы второго созыва в мае 1998 г. В ее состав вошли представители всех существовавших тогда депутатских объединений (за исключением фракции "Наш дом - Россия", отказавшейся от участия в ее работе), а именно: Агафонов В.А. - от фракции КПРФ, Астраханкина Т.А. - от той же фракции (председатель), Безбородов Н.М. - от депутатской группы "Народовластие", Грешневиков А.Н. - от той же группы, Давиденко В.И. - от фракции ЛДПР, Зацепина Н.А. - от депутатской группы "Народовластие", Куликов А.Д. - от фракции КПРФ, Лозинская Ж.М. - от депутатской группы "Народовластие", Мельников А.Ю. - от фракции "Яблоко", Ойкина 3.Н. - от Аграрной депутатской группы, Решульский С.Н. - от фракции КПРФ, Цой В.Е. - от депутатской группы "Российские регионы".
Многосторонний состав и открытый характер работы комиссии дают основания полагаться на непредвзятость сделанных ею заключений и выводов. Не менее важен, разумеется, и широкий круг данных, на которые комиссия опиралась, пользуясь предоставленным ей правом запрашивать необходимые материалы у руководителей государственных учреждений и иных организаций. Так, например, она получила и проанализировала информационные материалы от Генеральной прокуратуры. Главной военной прокуратуры, прокуратуры г. Москвы, министерств внутренних дел и иностранных дел. письма министра юстиции. Особое внимание комиссии правомерно привлек вопрос о человеческих жертвах октябрьских событий 1993 г. Были использованы сведения Комитета здравоохранения Москвы, Бюро судебно-медицинской экспертизы Главного медицинского управления Москвы, Спасательно-поискового центра Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, многочисленные заключения врачей-экспертов.
Комиссия заслушала свидетельские показания участников и очевидцев событий, рассмотрела свидетельства и документы пострадавших, проведя письменный опрос о положении семей погибших. При анализе событий использовалась также существующая литература и публицистика. Внимание комиссии привлек, в частности, аналитический отчет группы "круглого стола" "Российский консилиум" о социально-психологическом аспекте деятельности СМИ по освещению событий сентября-октября 1993 г.
Результаты работы комиссии суммированы в нескольких документах, приведенных в сборнике. Главные из них:
а) доклад комиссии "События 21 сентября - 5 октября 1993 года: организаторы, исполнители и жертвы политического противостояния" (с. 46-272);Собранные данные позволили комиссии более объективно представить развитие событий тех горячих недель, проследить день за днем, час за часом действия обеих сторон политического противостояния.б) заключение комиссии (с. 410- 423) и ее решение (с. 423);
в) проект "Федерального закона о социальных гарантиях и возмещении вреда пострадавшим в событиях 21 сентября - 5 октября 1993 года" (с. 444-448) *.
* Проект был внесен в Государственную думу третьего созыва 11 из 12 членов комиссии.В результате опровергаются, с одной стороны, ельцинская версия о путче "красно-коричневых" с целью свергнуть законно избранного Президента и восстановить в полном объеме Советскую власть, а с другой - некоторые сведения, распространявшиеся сторонниками Верховного совета.
Так, не подтвердились версии об использовании президентской стороной разрывных пуль и пуль со смещенным центром тяжести, о массовых случаях глумления над телами погибших и массовых фальсификациях данных судебно-медицинской экспертизы, об участии в событиях боевиков военизированной сионистской организации "Бейтар" и т.д.
В докладе комиссии убедительно показано, что Верховный совет и Съезд советов отнюдь не были коммуно-фашистами, а придерживались строго правовых позиций, выступая в защиту действовавшей тогда Конституции и законности *. Именно это обеспечивало им симпатию и поддержку значительной части москвичей, которые постоянно находились у Белого дома, пока проход туда был возможен, и устраивали стихийные акции протеста против действий властей.
* Б.Н. Ельцин в дневнике, оправдывая свое поведение, все же вынужден был признать, что формально он нарушил Конституцию, пошел на антидемократические меры и разогнал Парламент "ради того, чтобы демократия и законность утвердились в стране" (Ельцин Б. Записки Президента. М., 1994. С. 361).Пропрезидентский лагерь опирался на государственный аппарат принуждения, в особенности на специально выращенные и уже опробованные к тому времени силы ОМОНа. Когда жесткая блокада Дома советов, подкуп и переманивание депутатов не дали ожидаемых результатов, правительственная сторона прибегла к вооруженному подавлению действий своих противников. Ее акции получили одобрение некоторой части населения столицы, в том числе известных представителей творческой интеллигенции, напуганных стихийными выступлениями противников ельцинского государственного переворота.В оправдание своих действий правительственная сторона всячески муссировала слухи об "оружии", которое якобы бесконтрольно раздается членами Верховного совета и угрожает безопасности населения Москвы. Собранные комиссией сведения позволяют развеять эту легенду.
Установлено, что, кроме пистолетов, являющихся комнатным оружием, в распоряжении защитников Верховного совета осталось от переставшего существовать департамента охраны Белого дома 310 автоматов (с. 67), ни одного пулемета и гранатомета, не говоря уже о бронетехнике, в Белом доме не было. Общая численность боевых формирований, созданных для защиты Дома советов, не превышала 350-400 человек (с. 79-80). Против них были брошены кадровые воинские части и ОМОН численностью в несколько тысяч человек, рота танков (10 машин), 61 бронированная машина (с. 210-211). Неудивительно, что нападавшие встретили только слабое сопротивление защитников Белого дома, причем следы выстрелов были обнаружены, по данным Генпрокуратуры, в стволах лишь 122 единиц оружия защитников Белого дома (с. 67, 233).
Расследование комиссии показало также, что "штурма" телецентра в Останкино, послужившего правительству поводом для захвата Дома советов, не было, да и не могло быть.
Генерал А.М. Макашов и народный депутат И.В. Константинов приехали туда для переговоров о предоставлении эфира представителям Верховного совета в сопровождении охраны из 16 человек, вооруженных автоматами и одним гранатометом *, стрелять из которого никто из приехавших не умел (с. 154-155).
* Гранатомет был взят после прорыва блокады Белого дома у полковника милиции.Между тем телецентр охраняли 6 БТРов и 480 сотрудников милиции и внутренних войск, включая ОМОН и спецназовцев. Они имели на вооружении 12 гранатометов, 320 автоматов, пулеметов и снайперских винтовок (с. 160-161). В дальнейшем, по мере того как подходили невооруженные участники прорыва блокады Белого дома, подтягивались и правительственные войска, число которых почти удвоилось, а количество БТРов достигло 24 (с. 182). Воспользовавшись как поводом гибелью рядового спецподразделения "Витязь" Н.Ю. Ситникова *, охрана телецентра без предупреждения открыла огонь на поражение, не щадя ни корреспондентов, ни лиц, пытавшихся оказывать помощь раненым. Расстрел фактически безоружных людей у телецентра послужил прелюдией к настоящему штурму Белого дома.* Следствием Генеральной прокуратуры установлено, что Н.Ю. Ситников погиб не от рук сторонников Верховного совета (с. 168).Комиссия проверила и уточнила списки убитых и раненых с обеих сторон. Установлено, что все даже официальные данные о погибших и пострадавших 3-4 октября 1993 г. сопоставимы с дневными потерями федеральных войск в самых кровопролитных боях Чеченской войны. Общее число жертв приближалось, по заключению комиссии, к 200 убитым и не менее 1000 раненых и травмированных.Была проведена судебно-медицинская экспертиза в отношении 141 трупа погибших и 334 раненых (с. 301-326). Подробный анализ состава жертв позволил сделать вывод о том, что число погибших и пострадавших мирных граждан значительно превышает количество убитых и раненых сотрудников милиции и военнослужащих. Выясняется, что среди защитников Конституции и законности большинство составляли рабочие и служащие, студенты и школьники, люди в возрасте до 40 лет. Большая часть пострадавших имела высшее и среднее образование. Среди них, естественно, преобладали москвичи и жители Московской обл., но были и люди из 30 других регионов РФ и 8 стран Ближнего зарубежья.
Штурм Белого дома привел не только к человеческим жертвам, но и к большим разрушениям, материальный ущерб от которых составлял в ценах того времени десятки миллиардов рублей. Пострадал не только Дом советов, в значительной мере выгоревший изнутри, но также здание мэрии, гостиница "Мир", отдельные жилые дома на Краснопресненской набережной и Рочдельской ул. (с. 265-266).
Комиссия уделила специальное внимание деятельности такого мощного средства современной политической борьбы, как СМИ. Она убедительно показала, что руководство наиболее влиятельных газет и телерадиокомпаний выступало на стороне исполнительной власти. Она же вела против непокорных депутатов самую настоящую информационную войну, возглавлявшуюся пресс-службой Президента. Сведения о поддержке советов замалчивались, а действия сторонников Ельцина подавались как якобы правомерные и оправданные. Особенно подло вела себя редакция "Московского комсомольца", позволявшая на страницах газеты откровенно издеваться над защитниками Белого дома. Правда, многие журналисты стремились в эти дни работать объективно, взаимодействуя с обеими сторонами. Семеро из них, оказавшись в горячих точках, погибли, а 22 получили ранения. Но не им принадлежал решающий голос в освещении событий. По сравнению с президентской стороной информационные возможности депутатов Верховного совета были ничтожны. Они лишились не только программы "Радио-Парламент" и телепрограммы "Парламентский час", но и простой телефонной связи. В их распоряжении было лишь несколько передатчиков армейского образца, которые могли слушать только радиолюбители, да листовки, возможностей для широкого распространения которых не было.
Комиссия специально исследовала вопрос о медицинском обеспечении жертв противостояния. Выяснилось, что руководство Главного медицинского управления и Центра экстренной медицинской помощи Москвы фактически встало на сторону правительственных сил и самоустранилось от оказания медицинской помощи людям, находившимся внутри зоны оцепления. Персонал санитарной части Верховного совета, ссылаясь на указ Ельцина № 1400, покинул Дом советов. Защитники Белого дома и сотрудники его внутренних служб, среди которых было много женщин, пожилых людей и даже дети, оказались брошенными на произвол судьбы. Медицинскую помощь им оказывали только врачи-добровольцы, главным образом из медицинской бригады спасательно-поискового центра Академии им. И.М. Сеченова. В условиях блокады наблюдался острый дефицит медикаментов, в том числе для оказания экстренной и реанимационной помощи. Тяжело больных эвакуировали на случайном попутном транспорте. Непредоставление медицинской помощи сторонникам Верховного совета, несомненно, являлось одним из рычагов давления на его защитников (с. 272-280).
Материалы комиссии свидетельствуют, что отношение милиции и ОМОНа к побежденным было не просто антигуманным, но сопровождалось грубейшим нарушением прав человека. После выхода из Дома советов народных депутатов и других находившихся там лиц обещанные им представителями спецподразделений "Альфа" и "Вымпел" гарантии свободы и безопасности предоставлены не были. Руководящие лица были арестованы и заключены под стражу. Большинство других стали жертвами - жестоких противоправных действий. Производившиеся "проверки" зачастую превращались в избиения и издевательства, о чем средства массовой информации умалчивали (с. 258-261).
По окончании сентябрьско-октябрьских событий большинство пострадавших в них оказались, как видно из проведенного комиссией обследования, в крайне тяжелом положении (с. 365). Небольшую государственную поддержку получили только некоторые военнослужащие, работники милиции и их семьи, если они выступали на стороне Ельцина. Остальным было отказано в помощи, да люди и боялись обращаться за нею, чтобы не стать жертвами преследований. Не изменила положения и амнистия 23 февраля 1994 г. По заключению комиссии, она "лишила большинство невинно пострадавших... возмещения понесенного ими ущерба, что могло быть реально осуществлено только в рамках уголовного процесса" (с. 422). Амнистия фактически прервала государственное расследование событий осени 1993 г. и наложила на сторонников Конституции и Парламента, в том числе погибших, клеймо прощенных уголовных преступников. Она "увела от ответственности многих виновников тяжких последствий происшедшего"...
Проведенное комиссией Государственной думы объективное и разностороннее расследование позволило ей сделать важные выводы:
а) действия Ельцина, приведшие к массовым столкновениям, человеческим жертвам и иным тяжким последствиям, находятся за пределами временных рамок совершения деяний, подпадающих под действие акта об амнистии участникам событий 21 сентября - 4 октября 1993 г. Это касается также действий Е.Т. Гайдара, А.В. Козырева, В.Ф. Шумейко, С.А. Шахрая, А.Б. Чубайса, В.И. Панкратова, В.Ф. Ерина и некоторых других лиц по организации блокады Белого дома в период до обнародования указа Президента № 1400 (с. 427-428);Исходя из этих заключений, комиссия внесла предложения: 1) привлечь к уголовной ответственности лиц, чьи действия, связанные с превышением ими служебных полномочий, стали исходной причиной трагических событий и 2) законодательно решить вопросы возмещения ущерба и предоставлении социальных гарантий невинно пострадавшим в этих событиях гражданам, военнослужащим и сотрудникам милиции (с. 422-423).б) некоторые уголовные дела, возбужденные в связи с событиями 21 сентября - 5 октября, были прекращены производством без достаточных оснований.
Чрезвычайно показательна реакция на результаты работы комиссии нынешней администрации Президента, Генеральной прокуратуры и Государственной думы третьего созыва. Администрация Президента РФ сообщила в ответ комиссии, что ее заключение и доклад рассмотрены и приняты к сведению (с. 424). Никаких практических выводов не последовало. Генеральная прокуратура, со своей стороны, ответила, что сведения, изложенные в документах комиссии, уже были предметом расследования и "оснований для отмены принятых процессуальных решений не имеется" (с. 425). Наконец, центристское большинство Государственной думы третьего созыва отказалось принять проект постановления о работе комиссии хотя бы за основу. Равным образом оно отклонило подготовленный в результате работы комиссии проект закона "О социальных гарантиях лицам, пострадавшим в событиях 21 сентября - 5 октября 1993 года" (с. 432, 465). Таким образом, исполнительная власть не сочла нужным реагировать на представленные важные материалы и заключения, а послушное ей большинство Думы не поддержало парламентскую комиссию, хотя ее выводы, казалось бы, могли содействовать консолидации общества.
Несколько замечаний в адрес составителей и издателей рецензируемого сборника. Представлялось бы целесообразным, хотя и не так подробно, как за период 21 сентября - 5 октября, коснуться предшествующих и последующих событий. Это позволило бы подчеркнуть, что Ельцин и его команда имели в виду вариант разгона парламента еще со времени, когда началась их открытая конфронтация с Верховным советом. Реализация этого замысла осенью 1993 г. позволила им провести в широких масштабах "приватизацию" по Чубайсу и добиться принятия президентской Конституции.
Территориально события, освещенные в сборнике, ограничены почти исключительно Москвою. Между тем большой интерес для понимания быстро менявшегося тогда положения в стране представляет реакция провинции.
Большего внимания заслуживала бы роль Православной церкви в лице как ее иерархов, так и рядовых священнослужителей.
Использование ценных материалов комиссии в научном исследовании затруднено отсутствием уточняющих примечаний. Есть, правда, список документов комиссии, использованных при сопоставлении сборника (с. 391-405). Имеется также указание, что неопубликованные материалы хранятся в архиве депутата Т.А. Астраханкиной (с. 394). Затрудняет использование книги отсутствие указателей, особенно именного.
Теперь немного исторических параллелей.
События 1993 г. в Москве - далеко не первый случай в истории, когда исполнительная власть, опираясь на силу, разгоняла народных представителей. Так, в Англии О. Кромвель разогнал Долгий парламент, во Франции Наполеон Бонапарт - Совет пятисот, в России правительство Ленина - Учредительное собрание. Но, пожалуй, еще не было случая, когда парламент расстреливали бы из пушек, цинично демонстрируя это по телевидению на весь мир. Подобные жестокость и цинизм в какой-то мере сравнимы лишь со штурмом президентского дворца Сальвадора Альенде путчистами А. Пиночета.
Поведение лидеров Верховного Совета до странности напоминает предводителей декабристов 1825 г., которые вывели войска на Сенатскую площадь и простояли там целый день, пока их не расстреляли. Депутаты Верховного совета прождали расстрела две недели...
В заключение хотелось бы ответить на вопрос, поставленный в названии рецензии. Представитель Президента РФ в Государственной думе А.А. Котенков считает, что ворошить прошлое не нужно. Члены думской комиссии были другого мнения, и я вполне согласен с ними, ибо права Т.А. Астраханкина, говоря: "Призрак кровавой осени будет вставать, пока не вынесет приговор суд совести и закона".
А.В. Игнатьев,
доктор исторических наук (Институт российской истории РАН)
Апрель 2005