Рецензия на книгу

Джорджа Кольмейера и; Барны фон Сартори

ЗДАНИЯ ИЗ СТЕКЛА - СООРУЖЕНИЯ XIX ВЕКА

Georg Kohlmeier and Barna von Sartory.
Houses of glass: A nineteenth century building type,
The MIT Press

Граненые сверкающие купола, украсившие в XIX в. многие города Европы, - свидетельство того, что именно на этом континенте впервые стали использоваться отапливаемые сооружения из стекла и железа для выращивания тропических культур, ранее привозимых из далеких колоний. Словно по волшебству, в Европе появились зимние сады со стройными пальмами и гигантскими водяными лилиями, о которых ранее можно было узнать лишь из рассказов путешественников. Возможность полюбоваться тропической флорой появилась у тех, кто мог заплатить за вход в один из сотен филигранных стеклянных дворцов, выросших на территории от Белфаста до Лиссабона и Петербурга.

Титулованные особы были первыми, кто наслаждался тропическими видами под стеклом. Так, представители Венского конгресса пользовались обеденным залом во дворце Шенбрунн, где столики были расставлены вдоль арочной галереи длиной 1800 м. Со стороны были видны лишь деревья и цветы, между ними - статуи и четырехступенчатый водопад, освещаемый тысячами ламп. Королевская оранжерея явилась предшественницей оранжерей "промышленной эпохи": вся ее южная стена была застекленной, однако климат в ней вряд ли можно было назвать тропическим. Строительными материалами служили в основном камень и дерево, крыша была непрозрачной, а сама оранжерея предназначалась для очень узкого круга посетителей.

Типичный зимний сад крупного города занимал примерно в десять раз большую площадь, чем частная оранжерея. Эти сооружения были намного выше, имели прозрачные крыши и стены и собирались из модульных элементов из стекла и железа. Оранжереи отапливались с помощью угольных печей, а позднее - паровых котлов и системы радиаторов. В темное время суток они освещались газовыми фонарями.

В этих сооружениях нашли воплощение не только новые принципы в архитектуре и эстетике. Утопистам Чарлзу Фурье и Роберту Оуэну будущее человечества рисовалось в прекрасных стеклянных дворцах (в противовес мрачным условиям на фабриках и заводах). Более реальным поводом к созданию сооружений из стекла и металла был "спрос" на развлечения в непрерывно растущих скучных и холодных городах с весьма несовершенной системой центрального отопления. Известный лондонский конструктор таких сооружений писал в 1840 г. об одном из берлинских зимних садов: "По утрам в нем можно встретить джентельменов, читающих газету, пьющих шоколад или рассуждающих о политике. После трех часов пополудни сад заполняется самыми различными людьми, они сидят под деревьями и разговаривают друг с другом, куря и попивая кофе, вино, пиво, пунш или грог". В наше время, когда широкое распространение получили небольшие огороженные скверы, нетрудно понять, почему подобные идеи были столь привлекательными.

Несомненно, самая интересная страница в историю сооружений из металла и стекла была вписана Джозефом Пакстоном (Paxton). Его детище - Хрустальный дворец (построенный в 1851 г. и занимающий площадь немногим менее 72 000 м2) - было крупнейшим среди таких сооружений. "Основные конструктивные и пространственные концепции здания Пакстон разработал... за несколько часов - во время заседания комиссии по подготовке промышленной выставки". Это стало возможным потому, что у него был опыт нескольких десятков лет строительства теплиц (из застекленных деревянных рам) за годы службы садовником у герцога Девонширского, одного из самых состоятельных лордов Англии.

Great Stove, Chatsworth (1836-1841)

Оранжерея Грейт-Стоув - "хрустальная гора", сооруженная по проекту Пакстона в Чатсворте, занимает особое место в истории архитектуры. Для ее строительства использовались заранее изготовленные стеклянные панели размером 1,2 м. Оранжерея просуществовала около 80 лет, до тех пор пока затраты на ее отопление (восемь мощных паровых котлов и свыше 12 км труб) не сочли непомерно высокими. Это удивительное сооружение с его чугунными колоннами и деревянными ребрами удалось "повергнуть на землю" взрывом динамита лишь с пятой попытки.

Строительство подобных зданий требует большого количества заранее изготовленных и собранных деталей. Для изготовления множества гор-быльков оконного переплета Пакстон сам сделал пилы и фасонно-фрезерные станки с паровым двигателем. Чугунные детали, а затем детали из ковкого железа также стали изготовляться в огромном количестве специально для оранжерей. По заказу Пакстона фирма Robert Lucas Chance изготовила 300 тыс. листов стекла, предназначавшегося для сооружения Хрустального дворца, т.е. 1/3 всего стекла, производившегося в Великобритании в то время.

Приблизительно 3/4 объема этой прекрасно оформленной книги большого формата посвящено описанию самих сооружений из стекла. Они перечисляются в алфавитном порядке в каталоге, который снабжен историческими справками, чертежами и иллюстрациями. Подборка сделана на высоком профессиональном уровне и в то же время доступна каждому читателю. Далее следует альбом фотографий, выполненных в разное время, например здания Грейт-Пам-Хаус в Берлин-Далеме - выдающегося достижения строителей конца эпохи Эдуардов. Около 20 лет назад оно было восстановлено, однако вместо стекла использовались листы из пластика. Хотя экономически это оказалось выгодным, филигранность прежних оконных переплетов была, к сожалению, утрачена.

Далее читатель познакомится с зимним садом, сооруженным в 40-х годах XIX в. английским архитектором в замке Лихтенштейн. Элегантность этого сооружения до сих пор вызывает восхищение. Невольно позавидуешь также жителям Глазго, имеющим возможность восхищаться сооружением Киббл-Пэлас. Прозрачный главный купол дворца привлекает внимание, несмотря на многочисленные скульптуры и орнамент, которыми он был щедро украшен в 1872 г.

Эти похожие на драгоценные камни сооружения символизируют промышленный век, к которому мы до сих пор принадлежим (какие бы названия ему ни давали). Ле Карбюзье подвел итог всему, что было выстроено, начиная с замков Шартра и кончая Хрустальным дворцом: "История архитектуры - это нескончаемая борьба за облегчение конструкций против оков, накладываемых законом всемирного тяготения".
 


Опубликовано в журнале "В мире науки" (русский перевод "Scientific American") №4, 1987 г.

VIVOS VOCO
Август 2005