«В мире науки» - «Scientific American» (№8, 1987)
СОЗДАНИЕ
БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
В США

 

Бартон Дж. Бернстейн

Barton J. Bernstein  - профессор истории и междисциплинарных программ в Станфордском университете. Получил степень доктора философии в Гарвардском унверситете и два года преподавал в колледже Беннингтона, перед тем как в 1965 г. перешел работать в Станфордский университет. Бернстейн - автор многих книг, включая "Политики и политика администрации Трумэна" (1971 г.) и "Атомная бомба" (1976 г.). Как он сам отмечает, его цель - "выяснить, почему так получилось, что США отказались от применения бактериологического, химического и радиологического оружия, но все же, переступив моральный порог, подвергали бомбардировкам и убивали мирное население и применили атомную бомбу".

"К чему такая секретность в борьбе с насекомыми-вредителями?" - спросил в недоумении Франклин Д. Рузвельт своего специального помощника Уэйна Коя, рассматривая 14 июля 1943 г. просьбу министерства сельского хозяйства выделить 405 тыс. долл. на исследования поражения растений насекомыми-вредителями и болезнями. К тому времени США уже полтора года участвовали во второй мировой войне. Президенту было известно лишь то, что бюджетное бюро ничего не знает об этой программе и что военное министерство предписало министерству сельского хозяйства не разглашать о ней сведений.

Рузвельт поручил Кою узнать о таинственном предприятии. Через два дня тот доложил ему, что для секретности есть основания и что о самой программе президенту лучше расскажет человек по имени Джордж У. Мерк. Мерк не был военным, но по заданию военного министерства выполнял исследования, связанные с разработкой бактериологического оружия.

По сравнению с манхаттенским проектом стоимостью 2 млрд. долл., приведшим к созданию атомной бомбы, программа исследований по бактериологическому оружию во время второй мировой войны может показаться мелкомасштабной. В осуществлении этой программы стоимостью 60 млн. долл. (с учетом затрат на строительство) принимали участие около 4 тыс. человек, включая ученых. Не удивительно, что президент мог забыть об участии министерства сельского хозяйства в данной программе, контролируемой химической службой военного министерства.

Ни Рузвельту, ни его преемнику Гарри С. Трумэну не пришлось принимать решения о применении бактериологического оружия. Однако с окончанием второй мировой войны разработка этого оружия не прекратилась. В течение многих лет в США продолжались исследования в этой области, в последнее же время вновь возникла заинтересованность в их финансировании: ассигнования на разработку бактериологического оружия, которые были минимальными при Никсоне, Форде и Картере, в прошлом году снова достигли 60 млн. долл.

В сентябре прошлого года состоялась конференция многих стран по вопросу о соблюдении Конвенции 1972 г. о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Эту Конвенцию подписали как США, так и СССР, но США обвиняли Советский Союз в том, что он несколько раз ее нарушал. Учитывая противоречивый характер американских утверждений, нежелание Советского Союза внести ясность по этому вопросу и споры сторон относительно деятельности каждой из них, могут возникнуть трудности в отношении Конвенции 1972 г. * В апреле нынешнего года, после ряда неофициальных контактов, ученые из обеих стран приняли участие во встрече в Женеве, чтобы попытаться выработать приемлемые для всех сторон меры по проверке соблюдения Конвенции.

* На конференции 1986 г., о которой говорит автор статьи, советская делегация убедительно доказала, что "озабоченность" в этой связи, проявляемая одними только США, является полностью беспочвенной и надуманной. Многие другие делегации указали, что необоснованные утверждения только подрывают авторитет Конвенции 1972 г. Именно благодаря желанию СССР "внести ясность по этому вопросу" на конференции в конечном счете восторжествовал конструктивный дух и в итоговый документ была включена совместно разработанная делегациями СССР и США формула о "применении государствами - участниками позитивного подхода к вопросам соблюдения" (Конвенции), а также принято решение о созыве специального совещания научных и технических экспертов для выработки условий обмена информацией с целью предотвращения возникновения неясностей или подозрений. Результаты могли бы быть и большими, если бы США не помешали принятию конференцией предложения СССР о проведении специальной конференции по вопросу разработки и утверждения дополнительного протокола к Конвенции 1972 г. по мерам укрепления механизма контроля за ее соблюдением. - Прим. ред.
В связи с этим представляется целесообразным проанализировать, как начиналось создание в США бактериологического оружия, а также благодаря каким факторам оно не было применено американцами во второй мировой войне. На основании 100 ключевых документов мне удалось восстановить общую картину событий, разворачивавшихся вокруг разработки бактериологического оружия во время войны. Эти документы взяты из тысяч американских источников, рассекреченных по специальному требованию, а также из некогда секретных архивов Великобритании.

* * *

В первую мировую войну в результате применения таких отравляющих веществ, как хлор и горчичный газ, было убито и поражено свыше миллиона солдат и гражданского населения. Учитывая столь пагубные последствия, 40 стран подписали в 1925 г. Женевский протокол, запрещающий первыми использовать химическое и бактериологическое оружие. Однако этот протокол не налагал ограничений на разработку, производство и накопление этого оружия. В последующие годы большинство ведущих промышленно развитых стран активно осуществляли программы разработки бактериологического оружия. Хотя США и подписали Женевский протокол, он был ратифицирован ими лишь в 1975 г.

Исследования, связанные с разработкой бактериологического оружия, начали проводиться в США в 1941 г. под эгидой химической службы военного министерства, и до 1942 г. их масштаб был незначителен. В феврале 1942 г. специальная комиссия, назначенная Национальной академией наук США, представила военному министру Генри Л. Стимсону отчет, содержавший рекомендации относительно будущего программы исследований по бактериологическому оружию. Стимсон потребовал представления этого отчета за несколько месяцев до бомбардировки Пёрл-Харбора.

Комиссия, в состав которой входили такие известные биологи, как Эдвин Б. Фред из Висконсинского университета и Стэнхоуп Бэйн-Джоунз из Йельского университета, пришла к заключению, что атака противника с применением бактериологического оружия может привести к массовой гибели людей, посевов и домашнего скота. В отчете говорилось в основном об оборонительных мерах и работе по созданию вакцин и средств защиты систем водоснабжения, однако комиссия также рекомендовала, хотя и не столь явно, чтобы в США начали проводиться исследования наступательного потенциала бактериологического оружия.

Выдержка из рекомендаций, содержавшихся в докладе Национальной академии наук США от 1942 г., в которой обосновывается проведение исследований по бактериологическому оружию. Доклад, вероятно, убедил президента Рузвельта создать военную исследовательскую службу. Штамп слева - "РАССЕКРЕЧЕНО". Перевод текста: Вопрос о значении бактериологического оружия будет оставаться спорным до тех пор, пока это оружие не проверят в действии. Возможно, что вскоре это будет сделано. Разумно допустить, что любой метод, дающий преимущества воюющей стране, будет ею незамедлительно использован. Существует только один логический путь: всесторонне исследовать возможности бактериологического оружия, сделать все необходимые приготовления для уменьшения его эффективности и тем самым снизить вероятность его применения (противником - Ред.). В планировании этих действий целесообразно учитывать точку зрения агрессора и уделить особое внимание характеристикам, которыми могло бы обладать наступательное бактериологическое оружие.
Ссылаясь на предупреждения ученых, Стимсон стремился добиться одобрения президента на осуществление программы разработки бактериологического оружия, в которой координирование и руководство всей исследовательской работой по заданию правительства выполняла бы небольшая консультативная группа. "Мы должны быть готовыми, - писал Стимсон Рузвельту в своем меморандуме в апреле 1942 г. - Все работы необходимо проводить в строгой секретности и как можно быстрее".

Стимсон нигде не упомянул, что химическая служба военного министерства уже приступила к таким исследованиям; сам же президент, вероятно, ничего не знал о них. Так или иначе химической службе были выделены миллионы долларов из бюджета военного министерства, и она стала играть большую роль в осуществлении программы разработки бактериологического оружия, чем небольшая консультативная группа, формально руководившая исследованиями. Почему в таком случае эта группа была необходима Стимсону?

Возможно, потому, что, как он сам говорил президенту, "исследования по бактериологическому оружию - это грязное занятие". Привлекая гражданских лиц в качестве руководителей, Стимсон надеялся узаконить исследования, проводившиеся химической службой. По мнению некоторых членов комиссии, назначенной Национальной академией наук, программой должно руководить военное министерство, однако сами военные желали, чтобы руководство ею осуществляла группа гражданских лиц, сотрудничающая с армейскими службами. Стимсон объяснял Рузвельту позицию военных таким образом: "Если руководство данным делом вверить гражданскому управлению, то это поможет предотвратить чрезмерную обеспокоенность общественности в том, что военное министерство, возможно, помышляет использовать это оружие в наступательных целях".

* * *

Стимсон предложил включить (и тем самым "спрятать") консультативную группу, занимающуюся разработкой "микробного оружия", в состав вновь созданного учреждения, называемого федеральным агентством социального обеспечения, которое контролировало деятельность системы здравоохранения и социальных служб. Он хотел, чтобы программой руководил какой-нибудь известный ученый, знакомый с университетской системой научных исследований и имевший опыт административной работы. После совещания с министрами 15 мая 1942 г. Рузвельт сообщил, что еще не ознакомился с планом военного министра, однако сказал, что ему следует продолжать осуществлять свой замысел. Неделю спустя Стимсон обсудил свои идеи с министром сельского хозяйства К.Р. Уикардом, который подтвердил свое согласие участвовать в исследовательской работе, координируемой консультативной группой, и П.В. Макнаттом, возглавлявшим федеральное агентство социального обеспечения.

К середине лета три кандидата (экономист У.У. Стюарт, председатель Рокфеллеровского фонда; географ И. Бауман, ректор Университета Джонса Гопкинса; экономист Э.Э. Дэй, ректор Корнеллского университета) отказались от предложения возглавить новую группу. Наконец в августе Дж. У. Мерк, президент фармацевтической фирмы (Merck & Co., Inc.), согласился принять его.

Советники по бактериологическому оружию, собравшиеся в Кэмп-Детрике на совещание с работавшими там учеными. В центре группы - Дж. Мерк, президент фирмы Merck & Co., Inc. Слева направо - директор по научной части И.Л. Болдуин, капитан Н.С. Прайм, бригадный генерал У.А. Борден, контр-адмирал Дж. Зюрер, капитан 3-го ранга У.Б. Сарлз, полковник Вулперт и подполковник Н. Пайл.
В середине 1942 г. консультативная группа, получившая скромное название "военная исследовательская служба" (ВИС) и ассигнования на сумму в 200 тыс. долл., начала свою деятельность. Широкие контакты между известными биологами и врачами позволили правлению, состоявшему из 8 человек, организовать проведение секретных исследований примерно в 28 американских университетах, включая Гарвардский, Колумбийский, Корнеллский, Чикагский, Северо-Западный, Висконсинский, Станфордский и Калифорнийский, а также Университет шт. Огайо и Университет Нотр-Дам. К январю 1943 г. ВИС заключила договор с У.А. Хаганом из Корнеллского университета на проведение исследований по использованию возбудителей ботулизма как наступательного оружия, а также с Дж.X. Мюллером из Гарвардской медицинской школы на изучение сибирской язвы.

Сибирская язва и ботулизм оставались в  центре исследований по бактериологическому оружию, проводившихся во время войны. Обе смертоносные болезни вызываются бактериями, которые очень устойчивы и способны к интенсивному размножению. Инкубационный период составляет всего несколько дней или даже часов. Споры сибирской язвы попадают в организм человека через органы дыхания или поврежденные участки кожи. Заболевание ботулизмом происходит в результате пищевого отравления ботулическим токсином.

* * *

Не ограничиваясь только университетскими лабораториями, ВИС предоставила возможность химической службе военного министерства значительно расширить собственные исследования по бактериологическому оружию. В 1942-1943 гг. химической службе были выделены миллионы долларов на строительство исследовательских лабораторий, для работы в которых затем были приглашены многие ученые. Самая крупная из них - лаборатория в Кэмп-Детрике (ныне Форт-Детрик) - была построена во Фредерике, шт. Мэриленд. Ее стоимость составила 13 млн. долл.

Сознание того факта, что необходимость их работы продиктована войной, помогло ученым, пришедшим из университетов, преодолеть отвращение к столь неблаговидному делу, как разработка смертоносного оружия. Т. Роузбери, микробиолог из Колумбийского университета, отмечал в 1942 г., что "вероятность применения бактериологического оружия, несомненно, возрастет, если противнику будет известно, что мы не подготовлены к тому, чтобы отразить такое нападение и ответить ударом на удар". Вскоре он стал руководителем исследований в лаборатории химической службы в Кэмп-Детрике. Впоследствии Роузбери писал: "Мы боролись с огнем (державами "оси Берлин - Рим") и неизбежно рисковали - либо быть запачканными, либо сожженными".

Стимсон и Макнатт, возможно, были в восторге от такой сентиментальности, однако точка зрения Роузбери относительно того, кто заправлял делами, привела бы их в изумление. Он полагал, что, создавая бактериологическое оружие, ученые его лаборатории руководствовались этическими соображениями. "Гражданские лица, в форме или не в форме, принимали решения; профессиональные военные оставались в стороне. Стоявший перед нами этический вопрос мы решили точно так же, как и другие ученые, работавшие в Ок-Ридже, Ханфорде, Чикаго и Лос-Аламосе", - писал позже Роузбери. Факты свидетельствуют о другом. Даже если президент и не определял задачи ВИС, ключевые решения принимались скорее всего в Вашингтоне, а не в лаборатории.

* * *

Хотя Макнатт основное внимание уделял работе социальных служб, из его поля зрения не ускользала и деятельность ВИС, "спрятанной" в его агентстве. В феврале 1943 г. он сообщил Рузвельту, что сумма в 200 тыс. долл., выделенная ВИС, почти израсходована. По его словам, требовалось согласие президента на "расширение исследований по двум или трем... уже осуществляемым проектам". В конце марта 1943 г. Макнатт запросил, с одобрения Стимсона, еще 25 тыс. долл. на 1943 и всего 350 тыс. долл. на 1944 финансовый год. Через два дня от Рузвельта пришел лаконичный ответ: "О'кей. Ф.Д.Р.". Спустя несколько месяцев Рузвельт дал согласие на увеличение бюджета ВИС на 1944 г., который в результате достиг 460 тыс. долл.

Соблюдая строгую секретность в отношении исследовательской программы, Макнатт нигде, даже в корреспонденции Рузвельту, не писал о проектах или их деталях. В собственном архиве Рузвельта содержится не более десяти писем и записок относительно бактериологического оружия. В тех из них, которые датированы 1942 и 1943 гг., речь идет в основном о небольших ассигнованиях и организационных вопросах, связанных с деятельностью ВИС. Возможно, что Макнатт и Стимсон, а также начальник штаба сухопутных войск генерал Дж.К. Маршалл во время встреч с Рузвельтом информировали его о дополнительных суммах в миллионы долларов, выделенных ВИС на разработку бактериологического оружия. Ни один из известных документов, однако, не содержит сведений о том, что Рузвельт получал такие отчеты.

Тем временем химическая служба расширяла свои технические возможности в разработке, испытании и производстве бактериологического оружия. Кроме лаборатории в Кэмп-Детрике и относящейся к ней территории площадью в 220 га, на острове Хорн в Паскагуле (шт. Миссисипи) был построен полигон площадью 882 га для полевых испытаний. Вблизи испытательного полигона Дагуэй (шт. Юта) химической службе была выделена территория площадью 70600 га для бомбардировочных испытаний, а вблизи Терре-Хота (шт. Индиана) на площади в 2700 га планировалось построить завод по производству бактериологического оружия.

Совершенствовалась также и технология. При техническом содействии Великобритании химическая служба получила значительную возможность самой изготавливать бактериологические бомбы и в конце 1943 г. начала работы по созданию бомб массой около 225 кг с возбудителями сибирской язвы. Каждая из этих бомб содержала 106 бомб малого калибра массой около 2 кг, которые при ударе разлетались во все стороны и разрушались. Эти бомбы не испытывались, поскольку и без того было ясно, что начиненные возбудителями сибирской язвы, вызывающей поражение легких, они несут неизбежную смерть.

Химической службе удалось также получить ботулический токсин - один из самых опасных пищевых ядов. Прием даже небольшого количества пищи, зараженной токсином, вызывает сильное отравление или смерть. При обычном заражении токсином смертность составляет 16-82%, однако за счет применения специальных средств доставки и достаточной концентрации токсина ученые Кэмп-Детрика надеялись создать оружие с высокой поражающей способностью.

Группа ученых осматривает оборудование в лаборатории в Кэмп-Детрике.

В 1943 г. лаборатория была исследовательским центром по разработке бактериологического оружия, принадлежавшим химической службе военного министерства США. В первом ряду на снимке (слева направо) - Н.Р. Хаусон из Университета шт. Огайо, Г.Б. Рид из Куинского университета, Ч.А. Митчелл из министерства сельского хозяйства США, Э.Г.Д. Мюррей из Университета Макгипла и полковник О.К. Вулперт; во втором ряду - Дж. Крэги (справа ) из Торонтского университета и полковник А.Т. Томпсон.
* * *
В начале 1944 г. химическая служба, окрыленная успехом, начала настаивать на том, чтобы ей дополнительно было выделено 2,5 млн. долл. на производство бомб с возбудителями сибирской язвы и ботулизма. По словам ее представителей, такая сумма позволила бы ежемесячно производить либо 275 тыс. бомб с возбудителями ботулизма, либо 1 млн. бомб с возбудителями сибирской язвы. Проблема заключалась, однако, в том, что на строительство заводов требовалось время, поэтому оружие могло быть произведено в достаточном количестве лишь к 1945 г. По прогнозам военных стратегов, война к тому времени должна была вестись только с Японией.

Химическая служба получила запрошенную ею денежную сумму. В дополнение к планам создать арсенал бактериологического оружия, чтобы противостоять Японии, исследования, проводившиеся этой организацией, обрели еще большее значение в связи с появлением новой угрозы, требовавшей безотлагательных мер.

В начале 1944 г. эксперты разведслужб стран антигитлеровской коалиции высказывали опасения, что Германия, возможно, собирается использовать свои новые мощные самолеты-снаряды V-1 для бомбардировки Великобритании и не исключено, что эти снаряды будут нести бактериологический заряд. Немецкое верховное командование, предупреждали они, находилось в стратегическом кризисе; мобилизуя все свои ресурсы, оно могло прибегнуть к бактериологическому оружию для достижения военного превосходства.

Эти предсказания делались по принципу "исходя из худшего" и не были утешительными. Если к июню 1944 г. у США и имелись бомбы с возбудителями сибирской язвы, то всего несколько штук, и то предназначенные для испытаний. Бомб, которые могли бы использоваться для удара по противнику, у них определенно не было. Военное командование организовало проведение прививок 100 тыс. солдат против ботулизма, надеясь тем самым убедить Германию, что союзные войска готовятся нанести ответный удар. Если бы Германия действительно нанесла удар бактериологическим оружием, то англо-американские силы, вероятно, ответили бы на него химическим оружием.

На самом деле немецкие V-1 были оснащены зарядами обычного типа. По причинам, до сих пор непонятным, Гитлер запретил все исследования по созданию наступательного бактериологического оружия. Американская же программа, необходимость которой в немалой степени была продиктована угрозой (на самом деле никогда не существовавшей) со стороны Германии, оставалась неиспытанной.

* * *

Работы в Кэмп-Детрике велись полным ходом. В мае 1944 г. Стимсон и Макнатт представили Рузвельту краткий отчет об исследованиях, содержавший всего пять строк о научных результатах. В этот отчет не попало многое. Завод по производству бомб с возбудителями сибирской язвы получил заказ на производство миллиона бомб, в лабораториях же успешно разрабатывались средства рассеивания на небольшой площади ботулина в пастообразном виде. В ноябре Мерк направил Стимсону и Маршаллу (но не Рузвельту) отчет, где в скрытой форме говорилось о работе по получению еще четырех "средств против человека". Судя по другим источникам, ими, вероятно, были возбудители бруцеллеза (мальтийской лихорадки), пситтакоза (попугайной болезни), туляремии и сапа.

"Черная Мария" - мрачное, покрытое толем сооружение, построенное в 1944 г. в Кэмп-Детрике для проведения экспериментов с бактериологическим оружием. Слева видна сторожевая вышка, на которой находился вооруженный часовой. Постройка была снесена вскоре после войны.
По словам Мерка, химическая служба занималась также разработкой "по крайней мере пяти средств, пагубно воздействующих на растения". (Эти средства на самом деле представляли собой химические вещества, но в то время они были включены в программу разработки бактериологического оружия, поскольку способны уничтожать посевы.) Шестое средство, тиоцианид аммония, предназначалось для уничтожения "японских садов".

Об этих разработках отмечалось в кратком, всего в 12 строк, ноябрьском отчете Мерка по бактериологическому оружию. Отчет был обнаружен в рассекреченных документах военного министра в Вашингтоне. Свидетельства того, что сам Стимсон или президент интересовались научной стороной программы, отсутствуют.

Рисунок из патентного описания, обнаруженный в подшивке документов за 1955 г. Роберта Л. Ле Турно.

На рисунке изображен "разрывной снаряд для рассеивания токсичных и инсектицидных аэрозолей". По своей конструкции он, вероятно, схож с бомбами, начиненными возбудителями сибирской язвы; эти бомбы были созданы во время второй мировой войны, когда Ле Турно принимал участие в создании бактериологического оружия. Детали конструкции этих бомб до сих пор засекречены.
Рузвельт не проявлял интереса не только к научному, но и к политическому аспекту разработки бактериологического оружия. Несмотря на значительный прогресс в исследованиях, проводившихся в Кэмп-Детрике, и слухи, что Германия собирается применить бактериологическое оружие, президент, судя по всему, уделял мало внимания этому виду оружия. В 1942 г., а затем в 1943 г. Рузвельт публично обещал не начинать химическую войну, однако он заявлял, что если противник применит химические отравляющие вещества, то США ответят тем же. Очевидно, он никогда не намеревался сделать подобное заявление в отношении бактериологического оружия. Ни один из его советников также не делал предложения о том, чтобы таким же образом сдержать Германию и Японию, если они намерены применить бактериологическое оружие.

В мае 1944 г. Стимсон и Макнатт предложили Рузвельту упразднить военную исследовательскую службу и назначить Мерка консультантом Стимсона. Президент с готовностью одобрил это предложение, и последовавшие затем изменения еще больше отдалили его от секретного предприятия по разработке бактериологического оружия.

В июле того же года начальник штаба вооруженных сил адмирал У.Д. Лихи и несколько других советников президента провели в присутствии Рузвельта, как позже отмечал сам Лихи, "горячее обсуждение проблемы бактериологического оружия". Разговор в основном касался вопроса о применении этого оружия первыми для уничтожения посевов риса в Японии. Лихи писал впоследствии, что он был против этой идеи; Рузвельт же не занял определенной позиции. Оставалось неясным, примет ли он решение об ответном ударе тем же, если державы "оси" первыми применят бактериологическое оружие, или поддержит то, чтобы американцы первыми применили это оружие против Японии. (В то время ходили слухи, что Япония применила бактериологическое оружие против Китая.) "Наследие", связанное с бактериологическим оружием, которое Рузвельт передал Трумэну, было весьма неопределенным, и эта неопределенность составляла резкий контраст с публичными заверениями Рузвельта, что США не применят первыми химическое оружие.

Две недели спустя после вступления Трумэна в должность президента в апреле 1945 г. и на следующий день после того, как он ознакомился с подробным отчетом о создании атомной бомбы, Стимсон получил сообщение от своего специального помощника X.X. Банди. В нем говорилось, что Мерк и несколько других членов группы, занимающихся разработкой бактериологического оружия, предлагают использовать химические вещества для уничтожения посевов сельскохозяйственных культур в Японии. "Это очень серьезный шаг, - предупреждал Банди, - и вы, возможно, пожелаете высказать свои соображения президенту". Стимсон направил Маршаллу записку, в которой просил его безотлагательно обсудить с ним этот вопрос.

* * *

Начиная с этого момента и до окончания войны основным направлением программы становится разработка не бактериологических средств, а химических веществ, способных уничтожать сельскохозяйственные посевы. Американские ученые утверждали, что эти химические вещества не вызывают отравления людей; военно-юридическая служба США пришла к заключению, что их использование будет правомерным на том основании, что для людей они не являютсн токсичными и что США, как воюющее государство, "вправе лишать противника запасов продовольствия и воды и уничтожать ресурсы на его полях".

Хотя Стимсон был встревожен известиями о массовой гибели мирного населения в результате совершенных американских бомбардировок, он, видимо, был готов принять решение об уничтожении посевов в Японии. Известно, что генерал Маршалл хотел применить против японских войск химические отравляющие вещества и, вероятно, и Стимсона не смущала тактика уничтожения посевов. В мае и июне 1945 г. один из генералов ВВС составил подробный план уничтожения посевов риса в Японии путем сбрасывания тиоцианида аммония над районами, производящими рис, вблизи шести крупных городов: Токио, Иокогама, Осака, Нагоя, Киото и Кобе. Командующий ВВС США генерал X.X. Арнольд отклонил этот план скорее по тактическим, чем моральным соображениям. По его словам, бомбардировка японских городов и промышленных объектов "даст более быстрый и эффективный результат".  Другие военные планировщики, обсуждая возможность применения средств для уничтожения посевов в Японии, так же, как Арнольд и его штаб, уделяли внимание прежде всего тактической стороне. Некоторые из них сомневались, что имеющегося количества химических веществ окажется достаточно, другие считали, что уничтожение посевов риса в 1945 г. будет иметь последствия только в 1946 г. К тому времени, говорили они, война будет выиграна и американские оккупационные силы столкнутся с дополнительной проблемой, как обеспечить продовольствием голодающее мирное население.

3 августа 1945 г., за три дня до бомбардировки Хиросимы, заместитель Арнольда генерал-лейтенант И.К. Икер попросил представить ему доклад о возможности уничтожения посевов риса с воздуха, который включал бы сведения о самых сильнодействующих химических веществах, а также о доступных средствах и способах их доставки. Доклад он получил 10 августа 1945 г., на следующий день после бомбардировки Нагасаки. Через 4 дня война в Тихом океане закончилась.

О существовании тайно созданного арсенала бактериологического оружия не было забыто в последние месяцы войны. Еще в ходе осуществления программы разработки этого оружия один из генералов сухопутных войск США отмечал, что администрация могла бы принять на рассмотрение политику первого применения бактериологического оружия против Японии. Позже военные стратеги, обсуждая способ нанесения ответного удара, пришли к заключению, что в случае нарушения Японией Женевского протокола и применения ею боевых отравляющих веществ США следует быть готовыми ответить на это как химическим, так и бактериологическим оружием. Как отмечал адмирал Д.Б. Дункан, член объединенного комитета начальников штабов, в некоторых ситуациях бактериологическое оружие может быть более эффективным, чем химическое.

Американцам во время второй мировой войны так и не пришлось принимать решения, затрагивающего моральные аспекты применения бактериологического оружия. Окончательное решение о применении этого оружия пришлось бы принимать Трумэну; вероятно, за советом он обратился бы к генералу Маршаллу, которым он всегда восхищался, и военному министру Стимсону, которого считал высоконравственным человеком. Эти главные советники, одобрившие атомную бомбардировку японских городов, возможно, были бы и за принятие решения об уничтожении посевов риса в Японии, чтобы заставить эту страну капитулировать.

Возможно, что решение о применении бактериологического оружия, несущего невидимый яд и угрозу эпидемии, принять было сложнее. Спустя несколько лет Трумэн в письме одному из своих помощников намекал, что если бы война в Тихом океане затянулась до середины августа 1945 г., то он одобрил бы решение о применении как бактериологических, так и химических отравляющих веществ; санкционированная же им атомная бомбардировка имела гораздо более губительные последствия.

Разработка и накопление бактериологического оружия продолжались в США до 1969 г., когда под влиянием антивоенных настроений, вызванных войной во Вьетнаме, президент Никсон обещал прекратить программу разработки этого оружия и уничтожить его запасы. Спустя 3 года США и более 100 других государств подписали Конвенцию о бактериологическом и токсинном оружии, при этом многие страны приняли решение сразу запретить у себя оружие этого типа.

В начале 80-х годов в США стали высказываться предположения, что Советский Союз активно осуществляет программу разработки бактериологического оружия. Это привело к тому, что США расширили свою собственную программу. Подозрения в отношении СССР частично были обусловлены случаями заболевания сибирской язвой в Свердловске в 1979 г., возможно, вызванными утечкой возбудителей этой болезни из лаборатории, в которой, по утверждениям США, разрабатывается бактериологическое оружие. *

* На конференции государств - участников Конвенции 1972 г., состоявшейся в 1986 г., советской делегацией была доказана несостоятельность подозрений США в отношении источника возникновения заболеваний сибирской язвой в Свердловске в 1979 г., которые на самом деле были вызваны употреблением в пищу мяса больных животных, купленного у частных лиц. На состоявшемся в апреле 1987 г. в Женеве совещании экспертов государств - участников Конвенции, на котором были рассмотрены меры укрепления авторитета Конвенции и предотвращения или сокращения случаев возникновения сомнений в выполнении ее положений, вопрос о заболеваниях в Свердловске уже не поднимался. - Прим. ред.
Подозрения вызваны также случаями выпадения в Лаосе и Кампучии так называемого желтого дождя. США заявляют, что это осадки грибковых токсинов, поставляемых Советским Союзом Вьетнаму, хотя по мнению экспертов, желтый дождь - это не что иное, как массовая дефекация пчел (см. статью Т.Д. Сили, Дж.В. Новика, М. Меселсона, Дж. Гиллемина и П. Акратанакула, Желтый дождь, "В мире науки", 1986, № 2). Таким образом, секретные исследования, начатые во время второй мировой войны, разрослись настолько, что стали предметом международной дискуссии. Как же эти вопросы решаются в мирное время? Если исходить из прошлого, то решения вряд ли принимаются теми, кто занят непосредственно разработкой оружия. Во время войны ученые работали над созданием нового оружия, однако, как показала история, решение вопросов о его размещении и использовании было им неподвластно. Как Рузвельту, так и Трумэну, несмотря на их полномочие верховного главнокомандующего, было известно совсем мало об арсенале бактериологического оружия в период их пребывания на посту президента. Значительная часть этого арсенала была создана главным образом, чтобы противостоять Германии, которая никогда не намеревалась создать свой арсенал бактериологического оружия наступательного типа.

Американский опыт во второй мировой войне предупреждает: оружие, созданное для целей сдерживания или возмездия, может вызвать соблазн морально оправдать его применение в качестве наступательного оружия. Как только военная машина приходит в действие, ученые могут и не суметь ограничить использование созданной ими технологии, особенно в том случае, если сторона считает, что она ведет "справедливую войну".

Литература

Leo P. Brophy, Wyndham D. Miles and Rexmond C.Cochrane. The chemical warfare service: from laboratory to field.  U.S. Government Printing Office, 1959.

Barton J. Bernstein.  Chuchill's secret biological weapons. Bulletin of the Atomic Scientists, Vol. 43, No. 1, pages 46-50; January / February, 1987.

Susan Wright. New designs for biological weapons. Bulletin of the Atomic Scientists, Vol. 43, No. 1, pages 43-46; January / February, 1987.

Elisa D. Harris. Sverdlovsk and yellow rain: two cases of soviet noncompliance.   International Security, Vol.11, No. 4, pages 41-95; Spring, 1987.
 



VIVOS VOCO
Май 2005