№3, 2001 г.

© М.В. Мокрова

ПЕРВАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ПО АУДИОКУЛЬТУРОЛОГИИ, АУДИОАРХИВИСТИКЕ
И НОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

М.В. Мокрова

Мокрова Мария Владимировна — аспирантка Института истории естествознания и техники РАН

22–25 мая 2001 г. в Москве состоялась Первая всероссийская научно-практическая конференция по аудиокультурологии, аудиоархивистике и новым технологиям — “Эхолот”. Конференция была организована по инициативе Государственного литературного музея, Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского и при поддержке Института “Открытое общество”. Сотрудники первых двух организаций в настоящее время осуществляют программу обеспечения сохранности аудиозаписей, имеющих большое культурное значение.

В форуме приняли участие 180 специалистов из 100 организаций более чем 20 городов России, Украины и Казахстана; было представлено 75 докладов. В конференции приняли участие научные работники, сотрудники архивов, музеев, библиотек, творческих союзов и объединений, научных центров и вузов, периодических изданий, занимающиеся проблемами аудиокультурологии, аудиоархивистики и т.п.

На конференции обсуждался широкий круг проблем отечественного аудионаследия. Основное внимание уделялось вопросу сохранности аудионосителей. К настоящему времени архивы, библиотеки, музеи, театры, дома научной и творческой интеллигенции и другие организации собрали большие коллекции оригинальных музыкальных, литературно-художественных, исторических и научных звукозаписей. Но так как в ряде случаев аудиофонды хранились небрежно, не были каталогизированы или хотя бы описаны, они не могли активно использоваться. Из-за плохих условий хранения, отсутствия современной технической базы многие аудиоколлекции нуждаются в реставрации и создании страховых фондов дублей.

Тематика секционных заседаний охватывала широкий круг проблем: “Аудиофонды: формирование, хранение, использование”, “Аудиотехнологии и творчество”, “Аудиокультурология”, “Аудиоантропология”, “Аудиоархивистика: форматы и стандарты описания аудиодокументов”, “Аудиотехнологии”, “Аудиокентавристика”, “Аудиопсихология”.

Открытие конференции состоялось в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки; секционные заседания прошли в Государственном литературном музее.

На открытии “Эхолота” выступили председатель оргкомитета Л.А. Куйбышев (Центр по проблемам информатизации сферы культуры Министерства культуры России), член оргкомитета В.М. Магидов (профессор, заведующий кафедрой кинофотофонодокументов Историко-архивного института), А.В. Дремайлов (Некоммерческое партнерство “Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии”). Они отметили необходимость взаимодействия хранящих аудиозаписи организаций с целью обмена опытом и внедрения новых аудиотехнологий.

Пленарное заседание, которое было посвященно вопросам и перспективам развития аудиокультуры и аудиоархивов, открылось докладом В.М. Магидова “Звуковая летопись России — проблемы формирования”. Автор обратил внимание на то, что в настоящее время систематическая и планомерная звукозапись, за исключением отражения крупных публичных событий, практически не проводится. Целые направления, например история военного дела, представлены в звукозаписи крайне отрывочно.

Руководитель Информационно-аналитического центра “Архив науки и техники” ИИЕТ РАН С.С. Илизаров, выступивший с докладом “Архив науки и техники в живом образе и звуке: комплексный проект ИИЕТ РАН”, рассказал о деятельности Центра (cоздан в 1996 г. в ИИЕТ им. С.И. Вавилова РАН. cм.: ВИЕТ. 2001. № 1. С. 198–202) в области сбора, записи и хранения аудиозаписей по истории науки и существующих проблемах.

Важный и актуальный вопрос о критериях отбора записей для хранения был поставлен в докладе Л.А. Шилова, Л.М. Абрамзона, П.В. Малафеева, С.Н. Филиппова, В.В. Козлова (Государственный литературный музей) “Голоса — навсегда!”. Было замечено, что объективно оценить аудиодокумент можно только с течением времени, причем не ранее чем через 20 лет с момента его создания.

А.А. Шерель (Институт искусствознания РАН) в докладе “Аудиоархивы и их роль в формировании традиций отечественной аудиокультуры” сформулировал одну из важнейших задач, стоящих перед аудиоархивами: “сохранение того уникального языка, которым владели наши бабушки и дедушки… Пока мы не вернем действительное значение языка, пока не будет серьезной государственной программы восстановления фонозаписей по истории культуры, мы останемся “академией посвященных””.

Не менее интересными были секционные заседания. С докладом “Аудиодокументы в собрании “Народного архива”: историко-культурологические аспекты” выступил Б.С. Илизаров (Неправительственная общественная организация “Народный архив”). Автор заметил, что в фиксации нуждается не только звук: уже сейчас существуют технологии, которые позволяют посредством компьютера передавать те или иные тактильные ощущения и запахи. Поэтому необходимо найти способ их фиксации.

Тематика, связанная с исследованиями в области истории науки и техники, была представлена в следующих выступлениях. М.В. Мокрова (ИИЕТ РАН) в докладе “«Устная история» науки: анализ ситуации” рассказала об истоках интереса к “устной истории” и развитии этого метода получения историко-научной информации.

В докладе “Устная история науки и искусство истории” Г.Е. Горелик (Бостонский университет, США) проанализировал недостатки и преимущества устной истории в историко-научных исследованиях. Автор отметил, что даже абсолютно точный, но неавторизированный транскрипт аудиозаписи не несет самостоятельной ценности, поскольку многие нюансы устной речи невозможно передать в тексте.

Р.В. Артеменко (ИИЕТ РАН) в докладе “Специфика развития отечественной звукозаписи (1917–1941 гг.)” проследил пути развития звукозаписывающей техники в нашей стране, показав разнообразие использовавшихся методов.

А.В. Пилипенко (ИИЕТ РАН) в докладе “Способствует ли совершенствование аудиотехнологий развитию культуры?” попытался показать, что развитие техники звукозаписи и звуковоспроизведения в условиях коммерческого использования оказывает не только позитивное, но и существенное негативное влияние на музыкальную культуру. Так, по мнению автора, использование формата МРEG3 резко повышает доступность записей. Однако это сопровождается снижением качества звучания и в конечном итоге — требовательности к содержательной стороне музыки.

Большой интерес на конференции вызвала тема реставрации аудиозаписей. Г.Н. Зубов (Центр речевых технологий, Санкт-Петербург) в докладе “Принципы обработки фонограмм низкого качества для повышения разборчивости речи” продемонстрировал программу, позволяющую производить очистку звукозаписей от помех. При этом очистка фонозаписи происходит без записи звукового файла на винчестер, т.е. “на лету”, что значительно экономит время.

Все специалисты в области оцифровки звуковой информации сошлись во мнении, что формат записи CD-audio, широко используемый для записи музыки на компакт-дисках, не пригоден для архивного хранения, так как со временем неизбежно появляются ошибки при считывании информации. На сегодняшний день наиболее приемлемый вариант — хранение аудиозаписей в файловом формате WAV. Хотя такие записи не могут быть прослушаны на обычном CD-плеере, они более надежно защищены от ошибок и сбоев и позволяют записать на один диск до 120 минут звука.

В рамках конференции были организованы демонстрации. Одна из наиболее интересных была посвящена опыту реставрации аудиозаписей. Б.М. Смирнов (Гостелерадиофонд) познакомил присутствующих с простыми, но чрезвычайно эффективными механическими способами очистки от шумов записей на грампластинках.

В последний день работы форума прошли пленарные заседания, посвященные использованию высоких технологий в аудиоискусстве и решению организационных и правовых вопросов в области аудиоархивистики. Организаторы и участники выразили желание ежегодно проводить подобные обсуждения.

Тезисы докладов были размещены в Интернете по адресу: www.adit.museum.ru
 



VIVOS VOCO!
Август 2001