ВИЕТ
№12, 2003 г.
ВИЕТ

© Г. Г. Григорян, Л. М. Кожина

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МУЗЕИ
И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В ОБЛАСТИ ТЕХНИКИ

Г. Г. Григорян, Л. М. Кожина

Гурген Григорьевич Григорян - д.т.н., профессор, директор Политехнического музея.
Лидия Митрофановна Кожина - к.т.н.,  заместитель директора Политехнического музея.

Наука и техника не только органично входят в понятие "культура", но и в немалой степени определяют ее содержание. Научное знание создает основу для непрерывного развития производительных сил общества, влияет на все социальные процессы, на решение глобальных проблем человечества. В этом заключается фундаментальный вклад науки и техники в культуру.

Культура будущего строится на фундаменте, заложенном в прошлом. Это накопленный на протяжении многовековой истории коллективный опыт народа, его знания, умения, традиции. Стремление сохранить свою самобытность заставляет народы хранить и передавать из поколения в поколение накопленные культурные ценности. Огромную роль в этом играют музеи.

Музеи, отражающие деятельность человека в области создания техники и технологии, - это самостоятельная музейная отрасль, сформировавшаяся в результате осмысления общественным сознанием проблем промышленной революции XVIII в.

Самым первым научно-техническим музеем можно считать Французский национальный музей техники в Париже (Консерватория искусств и ремесел), созданный декретом Конвента 10 октября 1794 г.по предложению аббата Генри Грегуара. Грегуар претворил в жизнь замысел Р. Декарта о сохранении "машин" и демонстрации их в действии для познавательных целей. Конвент постановил образовать в Париже "публичный" депозитарий творений и ремесел, "свободный для всех типов изобретений". В этом депозитарии, в соответствии с решением Конвента, должны были быть сохранены машины, модели, инструменты, чертежи, книги, а также материалы, отражающие изобретения и усовершенствования из всех областей техники и ремесел. Декрет также требовал, чтобы посетителям депозитария давались объяснения конструкций и принципов действия выставленных образцов. Депозитарий был расположен в здании монастыря Святого Мартина, где музей находится и сейчас [1].

Начало широкой музеефикации техники пришлось на вторую половину XIX в., на период возникновения крупной промышленности, роста сети железных дорог, обострения промышленной конкуренции между европейскими странами. Эйфория, порожденная промышленной революцией, увлечение идеями рационализма с одной стороны, а также объективная необходимость развивать торговлю и кооперирование усилий на национальном и международном уровнях в деле развития индустрии - с другой стороны, привели к проведению в европейских странах во второй половине XIX в.ряда международных и национальных индустриальных выставок. В этих выставках уже нашли отражение национальная гордость индустриально развитых стран за свои интеллектуальные достижения и технологическое могущество.

Под воздействием этих выставок возникли идеи создания национальных технических музеев, которые должны были воспринять "духовность" промышленных выставок и сохранить ее во времени для укрепления как национального самосознания, так и социального статуса инженеров и инженерной деятельности. Идеи создания национальных технических музеев вынашивались в среде инженеров, ученых, изобретателей, были поддержаны, в том числе материально, промышленниками и нашли себе покровительство у высших руководителей государства. Так, по существу, возникли Музей науки и техники в Лондоне [2] (оформившийся в самостоятельное учреждение в 1910 г., хотя начало ему было положено после выставки 1851 г.), Политехнический музей в Москве (созданный на базе Политехнической выставки 1872 г.), Немецкий музей в Мюнхене (1903 г.) [3]и т.д.

В состав этих музеев в соответствии с их профилем входили (и входят поныне) обширные библиотеки, сохраняющие печатные издания различного характера, лаборатории, в которых проводятся научные демонстрации, лекционные аудитории.

В основе многообразия современных научно-технических музеев лежит различие их подходов, которые можно свести к трем главным: историческому, краеведческому и мемориальному. В деятельности музея, как правило, проявляется несколько подходов одновременно, но один из них всегда доминирует. Это определяет принцип формирования музейного собрания, организацию экспозиции и, в конечном счете, наличие технических музеев самого разного характера - от крупных многопрофильных учреждений до небольших коллекций.

С возрастанием роли техники в жизни общества, с усилением ее воздействия (увы, не всегда благотворного) на самого человека и условия его жизни резко возрос интерес к научным основам техники, ее назначению, последствиям ее использования. Это привело к появлению новых взглядов на научно-технические музеи, к возникновению и быстрому развитию научно-технических центров. В основе их концепции лежит принцип широкой популяризации, прежде всего среди детей и молодежи, научных знаний с помощью специальных экспонатов - демонстрационных устройств, обеспечивающих игровой, активный контакт посетителей с экспозицией (интерактивные экспозиции).

Что же такое научно-технический музей сегодня? Что общего между академическими университетскими музеями Европы и научно-техническими центрами США и Индии с их индустрией развлекательного обучения? Устарели ли классические политехнические музеи в Москве, Праге, Мюнхене?

Высказываются крайние точки зрения. Согласно одной из них, музеи как хранилища исторических реликвий уже не нужны обществу. Сторонники другой утверждают, что научно-технические центры - это не музеи. Обсуждение с противопоставлением крайностей бесплодно. Научно-технические музеи должны вести работу как по сохранению, изучению и пропаганде культурного наследия в области науки и техники, так и по популяризации основ научных знаний и заниматься на этой базе экологическим воспитанием и образованием людей.

Первая из этих задач решается путем сбора памятников науки и техники, их сохранения, изучения, систематизации, путем документирования, т.е. отражения исторического процесса развития науки и техники и создания интересных, содержательных экспозиций. Решение второй задачи достигается разработкой многообразных форм введения музейного посетителя "за кулисы" явлений природы, в мир фундаментальных основ науки и принципов функционирования техники. В гармоничном развитии этих двух взаимодополняющих тенденций, вероятно, и заключено будущее научно-технических музеев независимо от того, какой подход лежит в их основе - исторический, краеведческий или мемориальный.

Концептуальные кредо технических музеев, провозглашенные в уставах, позволяют отметить ряд их общих характерных особенностей:

* вовлеченность музеев в процесс научной деятельности по изучению истории техники, прежде всего в контексте национальной истории;

* проведение образовательной деятельности, направленной на освоение широкой аудиторией технических знаний и основ технологий;

* проведение пропагандистской работы, направленной на укрепление национального самосознания и внедрение новых технологий.

Отмеченные выше концептуальные установки деятельности национальных научно-технических музеев политехнического профиля позволяют оценить позиции, которые эти музеи занимают в жизни общества. Они прочно вошли в сферу культуры и науки своих стран и имеют высокий национальный престиж и международный авторитет. Показательно, что в соответствии с уставом Немецкого музея его почетными президентами и членами правления являются федеральный президент и федеральный канцлер Германии, премьер-министр Баварии, государственный министр науки и культуры Баварии.

Исследование показало, что при всем многообразии музеев технического профиля - многообразии, связанном с национальными и региональными особенностями, с историей возникновения музея, с той или иной предметной областью техники и т.п., - в развитии музеев проявились все три характеристики концептуального подхода к организации их деятельности, к формированию их собраний, к трактовке результатов изучения этих собраний. При этом музеям пришлось решать проблемы совмещения исторических, мемориальных функций с функциями научно-технических центров.

Уже на начальном этапе развития музеев технического профиля обнаруживается их принципиальное отличие от музеев другого вида, связанное с особенностью техники, а именно с ее функциональностью. Экспонирование техники связано с необходимостью демонстрации ее в действии, показа и разъяснения ее устройства, принципов работы.

Музеи стали пополняться как специальными экспонатами, спроектированными для демонстрации внутреннего устройства средств техники и принципов их функционирования, так и экспонатами, предназначенными для того, чтобы посетители могли сами воздействовать на них и по реакции экспоната на произведенное воздействие постигать законы науки, устройство техники и принципы ее работы. Это направление деятельности технических музеев последовательно развивала их исходную идею - содействовать просвещению и техническому образованию.

К середине ХХ в.(50-60 гг.) начал складываться современный облик технических музеев как результат дальнейшего развития уже сложившихся тенденций, а также под воздействием принципов системности, проявляющихся при создании и развитии технического музея как многофункционального учреждения культуры и науки, деятельность которого основана на формировании, изучении и интерпретации музейных фондов, отражающих историю, перспективы и социальное значение техники.

Анализ сложившейся практики музейного дела в области техники и технических знаний на современном этапе позволил предложить следующий подход к трактовке понятия "научно-технический музей" (НТМ).

К научно-техническим музеям следует отнести те музеи, которые:

а) документируют исторический процесс развития науки и техники;

б) имеют в своем собрании памятники науки и техники;

в) пропагандируют историю развития техники и научного знания;

г) ведут массовую работу по популяризации основ научно-технических знаний.

Каждый из перечисленных выше видов деятельности научно-технического музея требует своей научной и методической разработки, что составляет существо научной деятельности музеев. Следует особо подчеркнуть, что фундаментом этой деятельности является музейное собрание, музейные коллекции. Документирование исторического процесса развития техники и научно-технического знания - это основной принцип организации и формирования коллекций в научно-технических музеях, а также отражения их в экспозициях. Реализуется этот принцип через конкретную деятельность НТМ по выявлению материальных свидетельств (объектов техники музейного значения), извлечению их из социальной среды и включению в музейное собрание в качестве музейных предметов, т.е. источников информации, документов своего времени. Данная деятельность ведется в соответствии с заранее продуманной научной программой - концепцией комплектования, которая определяет сущность комплектования, его цели, задачи, основную тематику, источники и формы. Реализуя научную концепцию формирования музейного собрания, музей, коллекции которого становятся источниковой базой для проведения научных исследований, получения новых знаний в области истории науки и техники, решает одну из фундаментальных задач своей деятельности.
* * *
В России к научно-техническим традиционно относят все музеи, так или иначе связанные с показом техники. Они отличаются друг от друга концепциями, ведомственной принадлежностью, а также уровнем доступности для посетителей.

Это в основном музеи предприятий, ведомств; многие из них ориентированы на отражение истории и достижений конкретных предприятий и министерств.

Существует у нас в стране и ряд крупных научно-технических музеев. Самый значительный из них - Политехнический музей.

Политехнический музей. Политехнический музей входит в число десяти наиболее крупных многопрофильных технических музеев мира. Это единственный музей такого типа в стране, его судьба и история составляют часть культуры нашего народа.

Инициаторами и идейными вдохновителями создания Политехнического музея были передовые русские ученые-просветители, преподаватели Московского университета. Музей был задуман как центр просвещения широких народных масс и в то же время как научное учреждение. Начало ему было положено Всероссийской политехнической выставкой 1872 г.в Москве - ее экспонаты составили ядро коллекции музея.

Сегодня Политехнический музей обладает крупнейшим собранием реликвий техники в России. Его собрание является исторически сложившейся и научно организованной совокупностью музейных предметов, насчитывающей более 160 тысяч единиц хранения. Основная часть собрания включает в себя вещественные источники, что в принципе отличает музей от других хранилищ исторических источников (архивов, библиотек), предметы, отражающие проблемы измерений и вычислений, связи и обработки материалов, получения и преобразования энергии, транспорта и т.д. Фонд насчитывает более 100 коллекций.

Многие систематические коллекции Политехнического музея практически полностью отражают эволюцию технических устройств. Так, коллекция телеграфных аппаратов насчитывает 50 аппаратов и включает все типы этого устройства и фототелеграфную технику со времени создания самого первого аппарата П.Л. Шиллингом в 1832 г.и до наших дней.

Коллекция электрических машин прослеживает их эволюцию от лабораторных образцов 1830-х гг. до современной техники, включает машины постоянного и переменного тока, преобразователи. В коллекцию входит 125 предметов, среди которых магнитоэлектрическая машина 1830-х гг., принадлежавшая Э.Х. Ленцу, трехфазный двигатель М.О. Доливо-Добровольского 1890-х годов, динамо-машины конца XIX - начала ХХ вв., изготовленные в Риге и Петербурге.

О многих коллекциях можно сказать: "одна из лучших в мире". Коллекция "Радиовещательные приемники" демонстрирует эволюцию радиоприемников от радиоприемных устройств А.С. Попова до современной радиотехники. Около 400 предметов, в числе которых образцы конца XIX - начала ХХ вв., первый серийный отечественный приемник "Радиолина" (1922 г.), приемник О.В. Лосева "Кристадин" (1923 г.) и др.

Коллекция "Микроскопы и принадлежности к ним, лупы" включает до 1000 единиц хранения, среди которых 20 уникальных памятников науки и техники XVIII - XX вв. Коллекция в целом документирует историю оптики и самого микроскопа с учетом эволюции его механических узлов.

Крупнейшая в стране коллекция автомобилей (72 предмета) представляет историю мирового и отечественного автомобилестроения с конца XIX в.и до наших дней.

Уникальны коллекции геодезических и геофизических приборов и инструментов, приборов наблюдения, весов и весовых приборов, музыкальных и занимательных автоматов, счетных приборов и многие другие.

Фонд печатных изданий - 4748 единиц хранения - состоит из редких книг XVIII - XX вв. по истории науки и техники, среди которых "Обстоятельное наставление рудному делу" И.А. Шлаттера (1760); прижизненные издания М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, К.Э. Циолковского.

Большой интерес представляет подборка справочников, каталогов и прейскурантов российских и зарубежных торгово-промышленных фирм. Например, список фабрик и заводов, указатель торгово-промышленных фирм России на 1910 г., каталоги физических приборов механика П. Громова, фирм Е. Трындина, Ф. Швабе, каталоги акционерного общества мальцовских заводов, общества "Дукс", заводов И. Самородова, фабрики Л. Эриксона, товарищества В. Красавина, братьев Млынарских, Н. Растеряева, каталоги и прейскуранты торговых складов Р. Конца, Девиса и Алексеева, братьев Лидерман и др.

Жемчужиной фотофонда является уникальная коллекция старинных негативов и фотографий (147 единиц хранения), история которой тесно связана с историей музея. В коллекцию входят работы Н. Ньепса, Ньепса де Сон-Виктора, Ф. Тальбота, А. Пуатвена, Альфонса де Бребиссона, А. Ришебура, Луи Альфонса Даванне и других основоположников и первых исследователей светописи. Каждый предмет коллекции отражает определенный шаг в развитии фотографии с момента ее изобретения до начала XX столетия. Многие работы имеют собственноручные пояснения и подписи авторов. Коллекцию дополняет небольшая подборка художественных фотографий начала XX в., в основном портретных, различных фотоателье Москвы, Саратова, Ярославля и других городов России.

С историей музея связана и большая коллекция (4500 единиц хранения) "теневых картин" - диапозитивов на стекле, сформировавшаяся в результате деятельности учебного отдела музея (1872-1922). "Объяснения коллекций", проходившие в музее, сопровождались показом экспоната и "теневых картин". Тематика картин разнообразна: география России, строительство и архитектура, русская история, история искусств, сельское хозяйство и т. д.

Сотрудники Политехнического музея не только бережно хранят собранные сокровища, но и ведут методичный поиск памятников науки и техники. Так, систематически пополняется коллекция часов русской работы, призванная раскрыть вклад отечественных мастеров в развитие мирового часового искусства. Наиболее ценным ее поступлением последних лет можно считать универсальные солнечные наклонные часы мастера П.Р. Захавы, изготовленные в 1817 г.в Туле. Аналоги этим часам в музеях страны пока не выявлены. Активно формируются собрания научных приборов для исследований и экспериментов. Так, в частности, от Тамбовского государственного университета переданы в Политехнический музей ряд приборов XIX в.: анемометр стрелочный, термометр металлический Брегетта (1850-1900), психрометр жидкостной (1890-1917), пирометр рычажный (1890-1917), двигатель паровой (модель), машина постоянного тока (1880-1900), машина магнитоэлектрическая (1900).

Музей пополняет свои фонды материалами, отражающими деятельность наших соотечественников - ученых-инженеров, которые внесли важны вклад в мировую инженерную практику. На их основе строится деятельность по популяризации творчества таких выдающихся деятелей науки и техники, как А.Н. Крылов (1863-1945) - академик, выдающийся кораблестроитель, известный своими работами по теории кораблестроения; Н.Е. Жуковский (1847-1921) - основоположник теории современной авиации; В.Г. Шухов (1853-1939) - всемирно известный инженер-механик, конструктор и технолог с широчайшим диапазоном интересов. Нельзя получить полного представления о мировой культуре, не познакомившись с творчеством этих и многих других отечественных ученых-инженеров.

Сотрудники Политехнического музея разрабатывают научные концепции фундаментальных коллекций, отражающих историческое развитие различных технических средств, занимаются описанием уникальных памятников науки и техники из собрания музея. Например, в музее проводится изучение и документирование истории развития автомобильной техники и промышленности в России. Украшением собрания автомобилей является один из первых русских автомобилей "Руссо-Балт" (модель К/12/120, 1913 г.) - единственный сохранившийся в мире. Исследование этого памятника науки и техники, истории его создания и производства позволило получить новые достоверные сведения о развитии автомобилестроения в дореволюционной России и опровергнуть устоявшееся представление о технической отсталости этой отрасли промышленности в нашей стране до 1917 г.Научные исследования музейного собрания позволили также систематизировать для изучения и экспонирования документы и материалы, отражающие приоритет нашей страны в развитии автомобилей для бездорожья.

Музей железнодорожного транспорта. Трудно представить себе отечественную историю науки и техники без собрания старейшего из технических музеев - Центрального музея железнодорожного транспорта России в Санкт-Петербурге, созданного в 1813 г.при Петербургском институте инженеров путей сообщения.

Вначале музей состоял из шести кабинетов; экспонаты поступали из учреждений, занимавшихся в России строительством дорог, мостов, каналов. В 1862 г., оставаясь учебной базой, музей открылся для широкой публики. В 1902 г. по проекту архитектора Д.С. Купинского для него построили отдельное здание, в котором он и размещается.

В настоящее время фонды музея насчитывают более 50 тысяч экспонатов. Он взял на учет и хранение около шестидесяти локомотивов. Особый интерес представляют уникальные коллекции моделей и макетов, документирующие историю локомотивостроения и мостостроения в нашей стране. Опыт Музея железнодорожного транспорта является убедительным ответом на вопрос о том, можно ли считать макеты и модели памятниками. Коллекция моделей паровозов, выполненных более ста лет назад, уникальна. В нее входят, например, модели паровоза Черепановых 1834-1835 гг., первых отечественных вагонов и паровозов, выпущенных в Петербурге в 1845 г.Коллекция моделей мостов наглядно рассказывает о русской школе мостостроения. Модели выполнены под наблюдением и при участии авторов - инженеров-мостостроителей Д.И. Журавского, Л.Д. Проскурякова и др. в период сооружения мостов в XIX - начале XX вв.

В филиалах музея представлены единственные сохранившиеся паровозы конца XIX - начала XX вв., собраны коллекции подлинных аппаратов железнодорожной связи и автоматики [4].

Музеи связи. Центральный музей связи им. А.С. Попова в Санкт-Петербурге - крупнейший в стране музей, посвященный истории развития средств связи. Созданный в 1872 г.по инициативе Телеграфного департамента в Петербурге, музей обладает уникальным собранием памятников, которые использует в просветительных целях.

Разнообразны и оригинальны коллекции, представляющие историю почты: почтовые колокольчики и рожки; почтовые вывески и флаги почтовых учреждений; почтовые принадлежности; печати и штампы, рассказывающие о развитии в России сети почтовых учреждений; знаки почтовой оплаты; почтовые ящики (в том числе единственный сохранившийся из числа первых уличных почтовых ящиков, изготовленных в 1848 г.).

Коллекция аппаратуры и предметов средств связи (6,5 тысячи единиц) позволяет проследить развитие научной и инженерной мысли в данной области. Среди экспонатов музея имеются исключительные по своей ценности, такие, например, как приборы, на которых А.С. Попов 7 мая 1895 г.впервые демонстрировал сигнализацию без проводов.

К сожалению, уже многие годы этот замечательный музей, по существу, был закрыт из-за аварийного состояния здания, но в настоящее время готовится к открытию [5].

Другие технические музеи. В 1956 г.в Москве был создан Научно-мемориальный музей Н.Е. Жуковского [6]. В нем собраны редкие фотографии Н.Е. Жуковского и его учеников, документы и чертежи, наконец, коллекция моделей летательных аппаратов - памятники, рассказывающие об истоках отечественной авиации.

В Музее М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге хранится уникальная коллекция астрономических приборов XVIII - XIX вв. [7].

Сохранению памятников науки и техники сегодняшнего дня посвящает свою деятельность Мемориальный музей космонавтики в Москве.

В Музее Военно-воздушных сил (Московская область, Монино) собраны уникальные памятники, военные самолеты, начиная со времен Первой мировой войны, авиационные двигатели и т.д. [8].

Государственный музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала в Нижнем Тагиле считает своей важнейшей задачей сохранение целого горнозаводского комплекса, основанного Демидовым в 1725 г., - памятника истории региона и страны.

Большую роль в сборе и документировании научно-технического наследия призваны сыграть небольшие музеи. В краеведческих музеях, в музеях предприятий, организаций, учебных заведений на протяжении многих лет силами энтузиастов собиралась информация о научно-технической деятельности в стране, о развитии той или иной отрасли производства, о научных школах и отдельных человеческих судьбах. Именно там хранится значительная часть нашей истории. Примером может служить музей Таганрогского машиностроительного предприятия - по существу, единственного в стране, создающего гидросамолеты. Его история, собранная в музее, - это история отечественного гидросамолетостроения. И теперь, когда предприятие стало "открытым", именно здесь может появиться музей истории гидросамолетостроения.

Ассоциация научно-технических музеев. В 1988 г.наиболее прогрессивная и динамичная часть сообщества технических музеев страны объединилась в Ассоциацию научно-технических музеев Советского комитета Международного союза музеев (ИКОМ) (с 1992 г.Российский комитет Международного союза музеев) поставив цель - укрепление связей между техническими музеями страны, создание на этой основе системы научно-технических музеев (НТМ).

Инициаторами и основателями Ассоциации НТМ стали Политехнический музей, Центральный музей железнодорожного транспорта России, Центральный музей связи им. А.С. Попова и журнал "Советский музей".

Важнейшим направлением в деятельности Ассоциации НТМ ИКОМ является работа по выявлению и сохранению памятников науки и техники (ПНТ). Это потребовало разработки научно-методических основ идентификации музейных предметов как ПНТ, организации этой деятельности в музеях.

Политехнический музей как головной музей истории науки и техники в России возглавил эту работу, привлекая к обсуждению научно-методических разработок широкую музейную общественность. В результате совместной деятельности создана методика выявления особо ценных историко-технических объектов в собраниях российских музеев и оформлен банк данных "Памятники науки и техники".

Таким образом, в Политехническом музее создается центр информации по ПНТ, служащий базой для создания общенациональной системы выявления, сохранения и музеефикации ПНТ. Единый банк данных по ПНТ служит основой для разработки и принятия в Российской Федерации соответствующих мер по защите и сохранению реликвий науки и техники, а также по поддержке их хранителей.

К 2003 г.банк данных включает информацию о 534 музейных предметах, оцененных экспертами как особо ценные объекты культурного наследия России в области науки и техники. Это музейные экспонаты более 40 музеев, как государственных, так и ведомственных. В их числе Политехнический музей, Центральный музей железнодорожного транспорта России, Центральный музей связи им. А.С. Попова, Музей М.В. Ломоносова РАН, Научно-мемориальный музей Н.Е. Жуковского, Музей тракторной техники, Музей истории ОАО "Ижорские заводы", Музей Военно-воздушных сил и многие другие.

Первые результаты совместной работы музеев опубликованы в трех альбомах "Памятники науки и техники в музеях России" [9].

Литература

1 Musee National des technigues: Conservation National des Arts et Metiers. Paris, 1980.

2 Григорян Г. Г. об опыте работы ведущих научно-технических музеев мира. М.: Знание, 1993. С.38.

3 Deutsches Museum von Misterwerken der Naturwissen schaft und Technick: Satzung. Munchen, 1982.

4 Закревская Г. П. Центральный музей железнодорожного транспорта // Памятники науки и техники в музеях России. М., 1996. Вып.2.

5 Курицына Н. Н., Марченков В. К. Центральный музей связи им. А. С. Попова // Памятники науки и техники в музеях России. М., 1996. Вып.2.

6 Первая Н. К. Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского // Памятники науки и техники в музеях России. М., 1992.

7 Карпеев Э. П. Музей М. В. Ломоносова Российской академии наук // Памятники науки и техники в музеях России. М., 1996. Вып.2.

8 Толков В. Н. Музей Военно-воздушных сил // Памятники науки и техники в музеях России. М., 1996. Вып. 2.

9 Памятники науки и техники в музеях России / Под ред. Г. Г. Григоряна, В. А. Цирульникова. М.: Политехнический музей. Изд-во "Знание", 1992. (168 с.; Памятники науки и техники в музеях России. Вып. 2 / Под ред. Г. Г. Григоряна, И. В. Пономарева, сост. Кожина Л. М., Пономарев И. В., Андрианова Е. А. М.: Политехнический музей. Изд-во "Знание", 1996. 168 с.; Памятники науки и техники в музеях России: Вып. 3 / Под ред. Г. Г. Григоряна, Л. М. Кожиной; Сост. Кожина Л. М., Михеев В. Р., Курихин О. В. М.: Политехнический музей. Изд-во "Знание", 2000. 216 с.

 



VIVOS VOCO!  -  ЗОВУ ЖИВЫХ!
Декабрь 2003