ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
 

том 70, № 9, стр. 831-833, 2000 г.

КАК УБЕРЕЧЬ МОЛОДЕЖЬ
ОТ
ПСЕВДОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Р. Н. Щербаков,
кандидат педагогических наук, преподаватель Таллинской гуманитарной гимназии

Распространение в обществе антинаучных и мистических настроений вызывает обоснованную озабоченность ученых. Особенно тревожит тот факт, что под влиянием средств массовой информации и при прямом попустительстве части педагогов подобные настроения поражают учащуюся молодежь.

Недавнее обращение РАН, призывающее выступить против антинаучной пропаганды, проводимой сегодня в обществе [1], вряд ли стало известно большинству преподавателей, хотя оно адресуется в том числе и им. Как считают специалисты, формирование научного мировоззрения во многом зависит от усилий учителей в ходе школьного образования. Это тем более актуально сейчас, когда антинаучные представления заполнили СМИ, а популяризация научных взглядов особым вниманием не пользуется.

В свое время благодаря стараниям А.Г. Столетова, К.А. Тимирязева, С.И. Вавилова и других ученых сложилась прекрасная традиция нести науку в массы. Пропагандой науки, притом на достаточно высоком уровне, занималось Всесоюзное общество "Знание". Через лекции и телепередачи, научно-популярную литературу молодежь имела возможность знакомиться с достижениями отечественных и зарубежных ученых, творческой деятельностью классиков науки. Многим памятна знаменитая телепередача "Очевидное - невероятное" с ее бессменным ведущим С.П. Капицей. Уже тогда, в 70-80-е годы, ряд передач был специально посвящен проблеме противостояния науки и антинауки (бермудский треугольник, летающие тарелки и др.).

30 лет назад молодежь зачитывалась книгой "Реникса" известного физика А.И. Китайгородского [2], в 80-е годы вышли "Поиски истины" А.Б. Мигдала и "О возможном и невозможном в науке" А.М. Хазена [3,4]. К сожалению, в последнее время книг, подобных названным, среди громадного количества разнообразной литературы не найти. Более того, огромными тиражами издаются "труды" по астрологии, телепатии, НЛО и т.д.; ясновидящие, гадалки, прорицатели фактически ежедневно вещают по радио, выступают на телеэкране. В итоге научные знания в глазах молодежи дискредитируются и обесцениваются.

Примечательный факт: если в 1989 г. из 100 опрошенных нами старшеклассников положительное отношение к астрологии, телепатии и другим подобным явлениям высказали лишь 10 человек, то в 1999 г. их число увеличилось в 5 раз.

Что же делать? Как уберечь молодых людей от псевдонаучных представлений об окружающем их мире, обеспечить им своеобразный "иммунитет" от увлечения "нетрадиционным" толкованием таинственных явлений?

Социологические опросы, регулярно проводимые автором настоящей статьи среди школьников, в том числе и по рассматриваемой проблеме, позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, школьные знания по физике, химии и другим естественным дисциплинам вполне достаточны, чтобы противостоять антинаучным настроениям. Однако в повседневном обучении навыки мировоззренческого и общекультурного применения этих знаний при столкновении с таинственными явлениями либо не прививаются вовсе, либо делается это от случая к случаю, и потому молодые люди такими навыками, как правило, не обладают. Полученное в школе образование должно открывать перед молодым человеком возможность "отличать разумное от неразумного, ловкий трюк от научной истины, чудо мнимое от подлинного чуда гармонии Вселенной" [3, с. 22-23].

Во-вторых, ввиду длительного господства сциентистской политики в образовании, социокультурные познания учителя пока не позволяют ему на должном уровне удовлетворять мировоззренческие потребности личности учащегося. Как верно подчеркивал А.И. Китайгородский, молодой человек, "будучи лишенным понимания предмета науки... не в состоянии поставить барьер между истиной и чепухой" [2, с. 310].

В-третьих, школьников полезно знакомить с историческими фактами, свидетельствующими о том, что так называемые открытия века нередко оказывались мыльными пузырями, а чудеса -вполне объяснимыми законами природы или искусно выполненными фокусами. С тем же телекинезом, разоблаченным еще М. Фарадеем, люди сталкивались в прошлом. После своего публичного выступления о сути столоверчения великий физик подвергся яростной критике со стороны приверженцев этого действа, что порой происходит и в наши дни [5]. Сколько существует точная наука, столько же в противовес ее истинам выдвигаются околонаучные объяснения и провозглашаются новые, не подчиняющиеся законам природы, "чудеса".

В-четвертых, учителям следует систематически анализировать наиболее популярные в современном обществе "открытия" псевдонауки. Уже в ходе такого анализа учащиеся смогут на деле убедиться в том, что хорошее усвоение школьного курса физики и астрономии, понимание того, как добываются научные знания и обосновывается их истинность, а также устойчивые навыки в применении своего образования в целях осмысления окружающего мира помогут им разобраться в различных таинственных явлениях.

И, наконец, в-пятых, желательно изучить особенности выдвигаемых лженаукой теоретических построений, деклараций, терминов, специфику творческой деятельности авторов псевдооткрытий с тем, чтобы сопоставить данную информацию со специфическими особенностями науки и исследовательской деятельности. В процессе такого обобщения учащимся как раз и необходимы прочные знания, мировоззренческие и методологические представления и умения использовать их в конкретных условиях.

В беседах с учащейся молодежью ее внимание следует привлекать к фактам, которые в подавляющем большинстве случаев должны насторожить: если автор того или иного "чуда" предпочитает обосновывать его состоятельность перед неподготовленной публикой; если он в своих рассуждениях применяет околонаучные термины, а в рекомендациях избегает разумных объяснений и умалчивает о неудачах; обещает немедленное (притом в самых широких масштабах) решение проблем, перед которыми современная наука пока или в принципе бессильна; пренебрежительно относится к науке в целом, ученых считает консерваторами, а свои "теоретические построения" превозносит чрезвычайно высоко.

Преподаватели школ нуждаются сегодня в информации, раскрывающей взаимоотношения науки и антинауки, научного мышления и мышления, склонного к иррациональному восприятию мира. Более того, такая информация должна быть введена в подготовку будущих воспитателей молодого поколения и непременно в процесс обучения в средней школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проблемы борьбы с лженаукой. Обсуждение в Президиуме РАН // Вестник РАН. 1999. № 10.

2. Китайгородский А.И. Реникса. М.: Наука, 1967.

3. Мигдал А.Б. Поиски истины. М.: Наука, 1983.

4. Хазен A.M. О возможном и невозможном в науке или где границы моделирования интеллекта. М.: Наука, 1988.

5. Александров Е.Б., Гинзбург B.Л. О лженауке и ее пропагандистах // Вестник РАН. 1999. № 3. С. 199-202.
 



VIVOS VOCO
Октябрь 2000