ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

том 70, № 7, с. 579-588 (2000)

© Н.В. Карлов, Н.Н. Кудрявцев

 

К ИСТОРИИ ЭЛИТНОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. В. Карлов, Н. Н. Кудрявцев

Карлов Николай Васильевич - член-корреспондент РАН.
Кудрявцев Николай Николаевич - д.ф.-м.н., ректор МФТИ.

Слово "инженер", введенное в русский язык Феофаном Прокоповичем при Петре Великом, восходит к латинскому "ingenium" - "остроумное изобретение" - и по своей исходной сути означает творца новых жизненных благ и умений, новых орудий труда и нового оружия для войны и охоты, новых приспособлений и сооружений, средств транспорта и способов развлечения... Говоря более общо, инженер - это творец новых товаров и услуг.

В свою очередь, слово "элита", ставшее у нас затасканно модным в последнее десятилетие, через французское "elite" восходит к латинскому "electus" и означает отборную, лучшую часть чего-то, рассматриваемого как коллектив, большая группа или совокупность предположительно функционально одинаковых сочленов.

Наконец, "образование" - понятие очень глубокое и как таковое трудно определимое. Отнюдь не претендуя на исчерпывающую его интерпретацию, имея в виду конкретную область интересов, затрагиваемую в настоящей статье, образование можно определить как регулярный способ передачи людям, в первую очередь входящим в жизнь молодым, набора стандартных навыков, знаний и умений, необходимых человеческому сообществу и востребуемых им. Природа знания такова, что носители его поневоле немногочисленны. Трудно судить о временах доисторических, но на заре письменной истории человечества образованность означала принадлежность к элите. В древности правильное по тем временам образование давало своим носителям статус существ высшего порядка, обладающих сакральными знаниями небесной воли и божественного умения.

Среди прочих умений сакрализировалось и инженерное искусство. Легко привести примеры из истории европейской цивилизации, иллюстрирующие сказанное. Могучий кузнец и искусный оружейник Гефест-Вулкан обожествлялся в классической древности греками и латинянами. В титулатуру римских императоров со времен Юлия Цезаря входило звание "верховный понтифик". И сейчас римский папа, то есть первосвященник западных христиан, именуется понтификом, а время его правления - понтификатом. Учитывая, что слово "понтифик" в переводе с латыни означает "мостостроитель", ясно, какое место занимали именно в силу профессиональной подготовки образованные инженеры в элите древнего мира.

Для непосвященных процесс подготовки инженерной элиты выглядел как предельно закрытый, трепетно таинственный, полный священного ужаса мистический ритуал. С одной стороны. это защищало высокое инженерное искусство от недоучек, профанов и волевых решений малограмотной власти, а с другой - приводило к кастовой замкнутости, отсутствию притока свежей крови, стагнации и декадансу.

Распад античного мира в той форме, в которой он произошел в Западной Европе, прервал "связь веков" прежде всего в инженерном деле. Акведуки и виадуки, шоссированные дороги и мосты, крепостные сооружения и корабли - умение строить все это сгинуло вместе с желанием беречь построенное. Особняком стояла Византия, где сохранилась сильная государственность, благодаря которой в рамках имперской политики государственного строительства поддерживалась и инженерная культурность общества. Наиболее известными примерами выдающихся достижений византийских инженеров являются греческий огонь и храм Святой Софии в Константинополе.

Постепенно последствия краха Римской империи в Западной Европе уходили в прошлое. Жизнь брала свое. В течение всего средневековья потребности общества в плодах сложного высококвалифицированного труда удовлетворялись ремесленниками, профессионально объединявшимися в цеховые организации. Подготовка кадров шла по веками отлаженной схеме "ученик -подмастерье - мастер" с обязательным квалификационным экзаменом перед лицом цеховых старшин. Этот надежный способ подготовки мастеров обеспечил Европе инженерные основания индустриальной революции, завершения средневековья и начала нового времени.

Цеховой путь технического прогресса, путь тщательного освоения уже наработанного умения, высококачественного тиражирования хорошо апробированных образцов при медленно, но неуклонно нарастающем улучшении известного и редких, но сильных качественных изменениях при изобретении принципиально новых приемов и продуктов создал современную Европу. Однако возможности этого способа передачи знаний и умений оказались исчерпанными к началу XIX в. Суть в том, что до этого времени инженерное дело не нуждалось в фундаментальной науке, в знании того сокровенного, неочевидного, что лежит в природе вещей. Не имея представления о термодинамике, инженер изобретал, строил и применял паровую машину; не успев постичь законов дифракции света, он изготовлял микроскопы и телескопы; не зная гидродинамики, строил шлюзы и корабли; далекий от понимания химических процессов, красил ткани; не будучи знакомым с механикой Ньютона, создавал артиллерийские орудия и с успехом стрелял из них; не зная микроструктуры металлов, варил чугун и лил сталь...

Два столетия назад стало ясно, что очевидное исчерпано, что на поверхности вещей и явлений ничего ценного и неиспользуемого не осталось, что нужно идти вглубь, постигать природу вещей и суть явлений, если есть потребность открыть принципиально новые возможности, найти принципиально новые инженерные решения. Поэтому именно два столетия насчитывает история современного элитного инженерного образования.

* * *

В 1795 г. Конвент Французской республики основал "L'Ecole Polytechnique" - знаменитую Политехническую школу, ставшую первой в ряду высших учебных заведений нового типа. Франция переживала тогда трагически трудное время. Только-только произошел термидорианский переворот, покончивший с ужасами якобинской диктатуры и вернувший Францию на исходный путь буржуазного развития. Страна была со всех сторон окружена врагом и казалась беззащитной. Она нуждалась во внутреннем порядке, в воодушевленной национальной идеей армии и военных инженерах. Именно для подготовки последних была создана Политехническая школа [1].

В первые десять лет своего существования, во время первой республики, Директории, Консульства, в период Египетского похода Наполеона, школа, ее выпускники, профессора и ученые блестяще продемонстрировали, какой вклад они могут внести в обеспечение национальной безопасности Франции. В 1804 г. Наполеон присвоил школе статус военного учебного заведения, даровал ей знамя и полный высокого смысла девиз: "Pour la patrie, les sciences et gloire" - "Во имя Родины, наук и славы".

В соответствии с современным законодательством Политехническая школа, управляемая на основе декретов президента республики совместными указаниями министров обороны, образования и науки, имеет своей задачей прививать студентам высокую общую и научную культуру, давать им специальное, как правило инженерное, образование, что должно позволить им выполнять работу, требующую высокой квалификации и ответственности в интересах нации. Выпускники-политехники становятся государственными служащими высокого ранга, крупными исследователями, инженерами высокой квалификации, директорами процветающих корпораций. Гордость школы составляют такие ее выпускники, как ученые Френель, Карно, Беккерель, Пуанкаре. Коши, Леверье, маршалы Франции Фош и Жофр, промышленник-бизнесмен Ситроен, президент Франции Жискар д'Эстен.

Довольно своеобразен учебный план школы. Первый год обучения посвящен военной службе, в ходе которой студенты-политехники получают лейтенантскую подготовку в войсках и обретают это звание. Став офицерами, они в течение двух лет осваивают мощный курс фундаментальных наук. В обязательное ядро учебного плана наряду с математикой, физикой, химией, биологией и компьютерными науками входят экономика и гуманитарные дисциплины - философия, политика, искусство, иностранные языки. Высокий уровень предварительной подготовки абитуриентов этой элитной институции французского высшего образования, первой по престижности и по трудности конкурсного зачисления, позволяет считать образование, полученное в Политехнической школе за два года, эквивалентным стандартному общеобразовательному уровню американского или британского магистра наук.

Существенным является требование общего учебного плана школы после завершения двухлетней базовой подготовки выполнить в каком-либо национальном исследовательском центре или конструкторском бюро передовой индустриальной корпорации рабочий проект реального инженерно-исследовательского плана и публично защитить результаты.

Самое замечательное состоит в том, что все это прямо отвечает и злободневным сиюминутным, и глубоким стратегическим потребностям Франции в создании и сохранении корпуса элитных инженеров, фундаментально подготовленных в естественно-научном плане и свободно владеющих современными техническими умениями. Нелишне заметить, что дух элитарной исключительности, тщательно культивируемый в "L'Ecole Polytechnique" и вызывающий, надо признать, завистливое раздражение во многих "Grandes Ecoles" ("Больших школах") Франции, служит совершенствованию учебного процесса в этом замечательном учебном заведении, знаменитом детище Французской революции и Наполеона [2].

В России общие основания делу инженерного образования заложил Петр Великий. Елизавета Петровна и Екатерина II поддержали и укрепили начатое Петром. Николай I в иных исторических условиях, после страшных государственных потрясений конца XVIII-начала XIX в., коренным образом перекроивших политическую карту Европы и Америки, в преддверии серьезных социальных изменений в стране положил начало российской высшей технической школе. Достаточно указать на основанные им три инженерных вуза: Санкт-Петербургский технологический институт (1828), Московское высшее техническое училище (1830) и Институт гражданских инженеров в Петербурге (1842), которые вместе с созданными ранее Петербургским горным (Екатерина II, 1773), лесным (Александр I, 1803) и путейским (Александр I, 1809) институтами полностью покрыли весь круг известных тогда инженерных специальностей [3].

Перечисленные учебные заведения долгое время функционировали как средние, готовившие квалифицированных руководителей производственного процесса среднего звена управления - техников и мастеров, как бы мы сказали сегодня. Характерно, что ставшее позднее знаменитым Московское высшее техническое училище возникло именно как ремесленное "для подготовки искусных мастеров с теоретическими сведениями". Последнее оказалось очень важным, так как позволило этому получившему в 1868 г. звание "Императорского" учебному заведению создать великолепную научно-методическую школу, стать подлинно элитным техническим университетом.

Дело в том, что во второй половине XIX в. инженерное дело во всем мире развивалось по пути расщепления единого и все нарастающей дифференциации специализаций. Это сопровождалось резким увеличением спроса на инженерный труд вообще и, соответственно, значительным ростом числа инженерных вакансий. Рынок труда, прямолинейно понимаемая экономика настоятельно требовали прекратить подготовку инженеров широкого профиля, перейти к узконаправленной, моноотраслевой специализации. Московское высшее техническое училище не пошло по этому пути, предпочитая давать своим студентам всестороннее техническое образование в тесной связи глубокого теоретического обучения с практическими занятиями, с самостоятельным лабораторным, а то и натурным экспериментированием.

Результат хорошо известен: МВТУ, ныне Государственный технический университет, являет собой пример того, каким должен быть элитный инженерный вуз. Имена Н.Е. Жуковского, А.Н. Туполева, В.Г. Шухова, С.П. Королева, С.А. Лебедева, прямо ассоциируемые с МВТУ, говорят о многом.

После великих реформ 60-х годов XIX в., открывших России пути буржуазного развития, в отечественной высшей школе достаточно остро были поставлены вопросы инженерно-промышленного образования. Естественно, в этой связи обсуждалась и практика, как тогда выражались, "великой заатлантической республики" с ее техническими университетами.

Своеобразна и сложна история становления высшего образования в Новом Свете, на противоположном берегу Атлантики. В июле 1862 г. - в самый разгар Гражданской войны и на втором году президентства А. Линкольна - Конгресс США принял закон, дававший право администрациям штатов выделять (даровать) большие участки земли из федеральных резервных фондов для жизнеобеспечения высших учебных заведений. Благодаря этому на дарованных землях на новых территориях как по мановению волшебной палочки возникли и начали массовую подготовку специалистов, главным образом инженеров-аграриев и инженеров-механиков, 68 вузов (Land grant colleges). Так удалось дать ответ на острый вызов времени - агротехнический, лесотехнический, машиностроительный, вообще технологический и инженерный, и удовлетворить жгучую потребность молодой, грубой и в массе своего населения безграмотной страны в квалифицированных кадрах. Но бурно развивавшейся экономике этого было мало [4].

В 1861 г. официально основан, а в 1865 г. начал функционировать получивший впоследствии мировую известность Массачусетсский технологический институт (МТИ). Столь длительный срок между объявлением решения о создании института и реальным началом его деятельности объясняется тем, что в течение нескольких лет массачусетсские янки истово участвовали в Гражданской войне.

Потребность в высшем учебном заведении технологического профиля исподволь назревала с развитием в Америке индустриального капитализма. Реализовать эту потребность стало возможным с началом новой эры в истории США, ознаменованной избранием Линкольна президентом страны. Война затормозила прогресс, но сразу же по ее окончании институт был открыт. Необходимость преодоления послевоенной разрухи, реструктурирования народного хозяйства, отказ от колониальной экономики, бурно процветавшие индустриализация и урбанизация предполагали наличие инженерных кадров высочайшей квалификации. Нужны были не просто хорошие, грамотные, знающие инженеры-исполнители, а инженеры - творцы, инженеры - создатели нового, которые могли бы управлять процессом переустройства хозяйства страны. Вся совокупность традиционных университетов Новой Англии и вузов, открытых на осваиваемых территориях, оказалась не в состоянии решить поставленную таким образом задачу.

С самого начала процесс обучения в Массачусетсском технологическом институте органично сочетал фундаментальное освоение естественнонаучных, инженерных, гуманитарных и социальных дисциплин с практической деятельностью и студентов и преподавателей. Это было абсолютно новым в мировой истории гражданской инженерной высшей школы университетского плана. Недаром МТИ стал крупнейшим в США центром прикладных исследований и признанным символом научно-технического прогресса.

Вместе с тем отнюдь не случайно, что МТИ был создан в непосредственной близости от Гарвардского университета - старейшего в США (1636), рядом с ним, но не в нем. Являясь старейшими и авторитетнейшими в своей области, эти независимые вузы тесно взаимодействуют друг с другом: дают возможность своим студентам, что нетривиально, посещать занятия в обоих вузах, ведут общие исследовательские проекты, а в особых случаях имеют общих профессоров. Это очень напоминает отношения сотрудничества, которые сложились к концу XIX в. между Московским техническим училищем и Московским университетом [5].

Массачусетсский технологический институт, созданный республиканским Конгрессом США и президентом Линкольном, по обстоятельствам времени учреждения, по задачам и методам подготовки кадров во многом подобен "L'Ecole Polytechnique", созданной Конвентом Французской Республики и императором французов Наполеоном.

* * *

В другой стране молодого, но бурно развивавшегося промышленного капитализма - в императорской России 19 февраля 1899 г. был высочайше утвержден всеподданнейший доклад министра финансов С.Ю. Витте, в ясной форме аргументировавший необходимость организации в Санкт-Петербурге Политехнического института. К этому времени за 38 пореформенных лет страна проделала большой и тяжкий путь перехода от общества, по сути своей феодального, к обществу буржуазному. В России наблюдался промышленный рост, она очевидным образом двигалась к экономическому процветанию; следовательно, нужны были хорошие инженеры, и в немалых количествах. Это понимали и наиболее дальновидные представители правящей бюрократии, в первую очередь С.Ю. Витте, и государь Николай II.

Глубоко укоренившиеся традиции - как культурной жизни, так и медленного (в рамках внутрицеховой преемственности) совершенствования профессиональных навыков и умений - весьма почтенны и стабилизируют общество, хотя и способствуют стагнации. Быстро развивающиеся молодые общества, как и общества, пережившие глубокий кризис, в известном смысле свободны от таких традиций. Именно поэтому здесь создаются условия для бурного роста прикладных разработок, которым придается особое значение в общественном мнении и которые пользуются приоритетом при финансировании и при определении стратегии подготовки кадров.

Индустриальная эпоха требует индустриально ориентированного обучения. Инженер должен быть конкретен и жить жизнью производства материально осязаемых благ, гибко реагировать на изменение характера и способов такого производства. Но новаторская конкретность инженера только тогда плодотворна, когда она опирается на фундаментальную образованность достаточно общего плана. Узкоспециализированная подготовка ведет к дисперсии знания, фрагментарности областей компетентности, воспитывает недалекий тех-нократизм и утилитаризм. Противоречие между потребностью в конкретной специализации и необходимостью широкого образования могло быть разрешено путем создания политехнических институтов.

Политехнический институт с широким спектром факультетов, гибкая структура которых оперативно откликается на требования жизни, является хорошим решением. По самой своей сути такой институт эквивалентен университету, сам факт пребывания в котором в годы формирования личности молодого человека существенно расширяет его кругозор, придает ему общую культурность, делает его фундаментально образованным, дает возможность стать широко мыслящим и всесторонне развитым творцом новой техники, организатором и руководителем производства.

Олицетворением остро актуальной для России идеи политехнического вуза стал основанный 101 год назад Петербургский политехнический институт, явивший собой новый тип высшего технического учебного заведения, новый как по фундаментальности общеинженерного образования, так и по составу факультетов (отделений). Институт с самого начала включал в себя коммерческий, кораблестроительный, металлургический и электромеханический факультеты [6]. Элитный и, что особенно важно, находившийся вне сферы администрирования Министерства просвещения, подчинявшийся Министру финансов политехнический институт был нужен России, и он был создан.

В своих воспоминаниях С.Ю. Витте с горечью пишет о тех трудностях, которые ему пришлось преодолеть, чтобы "провести это великолепное учреждение", что удалось "только благодаря влиянию, которым (он - Витте. - Н.К., Н.К.) в это время пользовался как у Его Величества, так и в Государственном Совете". Но доклад, коим "министр финансов приемлет долг всеподданнейше испрашивать Его Императорского Величества соизволения", хорошо мотивирован, краток, выразителен и конкретен. Государь согласился со своим министром, ученый мир поддержал их обоих [7].

Учрежденный в 1899 г., институт принял первых студентов в 1902 г. Из него вышла плеяда выдающихся ученых и инженеров. Достаточно назвать имена академиков А.Н. Крылова, А.Ф. Иоффе, Д.В. Скобельцына, Н.Н. Семенова, П.Л. Капицы, И.В. Курчатова, Ю.Б. Харитона, Я.Б. Зельдовича, И.К. Кикоина. Здесь и инженер-механик, и физики-теоретики, и физики-экспериментаторы, и инженеры-физики. Последнее особенно важно.

К концу XIX - началу XX в. физика все в большей мере превращалась в непосредственную основу новой техники. Возникла необходимость в элитных специалистах нового типа - инженерах-физиках. Далеко не все это понимали. В общественном мнении, среди педагогов и инженеров, да и среди ученых господствовало привычное мнение: наука - это одно, а инженерное дело, техника - совсем другое. Но был человек, который в полной мере понимал важность сочетания фундаментального научного знания с конкретными инженерными умениями. Это был профессор Петроградского политехнического института Абрам Федорович Иоффе.

В 1918 г., в тяжелейшее для страны время в голодном и холодном Петрограде профессор Иоффе организовал в составе Политехнического института физико-механический факультет для подготовки инженеров-физиков. Это был факультет нового типа, нового как для классического гумбольдтовского университета, так и для высшей технической школы. Принципиальная новизна обучения на факультете состояла прежде всего в том, что практическая подготовка студентов осуществлялась на базе физико-технического отдела Рентгенологического и радиологического института, то есть научно-исследовательского учреждения, отнюдь не призванного заниматься учебной деятельностью. Заметим, что Рентгенологический и радиологический институт был создан в том же 1918 г. декретом Совнаркома опять-таки по инициативе А.Ф. Иоффе, а физико-технический его отдел стал впоследствии (1921) Физико-техническим институтом Академии наук (ФТИАН). Участию студентов в научно-исследовательской работе творческих коллективов предшествовала серьезная математическая, естественно-научная и инженерная подготовка.

Так идеи "L'Ecole Polytechnique" по подготовке национальной инженерно-технической элиты начали воплощаться в Советской России и тоже в революционное время. Для успеха факультета определяюще важным оказалось то обстоятельство, что должность заместителя декана в 1918-1921 гг. занимал П.Л. Капица, будущий основоположник Московского физтеха (вероятно - основатель - V.V.).

Примерно тогда же, когда возник физико-механический факультет Петроградского политехнического института, в ноябре 1921 г. в США Совет попечителей провозгласил создание Калифорнийского технологического института (КТИ, Калтех). Выйдя из Первой мировой войны единственным реальным победителем, США на фоне, казалось бы, благоприятной экономической конъюнктуры столкнулись в 1920-1921 гг. с политическим и социальным кризисом - предтечей великой депрессии 1929-1930 гг. Обладая неслыханным финансовым могуществом и высочайшим экономическим потенциалом, наиболее прозорливые представители американского капитала и истеблишмента понимали необходимость "готовить ученых или инженеров творческого типа, остро необходимых для ... образовательного, государственного и промышленного развития", инвестировать сегодня ради обеспечения неоспоримых технологических преимуществ завтра. Для этого существует только один способ - фундаментальное образование прикладной, инженерной направленности.

Не рассматривая подробности учебного процесса в Калтехе, нужно отметить, что в этом небольшом элитном техническом университете на 2000 студентов приходится свыше 550 преподавателей. К тому же численность студентов, проходящих курс додипломной (undergraduate) подготовки (900 чел.), меньше, чем тех, кто прослушивает постдипломный (graduate) курс (1100 чел.). Принципиально важно, что обучение на всех уровнях ведется в атмосфере творческого исследования, в исследовательскую работу вовлечены все студенты без исключения. Именно этим обеспечивается жизнеспособность образовательной программы Калтеха.

Калифорнийский технологический институт уже около 80 лет успешно следует декларации, подписанной его основателями 29 ноября 1921 г., дает своим студентам основательную подготовку "по инженерной и чистой науке на базе глубокого освоения фундаментальных дисциплин - математики, физики и химии, расширяя и обогащая учебный план такими предметами, как английский, история и экономика, активизируя деятельность института щедрым вливанием исследовательского духа" [8]. Выпускники и сотрудники Калтеха стали лауреатами 26 Нобелевских премий, что говорит о подлинной элитности этого учебного заведения.

Известно, что по окончании Гражданской войны в США начался бурный рост числа инженерных вузов утилитарной направленности. В то время нужды общества концентрировались в области конкретного производства, что и требовало большого числа соответствующих специалистов. В Советской России по завершении гражданской войны столь же закономерно возникла ситуация, когда задачи реконструкции народного хозяйства, индустриализации страны обусловили потребность в большом количестве технических специалистов инженерной квалификации. В условиях жесткой борьбы за форс-мажорную индустриализацию необходимо было в короткие сроки подготовить командиров узкоцелевых производств. Как свидетельствует история нашей высшей школы, это удалось в полной мере.

Вместе с тем люди прозорливые и мудрые осознавали опасность наметившегося к концу 30-х годов неприятия инженерной высшей школой естественно-научной фундаментальности. К тому времени в Ленинградском политехническом институте постепенно сошла на нет идея физико-технической подготовки инженеров путем сочетания фундаментального естественно-научного образования с практической направленностью обучения. Первую попытку указать выход из сложившегося положения сделала газета "Правда" (4 декабря 1938 г.), опубликовав в порядке обсуждения письмо группы ученых под многозначительным заголовком "Нужна высшая политехническая школа".

Авторы этого письма, а среди них были и такие крупные ученые, как академики М.А. Лаврентьев, Н.И. Мусхелишвили, С.Л. Соболев, С.А. Хрис-тианович, члены-корреспонденты АН СССР А.О. Гельфонд, Н.Е. Кочин, недвусмысленно заявили о насущной необходимости готовить инженеров-исследователей, инженеров-ученых, соединяющих в себе совершенное знание той или иной отрасли техники с глубоким физико-математическим образованием. Подчеркнув государственную значимость поднятого ими вопроса, они сформулировали принципы реализации поставленной задачи: отбор талантливой молодежи путем конкурсных двухступенчатых испытаний; комплектование преподавательского состава только из крупных ученых, интенсивно ведущих творческую исследовательскую работу; обучение в стенах вуза в течение трех-четырех лет, а затем в течение двух-трех лет - в процессе работы в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро.

Эти идеи были пронизаны духом элитарности и находились в резком противоречии с господствовавшей в то время в советском обществе идеологией, одним из главных постулатов которой было равенство. Но в "Правде", да еще на первой полосе в то время ничего просто так не печатали. Значит, партийному руководству мысль о подготовке элитного инженерного корпуса уже не казалась чудовищной.

Однако время еще не приспело. Политическая обстановка в стране, надвигавшаяся война, известная инерция мышления, видимый успех индустриализации не позволили в тот момент осуществить предложение ученых. Но опыт войны, возросшая роль науки и технологий в послевоенном мире и в обеспечении безопасности страны заставили вернуться к вопросу о создании элитного инженерного высшего учебного заведения. Им стал Московский физико-технический институт (МФТИ), начавший функционировать как факультет Московского государственного университета в 1947 г., обретший независимость в 1951 г. и получивший статус государственного университета в 1997 г.

В первые послевоенные годы - 1945 и 1946 -шла упорная борьба за воплощение уже витавшей в воздухе идеи такого вуза. Здесь следует особо отметить титанические усилия П.Л. Капицы, предпринятые им при создании Физтеха. В серии писем, направленных им на имя И.В. Сталина, Г.М. Маленкова, Л. П. Берии, утверждалось, что опыт мировой войны совершенно изменил представления о роли и значении науки, приводились аргументы в пользу организации особого учебного заведения - Московского физико-технического института, формулировались основные принципы его работы:

"Специальный отбор по всей стране наиболее способной к научным исследованиям и талантливой молодежи.

Привлечение в качестве преподавателей наиболее активных и талантливых ученых.

Специальные методы обучения, рассчитанные на максимальное развитие творческой инициативы и индивидуально приспособленные к особенностям каждого учащегося.

Обучение на экспериментальной базе наших лучших исследовательских институтов" [9].

И вот 10 марта 1946 г. за подписью И.В. Сталина Совнарком СССР принял постановление "Об организации Высшей физико-технической школы СССР". Обстоятельства, в которых принималось это постановление, были достаточно серьезными.

За пять дней до его подписания (5 марта 1946 г.) Уинстон Черчилль в присутствии президента США Гарри Трумена выступил в г. Фултоне (Миссури, США) с печально знаменитой речью о холодной войне и железном занавесе, призывая Великобританию и США объединиться в военно-политическом союзе против СССР. Положение дел внутри страны также было далеко не благополучным. Мучительно тяжелы оказались людские потери в только что закончившейся войне. В наиболее развитой европейской части практически вся промышленность была уничтожена, многие города лежали в развалинах. Остро не хватало продовольствия. И все же в сознании людей преобладали оптимизм, гордость победителей в самой тяжелой в истории Отечества войне, живое чувство осознанного патриотизма.

В 1945-1946 гг. СССР столкнулся с серьезнейшим военно-политическим и научно-технологическим вызовом. Создание Физтеха явилось своего рода ответом на этот вызов. Однако предлагавшаяся система Физтеха шла вразрез с уже сложившимися традициями советской высшей школы. Возникло резкое противостояние. Подписанное И.В. Сталиным постановление правительства не выполнялось, его пришлось отменить. Все лето, всю осень неурожайного, голодного и холодного 1946 г. шла борьба за сохранение идеи Физтеха. В конце концов здравый смысл победил.

25 ноября 1946 г. И.В. Сталин подписал постановление Совета Министров СССР № 2538, которым Министерству высшего образования вменялось в обязанность организовать в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова физико-технический факультет для подготовки высококвалифицированных специалистов по важнейшим разделам современной физики, таким, как физика атомного ядра, физика низких температур, физика горения и взрыва, радиофизика, оптика, аэро- и термодинамика. В этом же документе формулировались основные принципы работы факультета и конституировались его права и обязанности [9].

Постановление от 25 ноября 1946 г. было реализовано почти полностью. Хотя в нем не удалось закрепить в полной мере задуманные при проектировании Высшей физико-технической школы организационные формы, все основополагающие принципы ее работы, сформулированные П.Л. Капицей, были оставлены в силе. Именно с этого момента начинается история Московского физтеха.

Окончательно МФТИ конституировался 17 сентября 1951 г., когда Совет Министров СССР предписал Министерству высшего образования преобразовать физико-технический факультет МГУ в Московский физико-технический институт. При этом было оговорено сохранение в МФТИ специфики учебного процесса, правил приема студентов и вообще образа жизни физико-технического факультета МГУ [9].

* * *

Выше, в связи с предысторией Физтеха, было упомянуто имя крупнейшего английского государственного деятеля XX в. сэра Уинстона Черчилля. Последние годы своей долгой и полной великих свершений жизни Черчилль был озабочен тем, что образовательная система Великобритании не обеспечивала подготовку достаточного числа квалифицированных инженеров и техников. Дело в том, что в отличие от США Англия вышла из Второй мировой войны заметно ослабленной. Утрата статуса "мастерской мира" и владычицы морей, послевоенные неурядицы, потери колоний лишили Британию основ ее процветания. Присущее британцам чувство национальной самодостаточности и гордого островного изоляционизма было оскорблено экономической слабостью и связанной с нею технической отсталостью страны. Горьким утешением было сравнение с древней Элладой, передавшей эстафету веками выработанной культуры молодому и грубому Риму, как на новом витке истории Британия передала ее богатым и мощным Соединенным Штатам Америки. Наиболее прозорливая часть британской правящей элиты не могла не ощущать опасность сложившегося положения [10].

Для Черчилля, как и для его давнего партнера Сталина, было очевидно, что "кадры решают все". Остро осознавая необходимость резко поднять производительность британской индустрии и качество труда в ней, сэр Уинстон совершенно справедливо поставил вопрос о подготовке инженеров высшей квалификации, настоящих инженеров-исследователей. После долгого рассмотрения разного рода вариантов в 1957 г. было предложено в знак уважения и признания жизненного подвига сэра Уинстона основать в составе Кембриджского университета новый Черчилль-колледж. В 1958 г. Сенат университета одобрил идею создания и направления работы колледжа, а в 1960 г. после обеспечения финансовой поддержки была принята Хартия основания нового учебного заведения. Но только в 1966 г. он стал полноправным колледжем университета [11].

Созданное по инициативе Уинстона Черчилля образовательное учреждение, которое воспитывает интеллектуальную элиту нации, обеспечивающую конкурентоспособность британской наукоемкой высокотехнологичной промышленности, стало национальным памятником выдающемуся государственному деятелю. Учебный план колледжа и общие принципы его деятельности, направленные к тому, чтобы, по словам Черчилля, "готовить продвинутых технологов", исходят из ясно осознанной идеи: настоящему инженеру необходимо фундаментальное понимание природы вещей и сути явлений, творческое воображение, умение работать в коллективе и искусство управлять людьми. Элитарность подготовки, ее высокий уровень обеспечиваются, кроме всего прочего, тщательным отбором абитуриентов, малым размером учебных групп и индивидуальным подходом к работе с каждым студентом.

Итак, столкнувшись с форс-мажорными обстоятельствами, угрозой технологического отставания, правящие круги Великобритании, как ранее государственные деятели Франции, США и России, сочли необходимым создать элитное естественно-научное и инженерное высшее учебное заведение. Несмотря на особенности британского характера, на британский индивидуализм и любовь к независимости, традиционализм и снобизм, в цитадели британской элитарности Кембридже, первый колледж которого, Питерхауз, был основан в 1280 г., появился Черчилль-колледж, по замыслу и реализации очень напоминающий Московский физтех (с поправкой на то, что Англия - это не Россия, Черчилль - не Сталин, Кокрофт - не Капица, а Долгопрудный - не Кембридж).

В заключение подчеркнем, что в поворотные моменты исторического процесса элитные учебные заведения призваны формировать когорты первопроходцев, которые не только способствуют выбору правильного направления, но и обеспечивают условия для прогрессивного развития, становятся его движущей силой. В наше время среди элитных учебных заведений своей народнохозяйственной полезностью, своей нужностью выделяются инженерно-технические. Необходимым условием их элитарности являются широта и глубина получаемого в них фундаментального образования, включая как естественно-научную, математическую, так и гуманитарную его составляющие. Подобная фундаментальность должна сопровождаться обучением конкретному делу путем включения студента в процесс добывания нового знания, поиска нетривиального инженерного или управленческого решения, разработки оригинальной производственной или социальной технологии. Начинать такое обучение следует как можно раньше - настоящая элита воспитывается с младых ногтей и в реальном деле.

Авторы благодарят профессора МФТИ В.Г. Веселаго, заместителя главного редактора электронного журнала "Исследовано в России" за помощь в поиске материала для этой статьи в Интернете.

ЛИТЕРАТУРА

1. Breve Histoire de L'Ecole Polytechnique

2. Ecole Polytechnique WebMuseum

3. Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 года. М.: НИИВО, 1995.

4. Blum J.M., MсFeely W.S., Morgan E.S. et al. National Experience. A History of the United States. In 2 parts. San Diego, New York, Chicago: HBJ, 1989.

5. Иванов A.E. Высшая школа в России в конце XIX-начале XX века. М.: Институт истории СССР, 1991.

6. Данилевский В.В. История основания Ленинградского политехнического института // Труды ЛПИ им. М.И. Калинина. 1948. Вып. 1.

7. Витте С.Ю. Воспоминания. В 3-х т. М.: Соцэкономиздат, 1960.

8. The California Institute of Technology. An Introduction

9. Карлов H.B., Симонова Н.Ф., Скороварова Л.П. (сост.) Я - Физтех. Книга очерков. М.: Центрком, 1996:

10. The Oxford Illustrated History of Britain. Oxford - New York: Oxford University Press, 1996.

11. 1960 Churchill College founded ; About the Churchill College
 



VIVOS VOCO
Июль 2000