ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

том 70, № 4, с. 295-298 (2000)

От редакции "Вестника РАН": Бесконтрольный рост числа организаций, занимающихся псевдонаучной деятельностью и присваивающих академические звания своим членам, вызывает обоснованный интерес к проблеме правового положения самодеятельных объединений ученых, в том числе правовому статусу общественных академий наук.
© Н.А. Гордеева, М.М. Филь


О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ АКАДЕМИЙ НАУК

Н. А. Гордеева, М. М. Филь

Авторы работают в Институте государства и права РАН.
Гордеева Нина Аркадьевна - канд. юрид. наук,
руководитель проблемной группы организации науки.

Филь Марина Михайловна - канд. юрид. наук, ст. научн. сотр.

1990-е годы ознаменовались в нашей стране демократизацией общественной жизни и разгосударствлением в сфере экономики. Эти процессы не обошли стороной науку. Неподготовленность общества к политическим изменениям и экономики к рыночным реформам, стремление правящих структур форсировать преобразования и многочисленные ошибки, допущенные при этом, привели к системному кризису в стране. Кризис российской науки заставил искать пути сохранения научного и научно-технического потенциала, а также новые формы организации труда ученых. К одной из таких форм можно отнести общественные академии наук (ОАН).

В начале 90-х годов были образованы Российская академия естественных наук, Российская академия технологических наук и ряд других объединений ученых. Правовой базой их деятельности послужило конституционное признание всех форм собственности, которое дало возможность учреждать негосударственные научные организации, действующие на основе собственных уставов и на добровольных началах. В первой половине 90-х годов создание ОАН поощрялось государством, был принят ряд нормативных актов, содействующих их развитию [1-3].

Причины, по которым возникавшие в сфере науки негосударственные организации избирали для себя название "академия наук", очевидны: стремление таким образом приобщиться к имеющей высокий авторитет государственной академической науке, ответная реакция на ее элитарность, закрытость и корпоративность. Создание ОАН как объединений ученых, желающих максимально использовать свой научный потенциал, явление, безусловно, положительное. Однако, как это часто бывает, позитивные процессы сопровождались негативными. Рядом с ОАН, действительно занимающимися наукой, располагающими для этого соответствующими кадрами и условиями, возникли, как остроумно замечено, академии "самой различной и порой неожиданной ориентации" [4], деятельность которых зачастую дискредитирует академическую науку, нося околонаучный или псевдонаучный характер.

Бесконтрольный рост числа общественных организаций в нашей стране вызывает беспокойство не только у представителей РАН и отраслевых академий наук. Международный союз общественных академий наук в своем обращении в правительство РФ в начале 1999 г. признал негативные моменты в деятельности ОАН (в частности, необоснованное присвоение академических званий, ведущее к их девальвации) и отметил, что отсутствие интеграции между общественным и государственным секторами науки создает благоприятные условия для появления различного рода самозваных академий, порочащих всю академическую науку России. В то же время союз не подвергает сомнению право входящих в него организаций использовать название "академия наук", считая, что есть некие критерии, которым отвечает академия наук как особый вид научной организации. Представители этого союза настаивают на нормативном определении прав ОАН готовить научные кадры высшей квалификации, более четком установлении сферы их деятельности, увязке планов работы с научными планами академий наук, имеющих государственный статус (далее в тексте - государственные академии наук).

Очевидно, пришло время проанализировать этот "конфликт" с правовых позиций. Итак, вправе ли ОАН:

  1. использовать в своих названиях словосочетание "академия наук"?
  2. присваивать собственные академические звания?
  3. готовить научные кадры и присваивать ученые степени?
  4. требовать от академий наук, имеющих государственный статус, координации планов научных исследований и подготовки научных кадров с деятельностью ОАН?
Попытаемся дать ответы на все эти спорные вопросы, сопроводив их необходимым комментарием.

1. Нормативным актом, заложившим правовую основу существования и деятельности общественных академий, является Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике". Он предоставил научным работникам право создавать общественные объединения, в том числе и общественные академии наук (п. 7 ст. 4). Если общественное объединение (в том числе и ОАН) в качестве основного вида деятельности выбирает научную и научно-техническую или подготовку научных кадров, оно подпадает под категорию "научные организации" (п. 1 ст. 5). Отнеся к числу последних общественные академии наук, закон, безусловно, признал их право на существование именно под таким наименованием. Это вытекает и из смысла ст. 6 закона "О науке и государственной научно-технической политике", которая регулирует правовое положение не любых академий как разновидности научных организаций, но только академий наук, имеющих государственный статус. При этом как бы подразумевается, что, помимо государственных академий наук, могут быть и иные.

Более 200 лет в России существовала только одна, учрежденная императором Петром I Академия наук как научное заведение, в XX в. к ней добавились отраслевые академии наук (РАСХН, РАМН и др.). Число их было вполне обозримо, а авторитет заслуженно высок, поэтому понятно беспокойство их представителей по поводу трудно контролируемого появления в последнее десятилетие большого числа новых академий.

Попытки нормативного урегулирования статуса растущих, как грибы после дождя, негосударственных объединений ученых предпринимались еще в 1991 г. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 февраля 1991 г. "О некоторых вопросах использования наименований и символики РСФСР" [5] было направлено на то, чтобы общественные объединения, создаваемые в сфере образования и науки (в частности, упоминались Российская академия естественных наук. Российская академия технологических наук), не включали в свои названия слово "российская", но не запрещалось использовать словосочетание "академия наук".

Если бы государственные академии наук относились к числу коммерческих организаций, то появление общественных академий наук можно было бы рассматривать как нарушение права государственных академий на фирму. В этом случае проблему можно было бы решить с помощью законодательства о фирменном наименовании, просто запретив новым негосударственным объединениям в области науки использовать название "академия наук". Но наши государственные академии наук - некоммерческие организации и на них законодательство о фирменном наименовании не распространяется.

Разумеется, можно законодательно закрепить монополию на название "академия наук" исключительно за академиями, имеющими государственный статус (для этого достаточно ввести в закон норму о том, что академии наук вправе учреждать только Российская Федерация). Можно также нормативно установить жесткие критерии и соответствующие процедуры, на основании и с помощью которых научные организации, объединения ученых могут быть отнесены к числу академий наук.

Заметим, что законодательство об образовании установило критерии, в соответствии с которыми учебное заведение может быть причислено к разряду образовательных академий [6, п. З cт. 9]. В то же время законодательство о науке не раскрывает понятия "академия наук", не закрепляет признаков, на основании которых можно было бы отличить академию наук от иных видов научных организаций. Статья 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" содержит в основном характеристику организационно-правовых форм академий наук, имеющих государственный статус (отнесение академий к некоммерческим организациям, их имущественные права, права по управлению деятельностью, порядок создания, реорганизации и ликвидации). Эти характеристики распространяются не только на академии наук, но и на другие научные организации и не могут послужить для дифференциации академий наук в ряду этих организаций.

Таким образом, действующее законодательство не содержит запрета на использование названия "академия наук" научными организациями любых организационно-правовых форм и не устанавливает критериев, соответствие которым тех или иных научных организаций позволило бы отнести их к числу академий наук.

2. Если группа ученых, научных работников учреждает организацию под названием "академия наук", а не под каким-либо другим, то естественно, что эта организация будет стремиться походить на свой прототип - академию наук, имеющую государственный статус. Как и государственные академии наук, ОАН построены на основе членства, что отражено в их уставах. Это не противоречит законодательству об общественных объединениях, которое, наряду с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", регулирует деятельность ОАН, зарегистрированных в форме общественных объединений. Поэтому наличие членов у общественных академий наук с точки зрения закона не может вызывать возражений.

Другой вопрос, вправе ли ОАН присваивать своим членам академические звания. Вышеупомянутое постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 февраля 1991 г. "О некоторых вопросах использования наименований и символики РСФСР" [5] прямо запретило созданным и вновь создаваемым в инициативном порядке научным объединениям присваивать своим членам звание "академик". Стоит отметить, что данный запрет не отменен, он продолжает действовать и распространяется как на негосударственные академии наук, имеющие статус общественных объединений, так и на те, что зарегистрированы в других организационно-правовых формах. Однако фактически ни одна из общественных академий с этим запретом не считается.

3. Еще один спорный вопрос - вправе ли ОАН готовить научные кадры высшей квалификации, присуждать ученые степени и присваивать ученые звания.

Кадрами высшей квалификации признаются лица, прошедшие обучение в аспирантуре, докторантуре или прикреплявшиеся к научной организации на основе соискательства и успешно защитившие кандидатские и докторские диссертации. Согласно Положению о Министерстве общего и профессионального образования РФ (ныне - Министерство образования РФ), утвержденному постановлением правительства РФ от 5 апреля 1997 г. № 395 [7], право открывать аспирантуру или докторантуру в вузах и научных организациях, независимо от их ведомственной принадлежности (за исключением РАН и отраслевых академий наук, обладающих государственным статусом), имеет только данное министерство (пп. 50 п. 5).

Докторантура и аспирантура учреждаются министерством только в тех научных организациях (независимо от их организационно-правовых форм), которым предоставлена лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования [8, п. 2]. Устанавливает порядок лицензирования и осуществляет его также Министерство образования (пп. 34 и 35 п. 5 Положения о Министерстве общего и профессионального образования РФ). Для получения лицензии научная организация обязана пройти лицензионную экспертизу [8, п. 6; 9 ст. 33].

Защита диссертаций аспирантами, докторантами и соискателями, присуждение им ученых степеней осуществляются в диссертационных советах, которые создаются Высшей аттестационной комиссией РФ в научных организациях на основании их ходатайств [10, п. 6].

Таким образом, чтобы на законном основании готовить кандидатов и докторов наук, организовывать защиту диссертаций и присваивать ученые степени, общественные академии должны пройти процедуру, предусмотренную для научных организаций любых организационно-правовых форм:

Ни одно из этих условий большинством общественных академий наук не соблюдается.

Проблема с присуждением негосударственными научными организациями ученых степеней и присвоением ими академических и ученых званий является настолько наболевшей, что предполагается решить ее законодательным путем - в Комитете по образованию и науке Государственной думы РФ готовятся соответствующие поправки к Федеральному закону "О науке и государственной научно-технической политике".

Согласно этим поправкам, единый на всей территории РФ реестр и порядок присуждения ученых степеней, ученых званий, а также иных квалификационных отличий для научных работников устанавливает правительство РФ, а исключительным правом выдачи квалификационных удостоверений, свидетельств и иных документов, подтверждающих присвоение ученой степени, ученого звания или иного квалификационного отличия, установленного государственной системой аттестации, обладает специально уполномоченный на то правительством РФ орган государственной власти.

Предполагается также отнести к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов ограничение или прекращение деятельности научных и иных организаций, связанной с неправомерным установлением, применением аттестационных или квалификационных научных отличий для физических лиц.

С вступлением этих поправок в силу ученые степени и звания, присвоенные с нарушением установленного порядка, не будут признаваться официально, а организации, неправомерно присваивающие ученые степени и звания, иные квалификационные отличия, могут быть ограничены в деятельности или даже ликвидированы.

4. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" предоставил право участвовать в координации научной и научно-технической деятельности как общественным (п. 7 ст. 4), так и государственным академиям наук (п. 2 ст. 6). При этом последние могут координировать только исследования, проводимые за счет средств федерального бюджета. Именно на увязку планов исследований, осуществляемых за счет этих средств, вправе претендовать общественные академии наук.

* * *

Почти все вышесказанное относится к академиям наук, зарегистрированным не только в форме общественных объединений, но и в других организационно-правовых формах. Проведение Министерством юстиции РФ соответствующей "ревизии" рядов ОДН, о которой просил Международный союз общественных академий наук в своем обращении в правительство РФ, способствовало бы, на наш взгляд, очищению их состава от псевдоакадемий и псевдоакадемиков, а исполнение действующих нормативных предписаний позволило бы восстановить престиж не только академических званий, но и академической формы организации научного труда.

Литература

1. Распоряжение первого заместителя Председателя Верховного Совета РСФСР от 2 октября 1991 г.
"Об обеспечении деятельности Академии естественных наук РСФСР и Академии технологических наук РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991 № 40. Ст. 1295.

2. Указ Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 257 "Об Академии технологических наук" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 13. Ст. 692.

3. Распоряжение Председателя Президиума Верховного Совета РФ от 8 сентября 1992 г. № 3476 "О государственной поддержке Академии технологических наук" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 39. Ст. 2179.

4. Козлов Г. Чего ожидать от реформы академической науки? // Поиск. 1997. № 32-33. С. 4.

5. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 7. Ст. 124.

6. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 №35 Ст. 4135.

7. Собрание законодательства РФ. 1997. № 15. Ст. 1796.

8. Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ, утвержденное приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03.98 № 814 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 20.

9. Закон РФ "Об образовании" // Ведомости Совета народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992 № 30. Ст. 1797.

10. Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий, утвержденное Постановлением правительства РФ от 24.10.94 № 1185 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 27. Ст. 2898.



VIVOS VOCO
Май 2000