_ЗНАНИЕ_СИЛА_
N1, 1998


© С. Барсукова

Кто такие "новые русские"?
С. Барсукова

В новогоднем номере "Знание-Сила" тема новых русских в нашем отечестве занимает такое же центральное положение, как в предновогоднем - метеоритная опасность для жизни на Земле. Мы рекомендуем прочесть в журнале всю подборку статей об этой ветви человечества. А в качестве дополнительной литературы укажем на бессмертное повествование об Александре Ивановиче Корейко, "Дачурку" Виктора Драгунского и рассказ Станислава Лема "Альфред Целлерман 'Группенфюрер Луи XVI' " (Б-ка современной фантастики,М., Изд. "Молодая гвардия", 1973, т. 25, стр. 48)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- VIVOS VOCO!

Пожалуй, ни один словесный штамп сегодня не используется столь широко и не имеет в то же время столь неопределенного смысла. Ассоциативный ряд к "новым русским": "красивая жизнь", "дорогое удовольствие". О "новых русских" говорят с эмоциями, диаметрально противоположными: с негодованием - на митингах, с любованием - в репортажах светской хроники. Берусь утверждать, что ни одно порожденное рыночной реформой социальное понятие не вошло в лексику российского человека настолько прочно. Конкуренцию может составить разве что "средний слой", о необходимости создания которого столько лет говорят реформаторы. Грубо и условно все пореформенное российское общество поделилось на "новых русских" и "новых грустных".

Но несмотря на мелькание повсюду, от анекдотов до докладов, термин "новые русские" (как, впрочем, и "средний слой") не имеет ясного определения. Все ли это предприниматели? Или речь идет о предпринимателях определенного уровня? И уровня чего - культуры, доходов, потребления? Достаточно ли и обязательно ли быть предпринимателем, чтобы относиться к этой категории?

Как только кто-то из моих знакомых произносил словосочетание "новый русский", я с наивным видом просила уточнить, о ком идет речь. В результате такого любительского опроса все знакомые поделились на две группы: для первых это было настолько очевидно, что комментарии им казались излишними; вторых (меньшинство) вопрос склоняют к размышлениям, из которых, правда, ничего не проистекало.

Все знают, что некий социальный феномен в лице "новых русских" существует, вместе с тем практически нет попыток определить, кто же они. Молчат и социальные науки. Может быть, это тема для публицистов, а "настоящей науке" тут делать нечего? Однако уже сколько раз бывало, что важные и новые социальные процессы и явления улавливались в первую очередь публицистикой и только после этого становились объектом научного анализа. Я считаю, что следует жестко разделять публицистику и науку на методологическом уровне, но не стоит делить социальную реальность на объекты отдельно для науки и отдельно для публицистики.

Итак, зафиксируем для начала два момента. Термин "новые русские" обозначает некую социальную группу, критерии выделения которой однозначно не определены. И второе: термин имеет примерно одинаковый смысл для людей, принадлежащих к самым разным социальным группам, что позволяет ему быть "сквозным", то есть примерно одинаково понимаемым в разных социальных сегментах общества.

Не претендуя на исчерпывающий анализ этого феномена, обсудим, что его выделяет среди прочих социальных групп современного российского общества.

Материальный статус

Очевидно, что "новый русский" - как минимум человек небедный. Однако этого явно недостаточно. На наш взгляд, обычно так называют тех, кто резко повысил материальный статус и сделал это максимально адекватным рынку путем - экономически активным поведением. Не исключено, что речь может идти и о легализации благ, которыми обладали раньше, но скрывали это.

Именно относительный прирост, а не абсолютный уровень имущественного положения тут важен, поэтому столь пестры лица в рамках этой группы. Можно образно поделить "новых русских" на кожаные куртки, малиновые пиджаки и черные смокинги (делят же социологи работников предприятий на "голубые воротнички" - рабочих и "белые воротнички" - инженеров, администрацию; наши заимствовали эти названия у западных социологов). Условно эти формы одежды вполне отражают разницу положения их обладателей на имущественной шкале общества. Колоссальная имущественная неоднородность задает многоликость "новых русских" и по всем другим характеристикам.

Стандарты потребления

Пожалуй, ничто не является такой благодатной почвой для шуток и анекдотов времен ностсоветской России, как потребительские стандарты "новых русских". Вместе с тем определенный набор погреоляемых ими благ выполняет очень важную, своего рода опознавательную функцию. Неоднородность группы выстраивает иерархию потребительских стандартов. Под черной курткой должна мерцать золотая цепь, из кармана малинового пиджака - торчать сотовый телефон, а черному смокингу должен соответствовать "мерседес" (желательно последней модели и, разумеется, не канареечного цвета).

Примечательное отличие "новых русских" от остального населения состоит не в том, что они могут себе позволить потребление определенных благ, а в том, что они не могут себе позволить не потреблять именно эти блага. Каждому уровню иерархии соответствует своя обязательная "потребительская корзина". Не поощряется потребление благ, до которых еще "не дорос", равно как и тех. которые "перерос". Тут меняют машину не потому, что прежняя надоела, сломалась, перестала устраивать, а потому, что изменившемуся положению в деловом мире соответствует иная марка. То же распространяется и на квартиры, виды отдыха, одежду. Знатоки утверждают, что по паре-тройке индикаторов (включая марку наручных часов и модель автомобиля) можно с высокой степенью точности определить ранг "нового русского". Уровни потребительских стандартов нигде не фиксируются, но четко поддерживаются.

Конечно, на это уходит масса энергии, но тому есть объяснение. В условиях, когда, уходя от налогов, большинство фирм балансирует на грани убыточности, нужны какие-то показатели подлинного положения дел. Не единственный, но существенный показатель - потребительский стандарт владельца фирмы, ее менеджеров. Дисбаланс между внешним видом владельца и делами фирмы может ввести в заблуждение фирму-партнера, поэтому есть корпоративная заинтересованность в том, чтобы одно соответствовало другому.

Образ жизни

Эта характеристика, пожалуй, наиболее контрастно выделяет "новых русских". Специфика их образа жизни состоит в нарочитой парадности. Последнее, кстати, в основном и раздражает всех остальных. Растущие, как грибы, ночные клубы, казино, бизнес-клубы и прочие заведения формируют представление обывателя о жизни "новых русских". Оставив в стороне эмоции, зададимся вопросом: зачем надо тратить деньги столь вызывающе?

Новая экономическая элита формируется в России совсем иначе, чем в других странах, даже в бывших странах социалистического лагеря. В них сохранилось много прямых потомков предпринимательского сословия; все годы социализма частично сохранялась частная собственность, а с нею и часть этого сословия. Были какие-то элементы демократии, которых совсем не было в дореформенной России.

В России ничего этого не было. Пожалуй, российские предприниматели могли возникнуть только из "генетических" предпринимателей, то есть людей, несущих в себе необходимые для этого дела задатки - инициативность, склонность к риску и одновременно способность быстро и трезво взвешивать обстоятельства и прочие качества, без которых немыслим человек бизнеса от рождения.

Они были выходцами из самых разных социальных групп общества, следовательно, они исповедуют и практикуют социальные нормы и ценности не какой-то одной группы, а смесь норм и ценностей всех социальных слоев и групп. В результате предприниматели первой волны не представляли собой интегрированную часть общества с определенным набором доминирующих норм и ценностей. Этим порождена не только неоднородность, но и противоречивость, конфликтность и агрессивность предпринимательской группы, которая изначально едва ли имела больше консолидирующих интенций, чем разобщающих.

Однако со временем координация и объединение усилий стали необходимым условием успешной деятельности, что с необходимостью заставило активно вырабатывать достаточно унифицированную систему норм и ценностей. Но раз исходный материал мозаичен и разнороден, а ценностные ориентации, как известно, очень инерционны, процесс утверждения новой системы норм и ценностей требовал высокой степени публичности образцов и наглядной их притягательности. Нужна была своего рода "мясорубка", перемалывающая разнородные и порой контрастные стили и образы жизни, нормы поведения, принесенные из разных социальных групп общества. Это и определило утверждение именно такого образа жизни с характерной для него демонстративной притягательностью, резко отличного от образа жизни остальных. Это первое из возможных объяснений столь яркого образа жизни "новых русских". Есть и второе.

Если об успехе судить прежде всего по росту благосостояния, то очевидно, что "новые русские" движутся вверх в социальной структуре общества. Особенность восходящих социальных групп - активный поиск себе подобных, тогда как жизненный неуспех, наоборот, толкает человека на приватизацию собственной жизни, к уединению в кругу близких и родственников. Резко вырос материальный статус - появилась потребность изменить стиль жизни. Восхождение по социальной лестнице сопровождается ростом публичности образа жизни - такова объективная закономерность социальной действительности. Многие социологические исследования говорят, что и ценностные ориентации, представления человека о желаемом и необходимом, меняются в зависимости от типа социальной мобильности.

Можно предположить, что важную роль играет и возраст. Обычно прожитые годы - своего рода якорь, затрудняющий дрейф ценностных ориентаций и норм поведения. Моложавость российских предпринимателей многое объясняет. Резкое восхождение по социальной лестнице в период, когда ценности еще не укоренились и не устоялись, позволяет чрезвычайно быстро их ревизовать. А это, в свою очередь, как катализатор действует на изменение образа и стиля жизни.

Конечно, вверх по социальной лестнице движутся не только предприниматели, однако в восходящих социальных группах российского общества они решительно преобладают.

Многие считают, что сдвиг образа жизни "новых русских" произошел в "западном" направлении. Не думаю, что это действительно так. Может быть, я идеализирую жизнь состоятельных людей Запада, но он кажется мне значительно рациональнее и гораздо конформнее по отношению к своему социальному окружению. То ли революция в далекой России их напугала, то ли своим умом дошли, но показной шумихи по поводу высоких потребительских возможностей они не устраивают.

Культура

Примечательна реакция М. Арбатовой на знакомство с "новым русским" в ток-шоу "Я сама": "Я думала, что анекдоты про "новых русских" - преувеличение, оказывается, они еще не дотягивают..."

Между тем, по данным социологических обследований, подавляющее большинство предпринимателей имеют высшее образование, что лишний раз подтверждает: образование и культура - не одно и то же. Кроме того, с развитием системы платного обучения диплом о высшем образовании становится всего лишь вопросом некоторой суммы. Отрадно, что на эти траты "новые русские" не скупятся. Видимо, социологические исследования фиксируют не их образовательный уровень, а тот факт, что высшее образование престижно.

Интересно, что никто не торопится назвать себя "новым русским". Более того, попытки отнести предпринимателя к этой категории часто воспринимаются чуть ли не как оскорбление, с чем мы в Новосибирске столкнулись при выборочном опросе предпринимателей.

Уже сложился сленг "новых русских", что вполне закономерно. Чем более выделяется на фоне социального окружения определенная социальная группа, тем более вероятно, что у нее есть собственный язык: существует сленг молодежный, профессиональный, воровской, лагерный и т. д. Создание сленга "новых русских" было неизбежно. Вы наблюдали, как говорят русский и американец, когда договориться им просто необходимо, но языком собеседника никто толком не владеет? Правильно, говорят на своеобразном миксе, куда входят русские и английские слова, жесты, мимика. То же самое и тут: изначальное различие социального происхождения и культурного уровня затрудняет общение, иногда делает его невозможным, а им, как говорится, "жить вместе". И работать к тому же. Вот и рождаются своеобразные речевые обороты, специфические жесты, которые и фиксируются наблюдателями в целой серии анекдотов.

Итак, термин "новые русские" достаточно прочно прописался в нашей жизни. В попытке интерпретировать его социологически мы выделили такие базовые характеристики: высокий материальный статус, жестко закрепленные стандарты потребительского поведения, демонстративно парадный образ жизни, определенный уровень культурного развития.

Очевидно, понятия "новый русский" и "предприниматель" полностью не совпадают, но тем не менее группы эти явно пересекаются, частично накладываются друг на друга. И дело не только в том, как высоки доходы российских предпринимателей в нашем быстро беднеющем обществе. Социальные и экономические условия предпринимательства в России и социальные качества российских предпринимателей предопределили возникновение и основные особенности феномена "новых русских".



VIVOS VOCO