2006 г.

Коротко
Рецензия
Новые книги

НОВОСТИ НАУКИ

История галактик: от карликов к гигантам. Сурдин В.Г.
"Десятая планета” лишь немного больше Плутона
Аэрозоль и сажа над Белым морем
Биосовместимость нанотрубок с живыми организмами
Необычное вегетативное размножение северных орхидей. Виноградова Т.Н. и др.
Крупнейший хуннский курган на территории России. Миняев С.С.

Астрофизика

История галактик: от карликов к гигантам

Самые первые галактики были очень маленькими - примерно в 10 тыс. раз менее массивными, чем наша Галактика сегодня. Миллиарды лет назад эти миниатюрные системы в изобилии формировали в своих недрах множество горячих массивных звезд. И этим они подписали себе приговор: потоки ультрафиолетового излучения от массивных звезд заполнили Вселенную, ионизовали ее вещество, и дальнейшее формирование карликовых галактик прекратилось. Недавно астрономы С.Вайте (Университет Мельбурна, Австралия) и А.Лёб (Гарвард-Смитсоновский астрофизический центр, Кембридж, США) представили свидетельства, подтверждающие этот сценарий.

Вайте и Лёб показали, что немногочисленные крупные галактики доминировали во Вселенной уже спустя миллиард лет после ее рождения (Stuart B.J. // Nature. 2006. V.441. P.322-324). А еще до этого, спустя всего лишь несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва, прекратилось формирование карликовых галактик. “Первые карликовые галактики тормозили не только собственный рост, но и рост соседних карликов, - отметил Лёб. - Это предсказывали теоретики, но мы впервые получили наблюдательные свидетельства саморазрушительного поведения галактик первого поколения” (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics. Press Release 06-15. 17 May 2006).

Примерно 14 млрд лет назад, сразу после Большого взрыва, Вселенная была заполнена горячей водородо-гелиевой плазмой. По мере расширения пространства и охлаждения вещества электроны и ионы объединялись, образуя нейтральные атомы. Газ остывал, температура падала… Заполненное почти однородным веществом, напоминающим ночной туман, пространство погрузилось во тьму. Астрономы так и называют ту эпоху - Эра тьмы. Однако физические процессы в темной Вселенной не прекратились: формировались первые галактики, в них рождались звезды.

Первое поколение звезд начало рассеивать окружающий “туман”, заполняя Вселенную ультрафиолетовым излучением. Его мощные кванты стали вновь расщеплять атомы на отрицательно заряженные электроны и положительные ионы; начался процесс ионизации, вновь превративший межзвездное и межгалактическое вещество в плазму… Поскольку вещество Вселенной сначала было ионизованным, затем стало нейтральным, а теперь опять оказалось ионизованно звездами, этот период в жизни Вселенной назвали эпохой вторичной ионизации, или эпохой реионизации. Она наступила в течение первых сотен миллионов лет существования Вселенной.

С наступлением этой эпохи условия для формирования галактик резко изменились. Пока газ был холодным, сила гравитации могла сжимать многочисленные небольшие уплотнения газа, образуя мелкие галактики, а в них - звезды. Но горячий газ уже был непригоден для формирования таких объектов. Чем горячее газ, тем массивнее должны быть зародыши галактик, чтобы гравитация смогла преодолеть газовое давление и заставить облако сжаться и превратиться в звездную систему. До эпохи реионизации в основном могли образовываться галактики с массами в 100 млн солнечных масс, а после эпохи реионизации - только галактики с массами более 10 млрд масс Солнца.

Чтобы определить типичную массу звездных систем в далеком прошлом, Вайте и Лёб решили изучить свет, приходящий от самых далеких квазаров и просвечивающий по пути зародыши многих галактик. Свет самого далекого известного нам сегодня квазара был излучен им примерно 13 млрд лет назад, когда Вселенная была гораздо моложе. Свет квазара частично поглощается водородными облаками молодых галактик, и это оставляет в спектре характерные детали. Сравнивая спектры квазаров, наблюдаемых в различных направлениях, Вайте и Лёб попытались определить типичные размеры галактик в молодой Вселенной. Если бы Вселенная была заполнена многочисленными мелкими системами, то набор линий поглощения в спектрах разных квазаров был бы примерно одинаковым, флуктуации были бы малы. А при наличии немногочисленных крупных галактик, напротив, спектры разных квазаров различались бы сильно. В качестве аналогии представим себе две тарелки - с супом и с кашей. Зачерпывая ложкой кашу, мы каждый раз получаем сходный набор большого числа мелких крупинок, а из супа с редкими крупными кусками картофеля и мяса каждый раз вынимаем ложку с оригинальным содержимым.

Вайте и Лёб обнаружили большие статистические флуктуации в спектрах поглощения квазаров. Следовательно, Вселенная в ту эпоху уже не содержала многочисленных мелких галактик, а была населена редкими крупными системами.

Астрономы надеются подтвердить остановку в формировании карликовых галактик и их частичное разрушение, используя телескопы следующего поколения - как радиотелескопы, способные обнаружить далекий водород, так и инфракрасные телескопы, способные дать прямое изображение молодых галактик. В течение следующего десятилетия, используя новые инструменты, они надеются прояснить темную эру Вселенной.

© Сурдин В.Г.,
кандидат физико-математических наук

Планетология

“Десятая планета” лишь немного больше Плутона

Открытую в прошлом году “десятую планету”, которая пока известна под неформальным именем Зена (в честь героини фантастического сериала), удалось сфотографировать 9 и 10 декабря 2005 г. с помощью космического телескопа “Hubble”, точнее, не просто сфотографировать, а различить ее диск.

Зена удалена от Земли на 16 млрд км, поэтому на снимках ее изображение имеет поперечник не более полутора пикселов. Но этого оказалось достаточно, чтобы определить ее истинный диаметр. Ранние наземные наблюдения указывали, что Зена примерно на 30% больше Плутона, однако новые данные значительно понизили ее превосходство: диаметр Зены равен 2400 км (примерно расстояние от Москвы до Тюмени) с точностью до 100 км, тогда как диаметр Плутона (также определенный с помощью этого космического телескопа) составляет 2300 км. Наблюдения проводились группой во главе с М.Брауном (M.Brown; Калифорнийский технологический институт, США); именно эта группа обнаружила Зену и официально занесла в каталог как объект 2003 UB313.

Поскольку Зена оказалась меньше, чем предполагали ученые, пришлось пересмотреть представления о ее альбедо. Высокая яркость “десятой планеты” при небольшом размере говорит о том, что это один из самых сильно отражающих объектов в Солнечной системе. Соперничает с ней только Энцелад - активный спутник Сатурна, поверхность которого непрерывно покрывается льдом, появляющимся в результате извержений гейзеров (Сурдин В.Г. Вода на Энцеладе, спутнике Сатурна // Природа. 2006. №7). Высокая отражающая способность Зены, вероятно, связана с метановым инеем на ее поверхности. Возможно, иней представляет собой замерзший реликт атмосферы объекта, окружавшей его, когда он был ближе к Солнцу. Другая возможность состоит в том, что метан непрерывно просачивается из теплых недр Зены, а когда попадает в холодную атмосферу, то немедленно замерзает, покрывая слоем инея всю поверхность планеты и делая ее равномерно яркой.

Зена совершает один оборот вокруг Солнца за 560 лет и сейчас близка к афелию (наиболее удаленной от Солнца точке орбиты). Браун планирует использовать “Hubble”, а также другие телескопы, чтобы изучить недавно открытые объекты пояса Койпера, которые по размеру близки к Плутону и Зене.

Химия атмосферы

Аэрозоль и сажа над Белым морем

Пространственно-временную изменчивость состава аэрозолей в приводном слое атмосферы над акваторией Белого моря изучали сотрудники Института оптики атмосферы СО РАН (В.С.Козлов, М.В.Панченко, В.В.Полькин) и Института океанологии им.П.П.Ширшова РАН (А.П.Лисицын и В.П.Шевченко). Работы проводились в 71-м рейсе научно-исследовательского судна “Профессор Штокман” 8-20 августа 2005 г. в рамках проекта “Система Белого моря”.

На судне была развернута аэрозольная станция, в состав которой входят: модифицированный нефелометр, используемый для определения уровня атмосферного рассеяния, фотоэлектрический счетчик частиц и аэталометр - измеритель массовой концентрации кристаллического углерода, сажи в аэрозоле (массовая концентрация сажи определялась фильтровым методом с помощью аэтолометра новой конструкции, разработанного в ИАО СО РАН).

За время рейса проведены 495 серий круглосуточных синхронных измерений характеристик аэрозоля и сажи. Для последующего химического анализа экспонировались 14 аэрозольных фильтров с помощью аспиратора (воздушного насоса) и 42 фильтра с помощью импакторов (специальных насосов со счетчиком частиц).

Исследования показали, что динамика аэрозольного состава воздуха качественно не отличается от информации, полученной в предыдущих рейсах судна (август 2003 и 2004 гг.). Данные по изменчивости концентраций аэрозоля и сажи подтвердили, что этот район открытой акватории Белого моря можно считать фоновым, характеризующимся низким содержанием аэрозоля. Минимальные значения субмикронного аэрозоля Mа (при плотности вещества частиц 1.5 г/см3), массовой концентрации сажи Mс и счетной концентрации частиц N (распределение по размерам в диапазоне диаметров 0.4-10 мкм) были зарегистрированы 17 августа на границе Кандалакшского залива и Бассейна (района со слабым воздействием выноса терригенного аэрозоля и антропогенной нагрузки); здесь они составили: Mа - 0.69 мкг/м3, Mс - 0.04 мкг/м3 и N - 1.1 см-3. Максимальные значения этих параметров наблюдались 9 и 20 августа в Двинском заливе (где проявляется воздействие терригенного и антропогенного аэрозоля) и соответственно составили: Mа - 25.4 мкг/м3, Mс - 2.5 мкг/м3 и N - 24.0 см-3.

Отмеченный 17 августа приход в район измерений “чистой” воздушной массы, сопровождавшийся осадками, резким снижением температуры воздуха и усилением скорости ветра, свидетельствует о сильной зависимости состава аэрозоля в приводной атмосфере от характеристик воздушных масс. Такая смена воздушной массы более чем на порядок уменьшила значения всех аэрозольных характеристик: счетная концентрация частиц аэрозоля снизилась до 1 см-3, в распределении частиц по размерам резко уменьшилось количество самых мелких частиц (около 0.4 мкм) и отчетливо сформировался устойчивый максимум частиц среднедисперсного диапазона (0.8-0.9 мкм в диаметре).

Тезисы докладов XVI Международной школы морской геологии. М., 2005. Т.П: Геология морей и океанов. С.33-34 (Россия).

Биология. Медицина

Биосовместимость нанотрубок с живыми организмами

В биологии и медицине углеродные наноматериалы (обычно - нанотрубки) пока лишь исследуют in vitro. Чтобы перейти к применению in vivo (для диагностических и клинических целей), необходимы глубокие знания о биосовместимости таких материалов с клетками живых организмов.

Работы некоторых специалистов показывают вредное воздействие нанотрубок на живые организмы, в частности, установлено повреждение человеческих кератиноцитов эпидермиса (http://perst.isssph.kiae.ru/Inform/perst/2004/4_24/index.htm; Tran C.L., Donaldson K. et al. // J. Toxicol. Environ. Health. 2003. V.A66. P.1909; Shvedova A.A., Kisin E.R. et al. // Ibidem. 2004. V.A67. P.87.). Впрочем, этот эффект мог быть обусловлен примесями (в данном случае - ионами железа и цинка). Современные методы очистки позволяют избавиться от них и изучить влияние чистых углеродных трубок. Недавно итальянские ученые исследовали воздействие одностенных нанотрубок высокой степени чистоты на клетки сердечной мышцы крысы (Garibaldi S., Brunelli C. et al. // Nanotechnology. 2006. V.17. P.391). Оказалось, что нанотрубки с клетками взаимодействуют, не нанося им существенного вреда - только через три дня после опыта число нежизнеспособных клеток немного возросло по сравнению с контрольным образцом. И хотя химическая токсичность трубок невелика, экспериментаторы считают, что необходимо провести серьезную проверку на безопасность их физического взаимодействия с клетками. В ближайшее время планируется изучить влияние нанотрубок на основные и ишемические кардиомиоциты.

Ботаника

Необычное вегетативное размножение северных орхидей

Семейство орхидных (Orchideae) отличается разнообразием жизненных форм: если тропические орхидеи - это эпифиты, то бореальные (северные) виды - в основном наземные травянистые растения. Многие из них могут размножаться не только семенами, но и вегетативно - побегами, которые образуются из пазушных почек при ветвлении корневищ. У венериного башмачка, например, такое размножение зачастую играет даже большую роль в поддержании популяции, чем семенное. Кроме того, некоторые виды орхидных развиваются из отпрысков, образующихся на кончиках корней.

К орхидеям, у которых возможны оба способа вегетативного размножения, относятся все девять видов рода гнездовок (Neottia). Эти бесхлорофилльные растения обладают довольно мощным корневищем, от которого радиально расходятся толстые корни, образующие сплетение в виде гнезда (отсюда и название рода). Довольно подробно исследован только европейский вид - гнездовка настоящая, или обыкновенная (N.nidus-avis), другие же оставались неизученными, в том числе и гнездовка азиатская (N.asiatica), распространенная на Камчатке и Дальнем Востоке, а за пределами России - в Японии и Китае. Интересные наблюдения относительно популяции гнездовки азиатской были сделаны нами на незастроенных сопках прямо на территории Петропавловска-Камчатского.

У гнездовки настоящей старые участки корневища отмирают очень быстро, и особи, появившиеся в результате ветвления корневищ, можно отличить от возникших из семян только по направлению роста: при семенном размножении корневище сначала заглубляется в почву, а затем, при развитии соцветия, изгибается наверх в виде буквы U, при вегетативном же - корневище вначале растет горизонтально (Татаренко И.В. // Ботан. журн. 2002. Т.87. №11. С.60-67). В Подмосковье и Краснодарском крае вегетативное размножение отмечено лишь у 1% растений, в Крыму и на Кавказе наблюдается несколько чаще. Хотя потенциально (в лабораторных экспериментах) корневые отпрыски могут образовываться более чем у 80% N.nidus-avis, в природных популяциях это происходит лишь примерно у 2% растений. Правда, у крупных цветущих гнездовок отпрыски появляются одновременно на 30-60 и более корнях (всего корней бывает до 230). Закладываются они на корнях, не отделенных от материнского растения, а после отмирания корневища развиваются самостоятельно. Ясно, что роль вегетативного размножения обоих типов в природных популяциях N.nidus-avis невелика и сильно уступает размножению семенами.

У гнездовки азиатской ни образования корневых отпрысков, ни ветвления корневища никто прежде не отмечал. Мы же при осмотре 48 камчатских N.asiatica нашли, к своему изумлению, экземпляры, которые цвели в прошлом году (обычно гнездовки цветут только один раз); у них еще сохранились старые части корневища, некоторые корни почернели и не функционировали, но были и живые. (Заметим, у N.nidus-avis ко времени созревания плодов уже не остается корней, лишь сухое основание генеративного побега.) У цветущих же N.asiatica основания корневищ были даже в еще лучшей сохранности.

Это удивительное обстоятельство позволило в большинстве случаев (за исключением семи растений) установить происхождение каждого экземпляра - семенное или вегетативное. В основании корневища 32 экземпляров был хорошо заметен остаток корня (иногда довольно длинный), на котором когда-то заложился отпрыск. У девяти растений в основании был виден прекрасно сохранившийся протокорм - крохотный подземный клубенек, появляющийся после прорастания семени.

Несомненно, образование корневых отпрысков очень важно для поддержания численности популяций N.asiatica, однако не стоит преуменьшать роль семенного возобновления. Дело в том, что восемь из девяти выросших из семян растений были примерно одного возраста. Из этого следует, что семенное возобновление, видимо, происходит не каждый год, и несколько лет назад соотношение семенных и корнеотпрысковых экземпляров могло быть совершенно иным.

Гнездовка азиатская, отцветшая год назад.
Видны интенсивно ветвящееся корневище с отмирающей старой частью и остатки четырех цветоносов.
На врезке - корневой отпрыск на кончике корня гнездовки.

Более подробное изучение морфологии найденных растений принесло новые сюрпризы. Оказалось, что первые корневые отпрыски могут закладываться уже у некоторых крупных молодых (еще не появившихся над землей) растений. Однако это происходит редко. Зато у пяти из шести цветших в предыдущем году растений найдены не только небольшие утолщения на кончике корня, но и довольно крупные отпрыски с несколькими (иногда десятью и более) собственными придаточными корнями. Иначе говоря, жизнь растения не заканчивается сразу после цветения (как это часто наблюдается у N.nidus-avis), а продолжается по меньшей мере еще год. В это время на многих корнях образуются отпрыски, а лишенные их корни, уже не содержащие крахмала, начинают отмирать.

Что же касается ветвления корневищ, то у N.asiatica оно очень активное. Первые пазушные побеги начинают развиваться у растений, когда длина корневища едва превышает 1 см. За год до цветения насчитывается уже по два-пять пазушных побегов, однако большинство из них приостанавливает развитие, как только верхушка корневища начинает формировать зачатки цветков. Иногда они дают дополнительные соцветия: нам встретился один экземпляр даже с четырьмя соцветиями, но он был намного крупнее других. Изредка (два случая) растение цветет два года подряд. Но главное: в результате ветвления корневищ у растений, помимо общего увеличения их размеров и улучшения питания, резко возрастает число корней, на которых позже могут развиваться отпрыски. Собственно же размножения ветвящимися корневищами у N.asiatica не обнаружено. Похоже, такой способ вегетативного размножения, “общепринятый” для бореальных орхидных, у N.asiatica превратился в своеобразный вспомогательный механизм для куда более редкого пути возобновления - корневыми отпрысками.

© Виноградова Т.Н., кандидат биологических наук
© Гурьева А.И., Дубовицкая А.В.

Археология

Крупнейший хуннский курган на территории России

Забайкальская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург) исследовала в течение полевых сезонов 1998-2005 гг. уникальный комплекс захоронений азиатских гуннов (хунну), расположенный в пади Царам (Западное Забайкалье, 30 км западнее г.Кяхта). Центральный курган комплекса, окруженный 10 захоронениями с человеческими жертвоприношениями, - одно из крупнейших хуннских захоронений и самый крупный хуннский курган в России. Не исключено, что здесь погребен один из хуннских вождей (шаньюев).

Намогильное сооружение кургана на поверхности представляет собой насыпь размером 32ґ32 м и высотой около 1 м. С южной стороны к насыпи примыкало 20-метровое возвышение трапециевидной формы, скрывавшее вход в курган - дромос. По периметру насыпь была обложена в один-два ряда вертикальными каменными плитами, образующими своеобразные стены. В верхней части могильной ямы обнаружена внутримогильная конструкция, которую условно можно назвать деревянной клетью. Она состояла из одной продольной и семи поперечных перегородок, сложенных из сосновых бревен и деливших верхнюю часть ямы на девять отсеков. Под клетью были расчищены четыре перекрытия. Каждое перекрытие, образованное крупными каменными плитами, дополнительно подстилалось сосновыми бревнами, слоем тростника, древесного угля, речной гальки или крупного щебня.

В захоронении нами прослежены два грабительских хода, частично разрушивших центральную клеть, перекрытия и внутримогильное сооружение. Между третьим и четвертым перекрытиями обнаружены детали китайской колесницы - тент, колеса, наосьники, фрагменты корпуса и сиденья.

Само внутримогильное сооружение, расположенное на глубине 17 м от поверхности кургана, включало наружную камеру (семь венцов квадратных брусьев), внутренний сруб (пять венцов квадратных брусьев) и помещенный внутрь сруба деревянный гроб. Погребение было дважды ограблено, но в коридорах между стенками камеры, сруба и гроба сохранились наборы инвентаря и три погребальные куклы (четвертая была извлечена грабителями). Куклы смоделированы из детского человеческого черепа, к которому крепились косы; длинные конечности куклы представлены в виде деревянных палочек, покрытых красным лаком.

Большинство погребальных наборов содержат уникальные предметы. Детали погребальной колесницы, золотые инкрустированные изделия (пронизи с изображениями животных, сосудики, аналогичные предметам из коллекции Петра I), лакированные шкатулки с косметическими наборами (гребень, зеркало, заколки для волос, краска), берестяные сосуды с различными изображениями, детали конской сбруи с инкрустациями золотом, серебром и минералами, деревянные детали седла, серебряные и бронзовые бляхи, деревянный лакированный скипетр, лакированные сосуды с надписями и другие.

На основании письменных источников, а также находок характерных ханьских зеркал, исследованный погребальный комплекс может быть датирован I в. н.э.

© Миняев С.С.,
кандидат исторических наук
Санкт-Петербург

КАЛЕЙДОСКОП

Поврежденные папирусы будут прочитаны!
Причины вымирания большой панды
Спутниковая картография состояния кораллов
“Экобеженцы”
К Полюсу недоступности - на санях под парусом
Океан рождается на глазах
Снимки гигантского кальмара
Феномен города Манаус

Археология

Поврежденные папирусы будут прочитаны!

В 1897 г. неподалеку от Каира (Египет), на развалинах древнегреческого городка Оксиринкус, было обнаружено множество папирусов, ставших с тех пор предметом многочисленных исследований. Около 10% манускриптов - литературные произведения (в том числе принадлежащие Аристофану, Софоклу, Еврипиду, Эсхилу, а также отрывки Евангелий), остальная часть - административные документы. Пока переведена и опубликована лишь очень незначительная доля текстов, но и она составляет почти 70 томов, хранящихся ныне в библиотеке Оксфордского университета.

Изучение папирусов затруднено их плохим состоянием. Однако недавно работа существенно ускорилась благодаря использованию цифровой камеры с несколькими ультрафиолетовыми и инфракрасными фильтрами, которые усиливают контраст между фоном и текстом. Это особенно важно для рукописей, написанных на темной или грязной поверхности. Теперь специалисты Оксфордского университета под руководством Д.Оббинка (D.Obbink) надеются расшифровать около 20% папирусов, ранее не поддававшихся прочтению.

Sciences et Avenir. 2005. №700. P.30 (Франция).

Охрана окружающей среды

Причины вымирания большой панды

В настоящее время большая панда, или бамбуковый медведь (Ailuropoda melanoleuca), обитает лишь в Китае и считается там национальным достоянием. В естественной среде осталось около 1600 особей, в неволе по всему миру содержатся еще 163 бамбуковых медведя. Этой численности недостаточно для сохранения вида. По мнению некоторых специалистов, основная проблема заключается в том, что даже в природе большая панда размножается крайне неохотно. Для лучшего понимания полового поведения бамбуковых медведей китайские и американские биологи будут на протяжении трех лет отслеживать их поведение с помощью системы GPS в природном резервате, находящемся в провинции Шэньси.

У специалистов Всемирного фонда дикой природы иная точка зрения на причины сокращения численности панды. Их исследование 2001 г. показало, что главные угрозы, нависшие над видом, обусловлены сокращением или дроблением его ареала. Так, в провинции Сычуань, где большая панда наиболее многочисленна, ее ареал за последние 15 лет сократился вдвое.

Terre Sauvage. 2005. №211. P.56 (Франция).

Экология. Климатология

Спутниковая картография состояния кораллов

Европейский спутник “Envisat” способен обнаруживать обесцвечивание кораллов на глубинах до 10 м, тем самым предоставляя морским биологам возможность оценивать состояние коралловых рифов в мировом масштабе.

Эта неожиданная новация позволила австралийским исследователям недавно получить и изучить снимки коралловых рифов у о.Герон, находящегося у южной оконечности Большого Барьерного рифа.

Побеление кораллов происходит тогда, когда температура вод длительное время превышает средние многолетние максимумы летних температур. А.Деккер (A.Dekker), один из участников исследования, отмечает, что увеличение частоты побеления, скорее всего, служит одним из признаков изменения условий окружающей среды в связи с глобальным потеплением. Отсюда - необходимость картографирования этого явления в мировом масштабе. Однако для выполнения картографических работ такого объема до сих пор использовались лишь самолеты и небольшие суда, что не позволяло покрыть наблюдениями столь обширные зоны, как Большой Барьерный риф. Полная оценка состояния этой огромной коралловой зоны должна занимать 15 дней.

Теперь появился такой эффективный метод, как спутник “Envisat”.

Science et Vie. 2005. №1059. P.36 (Франция).

Экология

“Экобеженцы”

Согласно данным ООН за 2005-2010 гг., от таких разрушительных процессов в природной среде, как опустынивание, истребление лесных массивов, подъем уровня моря и др., вынуждено будет переселиться в более благоприятные районы до 50 млн человек. К зонам риска отнесены пустыня Гоби (Китай), активное наступление которой угрожает многим поселениям; пахотные земли Турции, подверженные эрозии; половина орошаемых площадей Египта, оказавшихся засоленными, и даже о.Шишмарева на Аляске - там потепление вызвало таяние пласта вечной мерзлоты, что заставляет коренных жителей, иннуитов, покидать обжитые места.

ООН разрабатывает статус “экобеженцев”, или “инвайронментальных беженцев”. Такая юридическая норма позволит установить степень ответственности на различных административных уровнях.

Science et Vie. 2006. №1060. P.28 (Франция).

География

К Полюсу недоступности - на санях под парусом

В январе 2006 г. трое испанских полярников - Рамон Ларраменди, Хуанма Вию и Игнасио Официальдегюи - завершили 4500-километровый переход через Антарктиду, продолжавшийся 62 дня. Они совершали его на санях специальной конструкции, оборудованных парусом, по форме напоминавшим бумажный змей.

Экспедиция испанцев стала первой в истории исследования Антарктиды, достигшей Южного полюса недоступности без применения механического транспорта, без авиационной поддержки и снабжения.

Географически Полюс недоступности - место, наиболее удаленное от любой точки побережья. Во время перехода полярниками отобрано более 50 проб льда, анализ которого будет проведен в лаборатории гляциологии (Гренобль, Франция) и даст информацию о климатических событиях последних 400 тыс. лет.

Science et Vie. 2006. №1062. P.17 (Франция).

Геофизика

Океан рождается на глазах

Специалистам, работающим по проекту “Геофизический литосферный эксперимент эфиопского Афара”, удалось непосредственно наблюдать процесс формирования будущего океана. Менее чем три недели спустя после землетрясения, произошедшего в сентябре 2005 г. на северо-востоке Эфиопии, в пустыне Афар, глазам геологов открылся разлом длиной 60 км и шириной 4 м. Образование разлома такого типа никогда ранее визуально не наблюдалось.

А.Аиеле (A.Ayele; Университет Аддис-Абебы, Эфиопия) отметил, что эта трещина или разлом - всего лишь незначительное событие в длительном процессе рождения океана. Район Афара расположен вблизи точки сочленения геологически подвижных зон: зоны большого рифта (разлома, возникшего в результате расхождения двух тектонических плит), континентальной восточноафриканской зоны и зоны океанических рифтов Красного моря и Аденского залива. Механизм, который привел к образованию нового разлома, сформировался 25-30 млн лет назад, когда тектоническая впадина Афар, смещенная к востоку, начала раздвигать Африканский континент. Этот постоянно нарастающий процесс влечет за собой подъем магмы, которая постепенно сформирует дно бассейна, и он будет активно наполняться водами. Однако, учитывая скорость спрединга (раздвижения краев разлома) - 2 см/год, новый океан появится через несколько миллионов лет.

Science et Vie. 2006. №1061. P.32 (Франция).

Зоология

Снимки гигантского кальмара

Морские биологи Ц.Кубодера и К.Мори (Ts.Kubodera, K.Mori; Токио) стали первыми, кому удалось сфотографировать гигантского кальмара (Architeuthis dux) в естественной среде. Для съемок была выбрана акватория в прибрежных водах Японии, где обитают кашалоты - главные враги гигантских кальмаров. Исследователи опустили на 900-метровую глубину трос с фотокамерой и приманкой (садком с креветками), которая привлекла молодого восьмиметрового кальмара (длина взрослых особей вместе с щупальцами достигает 18 м). Пока он на протяжении 4 ч пытался добраться до креветок, было сделано 550 снимков. “Схватка” с приманкой закончилась потерей щупальца, изучение которого и позволило провести видовую идентификацию этого головоногого моллюска.

Science et Vie. 2005. №1058. P.19 (Франция).

Геофизика

Феномен города Манаус

Город Манаус, расположенный в самом сердце Бразилии, поднимается и опускается в соответствии с водным режимом Амазонки. Этот феномен, амплитуда которого может достигать 7.5 см, открыт американскими и бразильскими геофизиками и объясняется переменами в общей массе речных вод. В дождливый период бассейн Амазонки проседает, причем средний расход реки достигает в это время 225 тыс. м3/с. Наоборот, в сухой период весь этот регион поднимается по мере того, как расход воды снижается до 90 тыс. м3/с, а уровень воды опускается на 15 м. Только упругость земной коры обеспечивает возможность такого процесса.

Science et Vie. 2005. №1058. P.44 (Франция).

Инженеры Политехнического института Ренсселара (США) разработали подводную лодку-робот, использующую солнечную энергию. Она может находиться на глубине в течение 12 ч, после чего должна всплыть на 8 ч для подзарядки аккумуляторов от солнечных батарей. Аппарат предназначен для оценки параметров морских (речных, озерных и т.д.) вод. Длина лодки 2 м, ширина 1 м, масса 180 кг. Судно может плавать со скоростью 3.5 км/ч и погружаться на глубину до 500 м.

Science et Vie. 2005. №1058. P.20 (Франция).

По результатам исследований 71 землетрясения, которые были зарегистрированы на протяжении нескольких последних десятилетий, американские сейсмологи пришли к заключению, что первые секунды сейсмического толчка позволяют дать прогноз магнитуды землетрясения. Прежде считалось, что до окончательного формирования разлома в земной коре эту характеристику оценить нельзя.

Science et Vie. 2005. №1049. P.44 (Франция).

20 тыс. км - такова рекордная дистанция, преодоленная менее чем за 9 мес самкой белой акулы. Передатчик, укрепленный на ее теле, позволил ученым Нью-Йоркского общества охраны дикой природы установить, что акула в 2002 и 2003 гг. совершала “челночное” плавание между Южной Африкой и Австралией. В прибрежные воды Австралии белые акулы приплывают для спаривания. До сих пор специалисты полагали, однако, что столь длинные миграции могут совершать исключительно самцы.

Sciences et Avenir. 2005. №706. P.28 (Франция).

Население Китая, составляющее в настоящее время 1.3 млрд человек, к 2030 г. достигнет 1.45 млрд, хотя до этого времени и будет отмечено замедление роста численности. Перепись, проведенная в 2000 г., показала возрастающий дисбаланс между мальчиками и девочками, причем в пользу первых. Доля числа жителей от 65 лет и старше, определенная в 2005 г. в 8%, к 2030 г. составит 16%.

Sciences et Avenir. 2005. №705. P.35 (Франция).

Более миллиона спор грибов, принадлежащих примерно к 20 их видам, может содержаться в тканном материале подушек, которыми постоянно пользуются на протяжении от года до 20 лет. Подавляющая часть видов представлена Aspergillus fumigatus, который вызывает серьезные аллергические заболевания. Надо отметить, что эти “случайные партнеры” спящего или отдыхающего человека более предпочитают подушки из синтетических материалов, нежели пуховые.

Science et Vie. 2005. №1059. P.32 (Франция).

Клюв птиц из семейства тукановых (отряд дятлообразных), которые обитают в Амазонии, поразительно прочен и легок. Исследования строения этого органа показали, что он представляет собой твердую “пену” из костных тканей, заключенную, как сандвич, между слоями кератина. Такую подсказку природы могут взять на вооружение создатели различных конструкций и механизмов (в том числе автомобилей и самолетов), которым требуются названные характеристики.

Science et Vie. 2006. №1060. P.19 (Франция).

На территории израильской тюрьмы Мегиддо во время строительных работ вскрыты руины древнего храма и два прекрасно сохранившихся фрагмента напольной мозаики. На одном - покрытые глазурью изображения рыб, символа первых христиан; на другом - надпись на греческом языке, посвященная Иисусу Христу. Археологи относят находку к III-IV вв. Если этот возраст подтвердится, можно будет считать, что обнаружен древнейший христианский храм на Святой земле.

Sciences et Avenir. 2005. №706. P.24 (Франция).

РЕЦЕНЗИЯ

О.В.Ларина, Т.В.Гитун, И.А.Пивоварова, А.В.Щеглов
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ.
Б.м.: ООО “Дом Славянской книги”, 2006. 864 с.

© Тютюнник В.М., Карикова Е.В.

В кривом зеркале
Нобелевских премий

В.М.Тютюнник,
доктор технических наук

Е.В.Карикова,
кандидат педагогических наук

Международный информационный Нобелевский центр
Тамбов

В мире существует множество международных, национальных, государственных, частных премий, учреждаемых как форма поощрения за успехи, достигнутые на научном поприще, в литературе, искусстве или иной общественно полезной деятельности. История присуждения премий восходит еще к Древней Греции, где впервые появилась практика отмечать участников Олимпийских и Пифийских игр. Традиция награждения за крупные научные труды, открытия и изобретения сложилась в начале XVIII в. в Великобритании. Позднее, в XIX в., стали вручать премии в области литературы и искусства. Многие награды, учрежденные научными сообществами и специальными комитетами отдельных стран, с течением времени приобрели статус международных и стали весьма популярны.

Одним из таких явлений считаются Нобелевские премии - своеобразный эталон при оценке достижений в мире интеллектуальных и эстетических ценностей. На протяжении всего времени существования Нобелевских премий (с 1901 г.) многие крупнейшие международные и национальные награды пытались соперничать с ними, однако Нобелевские премии стоят особняком в ряду других премий и по праву считаются наиболее престижными и уважаемыми, несмотря на неоднозначные и противоречивые суждения. На наш взгляд, эту награду можно рассматривать как интереснейшее социально-культурное явление, своеобразный феномен ХХ, а теперь уже и XXI в., имеющий мировое значение и являющийся отражением почти полуторавекового триумфа человеческого разума и творчества.

В России в настоящее время, пожалуй, нет человека, который не слышал о премии, учрежденной согласно посмертной воле шведского инженера-химика и промышленника Альфреда Нобеля, указавшего в своем завещании: “Весь капитал должен… образовать фонд; назначение его - ежегодное награждение денежными премиями тех лиц, которые в течение предшествующего года сумели принести наибольшую пользу человечеству...”

Еще 20 лет назад официальное упоминание о семействе Нобелей и Нобелевских премиях считалось антисоветчиной. О “наших” же лауреатах старались лишний раз не упоминать, чтобы не подчеркивать причастность к этой, пусть и всемирно признанной, но реакционной награде. И все-таки, как в те времена, так и сейчас, вряд ли найдется ученый, втайне не мечтающий, чтобы его заслуги были отмечены этой выдающейся наградой. В последние же годы о Нобелевской премии не упоминает только ленивый. Фразы вроде “Что, вкалываешь, надеешься, что Нобелевскую премию дадут? Ну, ну!” или “Да это на Нобелевскую тянет!” стали расхожими не только в интеллигентно-академической среде, но и среди людей, имеющих весьма отдаленное отношение к науке; стало модным вкладывать их в уста и публицистическо-кинематографическо-литературных персонажей. Появилась масса так называемых “инициаторов” нобелевского движения, которые понятия не имеют, о чем идет речь.

Что ж, времена меняются - теперь нобелевская тема стала относиться к разряду хорошего тона. Многолетними кропотливыми усилиями ученых-энтузиастов, шаг за шагом, была пробита брешь в глухой стене замалчивания правдивой информации о Нобелевских премиях и обо всем, что связано с ними. За последние годы опубликованы сотни статей и десятки монографий о самом Альфреде Нобеле, о членах его семьи и их деятельности [1], о лауреатах Нобелевских премий; в прессе не прекращается полемика о тенденциозности, идеологизированности, политизированности награды, о том, как и за что присуждают эти премии, справедливо ли отобраны кандидаты, почему опять обошли наших соотечественников, а все награды достались американцам, какова сумма награды в денежном эквиваленте? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить лишь из добротных, качественных публикаций, авторы которых используют только проверенную информацию и внимательно относятся к уровню подготовки издания *.

* См., в частности, размещенные в нашей библиотеке статьи В.П. Лишевского, Ю.И. Соловьева и В.Л. Гинзбурга - V.V.

Однако наряду с достойными научными, научно-популярными и справочно-энциклопедическими изданиями зарубежной и отечественной нобелианы встречаются и такие, которые вводят читателей в заблуждение.

Одним из подобных изданий стала книга-плагиат “Лауреаты Нобелевской премии”, подготовленная авторами, чьи имена, кстати, ничего не говорят российским нобелистам; видимо, они постеснялись представиться, скромно умолчав о себе.

С первой же страницы это издание удивляет читателей, начиная с выходных данных и заканчивая собственно содержанием. Весьма сложно понять, где находится ООО “Дом Славянской книги”, поскольку ни на титульном листе, ни на обороте подобных сведений нет. Кроме того, безграмотно составлены как библиографическое описание, так и аннотация.

Каждая из четырех страниц введения к книге пестрит неточностями, если не сказать более - вопиющими ошибками. Например, указано, что “сумма премии немалая (2 млн шведских крон, или 225 тыс. долл. США)” (с.3). Однако согласно отчету ежегодного собрания попечителей Нобелевского фонда, состоявшегося 29 апреля 2005 г., на 31 декабря 2004 г. общий инвестированный капитал Фонда составляет 2 млрд 966 млн шведских крон, а сумма Нобелевской премии по каждому направлению в 2005-м составила 10 (!) млн шведских крон (примерно 1 млн 200 тыс. долл. США). На следующей странице можно прочитать “поразительную” информацию, что “…Нобелевский фонд управляет Нобелевским симпозиумом, а тот с 1966 г. поддерживается за счет субсидий Шведского банка”. Эта фраза столь несуразна, что ее даже трудно исправить. Нобелевские симпозиумы - это научные конференции по различным современным проблемам, которые учреждены Нобелевским фондом в 1965 г.; в 2006 г. состоится 133-я конференция. Оргкомитет обычно возглавляет исполнительный директор Нобелевского фонда, но при чем здесь субсидии Шведского банка?

Эти данные, а также ряд других сведений взяты из энциклопедии, грешащей множеством неточностей [2]. Из того же неоднозначного издания авторы позаимствовали и неверное название одной из наград, не существовавшей в завещании Нобеля, а появившейся в 1969 г.; ее правильное название - Премия Шведского банка по экономическим наукам в память об Альфреде Нобеле.

Далее во введении сказано, что “…из огромного числа претендентов, каждый из которых достоин высокой награды, может быть выбран только один” и это “осложняет работу Шведской академии”. Во-первых, по каждой из областей Нобелевские премии могут быть присуждены одному, двум или трем лицам (!). Во-вторых, Шведская академия принимает решения только о присуждении Нобелевской премии по литературе, поэтому о ней нельзя говорить, что “…крайне сложно выделить одного, сделавшего по-настоящему уникальное открытие” (с.5). Здесь плагиаторы путают Шведскую академию (гуманитарную) с Королевской Шведской Академией наук, которая присуждает Нобелевские премии по физике и химии, а также мемориальные премии по экономике. Есть еще Ассамблея Каролинского медицинского института (Нобелевская премия по физиологии или медицине), Норвежский нобелевский комитет (Нобелевская премия мира), присуждающий премии не только личностям, но и организациям. Все это принципиально различные организации, со своими уставами, правилами, традициями и технологиями выдвижения и присуждения Нобелевских премий. Их никак нельзя рассматривать “под одну гребенку”.

Авторы-плагиаторы выдают сентенцию о том, что “о Нобелевской премии знают все, а многие другие почетные награды, которые вручаются ученым или деятелям искусства, неизвестны большинству” (с.6). На каком основании сделано данное умозаключение, остается загадкой. Судя по рецензируемой книге, - совсем наоборот: авторы-плагиаторы знают о Нобелевских премиях лишь понаслышке: их шесть (одна мемориальная), поэтому нельзя говорить о них в единственном числе; эта же ошибка содержится и в названии книги. Во введении сказано: “общее количество лауреатов премии - более 600 человек”. Такая ситуация была 15 лет назад! Согласно нобелевской статистике, в 2005 г. уже 776 человек и организаций удостоены этих наград. Данные по общему количеству стран тоже очень старые: 41 страна (с.6). В 2005-м - уже 50 стран.

В последних строках введения авторы пустились в рассуждения о том, что среди “награжденных Нобелевской премией представителей России очень мало” (хотя в аннотации к книге написано: “Среди номинантов немало и наших соотечественников…”), а затем посетовали, почему же Лев Толстой не стал нобелевским лауреатом (?!), ссылаясь на устаревшие доводы. Пора жестко сказать всем тем, кто ничего не смыслит в нобелистике: когда же вы прекратите эти политико-идеологические перепевы о том, кому не дали Нобелевскую премию?! Не логичнее ли изучить теперь уже многочисленную специальную литературу и понять технологические особенности этой награды?!

Далее плагиаторы структурировали книгу по разделам, соответствующим каждой премии, причем на шмуцтитул, предваряющий разделы, не мудрствуя лукаво, поместили заглавия: “Физика”, “Химия”, “Физиология и медицина” (правильно - физиология или медицина!), “Литература”, “Нобелевские премии по экономике” (такой вообще не существует!), “Нобелевские премии мира” (правильно - в единственном числе!). Каждый раздел открывается кратким вступлением, но лучше бы их не было, так как грубейшие ошибки лишь вводят читателей в заблуждение.

Например, сказано, что Нобель “получил около 350 патентов на изобретения”. Нобелистам хорошо известно, что таких патентов было 355. Ниже приведен перечень лауреатов-физиков - наших соотечественников, среди которых почему-то не указан В.Л.Гинзбург, удостоенный премии в 2003 г. вместе с упомянутым А.А.Абрикосовым. В структуре же раздела все наоборот: биография Гинзбурга приводится, а Абрикосова - нет!

В следующем вступлении, предваряющем раздел “Химия”, авторы глубокомысленно замечают, что “химикам нашей страны она [премия. - В.Т.] вручалась крайне редко. Причины этого как политические, так и чисто личностные”(!). Что значит “крайне редко”? Всего один раз - в 1956 г. Н.Н.Семенову! Далее они сожалеют о том, что премия не была присуждена Д.И.Менделееву, вместо которого “…присуждена Ф.Муассану за открытие фтора”, после чего, резюмируя, пишут, что “сегодня некоторые ученые предлагают вообще отказаться от вручения премий”!!! (с.215). Во-первых, А.Ф.Ф.Муассан не открывал фтора! Во-вторых, как могут ученые отказаться от вручения премий, когда они их не вручают?! Выдвигают ученые, присуждают тоже ученые, а вручает король Швеции! От чего же предлагается отказаться?!

Во вступлении к разделу “Физиология и медицина” развивается мысль о том, что “в истории Нобелевской премии много случайностей и ошибок”, например “хирургические методы лечения психических болезней. Но эти методы позднее были признаны сомнительными” (с.339). Во-первых, от ошибок не застрахован никто. Во-вторых, пример с Монишем очень неудачен. В действительности Антониу Каэтану де Абреу Фрейри Эгаш Мониш получил премию “за открытие терапевтического воздействия лейкотомии в некоторых психозах”. В то время лоботомию Мониша рассматривали как одно из наиболее важных открытий, когда-либо сделанных в психотерапии; в 1949-1955 гг. только в США проводилось по 5 тыс. таких операций ежегодно. Однако наука не стоит на месте: в 60-е годы интенсивно развиваемая психофармакология снабдила врачей новыми лекарствами (транквилизаторами и др.), что сделало лоботомию излишней. Но методы Мониша не признавались сомнительными!

Авторы-плагиаторы (трое из них - женщины) сетуют на то, что женщины получали премии “всего четыре раза” (с.339). Здесь вновь грубая ошибка: только Нобелевские премии по физиологии или медицине получили семь женщин, а всего нобелевских лауреатов-женщин - 34! Эта цифра по отношению к общему количеству персон-лауреатов (758 человек) дает 4.5%, что примерно соответствует наукометрическим данным о гендерной структуре научных открытий мирового класса в XX в.

Статьи-вступления к разделам “Литература” и “Нобелевские премии мира” написаны относительно толково, но и они, по-видимому, определяют творческое кредо составителей данной книги, поскольку все издание в целом носит небрежно-поверхностный характер. Во вступлении к Нобелевской премии мира совершенно не сказано о том, что ее может получить организация, хотя в структуре раздела некоторые организации представлены.

Вступление к разделу “Нобелевские премии по экономике” (вновь почему-то во множественном числе) пестрит просто вопиющими ошибками.

Во-первых, авторы так и не удосужились привести правильное название премии в данной области.

Во-вторых, они утверждают, что Шведская Королевская Академия наук занимается выбором комитета по экономике (а также физике и химии).

В-третьих, демонстрируют поразительное “знание” нобелевских ритуалов и географии: оказывается, король Швеции вручает премии в Концертном зале в Копенгагене (!!!).

В-четвертых, оказывается, Нобелевские лекции “публикуются в специальном издании “Нобелевские лауреаты” (?!). Хорошо известно, что первоначально Нобелевские лекции публикуются в официальном ежегоднике Нобелевского фонда “Les Prix Nobel”, затем в различных журнально-книжных изданиях и, наконец, в специальных многотомниках “Нобелевские лекции”, изданных в Нидерландах и Сингапуре, а с 2006 г. выходящих и на русском языке в Москве.

Основную часть издания составляют собственно биографии нобелевских лауреатов. Ни во введении, ни во вступительных статьях авторы не комментируют принцип подбора текстов. Прежде всего следует отметить, что из 776 лауреатов (или 764, поскольку авторы привели данные по 2004 г. включительно) в книгу вошли статьи лишь о 397 (!), а именно: 102 физиках, 60 химиках, 60 физиологах, 97 литераторах (на удивление, - всех!), 36 миротворцах и 42 экономистах. Непонятен принцип отбора лауреатов: не поясняя причин, авторы привели биографии только “избранных” лауреатов.

Так, в 1902 г. премии по физике были удостоены двое ученых - Хендрик Лоренц и Питер Зееман, однако в книге приведена лишь статья о Лоренце (с.12-13). В издании отсутствуют статьи и о других “парных” лауреатах. Это вполне можно проиллюстрировать на примере физиков: А.Беккерель (1903), Д.У.Стретт - лорд Релей (1904), Ф.Браун (1909), У.Г.Брэгг (1915), Д.Франк (1925), Ч.Т.Вильсон (1927), Э.Шредингер (1933), К.Андерсон (1936), Дж.П.Томсон (1937), Э.Уолтон (1951), В.Боте (1954), П.Куш (1955), У.Браттейн и У.Шокли (1956), Я.Чжэньнин (1957) и т.д. и т.п. Или, например, среди статей о лауреатах-экономистах выпадает период с 1995 по 1998 г. Подобный перечень можно привести и по другим номинациям, кроме литературы.

Удивительно вольно оперируют плагиаторы и датами. Вот только несколько примеров. Моммзен Теодор (1817-1903). “В 1938 (!) г. Моммзен поступил в Кильский университет, где намеревался изучать юриспруденцию” (с.466). Шпиттелер Карл. Нобелевская премия по литературе 1919 г. (с.498). “В 1920 г. Шпиттелер получает Нобелевскую премию по литературе “за несравненный эпос «Олимпийская весна»” (с.499). Да, премия присуждена в 1920 г., но за 1919 г. Фо Дарио. Нобелевская премия по литературе 1997 г. (с.646). “В 1977 г. (!) Дарио Фо был удостоен Нобелевской премии…” (с.647). В статье о лауреатах по физике 1903 г. Пьере и Мари Кюри даты жизни приведены обобщенно, одни на двоих - 1859-1906 [годы жизни П.Кюри. - В.Т.] (с.14).

Тексты статей написаны (точнее списаны) крайне небрежно, местами очень напоминая дурной подстрочник, не выверенный нерадивым редактором, а местами - известные конфузные обороты школьных сочинений. Например, “в 1943 г. О’Нил полностью утратил работоспособность из-за тяжелого поражения нервной системы. После болезни он успел написать две пьесы” (с.531). “Учеба [М.Шолохова. - В.Т.] продолжалась до 1918 г., пока Донская область не стала ареной гражданской войны” (с.578). “Отец мальчика был раввином хасидской школы. Мальчик учился в приходской школе” (!) (с.608). “в следующем г. [году? - В.Т.] Канторович стал директором Института системных исследований АН СССР” (с.757) и т.д.

Большое внимание в каждой статье уделено вопросам личной жизни лауреатов. В частности, перечисляются все многочисленные браки, с подробным упоминанием имен избранниц (избранников), количества детей и т.д. Однако, например, в статье о нашем соотечественнике А.И.Солженицыне нет сведений о его двух браках и троих сыновьях. Статьи об отечественных лауреатах просто поражают, хотя разыскание сведений биографического характера, тем более в настоящее время, не представляет значительной сложности. Однако именно эти материалы весьма лаконичны на фоне биографий зарубежных лауреатов.

Отмечены примеры путаницы в именах: Александр Исаевич Солженицын. Его отец “подпоручик Исаакий Семенович…” (с.590). Шимборская Вислава - Шимборска (с.642), Кутцие Джон (с.850) - Кутзее и др. Авторы не потрудились привести правильное написание имен многих лауреатов, а ведь зачастую именно этот фактор осложняет работу по разысканию какой-либо информации о них. Данный вопрос уже неоднократно обсуждался нобелистами на страницах всевозможных изданий.

Синтаксическое строение предложений, многочисленные стилистические погрешности позволяют говорить о чрезвычайной языковой скудости авторов. “1870 г. стал для поэта [Сюлли-Прюдома. - В.Т.] сложным: в течение нескольких дней умерли его мать, дядя и тетя. В том же году началась франко-прусская война” (с.464). “Родным языком Фредерика [Мистраля. - В.Т.] был провансальский, который достаточно сильно отличается от французского литературного языка. В пансионе Фредерик целенаправленно говорил на провансальском языке, перевел на провансальский первую эклогу Вергилия. После возвращения в Мейан (в 1847 г.) Мистраль создал провансальскую поэму в четырех песнях” (с.470). “…Липман был удостоен Нобелевской премии по физике 1908 г. В 1888 г. Липман женился. Он умер на борту парохода “La France”, возвращаясь из поездки в Канаду” (с.21). Следует отметить, что подобный принцип перечисления жизненных вех лауреатов использован в большинстве статей. “В 1911 г. Эйкен прочел курс лекций в Англии. В следующем году он провел шесть месяцев в Гарвардском университете”. На этом статья о Рудольфе Эйкене (1846-1926) обрывается (с.479). Такой обрывочный принцип построения текста характерен для всей книги.

Вызывают недоумение ремарки, оформленные в виде виньеток в конце многих статей. Сами авторы-плагиаторы в аннотации к изданию называют их “занимательными фактами из жизни лауреатов Нобелевской премии” (с.2). Вот некоторые примеры.

“Камерлинг-Оннес был очень любим сотрудниками лаборатории и студентами. В результате своих исследований он заслужил почетное прозвище Господин Абсолютный Нуль” (с.31).

“Тобин является членом американской Национальной академии наук, Американского философского общества, Американской академии наук и искусств и Американской статистической ассоциации. Ему присвоены ученые степени Сиракузского, Иллинойского, Нового Лиссабонского университетов и Дартмут- и Свортморколледжей” (с.775).

“Однажды в гостях 18-летняя девушка спросила Эйнштейна: - А кто Вы, собственно говоря, по специальности? - Я посвятил себя изучению физики, - следовал ответ. - Как, в таком возрасте Вы еще изучаете физику? - удивилась девушка. - Я и то разделалась с ней больше года назад” (с.43).

“Дирак был тихим и замкнутым человеком. Работать он предпочитал в одиночку, и учеников у него было немного. Ученый любил дальние прогулки пешком” (с.65).

На взгляд плагиаторов, приведенные ниже фрагменты, видимо, должны казаться особенно забавными.
“Манн любил свою супругу, однако брак не мог спасти его гомосексуальных влечений, которые преследовали писателя всю жизнь” (с.519).

“В детстве Синклер Льюис был некрасивым, неуклюжим прыщавым мальчиком. Он вызывал насмешки у детей и взрослых как своей внешностью, так и своими необычными взглядами. Он любил уединение, чтение стихов, избегал шумных игр и общения” (с.521).

“В последние годы Дюнан вел нищенский образ жизни. Однако о внешности своей он никогда не забывал. Для того чтобы выглядеть прилично, Анри Жан сюртук подкрашивал чернилами, а рубашки отбеливал мелом” (с.663).

По-видимому, составители рецензируемого издания единодушно являются приверженцами одного из идеологических направлений, поскольку многие из ремарок носят явно прокоммунистический характер.
В 1886 г. Роллан прочитал роман Л.Толстого «Война и мир». Произведение оказало на него сильное впечатление. Свое открытие Толстого Роллан назвал «озарением во мраке туннеля»” * (с.491).
* Да, г-н Тютюнник (В.Т.), эта "ремарка" возмутительно прокоммунистична. А уж остальные... - V.V.
8 ноября 1922 г. Франс написал в честь пятилетия Октябрьской революции в СССР: «Если в Европе есть еще друзья справедливости, они должны почтительно склониться перед этой Революцией, которая впервые в истории человечества попыталась учредить народную власть, действующую в интересах народа. Рожденная в лишениях, возросшая среди голода и войны, Советская власть еще не довершила своего громадного замысла и не осуществила еще царства справедливости. Но она, по крайней мере, заложила его основы»" (с.503). *
* См. полный текст этой замечательной статьи Анатоля Франса. - V.V.
“В 1931 г. драматург [Б.Шоу. - В.Т.] посетил СССР. Он пришел в восторг от Советской страны, до конца жизни восхищался советским строем и достижениями” * (с.511).
* Подробнее об отношении Бернарда Шоу к Октябрьской Революции, В.И. Ленину и об его поездке в нашу страну - Советский Союз - см. в разделе "Камертон" - V.V.
“В конце 1958 г. Сальваторе Квазимодо посетил СССР, где из-за болезни задержался до весны следующего года” (с.567).

“В начале 1940-х гг. Неруда увлекался марксизмом. Это оказало влияние на его творчество. Неруда был членом коммунистической партии” * (с.593).

* Усугубим "прокоммунистичность" - Пабло Неруда был лауреатом не только Нобелевской премии, но также Международной премии мира (1950 г.) и Международной Ленинской премии за укрепление мира между народами (1953 г.) - V.V.
“Жена Зингера Руня придерживалась коммунистических убеждений. В 1930-х гг. она забрала сына и уехала в Советский Союз” (с.609).
Конечно, мы не против упоминания таких деталей в биографиях выдающихся деятелей, но в биографиях пространных и детальных. Когда же читателям представляется полуторастраничная (по сути, энциклопедическая) статья, в которой каждая фраза должна нести сконцентрированный смысл, подобные “перлы” просто недопустимы, так как они становятся для читателей не отдельными штрихами в жизни выдающейся личности, но определяющими.

Следует остановиться еще на одной составной части издания - подборке портретов лауреатов Нобелевских премий. Авторы и здесь остались верными себе: принцип отбора, количество и качество иллюстраций вызывают недоумение. Судя по всему, более благосклонны они к лауреатам-физикам, украсив свое издание 19 их изображениями. Затем - 16 физиологов, 13 - писателей, 11 - химиков, 5 - миротворцев. Фотографии лауреатов-экономистов почему-то и вовсе не включены. Изображения большинства из них представлены в виде фотографий, однако часть выполнена в виде рисунков (кстати, без указания авторства), больше напоминающих дружеские шаржи. Такой “чести” удостоились наши соотечественники - П.Л.Капица, Л.Д.Ландау, И.П.Павлов. И.И.Мечников, Б.Л.Пастернак, И.А.Бродский; почему-то в этом ряду оказалась Мать Тереза. Этот факт можно расценить только так: взято первое, что попалось под руку.

Отдельное внимание стоит обратить на приложение, озаглавленное “Полный перечень лауреатов Нобелевских премий” (с.823-862), где в обратно-хронологическом порядке по областям присуждения приведены фамилии лауреатов с краткими аннотациями их достижений. Для лауреатов-писателей и миротворцев почему-то сделано исключение - упоминания об их заслугах отсутствуют вовсе. Составители даже не позаботились о том, чтобы облегчить читателям задачу поиска статей о том или ином лауреате, указав в списках страницы с искомым текстом.

Подводя итог, с грустью, переходящей в возмущение, приходиться констатировать, что издания, подобные этому, не только не способствуют популяризации нобелевской тематики, но являются вредными. Претендуя на некое подобие справочника, пользуясь модой в тематике и бизнес-порывами, безудержной вакханалией в понимании правил демократии (что хочу, то и пишу, списываю, издаю), плагиаторы пытались стать авторами популярной книги. Факт, к сожалению, довольно частый в последние годы. Но такие лжеиздания не могут дать читателям достоверную информацию, они лишь наносят вред.

1. Чернов А.С. Нобели: взгляд из старого Тамбова / Ред. В.М.Тютюнник. Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена, 2005.

2. Лауреаты Нобелевских премий: энциклопедия. В 2 т. Пер. с англ. М., 1992.

НОВЫЕ КНИГИ

Астрономия

Ю.Н.Ефремов. МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ. Фрязино: Век 2, 2006. 64 с. (Из сер. “Наука сегодня”.)

Если сказать о Галактике кратко, то это порядка 100 млрд разнообразных звезд и остатков их эволюции (белые карлики, нейтронные звезды и черные дыры), различные звездные агрегаты (скопления, ассоциации, потоки, кратные системы), межзвездное вещество, организованное в холодные облака с фрактальной структурой, горячие “пузыри” и “тоннели”, а также сверхмассивная черная дыра в центре Галактики и гигантская масса неведомого темного вещества, окутывающего Галактику в виде гало протяженностью около 300 тыс. св. лет. Можно ли обо всем этом рассказать в одной маленькой книжке?

Оказывается, можно. Книга написана для тех, кто хочет освежить в памяти элементы галактической астрономии и узнать о последних результатах изучения нашей звездной системы. Автор, один из активнейших исследователей Млечного Пути, напомнил историю открытия Галактики, рассказал о важнейших элементах ее структуры, о последних открытиях и белых пятнах на карте Галактики.

Парадоксально, что астрономы видят “границы” Вселенной, но не знают, сколько спиральных рукавов в диске нашей Галактики. Можно ли построить полную карту Галактики и какие еще географические открытия предстоит в ней сделать, - об этом читатель узнает из книги.

Социальная география

РОССИЯ И ЕЕ РЕГИОНЫ В XX ВЕКЕ: Территория - расселение - миграции. Под ред. О.Б.Глезер и П.М.Поляна. М.: ОГИ, 2005. 816 с.

Монография, посвященная 80-летию старейшины советско-российской геоурбанистики - профессора Г.М.Лаппо, подготовлена в рамках исследований по теме “Структура и динамика регионального расселения в Российской Федерации”, выполнявшейся в Отделе социальной и экономической географии Института географии РАН.

В сборнике на основе статистических и архивных данных проанализированы итоги геодемографических процессов в России XX в. Детально исследованы 1990-е годы, в частности полицентричное развитие страны, адаптация населения в переходный период. Представлены многочисленные карты и диаграммы.

Большое внимание уделено урбанизации, структуре и динамике населения, миграционным процессам, включая внешние и внутренние перемещения населения. Детально отражены политическая и трудовая эмиграция и иммиграция и массовые репрессии советского времени (депортация и высылка). Вековой анализ завершают итоги и уроки Всероссийской переписи населения 2002 г.

Ядро авторского коллектива составляют профессиональные географы, в том числе и такие, кто в последнее время все чаще обращается к историко-географическим сюжетам (Г.М.Лаппо, П.М.Полян, С.А.Тархов), но есть среди авторов и “чистые” историки (П.Гатрелл, Н.Бэрон), этнографы (Н.В.Бессонов) и демографы (С.В.Захаров).

Издание предназначено для широкой аудитории - ученых, преподавателей, студентов, политиков и всех интересующихся социальной географией России XX в.

География

Е.М.Зингер. ШПИЦБЕРГЕН - ЛЕДОВЫЙ АРХИПЕЛАГ. М.: Пента, 2006. 303 с.

Книга знакомит читателя с богатейшей историей освоения и изучения Шпицбергена, с его уникальной природой, животным и растительным миром, с русскими поморами, которые первыми ступили на холодный берег архипелага, с историческими экспедициями к Северному полюсу, с самыми северными на земном шаре угольными рудниками.

Немалое место уделено в книге и теме международного сотрудничества: на архипелаге давно установились прочные добрососедские отношения между российскими и норвежскими горняками, живущими и работающими недалеко друг от друга.

Перед автором стояла непростая задача: попытаться дать в рамках одной книги многогранную картину природной среды Шпицбергена, истории его исследования и хозяйственного освоения. Весь насыщенный материал логично “вживлен” в ткань повествования о деятельности ледниковой экспедиции, много лет базирующейся на рудниках треста “Арктикуголь”. Описание трудовых будней составляет основную сюжетную канву всего произведения. Перед читателем проходит целая галерея портретов: шахтеров, вертолетчиков, моряков, ученых, работавших на Шпицбергене. Читатель встретит в книге имена знаменитостей В.Баренца, Г.Гудзона, М.В.Ломоносова, В.Я.Чичагова, С.О.Макарова, А.Э.Норденшельда, Ф.Нансена, Р.Амундсена, Р.Берда и других.

Автор книги - известный российский исследователь Арктики и популяризатор науки, Почетный полярник СССР, сотрудник Института географии РАН, участник 50 экспедиций в Арктику, Сибирь, на Памир. С 1965 по 2005 г. он возглавлял все 40 гляциологических экспедиций на Шпицберген.

История науки

П.П.Супруненко, Ю.П.Супруненко. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И МОРЕПЛАВАТЕЛИ. В 2 кн. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2005. 464 с. (Из сер. “Популярная энциклопедия”.)

Путешественник - не профессия (пожалуй, лишь такие, как Федор Конюхов, Виталий Сундаков или Яцек Палкевич, могут назвать себя профессиональными путешественниками), но навыки выживания в непривычных природных условиях необходимы многим.

Каких только путешествий не совершало человечество на своем историческом пути: научно-познавательные, корыстно-пиратские, поощряемые властями и проводимые на пожертвования, вынужденные и добровольные, вдохновляемые “музой странствий” и подгоняемые “ветром перемен”. Мореплаватели и путешественники ярче всего воплотили в жизнь стремление людей к открытиям и поиску неведомого. Биографии тех, кто отправлялся в путь, собрали журналист П.П.Супруненко и географ Ю.П.Супруненко в своеобразный энциклопедический том. Среди “покорителей пространств” - землепроходцы, ученые, писатели, военные, натуралисты, журналисты, моряки, спортсмены, коммерсанты, купцы и просто мечтатели, авантюристы, искатели сокровищ.

В книге приведено около тысячи имен всемирно известных первооткрывателей разных эпох и стран, рассказывается об их интересных судьбах. Об одних персонажах говорится скромно, сжато, почти как в анкете; биографии других насыщены, оживлены интересными сведениями, любопытными отзывами современников. А кого еще породит технический прогресс, “прозрачные” границы и стремление к единению мирового сообщества, покажет будущее.

История науки

О.А.Кузнецов, В.Г.Нейман. К ИСТОРИИ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНСТИТУТА ОКЕАНОЛОГИИ им.П.П.ШИРШОВА. М.: Научный мир, 2005. 520 с.

Авторы посвящают эту книгу двум знаменательным датам в истории Института океанологии (ИО РАН) - его 60-летию, которое отмечается в 2006 году, и столетию со дня рождения Петра Петровича Ширшова (1905-1953), его основателя и первого директора.

В издании систематизированы и опубликованы сохранившиеся и доступные на сегодняшний день документальные сведения об океанских, морских и прибрежных экспедициях, проведенных ИО РАН в период с 1946 по 2004 г. включительно. Наряду с хронологическим перечнем основных статистических данных, задач и кратких предварительных результатов по каждой экспедиции в книге в сжатой форме даны описания этапов развития морских экспедиционных исследований по основным направлениям научной деятельности ИО РАН.

В качестве справочно-информационного документа книга в первую очередь адресована научным работникам, интересующимся материалами многочисленных экспедиций, а также непосредственным участникам, их коллегам и последователям.

На первой странице обложки - шлюпка “Прибой” - первое собственное плавсредство ИО РАН.