КОГНИТАРИАТ ВЫХОДИТ НА АВАНСЦЕНУ
Какой должна быть оптимальная стратегия реформы высшего образования
Валентин Александрович Бажанов
доктор философских наук, профессор,
заведующий кафедрой философии Ульяновского государственного
университета.
МНОГОЕ из того, о чем говорили родоначальники марксизма, оказалось неверным. Но одна оценка, данная Энгельсом, имеет силу и поныне. Более того, значение этой оценки лишь возрастает. Я имею в виду образное суждение о том, что в битве при Садовой и в целом в войне между Пруссией и Австрией победил учитель. Прусская система народного образования, безусловно, превосходила австрийскую, и, стало быть, прусский солдат был более грамотен, начитан и культурен, нежели австрийский; аналогично и прусские генералы превосходили в интеллектуальном плане австрийский генералитет. Последующая история неоднократно доказывала, что даже результат военных действий непосредственно определяется не столько "силой оружия", сколько "силой интеллекта", причем это имеет куда большее значение для эпохи информационной цивилизации - эпохи XXI века. Пролетариат, основное действующее лицо прошлого столетия, уходит на задний план истории, на авансцену выходит когнитариат. И именно он будет определять благополучие государства в грядущем столетии. Вроде бы в важности образования не сомневается никто. Но мало кто знает, что Россия по числу образованных людей существенно отстает от тех, кто уже стоит на пороге информационной цивилизации. В США на 10 тысяч жителей - примерно 670 студентов университетов; у нас, даже согласно закону об образовании, должно быть 170 студентов на 10 тысяч населения (в среднем по России ныне 174 студента на 10 тысяч населения; но в ряде субъектов Федерации эта цифра существенно меньше). Мало кто знает, что в США 37% трудоспособного населения (т.е. от 25 до 65 лет) имеет высшее образование; десятку наиболее образованных в этом смысле стран замыкает Италия (6% трудоспособного населения получило высшее образование). Россия в эту десятку не входит. Мало, наконец, кто знает, что реформа прусского народного образования началась с университета, с создания фон Гумбольдтом в 1810 г. университета исследовательского типа - Берлинского университета. Причем создавался он в условиях французской оккупации, когда по распоряжению Наполеона был закрыт университет в Галле. Фридрих-Вильгельм II, император Пруссии, при открытии университета подчеркнул, что "потерянное физически (в результате французской оккупации. - В.Б.) должно быть возмещено в духовной области". Немцы начали свое восхождение к вершинам культуры с образования тех, кто должен нести образование в народ - с учителя, и начали это с создания университета, который обучал студентов посредством их приобщения к достижению истины. Ныне Россия стоит на пороге реформирования своей системы образования. К сожалению, по-прежнему образование (в том числе и высшее) не ходит в фаворитах у власти. Министр общего и профессионального образования РФ Александр Тихонов вынужден был признаться, что прием на бюджетные места в вузы России в этом году сокращается на 10% (хотя позже он утверждал, что прием в этом году такой же, что и в прошлом). Речь также идет о слиянии ряда вузов с целью экономии бюджетных средств. Чрезвычайно важно для будущего высшего образования избрать наиболее оптимальную стратегию реформы, девизом которой должен стать принцип "не навреди". Выработать эту стратегию необходимо самим заинтересованным сторонам (т.е. вузам). Отдать прерогативу ее выработки лишь чиновникам от образования - значит пойти по пути выработки достаточно формальной, "бессубъектной" концепции типа так называемых государственных стандартов, согласно которым построение учебных программ вузами строго регламентировано; вузы фактически лишены какой-либо свободы действия, которая должна была бы определяться традициями и возможностями профессорско-преподавательского состава. Едва ли не все специальности по всей России должны преподаваться строго унифицированным образом и в смысле набора предметов, и в смысле их содержания. Все вузы, согласно министерским "стандартам", оказываются таким образом подстриженными под одну гребенку. То же самое может оказаться в еще более серьезном деле - реформирования самой системы высшего образования, самих вузов. Хотя министерские реформаторы вроде бы и учитывают, что школьного учителя во всем мире вообще-то готовят в классическом университете и именно под эгидой классических университетов происходили до сих пор объединения (например, в Саратове), но это лишь эпизод в программе реформ, о которой можно судить только по слухам, а они несут информацию и о неразумных, мягко выражаясь, аспектах реформы. Ходят, например, слухи и о существенном сокращении числа преподавателей; кое-где (в Ульяновском Государственном педагогическом университете) их уже сократили за счет пол- и четвертьставочников почти на 1/3 - 1/4. А это значит, что резко возрастет нагрузка преподавателей, которая и сейчас весьма высока. Это значит, что качество преподавания неизбежно снизится, ведь существенно сократится время на подготовку к занятиям и разработку новых курсов. Это значит, что отток преподавателей, особенно молодых, получающих уж совсем мизерные, даже по нашим меркам, зарплаты, из системы образования в систему торговли и челночного бизнеса интенсифицируется. Это значит, что ряды КПРФ пополнятся, но не за счет пенсионеров, а за счет студентов и интеллигенции. Это значит, наконец, что деградация российского образования продолжится. Академик В.И. Арнольд ("Известия", 1998, 16 января; "Природа", 1998, N 4) сравнил вред, который приносит нашей стране происходящее уничтожение фундаментальной науки, с вредом, который принесли западной цивилизации костры инквизиции. Если реформы, задуманные министерством, действительно начнут претворяться в жизнь, то можно будет образ костров инквизиции использовать и по отношению к образованию. Недавно сенат США принял проект закона, который увеличивает с осени 1998 года ежегодную квоту для тех, кто приглашается в США на высококвалифицированную работу (в первую очередь в области высоких технологий) с 65 тысяч до 95 тысяч. Весьма вероятно, что конгресс США одобрит этот закон. США нуждается в умных головах. Мы, похоже, нет. Все-таки, видимо, не случайно именно в России родилось бессмертное "Горе от ума"? |