НГ - НАУКА
№ 8 (12) [2 IX 1998 г.]
© "НГ-Наука"
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Сокращение численности
профессорско-преподавательского состава отечественных вузов
фактически осуществляется по рекомендации западных экспертов

Александр Петрович Березовский
вице-президент ИМПЭ имени А.С. Грибоедова.

Иван Сергеевич Болотин
заведующий кафедрой социологии и правоведения МАТИ РГТУ имени К.Э. Циолковского.

ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ (разумеется, русской, ибо это только наше национальное дитя) в последнее время не говорил и не писал только ленивый. В конце 80-х - начале 90-х появилась надежда, что проблема теперь уже советской интеллигенции будет "решена" в ближайшее время. Основанием для этого были демократические преобразования в стране, в частности, изменения режима миграции. В результате ожидался в ближайшие 4-6 лет отъезд из России минимум половины ученых и вузовских преподавателей. "Утечка мозгов" взволновала все интеллигентные (и даже не очень) умы. По рекомендации ЮНЕСКО стали учреждать комитет по проблеме "утечки умов" из СССР. Не успели. Осенью 1991 г. его преобразовали в Российский комитет. Потом за "ненадобностью" забыли о нем. Потому и ходят самые разные слухи о числе отъезжающих за рубеж ученых: от 5-6 тысяч до 100 тысяч в год. Сколько на самом деле, не знает никто. Трудно подсчитать, а главное - зачем?

И вообще, наличные-то научно-педагогические и научные кадры эксперты рекомендуют уменьшить в 2-3 раза. (Речь, по-видимому, идет о нашумевшем оценочном докладе "Научно-техническая и инновационная политика. Российская Федерация", подготовленном экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1993 году - ред.) Парадоксально, но факт: практические меры самого насыщенного за всю историю России академиками и профессорами правительства соответствовали этим экспертным рекомендациям.

Сокращается и вузовский сектор науки. Число сотрудников в этих учреждениях сократилось с 1990/91 по 1995/96 учебный год с 108,7 до 52,1 тыс. человек, или на 52%. За те же годы количество научно-педагогических работников выросло с 219,7 до 225,5 тыс. человек, или на 3%.

Наибольший рост характерен для самой квалифицированной части научно-педагогического потенциала. В 1990/91 учебном году в вузах России насчитывалось 13,7 тыс. докторов наук, а в 1996/97 учебном году их стало 21,4 тыс. Число профессоров в эти годы было (соответственно) 12,9 и 22,3 тыс. человек. В условиях слабой востребованности продуктов научной деятельности передача знаний, преподавание приобретает большее значение. Уровень квалификации преподавателей становится важнейшим фактором качества подготовки специалистов еще и потому, что другие ее составляющие теряют свое влияние. Так, например, проблематичным становится качественное проведение производственной практики из-за кризисного состояния многих отраслей хозяйства страны.

Значительное увеличение самой высококвалифицированной части научно-педагогического потенциала происходит в связи с перемещением части крупных ученых из академического и отраслевого секторов науки по причине слабой востребованности продуктов научной деятельности. Высшие же учебные заведения осуществляют подготовку специалистов по нарастающей. Процесс этот начался с 1993 и 1994 гг., когда многие показатели их работы стали увеличиваться (часто не благодаря усилию властных структур, а вопреки им).

Но высшая школа проявляет свою жизнеспособность, не только увеличивая подготовку специалистов, но и расширяя воспроизводство кадров для самой себя. Большинство высших учебных заведений активно ведет подготовку аспирантов и докторантов. В современных условиях каждый вуз вынужден осуществлять это для себя в одиночку.

Начиная с 1994 г. прием в аспирантуру возрастает. В 1990 г. аспирантами стали 11,5 тыс. человек, а в 1996 г. - 24,5 тыс. Выпуск из аспирантуры в 1996 г. не достигает масштабов 1990 г., но движение к этому показателю (10,3 тыс.) происходит. Не достигает в 1996 г. уровня 90-го и показатель выпуска из аспирантуры с защитой диссертации в срок.

Опрос аспирантов двух высших учебных заведений (МАТИ РГТУ имени К.Э. Циолковского и МГУ имени М.В. Ломоносова) показал, что почти 17% респондентов назвали в качестве причины своего поступления в аспирантуру стремление избежать призыва в армию. Можно предположить, что в действительности этот фактор был значим для большей доли аспирантов.

Однако и процент тех, кто поступал в аспирантуру, руковод-ствуясь чисто познавательным интересом, значителен. В пользу этого говорит тот факт, что одновременно с увеличением числа поступающих в аспирантуру растет численность соискателей и защита ими кандидатских диссертаций. Количество соискателей близко числу принятых в аспирантуру. Так, в 1995 г. число соискателей ученой степени кандидата наук равнялось 18 035, а численность зачисленных в аспирантуру - 20 001; защищено кандидатских диссертаций было (соответственно) 1892 и 2013. Можно прогнозировать в близкой и среднесрочной перспективе сохранение данной тенденции. Она характерна и для докторантуры.

С 1990 по 1996 гг. число вузовских организаций, осуществляющих подготовку докторантов, увеличилось с 101 до 233, а докторантов - с 1179 человек до 2090, или на 77%. Более чем вдвое возрос прием в докторантуру, а выпуск - на 52%, в том числе с защитой диссертации - на 74%. Ежегодный рост количества докторов наук на 150-200 человек будет и в дальнейшем увеличивать долю в составе научно-педагогических кадров.

Важным моментом увеличения числа аспирантов, соискателей и докторантов является их омоложение. Все большую долю зачисленных в аспирантуру составляют ее абитуриенты, получившие диплом в том же году. Так, в 1995 г. доля самой младшей возрастной группы аспирантов (до 26 лет) составила почти 60%, а самой старшей (39 и более лет) - менее 4%. Возрастает и доля самой младшей возрастной группы докторантов (до 39 лет). В 1995 г. было более половины таких докторантов. Лиц в возрасте 60 и более лет в вузовской докторантуре не выявлено.

В составе докторантов преобладают мужчины, доля женщин уменьшается. В 1995 г. она составляла 28,7%, а в 1996-м - 27,8%.

Однако общие показатели, какими бы обнадеживающими они ни выглядели, не дают истинного представления об образовательных процессах в России. Выделение 89 субъектов Федерации привело к тому, что региональные различия достигли невиданных масштабов. Достаточно напомнить тот факт, что часть субъектов Федерации на момент их конституирования имела минимальное число высших учебных заведений, а например, республика Ингушетия не имела их совсем. Очевидно, что и по экономическим, и по политическим соображениям развивать систему высшего образования необходимо.

Практически по всем показателям субъекты Федерации, которые находятся или "далеко от Москвы", или не имели развитой вузовской системы до обретения ими статуса субъекта, уступают традиционным учебно-научным центрам. Это касается численности аспирантов и докторантов, обучающихся в одном вузе, доли докторов и профессоров в составе научно-педагогических кадров, их возраста и т.д. Воспользоваться помощью крупных вузов новоявленные субъекты в большинстве своем не могут по финансовым соображениям.

В этих условиях складываются стихийные механизмы выхода из сложившейся ситуации. Один из них - проникновение вузов из центра России в регионы. Проникают как государственные, так и негосударственные высшие учебные заведения. Причем частные вузы часто оказываются более мобильными и чаще бывают первыми.

Перед властными структурами и общественными организациями возникают проблемы: как распорядиться этим интеллектуальным капиталом, в каком направлении необходимо его развивать и т.п. Власть уже высказалась как: было предложено простое решение, но это та простота, которая хуже воровства. Выговор заместителю министра финансов за то, что он огласил принятое (по некоторым данным, еще в декабре 1997 г.) решение о сокращении численности профессорско-преподавательского состава, не помешает уменьшить их количество. Фактически процесс сокращения уже осуществляется, и данное решение, к сожалению, обязательно будет реализовано. Решение ОЭСР начала 90-х гг., таким образом, воплощается в жизнь.

Разумеется, проблема сохранения и мобилизации научно-педагогического потенциала не принадлежит к числу легких; сегодня ее обоснованно можно отнести в разряд мировых и актуальных. Не случайно XXVII сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО приняла в 1995 г. резолюцию 1.15 о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений. В подготовленном в соответствии с этой резолюцией докладе Генерального секретаря Федерико Майора отмечается, что развитие высшего образования, научной работы и исследовательской деятельности во многом зависит от квалификации и опыта преподавателей вузов, равно как и от их человеческих и педагогических качеств, подкрепляемых академической свободой, профессиональной ответственностью.

Преподавание в высшей школе объявляется профессией; оно рассматривается формой общественной службы, которая требует от преподавательских кадров высших учебных заведений экспертных знаний и специализированных навыков.

Одновременно в этом документе рекомендуется государствам-членам ЮНЕСКО и высшим учебным заведениям принимать все возможные в финансовом плане меры для обеспечения преподавательским кадрам высших учебных заведений достаточной зарплаты, с тем чтобы они могли полностью посвятить себя выполнению своих обязанностей и уделять необходимое время непрерывному повышению квалификации и периодическому обновлению знаний и навыков, имеющих важное значение для данной категории работников.

Значение преподавательских кадров отмечается и в документе ЮНЕСКО "Реформа и развитие высшего образования. Программный документ".

Но, видимо, это не тот случай, когда выполняются рекомендации международной организации. Система высшего образования России приближается к своему 200-летию. За два века существования в ней сложился механизм формирования и развития научно-педагогического потенциала. В настоящее время в судьбе России, а также ее высшей школы, происходит очередной крутой поворот. Государственные вузы оказываются предоставленными сами себе и во все меньшей мере ощущают поддержку государства.

Однако вне такой поддержки большинство из них не сможет выжить. Формы помощи могут быть разными и не сводятся к бюджетному финансированию. Интеллектуальный потенциал нуждается прежде всего в востребованности, в рекламе его воплощенных форм.


Любезно предоставлено редакцией ЭВНГ

VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!