О ПСЕВДОНАУЧНОМ СЕРВИСЕ
В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Н.В. Анисимов, В.В. Гладун, Л.В. Губский, 
Ю.А. Пирогов, Д.А. Тищенко

 

Сеть Интернет используется не только для научного, но и для псевдонаучного сервиса - как трибуна для тех, кто обещает простое решение проблем бытия в обход традиционной науки, ее методов исследования и наработанного материала.

Дискутировать с ними, приводить научные аргументы, доказывающие несостоятельность их рецептов -пустая трата времени. Их рецепты адресованы внушаемым людям, которые доверяют материалам, напечатанных в газетах, пусть и помещенных в оплачиваемых рекламных разделах или в разделах, где подогревается интерес к непознанному материалами о снежном человеке, инопланетянах и т.п.

Научное сообщество не всегда способно отличить наивного, но добросовестного, “Кулибина” от корыстного шарлатана. Последний будет использовать любое соприкосновение с научным миром (знакомство с известными учеными, участие в научных мероприятиях), для саморекламы. Если шарлатан приносит в научное учреждение свое изобретенное средство для анализа, то нужно быть готовым к тому, что результаты исследования он будет интерпретировать так, как ему выгодно. После чего научному коллективу оказывается неудобно вступать в дискуссию с не всегда адекватной личностью. Поэтому задача научного сообщества - по возможности предотвратить попытки использовать научный авторитет для пропаганды псевдонаучных идей.

Поисковые средства сети Интернет помогают решать эту задачу. Весьма эффективным представляется просмотр тех сайтов, где лежат документы и другие материалы, на которые ссылается сам т.н. ученый.

Покажем, как это достигается на конкретном примере. Однажды в ЦМТС МГУ им. М.В.Ломоносова по e-mail пришло письмо - приводим его с незначительными сокращениями, орфография и пунктуация сохранены:

“... Мы хотим предложить Вам совместный проект по геронтологии, а именно, провести совместное платное исследование зависимости содержания воды в сером веществе головного мозга от возраста клиента. Из книги “Клиническая биохимия” ясно видно, что в момент рождения у всех людей процентное содержание воды в сером веществе головного мозга равно 84%, а в момент смерти - у всех оно равно 60%. Содержание воды падает всегда! Именно поэтому на Земле умерло 80 000 000 000 человек. У нас есть патентованная технология(безмедикаментозная), которая позволяет автоматически и периодически сбрасывать показатели биовозраста (отбрасывает организм назад по стреле времени в среднем на 8 лет за 3 дня). Мы хотели бы провести исследование, в котором нам хотелось бы посмотреть - изменяется ли процентное содержание воды в сером веществе головного мозга при нашем отбрасывании назад по стреле времени? С уважением геронтолог...”
На первый взгляд, пишет хотя и не совсем адекватный, но добросовестный исследователь - все-таки ссылается на книгу. Поскольку он сам позиционирует себя от некой платежеспособной организации, которая предлагает вполне посильную для нас работу, то трудно устоять от соблазна не завязать знакомство.

Мы решили проверить автора на адекватность и посоветовали попробовать свое изобретение на мелких животных. Это не стало для него неожиданностью:

“...Технология по сбрасыванию биовозраста подтверждена на короткоживужих мышах SHK (они живут максимум 2 года 50 дней, - я им сделал - 3 года. Есть заключение Академии последипломного образования врачей, отдел иммунологии). На людях есть исследование, достоверно подтверждающее уменьшение биовозраста за 3 дня в среднем на 7 лет...”
Чудак не так прост, решили мы. Пришлось смотреть, что о нем известно в сети Интернет. Оказалось, что геронтолог - известный деятель, который изобрел гомеопатическое средство, с помощью которого якобы можно воздействовать на биологический объект. Есть у него и публикации - обычно тезисы, но есть и развернутая статья - на одной страничке не уместилась, в журнале "Успехи геронтологии". На некоторых сайтах проводятся форумы с обсуждением его результатов. Известный геронтолог позаботился и о тех, у кого нет компьютера или недоступен Интернет. О его изобретении доходчиво излагается в популярных газетах (“Аргументы и факты”, “Московский комсомолец” и др.). Соответствующие разделы этих газет посвящены целителям и колдунам, и обычно не удостаивались нашего внимания.

Например, в газете “Аргументы и факты” (№8, 2006 г.) тем, кто не хочет стареть или болеть, предлагается приобрести его изделие - “Медальон бессмертия”, который необходимо носить на теле. Важно то, что там есть ссылка на сайт www.lenger.ru, где есть подробная информация.

На этом сайте дано изображение самого изобретателя, почему-то не очень разборчивое. А ведь в рекламных материалах - про эффективность препарата сказано, что лучшим доказательством является сам нестареющий ученый. Все-таки впечатление такое, что это обычный для своего 50-летнего возраста мужчина, сутулый и склонный к полноте.

Важно, что на www.lenger.ru дано изображение патента, в результате чего можно навести справки в федеральном патентном ведомстве. Зайдя на сайт www.fips.ru в режиме свободного доступа, можно ознакомиться с формулой изобретения геронтолога - №2193412.

“Реферат. Изобретение относится к геронтологии, а именно к растительным средствам, управляющим онтогенезом биологического объекта, и может быть использовано в медицине, в животноводстве, в сельском хозяйстве. В качестве биологически активного препарата, управляющего онтогенезом биологического объекта, применяют гомеопатический раствор первого десятичного разведения смеси соков проростков гороха семейств "lequminosae" и "Pisum sativum" и сока листьев шалфея лекарственного "Salvia officinalis". Препарат является эффективным и доступным растительным биологически активным средством, позволяющим воздействовать на объект в зависимости от заданных требований, т.е. в два и более раз замедлять рост клеток, или поддерживать объект в постоянном состоянии, или же предотвращать рост новых образований. 5 з.п.ф-лы.”
Конечно, у скептика возникнут вопросы - каким образом автор подобрал нужные компоненты и пропорции - методом озарения или проводил масштабные исследования, обобщил литературные данные. Больше похоже на то, что в качестве изобретения зарегистрировано типичное знахарское снадобье. Оно и используется для производства “Медальона бессмертия”.

Но один геронтолог не может в одиночку рекламировать и продавать свое изделие. А ведь еще нужны специалисты по биополю. Ведь согласно информации с www.lenger.ru, важное условие реализации лечебных свойств препарата - это нормализация биополя. Понятное дело, если гороховый препарат не помог, то надо нормализовать биополе. А сколько на это уйдет времени и денег?

Итак, нужна организация. Какая? Наверное та, которая занималась патентованием - ЗАО СКАЙ ЛТД. Интересно, что согласно www.fips.ru эта организация патентовала похожее изобретение других мало известных авторов под №2169575.

“Реферат. Изобретение относится к медицине, а именно к созданию средства растительного происхождения, которое может быть использовано для лечения и профилактики старения организма. Сущность изобретения: предложен состав, включающий куркуму длинную, чернушку дамасскую, миробалан, имбирь лекарственный, чеснок, кардамон, перец кубеба, длинный перец, корицу и сахар. Предложенный состав обладает антиоксидантной зашитой, восстанавливает микроэлементный баланс в организме, активизирует иммунную и гормональную системы...”
В настоящее время найти информацию о действующем ЗАО СКАЙ ЛТД не удается. Чтобы узнать прошлое этой фирмы, мы с помощью Google вышли на сайт Федеральной службы по финансовым рынкам www.fcsm.cis.ru. Выяснилось, что ЗАО была зарегистрирована в Алтайском крае. Затем, видимо, плохи стали ее дела, поскольку (цитируем с сокращениями):
“Распоряжением РО ФКЦБ России в Сибирском федеральном округе от 02.03.2004 ... признало выпуск акций обыкновенных именных бездокументарных закрытого акционерного общества "СКАЙ ЛТД" с индивидуальным государственным регистрационным номером 77-1-093, зарегистрированный 30.05.1996 Министерством финансов Республики Алтай, несостоявшимся и произвело аннулирование его государственной регистрации.”
Наверное поэтому геронтолог решил дистанцироваться от этой фирмы. На сайте www.lenger.ru можно заметить, что на изображении патента есть участок, где должно находиться имя патентообладателя - фирма ЗАО СКАЙ ЛТД, но там просто белое пятно.

Из других фирм, связанных с геронтологом, остается только ООО “Виктория” из г.Москвы, которая, согласно информации с www.genver.ru, продает “Медальон бессмертия”. В поисках ООО “Виктории” помощью Google попадаем на сайт, рекламирующий автозапчасти (www.avtozapcriasty.ru). Наверное, задумано так, что покупатель автозапчастей поневоле заинтересуется “медальоном бессмертия”, поскольку езда на автомобиле - занятие опасное для жизни.

Итак, неясно, с какой же организацией мы заключим договор? В ходе переписки геронтолог указал, что фирма, которую он представляет - это НПК “SSF technologies”, однако через Google не удалось найти никаких упоминаний об указанной фирме. Вопрос к геронтологу о том, где находится хотя бы офис этой компании остался без ответа.

Итого - не выдал геронтолог страшную тайну о своих соратниках. Так и не удалось нам провести совместные работы с изобретателем. Всего-то нам хотелось узнать, кому он доверяет свое изделие, за что им такая привилегия.

Итак, поисковые системы сети Интернет позволяют выявить основные признаки псевдонаучной деятельности - отсутствие ясности в организационной структуре, сомнительная ценность патентованного материала, скудость научных публикаций, апелляция (обычно, небескорыстная) к малообразованным слоям населения, уход от научной полемики по существу, нестандартная, а фактически, безграмотная аргументация. Научный сервис в сети Интернет должен способствовать тому, чтобы не происходило снижение планки научной требовательности, после чего переход от науки к псевдонауке может оказаться незамеченным.
 



VIVOS VOCO
Ноябрь 2006