|
. . . СОВЕТЫ ЛЕКТОРАМ . . . Из неопубликованных заметок |
_____Необходимо готовиться к лекции;
собрать интересное и важное, относящееся к теме - прямо или косвенно, составить
сжатый, по возможности, полный план и пройти по нему несколько раз. Еще
лучше - написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении,
прочитать вслух.
§ 2 _____Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это - важно помнить, так как психическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой. §3 _____Перед каждым выступлением следует мысленно пробегать план речи, так сказать, всякий раз приводить в порядок имеющийся материал. Когда лектор сознает, что хорошо помнит все то, о чем предстоит сказать, то это придает ему бодрость, внушает уверенность и успокаивает. § 4 _____Лектору, в особенности начинающему,
очень мешает боязнь слушателей, страх от сознания, что речь окажется
неудачной, то тягостное состояние души, которое хорошо знакомо каждому
выступающему публично: адвокату, певцу, музыканту и т. д. Все это, с практикой,
исчезает в значительной мере, хотя некоторое волнение, конечно, бывает
всегда.
§5 _____Начинать речь с обращения: “Товарищи”. Можно построить начальную фразу и так, чтобы эти слова были в середине: “Сегодня, товарищи, вам предстоит...”. §6 _____Говорить следует громко, ясно, отчетливо (дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность, сила. Не должно быть учительского тона, противного и ненужного - взрослым, скучного - молодежи. § 7 _____Тон речи может повышаться (то, что
в музыке crescendo), но следует вообще менять тон - повышать и понижать
его в связи со смыслом и значением данной фразы и даже отдельные слова
(логическое ударение). Тон подчеркивает. Иногда хорошо «упасть»
в тоне: с высокого, вдруг перейти на низкий, сделав паузу. Это «иногда»
определяется местом в речи. Говоришь о Толстом, - и первая фраза об его
«уходе» может быть сказана низким тоном; этим сразу подчеркивается величие
момента в жизни нашего великого писателя.
§ 8 _____Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают. §9 _____Не расхаживать по сцене, не делать однообразных движений, например покачиваний с ноги на ногу, приседать и т. п. § 10 _____Полезно всматриваться в отдельные группы слушателей (особенно в маленьких аудиториях, комнатах): слушатели смотрят на лектора, и им приятно, если лектор посмотрит на них. Этим привлекается внимание и завоевывается расположение к лектору. У лектора не должно быть одной какой-то точки, к которой привлекается во все время речи его взор. |
_____Лектор должен быть в достаточной мере освещен: лицо говорит вместе с языком. § 12 _____От лектора требуется большая выдержка и умение владеть собою при всех неблагоприятных обстоятельствах. Никакие отвлекающие причины не должны на него действовать (бинокли, газеты, поворачивания, шорох, плач ребенка, лай случайно забравшейся собаки). Лектор должен делать свое дело. Указанные мелочи (их можно насчитать с десяток), между которыми есть и действующие на самолюбие, с практикой, психически не будут оказывать влияния, к ним лектор привыкает. § 13 _____В случае резкого шума - призвать к тишине и продолжать речь. Если перед началом речи можно предположить, что будет шумно, если видно, что публика нервна, самую речь начать с призыва к тишине, а в этот призыв полезно включить одну-две фразы завлекающего характера. § 14 _____Избегать шаблона речи, он особенно опасен в начале и в конце. Публика подмечает все, и шаблон может быть поводом к какой-нибудь неожиданной выходке, например, шаблонно начатую лектором фразу закончит кто-нибудь в рядах и опередит лектора. Шаблон - совершенно недопустимое зло во всяком творчестве. § 15 _____Не применять в речи одних и тех же выражений, даже одних и тех же слов на близком расстоянии. Флобер и Мопассан советовали не ставить в тексте одинаковых слов ближе, чем на 200 строк. § 16 _____Форма речи - простая, понятная. Иностранный элемент допустим, но его следует тотчас же объяснить, а объяснение должно быть кратким, начеканенным; оно не должно задерживать надолго движение речи. Лучше не допускать трудно понимаемых ироний, аллегорий и т. п.; все это не усваивается неразвитыми умами, пропадает зря, хорошо действует простое наглядное сравнение, параллель, выразительный эпитет. § 17 _____Лирика допустима, но ее должно быть мало (тем она ценнее). Лирика должна быть искренней, как и вся речь вообще. Все же или почти все должно быть в форме и содержании речи, - вот почему предварительная подготовка и выработка плана так важны и необходимы. § 18 _____Элемент трогательного, жалостливого
может быть в речи, но чтобы "трогательное" действительно "трогало" сердце,
надо о трогательном говорить спокойно, холодно, бесстрастно: ни
голос не должен дрожать, ни слеза слышаться, не должно быть никакого внешнего
притока трогательности, от этого получается контрастный фон: черные
линии сливаются с черным фоном, а на белом выступают резко. Так и с трогательным.
§ 19 _____Чтобы лекция имела успех, надо:
_____Чтобы открыть (найти) такое начало, надо думать, взвесить всю речь и сообразить, какое из указанных выше начал и однородных с ними, здесь не помеченных, может подходить и быть в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью. Эта работа целиком творческая. _____Пример первый. Надо
говорить о Калигуле, римском императоре. Если лектор начнет с того, что
Калигула был сыном Германика и Агрипины, что родился в таком-то году, унаследовал
такие-то черты характера, так-то и там-то жил и воспитывался, то... внимание
вряд ли будет зацеплено. Почему? Потому что в этих сведениях нет ничего
необычного и, пожалуй интересного для того, чтобы завоевать внимание. Давать
этот материал все равно придется, но не сразу надо давать его, а только
иногда, когда привлечено уже внимание присутствующих, когда оно из рассеянного
станет сосредоточенным. Стоять можно на подготовленной почве, а не
на первой попавшейся случайной. Это - закон.
_____Вторая задача лектора - удержать внимание аудитории. Раз внимание возбуждено вступлением, надо хранить его, иначе перестанут слушать, начнется движение и, наконец, появится та “смесь” тягостных признаков равнодушия к словам лектора, которая убивает всякое желание продолжать речь. Удержать и даже увеличить внимание можно:
_____Краткость - отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего: оно расхолаживает и ведет к потере внимания слушателей. Чтобы из мрамора сделать лицо, надо удалить из него все то, что не есть лицо (мнение А.П. Чехова). Так и лектор ни под каким видом не должен допускать в своей речи ничего из того, что разжижает речь, что делает ее “предлинновенной”, что нарушает второе требование: быстрое движение речи вперед. _____Речь должна быть экономной, упругой. Нельзя рассуждать так: ничего, я оставлю это слово, это предложение, этот образ, хотя они и не особенно-то важны. Все неважное - выбрасывать, тогда и получится краткость, о которой тот же Чехов сказал: “Краткость - сестра таланта”. Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций - много. Тогда речь краткая, тогда она уподобляется вкусному вину, которого достаточно рюмки, чтобы почувствовать себя приятно опьяненным, тогда она исполнит завет Майкова: словам тесно, а мыслям просторно. _____Быстрое движение речи обязывает лектора не задерживать внимания в подходах к новым частям (новым вопросам - моментам) речи. Например, часто приходится слышать: “Что же касается до юмора Чехова, юмора крайне своеобразного, то о нем можно сказать следующее...”. _____Вместо этих нестоящих слов надо сказать: “Юмор Чехова отличается удивительной мягкостью и гуманностью”. _____Потом - закрепление примерами. _____Краткие освежающие отступления нужны в большой (скажем, часовой) речи, когда есть полное основание предполагать, что внимание слушателей могло утомиться. Утомленное внимание - невнимание. Отступления должны быть легкими, даже комического характера, и в то же время стоять в связи с содержанием данного места речи. В маленькой речи можно обойтись и без отступлений: внимание может сохраниться хорошими качествами самой речи. _____Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом. Например, в конце речи о Ломоносове (см. выше) можно сказать: “Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина - только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя”. _____Разумеется, такой конец не для всех речей обязателен. Конец - разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд - разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутье - тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего. § 20 _____Для успеха речи важно течение мысли
лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если
главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать.
Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья
из второй и т.д., или чтобы был естественный переход от одного к другому.
§ 21 _____Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. При недостатке собственной “глубокой мысли” дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами... |