"ХиЖ", № 11, 1988
© И.С. КонДоктор философских наук И.С. Кон ЧТО ТАКОЕ СИЗИФОВ ТРУД...
- 1. Сизифов труд - всякая потенциально полезная трудовая деятельность, актуальные результаты которой не могут быть реализованы в рамках существующего общества. Вследствие чего затрачиваемые на нее усилия становятся бесплодными, а сама работа - бесконечной.
- 2. Социальные причины этого могут быть как объективными (технико-экономическая отсталость), так и субъективными (непонимание, идеологическая косность и т. п.).
- 3. Поскольку никакое общество, за исключением карательной системы, специально рассчитанной на уничтожение личности, не заинтересовано в том, чтобы люди занимались бесполезной, с его точки зрения, работой, сизифов труд является по определению добровольной и свободной деятельностью. Он возникает по личной инициативе субъекта и становится проклятием, только когда тот осознает, что его труд дает желаемые результаты, однако кто-то более могущественный, чем он сам, пускает их под откос.
- 4. Психологически сизифова ситуация - результат конфликта между высокой оценкой субъектом результативности и общественной значимости своего труда и низкой оценкой возможностей его реализации.
- 5. Сизифова ситуация тем драматичнее, чем тривиальнее и самоочевиднее ее начальные условия. Доказывать полезность и необходимость таблицы умножения гораздо мучительнее, чем обосновывать новую парадоксальную научную теорию.
- 6. Затяжная сизифова ситуация выключает личность из продуктивной общественной деятельности, портит ее здоровье и характер и ведет к преждевременной гибели.
- 7. Теоретически сизифова ситуация может быть разрешена следующими путями:
Но поскольку варианты "а" и "г" не зависят от воли Сизифа, практически он должен выбирать между "б", "в", надеясь на "а".
- а) общество в конце концов принимает предлагаемые ему результаты;
- б) Сизиф бросает работу;
- в) Сизиф погибает, надорвавшись;
- г) конфликт теряет значение в связи с изменением условий.
...И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ?
- 1. Если вам показалось (абсолютную уверенность дает только паранойя, а относительную - общественное признание), что вы создали нечто социально значимое, сделайте все возможное для его реализации, с какими бы материальными и моральными издержками это ни было сопряжено.
- 2. Если это не удалось и вы оказались в сизифовой ситуации, установите достаточно долгий, но жесткий контрольный срок для прекращения работы, независимо от достигнутых практических результатов.
- 3. По истечении этого срока, уничтожьте вами же созданный камень,- опубликуйте рукопись, где только сумеете, подарите ее друзьям, сдайте в архив, а если она никого нс интересует - в макулатуру (обязательно даром, так как обменивать собственное нереализованное творчество на предмет повышенного массового спроса неэтично).
- 4. Какой бы болезненной ни была эта операция, никогда не сожалейте о ней. Вы не вырезаете у себя фунт мяса, а избавляетесь от раковой опухоли. Потомки, если до них вообще дойдет эта история, вас наверняка оправдают, а современники, не оказавшие вам поддержки, права голоса в этом вопросе не имеют.
- 5. Если ваше здоровье уже подорвано серией сизифовых ситуаций, постарайтесь впредь избегать социально-значимых тем и, во всяком случе, не доводите работу до стадии возможного внедрения, когда неизбежно возникает конфликт. Смотрите на свой труд как на игру, дающую удовольствие безотносительно к результату.
- 6. Если вы не можете выполнить советов 2-5,- не огорчайтесь и продолжайте действовать по правилу 1. Вы либо параноик, либо гений, либо "толкач", которому пробивание идеи доставляет больше удовольствия, чем ее разработка. В любом случае, следуйте законам собственной природы.
- 7. Не воспринимайте разрешение сизифовой ситуации в моральных категориях, как подвиг или капитуляцию. В силу ее абсурдности сизифова ситуация лежит вне сферы морали. В пересчете на бесконечность любой поступок приносит какие-то плоды и вместе с тем - абсолютно бесплоден. А способность бросить безнадежное дело так же похвальна, как настойчивость в отстаивании своей правоты.
Примечание 1. Все это написано на основе личного опыта после того, как автор сдал в макулатуру (1981 г.) научный архив по психологии юношеского возраста, собиравшийся им в течение 20 лет, убедившись в невозможности продолжать работы по этой теме. А также после того, как он понял (1983 г.), что книга "Введение в сексологию" может быть опубликована только за границей.
Примечание 2. Книга "Введение в сексологию" опубликована все же в 1988 году издательством "Медицина" тиражом 200000 экз.- что доказывает небесполезность всякого труда, в том числе и Сизифова.
Январь 1998 |