В.Л. Любошиц,"О Г.И.Копылове"
Е.Л. Фейнберг,"Сатира Г.И.Копылова"
А.В. Кессених, Предисловие и комментарий к "Стромынкину"
(роман в стихах)
- А почему оно красное?
- А потому что зелёное! Из детской загадки
|
Г.И. Копылов, 1945 год
Глава первая
УТРО
Сяду я за стол
и подумаю, как на свете жить с такою суммою... ________А.Кольцов |
___________1
___________2 Наметив план мероприятий,
___________3 По перечню читатель тотчас
___________4 Кто тащит булок половинки,
___________5 Но нет трамвая очень долго...
___________6 Где, где вы, бодрые задиры,
___________7 И, взглядом мысленно окинув
___________8 Я восхищенными стихами
___________9 - О ты, в титане взятый с бою,
___________10 Чтоб штрафа не схватить, украдкой
|
ГЕРОЙ
Я не был вундеркиндом, но я буду им!
Мика Бонгард
|
___________1 Он родился у вод днепровских,
___________2 Здесь мчалось детство синей птицей
___________3 Бывает так в разгаре прений:
___________4 Евгений в школе рвался к книгам
___________5 Но всё ж и им пришла отставка.
___________6 Ему лишь было интересно...
___________7 Сейчас, когда он кинет глазом
___________8 Но и среди военных тягот,
___________9 Вы, вероятно, их встречали -
___________10 Туда, где Кремль, туда, где предки,
___________11 С пушком над пухлыми губами
___________12* Он в мир открывшийся широкий,
___________13 Сперва на посещенье лекций
___________14 Итак, он приобрёл сноровку,
___________15 Был парнем компанейским Женя.
___________16 На вечерах умел картинно
___________17 Он не любил беседы пресной:
___________18 Шутник уже с солидным стажем,
___________19 Ну, пусть бы хаял он учёных, -
___________20 Он утверждал, к примеру, будто
___________21 Идей набравшись гениальных,
___________22 Читал герой теперь немного.
___________23 Он поутру богам здоровья
___________24 Звенел звонок, и он с разбега,
___________25 Полдня так быстро пролетали,
___________26 Он прежде бегал по музеям,
___________27 В кишащем, помню, вестибюле
___________28 Упомянул я о мехмате.
___________29 Кто там склоняется к ретортам?
___________30 - А ну-ка, автор, нас порадуй!
___________31 Друзья! Позволю я признанье:
___________32* Физфак! Как много в этом слове
___________33* В передовых-де мало проку,
___________34* - Нет, без газет все ж было б скучно...
___________35* - Ах, да! Ведь семинар сегодня
___________36* Акулов, тензора создатель,
___________37* В те дни, когда на бюст у двери
___________38* Сечёт рукою воздух Власов,
___________39* Бывает, здесь идёт экзамен -
___________40*
____________32** Прощаюсь я с пятью годами,
___________33** Чем больше ждёшь, чем веришь крепче,
|
ВЕЧЕРИНКА
"же"-"мю"-"ню" да "же"-"мю"-"ню",
а о водке ни полслова. Денис Давыдов
Я был свидетель умилённый
А. Пушкин
|
___________1 Куда ж пропал с утра Стромынкин?
___________2 Идти недолго. Он у цели.
___________3 - Как жизнь, Иринка? Здравствуй, Тоня!
___________4 Близки заветные минуты.
___________5 Вдруг тихо...Лишь одни стаканы...
___________6 Вот здесь и грянул тост за тостом,
|
Глава четвёртая
БАЛ
Родит же, чёрт возьми, родит
Земля подобных Афродит. |
___________1
А на балу-то - духотища,
___________2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
___________3 Среди толпы стояла ёлка -
___________4 Как электроны, мчались пары
___________5 Стоял там молодой учёный -
___________6 Он открывал природы тайны,
___________7 Сюда пришёл перед защитой
___________8 В его тетради, в томной неге,
___________9 И, встав передохнуть у стенки,
___________10 Подруга утешала мрачно:
___________11 Не измерение альбедо,
___________12 ...Они дружили дружбой давней,
___________13 Я знаю - verbum est argentum,
___________14 Она ж, предмет второго сорта,
___________15 ...Брюнет в мазурке вёл дивчину.
___________16 Что лишь на сцене оперетты
___________17 Литературный критик громко
___________18 Такой подход влиял на многих.
___________19 Чем нам с тобой везёт, мой друже:
___________20 Представь далёкого потомка.
___________21 Мы так же верим в мощь прогресса,
___________22 ...Ублюдок плановой системы,
___________23 Не поддаваясь вражьим козням,
___________24 Тот дядя Сам то напивался
___________25 Стоял здесь бодрый, всех надменней,
___________26 Шеф пал, подстреленный, как утка,
___________27 Он мог бы, в чаяньи награды,
___________28 Приспособленье, учит Дарвин, -
___________29 Наш мозг и нынче - крематорий
___________30 ...Держал нос по ветру философ.
___________31 "Не слишком много ль чёрной краски? -
___________32 ...Здесь был уроками живущий
___________33 Он знал, он ведал, что такое
___________34 Когда все песни перепеты,
___________35 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
___________36 Была здесь Трифонова Нина, -
|
ИРИНА
Учиться, учиться и учиться.
Н. Хрущёв
|
___________1 Есть (я знакомлю вас с Ириной),
___________2 Был Ирин предок педагогом.
___________3 Сквозь свежих истин лабиринты
___________4 Отца слова: "Ну, что ж, берите..."
___________5 А утром, смотришь, без натуги
___________6 Красноречив новейший зодчий,
___________7 И всё же мы встаём с коленей.
___________8 Вполне лояльная по виду,
___________9 Он ей казался страшно смелым:
___________10 Лицом она была приятна
___________11 Евгений - мы уже сказали -
___________12 ...И вот танцуют Женя с Ирой.
___________13 Гляжу я - мой герой растерян,
___________14 Но есть недуг, которым болен
___________15 Кто так, по-книжному, воспитан,
___________16 Нет, как бы вы ни распинались
___________17 Ушёл. Исчез. Во тьме он скрылся.
___________18 ...Высоко над двора квадратом
___________19 Вот только Иру я обидел...
___________20 Линял, линял под звёздным ливнем
|
Глава шестая
ВЕСНА
Энтропия мира стремится к максимуму.
Вредное высказывание
Энергия не создаётся и не уничтожается, а лишь переходит из одной формулы в другую в равных количествах. Ответ школьницы на экзаменах
|
___________1 День стал длинней, а солнце выше.
___________2 Конечно, стар, живёт по-свински,
___________3 С той ночи протекли недели.
___________4 Теперь ему не до учёбы,
___________5 Он ходит с ней в кино, в концерты.
___________6 Ведёт пред Ирой он парадом
___________7 У Иры тоже масса хлопот.
___________8 Но клятв не слышно. С виду Женя
___________9 Читатель, нервничать не стоит,
___________10 Нас колебанья всех тревожат,
___________11 "В волненьях мировой стихии
___________12 Борись со смертью тепловою,
___________13 И подползла с востока темень
___________14 ____Монолог Евгения "Вновь солнце рыжим тараканом
___________15 Прорвало выдержки плотину.
___________16 О ты, весна, Земли царица!
|
Глава седьмая
ФИНАЛ
Rp.: Sic transit gloria mundi!
А.П. Чехов
Пора кончать точить балясы.
|
___________1 С тех пор немало накрутило,
___________2 И, пряча голову как страус,
___________3 ...Меня с высот читатель тащит:
___________4 Как в недрах Солнца раскалённых,
___________5 От воскресенья к воскресенью
___________6 А в дни осеннего сезона
___________7 Как большинство своих соседей,
___________8 Мы допоздна с ним проболтали,
___________9 Но я, сторонник слова прозы,
___________10 К чему народу правды поиск?
___________11 Я твёрдо-натвердо усвоил,
___________12 Подвалы в "Правде" я читаю
___________13 "Но это ведь повадка рабья.
___________14 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
___________15 ...Ну вот, читатель терпеливый,
___________16 Но дороги мне эти строки -
___________17 Я знаю, слыть ей клеветою,
___________18 Мне на Парнас не выдан пропуск,
___________19 Пусть я не верил никогда в них, -
|
Г.И. Копылов, после 1965 г.
Дорогой читатель!
Сколько по Руси бродило и бродит парафразов "Онегина"? Еще школьником я запомнил строки одного из них, невольно обретшего неслыханную популярность. Еще бы - обширная цитата из этого опуса была включена то ли в знаменитое постановление ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград", то ли в соответствующий ждановский доклад:
Стиль пушкинского романа, его просторная строфа располагают подражателей к бытописанию. Впрочем, вряд ли здесь уместен термин "подражатели" - ведь авторы бесконечно далеки и от желания, и от возможности меряться силами с великим пращуром. Речь идет об острой шутке, озорстве, веселом эпатаже... И потому так грустно, когда эти, иной раз действительно удачные произведения воспринимаются со звериной серьезностью то политическим руководством страны, то охмелевшими от "свободы" комментаторами. Автору "Стромынкина" почти нигде не изменяет природный вкус и жизнелюбие. Помните у Высоцкого: "До нашей эры знали чувство меры..." Оттого и оптимизм его не покидает, оттого и юмор его иногда зол, но никогда - злобен. Молодость, пусть не безоблачная, сквозит из каждой строки и изгоняет безнадежность из самых грустных мест. Именно это роднит "Стромынкина" с прототипом и продлевает его, во многом капустническую (эпитет вовсе не обидный!) жизнь в качестве энциклопедии университетского быта тех лет. Финал поэмы Копылова, правда, не лишен горечи, - но кто знает, какие найдет слова, если решится доверить бумаге собственные итоговые размышления... Что до комментария к "Стромынкину" - это достойный памятник уже современной эпохи, с ее маниакальным позывом свести счеты с прошлым. В дело идет всё - в том числе и "Стромынкин"... И добро бы выдержать весело трезвый тон Герцена Копылова, ей Богу, вполне достойный сравнения с пушкинским. Увы, автором комментария движет единственно возможность лишний раз лягнуть и укусить своих покойных, чем-то провинившихся современников, кого лишний раз пнуть - кого лишний раз погладить. Дорого стоят такие строки: "Н.Ф. Ноздрев (?) - дурак" или "...Яков Петрович был талантливым физиком, но, как считают некоторые, "скурвился"..." А вместе с ними и весь замыкающий комментарий список университетских профессоров с тщательно расставленными возле их фамилий нелестными по-студенчески эпитетами из "Стромынкина". Спасибо редакции ВИЕТ за возможность в столь явной форме ощутить и сопоставить ароматы разных времен. |