А.А. Любищев

ДАДОНОЛОГИЯ

("Сказка о золотом петушке" А.С. Пушкина и история)

Основными постулатами настоящего исследования являются следующие:

1) подобно тому как великий Ньютон сказал: "Природа ничего не делает напрасно и ничего не производит большими усилиями, что может произвести меньшими", - так и в отношении Пушкина следует принять: "Пушкин ничего не пишет напрасно и, следовательно, ничего не пишет лишнего";

2) действие сказки происходит в современных границах СССР и России пушкинского времени;

3) всякий сомневающийся в первых двух постулатах - несомненный кретин или агент Уолл-стрита.

Постараемся установить место Дадонова царства. Сказано ясно:
 
Ждут бывало с юга, - глядь, -
Ан с востока лезет рать!
Справят здесь, - лихие гости
Идут от моря...

Очевидно, царство Дадона с юга и востока соприкасалось с другими весьма активными царствами, а с запада, или севера, или с обеих сторон имело морскую границу. Этих указаний достаточно, чтобы точно установить место Дадонова царства. Северный Ледовитый океан отпадает: там сформировавшихся царств не было. Топографически подходит Прибалтийский край, но к востоку от Дадонова царства должны быть (в расстоянии восьмидневного перехода) высокие горы: это не подходит. Так же не подходит область к югу от Каспийского моря, так как там наиболее активной сухопутной границей является западная, а не восточная. Остается западное Закавказье - Грузия. С юга на Грузию нападали арабы (сарацины), турки и иранцы, с востока - разные кавказские племена, в частности Ширванское ханство, которое одно время имело столицу Шемаху (Шамаханская царица). С моря, с запада нападали лихие гости - генуэзцы, до сего времени оставившие следы в форме развалин древних крепостей. Что касается северной границы, то она была наиболее спокойной, так как через Кавказский хребет было очень немного удобных проходов, легко охранявшихся небольшими силами войска. С этой гипотезой согласуются следующие данные текста.

1) К востоку от Дадонова царства Дадон встретил Шамаханскую царицу, но Ширванское ханство находится к востоку от Грузии. При этом расстояние подходит. В сказке говорится, что тревога в столице начиналась через восемь дней после отправки очередной армии, когда не получалось никаких вестей: если принять, что войска шли форсированным маршем и так же форсированно возвращались с вестью ожидаемые гонцы, то, значит, до границы Дадонова царства было около четырех дней форсированного перехода, или около двухсот километров. Как раз такое расстояние имеется, положим, от Тбилиси (столицы Грузии) до Ганджи, которая была уже вне Грузии, но близко к ее границам. Вот именно в этом месте Дадон и ожидал встретить то, чего он не встретил:

Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.

Еще пройдя несколько суток, он находит наконец высокие горы - восточные отроги Главного Кавказского хребта.

2) Мудрец явно арабского происхождения: "в сарачинской шапке белой" (сейчас говорят - сарацинской). Оскопление сильно практиковалось у соседей Грузии (бывало даже, что иранские цари оскопляли грузинских заложников): за отсутствием других более приятных возможностей скопцы превращались в ученых и звездочетов.

3) Золотой петушок есть, несомненно, колхидский фазан, отличающийся очень ярким оперением.

Установив, таким образом, местоположение Дадонова царства, постараемся установить время событий, изложенных в "Золотом петушке". Совершенно несомненно, что оно относится к тому периоду истории Грузии, когда жили всегрузинские цари (см. Бердзенишвили и др., "История Грузии", ч. 1, 1946), от царя Баграта III (975) до царя Георгия VIII (1466). Предыдущие и последующие периоды, когда Грузия была разделена, явно не подходят, так как восточные грузинские царства в то время были отделены от моря (следовательно, лихие гости никак не могли идти с моря), а западногрузинские - были отделены от Шемаханского (Ширванского) ханства, и флирт с Шамаханской царицей при наличии конкуренции со стороны восточногрузинских царей был явно неосуществим, принимая во внимание темперамент южан (выразившийся во взаимном убийстве обоих сыновей царя Дадона).

Сказка о Золотом петушке в поэтической форме изображает историческое событие, именно эпизод войны Давида IV Строителя (в словаре Брокгауза и Ефрона он называется Давидом II Возобновителем, т. 78, стр. 589) с турками, вторгшимися в Ширван. Привожу полностью из "Истории Грузии", стр. 196: "...в 1123 году султан вторгся в Ширван, овладел его столицей Шемахой, захватил владетеля страны, носившего титул "ширван-хан", и послал Давиду письмо, в котором с насмешками и угрозами предлагал ему "померяться силами". Давид освободил Шемаху (султан уклонился от сражения) и присоединил к Грузии Ширван.

Несомненно, само имя Давид очень созвучно с Дадоном. И наконец, Давид IV был выдающимся правителем и действительно "с молоду был грозен он", а то, что Дадон представлен в смешном виде, только лишний раз подтверждает, что наш великий поэт любил позубоскалить. Это же подтверждают и слова:

Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится знать греха.

Пушкин изобразил девицу такой привлекательной, что вряд ли осуждал ее крайне легкомысленное поведение (мы знаем, что и сейчас существуют такие Шамаханские царицы).

Полагаю, что именно такое толкование "Золотого петушка" соответствует замыслу Пушкина.

Я, конечно, не предполагал исчерпать весь материал сказки о Золотом петушке, постаравшись только положить основание новой отрасли пушкиноведения - дадонологии.

г. Ульяновск
1954 г.


  Немного об А.А. Любищеве
 


Публикуется по тексту, опубликованому в журнале "Вопросы литературы" (№9, 1965 г.)

VIVOS voco!  -  ЗОВУ ЖИВЫХ!
Май 2006