СУД, РАСКОЛОВШИЙ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО
Как православные одолели антисемитов
Анатолий Козак
В ОКТЯБРЕ 1913 года, 85 лет назад, в помещении Киевского окружного
суда, что напротив Софийского собора, был завершен крупнейший судебный
процесс, подучивший название "Дело Бейлиса". Подсудимый обвинялся в ритуальном
убийстве тринадцатилетнего Андрея Ющинского. Обвинение утверждало, что
убийство было совершено с целью "выточения" христианской крови для изготовления
мацы к еврейской Пасхе.
В Киеве в читальном зале Центрального государственного исторического архива Украины мне удалось получить несколько пудовых папок с документами о знаменитом процессе. Аккуратно подшитые, пересохшие, потертые на сгибах газеты, четкие, на великолепной веленевой бумаге машинописные докладные губернатора в МВД империи и отгуда в Киев, секретные телеграммы, шифрованные донесения тайных агентов полиции... Листаю документ за документом: ежедневные сообщения о "Бейлисиаде" в "Юманите", статьи в "Тайме", вырезки из итальянских, немецких, английских газет. Тревожные телеграммы о стачках против процесса в Харькове и Варшаве соседствуют с протестами студентов Лодзи, Одессы, Саратова... В Киев примчался из Петербурга Владимир Короленко, на балконе для прессы присутствовал Владимир Бонч-Бруевич, фиксируя каждый день суда. Всю страну лихорадит, все заняты одним и тем же вопросом: виновен ли Мендель Бейлис (39 лет, вероисповедание иудейское, пятеро детей), служащий кирпичного завода, что на Подоле, в добывании христианской крови путем зверского убийства ни в чем не повинного ребенка с помощью шила? Пожелавшие остаться неизвестными "патриоты" пишут в полицию: "Мальчика убил жид Беилис, которого следует немедля вместе со всеми иудеями хорошенько проучить. Доколе мы будем терпеть?" Смешанное чувство омерзения и болезненного любопытства испытываешь, прикасаясь к пожелтевшим за долгие годы доносам. Кто были люди, сочинявшие их в далеком 1911 году? Как они выглядели? Что ими двигало - злоба, зависть? Предполагал ли автор подметного, письма, что приводит в движение тяжкий, но хорошо смазанный маховик имперского правосудия, который нельзя уже будет остановить? И снова газеты... "Земщина", "Киевлянин", "Киевская мысль", "Двуглавый орел". Сообщение о собрании Союза русского народа, на котором киевского полицмейстера полковника Скалона в оскорбительных выражениях упрекали в потворствовании евреям, открыто обзывая "жидовским наймитом" (слова "сионист" и "масон" еще не были в моде). Заметка о том, что антисемиты публично окрестили председателя Государственного банка Афанасьева "жидовским батькой" за то, что он давал кредиты еврейским купцам наравне с русскими, создавая иудейчикам статус благоприятствования... Последняя речь на суде Владимира Маклакова. Виднейший русский адвокат, родной брат шефа МВД Николая Маклакова, один из лидеров конституционных демократов, ставший после февраля 17-го послом России во Франции, обращается к жюри присяжных: "Если Бейлис виновен в убийстве, то тогда ему нет оправдания. Но если у вас этой уверенности нет, если в вашей душе имеется сомнение, то не делайте его жертвой той ненависти, которую многие питают к еврейству. Невинно осужденные бывают. Человеческая жизнь коротка: умрет он, загубленный понапрасну, умрет его семья. Но не умрет ваш приговор, не умрет эта страшная страница в истории русского правосудия. И вот почему все мы, которые служим делу русского правосудия, все мы, граждане одной России, мы все должны просить вас об одном: берегись осудить невиновного. Если вы это сделаете, то это будет жестоко для Бейлиса, это будет грехом вашей совести, но это не все. Это будет позором для русского правосудия, и этот позор не забудется никогда". При знакомстве со многими работами о "Деле Бейлиса" замечаешь их сходство: подробно повествуя о ходе событий с момента убийства Андрея Ющинского до вынесения вердикта, останавливаясь то на одном, то на другом участнике событий, авторы преподносили читателю всегда один и тот же вывод: "Как трудно жилось в царской России евреям". Но ведь это общеизвестная истина! Может быть, рассказ о "Деле Бейлиса" надо было бы снабдить совершенно другим подзаголовком: "Вот какие были тогда русские люди, как достойно повели они себя в той экстремальной ситуации"? Когда Владимир Короленко увидел состав присяжных заседателей, его охватило отчаяние. Судьбу Бейлиса должны были решить серые мужики - семеро крестьян и пятеро мелких мещан и чиновников, с трудом вникавших в разыгрывавшееся перед ними юридическое действо. "Все погибло, разве смогут эти присяжные найти истину? Бейлиса ждет вечная каторга", - так казалось многим, присутствующим в зале суда. По-другому были настроены черносотенцы: "Наш православный мужичок не даст себя обвести вокруг пальца, уж он-то разберется, где святая правда, а где иудейские козни! Бейлису не выпутаться, его ожидает заслуженное возмездие, и решающее слово скажет народ!". Два года тянулось следствие, мучительно долго длился суд. Наступил октябрь 1913 года. Последний день судебного заседания. Присяжные удалились в совещательную комнату, куда, кроме них, никто не смел входить. Напротив присутственных мест в Софийском соборе шла служба по убиенному отроку Андрею. На улицах наряды городовых, околоточных надзирателей, вооруженные жандармы, конные стражники и казаки. На Софийской площади застыла в ожидании толпа погромщиков с факелами: сейчас наступит "возмездие за все беды России" - Бейлиса объявят виновным! Вот как описывал эти минуты Владимир Бонч-Бруевич: "Вот засуетились приставы... Вот повалила публика на свои места... Ввели Бейлиса, в последний раз туда, за решетку, на скамью подсудимых. Он бледен, как смерть, взволнован, но владеет собой... Вошли судьи. Публика стоит. Тишина необычайная, жуткая, тревожная. Многие крестятся, плачут... - Суд присяжных идет! - раздается властное восклицание. - Прошу встать! ...Старшина присяжных читает вопросный лист, читает долго, ровно, вопросы такие длинные... И наконец: - НЕТ, НЕВИНОВЕН! |
...Зала, оцепенелая, вдруг пробудилась, зашевелилась, возликовала.
"Двуглавцы", "союзники" огорчены, пришиблены, растеряны. В публике истинное
ликование. Многие крестятся. Вчерашние поклонники и поклонницы обвинителей
сейчас со словадш: "Слава Богу! Слава Богу! Оправдали..." передают друг
другу счаспиивую весть, и так радостно смотреть на них, что теперь, хоть
в эту последнюю минуту, их совесть озарена сознанием добра и справедливости.
- Оправдан! Оправдан! - неслось по Киеву,, как благостное эхо, заглушая повсюду злобные крики тех, кто в крови, ненависти и погромах ищет удовлетворения своим низменным страстям... Благая весть быстро достигла дальних окраин, где уже были на всякий случай потушены огни в еврейских домах... Все ликовали, что вековечный позор миновал этот один из лучших городов России..." Работа над архивными материалами была подлинным праздником: я получил возможность прикоснуться к таким драгоценным документам, о которых не подозревал и о которых, увы, мало кто сегодня знает. Вот один из примеров. Нередко упоминается коллективный протест представителей российской интеллигенции против киевского процесса. Приводятся, как правило, одни и те же имена: Максим Горький, Александр Серафимович, Янка Купала, Вера Засулич, Леонид Андреев и другие... Кто были эти другие? Судя по всему, лица, менее значимые. Но вот передо мной тоненькая брошюрка, отпечатанная в СанктПетербурге в 1911 году. Краткое, всего на полторы странички обращение "К русскому обществу. По поводу кровавого навета на евреев". Вот первые строки: "Во имя справедливости, во имя разума и человеколюбия мы подымаем голос против новой вспышки фанатизма и темной неправды..." Авторы обращения напоминают о древнейшем христианском таинстве евхаристии - причащении, из-за которого в первые века после Рождества Христова языческие жрецы тоже обвиняли христиан в том, будто они причащаются кровь и телом языческого младенца. "...Но всего более страдало от этой выдумки еврейское племя, рассеянное среди других народов. Вызванные ею погромы проложили кровавый след в темной истории средних веков... Бойтесь сеющих ложь. Не верьте мрачной неправде, которая много раз уже обагрялась кровью, убивала одних, других покрывала грехом и позором!" Кто же подписал протест, кроме Горького, Серафимовича и еще двух-трех видных интеллигентов? Оказывается, под письмом несколько сотен подписей! Приведу лишь небольшую часть имен. Писатели: Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Вячеслав Иванов, Евгений Чириков, Федор Сологуб, Сергей Сергеев-Ценский, Александр Блок, Виктор Муйжель, Михаил Арцыбашев, Степан Скиталец, Петр Боборыкин, Александр Куприн. Представители российской науки: академики Владимир Вернадский, Андрей Фаминцын, Дмитрий Овсянико-Куликовский, профессора, доктора наук, редакторы газет, ректоры университетов, члены Государственной Думы, генералы, приват-доценты, слушатели различных курсов, журналисты, 184 студента Санкт-Петербургского университета. Что ни имя, то бриллиант в короне российской науки и культуры. Много
ли среди этого "золотого списка" явных и скрытых сионистов? Удастся ли
сегодняшним юдофобам установить, кто из них был Лейба, кто Мовшевич? Почему
бы какому-нибудь журнальчику или газетке, распространяемой в подземных
переходя, не развлечь своих постоянных читателей подобными расшифровками?
Вот будет сенсация, если Леонид Андреев вдруг окажется родным
братом Ешуа Свердлова, отставной генерал от инфантерии Потоцкий -
дедушкой Генриха Ягоды, а граф Уваров - отцом Лазаря Кагановича! Вспоминаются
стихи Евгения Евтушенко:
Да, именно так почувствовали себя Митрофан Кутовой - крестьянин села Хотово, Савва Мостицкий - киевский извозчик, Георгий Оглоблин - чиновник, Константин Синьковский - служащий почты, Порфирий Клименко - крестьянин, работник Демидовского винного склада в Киеве, Митрофан Тертычный - житель села Борщаговка, Петр Калитенко - служащий киевского вокзала, Фауст Савенко - крестьянин села Кожуховка, Архип Олейник - крестьянин из Гостомеля, Иоасаф Соколовский - крестьянин, контролер киевского трамвая, Иван Перепелица - домовладелец на Вознесенском спуске и Макарий Мельников - губернский секретарь, помощник ревизора контрольной палаты - присяжные заседатели, оправдавшие Менахема Менделя Тевьева Бейлиса. Ах, если была бы у современного борца с сионизмом машина времени и он смог перенестись в Киев 1913 года в совещательную комнату, чтобы сказать "парочку слов" присяжным! - Православные! - взял бы их за грудки этот недобрый молодец. - Кого спасаете? Мужики! Ну что вам стоит проголосовать, чтобы этому недорезанному дали вышку? Вы только подпишите, мужики, вот тут, остальное нс ваша забота, вон,. на Софийской площади уже стоят наши ребятишки, они знают свою работу - ни одного сиониста ни в Киеве, ни в Москве, ни в Израиле не останется, народ скажет свое слово, вы только намекните, мужики. Или вы нерусские? Такой момент! Такой случай! Когда еще представится? Но, думается, взял бы киевский извозчик Савва Мостицкий незваного гостя за воротник и отнес к дежурному приставу, который, уверен, домой его так просто не отпустил бы. * * * Перед самым отъездом из Киева я обнаружил в Украинском архиве ответ адвоката Николая Карабчевского жителям Варшавы, поздравивших его с благополучным завершением "Дела Бейлиса". "Я исполнил только свой долг, - пишет Николай Платонович, - я сдержан и почти суров по поводу той радости. Из процесса я ушел с чувством горечи и скорби, которых стоила эта победа. Ведь обвинение невинного было бы ужасно, а мы были на волоске от этого. Одно сознание этого отравляет мне одну из самых светлых минут моей жизни". "Чувство горечи и скорби"... Что же стало дальше с участниками этой исторической драмы? Бейлис вскоре покинул Россию - были собраны деньги, и он смог с семьей уехать в Палестину. В 1920 году семейство Бейлисов перебралось в Штаты. Жилось новоиспеченному иммигранту несладко - язык он, по всей вероятности, не выучил и на приличную работу рассчитывать не мог. В отчаянии Бейлис обратился к богатому еврею за помощью. "Вы ставите меня в трудное положение, - якобы отвечал тот. - Я, конечно, мог бы взять вас на простую работу. Но как это будет выглядеть? Знаменитый Бейлис, о котором еще не так давно шумел весь мир, моет у меня окна или подметает двор? Нет, простите, но я руки к этому не приложу". История смахивает больше на анекдот, но весьма правдоподобный. Скончался Бейлис в 1934 году в возрасте шестидесяти лет. Так тихо, буднично угасла жизнь маленького человека, не по своей воле расколовшего когда-то российское общество, которого ненавидели и которому сочувствовали, о котором кричали и спорили чуть ли не на каждом углу... Впрочем, лучшая ли доля ждала Бейлиса, останься он тогда в Киеве? Через несколько лет грянула Гражданская воина - украинских евреев окатили волны кровавых погромов, а доживи он до 41-го - ему и его детям было бы уготовлено место во рвах Бабьего Яра. Что же касается других участииков киевского процесса, то блистательный Владимир Маклаков после Октября в Россию нс вернулся. Он умер во Франции. Николай Карабчевский неожиданно стал героем одного из сочинений Валентина Пикуля. Главный религиозный эксперт обвинения ксендз Пранайтис - личность весьма темная, с уголовным прошлым - после революции был арестован чекистами. Участь его была предрешена. Несколько слово присяжных заседателях - двенадцати праведниках, спасших Бейлиса от каторги. К сожалению, следы их окончательно затерялись. Разыскивать их сыновей, вернее, внуков и правнуков? Вряд ли они расскажут о "Деле Бейлиса" что-либо новое. Дело не в этом. После того как я окунулся в историю тех трагических лет, пережил и прожил буквально каждый день процесса, после работы над фильмом "Долгая ночь Менахема Бейлиса" (он был недавно снова показан по ТВ Центру) во мне окончательно укрепилась уверенность, что если когда-нибудь нашу страну снова постигнет подобное несчастье, то всегда в гуще народной найдутся люди, совесть и стремление к правде которых не дадут России, как и тогда, покрыться позором. . |
Март 1999 |