О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КЛАССОВ

Александр Шень
Школа № 57, г. Москва.

Тезисы выступления на Всероссийском совещании
"Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков"
Дубна, сентябрь 2000 г.

Приводимые ниже соображения общеизвестны и очевидны; вопрос о соотношении пользы и вреда; (чего больше), напротив, зависит от конкретной ситуации и вряд ли может обсуждаться вообще.

Слова "математический класс" часто понимаются по-разному. В дальнейшем, говоря о математических классах, мы имеем в виду классы, в которых

- проводится конкурсный набор школьников из разных школ (поступающие должны решать математические задачи);

- в преподавании участвуют не только профессиональные учителя, но и "любители" (студенты, кончившие школу, профессиональные математики разных уровней и другие);

- изучаются темы, традиционно относимые к "высшей математике";

- школьники контактируют с преподавателями не только на уроках (походы, внеклассная работа).

 
Плюсы Минусы
Школьники, будучи лучшими в своих школах, наглеют; попав в математический класс, они видят, что они вовсе не такие уж исключительные. Видя, что есть и более способные, школьник теряет уверенность в себе, а индивидуальное высокомерие сменяется групповым.
Профессия математика (и родственные) - способ социальной адаптации для людей с нестандартной психикой. Развитие психических отклонений вследствие больших нагрузок.
Соученики не бьют по морде на переменах; учителя, как правило, достаточно доброжелательны. Неумение впоследствии существовать вне тепличных условий (в армии, тюрьме и др.).
Есть с кем вместе решать трудные задачи. Некому объяснять простые задачи (это отмечал П.Л. Капица).
Дружеское соревнование между школьниками. Нездоровая конкуренция ("кто умнее").
В обычном классе сильного школьника нечем занять, он скучает и мешает учить остальных. После ухода сильных школьников в математический класс остальным не за кем следовать.
Ранняя профориентация часто полезна для математиков. Ошибочная ранняя профориентация: в математические классы (а потом по инерции на математические факультеты) попадают люди, которым на самом деле нужно что-то другое.
Поступив в ВУЗ, выпускник математического класса имеет запас знаний, позволяющий ходить на спецкурсы, осмотреться и ко второму-третьему курсу осмысленно выбрать научную специальность. Поступив в ВУЗ, выпускник математического класса имеет запас знаний, позволяющий ничего не делать первое время и ко второму-третьему курсу необратимо облениться.
Всегда рядом есть хорошо продуманные задачи для решения и квалифицированные преподаватели ("сбалансированное питание"). Неумение работать самостоятельно, утрата аппетита ("мышей не ловит").
Школьнику есть кому задать почти любой математический вопрос и получить грамотный ответ. "Зачем напрягаться, если все и так известно и можно просто cпросить?"
Возможность свести способных школьников с хорошими преподавателями разных предметов; естественный отсев плохих. Перегрузка школьников - по разным предметам много чего требуют.
Внутренний эталон: что значит на самом деле решить задачу, понять рассуждение, в чем-то разобраться как следует. Разочарование последующей деятельностью, не соответствующей этому эталону.
Тренировка умственных способностей. Однобокость, неумение вступать в человеческие отношения.
Умение не принимать на веру то, что говорят. Снобизм
Контакты с работающими в классе студентами, пример старших товарищей, есть кому подражать. Отрицательный пример старших товарищей.
Неформальное общение со старшими товарищами разрушает барьер, мешающий обучению. Отсутствие дистанции вредит обучению.
Работающие в классе студенты учатся понятно объяснять. Студенты отвлекаются от coбcтвенной учебы.
С сильными школьниками интересно работать математикам-профессионалам разных уровней. Профессионалы-математики не умеют обращаться со школьниками.

Как видно из этих примеров (которые можно продолжать), недостатки обучения в математических классах тесно связаны с их достоинствами и вряд ли отделимы.



VIVOS VOCO
Сентябрь 2000