Александр Шень
Школа № 57, г. Москва.
Тезисы выступления на Всероссийском совещании
"Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков"
Дубна, сентябрь 2000 г.
Приводимые ниже соображения общеизвестны и очевидны; вопрос о соотношении пользы и вреда; (чего больше), напротив, зависит от конкретной ситуации и вряд ли может обсуждаться вообще.
Слова "математический класс" часто понимаются по-разному. В дальнейшем, говоря о математических классах, мы имеем в виду классы, в которых
- проводится конкурсный набор школьников из разных школ (поступающие должны решать математические задачи);- в преподавании участвуют не только профессиональные учителя, но и "любители" (студенты, кончившие школу, профессиональные математики разных уровней и другие);
- изучаются темы, традиционно относимые к "высшей математике";
- школьники контактируют с преподавателями не только на уроках (походы, внеклассная работа).
Плюсы Минусы Школьники, будучи лучшими в своих школах, наглеют; попав в математический класс, они видят, что они вовсе не такие уж исключительные. Видя, что есть и более способные, школьник теряет уверенность в себе, а индивидуальное высокомерие сменяется групповым. Профессия математика (и родственные) - способ социальной адаптации для людей с нестандартной психикой. Развитие психических отклонений вследствие больших нагрузок. Соученики не бьют по морде на переменах; учителя, как правило, достаточно доброжелательны. Неумение впоследствии существовать вне тепличных условий (в армии, тюрьме и др.). Есть с кем вместе решать трудные задачи. Некому объяснять простые задачи (это отмечал П.Л. Капица). Дружеское соревнование между школьниками. Нездоровая конкуренция ("кто умнее"). В обычном классе сильного школьника нечем занять, он скучает и мешает учить остальных. После ухода сильных школьников в математический класс остальным не за кем следовать. Ранняя профориентация часто полезна для математиков. Ошибочная ранняя профориентация: в математические классы (а потом по инерции на математические факультеты) попадают люди, которым на самом деле нужно что-то другое. Поступив в ВУЗ, выпускник математического класса имеет запас знаний, позволяющий ходить на спецкурсы, осмотреться и ко второму-третьему курсу осмысленно выбрать научную специальность. Поступив в ВУЗ, выпускник математического класса имеет запас знаний, позволяющий ничего не делать первое время и ко второму-третьему курсу необратимо облениться. Всегда рядом есть хорошо продуманные задачи для решения и квалифицированные преподаватели ("сбалансированное питание"). Неумение работать самостоятельно, утрата аппетита ("мышей не ловит"). Школьнику есть кому задать почти любой математический вопрос и получить грамотный ответ. "Зачем напрягаться, если все и так известно и можно просто cпросить?" Возможность свести способных школьников с хорошими преподавателями разных предметов; естественный отсев плохих. Перегрузка школьников - по разным предметам много чего требуют. Внутренний эталон: что значит на самом деле решить задачу, понять рассуждение, в чем-то разобраться как следует. Разочарование последующей деятельностью, не соответствующей этому эталону. Тренировка умственных способностей. Однобокость, неумение вступать в человеческие отношения. Умение не принимать на веру то, что говорят. Снобизм Контакты с работающими в классе студентами, пример старших товарищей, есть кому подражать. Отрицательный пример старших товарищей. Неформальное общение со старшими товарищами разрушает барьер, мешающий обучению. Отсутствие дистанции вредит обучению. Работающие в классе студенты учатся понятно объяснять. Студенты отвлекаются от coбcтвенной учебы. С сильными школьниками интересно работать математикам-профессионалам разных уровней. Профессионалы-математики не умеют обращаться со школьниками. Как видно из этих примеров (которые можно продолжать), недостатки обучения в математических классах тесно связаны с их достоинствами и вряд ли отделимы.