Мы подготовили этот HTML-документ на основе текста заключения Парламентской комиссии, размещенного на сервере www.nns.ru Мы воспроизвели его повторно лишь потому, что указанная сетевая публикация плохо структурирована и трудно читаема.

VIVOS VOCO!

.
.

Заключение спецкомиссии Государственной Думы
по отрешению от должности
Президента Российской Федерации Б. Ельцина

Развал СССР
Расстрел парламента
Война в Чечне
Ослабление обороноспособности
Геноцид российского народа
.


Развал СССР

Заключение об оценке фактической обоснованности обвинения,
выдвинутого против Президента Российской Федерации
в связи с подготовкой, заключением и реализацией им Беловежских соглашений

Заслушав объяснения представителей инициаторов предложения о выдвижении обвинения, выступления приглашенных на заседание представителя Министерства региональной и национальной политики Российской Федерации, бывших депутатов Верховного Совета РСФСР, специалистов, исследовав представленные документы и иные материалы, Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установила:

в первом пункте обоснования постановки вопроса об отрешении Б. Н. Ельцина от должности Президента Российской Федерации, внесенного группой депутатов Государственной Думы, содержится обвинение Б. Н. Ельцина в совершении им деяния, содержащего признаки преступления, предусмотренного статьей 64 УК РСФСР (статьей 275 УК РФ). По мнению депутатов Государственной Думы, противоправный характер этих действий заключается в том, что Президент РСФСР Б. Н. Ельцин вместе с бывшими Президентами Украины и Белоруссии Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкевичем подготовил, 8 декабря 1991 года подписал, а затем реализовал Беловежские соглашения, приведшие к разрушению Советского Союза и нанесшие серьезный ущерб внешней и внутренней безопасности Российской Федерации.

Статья 64 УК РСФСР содержала исчерпывающий перечень деяний, которые рассматривались как измена Родине. В число этих деяний входил и заговор с целью захвата власти.

Участники Беловежских соглашений, в том числе и Б. Н. Ельцин, бывший тогда Президентом РСФСР как одной из союзных республик СССР, не просто изменили государственный строй СССР. СССР вообще прекратил существование, а РСФСР из союзной республики превратилась в Российскую Федерацию, самостоятельное суверенное государство.

Ради этой цели Б. Н. Ельцин пошел на грубое нарушение статей 74-76 Конституции СССР 1977 г.; Закона СССР от 3 апреля 1990 г. "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР"; статей 4, 5, 68, 70, 71, 76 Конституции РСФСР 1978 г.; статей 4, 6 Закона РСФСР от 24 апреля 1991 года "О Президенте РСФСР". Б. Н. Ельцин совершил указанные действия вопреки воле народов РСФСР о необходимости сохранения СССР, выраженной во время всенародного голосования (референдума), состоявшегося 17 марта 1991 года.

Анализ событий, предшествовавших заключению Беловежских соглашений, позволяет также сделать вывод о том, что действия Б. Н. Ельцина по организации заговора с целью захвата союзной власти имели осознанный, целенаправленный характер. При подготовке к уничтожению СССР Б. Н. Ельцин издал ряд указов, выходящих за пределы его конституционных полномочий и направленных на неправомерное присвоение союзной власти, в том числе Указы о переподчинении союзных органов республиканским (Указы #66 от 20.08.91; #74 от 22.08.91), о передаче союзных средств массовой информации в ведение Министерства печати и массовой информации РСФСР (Указы #69 от 21.08.91; #76 от 22.08.91), о передаче всех видов правительственной связи СССР в ведение КГБ РСФСР, а также банков, почты, телеграфа СССР в ведение РСФСР (Указ #85 от 24.08.91).

Таким образом, имеются достаточные данные утверждать, что, будучи Президентом РСФСР, Б. Н. Ельцин совершил действия, содержащие признаки тяжкого преступления, предусмотренного статьей 64 УК РСФСР, и заключающиеся в измене Родине путем подготовки и организации заговора с целью неконституционного захвата союзной власти, упразднения действовавших тогда союзных институтов власти, противоправного изменения конституционного статуса РСФСР.

Вместе с тем указанные действия Б. Н. Ельцина привели и к катастрофическому ослаблению Российской Федерации. Нарушились экономические отношения Российской Федерации с другими бывшими союзными республиками. Резко снизилась внешняя безопасность и обороноспособность России. Миллионы российских граждан оказались за пределами своего государства, принудительно превратились в беженцев и вынужденных переселенцев. На территории Российской Федерации возникли многочисленные конфликты, сопряженные с человеческими жертвами.

Таким образом, есть все основания для того, чтобы утверждать, что действиями Б. Н. Ельцина нанесен существенный ущерб внешней и внутренней безопасности Российской Федерации.

По мнению Специальной комиссии, новый УК РФ не устранил уголовную ответственность за действия, совершенные в связи с подготовкой, заключением и реализацией Беловежских соглашений. Они подпадают под признаки преступления, предусмотренного статьей 275 УК РФ. Что касается намерения Президента Российской Федерации при совершении этих действий оказать помощь иностранному государству в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, Специальная комиссия считает, что окончательный вывод по данному вопросу может быть получен в ходе предварительного следствия, проведенного соответствующими правоохранительными органами.

Вместе с тем Специальная комиссия считает установленным осознанное совершение Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным действий, причинивших большой ущерб внешней безопасности Российской Федерации, и на этом основании приходит к выводу о том, что имеются достаточные данные о наличии в его поведении при подготовке, заключении и реализации Беловежских соглашений признаков, которые наряду с другими образуют состав государственной измены (статья 275 УК РФ).

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 93 Конституции Российской Федерации, статьей 178 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, статьей 38 Регламента Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Специальная комиссия заключает:

  1. Признать, что в действиях Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, направленных на подготовку, заключение и реализацию Беловежских соглашений, имеются достаточные данные, указывающие на признаки тяжкого преступления, предусмотренного статьей 64 УК РСФСР (275 УК РФ).
  2. Признать обоснованной инициативу депутатов Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина и рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять на основе настоящего заключения соответствующее Постановление.
  3. Направить настоящее заключение в Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, инициировавшим предложение о выдвижении обвинения, Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину.



Расстрел парламента

Заключение об оценке фактической обоснованности обвинения,
выдвинутого против Президента Российской Федерации,
в связи с событиями сентября-октября 1993 года в городе Москве

Заслушав объяснения представителей инициаторов выдвижения обвинения, выступления приглашенных на заседания Комиссии бывших депутатов Верховного Совета РСФСР, специалистов, других свидетелей сентябрьских- октябрьских событий 1993 года в городе Москве, исследовав представленные документы и иные материалы, Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установила:

во втором пункте "Обоснования постановки вопроса об отрешении Б. Н. Ельцина от должности Президента Российской Федерации в связи с совершением им тяжких преступлений", внесенного депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, содержится обвинение Б. Н. Ельцина в совершении им деяний, содержащих признаки тяжких преступлений, предусмотренных ст. 64, 70, ч. 2 ст. 171, пп. "в", "д", "з", "н" ст. 102 УК РСФСР (ст. 278, ч. 2 и ч. З ст. 286 пп. "а", "б", "е", "ж" ст. 105 УК РФ).

Комиссия пришла к выводу, что это обвинение обосновано и подтверждается представленными в Комиссию документами, показаниями свидетелей, другими материалами.

Установлено, в частности, что в сентябре-октябре 1993 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин по сговору с другими лицами организовал и совершил захват государственной власти народных депутатов Российской Федерации путем насильственного прекращения деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.

21 сентября 1993 года Президент Б. Н. Ельцин издал и обнародовал Указ #1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", в котором, превысив полномочия Президента Российской Федерации, закрепленные в главе 13 Конституции РСФСР, ст. 5 Закона РСФСР "О Президенте Российской Федерации" от 24 апреля 1991 г., вопреки итогам Всероссийского референдума, проведенного на основании Постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 29 марта 1993 г. "О Всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации результатов референдума", постановил прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации, отменил действие Конституции РСФСР, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, объявив, что они действуют лишь в части, не противоречащей Указу.

В нарушение Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин объявил и ввел в действие Положение о федеральных органах власти на так называемый переходный период. Присвоил властные полномочия Верховного Совета Российской Федерации по назначению Генерального прокурора Российской Федерации, переподчинил Центральный Банк Российской Федерации Правительству Российской Федерации и обязал его руководствоваться в своей деятельности не законами, а указами Президента Российской Федерации. Предложил Конституционному Суду Российской Федерации не созывать заседаний до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации.

Далее Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин совместно с другими лицами приняли решение о насильственном прекращении деятельности народных депутатов, Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.

Здание Верховного Совета Российской Федерации, расположенное в г. Москве, было блокировано работниками Министерства внутренних дел Российской Федерации, огорожено колючей проволокой, автотранспортом, было отключено его электро- и водоснабжение. Народные депутаты, граждане Российской Федерации не пропускались в здание, по отношению к ним допускалось насилие.

В ночь с 3 на 4 октября 1993 года Б. Н. Ельцин совместно с другими лицами с целью окончательного подавления сопротивления народных депутатов Российской Федерации и прекращения деятельности Съезда народных депутатов Верховного Совета Российской Федерации дал указание на ввод войск в Москву и штурм здания Верховного Совета Российской Федерации.

Утром 4 октября 1993 года войска и подразделения Министерства внутренних дел и Министерства обороны Российской Федерации были стянуты к зданию Верховного Совета и открыли по нему огонь из стрелкового оружия и танковых пушек. В результате этих действий, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, были убиты и искалечены сотни невинных граждан.

При издании Указа #1400 и изданных в его развитие других антиконституционных актов Президент Российской Федерации Б. П. Ельцин вышел за пределы полномочий, установленных действовавшей во время описанных событий Конституции РСФСР и Закона РСФСР "О Президенте РСФСР".

Так, ст. 1216 Конституции РСФСР и ст. 6 Закона РСФСР "О Президенте РСФСР" устанавливали, что "Полномочия Президента РСФСР не могут быть использованы для... роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти". Согласно ст. 1218 Конституции РСФСР, "Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В случае противоречия акта Президента Конституции, закону Российской Федерации действует норма Конституции, закона Российской Федерации".

В связи с тем, что при превышении своих полномочий Президент Б. Н. Ельцин использовал вооруженную силу, результатом чего явились многочисленные человеческие жертвы, нанесенные гражданам телесные повреждения, унизительное обращение с ними, он совершил превышение власти, сопряженное с насилием, применением оружия, мучительными и оскорбляющими личное достоинство потерпевших действиями. На основании изложенного Комиссия усматривает в действиях Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина признаки следующих преступлений:

  • заговора с целью захвата власти (ст. 64 УК РСФСР, ст. 278 УК РФ);
  • превышения власти или служебных полномочий, сопряженного с насилием, применением оружия, мучительными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями (ч. 2 ст. 171 УК РСФСР, ч. 2 и ч. З ст. 286 УК РФ);
  • умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах (пп. "в", "д", "з", "н" ст. 102 УК РСФСР, пп. "а", "б", "е", "ж" ст. 105 УК РФ).
Все указанные преступления относятся к категории тяжких.

Комиссия считает, что Постановление Государственной Думы от 23 февраля 1994 г. "0б объявлении политической и экономической амнистии" не препятствует рассмотрению вопроса о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина для отрешения его от должности.

Согласно указанному Постановлению, амнистии подлежат не все участники событий сентября-октября 1991 года, а лишь лица, привлеченные к ответственности за "участие в событиях", притом лишь "связанных" с изданием Указа Президента #1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". В связи с тем, что российское уголовное законодательство проводило и проводит в настоящее время четкое различие между организацией преступления и участием в нем (ст. 72, 77, 79 УК РСФСР, а также ст. 210, 212 УК РФ и др.), само издание Указа #1400, как и сам приказ о применении вооруженных сил для прекращения деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, не могут рассматриваться как простое участие в событиях, связанных с изданием Указа #1400. Они должны рассматриваться как действия по организации этих событий. Наконец, п. 1 Постановления об амнистии предписывает "прекратить все дела, находящиеся в производстве следователей, и дела, не рассмотренные судами, в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности". Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, как известно, к уголовной ответственности не привлекался. Поэтому его действия актом амнистии охватываться не могли.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 93 Конституции Российской Федерации, ст. 178 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, ст. 38 Регламента Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Специальная комиссия заключает:

  1. 1. Признать, что в действиях Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, связанных с событиями сентября-октября 1993 года, содержатся признаки тяжких преступлений, предусмотренных ст. 64 УК РСФСР (ст. 278 УК РФ), ч. 2 ст. 171 УК РСФСР (ч. 2 и ч. З ст. 286 УК РФ), пп. "в", "д", "з", "н" ст. 102 УК РСФСР (пп. "а", "б", "е", "ж" ст. 105 УК РФ).
  2. 2. Признать обоснованным выдвижение указанного обвинения группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, инициировавшей постановку вопроса об отрешении Президента Б. Н. Ельцина от должности в связи с совершением им тяжких преступлений, и рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять на основе настоящего Заключения соответствующее постановление.
  3. 3. Направить настоящее Заключение в Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, инициировавшим предложение о выдвижении обвинения, Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину.




Война в Чечне

Заключение об оценке фактической обоснованности обвинения,
выдвинутого против Президента Российской Федерации,
в связи с военными действиями на территории Чеченской Республики

Заслушав объяснения представителей инициаторов предложения о выдвижении обвинения и приглашенных на заседание Комиссии лиц, исследовав представленные документы и иные материалы, Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установила:
в третьем пункте Обоснования постановки вопроса об отрешении Президента Российской Федерации от должности, содержится обвинение Б. Н. Ельцина в совершении им деяний, заключающих в себе признаки тяжкого преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 171 УК РСФСР (ч. 2 и 3 ст. 286 УК Российской Федерации). По мнению депутатов Государственной Думы, Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, издав в ноябре и декабре 1994 г. Указы, предусматривающие ограничение прав и свобод человека и гражданина, а также, отдав приказы на ведение военных действий на территории Чеченской Республики, явно вышел за пределы полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации. Эти его действия привели к многочисленным человеческим жертвам, грубому нарушению прав и свобод сотен тысяч граждан Российской Федерации.

В ходе слушаний, проведенных Специальной комиссией, выяснилось следующее:

1. В 1991-1994 годах на территории Чеченской Республики возникла чрезвычайная ситуация. В 1991 г. Исполкомом Общенационального Конгресса чеченского народа и его лидерами при попустительстве, а иногда и при прямой поддержке федеральных властей, была незаконно захвачена власть в Чечне. В республике начались массовые нарушения прав человека.

Усугубляя положение, в ноябре-декабре 1994 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин издает Указы #2137 от 30 ноября 1994 г. "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", #2166 от 9 декабря 1994 г "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта", #2169 от 11 декабря 1994 г. "О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики".

Анализ названных Указов показывает, что они противоречили Конституции и законам Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации #2137 от 30 ноября 1994 г. "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики" явился правовым актом о фактическом введении на территории Чеченской Республики чрезвычайного положения.

Такая оценка этого Указа определяется,

во-первых, тем, что в его преамбуле содержится прямая ссылка на ст. 88 Конституции Российской Федерации, регулирующую полномочия Президента Российской Федерации по введению чрезвычайного положения, а также на Закон РСФСР 1992 г. "О чрезвычайном положении";

во-вторых, тем, что в п. 1 этого Указа установлен срок, в течение которого должны быть осуществлены мероприятия по восстановлению в Чеченской Республике конституционной законности, что соответствует требованиям ст. 13 Закона РСФСР "О чрезвычайном положении";

в-третьих, тем, что в его п. 2 предусмотрено создание группы, одной из целей деятельности которой прямо названо введение и поддержание режима чрезвычайного положения; наконец, тем, что в п. 4 Указа используются правовые понятия "особый режим въезда и выезда", "особые формы управления", "особый порядок передвижения", которые характеризуют режим чрезвычайного положения и раскрываются в п/п "а" ст. 22 Закона РСФСР "О чрезвычайном положении".

Этот Указ вопреки требованиям ст. 88, п. "в" ч. 1 ст. 102, ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации не вносился на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и не был опубликован.

Указ Президента Российской Федерации #2166 от 9 декабря 1994 г. предоставил Правительству Российской Федерации новое полномочие по "разоружению всех незаконных вооруженных формирований", которым его не наделяли ни Конституция Российской Федерации (ст. 114), ни действующее законодательство об обороне и о внутренних войсках МВД Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации #2169 от 11 декабря 1994 г., как и предыдущие Указы, направленные на урегулирование ситуации в Чечне, вновь делает акцент на применение силовых методов, "разоружение и ликвидацию вооруженных формирований".

2. Конституция и законы Российской Федерации не предоставляли Президенту Российской Федерации права единоличного принятия решения на применение военных методов для разрешения конфликта на территории Чеченской Республики.

Конституция Российской Федерации не предусматривает применение вооруженной силы на территории Российской Федерации.

Статьи 1, 5, 10 Закона Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. "Об обороне" не допускают использования вооруженных сил Российской Федерации для поддержания порядка на территории России. В тех же случаях, когда Президенту Российской Федерации предоставляется право отдавать приказ вооруженным силам на ведение военных действий, оно не устанавливается как его неограниченное право.

Законы Российской Федерации "О безопасности", "О воинской обязанности и военной службе" вообще не могут служить правовой базой для использования вооруженных сил, так как не регулируют их применение.

3. Крупномасштабные операции вооруженных сил Министерства обороны, внутренних войск МВД, спецподразделений ФСК и других ведомств Российской Федерации прямо Указами Президента Российской Федерации не предусматривались, но осуществлялись в соответствии с его указаниями.
Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин участвовал и в организации их исполнения. Все основные действия по практическому введению элементов чрезвычайного положения на территории Чеченской Республики, в том числе по проведению главных военных операций, согласовывались с ним.
4. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, издавая названные выше Указы, и, как Верховный Главнокомандующий, давая указания об использовании вооруженных сил, допустил явное превышение полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации. Об этом свидетельствуют следующие фактические данные:
  1. Отсутствие в Конституции и действующем законодательстве Российской Федерации прямых указаний о наличии у Президента Российской Федерации таких полномочий.
  2. Игнорирование Президентом Российской Федерации общеправового принципа, согласно которому "должностным лицам разрешается только то, что прямо предусмотрено в Конституции и законах", а также требований, закрепленных в ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что Президент Российской Федерации принимает меры по охране ее суверенитета и государственной целостности только в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации.
  3. Попытка Президента Российской Федерации скрыть от общественности неконституционный характер своих действий, выразившаяся в засекречивании Указов #2137 от 30 ноября 1994 г. и #2169 от 11 декабря 1994 г., которые с учетом их правового содержания могли применяться только будучи опубликованными.
Превышая свои полномочия и действуя без официального введения чрезвычайного положения, Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин тем самым исключил создание предусмотренного Законом РСФСР "О чрезвычайном положении" специального механизма реализации соответствующих мер по нормализации обстановки и контроля за их применением. Это существенно осложнило действия по наведению правопорядка в Чеченской Республике.
5. Реализация правовых актов Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, направленных на "урегулирование вооруженного конфликта в Чеченской Республике привела к применению насилия, повлекшего десятки тысяч человеческих жертв, материальному ущербу Российской Федерации в особо крупных размерах, нарушениям прав и свобод сотен тысяч граждан России.

Наступление указанных последствий вследствие реализации правовых актов Президента Российской Федерации подтверждается:

  1. материалами дела о проверке конституционности ряда правовых актов, принятых в связи с военными действиями на территории Чеченской Республики, производство по которому осуществлено Конституционным Судом Российской Федерации;
  2. итоговым Отчетом Комиссии по рассмотрению причин и обстоятельств возникновения кризисной ситуации в Чеченской республике, созданной решением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 января 1995 г.;
  3. заключениями Комиссии по правам человека ООН, ОБСЕ, Парламентской Ассамблеи Совета Европы, материалами, собранными различными неправительственными организациями;
  4. материалами средств массовой информации.
Комиссия отмечает, что массовые и грубые нарушения прав человека в ходе военных действий в Чеченской Республике еще не являлись предметом специального судебного рассмотрения.

В июле 1995 г. по запросу Совета Федерации и группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проверку конституционности правовых актов, принятых в связи с урегулированием вооруженного конфликта в Чеченской Республике, произвел Конституционный Суд Российской Федерации. Однако проведенное им конституционное разбирательство в соответствии со ст. З Федерального конституционного Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" было сосредоточено на рассмотрении исключительно вопросов права. При этом конституционность Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. #2137, сыгравшего важную роль в развязывании военных действий на территории Чеченской Республики, Конституционным Судом не проверялась.

Исследование фактических обстоятельств, связанных с военными действиями на территории Чеченской Республики, также осталось вне поля зрения Конституционного Суда. Именно поэтому Специальная комиссия считает, что его Постановление от 31 июля 1995 г. не является правовым препятствием для уголовного преследования тех должностных лиц, которые принимали решения о применении военных методов установления правопорядка в Чеченской Республике. Тем более оно не является препятствием для осуществления конституционной процедуры выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина для отрешения его от должности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 93 Конституции Российской Федерации, ст. 178 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, ст. 38 Регламента Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации, специальная комиссия заключает:

  1. Признать, что в действиях Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, связанных с осуществлением военных действий на территории Чеченской Республики, содержатся признаки тяжкого преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 171 УК РСФСР (с. 2 и ч. З ст. 286 УК РФ).
  2. Признать обоснованным предложение группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о выдвижении указанного обвинения и рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять на основе настоящего Заключения соответствующее Постановление.
  3. Направить настоящее Заключение в Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, инициировавшим предложение о выдвижении обвинения, Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину.




Ослабление обороноспособности

Заключение об оценке фактической обоснованности обвинения,
выдвинутого против Президента Российской Федерации,
в связи с совершением им действий,
приведших к ослаблению обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Заслушав объяснения представителей инициаторов предложения о выдвижении обвинения и приглашенных на заседание Комиссии лиц, исследовав представленные документы и иные материалы, Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установила:
в четвертом пункте Обоснования постановки вопроса об отрешении Президента Российской Федерации от должности содержится обвинение Б. Н. Ельцина в совершении им деяний, заключающих в себе признаки тяжкого преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ.

По мнению депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Б. Н. Ельцин за время выполнения обязанностей Президента Российской Федерации и Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации нанес серьезный ущерб обороноспособности и безопасности Российской Федерации. Они считают, что проводимая Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным политика и его действия в полной мере соответствуют геополитическим интересам США и их союзников и должны рассматриваться как "оказание помощи иностранным государствам в ущерб внешней безопасности Российской Федерации".

Проверив обоснованность обвинения Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина в совершении им указанных действий, Специальная комиссия пришла к следующим выводам:

Крупный ущерб обороноспособности и безопасности Российского Государства был нанесен заключением и реализацией Беловежских соглашений, изданием Б. Н. Ельциным неконституционных Указов, ликвидирующих систему государственных органов управления СССР. В результате этих действий была разрушена единая система управления войсками. На территории бывших союзных республик остались станции раннего предупреждения, пункты базирования флота, укрепленные пункты управления оперативно-стратегического назначения. Из 16 военных округов, имевшихся на территории СССР, после подписания Беловежских соглашений в России осталось только восемь. Все они, за исключением Ленинградского, Забайкальского и Дальневосточного, являлись тыловыми округами, не обладавшими необходимой для пограничных округов насыщенностью современной военной техникой.

Рассматривая эти и иные последствия указанных действий Б. Н. Ельцина, Специальная комиссия в своем Заключении от 7 сентября 1998 г. уже признала, что ими нанесен существенный ущерб обороноспособности и внешней безопасности России. В этих действиях Комиссия установила наличие признаков государственной измены. Повторного Заключения по их оценке со стороны Специальной комиссии не требуется.

Большой ущерб обороноспособности и безопасности Российской Федерации был нанесен Б. Н. Ельциным и после того, как он стал Президентом независимого государства. В новых условиях Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин сосредоточил в своих руках широкие властные полномочия.

  • В соответствии с ч. З ст. 80 Конституции Российской Федерации он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
  • Согласно ст. 4 Федерального Закона "Об обороне" он, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, определяет основные направления военной политики Российской Федерации;
  • осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;
  • утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
  • утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, вооруженных формирований и органов;
  • осуществляет ряд других важных полномочий.
Использование Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным властных полномочий при определении мер по экономическому развитию страны и при осуществлении полномочий, предоставленных ему Федеральным Законом "Об обороне", нанесло большой ущерб оборонно-промышленному комплексу и Вооруженным Силам Российской Федерации.

В настоящее время Вооруженные Силы Российской Федерации оказались в состоянии фактически полного развала.

В составе Общевойсковых соединений Российской Федерации насчитывается всего 12 полков постоянной боевой готовности. В их вооружении преобладают устаревшие образцы ракетных комплексов, практически отсутствуют современные противотанковые ракетные комплексы. Значительную часть парка бронетанковой техники составляют устаревшие образцы танков и бронетранспортеров. Не отвечают современным требованиям находящиеся на вооружении сухопутных войск боевые, транспортно-боевые и транспортные вертолеты. Многие из них находятся в неисправном состоянии и требуют ремонта.

В Военно-Воздушных силах Российской Федерации количество исправных самолетов не превышает 55%.

Истекает срок эксплуатации стратегического ядерного оружия. В 2001 году кончается ресурс эксплуатации стратегических крылатых ракет воздушного базирования, к 2003 году в составе стратегических ядерных сил России останется всего около 1000 боезарядов. Уже в настоящее время возможности стратегических ядерных сил Российской Федерации в 2,5 раза ниже ядерных сил США. Наряду с этим утрачена значительная часть кадрового, научно-технического и промышленного потенциала, практически остановились воспроизводство и модернизация элементов стратегических ядерных сил.

В Военно-Морском Флоте Российской Федерации свыше 70% ракетных подводных крейсеров стратегического назначения требуют проведения заводского ремонта или отдельных работ по поддержанию их боевой готовности. Из имеющихся 26 атомных подводных лодок почти половина является морально и технически устаревшими. На остальных подводных судах количество боезарядов из-за окончания гарантийных сроков эксплуатации ракетных комплексов к 2003 году должно сократиться на 75%.

В крайне тяжелом социальном положении оказались военнослужащие. По данным на 12 октября 1998 г. Министерство Обороны Российской Федерации было профинансировано из федерального бюджета лишь на 36,8% от утвержденных объемов расходов, в том числе выплата денежного довольствия и заработной платы - на 75%, квартирно-эксплуатационные расходы - на 24,7%, медицинское обслуживание военнослужащих - на 17,9%. В связи с систематическими задержками выплаты денежного довольствия и заработной платы, значительным ухудшением социально-бытового положения военнослужащих в войсках резко упали моральных дух и дисциплина, увеличилось число погибших военнослужащих и самоубийств.

Фактический развал оборонно-промышленного комплекса и Вооруженных Сил Российской Федерации явился следствием того, что Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин при определении мер по экономическому развитию страны и осуществлении правомочий, предоставленных ему Федеральным Законом "Об обороне", использовал свои властные полномочия не в интересах укрепления государства, а в целях создания класса крупных собственников с тем, чтобы, опираясь на их поддержку, упрочить свою политическую власть. Об этом свидетельствуют итоги проводимой им экономической и военной политики.

Изучение имеющихся в распоряжении Специальной комиссии документов и иных материалов дает основание считать, что при осуществлении полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом "Об обороне", Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин предвидел, возможность наступления тяжких последствий, в том числе дезорганизацию оборонно-промышленного комплекса и Вооруженных Сил Российской Федерации, и сознательно допускал их наступление.
Это подтверждается тем, что Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации неоднократно на протяжении ряда лет обращала его внимание на постоянно снижающуюся обороноспособность страны.

Такие указания содержались, в частности, в Постановлениях Государственной Думы

  • от 14 июля 1995 г. "О критическом положении дел на предприятиях военно- промышленного комплекса",
  • от 10 ноября 1995 г. "О финансировании расходов на оборону в 1995-1996 годах",
  • от 19 апреля 1996 г. "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации о принятии мер по упорядочению деятельности Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов и их финансирования",
  • от 26 сентября 1997 г. "Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации о принятии неотложных мер по реформированию Вооруженных сил Российской Федерации",
  • от 14 января 1998 г. "О положении дел в оборонном промышленном комплексе Российской Федерации",
  • от 10 июня 1998 г. "О кризисном социальном положении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации",
  • от 16 июля 1998 г. "Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации в связи с обострением социальной обстановки в Вооруженных Силах Российской Федерации, вызванным задержкой выплаты денежного довольствия военнослужащих",
  • от 16 июля 1998 г. "О мерах по усилению государственной поддержки военнослужащих и членов их семей, укреплению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках".
Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин проигнорировал все эти Обращения.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации была вынуждена в своем Постановлении от 14 января 1998 г. поручить Председателю Государственной Думы на совместном заседании Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "обсудить вопрос об изменении практики игнорирования обращений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации о проблемах Вооруженных Сил Российской Федерации, оборонного промышленного комплекса Российской Федерации и российской науки".

Однако и это Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не изменило отношения Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина к положению в оборонном промышленном комплексе и в Вооруженных Силах Российской Федерации. Никаких позитивных изменений ни в оборонно-промышленном комплексе, ни в Вооруженных Силах Российской Федерации не произошло.

Предвидение Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным тяжких последствий своих действий и сознательное их допущение наряду с другими отмеченными выше обстоятельствами, дает основание Специальной комиссии считать, что в его действиях имеются признаки злоупотребления должностными полномочиями, то есть преступления, предусмотренного в ч. 2 ст. 170 УК РСФСР и в ч. 2, ч. 3 ст. 285 УК РФ. С 1 января 1997 г. преступление, предусмотренное в ч. 2 и ч. З ст. 285 УК РФ, в соответствии со ст. 15 УК РФ относится к категории тяжких преступлений.

Специальная комиссия не установила в действиях Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, совершенных им после заключения и реализации Беловежских соглашений, намерения оказать помощь иностранному государству в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации и не считает возможным признать обоснованным в этой части выдвижение против него обвинения в государственной измене.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 93 Конституции Российской Федерации, ст. 178 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, ст. 38 Регламента Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Специальная комиссия заключает:

  1. Признать, что в действиях Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, приведших к ослаблению обороноспособности и безопасности Российской Федерации, содержатся признаки тяжкого преступления, предусмотренного в частях 2 и 3 статьи 285 УК РФ.
  2. На основании, указанном в п. 1 настоящего Заключения, признать обоснованным предложение группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина в связи с совершением им тяжкого преступления.
  3. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять на основе настоящего Заключения соответствующее Постановление.
  4. Направить настоящее Заключение в Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, инициировавшим предложение о выдвижении обвинения. Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину.




Геноцид российского народа

Заключение об оценке фактической обоснованности обвинения,
выдвинутого против Президента Российской Федерации
в связи с совершением им действий, приведших к геноциду российского народа

Заслушав объяснения представителей инициаторов предложения о выдвижении обвинения и приглашенных на заседание Комиссии лиц, исследовав представленные документы и иные материалы, Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания РФ установила:

в пятом пункте "Обоснования постановки вопроса об отрешении Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина от должности в связи с совершением им тяжких преступлений", вынесенного депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ, содержится обвинение Б. Н. Ельцина в совершении им деяний, содержащих признаки тяжкого преступления, предусмотренного ст. 357 УК РФ.

По мнению депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Президент РФ Б. Н. Ельцин, осуществляя меры по изменению социально- экономических отношений в стране, сознавал, что в результате их проведения резко ухудшатся условия жизни значительной части российского народа, неизбежно сократится его численность. Они считают, что сокращение численности населения России является составной частью проводимых им преобразований. На том основании они полагают, что Президент РФ Б. Н. Ельцин на протяжении ряда лет намеренно проводил политику геноцида российского народа.

Проверяя обоснованность обвинения, выдвинутого против Президента РФ Б. Н. Ельцина, Специальная комиссия пришла к следующим выводам:
1. За время осуществления мер по изменению социально-экономических отношений в Российской Федерации, по данным Государственного комитета РФ по статистике, произошло резкое сокращение численности населения. Число родившихся уменьшилось с 1,7 млн детей в 1991 г. до 1,2 млн в 1997 г. Напротив, число умерших в эти же годы увеличилось с 1,6 млн человек до 2 млн. Естественная убыль численности населения страны за период с 1992-го по 1997 год составила 4,2 млн человек.

Согласно прогнозу Госкомстата России, население Российской Федерации за 1998- 2015 годы уменьшится еще на 8,6 млн человек, или на 6%, и составит в 2015 г. 138 млн человек против 147 млн в 1997 г. За этот период возрастная категория лиц моложе 16 лет сократится с 30,3 млн до 21,9 млн, а число лиц старше трудоспособного возраста увеличится с 30,4 млн до 34,7 млн человек.

2. Большие демографические потери населения Российской Федерации были обусловлены постоянно нарастающим ухудшением условий жизни российских граждан.

Если, по данным Госкомстата России, денежные доходы населения (в среднем на душу населения в месяц) в условиях инфляции с 1992 г. по январь-ноябрь 1998 г. увеличились в 231,1 раза, то прожиточный минимум (в среднем на душу населения в месяц) за тот же период возрос в 248,9 раза. В 1998 г. 32,1 млн человек имели денежные доходы ниже прожиточного минимума. При этом если разрыв денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения в 1992 г. превышал размеры доходов первой группы над доходами второй в 8 раз, то в январе-ноябре 1998 г., соответственно, в 13,5 раза.

Широкие слои населения поставлены в положение голодающих из-за систематической невыплаты заработной платы, пенсий и денежных пособий. По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации, суммарная задолженность по выплате заработной платы из-за отсутствия бюджетного финансирования и собственных средств у предприятий и организаций составляла на 1 января 1996 г. 13,4 млрд рублей, на 23 декабря 1996 г.- 47,1 млрд рублей, на 1 января 1998 г.- 52,6 млрд рублей и на 1 декабря 1998 г.- 84,9 млрд рублей.

Начиная с 1995 г. в Российской Федерации растет задолженность по выплате пособий на детей. По информации Министерства финансов России, на 1 ноября 1998 г. общая сумма задолженности по выплате ежемесячного пособия на ребенка составила 24,5 млрд рублей.

Также с 1995 г. в Российской Федерации с полугодовым перерывом в 1997 г. росла задолженность по пенсиям. К концу 1995 г. она достигала 675,10 млрд рублей (неденоминированных. - прим. публикатора), а на начало 1997 г.- уже 15 745,10 млрд рублей (неденоминированных. - прим. публикатора). На 1 октября 1998 г. она составляла 30,5 млрд рублей. В среднем по регионам задержка с выплатой пенсий к этому времени достигла 2,5 месяца.

В то же время в стране увеличивается удельный вес платной медицины и образования, постоянно растут цены на продукты питания, коммунальные услуги, проезд на транспорте и др.

Одновременно в указанный период продолжалось устойчивое сокращение спроса на рабочую силу. По сообщению Министерства труда и социального развития РФ (по предварительным данным), к концу 1998 г. общая численность безработных (по методике МОТ) составила около 8,6 млн человек, или 11,8% экономически активного населения России, а численность регистрируемых безработных превысила 1,9 млн человек, или 2,6% ее экономически активного населения. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития России на 1999 г. (по данным Минэкономики России и Минтруда России), рост безработицы будет продолжаться, хотя по расчетам уровень общей безработицы не будет превышать 12-13% экономически активного населения в год, а регистрируемой - около 3-3,3%. При этом, однако, доля официально зарегистрированных безработных в общей численности безработных возрастет с 23% в 1998 г. до 26% в 1999 г.

Негативные демографические процессы в обществе в значительной степени обусловлены и ухудшением продовольственного обеспечения населения. По данным Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по экономической безопасности, в 1997 г. по сравнению с 1990 г. произошло снижение потребления мяса на 35%, молока - на 41%, яиц - на 31%, рыбы - в 2,2 раза, в то же время выросло на 19% потребление картофеля. Сокращение потребления жизненно важных продуктов в России продолжает сказываться на здоровье значительной части населения страны, особенно на здоровье тех, кто находится за чертой бедности и не может питаться по физиологическим нормам.
Серьезное негативное влияние на демографические процессы в стране оказывает постоянно ухудшающееся состояние отечественного здравоохранения.

Среди населения все шире распространяются тяжелые болезни. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, характеризующим заболеваемость на 100 тыс. населения с 1992 г. по 1997 г., показатели заболеваемости туберкулезом увеличились с 35,8 до 73,9; сифилисом - с 13,4 до 277,3; злокачественными новообразованиями - с 271,6 до 294,3; наркоманией - с 3,5 до 28,4; психическими расстройствами - с 274,3 до 348,2; ВИЧ-инфекцией - с 0,05 до 2,7.

Наряду с этим за тот же период уменьшилось число больничных учреждений с 12,6 до 11,5 тыс., показатели обеспеченности населения больничными койками уменьшились с 130,8 до 121,0. В стационарах для взрослых возросла больничная летальность.

Сложившаяся в стране критическая ситуация со здоровьем населения и в здравоохранении, пагубное влияние на них социальных условий жизни российских граждан получили подтверждение в обращениях Всероссийских Пироговских съездов врачей, состоявшихся в 1995-м и 1997 г., к Президенту, Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации.

В первом из них говорится: "Наши повседневные наблюдения, а также накопившиеся за последние годы статистические и эпидемиологические данные свидетельствуют, что практически повсеместно происходит беспрецедентное в мирное время уменьшение численности народонаселения (депопуляция). Рождаемость упала ниже уровня простого воспроизводства населения, возросла смертность в трудоспособных возрастах, снизилась средняя продолжительность жизни, ускоренно "выгорают" ветераны войны и труда, разрывается физическая и духовная связь поколений".

Во втором обращении съезд прямо заявляет: "II (XVIII) Всероссийский Пироговский съезд врачей объявляет о сложившемся чрезвычайном положении и сфере охраны здоровья в России и напоминает Президенту РФ, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации об их прямой и персональной ответственности за предусмотренную Конституцией защиту жизни и здоровья граждан России и за обеспечение деятельности общенациональной системы охраны здоровья народа".

Бедственное положение большей части российского народа усугубилось обесценением денежных сбережений, переданных населением в распоряжение государства путем внесения на вклады в Сбербанк СССР и РСФСР, объем которых, по данным Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной думы Федерального Собрания РФ, в настоящее время составляет 170 млрд рублей СССР, а также большим числом (5,5 млн человек) российских соотечественников, вынужденно возвратившихся в 1992- 1997 гг. на свою историческую родину. Последние в своем большинстве находятся в отчаянном положении: без жилья, работы, средств к существованию. Лишившиеся привычных условий жизни и испытавшие ужас военных конфликтов и межнациональных столкновений, они, как отмечено в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 декабря 1998 г. "О деятельности Федеральной миграционной службы России по реализации миграционной политики", вынуждены повторно терпеть унижения на своей исторической родине.

3. Тяжелое положение российского народа, приведшее к значительному сокращению его численности, вызвано осуществлением мер по изменению социально-экономических отношений в стране, проведенных в период с 1992 г. под руководством и при активном участии Президента РФ Б. Н. Ельцина.

В результате осуществления одобренных и предпринятых им мер по либерализации цен и приватизации государственного имущества большинство граждан Российской Федерации лишилось своих денежных сбережений и своей доли в государственной собственности.

Грубо нарушив требования ст. 1218 Конституции РФ 1978 г. устанавливающей, что Указы Президента РФ не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации, он издал Указ от 14 августа 1992 г. "О введении в действие системы приватизационных мер чеков в Российской Федерации", которым, вопреки действовавшему в это время Закону РСФСР "Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР", предусматривавшему введение для российских граждан личных именных приватизационных счетов, установил выдачу им анонимных приватизационных чеков. Введение их в обращение не только создало благоприятные условия для многочисленных финансовых афер и других злоупотреблений, но и привело к сокращению размера и гарантий социальных выплат, снижению реального уровня жизни населения. В результате так называемой ваучерной приватизации произошло обогащение сравнительно небольшой группы лиц за счет обнищания преобладающей части российских граждан.

В июле 1994 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ подавляющим большинством голосов отклонила проект Федерального закона "О принятии Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.".

Несмотря на это, Президент РФ Б. Н. Ельцин ввел ее в действие без каких-либо существенных изменений своим Указом от 22 июля 1994 г. "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятии в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.". Реализация этого Указа привела к дальнейшему отчуждению большинства населения страны от участия в приватизационном процессе.

Еще одним шагом в перераспределении государственной собственности в пользу узкой группы богатых людей и в ущерб остальной части населения явился Указ Президента РФ Б. Н. Ельцина от 31 августа 1995 г. "О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеральной собственности".

Этот Указ разрешил проведение залоговых аукционов, тем самым был грубо нарушен принятый Государственной Думой Федерального Собрания РФ Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1995 г.", запрещавший досрочную продажу в 1995 г. закрепленных в федеральной собственности акций предприятий топливно-энергетического комплекса.

Указ предусматривал передачу под залог кредитов, получаемых от российских банков, пакетов акций ведущих российских предприятий (нефтяных компаний ЛУКОЙЛ, ЮКОС, СИДАНКО, РАО "Норильский никель" и др.). В действительности же он открыл путь к продаже акций первоклассных предприятий за очень низкую цену, составившую 1,85% от суммы доходов федерального бюджета. Кредиты за акции, полученные при реализации этого Указа, были зачислены в бюджет как доходы от продажи.

Президент РФ Б. Н. Ельцин на протяжении всех лет исполнения своих обязанностей играл активную роль в осуществлении мер по изменению социально-экономических отношений в стране. За это время он издал большое число указов, обеспечивших передачу государственных предприятий в собственность сравнительно небольшой группы российских и иностранных граждан.

В их числе Указы

  • от 14 июня 1992 г. "Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности",
  • от 1 июля 1992 г. "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества",
  • от 5 августа 1992 г. "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации",
  • от 26 августа 1992 г. "Об акционировании на железнодорожном транспорте",
  • от 7 октября 1992 г. "О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий",
  • от 16 ноября 1992 г. "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий",
  • от 17 ноября 1992 г. "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения",
  • от 30 декабря 1992 г. "О преобразовании в акционерные общества и приватизации объединений, предприятий, организаций угольной промышленности",
  • от 8 декабря 1992 г. "О преобразовании в акционерные общества и приватизации государственных предприятий, объединений и организаций газового хозяйства Российской Федерации" и др. В результате реализации этих указов основная часть населения Российской Федерации была лишена своей доли в государственной собственности.
Президент РФ Б. Н. Ельцин неоднократно отклонял законы, направленные на облегчение тяжелого материального положения широких слоев населения.

Так, со ссылкой на отсутствие финансовых средств он 30 апреля 1997 г. отклонил Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", 8 января 1998 г. он возвратил без рассмотрения Федеральный закон "О продовольственной безопасности Российской Федерации". Отметив, что указанный закон предусматривает "гарантированное Правительством Российской Федерации обеспечение физической и экономической доступности для граждан Российской Федерации, независимо от их возраста, имущественного и должностного положения, места пребывания и жительства, жизненно важных продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами питания", он, тем не менее, отказался от его подписания в связи с тем, что его реализация "потребует дополнительных расходов из федерального бюджета".

В то же время Президент РФ Б. Н. Ельцин отклонял и законы, препятствующие дальнейшему обогащению небольшой группы финансовых воротил. В частности, им был отклонен Федеральный закон "О распоряжении скрепленными в федеральной собственности пакетами акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации", устанавливавший, что передача в залог, так же как и другие решения о распоряжении стратегически значимыми объектами федеральной собственности, должна, в полном соответствии с Конституцией РФ, утверждаться Федеральными законами.

4. При оценке обоснованности обвинения Президента РФ Б. Н. Ельцина в совершении действий, содержащих признаки преступления, предусмотренного ст. 357 УК РФ, Специальная комиссия исходит из следующего:
1) в числе возможных преступных последствий, указанных в этой статье, предусмотрено полное или частичное уничтожение национальной группы. Комиссия считает, что закон в этом случае устанавливает минимальные требования. Опасность преступления не просто сохраняется, но и увеличивается тогда, когда происходит полное или частичное уничтожение не одной, а нескольких, тем более большого числа, национальных групп.
Применительно к российским условиям пострадавшими могут считаться в равной мере все национальные группы, составляющие население России;
2) одним из способов совершения преступления, предусмотренного ст. 357 УК РФ, является создание жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы. Жизненные условия, в которые поставлена значительная часть населения Российской Федерации (недостаточный размер заработной платы, пенсий, социальных пособий, несвоевременность их выплаты, неудовлетворительная обеспеченность населения медицинской помощью и т. п.), приводят в вымиранию слабо защищенных в социальном отношении категорий населения;
3) тяжелое положение, в котором находится значительная часть населения Российской Федерации, вызвано мерами по изменению социально-экономических отношений в стране, осуществленными под руководством и при непосредственном участии Президента Б. Н. Ельцина начиная с 1992 г. Их реализация продолжается по настоящее время.

Президент РФ Б. Н. Ельцин несет ответственность за их проведение, так как по Конституции РФ он является главой государства, формирует Правительство Российской Федерации и руководит его деятельностью, определяет основы внутренней и внешней политики страны;

4) одним из признаков преступления, предусмотренного ст. 375 УК РФ, является цель полного или частичного уничтожения членов социальной группы. Специальная комиссия, не наделенная правомочиями, необходимыми для выявления всех признаков состава преступления, не исключает эту цель в действиях Президента РФ Б. Н. Ельцина.

Возможность того, что в намерения Президента РФ Б. Н. Ельцина входила и указанная цель, подтверждается прежде всего тем, что ухудшение условий жизни значительной части российских граждан происходило на протяжении всех лет пребывания Б. Н. Ельцина на посту Президента РФ. Тем не менее никаких сколько-нибудь эффективных мер но исправлению положения им не было предпринято. Напротив, несмотря на очевидное ухудшение жизни российских граждан, все предложения по изменению проводимого экономического курса им постоянно отвергались.

Так, он отказался принять возражения против его проведения, которые содержались в Постановлениях Верховного совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации, признавших в конце 1992 г. работу Правительства Российской Федерации по реализации экономической реформы неудовлетворительной. В Постановлениях съезда, в частности, было сказано: "Считать, что проводимая Правительством Российской Федерации экономическая реформа, формы и методы ее реализации не соответствуют интересам большинства граждан Российской Федерации и привели к отрицательным социально-экономическим последствиям".

Тем не менее он и в настоящее время отказывается признать неправильность проводимого им экономического курса. В своем письме Президенту США Уильяму Джефферсону Клинтону от 18 сентября 1998 г. он вновь заявил: "Не нужно слушать тех, кто пытается доказывать, что стрелки российских часов начали отсчет в обратном направлении. Со всей ответственностью заявляю тебе: отказа не будет, реформы будут продолжены".

Основания считать, что сокращение численности населения Российской Федерации охватывалось представлениями Президента РФ Б. Н. Ельцина о последствиях проводимой им реорганизации экономики страны, обнаруживаются и в том, что проводимые им изменения социально-экономических отношений в России соответствовали рекомендациям доклада группы экспертов Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, Организации международного сотрудничества и развития и Европейского банка реконструкции и развития, подготовленного по просьбе совещания на высшем уровне семи ведущих промышленно развитых стран.

Рекомендации этого доклада, известного еще как Хьюстонская программа, предусматривали, в частности, замораживание и конфискацию денежных средств у населения, рост цен, а при определенных условиях даже выдачу каждому человеку продовольственных талонов и импорт наиболее важных продуктов питания - хлеба, молока и мяса.

Этим рекомендациям соответствовали установки, содержавшиеся в "Меморандуме об экономической политике Российской Федерации", подписанном Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Е. Гайдаром и Председателем Центрального банка Российской Федерации Г. Матюхиным и опубликованном в 1992 г. Они предусматривали в условиях либерализации цен введение мер по предотвращению роста заработной платы, ограничение выплат пенсий и пособий по социальному страхованию, сокращение пособий по безработице, отмену ограничений цен на потребительские товары и услуги. Как прямо было отмечено в этом документе, предусмотренная в нем экономическая программа была направлена на реализацию главных экономических целей Правительства, изложенных в речи Президента РФ Б. Н. Ельцина 28 октября 1991 г.

Приведенные рекомендации и установки не могли не учитывать, что значительное снижение жизненного уровня населения в течение длительного времени не может не привести к сокращению его численности. Трудно предположить, что Президент РФ Б. Н. Ельцин этого не сознавал.

5. Специальная комиссия считает установленными следующие признаки преступления, предусмотренного ст. 357 УК РФ:
  1. сокращение численности населения Российской Федерации;
  2. наступление этих последствий в результате сложившихся в стране тяжелых жизненных условии для большинства российских граждан;
  3. наличие причинной связи между предпринимаемыми Президентом РФ мерами по экономическим и социальным преобразованиям в стране и сформировавшимися в ней тяжелыми жизненными условиями российских граждан, а также сокращением численности населения Российской Федерации.
6. Комиссия отмечает, что при указанных обстоятельствах усматриваются признаки и другого тяжкого преступления - преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия). В действиях Президента РФ Б. Н. Ельцина имеются следующие его признаки:
  • использование служебных полномочий вопреки интересам службы,
  • существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, а также охраняемых законом интересов общества и государства, наконец,
  • наступление в результате его действий тяжких последствий.
7. В связи с тем что в действиях Президента РФ Б. Н. Ельцина содержатся признаки двух различных преступлений - геноцида и злоупотребления должностными полномочиями, повлекшего тяжкие последствия, - окончательный ответ на вопрос о юридической квалификации его действий зависит от того, с какой целью и по каким мотивам они были совершены.

Ответ на этот вопрос может быть получен лишь в результате проведения предварительного следствия соответствующими правоохранительными органами.

8. Специальная комиссия считает, что геноцид и злоупотребление должностными полномочиями, повлекшие тяжкие последствия, стали рассматриваться в качестве тяжких преступлений, способных служить основанием для отрешения Президента от должности, лишь УК РФ, который вступил в силу 1 января 1997 г. Вместе с тем они учитывает, что международно-уголовная ответственность за геноцид как за тяжкое преступление была установлена в 1948 г. Конвенцией "О предупреждении преступления геноцида и наказании за него", ратифицированной СССР 18 марта 1954 г.

В соответствии с Конвенцией "О неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества", она не может быть устранена, "даже если эти действия не представляют собой нарушения внутреннего законодательства той страны, в которой они были совершены".

На основании изложенного и руководствуясь ст. 93 Конституции Российской Федерации, ст. 178 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ, ст. 38 Регламента Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Специальная комиссия заключает:

  1. Признать, что в действиях Президента РФ Б. Н. Ельцина, приведших к ухудшению условий жизни граждан Российской Федерации и сокращению численности ее населения, содержатся признаки тяжких преступлений, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 285 и ст. 357 УК РФ.
  2. На основании, указанном в п. 1 настоящего Заключения, признать обоснованным предложение группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ о выдвижении обвинения против Президента РФ Б. Н. Ельцина в связи с совершением им тяжкого преступления.
  3. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания РФ принять на основе настоящего Заключения соответствующее Постановление.
  4. Направить настоящее Заключение в Совет Государственной Думы Федерального Собрания РФ депутатам Госдумы, инициировавшим предложение о выдвижении обвинения Президенту РФ Б. Н. Ельцину.



Май 1999