ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМИССИЯ
Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации
103265. Москва, Охотный ряд. д. 1. Тел. 292-89-45, факс 292-05-18
17.02.1999 / № 4.24-89
по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения,
выдвинутого против Президента Российской федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке фактической обоснованности обвинения, г.Москва "07" сентября 1998 г.
Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации, в составе Председателя В.Д. Филимонова, членов Специальной комиссии: П.Т. Бурдукова, Ю.П. Иванова. В.М. Ивера, Б.Ю. Кузнецова, А.Д. Куликова, Е.Б. Мизулиной. Л.В. Побединской, Д.О. Рогозина, В.А.Сафронова, Н.И. Шаклеина. с участием представителей инициаторов предложения о выдвижении обвинения В.И. Илюхина. А.И. Лукьянова, руководствуясь
Поводом к рассмотрению дела явилось предложение о выдвижении обвинения
против Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, внесенное группой
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителей инициаторов предложения о выдвижении обвинения, выступления приглашенных на заседание представителя Министерства региональной и национальной политики Российской Федерации, бывших депутатов Верховного Совета РСФСР, специалистов, исследовав представленные документы и иные материалы, Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установила: В первом пункте обоснования постановки вопроса об отрешении Б.Н. Ельцина от должности Президента Российской Федерации, внесенного группой депутатов Государственной Думы, содержится обвинение Б.Н. Ельцина в совершении им деяния, содержащего признаки преступления, предусмотренного статьей 64 УК РСФСР (статьей 275 УК РФ). По мнению депутатов Государственной Думы, противоправный характер этих действий заключается в том, что Президент РСФСР Б.Н. Ельцин вместе с бывшими Президентами Украины и Белоруссии Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкевичем подготовил, 8 декабря 1991 года подписал, а затем реализовал Беловежские соглашения, приведшие к разрушению Советского Союза и нанесшие серьезный ущерб внешней и внутренней безопасности Российской Федерации. Статья 64 УК РСФСР содержала исчерпывающий перечень деяний, которые рассматривались как измена Родине. В число этих деяний входил и заговор с целью захвата власти. Участники Беловежских соглашений, в том числе и Б.Н. Ельцин, бывший тогда Президентом РСФСР как одной из союзных республик СССР, не просто изменили государственный строй СССР. СССР вообще прекратил существование, а РСФСР из союзной республики превратилась в Российскую Федерацию, самостоятельное суверенное государство. Ради этой цели Б.Н. Ельцин пошел на грубое нарушение статей 74-76 Конституции СССР 1977 г.; Закона СССР от 3 апреля 1990 г. "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР"; статей 4, 5, 68, 70, 71, 76 Конституции РСФСР 1978 г.; статей 4, 6 Закона РСФСР от 24 апреля 1991 года "О Президенте РСФСР". Б.Н. Ельцин совершил указанные действия вопреки воле народов РСФСР о необходимости сохранения СССР, выраженной во время всенародного голосования (референдума), состоявшегося 17 марта 1991 года. Анализ событий, предшествовавших заключению Беловежских соглашений, позволяет также сделать вывод о том, что действия Б.Н. Ельцина по организации заговора с целью захвата союзной власти имели осознанный, целенаправленный характер. При подготовке к уничтожению СССР Б.Н. Ельцин издал ряд указов, выходящих за пределы его конституционных полномочий и направленных на неправомерное присвоение союзной власти, в том числе Указы о переподчинении союзных органов республиканским (Указы № 66 от 20.08.91; № 74 от 22.08.91), о передаче союзных средств массовой информации в ведение Министерства печати и массовой информации РСФСР (Указы № 69 от 21.08.91; № 76 от 22.08.91), о передаче всех видов правительственной связи СССР в ведение КГБ РСФСР, а также банков, почты, телеграфа СССР в ведение РСФСР (Указ № 85 от 24.08.91). Таким образом, имеются достаточные данные утверждать, что, будучи Президентом РСФСР, Б.Н. Ельцин совершил действия, содержащие признаки тяжкого преступления, предусмотренного статьей 64 УК РСФСР, и заключающиеся в измене Родине путем подготовки и организации заговора с целью неконституционного захвата союзной власти, упразднения действовавших тогда союзных институтов власти, противоправного изменения конституционного статуса РСФСР. Вместе с тем указанные действия Б.Н. Ельцина привели и к катастрофическому ослаблению Российской Федерации. Нарушились экономические отношения Российской Федерации с другими бывшими союзными республиками. Резко снизилась внешняя безопасность и обороноспособность России. Миллионы российских граждан оказались за пределами своего государства, принудительно превратились в беженцев и вынужденных переселенцев. На территории Российской Федерации возникли многочисленные конфликты, сопряженные с человеческими жертвами. Таким образом, есть все основания для того, чтобы утверждать, что действиями Б.Н. Ельцина нанесен существенный ущерб внешней и внутренней безопасности Российской Федерации. По мнению Специальной комиссии, новый УК РФ не устранил уголовную ответственность за действия, совершенные в связи с подготовкой, заключением и реализацией Беловежских соглашений. Они подпадают под признаки преступления, предусмотренного статьей 275 УК РФ. Что касается намерения Президента Российской Федерации при совершении этих действий оказать помощь иностранному государству в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, Специальная комиссия считает, что окончательный вывод по данному вопросу может быть получен в ходе предварительного следствия, проведенного соответствующими правоохранительными органами. Вместе с тем Специальная комиссия считает установленным осознанное совершение Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным действий, причинивших большой ущерб внешней безопасности Российской Федерации, и на этом основании приходит к выводу о том, что имеются достаточные данные о наличии в его поведении при подготовке, заключении и реализации Беловежских соглашений признаков, которые наряду с другими образуют состав государственной измены (статья 275 УК РФ). Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 93 Конституции Российской Федерации, статьей 178 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, статьей 38 Регламента Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Специальная комиссия заключает:
|