ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМИССИЯ
Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации
103265. Москва, Охотный ряд. д. 1. Тел. 292-89-45, факс 292-05-18
17.02.1999 / № 4.24-90
по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения,
выдвинутого против Президента Российской федерации
об оценке фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против
г.Москва "10" сентября 1998 г.
Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил н фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Филимонова, членов Комиссии: П.Т. Бурдукова, Ю.П. Иванова, В.М. Ивера. Б.Ю. Кузнецова, АД. Куликова, Е.Б. Мизулиной, Л.В. Побединской, Д.О. Рогозина, В.А. Сафронова, Н.И. Шаклеина, с участием представителей инициаторов предложения о выдвижении обвинения Т.А. Астраханкиной, В.И. Илюхина, А.И. Лукьянова, руководствуясь
Поводом к рассмотрению дела явилось предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, внесенное группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Заслушав объяснения представителей инициаторов выдвижения обвинения, выступления приглашенных на заседания Комиссии бывших депутатов Верховного Совета РСФСР, специалистов, других свидетелей сентябрьских-октябрьских событий 1993 года в городе Москве, исследовав представленные документы и иные материалы, Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установила: во втором пункте "Обоснования постановки вопроса об отрешении Б. Н. Ельцина от должности Президента Российской Федерации в связи с совершением им тяжких преступлений", внесенного депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, содержится обвинение Б. Н. Ельцина в совершении им деяний, содержащих признаки тяжких преступлений, предусмотренных ст. 64, 70, ч. 2 ст. 171, пп. "в", "д", "з", "н" ст. 102 УК РСФСР (ст. 278, ч. 2 и ч. З ст. 286 пп. "а", "б", "е", "ж" ст. 105 УК РФ). Комиссия пришла к выводу, что это обвинение обосновано и подтверждается представленными в Комиссию документами, показаниями свидетелей, другими материалами. Установлено, в частности, что в сентябре-октябре 1993 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин по сговору с другими лицами организовал и совершил захват государственной власти народных депутатов Российской Федерации путем насильственного прекращения деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 21 сентября 1993 года Президент Б. Н. Ельцин издал и обнародовал Указ №1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", в котором, превысив полномочия Президента Российской Федерации, закрепленные в главе 13 Конституции РСФСР, ст. 5 Закона РСФСР "О Президенте Российской Федерации" от 24 апреля 1991 г., вопреки итогам Всероссийского референдума, проведенного на основании Постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 29 марта 1993 г. "О Всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации результатов референдума", постановил прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации, отменил действие Конституции РСФСР, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, объявив, что они действуют лишь в части, не противоречащей Указу. В нарушение Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин объявил и ввел в действие Положение о федеральных органах власти на так называемый переходный период. Присвоил властные полномочия Верховного Совета Российской Федерации по назначению Генерального прокурора Российской Федерации, переподчинил Центральный Банк Российской Федерации Правительству Российской Федерации и обязал его руководствоваться в своей деятельности не законами, а указами Президента Российской Федерации. Предложил Конституционному Суду Российской Федерации не созывать заседаний до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации. Далее Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин совместно с другими лицами приняли решение о насильственном прекращении деятельности народных депутатов, Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Здание Верховного Совета Российской Федерации, расположенное в г. Москве, было блокировано работниками Министерства внутренних дел Российской Федерации, огорожено колючей проволокой, автотранспортом, было отключено его электро- и водоснабжение. Народные депутаты, граждане Российской Федерации не пропускались в здание, по отношению к ним допускалось насилие. В ночь с 3 на 4 октября 1993 года Б. Н. Ельцин совместно с другими лицами с целью окончательного подавления сопротивления народных депутатов Российской Федерации и прекращения деятельности Съезда народных депутатов Верховного Совета Российской Федерации дал указание на ввод войск в Москву и штурм здания Верховного Совета Российской Федерации. Утром 4 октября 1993 года войска и подразделения Министерства внутренних дел и Министерства обороны Российской Федерации были стянуты к зданию Верховного Совета и открыли по нему огонь из стрелкового оружия и танковых пушек. В результате этих действий, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, были убиты и искалечены сотни невинных граждан. При издании Указа № 1400 и изданных в его развитие других антиконституционных актов Президент Российской Федерации Б. П. Ельцин вышел за пределы полномочий, установленных действовавшей во время описанных событий Конституции РСФСР и Закона РСФСР "О Президенте РСФСР". Так, ст. 1216 Конституции РСФСР и ст. 6 Закона РСФСР "О Президенте РСФСР" устанавливали, что "Полномочия Президента РСФСР не могут быть использованы для... роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти". Согласно ст. 1218 Конституции РСФСР, "Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В случае противоречия акта Президента Конституции, закону Российской Федерации действует норма Конституции, закона Российской Федерации". В связи с тем, что при превышении своих полномочий Президент Б. Н. Ельцин использовал вооруженную силу, результатом чего явились многочисленные человеческие жертвы, нанесенные гражданам телесные повреждения, унизительное обращение с ними, он совершил превышение власти, сопряженное с насилием, применением оружия, мучительными и оскорбляющими личное достоинство потерпевших действиями. На основании изложенного Комиссия усматривает в действиях Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина признаки следующих преступлений:
Комиссия считает, что Постановление Государственной Думы от 23 февраля 1994 г. "0б объявлении политической и экономической амнистии" не препятствует рассмотрению вопроса о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина для отрешения его от должности. Согласно указанному Постановлению, амнистии подлежат не все участники событий сентября-октября 1991 года, а лишь лица, привлеченные к ответственности за "участие в событиях", притом лишь "связанных" с изданием Указа Президента №1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". В связи с тем, что российское уголовное законодательство проводило и проводит в настоящее время четкое различие между организацией преступления и участием в нем (ст. 72, 77, 79 УК РСФСР, а также ст. 210, 212 УК РФ и др.), само издание Указа №1400, как и сам приказ о применении вооруженных сил для прекращения деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, не могут рассматриваться как простое участие в событиях, связанных с изданием Указа №1400. Они должны рассматриваться как действия по организации этих событий. Наконец, п. 1 Постановления об амнистии предписывает "прекратить все дела, находящиеся в производстве следователей, и дела, не рассмотренные судами, в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности". Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, как известно, к уголовной ответственности не привлекался. Поэтому его действия актом амнистии охватываться не могли. На основании изложенного и руководствуясь ст. 93 Конституции Российской Федерации, ст. 178 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, ст. 38 Регламента Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Специальная комиссия заключает:
|