ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ДУМА


СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМИССИЯ

Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации
по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения,
выдвинутого против Президента Российской федерации

103265. Москва, Охотный ряд. д. 1. Тел. 292-89-45, факс 292-05-18

17.02.1999 / №4.24-91


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об оценке фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против
Президента Российской Федерации,
в связи с военными действиями на территории Чеченской республики



г.Москва

"14" октября 1998 г.

Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации в составе

Председателя В.Д. Филимонова,

и членов Комиссии: Н.П Астафьева, П.Т.Бурдукова, В.Г Вишнякова, Ю.П. Иванова. В.М. Ивера, Б.Ю. Кузнецова, А.Д. Купикова, Е.Б. Мизулиной, Л.В. Побединской, C.A. Попова, Д.О. Рогозина, В.А. Сафронова, В.Г. Степанкова. Н.И. Шаклеина

с участием представителей инициаторов предложения о выдвижении обвинения В.И. Илюхина, А.И. Лукьянова, М.С. Суркова,

руководствуясь

  • частью 2 статьи 93 Конституции Российской Федерации,
  • статьями 176-180 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
  • постановлениями Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 июня 1998 г. "О Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президекта Российской Федерации" и "Об утверждении Положения о Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации",
  • регламентом Специальной комиссии, принятым на ее заседании 6 июля 1998 года. с дополнениями и изменениями от 24 августа и 7 сентября 1998 года,
проверила в открытом заседании фактическую обоснованность выдвинутого против Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина обвинения в совершении им в процессе вооруженного конфликта в Чеченской республике действий, содержащих признаки тяжких преступлений.

Поводом к рассмотрению дела явилось предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, внесенное группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Заслушав объяснения представителей инициаторов предложения о выдвижении обвинения и приглашенных на заседание Комиссии лиц, исследовав представленные документы и иные материалы, Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установила:

в третьем пункте Обоснования постановки вопроса об отрешении Президента Российской Федерации от должности, содержится обвинение Б.Н. Ельцина в совершении им деяний, заключающих в себе признаки тяжкого преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 171 УК РСФСР (ч. 2 и 3 ст. 286 УК Российской Федерации). По мнению депутатов Государственной Думы, Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин, издав в ноябре и декабре 1994 г. Указы, предусматривающие ограничение прав и свобод человека и гражданина, а также, отдав приказы на ведение военных действий на территории Чеченской Республики, явно вышел за пределы полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации. Эти его действия привели к многочисленным человеческим жертвам, грубому нарушению прав и свобод сотен тысяч граждан Российской Федерации.

В ходе слушаний, проведенных Специальной комиссией, выяснилось следующее:

1. В 1991-1994 годах на территории Чеченской Республики возникла чрезвычайная ситуация. В 1991 г. Исполкомом Общенационального Конгресса чеченского народа и его лидерами при попустительстве, а иногда и при прямой поддержке федеральных властей, была незаконно захвачена власть в Чечне. В республике начались массовые нарушения прав человека.

Усугубляя положение, в ноябре-декабре 1994 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин издает Указы №2137 от 30 ноября 1994 г. "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", №2166 от 9 декабря 1994 г "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта", №2169 от 11 декабря 1994 г. "О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики".

Анализ названных Указов показывает, что они противоречили Конституции и законам Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации №2137 от 30 ноября 1994 г. "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики" явился правовым актом о фактическом введении на территории Чеченской Республики чрезвычайного положения.

Такая оценка этого Указа определяется,

во-первых, тем, что в его преамбуле содержится прямая ссылка на ст. 88 Конституции Российской Федерации, регулирующую полномочия Президента Российской Федерации по введению чрезвычайного положения, а также на Закон РСФСР 1992 г. "О чрезвычайном положении";

во-вторых, тем, что в п. 1 этого Указа установлен срок, в течение которого должны быть осуществлены мероприятия по восстановлению в Чеченской Республике конституционной законности, что соответствует требованиям ст. 13 Закона РСФСР "О чрезвычайном положении";

в-третьих, тем, что в его п. 2 предусмотрено создание группы, одной из целей деятельности которой прямо названо введение и поддержание режима чрезвычайного положения; наконец, тем, что в п. 4 Указа используются правовые понятия "особый режим въезда и выезда", "особые формы управления", "особый порядок передвижения", которые характеризуют режим чрезвычайного положения и раскрываются в п/п "а" ст. 22 Закона РСФСР "О чрезвычайном положении".

Этот Указ вопреки требованиям ст. 88, п. "в" ч. 1 ст. 102, ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации не вносился на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и не был опубликован.

Указ Президента Российской Федерации №2166 от 9 декабря 1994 г. предоставил Правительству Российской Федерации новое полномочие по "разоружению всех незаконных вооруженных формирований", которым его не наделяли ни Конституция Российской Федерации (ст. 114), ни действующее законодательство об обороне и о внутренних войсках МВД Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации №2169 от 11 декабря 1994 г., как и предыдущие Указы, направленные на урегулирование ситуации в Чечне, вновь делает акцент на применение силовых методов, "разоружение и ликвидацию вооруженных формирований".

2. Конституция и законы Российской Федерации не предоставляли Президенту Российской Федерации права единоличного принятия решения на применение военных методов для разрешения конфликта на территории Чеченской Республики.

Конституция Российской Федерации не предусматривает применение вооруженной силы на территории Российской Федерации.

Статьи 1, 5, 10 Закона Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. "Об обороне" не допускают использования вооруженных сил Российской Федерации для поддержания порядка на территории России. В тех же случаях, когда Президенту Российской Федерации предоставляется право отдавать приказ вооруженным силам на ведение военных действий, оно не устанавливается как его неограниченное право.

Законы Российской Федерации "О безопасности", "О воинской обязанности и военной службе" вообще не могут служить правовой базой для использования вооруженных сил, так как не регулируют их применение.

3. Крупномасштабные операции вооруженных сил Министерства обороны, внутренних войск МВД, спецподразделений ФСК и других ведомств Российской Федерации прямо Указами Президента Российской Федерации не предусматривались, но осуществлялись в соответствии с его указаниями.
Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин участвовал и в организации их исполнения. Все основные действия по практическому введению элементов чрезвычайного положения на территории Чеченской Республики, в том числе по проведению главных военных операций, согласовывались с ним.
4. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин, издавая названные выше Указы, и, как Верховный Главнокомандующий, давая указания об использовании вооруженных сил, допустил явное превышение полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации. Об этом свидетельствуют следующие фактические данные:
  1. Отсутствие в Конституции и действующем законодательстве Российской Федерации прямых указаний о наличии у Президента Российской Федерации таких полномочий.
  2. Игнорирование Президентом Российской Федерации общеправового принципа, согласно которому "должностным лицам разрешается только то, что прямо предусмотрено в Конституции и законах", а также требований, закрепленных в ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что Президент Российской Федерации принимает меры по охране ее суверенитета и государственной целостности только в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации.
  3. Попытка Президента Российской Федерации скрыть от общественности неконституционный характер своих действий, выразившаяся в засекречивании Указов №2137 от 30 ноября 1994 г. и №2169 от 11 декабря 1994 г., которые с учетом их правового содержания могли применяться только будучи опубликованными.
Превышая свои полномочия и действуя без официального введения чрезвычайного положения, Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин тем самым исключил создание предусмотренного Законом РСФСР "О чрезвычайном положении" специального механизма реализации соответствующих мер по нормализации обстановки и контроля за их применением. Это существенно осложнило действия по наведению правопорядка в Чеченской Республике.
5. Реализация правовых актов Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, направленных на "урегулирование вооруженного конфликта в Чеченской Республике привела к применению насилия, повлекшего десятки тысяч человеческих жертв, материальному ущербу Российской Федерации в особо крупных размерах, нарушениям прав и свобод сотен тысяч граждан России.

Наступление указанных последствий вследствие реализации правовых актов Президента Российской Федерации подтверждается:

  1. материалами дела о проверке конституционности ряда правовых актов, принятых в связи с военными действиями на территории Чеченской Республики, производство по которому осуществлено Конституционным Судом Российской Федерации;
  2. итоговым Отчетом Комиссии по рассмотрению причин и обстоятельств возникновения кризисной ситуации в Чеченской республике, созданной решением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 января 1995 г.;
  3. заключениями Комиссии по правам человека ООН, ОБСЕ, Парламентской Ассамблеи Совета Европы, материалами, собранными различными неправительственными организациями;
  4. материалами средств массовой информации.
Комиссия отмечает, что массовые и грубые нарушения прав человека в ходе военных действий в Чеченской Республике еще не являлись предметом специального судебного рассмотрения.

В июле 1995 г. по запросу Совета Федерации и группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проверку конституционности правовых актов, принятых в связи с урегулированием вооруженного конфликта в Чеченской Республике, произвел Конституционный Суд Российской Федерации. Однако проведенное им конституционное разбирательство в соответствии со ст. З Федерального конституционного Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" было сосредоточено на рассмотрении исключительно вопросов права. При этом конституционность Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №2137, сыгравшего важную роль в развязывании военных действий на территории Чеченской Республики, Конституционным Судом не проверялась.

Исследование фактических обстоятельств, связанных с военными действиями на территории Чеченской Республики, также осталось вне поля зрения Конституционного Суда. Именно поэтому Специальная комиссия считает, что его Постановление от 31 июля 1995 г. не является правовым препятствием для уголовного преследования тех должностных лиц, которые принимали решения о применении военных методов установления правопорядка в Чеченской Республике. Тем более оно не является препятствием для осуществления конституционной процедуры выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина для отрешения его от должности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 93 Конституции Российской Федерации, ст. 178 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, ст. 38 Регламента Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации, специальная комиссия заключает:

  1. Признать, что в действиях Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, связанных с осуществлением военных действий на территории Чеченской Республики, содержатся признаки тяжкого преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 171 УК РСФСР (с. 2 и ч. З ст. 286 УК РФ).
  2. Признать обоснованным предложение группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о выдвижении указанного обвинения и рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять на основе настоящего Заключения соответствующее Постановление.
  3. Направить настоящее Заключение в Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, инициировавшим предложение о выдвижении обвинения, Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину.
Председатель Специальной комиссии В.Д. Филимонов
 
Документ аутентичен копии, любезно переданной нам Специальной комиссией ГД РФ.
На этой копии видны подписи Председателя и членов комиссии, а также регистрационные штампы и записи.



Май 1999