ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМИССИЯ
Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации
103265. Москва, Охотный ряд. д. 1. Тел. 292-89-45, факс 292-05-18
17.02.1999 / № 4.24-92
по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения,
выдвинутого против Президента Российской федерации
об оценке фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против
г. Москва "07" декабря 1998 г.
Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил н фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Филимонова, членов Комиссии: Н.П. Астафьева, П.Т. Бурдукова, В.Г. Вишнякова, Ю.П. Иванова, В.М. Ивера. Б.Ю. Кузнецова, А.Д. Куликова, Е.Б. Мизулиной, Л.В. Побединской, С.А.Попова, Д.О. Рогозина, В.А. Сафронова, В.Г.Степанкова, Н.И. Шаклеина, с участием представителей инициаторов предложения о выдвижении обвинения В.И. Илюхина и А.И. Лукьянова, руководствуясь
Поводом к рассмотрению дела явилось предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, внесенное группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Заслушав объяснения представителей инициаторов выдвижения обвинения, выступления приглашенных на заседания Комиссии лиц, исследовав представленные документы и иные материалы, Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установила: В четвертом пункте Обоснования постановки вопроса об отрешении Президента Российской Федерации от должности содержится обвинение Б. Н. Ельцина в совершении им деяний, заключающих в себе признаки тяжкого преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ. По мнению депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Б.Н. Ельцин за время выполнения обязанностей Президента Российской Федерации и Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации нанес серьезный ущерб обороноспособности и безопасности Российской Федерации. Они считают, что проводимая Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным политика и его действия в полной мере соответствуют геополитическим интересам США и их союзников и должны рассматриваться как "оказание помощи иностранным государствам в ущерб внешней безопасности Российской Федерации". Проверив обоснованность обвинения Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина в совершении им указанных действий, Специальная комиссия пришла к следующим выводам: Крупный ущерб обороноспособности и безопасности Российского Государства был нанесен заключением и реализацией Беловежских соглашений, изданием Б. Н. Ельциным неконституционных Указов, ликвидирующих систему государственных органов управления СССР. В результате этих действий была разрушена единая система управления войсками. На территории бывших союзных республик остались станции раннего предупреждения, пункты базирования флота, укрепленные пункты управления оперативно-стратегического назначения. Из 16 военных округов, имевшихся на территории СССР, после подписания Беловежских соглашений в России осталось только восемь. Все они, за исключением Ленинградского, Забайкальского и Дальневосточного, являлись тыловыми округами, не обладавшими необходимой для пограничных округов насыщенностью современной военной техникой. Рассматривая эти и иные последствия указанных действий Б. Н. Ельцина, Специальная комиссия в своем Заключении от 7 сентября 1998 г. уже признала, что ими нанесен существенный ущерб обороноспособности и внешней безопасности России. В этих действиях Комиссия установила наличие признаков государственной измены. Повторного Заключения по их оценке со стороны Специальной комиссии не требуется. Большой ущерб обороноспособности и безопасности Российской Федерации был нанесен Б. Н. Ельциным и после того, как он стал Президентом независимого государства. В новых условиях Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин сосредоточил в своих руках широкие властные полномочия.
В настоящее время Вооруженные Силы Российской Федерации оказались в состоянии фактически полного развала. В составе Общевойсковых соединений Российской Федерации насчитывается всего 12 полков постоянной боевой готовности. В их вооружении преобладают устаревшие образцы ракетных комплексов, практически отсутствуют современные противотанковые ракетные комплексы. Значительную часть парка бронетанковой техники составляют устаревшие образцы танков и бронетранспортеров. Не отвечают современным требованиям находящиеся на вооружении сухопутных войск боевые, транспортно-боевые и транспортные вертолеты. Многие из них находятся в неисправном состоянии и требуют ремонта. В Военно-Воздушных силах Российской Федерации количество исправных самолетов не превышает 55%. Истекает срок эксплуатации стратегического ядерного оружия. В 2001 году кончается ресурс эксплуатации стратегических крылатых ракет воздушного базирования, к 2003 году в составе стратегических ядерных сил России останется всего около 1000 боезарядов. Уже в настоящее время возможности стратегических ядерных сил Российской Федерации в 2,5 раза ниже ядерных сил США. Наряду с этим утрачена значительная часть кадрового, научно-технического и промышленного потенциала, практически остановились воспроизводство и модернизация элементов стратегических ядерных сил. В Военно-Морском Флоте Российской Федерации свыше 70% ракетных подводных крейсеров стратегического назначения требуют проведения заводского ремонта или отдельных работ по поддержанию их боевой готовности. Из имеющихся 26 атомных подводных лодок почти половина является морально и технически устаревшими. На остальных подводных судах количество боезарядов из-за окончания гарантийных сроков эксплуатации ракетных комплексов к 2003 году должно сократиться на 75%. В крайне тяжелом социальном положении оказались военнослужащие. По данным на 12 октября 1998 г. Министерство Обороны Российской Федерации было профинансировано из федерального бюджета лишь на 36,8% от утвержденных объемов расходов, в том числе выплата денежного довольствия и заработной платы - на 75%, квартирно-эксплуатационные расходы - на 24,7%, медицинское обслуживание военнослужащих - на 17,9%. В связи с систематическими задержками выплаты денежного довольствия и заработной платы, значительным ухудшением социально-бытового положения военнослужащих в войсках резко упали моральных дух и дисциплина, увеличилось число погибших военнослужащих и самоубийств. Фактический развал оборонно-промышленного комплекса и Вооруженных Сил Российской Федерации явился следствием того, что Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин при определении мер по экономическому развитию страны и осуществлении правомочий, предоставленных ему Федеральным Законом "Об обороне", использовал свои властные полномочия не в интересах укрепления государства, а в целях создания класса крупных собственников с тем, чтобы, опираясь на их поддержку, упрочить свою политическую власть. Об этом свидетельствуют итоги проводимой им экономической и военной политики. Изучение имеющихся в распоряжении Специальной комиссии документов и
иных материалов дает основание считать, что при осуществлении полномочий,
предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом
"Об обороне", Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин предвидел, возможность
наступления тяжких последствий, в том числе дезорганизацию оборонно-промышленного
комплекса и Вооруженных Сил Российской Федерации, и сознательно допускал
их наступление.
Такие указания содержались, в частности, в Постановлениях Государственной Думы
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации была вынуждена в своем Постановлении от 14 января 1998 г. поручить Председателю Государственной Думы на совместном заседании Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "обсудить вопрос об изменении практики игнорирования обращений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации о проблемах Вооруженных Сил Российской Федерации, оборонного промышленного комплекса Российской Федерации и российской науки". Однако и это Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не изменило отношения Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина к положению в оборонном промышленном комплексе и в Вооруженных Силах Российской Федерации. Никаких позитивных изменений ни в оборонно-промышленном комплексе, ни в Вооруженных Силах Российской Федерации не произошло. Предвидение Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным тяжких последствий своих действий и сознательное их допущение наряду с другими отмеченными выше обстоятельствами, дает основание Специальной комиссии считать, что в его действиях имеются признаки злоупотребления должностными полномочиями, то есть преступления, предусмотренного в ч. 2 ст. 170 УК РСФСР и в ч. 2, ч. 3 ст. 285 УК РФ. С 1 января 1997 г. преступление, предусмотренное в ч. 2 и ч. З ст. 285 УК РФ, в соответствии со ст. 15 УК РФ относится к категории тяжких преступлений. Специальная комиссия не установила в действиях Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, совершенных им после заключения и реализации Беловежских соглашений, намерения оказать помощь иностранному государству в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации и не считает возможным признать обоснованным в этой части выдвижение против него обвинения в государственной измене. На основании изложенного и руководствуясь ст. 93 Конституции Российской Федерации, ст. 178 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, ст. 38 Регламента Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Специальная комиссия заключает:
|