© В.П.Борисов

Послесловие.
Взгляд на книгу Н.И.Фальковского в конце XX столетия

В.П.Борисов

Итак, дорогой читатель, Вы подошли к концу книги Н.И.Фальковского "Москва в истории техники". Можно не сомневаться, что Вы нашли в ней немало интересного и нового для себя. Автор этого фундаментального труда ставил перед собой задачу показать ту часть истории Москвы, которая связана с развитием техники: изготовление всевозможных машин и орудий, совершенствование методов строительства и ведения городского хозяйства, организация необходимого для Москвы производства. Главное достоинство книги Н.И.Фальковского - это обширный, тщательно подобранный исторический материал. Основу повествования составляют хорошо документированные факты, достаточно интересные сами по себе.

В то же время техника это та область, которая не может обойтись без оценок, сравнения с тем, что считается наиболее совершенным в данной области. Узнавая из книги, как строились в Москве набережные и мосты, отливались колокола и пушки, изготовлялись ткани и стеклянные изделия, читатель невольно задается вопросом, насколько все это соответствовало тому, что принято называть "мировым уровнем". Вопрос этот тем более уместен, поскольку в допетровской Руси, а во многом и после Петра, отечественные мастеровые были мало знакомы с иностранными "махинами" и творили, опираясь главным образом на накопленный десятилетиями и веками национальный опыт.

Н.И.Фальковский не уходит от оценок уровня отечественной техники, хотя и уделяет этому вопросу значительно меньшее место, чем самим фактам - описанию работ русских мастеров. Суждения о мастерстве русских умельцев, их таланте и изобретательности на страницах книги часто принадлежат сторонним наблюдателям - "заморским гостям" Москвы. Конечно, представляет интерес, например, что сообщал посол Англии в России XVI в. Дж.Флетчер: "... ни один из христианских государей не имеет такого хорошего запаса военных снарядов, как русский царь, чему отчасти может служить подтверждением Оружейная палата в Москве, где стоят в огромном количестве всякого рода пушки, все литые из меди и весьма красивые" (с.48).

Обсуждая общий уровень промышленного и технического развития России в прошлые века, Н.И.Фальковский старается придерживаться объективных оценок: "Несмотря на многочисленные и разнообразные проявления большого мастерства, способности к различным ремеслам и наукам русских людей, Москва в конце XVII в. значительно отстала по состоянию промышленности и уровня военной и общей техники от Западной Европы, которая после тридцатилетней войны и войн Людовика XIV далеко ушла вперед" (с.302).

Эта объективность изменяет автору, когда он переходит к изложению развития техники в советский период. В общем содержании книги история социалистической Москвы занимает сравнительно небольшое место. Можно предположить, что рассмотрение советского периода первоначально не входило в планы автора. Оказавшись перед необходимостью включения в книгу такого материала, Н.И.Фальковский сделал добавления к тексту, содержание которых ближе к газетным сообщениям того времени, чем к фундаментальному исследованию в области истории техники.

"Никогда, за все свое историческое существование, ни одна столица мира не знала чего-либо похожего на тот гигантский, поистине большевистский подъем науки, техники, строительства, культуры, который имеет место в социалистической Москве", - такой образец политической риторики трудно принять за результат объективного исторического анализа. Не будем упрекать автора в появлении таких пассажей на страницах сделанного им исследования. Достоинства труда Н.И.Фальковского многократно перевешивают эту "ложку дегтя", явившуюся данью времени, в которое писалась книга.

Между тем роль, которую играла Москва в развитии техники в нашем столетии, заслуживает исторического исследования. Многие события, происходившие в Москве и связанные с развитием науки и техники, оказали влияние на жизнь не только нашей страны, но и всего мира. Традиции российской научно-инженерной школы, достижения отечественных ученых и инженеров, драматические социально-политические коллизии - все это неотъемлемые части истории нашей техники, требующие всестороннего и объективного рассмотрения.

Кратко остановимся на некоторых страницах этой истории, относящейся к нынешнему столетию. Обращаясь к началу этого периода, необходимо отметить, что в годы, предшествовавшие первой мировой войне (1910-1914), промышленность Москвы, как и российская промышленность в целом, находилась в состоянии стабильного подъема. Непрерывно увеличивалось количество предприятий в Москве, которое составило в 1913 году почти тысячу. Расширялись предприятия металлообрабатывающей, текстильной, пищевой, химической промышленности, появлялись новые производства. На фабриках и заводах паровые двигатели заменялись электрическими. Техническая оснащенность московских заводов в целом уступала уровню предприятий ведущих капиталистических стран, но это отставание ликвидировалось быстрыми темпами. Значительную роль в развитии техники играл приток в русскую промышленность иностранного капитала. Построенные в Москве электротехнические, химические заводы "Кольбе", "Сименс-Гальске", "Русское электрическое общество", "Вестингауз" и другие являлись филиалами зарубежных (в основном германских) фирм. Их появление способствовало общему повышению технического уровня производства московских предприятий, воспитанию квалифицированных отечественных инженерных и рабочих кадров.

В этот период меняется облик Москвы, начинают возводиться многоэтажные жилые дома, строится много торговых заведений, банков и т.д. Валерий Брюсов писал в 1909 году:

На месте флигельков восстали небоскребы,
___И всюду запестрел бесстыдный стиль модерн...

Основным средством транспорта в городе стал трамвай, линии которого составляли к тому времени около 130 км. В 1910 г. была введена в строй телефонная станция, обслуживавшая 60 тыс. абонентов. Многие улицы Москвы (около 20 км) освещались электричеством; водопровод, канализация и электрическое освещение, которые уже были привычными для центра Москвы, начали выходить за пределы Садового кольца.

В городе, ставшем через несколько лет столицей России, работали крупные ученые, проводились всероссийские и международные научные съезды, промышленные и технические выставки. Широкую известность за пределами России получили московские научно-инженерные школы, возглавлявшиеся признанными учеными: в области аэродинамики - Н.Е. Жуковским, нефтепромышленности и металлоконструкций - В.Г. Шуховым, химической технологии - В.Н. Ипатьевым и т.д.

Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война, последовавшие за ней революции 1917 г. и гражданская война прервали период экономического роста и нанесли большой урон промышленности, науке, технике и культуре. В 1920 г. объем валовой промышленности Москвы не превышал 15% от уровня 1913 г., продукция наиболее крупного металлургического завода "Серп и молот" (бывший з-д Гужона) составляла лишь 2% от довоенного выпуска, более 200 предприятий Москвы полностью прекратили работу .

В тяжелом положении находилось коммунальное хозяйство столицы. Почти остановил работу трамвайный парк. Плохо работал водопровод. Резко сократилось поступление хлеба и других необходимых продуктов. Не хватало топлива, многие жилые дома пришли в ветхое состояние. Трудности этого периода явились тяжелым ударом для научно-технической интеллигенции, малоприспособленной к борьбе за выживание в подобных условиях. Московский университет, в частности, похоронил в 1919/20 учебном году 12 профессоров, не сумевших перенести физические и моральные тяготы. Значительный урон понесли признанные российские научно-инженерные школы. Опасаясь преследований и не видя перспектив дальнейшей работы, уехали из России ученики Н.Е.Жуковского - Д.П.Рябушинский и И.А. Рубинский, а также многие другие представители русской школы аэродинамики - И. И. Сикорский, И.Н. Прокофьев-Северский, Г.А. Ботезат, Я.Д. Акерман, И.И. Махонин и др. В дальнейшем, работая в эмиграции, эти российские ученые, инженеры и конструкторы внесли значительный вклад в организацию самолето- и вертолетостроения в США и других странах. Кадры научно-инженерной интеллигенции, вступившие на путь сотрудничества с советской властью, подвергались кроме того неоднократной "прополке", активизировавшейся по мере разворачивания сталинского тезиса обострения классовой борьбы. "Старое инженерство, - отмечалось в одной из массовых брошюр, выпущенных в дни проведения Шахтинского процесса, - нужно безусловно считать контрреволюционным на 90-95%".

В 1920 г. были расстреляны радиоинженеры Ф.П.Клевин и В.И.Ковалев, та же участь постигла затем химика М.М.Тихвинского, декана инженерно-строительного факультета МВТУ П.А.Велихова и др. В 1930 году аресту подверглась большая группа деятелей в области техники - Л.К.Рамзин, А.А.Надежин, И.А.Калинников, А.А.Федотов, Б.И.Угримов, Б.С.Стечкин и др. Некоторые из этих ученых проходили в качестве обвиняемых по делу "Промпартии", сфабрикованному специально для разоблачения "вредительско-шпионской организации старых технических специалистов".

Реальная угроза оказаться среди арестованных вынудила не возвращаться из зарубежной командировки выдающегося химика академика В.Н.Ипатьева. Его примеру последовал другой ученый, много сделавший для организации советской химической промышленности, профессор МВТУ академик А.Е.Чичибабин. Наиболее значительный урон научные и инженерные кадры Москвы понесли в период массовых репрессий во второй половине 30-х годов.

Возвращаясь к периоду после окончания гражданской войны, необходимо отметить большую роль, которую сыграла Москва в преодолении последствий экономической разрухи. Национализация заводов и фабрик, находившихся на территории Москвы, и введение в соответствии с новой экономической политикой хозрасчетных отношений, способствовали налаживанию производства на многих московских предприятиях. В 1922 году на долю Москвы приходилось 25,1% действующих промышленных предприятий, которые выпускали 38% валовой промышленной продукции СССР. Объем производства 1913 года был достигнут промышленностью Москвы лишь в 1926 году. Это являлось свидетельством отставания Москвы от уровня промышленно развитых городов мира. Почти половину валового производства столицы составляла продукция текстильной и пищевой промышленности, на долю машиностроения и металлообработки приходилось около 14% продукции.

XIV съезд ВКП(6), проходивший в Москве в 1925 г., призвал трудящихся "вести экономическое строительство под таким углом зрения, чтобы СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, превратить в страну, производящую машины и оборудование, чтобы таким образом СССР в обстановке капиталистического окружения отнюдь не мог превратиться в экономический придаток капиталистического мирового хозяйства, а представлял собой самостоятельную экономическую единицу, строящуюся по-социалистически и способную, благодаря своему экономическому росту, служить могучим средством революционизирования рабочих и всех угнетенных народов колоний и полуколоний".

Насколько удалось решить поставленную партией задачу социалистической индустриализации? В книге Н.И.Фальковского отмечается, что уже в результате выполнения плана первой пятилетки (1932) в стране были созданы тракторная и автомобильная промышленность, станкостроение и самолетостроение, получили развитие металлургическая и химическая промышленность и т.д.

На выполнение планов индустриализации и технической реконструкции народного хозяйства были брошены большие материальные и людские ресурсы. Основная часть валютной выручки советской республики от продажи "излишнего" зерна и "ненужных" предметов искусства шла на закупку заграничных станков и оборудования, позволяющих организовать собственное производство средств производства, внедрить новые технологии, повысить производительность труда. Несмотря на потери, вызванные ошибками в планировании, проведением политических и репрессивных кампаний, работа по индустриализации страны дала значительные результаты. К концу второй пятилетки (1937) промышленность Москвы выпускала за год продукции на 38,3% больше, чем вся промышленность дореволюционной России и в 14,4 раза больше, чем промышленность Москвы в 1913 году. Объем производства металлопромышленности по сравнению с 1913 г. увеличился в 65 раз. Были построены новые крупные предприятия - " Фрезер", " Калибр", 1-й Государственный шарикоподшипниковый завод, "Станкострой", и др., коренной реконструкции подверглись заводы "Красный пролетарий", "Серп и молот", АМО, "Динамо", Электрозавод и т.д.

Очень важным фактором последующего научно-технического развития являлось расширение сети высших и средних учебных заведений столицы. Уже в 1924/25 учебном году в вузах Москвы-МГУ, МВТУ, Горной и Петровской академиях, Институте путей сообщения и др. обучались 55 тыс. человек. В годы первых пятилеток в Москве открылись также Институт цветных металлов и золота (1930), Нефтяной институт им. И. М.Губкина (1930), Станкоинстру ментальный институт (1930), Полиграфический институт (1932) и др. К 1941 г. Москва стала одним из крупнейших центров подготовки квалифицированных специалистов: количество студентов в вузах составляло 90 тыс. и учащихся в техникумах-38 тыс. человек,

В 1934 г. из Ленинграда в Москву была переведена Академия наук СССР. Продолжателями лучших традиций российских научных школ являлись работавшие в столице физики - С. И. Вавилов, П.Л.Капица, Л.Д.Ландау, И.Е.Тамм; химики - Н.Д.Зелинский, Н.С.Курнаков, А.Н.Несмеянов , Н. Н. Семенов; математики - П. С. Александров, А.Н.Колмогоров, Н.Н.Лузин; представители технических наук - И.П.Бардин, С.П.Королев, А.А.Скочинский, А.Н.Туполев, С.А.Чаплыгин, Н.П.Чижевский, Е. А. Чудаков, Б.Н.Юрьев и др.

Все эти факты свидетельствуют о том, что в период до Великой Отечественной войны в Москве был создан развитый научно-технический потенциал, опиравшийся на значительные производственные мощности, сеть исследовательских институтов и проектно-конструкторских организаций, многочисленные кадры научных и инженерно-технических работников. По техническому уровню выпускаемой продукции отечественная промышленность в основном уступала ведущим фирмам развитых капиталистических стран, хотя некоторые виды изделий имели характеристики, близкие к лучшим мировым образцам.

Научно-технический потенциал, созданный за эти годы, явился важнейшим фактором победы в Великой Отечественной войне. Он сыграл решающую роль и в годы холодной войны, когда наша страна вынуждена была взяться за решение сложнейшей научно-технической задачи-создания ядерного оружия.

Выдающийся английский ученый Дж.Бернал написал в середине нашего века, что "основные сравнительно новые продукты техники, даже автомобиль и самолет, а также методы их производства, базируются на науке скорее XIX, чем XX столетия".

Значительный разрыв во времени между научным открытием и его использованием в технике в прошлом был характерен для подавляющего большинства технических нововведений. Работа по проекту создания атомной бомбы полностью изменила эти традиции. Сообщения об открытии деления ядер урана и возможности выделения при этом огромного количества энергии были впервые опубликованы в 1939 г. После этого в США и СССР в течение всего десяти лет были построены экспериментальные ядерные реакторы, введены в производство гигантские заводы и созданы технические устройства, основанные на использовании ядерной энергии. Реализация атомного проекта показала всему миру: о техническом отставании СССР не может быть и речи. Как бы сегодня ни относиться к ядерному соперничеству ведущих стран в годы холодной войны, в одном не может быть сомнений: российские ученые, инженеры, рабочие совершили в те годы настоящий подвиг, продемонстрировав всему миру высокий уровень отечественной науки и техники,

Многие годы информация-где и какие организации выполняли работы по советскому атомному проекту-была закрытой. Сегодня история создания атомной бомбы перестала быть тайной "за семью печатями", и мы можем рассказать о вкладе тружеников Москвы в решение этой сложнейшей научно-технической задачи.

Правительство своим постановлением от 15 февраля 1943 года работы по исследованию деления ядер урана и возможности использования этих процессов в военных целях возложило на Лабораторию N2 АН СССР (руководитель И.В.Курчатов). Эта лаборатория первоначально размещалась в нескольких комнатах Сейсмологического института АН СССР в Пыжевском переулке и Института общей и неорганической химии АН СССР на Калужской улице. В апреле 1944 г. Лаборатория N2 перебазировалась на окраину Москвы - в Покровское-Стрешнево, где в дальнейшем был создан Институт атомной энергии им. И. В. Курчатова. Вместе с И.В.Курчатовым в Лаборатории также работали А.И.Алиханов, М.И. Корнфельд, Л.А.Арцимович, Г.Н.Флеров, М.С.Козодаев, В.П.Джелепов, вскоре к ним присоединились известные ученые: С.Л.Соболев, Ю.Б.Харитон, Я.Б.Зельдович, И.С.Панасюк, И.К.Кикоин, М.Г.Мещеряков и другие.

Одной из главных проблем начавшейся работы стало получение делящегося материала - урана. Работы по созданию технологии выделения урана из руд и получения металлического урана были возложены на Московский институт промышленности редких металлов (Гиредмет). Сотрудники этого института Н.П.Сажин, З.В.Ершова и др. разработали технологию получения карбида урана и металлического урана, позволившую получать эти продукты для использования в опытном ядерном реакторе Ф-1. Часть тематики Гиредмета по работам с ураном была передана в 1945 г. вновь созданному Институту специальных металлов (НИИ-9), расположившемуся по соседству с Лабораторией N2 АН СССР. Уже к середине 1946 г. в НИИ-9 работали 1200 человек; в его состав входили 13 лабораторий и филиал в Ленинграде, Кроме того, институт имел опытное производство на Московском заводе им. П.Л.Войкова и основную производственную базу на заводе N12 в подмосковном городе Электростали. Наряду с работами по урану НИИ-9 занимался проблемой получения металлического плутония и деталей из него для первой ядерной бомбы. В число ведущих сотрудников НИИ-9 входили академик А.А.Бочвар, члены-корреспонденты АН СССР Б.А.Никитин и С.Т.Конобеевский, профессора А.Н.Вольский, А.С.Займовский, В.В.Фомин и др.

Важнейший вклад в решение проблемы получения плутония внес также Московский институт химического машиностроения, где в 1946-1948 гг. была разработана конструкция первого промышленного ядерного реактора (существенно отличавшаяся, кстати, от конструкции реакторов США). Все промышленные уран-графитовые реакторы, построенные в Челябинске-40, Томске-7 и Красноярске-26, были разработаны под руководством и при участии НИИхиммаша. Руководителем и главным конструктором этих проектов был Н.А.Доллежаль (с 1962 г. академик АН СССР).

В октябре 1945 г. в Москве была создана также Лаборатория N3, в задачу которой входила разработка ядерных реакторов, использующих в качестве замедлителя нейтронов тяжелую воду. Производственные корпуса лаборатории разместились в районе Черемушек, рядом с усадьбой Меншиковых. Руководителем Лаборатории N3 был академик А.И.Алиханов, а его заместителем - В.В. Владимирский.

Основную работу по созданию методов получения тяжелой воды выполнял Физико-химический институт им.Л.Я.Карпова (директор Н.М.Жаворонков). Реактор в Лаборатории N3 был введен в строй в апреле 1947 г. В дальнейшем Лаборатория N3 была преобразована в Институт теоретической и экспериментальной физики, на базе которого был создан известный Ядерно-физический центр.

В решении проблем, связанных с разработкой атомных реакторов и созданием ядерного и термоядерного оружия, участвовали еще несколько институтов АН СССР, включая Институт общей и неорганической химии им. Н.С.Курнакова (директор И.И.Черняев), Институт физической химии (директор ак. А.Н.Фрумкин, с 1949 г.- Г.В.Акимов, с 1953 г. - В.И.Спицын), Институт физических проблем (директор ак. П.Л.Капица, с 1946 г. - А.П.Александров), Физический институт им. П.Н.Лебедева (директор ак. С.И.Вавилов, с 1951 г.- ак. Д.В.Скобельцын). К работам по атомному проекту были привлечены и многие отраслевые НИИ и КБ, включая Научно-исследовательский вакуумный институт (директор С.А.Векшинский), Всесоюзный институт авиационных материалов и другие.

В послевоенный период технический прогресс получил значительное развитие во многих отраслях народного хозяйства. В 1957 г., например, на столичных заводах и фабриках были установлены более 800 автоматических, поточных и конвейерных линий, около 5 тыс. станков-автоматов. В этот период московские НИИ, КБ и заводы создали пассажирские самолеты ТУ-104 и ИЛ-18, грузовой автомобиль ЗИЛ-164, разнообразные виды металлообрабатывающего и технологического оборудования.

Свидетельством огромных возможностей нашей страны в развитии новой техники стала работа по программе исследования и освоения космического пространства.

О том, какое впечатление произвели на мир успехи СССР в этой области, написал в своих воспоминаниях помощник президента США Д.Эйзенхауера по науке и технике Дж.Кистяковский: "Запуск советского спутника Земли 4 октября 1957 г. стал шоком для всех слоев американского общества". Многие расценивали успех советской космической программы как "бескровный Перл-Харбор" для престижа США. В те дни "Нью-Йорк тайме" ошеломленно писала, что "русские обладают межконтинентальными баллистическими ракетами, которым США нечего противопоставить" .

Крупными достижениями отечественной техники в последующие годы стали первый полет человека (Ю.А.Гагарин, 1961), первый выход человека в космическое пространство (1965), передача на Землю телевизионного изображения Луны (1966), первая стыковка двух пилотируемых космических кораблей разных стран (СССР, США, 1975) и др. В 70-80-е годы в нашей стране ежегодно производился запуск в среднем 100-120 космических летательных аппаратов различного класса и назначения. Москва как центр научно-технической мысли осуществляла координацию и вносила большой вклад в проведение этих работ.

К концу 70-х годов в столице имелось свыше тысячи научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. В них работали более 900 тыс. человек. Неотъемлемой частью единого научно-технического потенциала стали, кроме того, институты, КБ и заводы, созданные в Московской области: городе космической науки и техники - Королеве, научно-производственном центре микроэлектроники - в Зеленограде, городе машиностроителей - Подольске и других. В налаженной системе планового развития науки и техники были, однако, свои изъяны, ставшие очевидными с началом проведения экономических реформ. Научно-технический прогресс был в значительной степени ориентирован на создание новых систем оружия, призванных обеспечить нашей стране военное преимущество на суше и море, в воздухе и космическом пространстве. За заборами, окружавшими предприятия Миноборонпрома, Минсредмаша, Минобщемаша, Минсудпрома, Минавиапрома, Минэлектронпрома и других ведомств, разрабатывалась и выпускалась широкая номенклатура изделий, предназначенных в первую очередь для комплектации военной техники. В эту номенклатуру входило практически всё необходимое - от миниатюрных заклепок и интегральных микросхем до сложнейших комплексов наземного и бортового оборудования.

Импорт зарубежных товаров, получивший большое развитие в 90-х годах, выявил неспособность многих видов отечественной продукции выдержать конкуренцию на мировом рынке. Сокращение спроса на продукцию и отсутствие бюджетного финансирования поставило многие московские предприятия в тяжелое экономическое положение. Переходный период, в котором находится сейчас отечественная промышленность, вероятно, продлится не один год. Хочется верить, что эффективные формы использования имеющегося научно-технического и промышленного потенциала будут найдены и реализованы. Уже сегодня некоторые виды продукции московских предприятий, в том числе изделия техники, успешно выдерживают конкуренцию и находят спрос на мировом рынке.

В книге Н.И.Фальковского приводится немало исторических примеров, свидетельствующих о талантливости и изобретательности русского народа в различных областях технической деятельности. Москва продолжает свое развитие, и можно не сомневаться, что в летопись нашей столицы и всей России будут вписаны еще много ярких страниц, связанных с достижениями в области науки, культуры и техники.



VIVOS VOCO!
Июнь 1998