Битва при Арбеле. Дарий встречается с Александром (Мозаика, Помпея)

№ 12, 1979

А. Тойнби

Если бы Александр не умер тогда...

Сэр Арнольд Джозеф Тойнби прожил очень долгую жизнь. Для историка это полезно. Особенно полезно увидеть уже сознательным взором три четверти поразительного двадцатого века. Арнольд Тойнби не стал историком этой эпохи. Он смолоду выбрал своей специальностью античную историю; в процветающей Великобритании перед первой мировой войной это было нормально. Бури XX века не заставили его изменить тематику исследований, но они даровали ему особый взгляд на классическую античность.

"Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые...
"

Сэр Арнольд, наблюдая собственными глазами одну переломную эпоху в истории человечества, стал особенно чуток к другим подобным эпохам, о которых мы знаем лишь по скупым и противоречивым сообщениям очевидцев. И еще смолоду решил: он не будет торопиться писать незрелых книги. В предисловии к книге "Ганнибалово наследие" Тойнби пишет: "Возможность наблюдать крутой поворота судьбах Европы, вызванный двумя мировыми войнами, - бесценный подарок для историка, изучающего тот перелом в судьбах Рима. который вызвали две Пунические войны... К счастью, я не начал писать эту книгу сразу, как только задумал ее..." Книга вышла через пятьдесят лет после того, как была задумана.

Чем же он занимался, молодой Арнольд Тойнби? Подобно молодому Линнею, он читал и путешествовал, путешествовал и читал. И вел записные книжки. Еще до первой мировой войны он успел обойти пешком большую часть Греции - после этого одна строка Геродота или Фукидида говорила ему больше, чем целая глава из исторической географии Эллады. Принцип "Лучше один раз увидеть..." он исповедовал до конца своих дней - многие области, где разыгрались изучаемые им события, он не поленился специально посетить, когда ему было уже под семьдесят.

А когда Тойнби исполнилось сорок лет, он решил, что пора привести в систему выработавшийся у него взгляд на историю. Так родился самый знаменитый его труд - "Изучение истории". Попросту говоря, Арнольд Тойнби попробовал критически разобрать историю всех основных цивилизаций, созданных человеком, - разобрать с "квазибиологической" точки зрения, уподобляя развитие цивилизации развитию биологического вида. Двенадцатитомный труд Тойнби вызвал и вызывает до сих пор самые ожесточенные споры. Сэр Арнольд, однако, совсем не участвовал в полемике вокруг своего детища! Он исповедовал то же правило, что и другой выдающийся англичанин - Резерфорд: "Высказал свое мнение, выслушал оппонентов - и все; иди дальше думать и работать". Огромный труд был для него лишь генеральной репетицией основной работы: если раньше он оттачивал свою технику, анализируя весь список "роковых минут" в истории человечества, то теперь он сделает обратное - применит весь накопленный п упорядоченный арсенал фактов, методов и концепций к анализу небольшого числа обществ - Эллады. Рима, Византии. Сэр Арнольд успел выполнить и эту, заключительную часть своего творческого плана: его последняя книга вышла в свет, когда автору было 83 года.

Итак, пять томов - главный итог многолетнего труда; самая блестящая из книг Тойнби - "Эллинизм" - содержит всего 250 страниц. Не слишком ли мало? Но ведь и решающая часть самой блестящей шахматной партии длится не более десяти - двадцати ходов. Что привлекает нас в творчестве крупного шахматиста? Сочетание позиционной и комбинационной игры. Это значит, что все фигуры движутся и бьют вместе, как одна рука; в то же время виден дерзкий, рассчитанный замысел, исполняемый этой рукой, несмотря на внешние помехи. Именно такое впечатление производят поздние труды Тойнби: историю каждого общества он рассматривает как часть мировой истории - и в пространстве, и во времени, и этот прием порою позволяет осветить самые, казалось бы, темные места или незначительные детали исторической картины, освещает так, что видно: нет ни одной лишней детали в историческом механизме, работающем по своим строгим законам, которые нам - увы? - еще не полностью известны.

Философские воззрения Арнольда Тойнби весьма эклектичны. Он называл себя идеалистом, христианином, пацифистом и т. д. - словом, английским либералом. Он и был таковым. Но не сводился к этому! Дело в том, что Тойнби был еще (что важнее) стихийным материалистом и диалектиком, он всегда стремился к непредвзятому изучению природных явлений. Непредвзятость Тойнби как исторического мыслителя особенно ярко проявилась в конце его жизни, в его переписке с выдающимся советским историком академиком Н. И. Конрадом. Читая эти письма, замечаешь: тут не просто вежливый разговор двух крупных оригинальных личностей. Здесь идет диалог между представителями двух разных исторических концепций, и диалог этот ведется разумно: каждый из партнеров хочет взять у собеседника все лучшее.

Заимствование Тойнби концепций исторического материализма особенно заметно в его книге "Ганнибалово наследие", которую он заканчивал в годы переписки с Н. И. Конрадом. Это замечательный анализ экономического переворота в Римской республике, вызванного переходом к товарному сельскому хозяйству. Что касается идеалистических гипотез А. Тойнби, богато представленных в его раннем труде "Изучение истории", то они справедливо подверглись марксистской критике и почти отсутствуют в поздних трудах зрелого историка. Тойнби всегда считал: "Ничто не мешает мне сегодня быть умнее, чем я был вчера!" К его наследию надо подходить весьма критически, но целиком отказываться от него было бы не по-хозяйски.

Какие же проблемы волновали зрелого Тойнби? На какие "проклятые вопросы" он не умел сам себе ответить даже во всеоружии своих концепций? Главной из таких проблем была многоварпантпость возможного исхода исторического процесса в сочетании с единственностью реального исхода его. Еще в ранних трудах Тойнби чувствуется невысказанная зависть к физикам: ведь мог же Резерфорд провести много экспериментов по обстрелу атомов золота альфа-частицами. наблюдая всевозможные исходы столкновений, а он, Тойнби, не может изучить последствия даже двух разных вариантов одного исторического события! Например. Александр Македонский умер в 323 году до новой эры в Вавилоне, а мог и выжить, если бы начал наконец слушаться своих врачей. Каковы были бы последствия этого?

Не будучи в состоянии поставить такой эксперимент в реальности, Тойнби явно ставил много подобных мысленных экспериментов - их следы заметны в его трудах. Конечно, сэр Арнольд сознавал сомнительную ценность таких опытов: ведь, зная лишь единственный реальный исход случайного процесса, мы ничего не можем сказать о вероятности этого исхода или иных возможных исходов. Но Тойнби смутно чувствовал, что само конструирование и изучение возможных альтернатив к реальному историческому событию может помочь выяснению сущности этого события. "Видя чужие страны - начинаешь лучше понимать свою". И вот на старости лет сэр Арнольд не выдержал и опубликовал сценарии некоторых своих мысленных экспериментов.

Один такой сценарий мы здесь публикуем - в сокращенном виде - и спешим предупредить читателя: здесь описана цепочка последовательных событий, которые не состоялись. Это - фантастика, игра ума. но, пожалуй, игра полезная.

С. Смирнов,
кандидат физико-математических наук

Вавилон, жаркий июнь 323 года до новой эры. Царь Александр болен, и ему становится все хуже - мучимый приступами малярии. он не хочет ни в чем изменить свой обычный нечеловеческий образ жизни. Нескончаемая работа по строительству империи, с краткими перерывами на сон, еду и иногда - буйные пиры для встряски тела и духа - только так должен жить божественный Александр, сын Зевса и властелин мира! А советы врачей - ерунда; он сам - бог и находится под особым покровительством судьбы, пока и поскольку он исполняет свою божественную задачу. Но теперь, кажется, здоровье тридцатитрехлетнего богатыря впервые изменяет ему. Лихорадка лишила Александра сил. его голос ослаб до шепота, временами он теряет сознание. А вдруг он в самом деле умрет? Ведь и боги подчас умирают?

Пока царь недееспособен, срочные дела решает государственный совет из трех человек: государственный секретарь Эвмен - эллин - и два македонских полководца - Пердикка и Птолемей. Совет этот временный и самозванный. "Министры" Александра были просто толковыми исполнителями его божественной воли и не больше. Если этот бог теперь умрет, империя останется без власти и взорвется.

Дикие герои, македонцы органически не способны повиноваться невеликому правителю. Они едва ладят с эллинами, и то только с теми, кто, вроде Эвмена, не уступает им в силе и храбрости. Интеллектуальное превосходство более культурных эллинов и персов они чувствуют, но не понимают, и оно их бесит. Когда Александр уравнял в правах побежденных персов с победителями и ввел персидские полки в свою армию, македонцы взбунтовались, и сам царь с трудом утихомирил их. А самое опасное, - разрушив персидский порядок управления громадной державой. Александр еще только начал создавать другой, свой порядок. Все - в движении; если царь умрет, то победители перегрызутся, побежденные восстанут, и великое дело объединения всех народов Ойкумены пойдет прахом!

Но - слава богам, совершившим чудо! - Александр, сломленный болезнью, дал клятву беспрекословно исполнять все указания врачей. Тут же написали соответствующий указ, и полуживой Александр заверил его своей печатью! Теперь этот документ позволит триумвирату министров удержать контроль над государством до выздоровления царя и подумать о будущем.

Больше всех надо думать Эвмену - он единственный из министров, кто видит мировую державу как целое и особенно ясно видит ее правителя, остро нуждающегося в исправлении хотя бы самых выдающихся своих недостатков. Ведь Александр даже не имеет до сих пор законного наследника - Роксана еще только ждет ребенка.

Поразительный сплав македонской энергии и дерзости с эллинской образованностью и жаждой новых знаний - именно он сделал Александра личностью всемирного масштаба. Этой небывалой синтетической личности и поклоняются как божеству. незаурядные и гордые соратники Александра. Но теперь бороться с эксцессами этой личности станет гораздо легче: Александр начал слушаться врачей - значит, будет слушаться и министров! Коллеги Эвмена по триумвирату - особенно хитроумный Птолемей - выступают с ним единым фронтом, отбросив свою македонскую спесь.

Оптимистический прогноз Эвмена оправдался: выздоровев через два месяца, Александр, хоть и не признал официально полномочий самозванного совета министров, но не отменил их. А вскоре Роксана родила мальчика - будущего Александра IV, который взошел на престол лишь через 36 лет,

Оправившись от болезни, Александр осуществил наконец задуманную морскую экспедицию в Египет через Бахрейн, вокруг еще незнакомой Аравии. Царь осознал, что великой державе нужны высококачественные дороги - а лучших дорог, чем морские, пока нет. Нужен удобный водный путь от Эллады до Индии, и Александр возобновляет построенный при Дарий канал через Суэцкий перешеек: великие мореходы финикийцы по приглашению царя заселяют острова Персидского залива.

У Александра чешутся руки поскорее включить все Средиземноморье в свою империю; после этого можно будет со свежими силами вновь вернуться к нерешенной задаче - покорению Индии. Увы. сначала надо заняться реорганизацией Ближнего Востока. Наместник Египта Клеомен проворовался. Птолемей предлагает казнить вора, а его, Птолемея, назначить правителем Египта. Но слишком важен Египет как житница империи, и слишком талантлив и честолюбив Птолемей, чтобы лишаться такого министра да еще соблазнять его перспективой сепаратизма! Пусть этот ловкий ворюга Клеомен управляет и дальше, заплатив подобающий штраф. Лишь бы имперская казна была не в убытке, а египтяне стерпят! Кстати, они недоумевают: почему их божественный фараон Александр не строит себе гробницу, наподобие великих пирамид? Вместо этого царь построит в Александрии пышную гробницу и учредит Академию наук и искусств - будущий культурный центр его государства. Ведь сама судьба сделала Александрию на Ниле, находящуюся в центре империи, посередине великого морского пути Восток-Запад, главной столицей мировой державы.

Далее - финикийский вопрос. Этим мореходам, необходимым для империи, надо дать крупные льготы и помочь. Прежде всего восстановить Тир, разрушенный Александром в начале персидского похода. Ведь героическая оборона финикийцев и свирепый натиск македонцев были плодами взаимной ошибки. Тиряне защищали персидскую империю. обеспечивавшую им, торговцам. и самоуправление, н возможность экономического процветания: защищали все это от новых хозяев империи, которые тоже еще не знали, что они - будущие хозяева, и вели себя не по-хозяйски. А теперь мало восстановить разрушенное - надо сделать финикийцев заинтересованными соучастниками дальнейшего расширения империи. Для этого Александр организует конфедерацию финикийских городов под своей гегемонией - наподобие Коринфского союза городов Эллады. созданного Филиппом - его отцом. Эта новая конфедерация получает монополию морской торговли на всем Востоке, с обязательством строить торговые фактории и города-колонии, включая их в свой союз. Таким образом, финикийцы будут делать в Индийском океане то, что их предки. конкурируя с эллинами, делали в Средиземноморье.

Теперь конкуренции не будет: Средиземноморье достанется эллинам. а Восток - финикийцам, которые за такой дар простят Александру и прошлый разгром Тира, и будущую ликвидацию Карфагенской державы, некогда основанной тирянами. Финикийцы, действительно, довольны. Им не хватает людей (в Финикии всего шесть крупных городов), поэтому они широко вербуют своих сородичей из племен, живущих в глубине Сирии. Им нужен контроль над путями через пустыню между гаванями вдоль Великого морского пути - и они арендуют дороги у местных кочевников (сабеев, набатеев, иудеев), втягивая эти племена в экономическую орбиту империи. Местные племенные боги - например, Яхве - кооптируются в общий пантеон, вроде эллинского, н теряют свою агрессивность.

Но это будет уже потом, а в 321 году у Александра оказываются развязаны руки, и он может всласть повоевать в Средиземноморье. И конечно, идти надо вдоль берега Африки - через Карфаген. Тут триумвират министров впервые пробует исправить авантюрный царский план. Уже дважды - при возвращении из Индии и в аравийском походе - подобный береговой марш едва не кончился катастрофой из-за отрыва флота от армии, идущей по пустыне. А теперь еще финикийские моряки не хотят воевать против соплеменников! Да и сухопутная армия - из кого ее составить? Македонцев почти всех пришлось демобилизовать: они устали, их боевой пыл иссяк - из-за этого уже был досрочно свернут индийский поход. А Карфаген - серьезный противник; его надо сначала окружить. Короче, наступать надо через Сицилию. Сицилийские греки-колонисты и их родственники в Элладе дадут Александру достаточно отличных бойцов-добровольцев. Но перед этим надо навести порядок в Элладе, да и. вообще на севере. Старый верный Антипатр, наместник в Македонии, едва предотвратил общегреческое восстание, когда слух о смерти Александра достиг Эллады. И в Малой Азии Антигон совершает чудеса храбрости и полководческого искусства, защищая малыми силами от местных вельмож-сепаратистов единственный прямой путь из Македонии в Вавилон.

Время и привычка сделали свое: Александр принимает совет своих министров и отправляется на родину, оставив Карфаген в покое до лучших времен. Для начала он устраивает в Элладе ряд военных демонстраций; вид действующего владыки быстро успокаивает мятежный дух эллинов. После этого всех боеспособных людей из Македонии царь отправляет на помощь Антигону, и тот переходит в наступление, быстро умиротворяя или покоряя Северную Персию вплоть до Кавказа, куда Александру в свое время было недосуг заглянуть.

Таковы дела политические. Но есть еще семейные дела - они тоже становятся политическими, раз в них замешана царица-мать Олимпиада. За десять лет разлуки Александр почти забыл, какая у него матушка; а теперь вспомнил - и вздрогнул. Неведомо, положил ли Зевс предел уму этой избранной им женщины; но ее энергия и деспотизм беспредельны - это знают все. Старик Антипатр предъявил Александру ультиматум: либо он, либо Олимпиада? Он не может успешно управлять страной, терпя самоуправство вдовствующей царицы! Олимпиаду приходится выслать - деликатно н подальше, чтобы ее письма к сыну опять шли три месяца (как в Вавилон). И желательно. чтобы поблизости от нее не было крупных гарнизонов, а то она ведь способна и мятеж поднять? Тут Александра осеняет: есть в Индийском океане остров Сокотра. подобный земному раю и вдали от морских дорог, поэтому. царь не подарил Сокотру финикийцам. Верные врачи предписывают Олимпиаде для поддержания ее здоровья теплый морской климат, и вскоре царица отплывает на юг в сопровождении нескольких сот престарелых македонских ветеранов. которым не по вкусу пришлись зимние вьюги их горной родины после многих лет. проведенных в теплых краях.

Пока царь улаживал семейные дела, хитроумный Птолемей готовил в Сицилии плацдарм для нападения на Карфаген. Птолемей от имени Александра предложил сицилийским грекам две простые вещи: объединиться под гегемонией македонского царя в конфедерацию типа Коринфской или Финикийской - и совместно с македонцами выбить из Сицилии карфагенян, которые издавна владеют одной третью острова. Греки охотно приняли второе предложение и ничего не смогли возразить против первого - лучше жить без владыки, но как откажешь властелину мира! Попутно Птолемей сделал и другое ценное приобретение: он приметил в Сицилии исключительно талантливого и честолюбивого молодого военачальника - Агафокла, явно метящего в диктаторы. Лучше не оставлять такого человека без присмотра, и Птолемей пригласил его в "питомник гениев" - генеральный штаб Александра.

Сицилийская и африканская кампании Александра прошли в 319 году быстро и успешно. Армия, составленная в основном из греков Сицилии и Эллады. быстро сокрушила карфагенские крепости в Сицилии, высадилась в Африке и после недолгого отчаянного сопротивления Карфаген пал, как некогда Тир. Карфаген был разрушен, но царь организовал города бывшей Карфагенской державы в Утический союз и поручил им торговую и колонизаторскую деятельность к западу от Геркулесовых столпов. Вскоре западные финикийцы сумели повторить подвиг своих предков, обогнувших Африку с востока на запад во времена фараона Нехо II; теперь они обогнули материк в обратном направлении и установили прочную морскую связь со своими соплеменниками, плавающими в Индийском океане.

Завершая в Иберии (Испания) освоение карфагенского наследства, царь собирался прямо отсюда сухим путем идти завоевывать Италию. И опять министры и инженеры были вынуждены разъяснить ему простую истину: такой поход невозможен, ибо на западе Европы нет дорог, по которым может пройти армия. Именно дорожная сеть, созданная персами в их империи, позволила македонцам так быстро завоевать Персию. В Италию же надо вторгаться с востока - из Эпира, десантом через Отрантский пролив; и, конечно, такая кампания потребует серьезной дипломатической подготовки.

В Италии давно идет война всех против всех. В этой обстановке большинство воюющих мечтает уже не о победе, а лишь о том, как бы уцелеть, не попасть в рабство. Так рассуждают и греки-колонисты на юге полуострова и коренные италийцы - латины, умбры, вольски; даже грозные прежде этруски присмирели и перешли к обороне. Только Самний н Рим ведут еще спор за победу-с переменным успехом, ибо стоит одному сопернику одолеть другого, как бывшие союзники победителя изменяют ему. страшась потенциального гегемона, и помогают побежденному оправиться. Сейчас победитель - Самний: поэтому почти вся Италия настроена против него, но разъедаема страхом и взаимным недоверием. Вот сейчас Александру и надо вмешаться в италийские дела в качестве миротворца! Птолемей отправляется в очередной вояж.

Начинает он с греческих полисов, и без особого труда переманивает их на сторону великого царя македонцев и эллинов. Следующий этап - Рим. Правители Рима - отличные политики: неукротимые, хладнокровные и изобретательные. Они уже поняли свои прежние ошибки и составили новый план: вместо военной кампании надо окружить Самний кольцом своих союзников, которым будут даны широкие права автономии, что обеспечит их верность Риму. После этого изолированный земледельческий Самний, не имеющий ни крупных городов, ни выхода к морю, будет задушен кольцом союзных полисов Италии. Разумный план. но он не совпадает с намерениями Александра. Однако надо учесть и использовать римскую инициативу: лучше всего привлечь этих способных людей на свою сторону. И вот Птолемей сообщает римскому сенату предложения Александра. За Римом будут признаны все его владения и все его союзники (сиречь, вассалы). После победы над Самнием Рим получит под свое управление определенную (немалую) часть земель и союзников побежденного. Этрускам Рим уже сам предложил свою дружбу и равноправный союз против Самния - быть по сему, царь гарантирует нерушимость этого союза. А всем прочим городам Северной Италии, как и греческим полисам на юге, Александр и римляне совместно гарантируют их независимость и свободу объединения в конфедерации (разумеется, под гегемонией Александра!).

Итак, Александр устами Птолемея предлагает римлянам стать его наместниками в Италии. Предложение окончательное, его условия обсуждению не подлежат. Да или нет? Сенаторы говорят: "Да!". Раз уж великий царь решил овладеть Италией, то ничего лучшего Рим не добьется.

Перенаселенные полисы Эллады охотно предоставляют в помощь Александру крупные отряды воинов-добровольцев, прельщенных отличной землей Самния. Кампания 317 года протекает молниеносно - Самний взят в македонско-римские клещи и разгромлен. Отныне Александр безраздельно господствует на Западе. Массовый захват земель у побежденных вполне удовлетворяет победителей; но куда девать обездоленных самнитов, луканов, бруттиев и диких храбрецов-осков - крепкие руки, хорошо владеющие плугом, а еще лучше - мечом? Этот взрывчатый материал надо вывезти из Италии, но куда?

Лучший способ примирить с собой побежденного противника - взять его в союзники против нового врага, а такого не нужно долго искать. Ведь еще не покорена большая часть Индии! Теперь у Александра есть множество безработных и нищих солдат, закаленных в ходе италийских распрей и готовых идти за непобедимым царем хоть на край света (именно туда он их и поведет!). Денег в царской казне хватает, ибо Эвмен уже наладил работу налогового механизма в огромной империи. Наконец, проведена большая подготовительная работа по созданию в Индии "пятой колонны" из сторонников македонского властелина.

Любопытна биография Чандрагупты - создателя этой тайной армии. Когда македонцы отступали из Индии, он вел против них партизанскую войну, стремясь в общем хаосе выкроить для себя независимое царство, а затем предложил свой меч македонцам - они ведь уже видели этот меч в работе! Александр предложил Чандрагупте развалить изнутри Магадху - крупнейшее индийское царство. В 315 году Чандрагупта доложил Александру, что плод созрел.

Суэцкий канал уже действует, и теперь незачем вести войска сквозь пустыню; за один год финикийский флот перевозит всю армию Александра к западной границе Магадхи. Тайная армия Чандрагупты не подвела, и кампания, которую возглавил сам царь со своим лучшим полководцем Селевком, оказалась сравнительно недолгой. Правда, Магадха - это еще не вся Индия: но дорог почин. После того, как Селевк разгромил отчаянно сопротивлявшееся царство Калинга, все прочие индийские государства оробели и подчинились власти Александра.

Чандрагупта хочет получить наместничество в одном из индийских царств, и, конечно, он заслужил такую награду. Но делать столь способного и инициативного человека царем у него на родине было бы неосторожно. Нет, править Индией будет чужеземец Селевк, а Чандрагупту ждет новое рискованное поручение. Александр назначает его наместником в еще не завоеванных царствах Напата и Мероэ - в верховьях Нила, похожих на его родную Индию. И вот Чандрагупта плывет вверх по Нилу навстречу своей новой судьбе. Александр же, вернувшись в основанную им столицу, начинает тосковать - впервые в жизни. Ведь он завоевал весь цивилизованный мир - что же ему дальше делать? Можно завоевывать очередных варваров и приобщать их к культуре, но это заурядное дело не для его божественной личности, а для простых смертных, вроде Чандрагупты. Можно совершенствовать управление империей, но это дело чиновничье. Эвмен с ним успешно справляется. А что ему. Александру, делать?

Пока царь предается этим меланхолическим размышлениям, в Индии начинается процесс, который так же сильно изменит лицо Ойкумены в культурном плане, как войны Александра - в плане политическом. Ибо впервые эллины встретились с буддистами; обе стороны очень заинтересовали друг друга, хотя никто из них еще не понял, что здесь мировая держава встретилась со своей мировой религией. Действительно, буддизм - единственная религия, не стесненная национальными рамками; она не требует от своих почитателей ничего невозможного, кроме естественного стремления человека стать лучше; при этом она не посягает на прерогативы светской власти и очень терпима к местным верованиям - не объявляет их заблуждениями, но лишь разными путями к общему идеалу - нирване. Лучшие умы Эллады способны не только освоить буддизм во всей его глубине, но и модифицировать его, сделав его учение более понятным для среднеобразованного эллина. Около 300 года Эпикур и Зенон - достойные наследники Сократа - создают в своих родных Афинах две школы, где преподают разные варианты "западного буддизма". Так начинается культурное объединение Ойкумены, Афины же вновь становятся духовным центром Средиземноморья.

Александр не замечает этого, ибо он получил весть, куда более важную для него. Греки-колонисты из Северного Причерноморья утверждают, что далеко на востоке. в другом конце Великой Степи, есть большая страна со своей особой цивилизацией, не похожей на эллинскую, персидскую или индийскую. Царь воспрянул духом: это знамение Зевса - отец указывает сыну, что тот еще не выполнил свою задачу, не объединил весь культурный мир. Есть еще работа для покорителя мира и его соратников! Но как добраться в эту страну со странным именем Чжунго? Неизвестно, можно ли доплыть туда морем (и тем более - перевезти туда армию). Караваны идут туда через степь два года или больше: но никакая армия не проживет в степи, среди враждебных кочевников даже год. (Вспомним, что воины Александра - в основном пехотинцы, а его конники еще не знают стремян; эпоха конных армий далеко впереди.) А если отправляться не из Крыма, а от Яксарта (Сырдарья) - из северо-восточного угла державы Александра? Этот путь наверняка короче, хотя он ведет через незнакомые горы, населенные неизвестными народами. Да, новый поход будет еще опаснее, чем был персидский! Но божественный долг зовет Александра, и царь вновь собирает войско.

Кто пойдет в поход? Только персы и греки-колонисты Востока, привычные к горам и пустыням. А кто из полководцев разделит со своим владыкой честь дойти до предела мира? Тут нужны люди. которые не только умеют, но и любят сжигать за собой корабли! Такие люди есть - это Антигон, блестяще проявивший себя в горах Кавказа, и его достойный соперник, молодой сицилиец Агафокл. Они и пойдут с царем в неведомую Чжунго.

И вот весной 311 года отборная армия Александра, преодолев Тянь-Шань н узкую часть Гоби. внезапно встречает на своем пути посольство из Чжунго. Выясняется, что население Чжунго невероятно многочисленно: людей там больше, чем во всей Ойкумене, объединенной Александром. Далее, страна Чжунго сейчас расколота на семь царств, ведущих между собой жестокие войны. Посольство, встреченное македонской армией, направлено шестью восточными царствами к племени исседонов с предложением военного союза против седьмого, западного царства Цинь, которое грозит сейчас пожрать всех своих соперников, как Македония при Филиппе пожрала всю Элладу. Вообще Цинь выглядит как двойник Македонии: крепкая варварская держава на горной окраине цивилизованного мира. культурно отсталая, но передовая в военном отношении и рвущаяся к господству над своей Ойкуменой. Какое счастье, что Александр пришел в Чжунго именно сейчас, а не десятью годами позже! Ведь тогда держава Цинь успела бы сломить восточные царства и объединить всю Чжунго, как Филипп - Элладу. После этого храбрые воины Цинь одним числом задавили бы небольшую (по меркам Чжунго) македонскую армию, хотя вооружение и выучка у македонцев получше, чем у местных воинов.

Александр немедленно заключил союз против Цинь с шестью восточными царствами. И когда летом 311 года вся армия Цинь спустилась на Китайскую равнину, чтобы сокрушить войска своих соперников, то накануне решающей битвы воины Цинь узнали. что неведомый враг внезапно обрушился на их родину с запада и сжег их столицу. Эта весть парализовала боевой дух войск Цинь, и они были наголову разбиты.

Победители решили: державе Цинь - не быть! И чтобы она не воскресла, ее территория была отдана Александру на предмет колонизации переселенцами с запада - иранцами и греками. Царь-избавитель был также единодушно признан гегемоном конфедерации восточных царств Чжунго, которая заключила вечный союз с западной державой Александра.

Так было организовано дальнейшее сосуществование Запада и Востока: Александр мог считать себя властелином мира, а жители Чжунго при своей многочисленности и культурном единстве не боялись подпасть под реальное владычество западных пришельцев; при этом связи между Чжунго и Ойкуменой через бывшую Цинь крепли год от года. Вернувшись в свое царство, Александр тут же поручил финикийцам отыскать морской путь из Индии в Чжунго: еще в Цинь он узнал, что океан омывает восточный край его нынешних владений.

И это был конец карьеры великого сына Зевса. Ибо героическая эпоха завоеваний кончилась, божественная задача Александра была выполнена, царь перестал играть активную роль в своей державе. Он стал быстро стареть, и когда в 287 году 69 лет от роду. он умер в состоянии полного маразма, многие говорили, что для славы Александра полезнее было бы ему умереть в расцвете сил - тогда, в Вавилоне.

Нам - гражданам державы, основанной Александром Великим, - это мнение представляется нелепым. Ведь в таком случае не было бы нашего нынешнего прекрасного мира, которым правит сейчас Александр XXXVI! Нет, нам очень повезло - и тогда, в Вавилоне в 323 году, и после, когда триумвират министров Александра взял в свои ру ки всю фактическую работу по управлению империей.

Беспорядки, вспыхнувшие в империи после смерти Александра Великого, оказались невелики: только дикари-фракийцы разграбили столицу Македонии Пеллу, оставленную великим царем без гарнизона, и еще Деметрий - сын и преемник Антигона - взбунтовался в бывшей Цинь, Он убил Агафокла (который сам хотел убить Деметрия, да не успел) и объявил себя царем Востока. К счастью, все сподвижники Деметрия - эллины, персы и жители Чжунго - поняли, что мятеж их вождя выльется в новую истребительную войну между всеми народами Востока и Запада, и быстро прикончили самозваного царя, провозгласив свою лояльность сыну Александра Великого.

Александр IV сделал из этих усобиц правильный вывод: самые устойчивые части державы - это конфедерации городов; следовательно, надо преобразовать все другие ее части в такие же конфедерации, всемерно поощряя для этого местную инициативу горожан. Этой великой задаче были отданы все труды долгой жизни Александра IV, заявившего: "Монархия есть почетное рабство". Какое счастье, что труд этого замечательного царя был так же успешен, как и труд его отца! Александр IV был удачлив в своих сотрудниках, ибо триумвиры воспитали себе хорошую смену. Младший сын Птолемея, слишком слабый для дел правления, стал основателем и ректором университета в Александрии. Ему мы обязаны тем блестящим прогрессом науки, который привел через три века к изобретению александрийским профессором Героном паровой машины, преобразившей все наше общество. (Огромную роль в этом деле сыграл и царь Александр XIII, внедривший изобретение теоретика Герона в промышленность.) Проявились при Александре IV и другие блестящие таланты. Ашока - внук Чандрагупты - был полной противоположностью своего деда, ибо ненавидел войну; его глубокий ум и гуманность сделали его первым и непревзойденным министром здравоохранения нашей державы.

Что касается людей, характером и способностями подобных Александру Великому, то такие люди продолжали рождаться и в позднейшие времена, - к счастью, не среди его потомков. Наше мудрое государственное устройство всегда позволяло найти для этих людей дело, достойное их сил. Например, Гамилькар из бывшего Карфагена возглавил работу по освоению Тропической Африки и вовлек весь этот континент в лоно цивилизации; уроженец бывшей Цинь - Мэн Тянь - совершил подобный труд в джунглях Южной Азии. Наконец, сын Гамилькара, Ганнибал. более похожий на Александра Великого, чем любой другой смертный за истекшие 2300 лет, повторил подвиг Александра на море. Он построил корабль нового типа и отплыл на нем из Африки на запад, заявив, что если Земля - шар. то он доберется до Шанхая. Это ему не удалось, зато он открыл Атлантиду, о которой писал еще Платон. Освоение этой удивительной страны сделало нашу цивилизацию истинно всемирной. Будущим наследником духа Александра Великого придется искать приложение своим силам уже где-нибудь вне Земли.

Сокращенный перевод с английского С. СМИРНОВА.


"На самом деле вышло так... "

Послесловие переводчика

Смерть Александра вызвала быстрый распад его державы. Это было неизбежно: огромный и пестрый комплекс завоеванных македонцами стран и народов представлял собой не государство, обладающее армией, а, наоборот, армию, овладевшую сразу многими различными государствами. Единство же самой армии существовало лишь пока и поскольку выдающийся вождь вел своих героев от победы к победе, причем победы эти давались не слишком большой кровью (за весь десятилетний поход Александр потерял не более трети своей исходной армии), а победителям доставались такие богатства, о которых они прежде и помыслить не могли.

Когда царь умер, его соратникам сразу стало ясно: не будет у них больше коллективных военных подвигов, могущих удовлетворить их колоссально возросшие аппетиты. А раз так, их единство теряет смысл, и лучше всего, поделив между собой огромное наследство Александра, разойтись подобру-поздорову, пока бывшие товарищи по оружию еще не способны поднять меч друг на друга. Так и было сделано: соратники Александра выкроили себе из завоеванных земель уделы, соответствующие влиянию и способностям каждого из них. Затем они разошлись, и уже через год между диадохами (то есть "поделившими" наследство Александра) вспыхнули распри, которые становились все более кровавыми и затянулись на многие десятилетия - до тех пор, пока не вымерли основные деятели героической эпохи завоеваний

Счастливее других полководцев оказались Антипатр, Леоннат и Неарх-они не дожили до главных распрей. Неарх, получивший при дележе весь флот. отплыл из устья Евфрата открывать и завоевывать новые земли в Африке и пропал без вести. Затем погиб Леоннат - он пришел на помощь Антипатру против эллинов, восставших после смерти Александра, и пал в бою. Восстание было подавлено, его вдохновитель - Демосфен - отравился. Старик Антипатр вскоре умер естественной смертью. После этого началось взаимное истребление диадохов. Первым погиб Пердикка, ставший было после смерти царя наместником в Вавилонеофициальным хранителем единства империи. Первый же карательный поход наместника против Птолемея, укрепившегося в Египте и объявившего себя независимым правителем, стоил Пердикке жизни - его убили его собственные солдаты.

Кассандр, которого Пердикка сделал начальником царской гвардии, вынужден был покинуть Персию и решил укрепиться в Македонии. Но там правила мать царя Олимпиада, способная отдать власть только вместе с жизнью. Кассандр сумел ее победить: в этой борьбе слетело немало голов македонской знати. Олимпиаду побили камнями македонцы - родственники казненных ею. Вдова Александра - Роксана - вместе с его маленьким сыном оказалась во власти Кассандра, который вскоре тайно уничтожил их обоих как законных наследников престола.

Теперь наследие Александра оказалось разделено между Кассандром (Македония и Эллада), Птолемеем (Египет), Антигоном и Эвменом (эти двое поделили Малую Азию), Лизимахом, владетелем Фракии, и Селевком, удержавшим всю восточную часть империи - до Индии, где вождь наемных солдат Чандрагупта основал державу Маурья, которую его внук Ашока превратил потом в первую общекндийскую империю. А естественный отбор среди диадохов продолжался: следующим погиб эллин Эвмен. Этот, последний защитник имперской идеи был как умный чужак подозрителен всем македонским вождям, хотя солдаты его любили.

В 306 году до новой эры произошло то, что давно назревало, - все пять уцелевших диадохов по очереди (начиная с Антигона) провозгласили себя царями, то есть официально заявили, что империи Александра больше нет н не будет. Однако каждый из них считав, что пять царств - это слишком много, и войны продолжались. Старик Антигон как самый сильный и самонадеянный из соперников сплотил против себя всех остальных. Армия коалиции разбила войско Антигона, и сам он пал в бою. Его сын Деметрий долго воевал с эллинами и македонцами и после смерти Кассандра сумел стать царем Македонии и Эллады. Дальнейшая эпоха заполнена новыми сложными войнами, в которые вмешивались и сицилийский царь Агафокл, и новые варвары - геты и кельты, вторгавшиеся с севера во Фракию и Македонию. Под конец талантливый, но безудержный любитель войны Деметрий так утомил своих бойцов, что они покинули его, и он попал в плен к Селевку. Три последних диадоха - Птолемей, Лизимах и Селевк - не унимались до конца. Лизимах погиб в бою с Селевком. Тот пал от кинжала убийцы у алтаря, перешагнув к этому времени (как и Антигон, и Лизимах) семидесятипятилетний рубеж. Птолемей же в своем Египте спокойно умер на девятом десятке, повторив этим достижение Антипатра. Так сошли в могилу последние соратники Александра Великого.

Что же они оставили в наследие человечеству, кроме памяти о своих побоищах, достойных стиля Гомера? Македония почти обезлюдела в ходе войн. ибо все диадохи старались вербовать в свои армии именно македонцев - лучших бойцов той эпохи. Египет под властью Птолемеев изменился мало, ибо культурный расцвет эллинизма охватил только столицу - Александрию, не затронув сельскую часть страны. Однако стоит отметить, что младший сын первого Птолемея. став царем, основал знаменитый Александрийский музей - крупный научный центр и "университет" древности, Еще более интересные изменения произошли на востокев глубине Малой Азии, в Сирии. Палестине и Месопотамии. Эти земли попали в державу Селевкидов, которые, чувствуя себя пограничниками эллинской цивилизации на стыке ее с древними землями Ближнего Востока, старались наладить сосуществование колонистов-греков с местным населением. Продолжая политику Александра, Селевк, его сын Антиох и их потомки для укрепления своего царства основали (и назвали в честь себя) много новых городов со смешанным населением, имевших статус эллинского полиса. Эти полисы явились очагами новой многонациональной культуры, которую мы теперь называем эллинистической, область влияния которой в эпоху Римской империи и Парфянского царства охватила все Средиземноморье, Кавказ, Иран. Среднюю Азию. Северную Индию. Впоследствии культурное и политическое наследие эллинизма (система вольных городов и преимущественно свободного крестьянства) явилось основой Византийской империи и дало ей возможность пережить Западную Римскую империю на тысячу лет.

* * *

В "Знание-Сила" № 1 (1980) - рассказ о "круглом столе" советских историков,
за которым обсуждались идеи, изложенные Тойнби в этом эссе.




Ноябрь 1998