НАУКА И ЖИЗНЬ
№5, 1985 г.

ЩИТ  НАД  МОСКВОЙ
В годы Великой Отечественной войны войска противовоздушной обороны вписали героическую страницу в боевую летопись Москвы. Защищая небо столицы, воины ПВО вместе с частями действующей армии и бойцами местной противовоздушной обороны сорвали планы фашистов - разрушить Москву и Центральный промышленный район. Корреспондент журнала А. ВОЛГИН обратился к В.П. ПРОНИНУ, бывшему в годы войны председателем Моссовета и начальником МПВО столицы, генерал-майору авиации М.Н. ЯКУШИНУ, бывшему заместителю командира 6-го истребительного авиакорпуса, и генерал-майору артиллерии М.И. ВАСИЛЬЕВУ, воевавшему в составе 1-го корпуса ПВО, с просьбой рассказать о защите столицы от воздушных ударов врага.

По плану "Барбаросса" фашистским военно-воздушным силам - люфтваффе - отводилась одна из ключевых ролей в войне с Советским Союзом, и в частности в захвате Москвы, с падением которой ожидалось победоносное завершение восточной кампании. Однако несмотря на то, что фашистская авиация приобрела во время начавшейся мировой войны боевой опыт, а ее командование научилось управлять действиями крупных масс самолетов, врагу не удалось достичь намеченных целей. В отличие от столиц Западной Европы хорошо организованная противовоздушная оборона Москвы оказалась непреодолимой преградой для вражеской авиации. Из почти 10000 самолетов, участвовавших в налетах, к городу смогли прорваться менее 3% машин. Их встречали лучи прожекторов, зенитный огонь, не дававшие возможности бомбить прицельно. Бомбы сбрасывались беспорядочно, большей частью куда попало или на намеренно демаскированные ложные цели.

Не нанеся Москве ощутимого ущерба - не было выведено из строя ни одного даже среднего предприятия, - потеряв почти 20% самолетов, гитлеровское руководство вынуждено было к весне 1942 года фактически прекратить налеты.

Этот успех был бы невозможен без долгой кропотливой работы, проделанной задолго до начала войны. Первые мероприятия по улучшению ПВО страны относятся к 1925 году, В воинские части, число которых тогда увеличилось, стало в большом количестве поступать новое вооружение: современные по тому времени истребители, зенитные орудия, прожекторы, аэростаты и средства управления огнем.

В 1939 году были созданы корпуса, дивизии и отдельные бригады ПВО. К этому времени технические средства могли обнаруживать самолеты на дистанции до 100 километров. Система управления огнем позволяла концентрировать огонь 12-15 батарей, создавать для ночного боя световые поля в несколько квадратных километров. Имеющиеся аэростаты позволяли ставить заграждения на площади порядка 200-400 квадратных километров. В многочисленных теоретических трудах того времени детально рассматривались способы противовоздушной обороны и основным считался разгром противника на подступах к объекту. В жизни редко бывает так, чтобы на практике осуществились все теоретические положения. Однако оборона Москвы полностью подтвердила все довоенные разработки, показала их целесообразность, правильность оценки сил противнике, собственных сил и созданной на этой основе ПВО.

Оборонительный пояс охватывал Москву кольцом шириной 200-250 километров и был усилен по наиболее вероятным западным маршрутам налетов. Радиолокаторы РУС-1 располагались на линии Вязьма - Ржев. Средства ПВО применяли комплексно и массированно, совместно со всеми родами войск. Главным условием успеха было взаимодействие истребительной авиации и зенитной артиллерии. Истребители вели бои днем в основном на расстоянии 100-200 километров от Москвы, вне зоны огня зенитных батарей. Ночью же истребители действовали преимущественно в пределах световых прожекторных полей, охватывающих каждое в среднем площадь 30х35 километров. Прожектористы ловили цель и передавали с луча на луч по всей трассе полета, а наши самолеты атаковывали ее из темноты.

Артиллерия прикрывала ближние подступы к объекту - зону в 30-40 километров, Малокалиберная артиллерия и пулеметы нередко располагались на территории охраняемого объекта, на крышах домов и фабрик, защищая от самолетов, прорывающихся на малых высотах.

Войска ПВО страны перед войной насчитывали почти 182000 человек. На их вооружении находилось более 4000 орудий и пулеметов, 1500 прожекторных установок, 850 аэростатов заграждения, 45 радиолокационных станций, 40 истребительных полков, выделенных для целей ПВО, имели около 1500 самолетов, в том числе более половины парка составляли истребители И-16, примерно 25% И-153, около 10% Як-1 и МиГ-З.

От налетов вражеской авиации Москву защищали не только войска ПВО. В самом городе с последствиями бомбовых ударов боролась местная противовоздушная оборона - МПВО, Ее подразделения укрывали жизненно важные объекты, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, тушили пожары и ликвидировали аварии.

Дополнительные меры по укреплению противовоздушной обороны города были приняты в последние предвоенные годы. Большую роль сыграл опыт, особенно в части затемнения, полученный в Ленинграде в ходе советско-финляндской войны. Изучалась также противовоздушная оборона Лондона и Берлина. Проводились общегородские учения.

С 13 часов 22 июня 1941 года в Москве и Московской области было объявлено угрожающее положение. С началом военных действий силы МПВО, состоящие из милиции и гражданского населения, усилили воинскими частями. Город был полностью затемнен, обеспечена светомаскировка транспорта, приведены в готовность бомбо- и газоубежища.

Большую роль в защите от разрушений ценных объектов сыграла маскировка. Городские строения, в том числе заводы, маскировали централизованно, при участии архитекторов. Прежде всего это лишало летчиков ориентиров, сбивало даже опытных пилотов, участвовавших в налетах на Англию. На площадях возводили ложные постройки или разрисовывали асфальт так, что площади казались застроенными зданиями. Крыши цехов превращались в малоценную застройку. Маскировочные сети совершенно изменяли силуэты строений, представлявших историческую ценность, скрывали большие здания. Кое-где на крышах даже устроили пруды. Убедительность маскировки проверяли с наших самолетов.

Расчет автоматической зенитной пушки приготовился к отражению воздушного налета

Организованная оборона столицы заставляла противника применять в основном ночные налеты. Чтобы сориентироваться, пилоты сбрасывали осветительные бомбы. В их свете настоящие здания и ложные сооружения отбрасывали тени, а объекты, нарисованные на асфальте, тени не давали. Пришлось выделить добавочное малокалиберное зенитное оружие и пулеметы для поражения осветительных бомб.

Хорошие результаты дало сооружение ложных целей. У них как бы случайно ухудшали светомаскировку, и если бомба попадала в эту цель, то следующие самолеты старались поразить район начавшегося пожара. Иногда намеренно зажигали костры. Как правило, вторая волна машин сбрасывала свой груз на такой "пожар", обстреливала его из пушек и пулеметов. Строительство ложных целей велось силами МПВО.

Иногда сооружали ложные цели грандиозных размеров, хорошо прикрытые зенитной артиллерией. К ним относятся дублеры заводов и аэродромы-призраки. В 5 километрах от Тушинского аэродрома был сооружен ложный аэродром с ангарами, макетами аэродромных сооружений, макетами "яков" и "мигов". На ложные объекты было сброшено 156 осветительных бомб, 687 фугасных и много (возможно, десятки тысяч) зажигательных. Это составило примерно треть от всех сброшенных бомб.

Всего подразделения МПВО, состоящие на 75% из женщин, насчитывали около 650 тысяч бойцов. Руководил действиями всех служб штаб МПВО.

В течение месяца после начала войны вражеская авиация не делала налетов на Москву. Эта передышка позволила укрепить войска ПВО и подразделения МПВО техникой и людьми, хорошо подготовиться к отражению воздушных бомбардировок. Своевременным было решение о подготовке к противовоздушной обороне, по которому все население привлекалось к строительству бомбоубежищ и к организации групп самозащиты.

Москву прикрывал 1-й корпус ПВО (генерал-майор артиллерии Д. А, Журавлев) и 6-й истребительный авиакорпус (полковник И. Д. Климов). Командовал Московской зоной ПВО генерал-майор М. С. Громадин. Ко времени первого налета они располагали 1044 орудиями, 336 пулеметами, 702 постами наблюдения ВНОС, 124 постами аэростатов и 602 истребителями. Такие средства не были выделены ни для обороны Лондона, ни для обороны Берлина.

Первый налет на город был совершен 21 июля со стороны Смоленска. Большинство экипажей имели опыт прорыва через ПВО крупных городов Европы и могли летать в ночных условиях. Часть самолетов наводилась на цель по радиолучу, что позволяло им действовать в любую пригодную для взлета и посадки погоду.

Около 10 часов вечера несколько групп бомбардировщиков (всего 220 машин), летевших на высоте 2500-3000 метров, пытались прорваться к городу. Продолжался налет 5 часов. Самолеты смогли сбросить только 79 фугасных и около 5000 зажигательных бомб. Вначале бросали зажигательные бомбы, а затем вторая волна машин сбрасывала фугасные, которые должны были помешать тушению пожаров. Во время налета было сбито 22 самолета. Поражения оказались незначительными, буквально единичными: разрушено здание на Моховой, бомбы упали в районе Белорусского вокзала, отмечено несколько мелких разрушений на других улицах. Самым серьезным было разрушение в районе вокзала, однако оно не вывело его из строя на длительный срок.

Массированные налеты продолжались до 20 октября, но успеха противнику они не принесли. С каждым разом уменьшалось число самолетов, летавших на Москву: 180, 140, 120 и еще меньше. Ни одна из целей бомбардировки оказалась не только недостигнутой, но даже, по существу, не было найдено приемлемых решений для их достижения. Все упиралось в большие потери, которые несла вражеская авиация. По мнению фронтового командования люфт-ваффе, ПВО могло попросту истребить все самолеты, принимавшие участие в налетах на Москву.

После захвата противником Можайска, Волоколамска и Солнечногорска положение осложнилось. Аэродромы, с которых поднимались самолеты противника, вплотную приблизились к городу. Время подлета к городу сократилось до немногих минут, бомбардировщики летали под прикрытием истребителей, противодействовавших нашим истребителям ПВО.

9 ноября Государственный Комитет Обороны принял решение о противовоздушной обороне Москвы. Согласно ему втрое увеличивалось число истребительных полков и вчетверо аэростатов заграждения, улучшалась система МПВО. Все эти меры позволили уберечь город от разрушений и возникновения массовых пожаров.

С 21 октября до 20 ноября авиация врага осуществила 54 налета, дневных и ночных, в которых участвовало около 2000 машин. Но к городу прорвались лишь несколько десятков. Они смогли сбросить 657 фугасных и 19 тысяч зажигательных бомб. Кроме того, было сброшено несколько мин, каждая весом более тонны.

Поняв, что причинить городу существенного разрушения не удастся, противник старался держать войска ПВО и население в постоянном напряжении, проводя налеты почти каждую ночь. Самолеты шли волнами. Налеты начинались с наступлением темноты и длились по 5-6 часов. В отдельные дни проводилось по 4-5 налетов. Но это не изменило ситуации, к городу фактически прорывались только одиночные машины. Всего за всю войну сигнал тревоги подавался 141 раз.

Немецкая авиация вынуждена применять в основном бомбы малого и среднего калибра с небольшим зарядом. Отмечено всего несколько падений крупнокалиберных бомб весом в тонну, причем не все они взорвались. Бомбы замедленного действия, оказавшиеся в их числе, удалось оперативно вывезти и уничтожить в безопасном месте.

Наиболее массовыми были зажигательные, преимущественно килограммовые бомбы, так называемые термитные с зарядом из специального сплава. Около 5% из них имели подрывной заряд, чтобы затруднить тушение. Небольшое число зажигательных бомб было с жидким снаряжением (бензол, сероуглерод и др.) с добавлением каучука и желтого фосфора. Горючая смесь с каучуком прилипала к стенам, стропилам, фосфор давал повторное возгорание после тушения водой,

Последствия бомбардировок ликвидировали силы МПВО. Как правило, к утру уже восстанавливалось движение транспорта, нередко аварийно-спасательной службе удавалось полностью ликвидировать следы разрушений от взрыва бомб. Устранение видимых разрушений зданий и особенно дорог имело большое моральное значение.

85-мм зенитное орудие установлено на площади Коммуны

Эффективная система бомбоубежищ практически исключала жертвы среди населения. Первые бомбоубежища стали сооружать еще в 1932 году. К началу войны подготовили 700 газоубежищ и более 2600 бомбоубежищ на 400 тысяч человек. С первых дней войны как укрытие использовали метрополитен, в том числе недостроенную третью линию. Днем метро работало, а после 19 часов, а в отдельные дни после 17 часов оно превращалось в убежище. Строили также землянки и щели, особенно в районах, где не было каменных зданий с подвалами.

Каковы же результаты бомбардировок Москвы, и во что они обошлись врагу? В налетах (по апрель 1942 года) приняло участие 8600 машин, из них 1392 было уничтожено, К городу смогли прорваться 234 самолета-менее 3%. Они сбросили 1610 фугасных, в основном мелких бомб и около 100 тысяч зажигательных, которые привели к возникновению 700 крупных и около 2 тысяч мелких пожаров. Примерно третья часть бомб попала в ложные цели и вреда не принесла.

Поражений отмечено очень мало: 19 небольших предприятий, 227 попаданий в жилые дома, школы, больницы, театры и т. д. Повреждений водопроводных сооружений, электросетей и т. д. - около 180. Так как создание резервной системы водоснабжения было предусмотрено заранее (приведены в порядок неэксплуатировавшиеся артезианские скважины), то ущерб от разрушения сооружений водоснабжения практически был незаметен. Все станции, питающие Москву водой, работали без перебоев.

Так же мало сказалась бомбардировка на энергетических объектах. Сорвать энергоснабжение, в частности, уничтожить ЛЭП, по которым подавалась электроэнергия с верхневолжских ГЭС, авиации врага оказалось не по силам.

Думается, что людям, интересующимся ходом сражений Великой Отечественной войны, также интересно будет познакомиться с военной техникой, которой была вооружена наша армия и без которой победа была бы невозможной. В битвах над Москвой войска ПВО имели в своем распоряжении самолеты и зенитные орудия, пулеметы, прожекторы и аэростаты, приборы управления огнем и средства связи, средства обнаружения самолетов - звукоулавливатели и радиолокаторы и много другой техники. Вот как распределился боевой счет 1392 уничтоженных фашистских самолетов по родам оружия: истребительной авиацией -1076, зенитной артиллерией - 267, зенитными пулеметами - 36, с помощью аэростатов - 7, постами ВНОС - 6. Наибольший ущерб врагу нанесен авиацией и артиллерией. Об их вооружении мы и расскажем подробнее.

К началу войны советским конструкторам удалось разработать, а промышленности наладить выпуск достаточно мощных зенитных орудий и средств управления огнем, выдержавших проверку в боях Великой Отечественной войны.

В 1931 году на вооружение нашей армии поступило новое 76-мм зенитное орудие с высокими характеристиками (поражало цели на высоте до 9,5 км). Наводка его осуществлялась двумя наводчиками, что значительно увеличивало темп стрельбы - до 20 выстрелов в минуту. К этому времени относится введение полуавтоматического метода стрельбы с помощью прибора управления зенитным огнем ПУАЗО.

Ожидаемое резкое увеличение скорости самолетов привело в середине 30-х годов к разработке новых систем зенитного оружия. В 1939 году в войска поступила 37-мм автоматическая пушка, спроектированная под руководством М. Н. Логинова, и 85-мм полуавтоматическая пушка, созданная под руководством Л. В. Люльева. Начались работы над 100-мм орудиями, способными поражать цели, на особо больших высотах. Работы, однако, до начала войны не были завершены. Создали только морскую 100-мм зенитную пушку, которая уже во время войны послужила прототипом орудия, поставленного на самоходную артиллерийскую установку СУ-100.

Непосредственно перед войной была завершена разработка 25-мм скорострельной автоматической пушки, 25-мм и 37-мм пушки предназначались для стрельбы по низко летящим самолетам. Оба орудия могли уверенно поражать цели на скорости до 600 км/час.

В производстве зенитных орудий, так же как и прочих артсистем, последовательно проводилась политика унификации, давшая выоокий эффект. В частности, стало возможным использовать запасы боеприпасов мирного времени от снятых с вооружений орудий. Это было особенно важно в первый год войны, когда наблюдался голод в зенитных снарядах, особенно калибра 85 мм.

Унификация позволяла значительно ускорить разработку и введение на вооружение новых артсистем. Например, 85-мм пушка была создана на лафете 76-мм, это упростило ее производство и эксплуатацию в войсках, 85-мм пушка была рассчитана на стрельбу по танкам: она имела специальный прицел прямой наводки и бронебойный снаряд. Опыт использования этой пушки для борьбы с танками, особенно в битве под Москвой, был весьма успешным. В свою очередь, она послужила прототипом для пушки, предназначенной к установке на самоходную артиллерийскую установку СУ-85 и позже на танк Т-34.

Успех ПВО был невозможен без создания средств наблюдения и управления, в частности, радиолокаторов. К их разработке приступили в 1936 году. Результатом стало введение на вооружение нескольких образцов. Наиболее известен РУС-1 - радиоулавливатель самолетов. В 1940 году был принят на вооружение более совершенный радиолокатор "Редут" (РУС-2). В ходе Московской битвы он позволял засекать вражеские самолеты на расстоянии до 120 км.

С \941 года в части стали поступать новые звукоулавливающие станции и прожекторные комплексы "Прожзвук-4", в которых звукоулавливатели были соединены с прожекторами.

Перед самой войной на вооружение ввели ПУАЗО-З. К середине 1941 года был изготовлен опытный образец радиолокатора для ночной стрельбы зенитной артиллерии ("Луна").

Приходилось срочно преодолевать отдельные промахи предвоенных лет. Оказалось, что не так сложно засечь самолет, значительно труднее определить его принадлежность - "свой или чужой". (Наблюдением с земли в бинокль это сделать не всегда удавалось даже при хорошей видимости.) Перед войной силуэты основных самолетов фашистской Германии не были изданы. Выпустили их только после начала боевых действий. Противник применял 13 основных типов самолетов. У нас было еще больше - свыше 20. Быстро сориентироваться и принять безошибочное решение о воздушной атаке или зенитном обстреле было непросто. По указанию наркомата обороны в части ПВО учить распознавать свои и неприятельские самолеты направили 150 специалистов ЦАГИ.

В конце 1941 года на вооружение стали поступать радиолокационные станции наводки зенитных орудий СОН-2. Вместо заградительного огня. который вынужденно вели при плохой видимости, расходуя при этом десятки тысяч снарядов, теперь можно было вести прицельную стрельбу по самолетам а любую погоду и в любое время суток.

Основную часть вражеских самолетов уничтожила наша истребительная и бомбардировочная авиация - около 75% из всех уничтоженных на советско-германском фронте. Высокая боеспособность советских военно-воздушных сил была достигнута благодаря своевременно принятым мерам. Еще в 1939 году было принято решение о реконструкции существующих и строительстве 15 новых самолето- и моторостроительных заводов.

Несмотря на освоение новых марок самолетов, их производство все время возрастало. В июле 1941 года выпускали 50 самолетов в сутки, в сентябре, во время эвакуации на восток, - 70, в дальнейшем - более 100. Всего за время войны было выпущено около 137 тысяч самолетов, Предназначавшиеся для серийного выпуска машины имели, как правило, высокие тактико-технические данные, причем часть самолетов обладала рекордными характеристиками (истребитель И-185), а у некоторых в фашистской авиации вообще не было аналогов. Это штурмовик Ил-2, пикирующий бомбардировщик Пе-2 н бомбардировщик Ту-2.

На первом этапе битвы в небе Москвы основными истребителями ПВО были машины И-15, И-16, И-153, Як-1, МиГ-З и ЛаГГ-З.

И-16 - инициативная разработка конструкторского бюро Н. Н. Поликарпова. В его доводке выдающуюся роль сыграл В. П. Чкалов. Эта машина составила эпоху в истории авиации. Она была первым в мире скоростным истребителем. Конструктивная схема, найденная Поликарповым,- одномоторный моноплан с низко расположенным крылом, убирающимся шасси и двигателем воздушного охлаждения легла в основу почти всех истребителей второй мировой войны. Самолеты последних выпусков были оснащены двумя пушками и двумя пулеметами, а также реактивными снарядами. Всего было выпущено свыше 6500 истребителей в различных вариантах- от штурмовика до пушечного истребителя. Однако к началу войны И-16 устарел.

Несмотря на очевидные преимущества двигателей с воздушным охлаждением, в частности, повышенную надежность в боевых условиях, КБ Поликарпова приступило к разработке истребителя с двигателем жидкостного охлаждения. Новый истребитель И-17, имея много общего с И-16, отличался совершенной аэродинамической формой и мог развивать скорость 500 км/ч. Вооружался он 20-мм пушкой, расположенной в развале цилиндров двигателя и стрелявшей через полый вал редуктора. На И-17 была отработана схема истребителя с жидкостным двигателем и моторно-пушечная установка, которую впоследствии применили на других самолетах. В предвоенные годы самолет демонстрировался на международных выставках. Впоследствии выяснилось, что в прототипах германского Ме-109 был учтен опыт создания этого самолета,

Не удовлетворившись летными свойствами И-17, Поликарпов вернулся к разработке истребителя на основе И-16. К этому времени уже появились мощные двухрядные двигатели воздушного охлаждения. Разработка получила наименование И-185. Новый истребитель И-185 конструкторское бюро Поликарпова создало до начала войны. Еще не полностью доведенная машина показала скорость 680 км/ч - примерно на 100 километров выше, чем у любого истребителя люфтваффе. После длительных испытаний стало ясно, что И-185-лучший истребитель а мире. Причем подчеркивалось, что возможности конструкции полностью не исчерпаны и ее можно еще улучшить. К такому же выводу пришли летчики, проверившие самолет в боевых условиях на Калининском фронте. Они писали, что И-185 обладает подавляющим превосходством над любым истребителем того времени.

Мощный двигатель давал машине большие преимущества даже по сравнению с легкими истребителями с двигателем жидкостного охлаждения (удельная мощность примерно в 1,5 раза больше, чем у Як-1). Она отличалась исключительной маневренностью, особенно на вертикалях.

Но по причинам, не зависящим от КБ, самолет в серию попасть не успел. Между тем в начале войны моторостроительные заводы производили 40% двигателей с воздушным охлаждением, предназначенных для установки в основном на И-185. Задержка с выпуском истребителя привела к тому, что авиационных моторов не хватало, а двигатели с воздушным охлаждением шли на склад.

Чтобы как-то выйти из создавшегося положения, Наркомат авиационной промышленности предложил Н. Н. Поликарпову передать чертежи силовой установки И-185 конструкторским бюро А. С. Лавочкина, А. И. Микояна, А. С. Яковлева. В конце 1942 года ими на основе уже выпускавшихся машин были созданы три истребителя. Истребитель КБ Микояна МиГ-9 оказался тяжелым, Яковлев поставил полученный двигатель на Як-7. В целом машина была удачной, но самолет требовал доводки. Лавочкин установил двигатель на уже снятый с производства ЛаГГ-З. Истребитель получил индекс ЛаГГ-5, впоследствии Ла-5. С учетом перегруженности заводов, выпускавших "яки", было принято решение приступить к выпуску ЛаГГ-5. Этот истребитель в отличие от И-185 не был спроектирован специально под двигатель с воздушным охлаждением, поэтому он не развивал большой скорости и имел меньшую бомбовую нагрузку. Лучшими характеристиками отличался истребитель Ла-5ФН, с мотором, имевшим непосредственный вспрыск топлива. При такой же горизонтальной скорости, как истребители люфтваффе Ме-109 и ФВ-190, он превосходил их в вертикальном маневре. Ла-7 имел лучшую аэродинамику и смог достичь скорости 680 км/ч. Он стал одним из основных наших истребителей.

ЛаГГ совершил свой первый полет в мае 1940 года. Отличительная особенность этой конструкции - применение специальной многослойной фанеры дельта-древесины. По прочности она соответствовала дюралю и совершенно не горела. С конца июля 1941 года началось серийное производство ЛаГГ-З.

Высотный истребитель МиГ разработали в 1939 году в варианте истребителя и штурмовика. (С выпуском Ил-2 последнюю модификацию сняли с производства.) На большой высоте (7000 метров) он показывал скорость 648,5 км/ч. На МиГи ставили тот же двигатель, что и на штурмовики. Выпускать двигатель в начале войны в достаточном количестве промышленность не могла, поэтому, учитывая массовое производство "яков" и "лаггов", выпуск "мигов" прекратили. Всего изготовили около 3500 машин.

Основой истребителя, разработанного А. С. Яковлевым, Як-1 послужил спортивный самолет УТ-1, Як-1 отличался исключительной технологичностью, в нем не было ничего лишнего. Спроектированный на его базе Як-З оказался одним из самых скоростных фронтовых истребителей второй мировой войны.

Як-7 появился в небе Москвы в конце 1941 года. Прототипом для него послужил созданный практически одновременно двухместный учебно-тренировочный самолет УТИ-2, По инициативе разработчиков, была проведена модификация, превратившая его в истребитель, так появился на фронте Як-7А. От учебной машины он унаследовал простоту в управлении, хорошие пилотажные свойства. С заменой деревянных лонжеронов на металлические он получил индекс Як-7, а затем Як-9. Выпустили более 23 тысяч Як-7 и его модификаций Як-9 - примерно треть советских истребителей.

Больше всего выпущено самолетов Як-9 (16700) в 7 модификациях-от дальнего истребителя до истребителя-бомбардировщика. На фронт они начали поступать осенью 1942 года. На одной из модификаций этой машины были установлены самые крупнокалиберные авиационные пушки 45 и 57 мм, снаряды которых пробивали лобовую броню немецких средних танков последних выпусков.

Важную роль в уничтожении вражеской авиации сыграли самолеты-бомбардировщики. Пикирующий бомбардировщик Пе-2 был создан в конце 1939 года В. М. Петляковым. Первоначально Пе-2 был спроектирован как тяжелый высотный истребитель. Перед войной на испытаниях на высоте 10000 метров он показал скорость 623 км/ч. В связи с тем, что в Германии не было высотного бомбардировщика, пригодного для массового производства, ограничились выпуском высотного истребителя МиГ-З, а Пе-2 переделали в пикирующий бомбардировщик. Учитывая новые требования, Петляков сохранил у машины основные свойства истребителя, в частности скорость. При благоприятных условиях Пе-2 могли вступать в бой с истребителями, не говоря уже о бомбардировщиках противника, скорость которых была значительно ниже. Основные детали самолета отличались большим запасом прочности. Привод исполнительных механизмов - закрылков, тормозных предкрыльевых щитков, триммеров руля высоты, механизма выпуска и уборки шасси, насоса гидросистемы и т. д. - был электрифицирован, что значительно облегчало работу экипажа.

После трагической гибели Петлякова в январе 1942 года в авиационной катастрофе машину доводил В. М. Мясищев, Ему удалось поднять скорость до 650 км/ч и втрое, до трех тонн, увеличить бомбовую нагрузку. В девяти сериях было построено 11427 самолетов, от дальнего разведчика до скоростного тяжелого бомбардировщика.

В отличие от Пе-2 самолет Ту-2, разработанный А. Н. Туполевым, с самого начала проектировался как многоцелевой фронтовой бомбардировщик, способный с пикирования поражать точечные цели. Его скорость была выше, чем у Ю-88, примерно на сто километров в час. Его отличала большая грузоподъемность и технологичность. Высокие летные данные позволяли ему нападать на истребители противника. Выпуск уже поставленной в начале войны в серийное производство машины в связи с задержкой фронтовых испытаний прекратили. На заводе стали производить "яки". Выпуск Ту-2 был возобновлен в конце войны уже на другом заводе. Всего было изготовлено около 800 машин в 10 модификациях, от дальнего разведчика до торпедоносца, на отдельных сериях устанавливался радиолокатор.

Решение о строительстве бронированного самолета, способного бороться с наземными целями, в частности танками, было принято еще до начала гражданской войны в Испании. К его разработке приступили в 1936 году несколько организаций. Лучше оказалась машина Ил-2 С. В. Ильюшина, которому удалось создать, по определению самого конструктора, "летающий танк". Появление его на фронте произвело на противника такое же впечатление, как и появление танка Т-34.

Подробнее об этом самолете см. статью Д.Н. Николаева - V.V.

Удачу конструкции определило рациональное бронирование. По существу, это был самолет, целиком защищенный броней. На нем применялась экранированная броня. В отличие от монолитной танковой она состояла из двух листов, разнесенных друг от друга на несколько миллиметров. Бронебойный снаряд, попав в первый лист, изменял направление полета, часто его сердечник просто ломался. Пробить второй, более толстый, соскальзывающему снаряду становилось значительно труднее. Подобную броню стали ставить на танки только после второй мировой войны, когда кумулятивные снаряды и снаряды гладкоствольных пушек оказались способными пробивать броню в 500-700 миллиметров. Всего выпустили около 40 000 машин.

Самолет отличался исключительной живучестью, иногда у вернувшегося штурмовика насчитывали до полутысячи пробоин. Экипаж самолета состоял из двух человек-летчика и воздушного стрелка. Однако в серию, по настоянию заказчика, пошел одноместный самолет. На фронте силами частей стали оборудовать второе место. После этого начался выпуск первоначального варианта. Самолет вооружался пушками, реактивными снарядами и бомбами на внешней и внутренней подвеске.

Люфтваффе не имела машины, подобной Ил-2. Неоднократные попытки авиационной промышленности создать штурмовик в условиях войны были безуспешными. Простейший путь - скопировать Ил-2 - оказался также неприемлемым, в основном из-за отсутствия сырья и производственных мощностей. В качестве штурмовика немцы были вынуждены использовать тяжелый истребитель ФВ-190.

Проектирование основного отечественного бомбардировщика Ил-4 было закончено в 1934 году. Первоначально он имел индекс ДБ - дальний бомбардировщик. Перед войной на этой машине было установлено много международных рекордов по грузоподъемности, дальности полета и т. д. На нем были совершены безостановочные перелеты из Москвы на Дальний Восток (24,5 часа полета), перелет в Северную Америку через Гренландию на расстояние 8000 километров. Самолет преодолел этот маршрут за 23 часа. Выпускался он в различных модификациях - от дальнего разведчика до торпедоносца; было выпущено почти 6500 машин.

Пе-8 был спроектирован задолго до войны в КБ Туполева конструкторской группой В. И. Петлякова, Его прототип АНТ-42, по техническому заданию дальний высотный бомбардировщик, совершил полет в конце 1936 года. Этот самолет превосходил по летно-техническим данным, особенно по дальности, четырехмоторный самолет "Боинг-17" первого выпуска, ставший прототипом летающих крепостей. Обычные двигатели воздушного охлаждения или дизели позволили значительно увеличить дальность полета. С установкой уже во время войны форсированных двигателей Швецова скорость АНТ-42 возросла до 450 км/ч, значительно возросла и дальность. Машина была пригодна для сбрасывания тяжелых бомб. Пе-8 использовался для нанесения ударов по особо важным целям. Уже в первые дни войны эти бомбардировщики бомбили Берлин. Перед штурмом Кенигсберга они разрушали пятитонными бомбами его железобетонные укрепления. Во второй половине войны машина была оборудована самолетами-снарядами для нанесения удара по важным промышленным центрам в Германии.

В мае 1942 года на этом самолете был совершен полет в США и обратно с правительственной делегацией. После войны на нем была проведена посадка на Северный полюс. Всего было выпущено 79 машин.

Противник попытался добиться успеха, применив новейшие технические средства нападения. С 1942 года над Москвой стали появляться высотные разведчики Ю-86 и специально оборудованные бомбардировщики Ю-88. Первые имели потолок, близкий к 17000 метрам, вторые летали ниже, но могли нести бомбовый груз. Для борьбы с ними в частях 6-го авиакорпуса стали готовиться летчики-высотники. Зенитчики получили снаряды со специальным взрывателем, поражающим цели на больших высотах. После этого противник уже не решался повторять неудачные для себя массовые налеты на больших высотах.

С конца 1943 года в ограниченном количестве немцы пытались применить реактивные самолеты, радиоуправляемые авиабомбы, управляемые по радио груженные взрывчаткой бомбардировщики Ю-88 и самолеты-снаряды. Бомбардировщик Ю-88 наносил большие разрушения, соответствующие бомбовому удару 10-12 обычных самолетов. При точном попадании на объект, например крупный мост, он разрушал его полностью. Но из-за отсутствия соответствующей аппаратуры наведения такие случаи практически не отмечались. Пилоты, управляющие бомбардировщиком с другого самолета, даже в учебных полетах не могли точно попасть в цель, не говоря о боевых условиях, когда средства ПВО не давали приблизиться к цели без противозенитного маневра.

Значительно большую опасность представляли самолеты-снаряды ФАУ-1, или, как принято их теперь называть, крылатые ракеты. Летом 1944 года части ПВО (к этому времени город обороняла Особая Московская Армия ПВО) стали готовиться к борьбе с самолетами-снарядами ФАУ-1. Их могли запускать с земли или самолетов-носителей. Противник с их помощью планировал поразить такие города, как Куйбышев, Челябинск, Магнитогорск, и цели за Уральским хребтом.

ФАУ-1 причиняла такие же разрушения, как и бомба в одну тонну. Скорость его полета - 550-565 км/ч, высота - 2500 метров. Основное его преимущество по сравнению с самолетами - полная независимость от погоды. Невысокие скорость и высота полета самолета-снаряда позволяли поражать его с помощью истребителей и зенитного огня, серьезную преграду для них представляли и аэростатные заграждения.

Угроза была довольно серьезной. Судя по атакам на Лондон, немцы были в состоянии за день выпустить не менее сотни ракет, из которых около трети поражали цель (четвертая часть не долетала из-за неполадок в ракете, остальные сбивались ПВО). В Лондоне, в районе падения снарядов, три четверти зданий разрушалось, за налет поражалось несколько десятков тысяч человек.

Через несколько дней после первого налета на Лондон в части ПВО нашей страны поступили инструкции о мерах борьбы с этим оружием массового поражения. Для уничтожения ФАУ-1 выделили малокалиберную артиллерию и большое количество станций орудийной наводки. Налетов, однако, не последовало. Наши наземные войска отбросили вермахт так далеко на Запад, что возможность эффективного удара по Москве ФАУ-1, даже запускаемых с самолетов, отпала.

В качестве меры в случае нападения ФАУ-1 наша промышленность выпустила самолеты-снаряды 10Х примерно с такими же характеристиками. Отработка снарядов началась в 1942 году в Москве. Запускались они с самолетов. Но так как они могли вызвать большие жертвы среди мирного населения, применение их, задуманное как контрмера, не было осуществлено.

По масштабу и количеству участвовавших в боях сил действия ПВО при обороне Москвы носят характер противовоздушной операции по прикрытию столицы страны и крупнейшего промышленного района. Опыт, особенно полученный осенью 1941 года, был использован во всех боевых операциях ПВО, в боях под Сталинградом, Ленинградом, обороне кораблей Балтийского флота, над Кубанью, на Курском выступе и при взятии Берлина. И сегодня изучение опыта обороны Москвы позволяет совершенствовать современную систему противовоздушной обороны.
 

 




Февраль 2001