Фильштинский И.М. История арабов и Халифата (750 – 1517 гг.).
М.: Издательский дом “Муравей-Гайд”, 1999. – 384 с.
Труд И.М.Фильштинского “История арабов и Халифата (750–1517 гг.)”, содержащий панорамное и многоаспектное освещение истории арабо-мусульманского мира со времени прихода к власти Аббасидов до османского завоевания арабских стран, — работа сколь талантливая, столь и долгожданная. Необходимость написания подобного труда, заполняющего одну из лакун в отечественной историографии, назрела давно.
В сущности, это первый в отечественной историографии полнокровный учебник по истории развитого средневековья в арабском мире. Компактная работа Б.И. Заходера “История Восточного Средневековья (Халифат и Ближний Восток)” была издана 55 лет тому назад и воспринималась скорее как эскиз полномасштабного учебного пособия. Книга видного российского арабиста и исламоведа Е.А. Беляева “Арабы, ислам и арабский халифат в ранее Средневековье”, впервые увидевшая свет в 1965 г., доводит изложение событий лишь до начала X столетия. Оба эти издания давно стали книжными раритетами. Признавая неоспоримость заслуг Б.И. Заходера и Е.А. Беляева как авторов обобщающих работ по истории Халифата, следует иметь в виду, что востоковедная наука за прошедшие десятилетия сделала существенный рывок в осмыслении особенностей развития арабо-мусульманского мира, выдвинув ряд принципиально новых положений и выводов, способствующих пониманию многообразия традиционного арабского общества и значимости различных факторов формирования поведенческих стереотипов его представителей.
И.М. Фильштинский, аккумулировавший опыт и достижения своих предшественников и коллег, не раз выступал в качестве автора уникальных работ, не имеющих аналогов в мировой востоковедной литературе. Один из выдающихся российских востоковедов, известный не только в России, но и далеко за ее пределами, он реализует свой мощный творческий потенциал в различных научных областях, в том числе в истории, культурологии и исламоведении. На его работах воспитано не одно поколение отечественных арабистов различных специальностей.
Будучи эрудитом, остроумным полемистом и незаурядным рассказчиком, И.М.Фильштинский обладает ярким педагогическим талантом, его отличают тонкое чувство контакта с аудиторией, искусство управлять ею, исключительное умение увидеть в обычном индивидуальное и нестандартно представить, казалось бы, общеизвестные факты. И все это имеет самое непосредственное отношение к данной книге, ведь в ее основе — материалы авторских лекционных курсов по истории арабского мира и мусульманской теолого-философской мысли в средневековую эпоху. Причем повествование о любом историческом событии не только научно достоверно, но и отличается удивительно полиформной эмоциональной окраской.
Автор знакомит читателя с многогранной комплексной проблематикой, связанной с развитием арабо-мусульманской цивилизации на обширном временном отрезке и дает четкое адекватное представление о специфике эволюции политической системы, общественных структур и институтов средневекового арабо-мусульманского общества, начиная с падения Омейядской династии до выступления на историческую авансцену турок-османов, положивших конец Мамлюкскому султанату.
И.М. Фильштинский выступает прямым продолжателем лучших традиций российской востоковедной школы, таких корифеев нашей арабистики, как И.Ю. Крачковский, В.В. Бартольд, А.Е. Крымский. Его книга лишена идеологических штампов и ограничений, долгие годы препятствовавших свободному развитию отечественной ориенталистики. Труд этот производит сильное впечатление мощнейшим пластом привлеченного фактического материала, убедительностью авторской аргументации и широтой обобщений.
Автор воспроизводит полные драматизма коллизии противоборства различных социально-политических и религиозных течений в арабском средневековом обществе. Читатель знакомится с сотрясавшими Халифат восстаниями Абу Муслима, аль-Муканны, Бабека, с отмеченными внутренним динамизмом движениями хариджитов, карматов, исмаилитов. Под его пером люди давно минувших времен как бы оживают, обретают плоть и кровь, становясь героями всегда убедительного и небезразличного повествования.
Блестящими во всех отношениях выглядят разделы пособия, в которых освещаются сюжеты исламоведческого круга, относящиеся к излюбленным сюжетам научных изысканий И.М.Фильштинского. В их числе, в частности, выделяются филигранно отработанные разделы, раскрывающие этапы становления и сущностные характеристики первой рефлексированной формы свободомыслия в исламе — калама, идеологи которого — раннемусульманские интеллектуалы — первыми в рамках ислама сформулировали рационалистический подход к важнейшим мировоззренческим проблемам, затронутым в мусульманском “священном наследии”. Особого внимания заслуживают страницы, повествующие об истории шиизма и “соцветья” шиитских сект, ставших порождением политических обстоятельств и затем получивших детальное доктринальное оформление.
Отдавая дань социополитической истории халифата, которая прописана в пособии весьма рельефно, И.М. Фильштинский, признанный авторитет в изучении культуры арабо-мусульманской цивилизации, намеренно расширяет информационное поле за счет включения в книгу материалов по комплексу проблем, связанных с выявлением и осмыслением особенностей духовного развития арабо-мусульманского мира. Подлинным украшением работы стала глава “Арабо-мусульманская культура VIII–XV веков”, в которой на широком историческом фоне и в контексте исторического процесса рассмотрена эволюция социокультурных функций науки, философии и словесного искусства, проанализирована их теснейшая связь со всеми сферами социополитической и духовной жизни столь обширного цивилизационного массива, каковым являлся средневековый мусульманский мир.
Автор обращается к принципиально важному вопросу о многостороннем воздействии на развитие арабской светской научной и философской мысли античных и индо-иранских традиций, что, по мысли Фильштинского, вылилось на арабской почве в “одну из самых продуктивных в истории человечества попыток усвоения чужого научно-философского наследия” (с. 344). Глубокие размышления автора о специфике культурных и религиозных традиций арабского средневековья необычайно актуальны, поскольку они позволяют оценить характер и выявить перспективы острейшей, приобретшей в последнее время глобальный характер идейной борьбы на современном арабо-мусульманском Востоке.
Данная книга подводит своеобразную черту под многолетней плодотворной работой И.М. Фильштинского как ученого, суммируя результаты научных изысканий автора в области историко-культурной и социополитической эволюции арабского средневекового общества, и как вдумчивого наставника, кропотливо работающего с молодыми востоковедами.
В заключение необходимо еще раз обратиться к вопросу об адресности этой сколь увлекательной, столь и академически глубокой и фактологически выверенной книги. В аннотации к изданию говорится о том, что книга написана в жанре учебного пособия и предназначается для студентов историко-филологических и восточных факультетов университетов и педагогических институтов. Действительно, она должна стать настольной книгой для каждого студента-востоковеда. Более того, эта книга даст импульс не только способным студентам, но и самым эрудированным высококлассным специалистам.
Те отечественные историки, культурологи, религиоведы и специалисты иных гуманитарных областей, которые в дальнейшем примут участие в написании фундаментальной академической истории средневекового арабо-мусульманского общества, будут рассматривать оригинальные нестандартные идеи и трактовки автора как ориентиры в своей работе. В то же время книга И.М. Фильштинского, отличающаяся доступностью и литературной отточенностью, адресована широкой читательской аудитории, для которой она несомненно станет первым настоящим учебником — путеводителем по арабскому средневековью.
С.А. Кириллина