Р. Баумгартнер,
доктор медицины, профессор,
директор ортопедической и реабилитационной клиники
при Вестфальском Вильгельм-университете г. Мюнстер (ФРГ)
.
.
Пациенты, с которыми приходится иметь дело в ампутационной хирургии,
все чаще задают нам каверзный вопрос: почему нельзя после ампутации произвести
трансплантацию руки или ноги? Почки, сердце, легкие, печень, поджелудочная
железа успешно пересаживаются от одного человека к другому, так не пришло
ли время распространить эти методы и на конечности — ведь тем самым можно
предотвратить инвалидность пациентов. Желание вполне правомерное. Вопреки
широко бытующему мнению, самые совершенные протезы — это всего лишь примитивная
замена. Движение ножных протезов носит пассивный характер. Действия искусственной
руки тоже ограничены — она может только что-то ухватить. Кроме того, протез
лишен какой бы то ни было чувствительности.
Идея возвратить утраченный орган в полной совокупности его функций не нова. Единственным случаем такой трансплантации мы обязаны врачам-святым Козьме и Дамиану. Взяв за отправную точку чудо, совершенное этими святыми, попробуем поразмышлять об ампутационной хирургии и обсудить при этом как сугубо медицинские, так и этические вопросы. Святые Козьма и Дамиан Об их жизни до нас дошли различные легенды. Самая старая родилась в Сирии в V—VI веках. “Близнецы Козьма и Дамиан практиковали в качестве врачей в городе Эгея. Они исцеляли не только наделенных разумом людей, но и бессловесных тварей. Под действием используемых ими лекарственных средств болезни отступали, и тело вновь становилось здоровым. Впоследствии они успешно лечили как физические, так и душевные недуги. Не испытывая ни в чем нужды, братья продавали свое имущество и раздавали выручку бедным, не отказывали никому, кто просил о подаянии. Денег за свое лечение Козьма и Дамиан не брали и действовали от имени Христа. Они открыли больницу и лечили всех — людей и животных — бесплатно. Один всегда был при больнице, а другой навещал больных” [1]. Поскольку близнецы осуществляли свое умение безвозмездно, греки называли их бессребреники. Единственный раз Дамиан нарушил это правило и взял у одного пациента яйцо, чтобы отдать его больным. Козьма усмотрел в этом искушение дьявола и настоял на том, чтобы брат вымолил совершенный им грех. Неудивительно, что успешная деятельность христианских святых вызывала ненависть и зависть жрецов, которые неустанно твердили о вреде, наносимом врачами язычеству. Это было время, когда Диоклетиан преследовал христиан. По наущению Лизия, сицилийского землевладельца, братьев схватили и приговорили к смерти. Но ни огонь, ни вода, ни стрелы не могли сразить их, лишь меч достиг цели. Случилось это приблизительно в 287 г. [2] Вскоре после смерти обоим святым стали приписывать различные чудеса, которые во всех источниках, повествующих о братьях, заняли больше места, чем описания их жизни. Культ этих святых проник из Константинополя в Рим и после в Италию, Испанию, Францию и Германию. Трансплантация ноги Мы опираемся на текст инкунабулы из жизни святых, который появился в Аугсбурге в 1489 году. “Жил-был папа Римский, который любил святых Козьму и Дамиана и построил для них церковь... Один человек страдал заболеванием ноги. Лекарства не помогали. Однажды во сне ему явились оба святых. С собой у них были мазь и острые железки, они исследовали его ногу. Один сказал другому: “Где нам взять ногу, чтобы заменить эту?” Тот отвечал: “Сегодня будут хоронить черного мавра со здоровой ногой”. Первый сказал: “Принеси ее”. Он отрезал ногу мавра, приставил ее к ноге больного и обильно наложил мазь. А больную ногу положили мавру в гроб. Когда пациент проснулся, боли как не бывало. Он встал и приказал слугам принести свечи. Он повсюду рассказывал, что с ним произошло. Люди сбежались к гробу мавра и увидели отрезанную ногу. Они радовались свершившемуся чуду и с жаром благодарили Бога и святых Козьму и Дамиана”. Критически настроенный человек может возразить, что добрый папа стал жертвой обмана. Но мы знаем, что сухая гангрена со временем ведет к почернению конечности. Известно также, что когда рана зарастает, боли прекращаются и общее состояние пациента улучшается. Выздоровление оказывается окончательным и полным, когда пациент уверен, что сможет встать на ноги. В 80—90% случаев причиной ампутации является нарушение кровоснабжения в артериальных сосудах при некрозах и гангренах. Подвержены этому в основном старики. Во времена Козьмы и Домиана средняя продолжительность жизни была существенно ниже, чем сейчас, тем не менее они тоже сталкивались с такими явлениями. В неурожайные и голодные годы эпидемии, вызываемые употреблением в пищу спорыньи, приводили к эрготизму, при котором развилась гангрена и некроз. Однако сравнения на естественнонаучной основе не затрагивают сути проблемы, поскольку не учитывают, что описанный случай трансплантации конечностей полностью соответствует современным идеальным представлениям.
Реплантация При определенных благоприятных условиях уже сегодня можно реплантировать (“пришить”) отделившуюся часть конечности. Но и эта идея не нова. Духовным отцом здесь был святой Антоний. Одному кающемуся, который отрезал себе ногу, он ее восстановил [3]. Первый удачный случай реплантации в 1972 г. связан с китайской девочкой. У нее срослась нога, отрезанная по колено. Не всегда, однако, реплантация сопровождалась восстановлением чувствительности отделившихся частей. Лучше всего в этом смысле реплантируются пальцы. Неплохо приживается также палец ноги, который пересаживается к руке. |
Январь 1999 |