Журнал «Человек»
№ 5, 2003 г.

РЕЗЕРВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА:
РЕАЛЬНОСТЬ И СПЕКУЛЯЦИЯ

Посвященная этой теме конференция состоялась в Институте философии РАН в апреле 2003 г.
Организаторы конференции - Институт философии РАН, Институт человека РАН,
Российское философское общество, Центр “Идея” Юрия Горного.

Проф. Д.И. Дубровский, в своем выступлении, констатировал, что современный этап цивилизации - информационное общество - поставил множество новых проблем, в основном экзистенциального плана, и обострил старые, известные проблемы, в том числе проблему самопознания. Силы и средства, затрачиваемые человеком на познание и преобразование внешнего мира, несопоставимы с теми, которые затрачиваются на самопознание и самосовершенствование. Этот разрыв докладчик называл фундаментальной асимметрией познавательной и преобразующей деятельности человека. Вместе с тем связь уровня самопознания с уровнем познания внешнего мира неоспорима.

Цели, которые мы ставим в познании внешнего мира, наши творческие возможности, средства познания зависят от уровня самопознания. Человек изменяет окружающий мир, не отдавая себе отчета в том, зачем это нужно. Даже когда человек знает, что он творит зло, он не может остановиться и побороть свои эгоистические устремления и слабоволие. По мнению докладчика, дефицит воли, дефицит способности самосовершенствования - судьбоносная проблема нашего времени. Этот дефицит компенсируется разными способами. Один из них - активация архаических структур мифологического сознания. Отсюда интерес к “сверхъестественному”. При этом происхождение “чудесного” безразлично, важно, что эта сила якобы способна разрешить все проблемы.

В России, отмечает профессор Дубровский, сейчас наблюдается бум оккультизма, имеющий, конечно, кроме указанных антропологических, и экономические, и социальные причины. Докладчик приводит некоторые статистические данные. Сейчас в России практикуют более 450 тыс. магов, колдунов, экстрасенсов, целителей и кудесников. В московской печати ежедневно публикуется около 1000 объявлений с предложением оккультных услуг. Сложился организованный рынок услуг этого рода со всеми атрибутами, включая конкурентную борьбу, и с оборотом порядка 1,5 млрд. долл. в год. Есть не только отдельные “маги”, шаманы, но и институции: фирмы, “академии” - таких крупных структур по Москве сейчас около 100. Вся эта система имеет мощную поддержку со стороны прессы, телевидения, коррумпированных чиновников.

Проф. Дубровский полагает, что какие-то государственные структуры заинтересованы в сохранении оккультного рынка, как средства ослабления социального недовольства: оккультный рынок играет роль клапана. Вместе с тем деятельность оккультистов находит поддержку у части интеллектуальной элиты, подверженной постмодернистской моде. Докладчик констатирует, что оккультисты апеллируют для поддержания своего авторитета к науке и религии. Происходит размывание граней между наукой и лженаукой, идет спекуляция на действительных резервных возможностях человека. В этой ситуации, по убеждению проф. Дубровского, задача науки - противодействовать волне иррационализма и мракобесия.

Проф. Ф.В. Кондратьев (Государственный Центр судебной психиатрии им. Сербского) констатировал, что проблема распространения оккультизма касается здоровья человека и потому является существенным элементом национальной безопасности. Выступающий полагает, что существуют силы, заинтересованные в ослаблении России, стремящиеся разложить Россию изнутри разными путями, в том числе оккультизмом, и очерняющие тех, кто стремится эту политику разоблачить. Докладчик много раз выступал в средствах массовой информации на эту тему и в результате попал в список Комиссии по религии, составленный Хельсинкской группой для ОБСЕ. На основании этих материалов, поясняет проф. Кондратьев, Президенту США каждый год подаются доклады о положении религии в каждом государстве, и если из доклада следует, что в данном государстве нет религиозной свободы, то с разрешения Конгресса США Президент может наложить экономические санкции.

Пример вреда оккультных практик для здоровья человека - зафиксированные случаи психических расстройств, в том числе вспышек шизофрении, после посещения колдунов. Докладчик проводит различие между резервными и аномальными возможностями человека.

Резервные возможности человека нормативны, но используются при возникающей необходимости: в экстремальных ситуациях люди обнаруживают необыкновенную быстроту реакции, физическую силу и т.д. Использование резервов требует осторожности, так как их исчерпание создает риск патологии; одно из проявлений этой закономерности - посттравматический стрессовый синдром.

Аномальные способности - врожденные возможности отдельного человека, не свойственные другим людям. Такими способностями обладают, во-первых, реальные экстрасенсы, например люди с обостренной чувствительностью к запахам, обостренным слухом, чувствительностью к тепловому излучению, которая позволяет диагностировать воспалительные процессы в различных органах, поскольку воспаление сопровождается повышением температуры. Такова и идиомоторная чувствительность, которой обладал Вольф Мессинг; нужно упомянуть и об избирательных способностях к определенным математическим вычислениям. Все это врожденные способности; они не связаны с высоким интеллектом или уровнем личностного развития.

Однако, констатирует проф. Кондратьев, есть и трудно объяснимые феномены из области парапсихологии, в частности ясновидение и пророчества; особенно богата пророчествами поэзия. Докладчик ссылается на гипотезу о существовании нуль-материальных носителей информации, доступ к которым открыт лишь отдельным лицам. Проф. Кондратьев убежден: если бы не было реального ясновидения, то не было бы и шарлатанов.

Проф., академик РАО Л.П. Буева (Институт психологии РАН) полагает, что за десять лет возможности свободных публикаций не было проведено никаких серьезных исследований паранормальных способностей человека, и даже нет данных для обоснованного ответа на вопрос, существуют ли такие явления или мы имеем дело только с тягой к чуду. Антропологическая проблематика вообще не разработана: сон, смерть, возможность предсказания будущего по-прежнему остаются тайной. Проф. Буева считает, что проблема заключается в специфике современной культуры, не предлагающей альтернативные линии развития, самосовершенствования человека.
Чл.-корр. РАН, д.-р филос.наук, Б.Г. Юдин, директор Института человека, оставляя в стороне эпистемологический и психологический аспекты проблемы паранормальных способностей человека, остановился на ее социальном аспекте. Демонстрация аномальных способностей в кругу близких людей еще не социальна, но если люди собираются на публичную демонстрацию такого рода умений, это свидетельствует о направлении общественного интереса. Этот интерес под опосредованным влиянием науки обретает технологические формы: поскольку научные достижения принимают технологические формы, общество придает эти формы и “оккультной” деятельности. Технологические формы, отмечает Б.Г. Юдин, удобны для коммерческого использования; особенную выгоду можно извлечь из того, что связано со здоровьем. Стоит особо отметить роль прессы, агрессивных СМИ и т.д.

Из всего сказанного следует вывод, что деятельность оккультистов представляет серьезную опасность в общественных масштабах. Необходимы защитные механизмы, а на государство рассчитывать не приходится: у него нет возможности изменить эту ситуацию к лучшему. Оккультисты образуют объединения и сами регулируют свой рынок, но нужен и общественный контроль, и он возможен, поскольку есть финансовая составляющая.

Д-р филос. наук В.Л. Рабинович (Институт человека РАН), комментируя тему конференции, замечает, что человек проявляет свои скрытые возможности каждый день, а бывает нескрытые возможности оказываются неиспользованными. Вопрос, по мнению В.Л. Рабиновича, в том, как использовать нескрытые возможности человека, поскольку именно они способны изменить судьбу. В присущей ему яркой своеобразной манере В.Л. Рабинович утверждает, что каждую секунду человек, живущий в этом мире, испытывает мучения, и если он продолжает жить дальше, то совершает подвиг, живет героически.

Докладчик отзывается о “паранормальных способностях” с иронией: например, Джироламо Кардано, нашедшему способ решения кубического уравнения, астрологи предсказали, что он умрет в 75 лет, и предсказание оправдалось, но лишь потому, что в этом возрасте Кардано, “чтобы не посрамить астрологов”, принял яд. Именно так, заявляет докладчик, и сбываются пророчества, примерно так строятся и современные гороскопы. Главная неиспользованная возможность человека - начать делать что-то, что не связано с его существованием: таков первый мазок кисти по полотну или первое стихотворение. Просто жить крайне трудно.

Проф. Кацура утверждает: дело не в том, что существуют люди, обладающие исключительными способностями, а в том, что поле нормального человека слабо исследовано. Докладчик приводит примеры не имеющих объяснений случаев из собственного опыта и художественной литературы.

Около 8 лет назад целительница с Алтая сообщила докладчику, что одна из ее учениц получает литературные тексты от Василия Шукшина, и предъявила три рассказа Шукшина, которых у Шукшина нет. Проф. Кацура констатирует: стиль и язык - несомненно Шукшина, хотя материал в отличие от шукшинского разорван, не выстроен.

Другой пример – стихотворение Блока “Моей матери”, написанное в 1904 г.; там есть такие строки: “Нам казалось, мы кратко блуждали. Нет, мы прожили долгие жизни… Возвратились - и нас не узнали, И не встретили в милой отчизне”. В этих строчках описан эффект Эйнштейна-Ланжевена - следствие из специальной теории относительности, основы которой были изложены Эйнштейном лишь год спустя.

Еще один случай связан с предсказаниями Нострадамуса. В 1558 г. во Франции проходил турнир, устроенный королем Генрихом II. На щите Генриха был изображен золотой лев, и под конец турнира Генрих сразился с молодым графом Монтгомери, в родовом гербе которого тоже был лев. Копья были специально затуплены, задача была – ударом копья по щиту выбить противника из седла. Но случилось непредвиденное: при ударе о щит копье молодого графа переломилось, и острая сухая щепка попала в золотое забрало Генриха II и пронзила королю глаз. Той же ночью от сепсиса у Генриха возникло воспаление мозга, и он стал говорить на два голоса, как бы от лица двух разных людей. А в 1555 г. был опубликован такой катрен Нострадамуса: “Лев молодой льва старого убьет в дуэли необычной в бранном поле: сквозь золотую клетку глаз его проткнет, и тот, раздвоившись, умрет в жестокой боли”. Современная наука не может дать объяснения этим случаям.

Наука каждой эпохи, констатирует проф. Кацура, исполнена самонадеянности, ей кажется, что она все знает; но надо оставить возможности открытий и на долю будущих поколений. Сознание современного человека расщеплено: он знает точные науки, и в то же время ходит к колдунам. С точки зрения докладчика, термин “парапсихология” неудачен, поскольку означает “околопсихология”, лучше говорить “транспсихология”: всегда остается что-то интересное, непознанное. Прежде чем физика стала физикой, а химия химией, было несколько столетий алхимии - за эти 400 лет был подготовлен культурный пласт для развития науки. Может быть, предполагает проф. Кацура, нынешняя психология - то поле, где ищут путь в науку будущего, которая сложится, может быть, через 200 или 300 лет, и исследователи будущего так же удивятся нашему невежеству, как мы расцениваем знания алхимиков.

М. Булгаков предложил схему: черная магия и ее разоблачение. А другой его современник, М. Зощенко, написал рассказ, который начинается словами: “Нет, навряд ли человек произошел от обезьяны. Наверно, старик Дарвин в этом вопросе слегка заврался. Уж больно поступки человека чисто человеческие”. Гюго о своих стихах однажды сказал: “Бог диктовал, я писал”. Докладчик убежден: у каждого большого поэта можно найти такое же высказывание. Проф. Кацура высказывает гипотезу, что идеи, сны поступают к нам из двух источников: подсознания и какого-то внешнего поля.

В заключение конференции заслуженный артист России Ю. Горный показал ряд номеров, демонстрирующих резервные способности человека.

О.И. Шульман

 

VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!
Октябрь 2003