ЧЕЛОВЕК
N3, 1998
КЛОНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СУЩЕСТВ

24 февраля 1997 года президент США Б. Клинтон обратился в Национальную консультативную комиссию по биоэтике (NBAC) с просьбой подготовить для него доклад по проблеме клонирования человека.  NBAC - National Bioethics Advisory Commission - была создана по решению Президента США Б. Клинтона 26 июля 1996 года с целью "выработки предложений и рекомендаций по проблемам биоэтики, возникающим как в ходе проведения научных исследований на людях, так и в ходе практического использования результатов этих исследований". Публикуем полученные им рекомендации.

Известие из Шотландии об успешном эксперименте по клонированию, в котором использовались ядра соматических клеток и в результате получена вполне нормальная овца, заставило нас осознать, что общество снова стоит перед выбором - использовать ли и если да, то как, новую репродуктивную технологию, чьи возможности кажутся сегодня весьма могущественными. О перспективах и опасностях этого научного достижения сразу заговорили повсюду в мире, но наибольшее беспокойство и даже сопротивление вызвала возможность его использования для создания человека. Принимая во внимание такую реакцию, не следует, однако, упускать из виду научное значение сделанного для понимания процессов развития и дифференциации клеток. Требуется выработать такую политику, которая позволила бы поддержать бесчисленное множество полезных применений новой технологии, предотвратив, в то же время, наиболее сомнительные.

Негативная реакция на потенциальное использование этой технологии по большей части сводится к беспокойству о детях, о том вреде, который может быть нанесен им процедурой клонирования, и особенно о психологическом ущербе, поскольку такие дети, возможно, будут страдать от ущемленного чувства индивидуальности и личной автономии. Высказываются также опасения по поводу деградации родительских отношений и семейной жизни. И практически все согласны с тем, что существующий пока риск негативных последствий оправдывает запрещение сегодня экспериментов в этой области.

Помимо беспокойства за детей часто высказываются опасения, что широкое распространение практики клонирования путем пересадки ядер соматических клеток может открыть дорогу различного рода евгеническим проектам или побудить рассматривать человека не как личность, а как объект для манипулирования, что может привести к разрушению важных социальных ценностей. В противовес ссылаются на другие важные ценности, такие как личный выбор (особенно если это касается рождения и воспитания детей), неприкосновенность частной жизни и свобода научного поиска, в частности получения биомедицинских знаний.

Поскольку клонирование путем пересадки ядер соматических клеток для кого-то может стать единственным шансом иметь детей, ограничения здесь, по-видимому, нужны в том случае, если польза от запрета явно перевешивает ценность конфиденциальности в принятии таких в высшей степени личностных решений. Таким образом, особенно важно, чтобы политические решения в этой области выдерживали этический баланс между ценностями, которые защищает общество, и неприкосновенностью частной жизни и свободой индивидуального выбора.

Работая над своими рекомендациями, Комиссия учитывала также устоявшиеся религиозные традиции, которые достаточно часто влияют на отношение граждан к новым технологиям и даже формируют его. Религиозные позиции по вопросу о клонировании человека отличаются многообразием и посылок, и способов аргументации, и выводами. Тем не менее, иудазим, католицизм, протестантизм и ислам обсуждают ряд общих тем, таких как ответственность человека перед природой, достоинство и предназначение человека, проблемы потомства и семейной жизни. Одни религиозные деятели считают получение потомства с помощью клонирования изначально аморальным и обычно призывают к запрету подобной практики. Другие утверждают, что именно для получения потомства при определенных обстоятельствах клонирование может быть моральнооправдано, но считают, что оно должно строго регулироваться во избежание злоупотреблений. Данные рекомендации отражают взгляды Комиссии как на этические аспекты подобных экспериментов, так и на традиции, ограничивающие действия отдельных людей во имя общего блага. В настоящее время экспериментирование с названной техникой для создания потомства было бы преждевременным, поскольку оно чревато неприемлемым риском для развивающегося ребенка. Этого соображения самого по себе достаточно для оправдания запрета клонирования человеческих существ даже в тех случаях, когда его цель - осуществление фундаментального права человека на продолжение рода. Опасения более спекулятивного характера, скажем, возможность нанесения психологического вреда ребенку или влияния на моральные, религиозные и культурные ценности общества, могут считаться достаточным основанием для продления такого запрета, однако для обсуждения и оценки подобных опасений требуется время.

Комиссия считает, что все эти проблемы, без сомнения, заслуживают дальнейшего изучения и обсуждения. На сегодня вопрос о том, будет ли нашей нацией в результате общественного обсуждения разрешено или запрещено использование технологии клонирования для получения потомства, остается открытым. В этом отношении время является нашим союзником, поскольку позволит провести эксперименты на животных и собрать новые данные, чтобы оценить безопасность и эффективность применения этой процедуры на людях, а также более широко на общенациональном уровне обсудить все этические и социальные проблемы. Поэтому Комиссия пришла к выводу, что необходимо некоторое время, в течение которого не должны предприниматься попытки использовать клонирование для получения потомства.

Исходя из этих общих соображений, Комиссия формулирует следующие выводы и рекомендации.

I. Комиссия считает,

что в настоящее время любые попытки (в государствнном или частном секторе, в исследовательских лабораториях или клиниках) создать потомство путем клонирования с использованием техники пересадки ядер соматических клеток являются морально неприемлемыми. Мы пришли к согласию, опираясь на научную информацию, свидетельствующую, что пока применение этой технологии к людям небезопасно. Мы убеждены, что попытки создать ребенка с помощью этой технологии безусловно нарушают важные моральные обязательства исследователя или клинициста, поскольку связаны, судя по всему, с неприемлемым риском для плода и (или) будущего ребенка. Более того, помимо соображений безопасности существует множество других серьезных этических проблем, требующих для своего разрешения более широкого и тщательного общественного обсуждения. Поэтому Комиссия рекомендует немедленно предпринять следующие действия:
 

II. Комиссия далее рекомендует следующее:
 

III. Комиссия также пришла к следующим выводам:
 

IV. Комиссия также пришла к выводу

о наличии различных этических и религиозных взглядов и традиций в отношении многих важных моральных проблем, позникающих в связи с возможностью создания потомства с помощью метода переноса ядер соматических клеток. В связи с этим мы рекомендуем, чтобы:
 

V. Наконец, поскольку необходимы знания для того, чтобы все граждане могли принимать полноценное и информированное участие в управлении нашим сложным обществом, Комиссия рекомендует, чтобы:
 

Перевод с английского В. Игнатьева




Июнь 1998