№6, 2004 г.

© А.В. Скоробогатов

КОРОНАЦИЯ  ПАВЛА  I

А. В. Скоробогатов

Скоробогатов Андрей Валерьевич - кандидат исторических наук,
доцент кафедры теории и истории государства и права Института экономики, управления и права (г. Казань).

Характерной чертой развития России имперского периода является государственность, выступающая доминантной формой социальной интеграции и задающая единый нормативно-ценностный порядок, отражающийся в официальной идеологии. Особенности формирования мировоззрения Павла I, его увлеченность внешними проявлениями власти (сильно развившаяся после посещения Парижа в 1782 году *) придали идеологии первостепенное значение.

* Куракин А.Б. Записки: ежедневные пребывания их императорских высочеств в Париже в 1782 г. Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета. Ед. хр. 4445.
Царские и императорские коронации стали изучаться с середины XIX века. Большинство посвященных им работ носит описательный характер. Как правило, они рассматривают отдельные коронации в общем контексте коронационных торжеств, не вдаваясь в идеологический смысл церемонии *. Работы, в которых изучалась личность и царствование Павла I, касаются коронации вскользь, в связи с изданными в этот день законами **. Пожалуй, единственной попыткой рассмотреть церемонию восхождения на престол Павла I в контексте его идеологической доктрины предпринял Р.С. Уортман ***. Однако в силу недоступности автору архивных источников и редких изданий кирилловской печати, его выводы не убедительны. Коронация являлась важнейшей составной частью российской церемониальной культуры ****, формировала и одновременно торжественно заявляла новую модель власти.
Жмакин В.И. Коронации русских императоров и императриц. 1724-1856 // Русская старина. 1883. Т. 37; Воздвиженский В. Священное коронование и венчание на царство русских государей с древнейших времен и до наших дней. СПб. -М., 1896.

** Шильдер Н.К. Император Павел: Историко-биографический очерк. СПб., 1901. С. 343.

*** Wortman R.S. Scenarios of Power: Myth and Ceremony In Russian Monarchy. V. I. From Peter the Great to the Deat of Nicolas I. Princeton (N.Y), 1995.

**** Погосян E.A. Петр I - архитектор российской истории. СПб., 2001.

Павел I воспользовался трансцендентными идеями Московских книжников XV-XVII веков для обоснования своей неограниченной власти. Вслед за русскими царями и их византийскими предшественниками он хотел "все знать, все видеть, везде награждать добродетель и наказывать порок" *. Прежде всего, это стремление выразилось в желании государя подчеркнуть легитимность своей власти, ее преемственность с существующей императорской династией и с православно-самодержавной традицией. Манифест о вступлении на престол 6 ноября 1796 года ссылался на "Наш прародительский, наследственный, императорский, всероссийский Трон". Принцип наследственности перевесил принцип общественной выгоды, упомянутый лишь в последней строке - прошении к Богу о помощи в достижении "процветания Империи и благосостояния Наших верноподданных'' **.
* Терновский Ф. Религиозный характер русских государей XVIII века: Речь, произнесенная в торжественном собрании Киевской духовной Академии 28 сентября 1784 года экстраординарным профессором академии Ф. Терновским. Киев, 1874. С. 24.

** Полное собрание законов Российской империи, 1-е собр. СПб., 1830. Т.24. № 17530.

Манифест о предстоящем короновании императора Павла I был издан 18 декабря 1796 года. Церемония назначалась на апрель 1797 года, т.е. спустя всего 5 месяцев после кончины императрицы Екатерины II. В этом документе новый император апеллировал к византийско-православному обряду венчания на царство, где коронация сопровождалась миропомазанием. Включение коронации в литургический контекст должно было еще раз подчеркнуть легитимность и Богоданность его власти.
"По вступлении нашем на прародительский наш императорский престол, - объявлял император в манифесте, - мы первым долгом по читаем принесть жертву благодарения Вседержителю, владеющему царствами человеческими, и последуя с достодолжным благодарением примерам древних царей израильских, потом православных греческих императоров, також благочестивых предков наших самодержцев Всероссийских и других христианских государей, восприять новый залог благодати Господней, возложением на себя короны и священнейшим миропомазанием, пред полагая, по образу тех же греческих православных и других хри стианских владетелей, удостоить коронования и нашу любезней шую супругу Императрицу Марию Феодоровну, что с Божиею помощью в первопрестольном Нашем граде Москве в апреле наступающего 1797 совершиться имеет" *.
* Там же. №17659.
Хотя церемония коронации во многом проходила традиционно для российских императоров XVIII века, в ней были момен ты, которые можно объяснить только сплавом в мировоззрении Павла I нескольких государственных моделей *. Чтобы полностью реконструировать церемонию и восстановить ее значение в формировании идеологии Павла I, необходимо использовать весь комплекс вербальных и невербальных источников, затрагивающих это событие.
* Камер-фурьерский церемониальный журнал. Апрель-июнь 1797 года. СПб., 1897. С. 23-31.
Во-первых, поскольку церемония не полностью протекала по утвержденному плану. Синод впервые в коронационной практике издал два Чина Венчания *.
* Чин действия каким образом быть имеет Всевысочайшее Его Императорского Величества Коронование по церковному чиноположению. СПб., 1797; Чин действия каким образом совершилось Всевысочайшее Его Императорского Величества Коронование по церковному чиноположению. СПб., 1797.
Во-вторых, кроме церковной части церемониальным ведомством по указанию императора было составлено более обширное "Начертние Торжественного Обряда Высочайшего вшествия в царствующий град Москву и Священнейшего Коронования Его Императорского Величества Всепресветлейшего Государя Императора Павла Петровича, Самодержца Всероссийского", в совокупности с другими документами вошедшее в "Дело о Священнейшем Короновании Государя Императора Павла Петровича в Москве", дающее представление об обряде коронации *. Частично его материалы дополняются Камер-фурьерским церемониальным журналом 1797 г. и невербальными источниками: коронационной медалью и картиной К.Ф. Квадаля.
* Дело о священном Короновании Государя Императора Павла Петровича в Москве // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 473. On. 1, Ед.хр. 163.
1 марта 1797 г. государь выехал для коронации из Петербурга в Москву. На время отсутствия Двора специальным императорским распоряжением был приостановлен траур по Петру III и Екатерине II, который официально должен был продолжаться до 24 ноября 1797 г. * 15 марта, еще до официального въезда в Москву, Павел I остановился в Петровском дворце, построенном Екатериной II. Впоследствии здесь останавливались все российские монархи перед торжественным въездом в первопрестольную для коронации.
*  Объявление об отмене траура. Дело о священном Короновании Государя Императора Павла Петровича в Москве // РГИА. Ф. 473. On. 1. Ед. хр. 163. Л. 3.
Во время высочайшего пребывания во дворце был назначен день для принесения поздравлений. Особенно растрогала императора краткая речь митрополита Платона, в которой традиционно для последнего подчеркивалась высокая миссия российской верховной власти *. В знак признания заслуг Платона перед Россией и лично Павлом I, государь наградил его орденом Андрея Первозванного **. Этим шагом новый император впервые заявил о себе как главе церкви, с одной стороны, и поставил духовенство на один государственный уровень с иными подданными - с другой.
* Платон, митрополит. Православное учение, или Сокращенная христианская богословия, для употребления цесаревича и великаго князя Павла Петровича. М., 1765.

** Жмакин В.И. Коронации русских императоров и императриц. 1724-1856 // Русская старина. 1883. Т. 37. С. 535, Воздвиженский В. Священное коронование и венчание на царство русских государей с древнейших времен и до наших дней. СПб.; М., 1896. С. 51.

Традиционно коронационный церемониал был поводом к обновлению и украшению Москвы. Крупнейшие российские архитекторы придавали городу соответствующий событиям вид. По инициативе Павла I была предпринята попытка общей реконструкции кремлевского ансамбля. Однако ограниченность срока работ позволила только перестроить дворец (по проекту И.А. Львова). Чтобы придать зданию вид императорской резиденции, к нему в числе других пристроек был добавлен Тронный зал *.
* Сайгина Л. Москва в дни коронаций // Наше наследие. 1997. № 43, 44. С. 46.
На пути высочайшего следования, кроме существующих триумфальных арок с обновленной росписью, было построено шесть новых: на Тверской улице у Земляного города, у Тверских корот, при входе в Китай-город у Воскресенского моста, на Мясницкой улице у Китай-города и у Земляного города, у Елохова моста. Рядом со всеми воротами были назначены встречи официальных лиц *. По Тверской улице и в Кремле были установлены трибуны для зрителей. За несколько месяцев до торжественного события государь купил у графа Безбородко огромный дом против Головинского сада и назвал его Слободским дворцом. здесь Павел I предполагал провести время от торжественного пъезда в Москву до коронации, и потому дворец спешно отделывался к его приезду. К зданию по бокам пристраивались две большие деревянные залы **.
* Начертание Торжественного Обряда Высочайшего вшествия в царствующий град Москву и Священнейшего Коронования Его Императорского Величества Всепресветлейшего Государя Императора Павла Петровича Самодержца Всероссийского. Дело о священном Короновании Государя Императора Павла Петровича в Москве // РГИА. Ф. 473. Оп. 1. Ед. хр. 163. Л. 1об. -2.

** Сайгина Л. Цит. соч. С. 47.

Специально для коронации в Москву из Петербурга были доставлены все императорские регалии: большая и малая короны, скипетр, держава, далматик, государственный меч, государственная печать, государственное знамя, орден Св. Андрея Первозванного *. Часть из регалий была отреставрирована или сделана вновь.
* Начертание... Л. 17-1706.
Высочайший въезд в Москву был назначен на Вербное воскресенье, 29 марта, создавая коннотацию на вход Христа в Иерусалим. Император выступал одновременно как командир и отец народа. Первым из российских монархов он совершил церемонию верхом, а не в карете. В процессии участвовали чиновники, генералитет и придворные, одетые в официальные мундиры *. Однако, по свидетельству очевидцев, придворные чины значительно повредили блеску и великолепию церемонии. Они должны были присутствовать на церемонии верхом, между тем не умеющих ездить на лошадях было очень много. Царедворцы теряли свои ряды и производили путаницу в шествии, притом в этот день стоял большой мороз, многих приходилось буквально снимать с лошадей окоченевшими от холода **. Вход императора в город сопровождался колокольным звоном во всех церквах и пальбой из 71 пушки ***. Таким образом с самого начала в коронации соединялась государственная, военная и религиозная церемония.
* Там же. Л. 7-8 об.

** Воздвиженский В. Цит. соч. С. 51.

*** Начертание. Л. 7 об.

Венчание на царство российских монархов восходит еще к XV в., когда Иван III короновал своего внука Дмитрия, используя византийские образцы. Но поскольку к тому времени Византийская империя прекратила существование, то русские ориентировались не на реально существующую традицию, а на свое представление о ней.

Первая русская коронация, как и ее Византийский образец, была помещена в литургический контекст *, хотя и не сопровождалась помазанием миром. Начиная с восшествия на престол Федора Ивановича, миропомазание становится важнейшей частью всех коронаций. В отличие от византийского образца, русский обряд был тождественным миропомазанию, совершаемому при крещении **. По мнению современных исследователей русской культуры, коронация царя, прежде всего, помазание, буду чи помещено в литургический контекст, придает императорской власти особую харизму. После коронации царь приобретает ка чественно новый статус - отличный от статуса остальных людей. Миропомазание происходит над тем же человеком, но в но вом качестве, и это качество определяется обрядом венчания ***.

* Чин поставления на великое княжество князя Димитрия Иоанновича, внука великого князя Иоанна III Васильевича / Публ. и предисл. П. Савваитова. СПб., 1865. С. 7-12.

** Чин поставления на царство царя и великого князя Алексея Михайловича. СПб., 1882. С. 31-36.

 *** Живов В.М., Успенский Б.А. Царь и Бог: Семиотические аспекты сакрализации монарха в России // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987. С. 205-207.

В объявлении о коронации всячески подчеркивался божественный статус события:
"Всепресветлейший Вседержавнейший Великий Государь Император Павел Петрович Самодержец Всероссийский Всемилостивейше указать соизволил Высочайшему Его Императорского Величества Коронованию от святого миропомазания при помощи Всевышнего быть настоящего апреля 5 сего 1797 года и для того чрез сие объявляется дабы как духовные так и светские все Его Императорского Величества верноподданные по всегдашней своей Его Императорскому Величеству верности ко Всевышнему Богу принесли усерднейшие молитвы не токмо о благополучном совершении сего великого дела, но и чтобы он же всещедрый Бог свое божеское благоволяние на Его Императорское Величество изобильно излиял и Его Императорскому Величеству к общей всех Его Императорского Величества верноподданных радости долголетнее постоянное и счастливое государствование даровал" *.

* Начертание... Л. 11 об. -12.

Церемония коронации прошла в соответствии с представлением императора о его высокой религиозной миссии. Конкретный день церемонии Павел I назначил уже будучи в Москве *. И в манифесте о коронации, и в календаре на 1797 г. дата события не указывалась **. По-видимому, это было сделано по совету митрополита Платона, в проповедях которого постоянно подчеркивалась высокая религиозная миссия российской верховной власти.
* Там же. Л. 9.

** Полное собрание законов Российской империи, собрание 1-е. Т. 24. № 17530; Месяцеслов на лето от Рождества Христова 1797, которое есть простое, содержащее в себе 365 дней, сочиненный на знатнейшие места Российской Империи. СПб., 1796. С. 17,145.

Великая суббота, предшествовавшая коронационному дню Пасхи, была ознаменована обнесением плащаницы не кругом Кремлевских храмов, а вокруг всего Кремля - как бы одного храма Воскресения. При этом крестный ход, согласно чину венчания, был приурочен не к Пасхе, а к предстоящей коронации Павла I *. Государственные регалии, использованные при этом, воспринимались как религиозные символы - знаки освящения власти и правления императора свыше.
* Чин действия каким образом быть имеет... Коронование... Л.6.
Коронация в день Пасхи может рассматриваться как принятие долга воскрешения (т.е. долга восприемничества и душеприказчества), что раскрывает назначение Царской власти. В лице царя вся светская власть, все светское знание становится как бы орудием Бога отцов и Царя, в отцов место стоящего.

Хотя основными действующими лицами коронации были высшие иерархи православной церкви, прежде всего, новгородский митрополит Гавриил и московский митрополит Платон *. на церемонии присутствовали гражданские чиновники, генералитет и штаб-офицеры, представители дворянства и городов **.

* Чин действия каким образом совершилось... Коронование...

** Начертание... Л. 19-23 об.

Церемония традиционно проходила в Успенском соборе. В центре церкви перед алтарем был повешен балдахин, на кото ром был вышит официальный герб Российской империи: двуглавый орел, на груди щит с изображением Георгия Победоносца (герб Москвы), вокруг цепь ордена Андрея Первозванного и семь гербов важнейших российских регионов. Под балдахином стояли троны *. Вслед за Петром I Павел и Мария Федоровна во время церемонии сидели и поднимались лишь в специально оговоренных случаях.
* Начертание... Л. 13-14.
На коронации император был одет в военный мундир, со шпагой. Волосы его были напудрены и заплетены в косу. Именно в таком виде он был запечатлен на коронационной медали. На ее лицевой стороне представлен выполненный по проекту Марии Федоровны погрудный портрет Павла 1 (профилем вправо), в парике, в мундире и мантии, с Андреевской орденской лентой через правое плечо и орденом Св. Анны на шее. Эти символы должны были олицетворять приоритеты нового царствования. (В соответствии со своей политической доктриной Павел I главной заботой монарха считал создание сильной боеспособной армии.) Надпись по окружности гласила: "Б.М. ПАВЕЛ I. ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОСС". Абрис, надпись и ордена подчеркивали легитимность его правления, преемственность с властью Петра I и Петра III. На оборотной стороне на гладком фоне находился четырехконечный крест, составленный из букв "П". Этот образ ассоциируется с раннехристианской символикой, что связано с религиозными взглядами нового императора на мессианскую роль России и ее правителя. Ко дню коронации Павла Петровича были отчеканены 103 золотые медали.

По словам И. Токмакова, "... в день коронования императора Павла I соединены были три празднества: церковное, государственное и царское" *. Наиболее важные элементы церемонии (возложение короны, вручение регалий и т.д.) сопровождались колокольным звоном и пушечной пальбой. Само место коронации - Успенский собор - придавало событию сакральный характер. Еще более его подчеркивало начало действия.

* Историческое описание всех коронаций российских царей, императоров и императриц / Сост. И. Токмаков. М., 1896. С. 100.
Войдя в церковь, император совершил молитву и приложился к иконам, затем он прошел к трону. По установленному обычаю, после чтения Евангелия, нужно было возложить на государя порфиру. На этот раз было допущено весьма существенное дополнение: архиереи поднесли на подушке государю одежду древних византийских царей - далматик из малинового бархата - и помогли возложить его поверх военного мундира. По мнению Б.А. Успенского, далматик символизировал архиерейское облачение - саккос *. Одеяние означало и священный сан Павла, и его всемирные, мессианские, притязания, поскольку на иконах Христос, как царь и великий иерарх, изображался именно в далматике. Только поверх него была возложена порфира.
* Успенский Б.А. Царь и патриарх. М., 1998. С. 176.
Вслед за Петром I его правнук лично надел на себя корону, которую ему впервые в российской коронационной практике подало не священное лицо, а представитель светской власти - граф А.А. Безбородко *, хотя первоначально предполагалось, что ее подаст монарху один из архиереев **. Этот факт дополнительно подчеркивал приоритет светской власти над духовной. Затем Павел I принял поданные ему митрополитами Гавриилом и Платоном регалии, что сопровождалось благодарственной молитвой ***.
* Священное коронование русских царей и цариц. Краткий исторический очерк / Изд-е А.А. Силаева. Литогр. М., 1896. ОР БАН. Собр. тек. пост. Ед. хр. 583. С. 23-24.

** Начертание... Л. 2606. - 27.

*** Чин действия каким образом совершилось. ..Коронование... Л. 8-9.

После собственной коронации Павел I провел коронацию Марии Федоровны, создав таким образом новую традицию, которой следовали все российские монархи. Опираясь на церемонию венчания Екатерины I, Павел короновал Марию Федоровну в качестве супруги императора, а не будущей императрицы. Она встала перед ним на колени, а он, сняв с головы корону, некоторое время держал ее над головой супруги, после чего вновь надел, возложив на Марию Федоровну малую корону, орден Андрея Первозванного и мантию *.
* Там же. Л. 9 об.; Камер-фурьерский церемониальный журнал. Апрель-июнь 1797 года. С. 25-26.
Этим шагом Павел I еще раз подчеркивал легитимность своего царствования и создавал, как ему казалось, барьер для дворцовых переворотов. О большом значении для императора коронации супруги говорит и тот факт, что именно этот момент был запечатлен на картине М.Ф. Квадаля. Полотно было завершено в 1801 году и, по сообщению Санкт-Петербургских ведомостей, получило одобрение Павла I *.
* Санкт-Петербургские ведомости. 1801.15 февраля. С. 4.
Церемония коронования завершилась чтением императором молитвы, обращенной к Богу о ниспослании благодати ему лично, Российскому государству и русскому народу, миропомазанием и причастием. Миропомазание, имеющее истоки в библейских и византийских обрядах *, было трансформировано в российских условиях, исходя из идеологических потребностей рождающейся империи. В отличие от своих теоретических источников русская церемония миропомазания повторяла обряд крещения: при коронации Павла I Новгородский митрополит Гавриил помазал миром лоб, веки, ноздри, уши, грудь и руки императора **. Через таинство миропомазания монарх принимал на себя обязанности священнодействия и учительства, приобретал особую силу и мудрость для осуществления высшей власти как в государстве, так и в церкви. Получив божественную харизму, причастие Павел I принял по церковному обряду внутри алтаря ***, повторив действия Петра Великого и подтвердив свой статус главы церкви.
* Священное коронование русских царей и цариц... С. 23.

** Чин действия каким образом совершилось... Коронование... Л. 14. Речь идет непосредственно об обряде миропомазания, который в России был построен аналогично крещальному обряду, в отличие от византийского образца.

*** Там же. Л. 14 об.

По совершении чина коронования, Павел I, стоя на престоле, прочитал фамильный акт о престолонаследии. Император неожиданно выступил вперед и объявил со ступеней трона свою волю *. Указ принял несвойственную прежде России форму фамильного соглашения **. Он заключал договор мужа и жены, который Павел и Мария Федоровна составили в 1788 г., накануне отъезда Павла Петровича в действующую армию во время русско-шведской войны ***. Документ был скреплен двумя высочайшими подписями. На основании соглашения наследником провозглашался Александр Павлович. Несмотря на церковные атрибуты, закон о престолонаследии был выражен в традициях утилитаристской риторики XVIII века. Принцип наследственности не вытекал из религии или традиции, но, определяемый "естественным законом", устанавливал "спокойствие Государства,... основанное на твердом законе наследования, в котором каждый здравомыслящий уверен".
* Ни чин венчания, ни церемониал коронации не предусматривали этого.

** Нольде Б.Н. Законы основные в русском праве// Право. 1913. №9. С. 524-526.

*** Семевский М.И. Материалы к русской истории XVIII века (1788 г.) // Вести. Евр. 1867. №3. С. 299-302.

Манифест о престолонаследии узаконил "австрийскую систему" передачи власти: приоритет мужского первородства, который могла нарушить женщина-наследник только в случае отсутствия прямых наследников-мужчин. Закон требовал разрешения императора на женитьбы всех возможных наследников престола. Он также определял условия регентства в случае, если наследник не достиг совершеннолетия *, для того, чтобы не допустить повторение событий 1762 года, не позволивших Павлу взойти на престол.
* Полное собрание законов Российской империи, собрание 1 -е. Т. 24. №17910.
Затем Павел возвратился в алтарь через царские врата, положил закон в серебряный ковчег и объявил, что он останется в соборе "для сохранения в будущие времена"  *.
*  Историческое описание всех коронаций российских царей, императоров и императриц / Сост. И. Токмаков. М., 1896. С. 100; Нольде Б.Н. Законы основные в русском праве // Право. 1913. №9. С. 524-526.
Описания ковчега не приводится, но обычно они имели форму храма-города и назывались "Иерусалимами", таким образом акт о престолонаследии должен был "храниться в Иерусалиме". В истории Лабзина описывается аналогичный жест Готфрида Бульонского:
"Привел в движение все пружины политики, дабы новоприобретенному своему царству (Иерусалимскому. - А.В.) через спокойствие и устройство доставить продолжительное существование. Он собрал государственные чины, издал с ними новые законы, которые под именем грамот святого гроба хранились в церкви при гробе Господнем" *.

* Лабзин А. История ордена св. Иоанна Иерусалимского. СПб., 1799. Т. 1. С. 48.

Смысл этого ритуала в объявлении законов боговдохновенными, охраняемыми высшими силами, направленными на укрепление богоизбранного государства, отождествлении государства Павла I с Иерусалимским государством Готфрида (времен крестовых походов).

Для Петра Великого и его преемников регалии были выражением западного характера их власти и богатства, а, следовательно, прогресса российского государства. Для Павла I физические объекты заключали священную сущность монархии, требующую беспрекословного повиновения власти его наследников. В этом смысле он вернулся к прежней, распространенной в эпоху Московской Руси, вере в регалии как символы харизмы династии.

По словам М.Ф. Флоринского, закон о престолонаследии явился удачным ответом царя на требования времени *. Отныне перед самодержавием открывались широкие перспективы культивирования монархических идеалов в общественном сознании. поскольку их влияние во многом вытекало из традиционного патерналистского взгляда на царя как "отца" своих подданных. Такому представлению отвечала в первую очередь фигура монарха, получившего власть "в силу закона и рождения", никому не обязанного "своим возвышением, кроме Бога".

* Флоринский М.Ф. Российская государственность на рубеже XVIII-XIX веков // История России: народ и власть. СПб., 1997. С. 371.
После Манифеста о престолонаследии император объявил Учреждение об Императорской Фамилии *, являвшееся логичным продолжением предыдущего закона. Учреждение сделало необходимым условием сохранения российского самодержавия связь между благополучием императорской семьи и благосостоянием государства. В качестве одной из основ "процветания государства" было установлено "увеличение фамилии Монарха". Россия уже получила благословение свыше, "видя, что наследие Трона надежно заключено в Нашей Семье, да даст Ей Всевышний вечно продолжаться". Учреждение определяло поместья и доходы, причитающиеся членам императорской семьи, их титулы и права наследования. Одновременно был создан Департамент Уделов, чтобы вести дела с поместьями и доходами.
* Полное собрание законов Российской империи, собрание 1-е. Т. 24. № 17906.
В числе указов, изданных Павлом I в день коронации, было "Установление для орденов российских". Подобно тому, как рыцарские ордена имели свои капитулы и имения, император, установив единый российский Орден, разделенный на четыре части (ордена Св. Андрея, Екатерины, Александра Невского и Анны), назначил в пользу кавалеров казенные экономические деревни для составления из них командорств. На эти цели было выделено 500 тыс. душ. По мере увеличения орденских капиталов предполагалось увеличивать и командорства, которые были расписаны на 4 класса, сообразно орденам. В соответствии с рыцарской традицией в каждом классе имелась определенная пропорция кавалеров из духовных особ. Они, получив командорства, не могли управлять ими, а пользовались только доходами. Светские лица имели право управлять командорствами на правах помещиков. Командорские имения находились только во временном владении. Как только командор покидал свой класс, имение передавалось другому *.
* Там же. №17908, 17945,18706; Установление для Орденов Российских. СПб., 1797.
Возвышенная риторика начальных фраз документа напоминает о славе рыцарской традиции, но при этом Павел I смешивал средневековое значение рыцарских орденов с их поздней функцией награды за службу абсолютному монарху. Ордена должны были превратить службу дворянина государству в христианскую службу императору как первосвященнику и монарху. Вскоре после коронации Установление было доработано и снабжено рисунками не только самих орденов, но и орденской формы в соответствии с внутренней иерархией *.
* Рукописный оригинал "Установления для Орденов Российских" с цветными рисунками в настоящее время хранится в Оружейной палате Московского Кремля; на его основе был опубликован печатный вариант с черно-белыми гравюрами.
В Установлении были даны точные предписания для торжественных орденских актов, правила ношения одежды, медалей и лент, праздничные дни отдельных орденов. Кроме того, император ввел праздник для всех ветвей нового ордена - 8 ноября, день Архангела Михаила *. Архангел обычно назывался традиционным для православия словом "Святой Архистратиг Михаил". Архангел, небесный предводитель Церкви Торжествующей, покровитель Российского государства стал основным символом возвышенной миссии Павла **. Установление указывало, что орденский акт в этот день должен будет происходить в церкви Архангела Михаила в будущем Михайловском замке ***. Таким образом, рыцари Российского ордена заняли свое место в Церкви Воинствующей и вступили в битву за всеобщее спасение.
* Установление для Орденов Российских. [Л. 7].

** Посвящение ордена Архангелу Михаилу легенда объясняет видением его караульному солдату в ночь перед восхождением Павла I на престол / Шумигорский Е.С. Император Павел I. Жизнь и царствование. СПб., 1906. С. 200.

*** Установление для Орденов Российских. Л. 7 об.

Идеи единого порядка, уравнения сословий, личного контакта царя и подданного, отмена смертной казни - связаны с установлением военно-монашеского (регулярного, христианского и коллективного, основанного на общественных связях) государства. Как истинный "отец Отечества" император решил ознаменовать начало своего правления щедрыми подарками подданным. 672 человека получили чины, ордена, денежные и крестьянские пожалования *.
* Камер-фурьерский церемониальный журнал. Апрель-июнь 1797 года. Прил. С. 52-56.
Как религиозный глава Павел I в день коронации издал ма-аифест, запрещающий помещикам заставлять крестьян работать в воскресенье. Манифест, прочитанный в Грановитой палате перед коронационным пиром, объявлял, что Писание велит посвятить седьмой день Богу, и Павел I считает своим долгом укрепить "точное и неизменное исполнение этого закона". Остальные шесть дней он рекомендовал разделить поровну между барщиной и крестьянской работой на своем поле *. Император допытался вмешаться в устаревшие, с его точки зрения, отношения между помещиками и крестьянами. Он считал, что бесконтрольная эксплуатация крестьянства наносит вред государству. Ни в коей мере не посягая на крепостное право, Павел I полагал, что отношения двух основных сословий нуждаются в дополнительной регламентации со стороны императорской власти **. Поэтому он решил пожертвовать частью во имя спасения целого.
* Полное собрание законов Российской империи, собрание 1-е. Т. 24. № 17909. (О смысле указа см.: Клочков М.В. Очерки правительственной деятельности времени Павла I. Пг., 1916. С. 528-569: Окунь С.Б., Паина Э.С. Указ от 5 апреля 1797 г. и его эволюция // Исследования по отечественному источниковедению. М., 1964. С. 283-299.

** Скоробогатов А.В. Образ идеального государства в политической доктрине Павла Первого. Философский век. СПб., 2000. Альманах 12: Российская утопия: От идеального государства к совершенному обществу // Материалы Третьей Международной Летней школы по истории идей. 9-30 июля 2000 г. Санкт-Петербург/ Отв. ред. Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. СПб., 2000. С. 60-73.

Церемония коронации не ограничивалась собственно коронационными действиями. По окончании венчания на царство последовало шествие в Архангельский собор, где император приложился к мощам царевича Дмитрия *. В следующую после коронации неделю Павел I в Грановитой палате принимал поздравления высшего чиновничества (особы первых четырех классов), генералитета, иностранных послов, офицерства, представителей дворянства и казачества. Только по окончании всех аудиенций церемония коронации завершилась, и император переехал из Кремлевского дворца в Московскую резиденцию - Слободской дворец **.
* Начертание... Л. 31-33 об.

** Там же. Л. 38 об. -49.

Таким образом, церемония коронации Павла I, отразив официальную идеологию, представила образ и модель власти, которая наведет порядок в государстве. Император выступал как носитель этого порядка и стабильности, воплощение дисциплины. По его мнению, России и ее верховной власти была предназначена мессианская роль. Свою задачу Павел I видел в воплощении этой роли в жизнь.

 


Публикуется при любезном содействии редакции журнала "Человек"


Март, 2004 г.