Журнал «Человек»

№6, 2002 г.


© Т.Б. Дмитриева, Б.С. Положий

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РОССИЯН

Т.Б. Дмитриева, Б.С. Положий

Дмитриева Татьяна Борисовна - доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН,
директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского
Министерства здравоохранения РФ.
Положий Борис Сергеевич - доктор медицинских наук, профессор,
руководитель отдела экологических и социальных проблем психического здоровья того же центра.

 

Психическое здоровье - понятие, конечно же, условное, выделяющее лишь одну из составляющих здоровья человека, и может быть разделено на индивидуальное и общественное.

По нашему мнению, индивидуальное психическое здоровье - это такое состояние психики индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности и оптимальное выполнение социальных функций, адекватных общечеловеческим ценностям и этнокультурным особенностям той группы, к которой принадлежит индивид.

Оценка индивидуального психического здоровья непременно должна учитывать неповторимость и уникальность каждой конкретной личности и ее самоидентичность. Здесь важно выделить два момента. Первый - способность здорового человека развиваться, совершенствоваться. Видный немецкий психиатр и психоаналитик Г. Аммон писал: "Психическое здоровье надо понимать не просто как статически хорошее самочувствие, а как динамически развивающееся событие. Быть психически здоровым - значит быть способным к развитию" *. И второй - способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

* Ammon G. Handbuch der dynamischen Psychiatric. Munchen, 1982. Bd. 2.
Таким образом, индивидуальное психическое здоровье - более широкое понятие, нежели просто отсутствие у человека признаков психического расстройства или дефекта.

Под термином общественное психическое здоровье подразумевается уровень психического здоровья популяции, т.е. распространенность в ней психических заболеваний, алкоголизма и наркомании, умственной отсталости, различных форм деструктивного поведения (в том числе суицидального и агрессивного), соотношение между психически здоровыми и больными людьми.

Общественное психическое здоровье является интеллектуальным и нравственным потенциалом общества, важнейшей предпосылкой его стабильности, благополучия и прогресса. А зависит оно, в первую очередь, от социальных условий жизни людей. Любое общество со временем приобретает некоторые общие черты, позволяющие судить о его психическом здоровье.

Как сказал когда-то Ф. Ницше: "Безумие редко поражает отдельных индивидов, зато правит целыми группами, нациями и эпохами" *. В этом же смысле использовал термин "дух времени" В. Франкл, понимая под ним влияние социальных условий, конкретного исторического периода на состояние общественного психического здоровья, характер и частоту его нарушений **. В зависимости от социальной ситуации общество либо способствует, либо препятствует здоровому развитию человека, что, в конечном счете, отражается на уровне общественного психического здоровья.

* Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М., 1990.

** Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Сложный и еще далеко не завершившийся период политических, социальных и экономических реформ в России предоставил возможность для изучения подобных взаимосвязей в условиях своего рода "естественного эксперимента". Радикальные, крупномасштабные перемены в стране в последнее десятилетие XX века не могли не оказать влияние на состояние психического здоровья ее жителей. Сегодня уже можно проанализировать его динамику за эти годы, разобраться в причинах и следствиях происшедших изменений, наметить пути повышения уровня общественного психического здоровья.

Выделим три периода реформ.

Первый (1991-1995), время коренной ломки социально-политической и экономической систем страны, острого социально-экономического кризиса.

Второй (1996-1999) - период сложного и болезненного процесса становления новых общественных и экономических отношений, социальной нестабильности, "пробуксовывания" реформ и разочарования в них значительной части населения.

Третий (с 2000 года) - появление первых признаков социальной стабильности.

В первый период снизились все основные показатели общественного психического здоровья. По данным Министерства здравоохранения РФ, в 1991-1995 годах общая заболеваемость психическими расстройствами увеличилась с 259 до 320 случаев на 100 000 человек, т.е. на 23,6%. При этом наиболее резко (на 35%) увеличилась заболеваемость непсихотическими формами (невротические, связанные со стрессом, соматоформные, личностные расстройства), которые в наибольшей степени связаны с социальными причинами. Учитывая же традиционно низкое выявление психиатрическими службами больных с этими видами патологии, реальное число заболевших было многократно выше и достигало, по данным специальных клинико-эпидемиологичес-ких исследований, 250-300 на 1000 человек *.

* Дмитриева Т.Б., Положий Б.С. Социальная психиатрия: современные представления и перспективы развития // Обозр. психиатр, и мед. пси-хол. им. В.М. Бехтерева. 1994. №2. С. 39-49; Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. Ростов-на-Дону,1996.С.112.
В этот период в структуре психической патологии появились расстройства, обусловленные социальным стрессом. Согласно действующей Международной классификации психических и поведенческих расстройств, в эту группу входят острая реакция на стресс, посттравматическое стрессовое расстройство и расстройство адаптации, т.е. клинические формы, которые ранее либо вообще не диагностировались (посттравматическое расстройство), либо диагностировались крайне редко и вне связи с социальными условиями (расстройство адаптации).

Cущественно увеличилось число наркологических больных,  чтo иполне объяснимо - для россиян традиционен уход от жизненных трудностей с помощью психоактивных веществ и, в первую очередь, алкоголя. По данным Министерства здравоохранения РФ, заболеваемость алкоголизмом в 1991-1995 годах возросла на 57,5%, алкогольными психозами в 4,6 раза, наркоманиями в 4 раза. Истинное число таких больных на самом деле неизвестно, так как очень много пациентов остается вне поля зрения наркологов и психиатров государственных лечебных учреждений.

Трудности этого периода сказались и на больных с психотическими формами патологии: вырос выход на инвалидность (на 12%), и особенно первичный выход на инвалидность (на 48%), чтоo связано с утяжелением хронических психотических заболеваний, в частности шизофрении, а также с ростом заболеваемости умственной отсталостью, которая достигла за эти годы 22,4% *. Участились и стали тяжелее общественно опасные действия, совершенные психически больными людьми. В 1995 году на первое место по частоте среди них впервые вышли насильственные деяния против личности (убийства, нанесение тяжких телесных повреждений и т.п.), составившие 37,1% всех случаев. По сравнению с 1990 годом их удельный вес увеличился в 2,8 раза **.

Казаковцев Б.А. Состояние и перспективы развития психиатрической помощи в России // Материалы Международной конференции психиатров. М., 1998. С. 15-22.

** Положая З.Б. Клинико-эпидемиологическая характеристика психически больных, совершивших общественно опасные действия в разные периоды развития общества. Канд. дисс. М., 1999.

Таким образом, в первый период социально-экономического реформирования общества произошло резкое снижение уровня психического здоровья населения. Объяснить это можно несколькими причинами.

Первая - стресс социальных изменений, воздействие которого испытало на себе подавляющее большинство людей в стране. Под стрессом социальных изменений, по определению Всемирной организации здравоохранения, понимается дистресс, связанный с радикальными и крупномасштабными переменами в жизни общества, способными вызывать дезадаптацию отдельных яюдей, определенных социальных групп и даже общества в цепом ("социальная дезорганизация общества"). Дезадаптация проявляется чувствами социальной отверженности и несправедливости, чуждости новым социальным нормам, культуре и системе ценностей, осознанием собственной беспомощности и изолированности. Радикальные и стремительные преобразования в России, сопровождавшиеся крушением существовавшей долгие годы общественно-политической системы и распадом государства, потребовали быстрой смены ценностных ориентаций и жизненных стереотипов. Без сомнения, это был стресс социальных изменений, который привел к развитию у многих людей тех или иных форм психической патологии.

Вторая причина в психологической неготовности к столь радикальным изменениям. У большинства людей за предшествовавшие годы сформировалось тоталитарное сознание - внутренняя зависимость от власти, социальная пассивность, иждивенчество, безинициативность, отсутствие навыков самостоятельной деятепьности в новых условиях. Вот как о человеке советской эпохи говорит один из персонажей Л. Улицкой, генетик по профессии:

"Поскольку эволюция вида направлена на выживание, мы вправе поставить вопрос: какие качества давали индивиду больше шансов на выживание?

Ум? Талант? Честь? Чувство собственного достоинства? Моральная твердость? -  Нет!

Все эти качества выживанию препятствовали. Их носители либо покинули страну, либо планомерно уничтожались. А какие качества выживанию способствовали?

Осторожность. Скрытность. Способность к лицемерию. Моральная гибкость. Отсутствие чувства собственного достоинства.

Вот итог социальной эволюции в СССР в XX веке" *.

* Улицкая Л. Путешествие в седьмую сторону света // Новый мир. 2000. № 8-9.
Стремительная демократизация общества стала для советских людей сильнейшим психологическим потрясением, при этом основной стрессовый фактор - неожиданно пришедшая свобода. У обезличенного человека с утраченным чувством "Я" и тоталитарным сознанием свобода вызывает острые чувства беспомощности, одиночества, тревоги, неизвестности, что способствует развитию психической дезадаптации, достигающей в ряде случаев клинического уровня.

Третья причина ухудшения общественного психического здоровья - последствия социально-экономического кризиса, который не только резко ухудшил материальное положение больных, но и существенно снизил терапевтические и реабилитационные возможности психиатрических служб. Отсутствие средств на современные лекарственные препараты, на питание больных, распад системы социально-трудовой реабилитации, закрытие лечебно-трудовых мастерских, спеццехов, общежитий и других реабилитационных структур негативно отразились на качестве жизни пациентов, особенно с хроническими формами патологии.

Во время второго периода реформ показатели общественного психического здоровья продолжали снижаться, хотя и менее интенсивно, чем в начале 90-х годов. В частности, общая заболеваемость психическими расстройствами увеличилась за эти годы еще на 17,3% (по сравнению с 1995 годом) и достигла 375,4 случаев на 100 000 населения. Это коснулось практически всех форм психической и наркологической патологии, а также инвалидности вследствие психических заболеваний.

Почему же ситуация продолжала ухудшаться, ведь во второй половине 90-х годов социальные перемены большинством населения уже не воспринимались с такой остротой? Более того, люди постепенно адаптировались к новым условиям жизни, вырабатывали адекватные формы поведения и отношения к действительности. Стресс социальных изменений как психотравмирующий фактор практически ушел из жизни общества. Однако на смену ему пришли другие факторы социального неблагополучия, отражавшие сложную ситуацию в стране. Это социальная незащищенность, резкое ухудшение материального положения, потеря работы, угроза безработицы или вынужденной смены профессии, необходимость смены ценностных установок и ориентиров, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, страх за будущее свое и своих близких, неудовлетворенность ходом реформ и неверие в их успех, обострение криминальной ситуации к стране, нарастающее материальное и социальное расслоение общества.

Все эти факторы, связанные с трудностями и ошибками в проведении реформ, систематически обостряющейся политической напряженностью, отсутствием видимых сдвигов в лучшую сторону, стали причиной хронического стресса, способствующего ухудшению здоровья как отдельных индивидов, так и общества в целом. Кроме того, экономическое и материальное неблагополучие здравоохранения по-прежнему не позволяло улучшить психиатрическую помощь населению - лечение, и, особенно, реабилитацию больных. В частности, большинство пациентов, ранее трудившихся в индивидуально созданных условиях, утратив такую возможность, вынужденно вышли на инвалидность.

В результате к 2000 году показатели психического здоровья населения страны выглядели следующим образом: общее число учтенных больных психическими (без наркологических) расстройствами достигло 3,95 млн. человек. Количество впервые заболевших психическими расстройствами выросло за эти годы на 44,9%, в том числе пограничными психическими расстройствами - на 45,7%, умственной отсталостью - на 37,8%, шизофренией - на 25,5%. К началу 2000 года инвалидность составила 588,2 на 100 000 населения (рост на 41%), а первичная инвалидность - 38,4 на 100 000 (рост на 53,6%). Что касается наркологии, то заболеваемость алкоголизмом выросла, по сравнению с 1991 годом, на 37,7%, а наркоманиями в 10,7 раза.

Переходя к третьему периоду, отметим еще раз появление в это время первых признаков экономической и социальной стабильности, что должно было положительно сказаться на состоянии общественного психического здоровья. Так, по данным А.А. Чуркина и Н.А. Твороговой, в 2000 году впервые за последнее десятилетие прекратился рост показателей общей и первичной инвалидности вследствие психических заболеваний. Зарегистрировано даже их некоторое снижение, выросло число работающих больных-инвалидов (на 10,4%) *

* Чуркин А.А., Творогова Н.А. Динамика распространенности психических расстройств в Российской Федерации за период 1991-2000 гг. // Материалы научной конференции, посвященной 80-летию ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. М., 2001. С. 37-42.
Тесную связь психического здоровья людей с социальной ситуацией весьма показательно характеризует частота самоубийств. Э. Фромм расценивал частоту суицидов как наиболее объективный индикатор социального неблагополучия в обществе *.
* Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995. С. 275.
В 1990 году (год перед реформами) в стране было зафиксировано 26,4 самоубийств на 100 000 населения, что немного превышало уровень, называемый в документах ВОЗ "критическим" (20 на 100 000). В 1991 году резко, в 1,5 раза, выросло число суицидов - до 40,1 случая на 100 000. В следующем 1992 году эта частота несколько снизилась, но уже в 1993 году начался новый подъем, достигший максимума к 1994-1995 годам (42 на 100000). Затем частота самоубийств постепенно снижается, возвращаясь в 1999 году к относительно благополучному уровню 1990 года (26,4 на 100 000), а потом вновь повышается до 39,6 на 100 000 в 2001 году.

Такая динамика, на наш взгляд, связана с теми же событиями, которые вызвали ухудшение психического здоровья жителей страны. Стремительное начало реформ, смена общественно-экономической формации, крушение политического режима и распад Советского Союза, резкое ухудшение материального положения людей - все это факторы мощного стресса для значительной части населения.

В 1992-1993 годах острота перемен снижается, что сразу позитивно отражается на уровне самоубийств. Однако неудовлетворительный ход реформ, отсутствие реальных улучшений, разочарование в происходящих переменах вызывают новый его подъем. В 1996-1998 годах частота самоубийств существенно не меняется, а в 1999 году несколько снижается, так как у людей появляются новые надежды.

Затем происходит новый подъем частоты суицидов, хотя ситуация в последние два года начинает постепенно стабилизироваться. Как это ни парадоксально, но не исключено, что этот рост можно связать именно с социальной стабилизацией. На первый план в формировании суицидального поведения стали выходить не макросоциальные (как в 90-х годах), а более традиционные для самоубийств микросоциальные факторы, отражающие неблагополучие в области межличностных отношений в семье, на производстве, иных группах микросоциума, как бы принявшие "эстафетную палочку" от факторов социальной макросреды.

* * *

В последние годы все большее понимание находит необходимость привлечения в традиционные психиатрические концепции так называемого культурного измерения, иначе говоря, использование этнических и культурологических подходов к изучению психического здоровья и его нарушений. Говорится даже, что уже в ближайшей перспективе подобные подходы станут "краеугольным камнем" психиатрии *.
* FavazzaA.R., Oman M. Overview: Foundations of Cultural Psychiatry // Amer. J. Psychiat. 1978. №3. P. 293-303.
К факторам этнокультуры, влияющим на психическое здоровье, относятся исторические особенности существования нации, доминирующие в ней религиозные убеждения, система отношений в семье, подходы к воспитанию детей, национальные обычаи, традиции, ритуалы, ценностные ориентации, представления о нормативности тех или иных форм поведения. Именно эти факторы в значительной степени определяют коллективную психологию и уровень психического здоровья каждого народа. Они влияют на возникновение, структуру и клиническое течение психических расстройств и требуют непременного учета в психиатрической практике: "Можно легко поставить диагноз перелома бедра, не зная национальности пациента. Однако поставить диагноз какого бы то ни было психического расстройства, не зная национальной принадлежности больного, было бы большой неосторожностью и, скорее всего, ошибкой".

Иллюстрацией этого тезиса может служить феномен шаманизма. Ортодоксально и этноцентрически мыслящий психиатр, скорее всего, расценит камлание шамана как психопатологическое состояние, обнаружив в нем признаки истерического расстройства сознания с психомоторным возбуждением, галлюцинациями, стереотипиями. Такая точка зрения поддерживалась и сейчас поддерживается многими учеными-медиками.

Вместе с тем, в научной литературе существует и противоположное мнение. Например, X. Кальвайт считает, что шаманы были самыми первыми "создателями" знания, а их методы целения займут достойное место в медицине будущего *. Мы не имеем достаточных оснований, чтобы категорически поддержать ту или иную точку зрения на природу шаманизма. Однако понимание шаманского врачевания как архаической формы психотерапии (и весьма действенной у восточных народов) представляется вполне уместным.

* Кальвайт X. Шаманы, целители, знахари. Древнейшие учения, дарованные самой жизнью. M., 1998.
Важность этнокультурных подходов к оценке психического здоровья особенно ярко проявляется при сравнении культур Запада и Востока. Не будем касаться всего множества аспектов (философских, социальных, политических, религиозных и т.д.) этой фундаментальной проблемы. Остановимся лишь кратко на тех, которые имеют непосредственное отношение к медицине в целом и к психическому здоровью в частности.

Отношение к больному. На Западе считается, что нездоровому человеку нужен покой, его не надо тревожить частыми посещениями. На Востоке, напротив, больной становится центром всеобщего внимания, подле него должны постоянно присутствовать родственники и друзья. Есть выражение, что больной - это "кровать в центре гостиной".

Отношение к алкоголю. На Западе оно достаточно лояльно, алкоголь давно и прочно вошел в быт и культуру. Даже религиозные заповеди не запрещают его употребление. Совершенно иное отношение на Востоке - на алкоголь наложен запрет, особенно строго закрепленный в исламе. В отношении наркотиков ситуация прямо противоположная: осуждение, запрет, социальный остракизм в западной культуре и лояльность - в восточной.

Шизофрения. На Западе налицо отчуждение родственников и знакомых от больного. Все основные заботы перекладываются на медиков. На Востоке больного шизофренией стараются как можно дольше оставить в семье, госпитализация происходит лишь в исключительных ситуациях. Родственники и знакомые считают своим долгом усилить эмоциональную поддержку заболевшего, который становится центром внимания.

Социальные причины депрессий. В западных странах такими причинами чаще всего становятся недостаток контактов и душевного тепла, социальная депривация, одиночество. На Востоке, напротив, в качестве причины преобладает чрезмерная обремененность социальными обязанностями и узами.

Реакция горя. В западной культуре доминируют ее аутично-депрессивные формы, в восточной - ажитированные и демонстративно-экспрессивные.

Причины психических расстройств. Если на Западе принято искать их в самом себе, в частности, связывая заболевание с неправильным образом жизни, то на Востоке поиск причин заболевания направлен вовне и имеет религиозное (ниспосланное Богом наказание) либо мистическое толкование.

Таким образом, любые психические расстройства следует рассматривать с учетом особенностей того общества, той культуры, где они встречаются. Более того, оценка здоровья и психических расстройств у одного и того же народа менялась в разные периоды его существования.

Например, во времена средневековья, наполненного мистическими воззрениями и суевериями, убеждение людей в реальности существования ведьм, колдовства, нечистой силы и т.п. в подавляющем большинстве случаев вовсе не было признаком психического заболевания. Однако в начале XXI века такие представления, как правило, есть проявление психического расстройства. Аутичного монаха-схимника в России XVIII века по меньшей мере несерьезно считать больным с шизофреническим дефектом. В наше время такой диагноз (естественно при наличии прочих клинических признаков) будет значительно более обоснованным. Отсюда второй важный вывод: оценка психических расстройств в рамках одной и той же культуры должна проводиться с учетом конкретного исторического времени.

Особая значимость этнокультурных подходов к изучению психического здоровья населения России обусловлена его многонациональной структурой. Страну населяют более 150 народов, которые представляют 7 этнолингвистических семей и 19 этнических групп. Крупнейшие из них: славянская (125,5 млн. человек), тюркская (около 12 млн.) и финно-угорская (3,2 млн.) группы. Доля нерусского населения составляет около 20%, что также необходимо учитывать при оценке общественного психического здоровья и разработке государственных программ его охраны и укрепления.

В Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского разработана и выполняется долгосрочная научная программа "Психическое здоровье народов России". Полученные результаты позволяют говорить о специфических особенностях распространения и формирования психических расстройств, их структуры, характера клинических проявлений, течения и прогноза в различных этнических группах населения страны.

В качестве примера можно привести такой факт. У некоторых малочисленных народов Севера практически не бывает невротических расстройств, поскольку отсутствует основной психологический субстрат - чувство тревоги. В их языках нет даже слов, обозначающих это понятие. Другой пример: низкий удельный вес расстройств личности (психопатий) в клинической структуре психопатологии у бурят, калмыков, у ряда народов Северного Кавказа. Здесь причина иная: на самом деле такие расстройства есть, но они практически не регистрируются психиатрическими службами. Больные просто не попадают в поле зрения врачей из-за иных представлений о нормах поведения, существующих в этих этносах.

Особенно показательны данные о различиях в частоте самоубийств, которые, в сущности, являются не только крайней степенью психической дезадаптации человека в условиях социального неблагополучия, но и, в определенной степени, феноменом культуры.

В наших исследованиях удалось подтвердить уже существовавшее представление о повышенной суицидальной активности финно-угорских народов: удмуртов, коми, мордвы, марийцев, карелов и еще нескольких менее многочисленных этносов. Сравнительный анализ частоты самоубийств в финно-угорской и славянской субпопуляциях республик Коми и Удмуртии показал, что их число у коренного (финно-угорского) населения в 2-3 раза выше, чем у проживающих там же славян. Причем их количество в 1,5 раза выше, чем в среднем по России, и достигает "запредельного", по критериям ВОЗ, уровня.

Причины такого положения дел, с нашей точки зрения, следует искать именно в гуманитарной, социокультурной плоскости. Исследования выявили ряд факторов, способствующих повышенной суицидальной активности финно-угров.

Первый - религиозная мораль. Славяне, более тысячи лет живущие в православии, которое расценивает самоубийство как тяжкий грех, относятся к нему как к отклонению от нормы и всячески осуждают. В культуру финно-угорских народов христианство вошло лишь 350 лет назад, причем в значительной степени принудительно, поэтому ограничения христианской морали у них практически отсутствуют.

Более того, по их национальным (фактически языческим) представлениям самоубийство - мужественный и достойный выход из сложной ситуации. В финно-угорских этносах распространено поверье о том, что веревка повешенного приносит счастье. По сей день в сельской местности принято разрезать эту веревку на части и раздавать родственникам самоубийцы. Национальной традицией является и весьма своеобразная месть человеку, нанесшему тяжкое оскорбление. Она заключается в том, что обиженный совершает самоубийство на территории, принадлежащей обидчику (например, в его сарае). Такой поступок расценивается как вполне нормативный.

Третья особенность - антиципационная несостоятельность. Антиципация - это способность строить вероятностный прогноз развития событий, базируясь на прошлом опыте. Финно-угорская культура накладывает табу на разновариантное прогнозирование жизни, диктуя необходимость предвосхищения лишь позитивных событий. В итоге несовпадение личностного прогноза с реальным течением жизни превращает сложные проблемы в нсихотравмирующие и даже суицидогенные.

Еще один фактор - утрата традиционных культурных корней вследствие насильственного внедрения чуждых для финно-угров нашей страны нравственных ценностей, устоев и форм поведения, не соответствующих историческим традициям жизнедеятельности, подавления чувства национального самосознания. Все это снизило психологическую устойчивость людей, привело к развитию аномальных форм поведения, в том числе и суицидального. В последнее десятилетие к этому добавились и трудности социально-экономического реформирования общества.

* * *

Еще одним важным аспектом психического здоровья является его непосредственная связь с духовным здоровьем.

Духовное здоровье людей определяется в философских понятиях, религиозных символах, произведениях искусства и представляет собой нематериальную основу существования человечества, успешность его развития, сохранения и приумножения высших человеческих ценностей. По мнению некоторых культурологов, духовный архетип человечества можно представить как пирамиду, с основой в виде равностороннего треугольника, в углах которого Истина, Добро и Красота, а вершина -- высшее, объединяющее их начало Любовь *.

* Нижников C.A. Духовное познание // Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб., 1998. Т. 1. С. 181-183.
Наверное, не требуется доказывать, что духовное и психическое здоровье неразрывно связаны между собой, причем второе - своего рода фундамент, на котором взрастает духовное здоровье как отдельного индивида, так и общества в целом. Не добившись соответствующего уровня общественного психического здоровья, трудно рассчитывать на построение общества с высоким уровнем духовного здоровья.

Реалиями сегодняшнего дня стали бездуховность, культурная и эстетическая неразборчивость, пошлость. Страну захлестнул поток низкопробных фильмов и прочей псевдокультурной продукции, исповедующей агрессию, жестокость, насилие, сексуальные перверзии и, кажется, вообще все возможные пороки человечества. Деятельность многих отечественных средств массовой информации ориентирована на примитивного, имеющего лишь материальные интересы потребителя и фактически формирующая такового.

Примеров тому несть числа, они всем известны. Мы позволим себе привести лишь один, близкий нашей профессии.

Как известно, в последние годы Россия переживает настоящий бум оккультизма и мистики, сопровождающийся появлением в стране бесчисленного множества "целителей", колдунов, гадалок, экстрасенсов, ясновидящих и прочих шарлатанов, прикрывающих свою, фактически преступную, деятельность гарантиями прав и свобод, в том числе и религиозных. Произошел своего рода "десант средневековья в конец XX века". Этому социально опасному явлению в немалой степени способствуют отсутствие контроля со стороны властей и беспринципная и циничная реклама.

В результате появилось множество больных с психическими расстройствами, в основе которых так называемое магическое мышление. Клинически такое расстройство характеризуется доминированием в мышлении сверхценных идей мистического содержания, противоречащих современным научным представлениям и не свойственных родной культуре пациентов.

Лица, страдающие подобными расстройствами, "уходят" от реальности в искусственный мир мистических представлений и переживаний. Собственная психологическая слабость вкупе с магическим мышлением обусловливают их потребность в некосм человеке-символе, которому они полностью и слепо подчиняются. Это зачастую приводит пациентов в те или иные тоталитарные по своей сути секты (среди них наиболее опасная и деструктивная - сайентологическая). Пребывание в тоталитарных сектах парализует и разрушает личность больных. Они выпадают из нормальной общественной и личной жизни, зачастую бросают работу, семью, становятся участниками или жертвами противоправных действий своих "наставников". В психическом складе больных доминируют пассивность, подчиняемость, повышенная внушаемость, что можно условно назвать "роботизацией" индивида. Накопление таких лиц в популяции негативно отражается и на уровне общественного психического здоровья, и на духовном здоровье общества.

В заключение хочется привести наполненное философским смыслом определение психического здоровья, сформулированное Э. Фроммом в 1955 году:

"Быть душевно (психически) здоровым - значит освободиться от инфантильных претензий и поверить в свои реальные, хотя и ограниченные силы; быть в состоянии примириться с парадоксом, состоящим в том, что каждый из нас - наиважнейшая часть Вселенной и в то же время не важнее мухи или былинки. Быть способным любить жизнь и вместе с тем без ужаса принимать смерть; переносить неопределенность в важнейших вопросах, которые ставит перед человеком жизнь, и вместе с тем быть уверенным в своих мыслях и чувствах. Уметь оставаться наедине с собой и в то же время быть единым целым с каждым собратом на этой земле, со всем живым; следовать голосу своей совести, но не потворствовать себе в самобичевании. Душевно здоровый человек - это тот, кто живет по любви, разуму и вере, кто уважает жизнь - как собственную, так и своего ближнего".

 



Декабрь 2002 г.