№ 6, 1999 г.
ОНТОГЕНЕЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДУШЕ
Е.А. Савина
Савина Елена Александровна
- кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Орловского университета.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного
научного фонда, проект № 98-06-08060.
Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные - природа, люди, предметы - и невещественные - образы, мысли, представления, переживания. Этот разряд явлений стали относить к душевным. Как отмечал известный российский психолог Л.С. Выготский, "человек выдвинул идею души, пытаясь овладеть своим внутренним миром, она была первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли..." [1].Категория "душа" чрезвычайно многопланова и многозначна. Используя метафору Л.С. Выготского, можно сказать, что различные толкования этого понятия (анимистические, религиозные, философско-этические, психологические) сосуществуют в ней, "как в земной коре сосуществуют напластования самых различных геологических эпох" [2].
Анимистические представления о душе - особой силе, дающей человеку жизнь, были ассимилированы и трансформированы древнегреческой философией в учение о мировой душе как одном из универсальных принципов бытия. Сохраняя свое место в ряду фундаментальных проблем философии, проблема души человека, с одной стороны, стала неотъемлемой частью религиозных учений, а с другой, приобрела психологическое толкование. Лишь в XIX веке, в связи с развитием экспериментальной психологии, понятие "душа" постепенно вытесняется понятием "психика".
"Душевное" или "психическое" бытие хорошо известно не только "философствующему" сознанию. С.Л. Франк называл его "бытием-для-себя" или "непосредственным самобытием". Человек живет как бы попеременно в двух мирах - "в общем для всех... в "публичном" предметном мире... и в "интимном", извне невидимом "внутреннем" мире его мечтаний, радостей, страданий и желаний - в мире всего того, что образует истинное существо человеческой жизни, ее истинное средоточие..." [3].
В проведенном нами экспериментальном исследовании предпринята попытка выяснить, какой феномен представлен понятием "душа" в обыденной картине мира, как и когда возникает дифференциация категорий души и тела в обыденном сознании, каков онтологический статус души как материального или нематериального явления. Кроме того, нас интересовали такие вопросы, как преобладающий тип (или типы) объяснения понятия душа (анимистический, нравственно-этический, религиозный и др.) и его детерминация этапом возрастного развития и, возможно, образованием субъектов, а также тяготеют ли испытуемые разного возраста к определенному типу, либо их объяснения носят смешанный характер.
Возрастной диапазон респондентов (всего в исследовании приняли участие 225 человек) - от пяти до двадцати лет. Часть детей шести-семи лет посещали воскресную школу. Самую старшую группу составили студенты психологического факультета Орловского государственного университета.
Как понимается сущность души и ее назначение? Наиболее распространенным оказалось этическое толкование. Дошкольники и младшие школьники связывают рассматриваемый феномен с нравственными чувствами ("душа находится в любви", "душа - это сама доброта", "без души нельзя, а то будешь злой как Снежная Королева") и сопереживанием ("это как будто переживаешь за кого-то", "душа обо всем жалеет, все чувствует").
Респонденты юношеского возраста усматривают назначение души в нравственной регуляции ("душа нужна, чтобы задумываться о своих поступках", "душа направляет на путь истинный", "чтобы человек не был похож на низменное создание и мог совершать нравственные поступки").
Подавляющее большинство высказываний, характеризующих душу как эмоционально-нравственный феномен, находится на седьмой год жизни, что не случайно. Здесь находят отражение три взаимосвязанных особенности данного возраста. Во-первых, именно в этот период складывается осмысленная ориентировка ребенка в собственных переживаниях. По словам детей, "душа - это когда грустно или не грустно", "душа у меня есть, потому что мне зверей на улице жалко бывает". В подобных фразах душа предстает как инстанция, ответственная за чувства и переживания.
Во-вторых, для ребенка становится доступным осознание себя субъектом социальных отношений. Дети считают, что именно душа позволяет человеку относится определенным образом к другому человеку (любить, сочувствовать и т.д.): "душа нужна, чтобы любить родных", "чтобы маме помогать", "душа - это когда делишься конфетами", "это как человек относится к другому человеку".
И, в-третьих, преобладание эмоционально-нравственных характеристик души к концу седьмого года жизни отражает возникновение и такого личностного новообразования, как первичные этические инстанции. Даже отсутствие у растений души дети мотивируют тем, что растения не способны на нравственные чувства и поведение: "у растений нет души, потому что они не бывают ни добрыми, ни злыми", "дуб не обидит никого, у него нет души".
Душа рассматривается также как некая жизненная сила, источник движения. По утверждению респондентов, "без души человек умрет", "из-за души живем", "если душа умрет, тело само по себе не будет двигаться". Некоторые студенты отождествляют душу с энергией. Сходный ответ дал и один ребенок младшего школьного возраста: "душа появляется, когда много сил и хочется работать". Отметим, что большинство детей этой возрастной группы атрибутируют душе функцию источника жизни. На наш взгляд, таким образом сказывается влияние изучения в школе естествознания на обыденные знания о душе.
Наконец, около 15% всех респондентов отождествляют этот феномен с психическими процессами. Часть испытуемых (дошкольники и младшие школьники) характеризуют душу с точки зрения ее познавательной функции: "она думает и находится в голове", "то, чем человек представляет, думает, выражает". Старшеклассники и студенты понятием "душа" обобщают мышление, чувства и желания.
Л.С. Франк отмечал, что область внутренней душевной жизни непосредственно открывается в самом ее переживании. Действительно, уже некоторые дошкольники признаются: "у меня есть душа - я ее чувствую". Ребенок начинает переживать свою субъектность, наличие у себя внутреннего мира, открытие которого происходит гораздо позднее, в подростковом возрасте. Зачатки этого процесса, возможно возникают и ранее, так, один пятилетний мальчик заявил, что "душа - это внутренний голос".
Душу другого человека можно узнать эмпатическим путем. Вот как рассуждает, например, девочка шести лет: "Душу увидеть нельзя, но понять можно. Самое главное почувствовать, как человек, хороший или плохой". Однако особенности души могут проявляться и в поступках окружающих: "душу можно узнать по поведению: добрые люди делают добрые дела", "душу человека не увидишь, но с ним можно поиграть, и тогда сразу все увидишь".
Примечательно, что около половины наших самых маленьких респондентов рассматривают душу как особый внутренний феномен, недоступный зрению и осязанию, не имеющий материально-телесных атрибутов. Именно этот факт и помешал 40% респондентов из числа детей дошкольного и младшего школьного возраста признать способность души болеть: "тело может болеть, особенно горло, когда много снега съешь. А душа не может - она же снег не ест", "душа не заболеет - у нее нет горла и носа". Рубежным в этом отношении является семилетний возраст, когда резко увеличивается количество детей, отрицающих наличие материально-телесных атрибутов у души. Полученные нами данные согласуются с результатами Е.В. Субботского, согласно которым дети начинают различать духовное и телесное на рубеже дошкольного и школьного возрастов.
Анализируя результаты беседы, мы выделили несколько оснований, по которым проводится различие между телом и душой. Чаще всего противопоставление проводится по признаку материальности-нематериальности, видимости-невидимости: "тело в зеркале видно, а душу нет", "душа как бы без тела", "тело не имеет рук и ног" - таковы ответы младших школьников [4].
Душа понимается как явление неизменное, постоянное, а тело изменчивое, преходящее, бренное: "тело - это нечто моментное, оно может изменяться, травмироваться, а душа - это то, что всегда есть у нас"; представляется началом более сущностным, важным: "душа сильнее тела, не по весу, конечно, она обо всем жалеет, все чувствует", "душа - это любовь, а тело - живот и спина". Тело рассматривается как биологическая субстанция, а душа - как нечто возвышенное, духовное. В некоторых ответах противопоставление тела и души усиливается идеей необузданности, неподконтрольности тела и подчинения телесности, плоти душе: "тело больше от животного, а душа от Бога", "душа обуздывает тело, управляет телом", "тело делает то, что хочется душе". Судя по высказываниям: "душа ласковая, добрая, а тело злое", "мысли хорошие в душе, а плохие - в теле" эти идеи уже присутствуют у дошкольников.
Наконец, различие души и тела определяется их назначением и функциями: "душа - это то, что чувствует, а тело, чем думаешь", "душа бывает добрая и злая, а тело - это на чем держатся голова и руки", "тело ничего не понимает, а душа понимает", "тело - это как бы человек движется, а душа говорит сама с собой", "душа разумна, а тело - нет". Был и противоположный взгляд, высказанный одним студентом: "душа - аналогична, а тело логично".
Чтобы лучше понять специфику функций души и тела, мы пытались выяснить у респондентов, какая из этих двух субстанций атрибутирует функции восприятия, памяти, воображения и мышления. Оказалось, что в детском возрасте функция восприятия рассматривается преимущественно как телесная. Дети аргументируют свое мнение следующим образом: видят глаза, тело, так как они находятся ближе к предмету.
Студенты и старшеклассники разделяют функцию восприятия между телом и душой в зависимости от того, что является предметом восприятия: материальный предмет воспринимает тело, если же предмет вызывает какие-то переживания, если он эмоционально значим, то восприятие осуществляет душа. Любопытное уточнение в этой связи внес один пятиклассник: "Душой чувствуешь, а не видишь". Для некоторых старшеклассников и студентов процесс восприятия как бы делится на два этапа: тело осуществляет рецепцию внешних воздействий, а осмысливается, переживается содержание восприятия душой. Сходные идеи привлекались и для объяснения памяти, воображения и мышления. Так, если содержанием этих процессов являлось что-то значимое, эмоционально насыщенное, то данная функция атрибутировалась душе, если незначимое, несущественное, то телу. Интересное толкование связи души и тела дает одна из студенток. Она рассматривает тело как рецепиирующий орган, а состояния души как производные от того, что получает тело: "в нашу душу поступают импульсы от тела. Душа зависит от того, что производит тело. Тело позволяет испытывать ощущения, а душа переживать их".
Таким образом, наши респонденты считают, что душа выполняет более сложные функции, нежели тело, она связана прежде всего с переработкой опыта и его интерпретацией. Кроме того, душе вменяются функции контроля и регуляции: "душа командует", "управляет, руководит всем", "дает приказ", "контролирует тело и разум". Душа обладает побудительной силой, например, "думает, как ребенку попрыгать, побегать", "появляется, когда человек чего-нибудь хочет", "подсказывает, что нужно делать", "побуждает на какие-то поступки".
Около трети всех респондентов считает, что душа - достаточно позднее образование. По их мнению, она появляется у человека в три-пять лет. Некоторые конкретизируют эту мысль: когда "ребенок начинает говорить", "когда я не жду помощи и начинаю делать все сам", "когда научишься хорошо ходить и разговаривать". Один дошкольник, утверждающий, что у собаки нет души, так аргументирует свою точку зрения: "собаки только гавкают, а у человека много-много слов в голове". Эти факты подтверждают наш вывод, что душа определяет более сложные формы человеческого поведения (скажем так, собственно человеческие), нежели тело.
Может ли душа существовать без тела? Мы обнаружили интересную динамику в ответах респондентов на этот вопрос. Оказывается, с возрастом уверенность в том, что душа зависит гот тела, растет. Но в студенческие годы представления резко меняются: душа начинает рассматриваться как независимая от тела сущность. По всей видимости, здесь мы имеем дело с разным пониманием самой природы души - как эмпирического феномена, нуждающегося в телесной оболочке или телесном "носителе", и как идеально-духовной сущности.
По мнению многих испытуемых, душа не может существовать без мозга. При этом подавляющее большинство ответов на вопрос "Что такое мозг?" рационалистические по своему содержанию. Мозг рассматривается как орган мышления, позволяющий принимать решения, "чтобы не было спонтанных движений, а все было осмысленно, умно", "он нужен, чтобы человек не застревал на эмоциях, а смотрел на ситуацию с разумной стороны". Некоторые наши считают мозг медиатором между телом и душой: "посредством мозга душа управляет телом".
В обыденном сознании обозначаются две стороны человеческого существования: рациональная, разумная, за которую ответственен мозг, и чувственно-эмоциональная - жизнь души. Не случайно последняя нередко "помещается" испытуемыми в сердце или в область груди, и только те, кто связывал душу с мыслительной деятельностью человека (около 10%) полагают, что она находится в головном мозге. Таким образом, в социальных представлениях обнаруживается оппозиция, присущая европейскому сознанию. Это жизнь сердца и жизнь разума, которые противопоставляются друг другу.
Каковы же культурные источники идей души, составляющих содержание социальных представлений? У дошкольников и младших школьников отчетливо сохраняются архаические представления о душе, свойственные традиционным культурам, где она получает анимистическое толкование, понимается как особая сила, обитающая в теле, и отождествляется с дыханием. В нашем исследовании дошкольники и школьники младших классов также связывали душу с дыханием: "душа дышать помогает", "когда душа умирает, у души кончается воздух и душа переходит в другую душу". С возрастом такие ответы убывают, и среди студентов лишь один респондент сослался на бытующее мнение: "говорят, душа выходит с последним дыханием".
Дети нередко определяли душу как нечто прозрачное, похожее на воздух, дым, туман, воду: "душа как воздух, ее и не чувствуешь", "до души дотронуться нельзя, она прозрачная, дотронешься - сквозь можно пройти". Были и ответы, отождествляющие душу с двойником человека: "душа может выходить из тела в виде прозрачного человека", "это будто прозрачное, но как я", "это копия нашего лица, но уже невидимая", "это маленькое существо во мне".
Мы обнаружили, что в обыденном сознании глубоко укоренилась идея переселения душ. Так, на вопрос "когда тело умирает, что происходит с душой?" большинство респондентов всех возрастов ответили, что душа либо улетает и остается в воздухе, либо переходит к другому человеку. Особенно много таких суждений у пятиклассников: "Человек умирает, душа уходит, а когда рождается ребенок, душа спускается к нему и начинает развиваться", после смерти "душа поднимается вверх на небо, где души живут многие века".
Воплощаясь в разных телах, душа приобретает индивидуальность: "без тела человек потеряет свою определенность. Тело дает границы моего "Я", души. В теле душу локализована, и это делает нас отличными от других. Если нет тела, то душа расплывается и сливается с другими и нет индивидуальной души", "душа существует всегда, она получает физическую оболочку". (Это ответы студентов.)
В юношеском возрасте душа получает философско-этическое толкование, рассматривается как высшая духовная сущность, которая определяет человеческое бытие: "это нравственные начала, все лучшее в человеке", она "делает человека не биологическим существом, а духовным, заставляет задумываться о таких вопросах, как рождение и смерть, любовь, отношение к другим. Она как бы отделяет одного человека от другого и в то же время позволяет понять другого, позволяет людям объединяться", "душа нужна для познания ценностей, понимания мира".
Судя по полученным результатам, социальные репрезентации о душе содержат в себе множество исторических напластований. Однако ни в одной возрастной группе эти представления не носят гомогенного характера. Можно говорить лишь о некоторых тенденциях, о более или менее преобладающем типе объяснения. Так, для детей шестого года жизни более характерно анимистическое, а дошкольном возрасте резко увеличивается нравственно-этическое толкование. Ученики первых-четвертых классов рассматривают душу как источник жизни и эмоционально-нравственное начало. По сравнению с дошкольниками и младшими школьниками, дети 11-12 лет значительно чаще указывают на бессмертие души и возможность ее переселения. В юношеском возрасте душа в большой степени расценивается в качестве идеально-духовной сущности, нежели эмпирического феномена. Однако в любом возрасте социальные представления содержат в себе как бы "отголоски" различных типов объяснения. И здесь нельзя не согласиться с С. Московичи, который отмечал, что в противовес научным представлениям, построенным согласно требованиям формальной логики, представления здравого смысла являются тем или иным образом "метисами". Понятия, речевые выражения, объяснения различного происхождения здесь сцеплены, объединены и более или менее упорядочены как множество наук в гибридной науке [5].
Наше исследование показало, что наиболее гомогенными были объяснения детей, посещающих воскресную школу, причем эти объяснения носили исключительно религиозный характер. Дети ссылались на божественное происхождение феномена души и часто опирались на авторитет Библии.
Таким образом, содержание социальных представлений о душе достаточно консервативно и не претерпевает серьезных изменений с возрастом. Разумеется, обыденные знания о душе становятся более обобщенными и сложными. Однако можно предположить, что существует некий "набор" идей о душе, который получает свою специфическую интерпретацию в разные периоды жизни человека. Как показало наше исследования, определенное воздействие на содержание социальных репрезентаций о душе оказывает обучение. Так, младшие школьники преимущественно толкуют душу как источник жизни, что можно связать с активным изучением естествознания. Дети, посещающие воскресную школу, испытывают сильное влияние религиозного образования. Однако у студентов-психологов научное психологическое знание весьма косвенно сказывается на содержание представлений о душе. Их ответы находились в плоскости нравственно-духовной психологии, а не естественнонаучной, которая преобладает в учебных курсах.
В заключение подчеркнем, что изучение обыденных знаний о душе представляет значительный интерес для выяснения особенностей присвоения человеком культуры, способов объяснения психических феноменов, их отличия от физических, а также для понимания духовного развития человека.
Литература
1. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч. Т. 1. М., 1982. С. 429.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М., 1982. С. 176.
3. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. М., 1990. С. 321.
4. Субботский Е.В. Представление ребенка о соотношении телесных и психических явлений // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1985. № 2. С. 38-50.
5. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психол. журнал. 1995. Т. 16. № 2.