Памяти Ю.Д.Марголиса. Письма, документы, научные работы, воспоминания.,
сб., сост. Н.О. Серебрякова, Т.Н. Жуковская,
Изд. "Серебряный век", "Контрфорс", С.-Пб., 2000, C. 669-678.

© Н.Г. Патрушева

ЦЕНЗУРНЫЙ АППАРАТ РОССИИ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Н. Г. Патрушева

История цензуры в России привлекала внимание многих исследователей. Сегодня по этой теме насчитываются сотни работ, выполненных в рамках различных научных дисциплин: истории, филологии, права, книговедения, истории журналистики. Среди них есть статьи, посвященные отдельным эпизодам цензурной истории и ряд обобщающих фундаментальных работ по истории правительственной политики в области печати. Однако при всей значимости и многоплановости этих исследований, они не исчерпывают тему. В настоящей статье мы сделаем попытку представить ее специальный аспект: развитие системы учреждений цензурного ведомства, как части государственного аппарата России во второй половине XIX - начале XX в. (в рамках курса Истории государственных учреждений дореволюционной России).

В основу этого исследования легла работа над соответствующей частью биобиблиографического справочника "Цензоры России. Конец XVIII - начало XX в.": совместного проекта факультета журналистики С.-Петербургского университета и сектора редких книг и книговедения Российской национальной библиотеки, в составлении которого принимают участие специалисты различных ВУЗов и библиотек.

Изучение истории цензурных учреждений этого периода мы предполагаем начать с указа 14 января 1863 г., по которому цензура была передана из Министерства народного просвещения в Министерство внутренних дел и закончить деятельностью Комиссии по ликвидации Главного управления по делам печати, учрежденной по указу Временного правительства об упразднении цензуры от 27 апреля 1917 г.

Работ, специально посвященных истории цензурных учреждений, немного. Прежде всего назовем учебник Н.П. Ерошкина по курсу истории государственных учреждений, где дана краткая характеристика цензурного аппарата России в разные периоды, и очерк Д.И. Раскина о цензурных учреждениях XIX в. [1] Главному управлению по делам печати (1865-1917) посвящена обстоятельная статья В.Г. Чернухи, в которой анализируются его состав, права и обязанности, взаимоотношения с министром внутренних дел, роль его начальников в 1865-1881 гг. [2] Упомянем также нашу небольшую работу о начальном этапе деятельности этого учреждения [3]. Особо отметим обзор архивного фонда Главного управления, хранящегося в РГИА, сделанный Л.И. Полянской, который дает представление о структуре и содержании отложившихся в нем документов [4].

Тем же автором был составлен аналогичный обзор архивного фонда Комитета цензуры иностранной (1828-1917), хранящегося в том же архиве [5]. В статье Г.В. Жиркова рассматриваются действия Ф.И. Тютчева на посту председателя Комитета цензуры иностранной в 1858-1865 гг. и в связи с этим анализируются задачи и условия работы комитета в этот период [6]. Структура Кавказского цензурного комитета рассмотрена в диссертации А.А. Зейналова [7]. История С.-Петербургского цензурного комитета - в книге английского историка И.П. Фута [8]. Краткий обзор эволюции цензурных учреждений в России во второй половине XIX - начале XX в. был сделан нами на международной конференции "Свобода слова, цензура, библиотеки" в Риге в октябре 1998 г. (Текст доклада опубликован)[9].

Личности цензоров, как правило, наиболее яркие - писателей, поэтов, ученых, крупных чиновников цензурного ведомства также привлекали внимание исследователей. Назовем статьи о И.А. Гончарове, Ф.И. Тютчеве, В.М. Лазаревском, М.Н. Лонгинове, В.Н. Бекетове [10]. На факультете журналистики СПбГУ в настоящее время готовится к изданию сборник "У мысли стоя на часах...", посвященный цензорам и цензуре XIX-XX вв. В большинстве статей основное внимание, как правило, уделяется цензорской деятельности того или иного лица или анализу его взглядов на цензуру и свободу слова. В настоящее время исследователи все чаще начинают искать ответ на вопрос о том, кто мог стать цензором в России в разные периоды существования цензуры, какие люди своими руками ежедневно творили цензурную историю. Для этого они стали обращаться к материалам биографического характера, хранящимся в основном в архивных фондах.

В 1992 г. был опубликован формулярный список о службе цензора Московского цензурного комитета К.Н. Леонтьева [11]. В.С. Измозик. занимающийся историей службы перлюстрации в России, (существовавшей вместе с цензурой иностранных газет и журналов при почтамтах в составе Главного управления почт и телеграфов), дал анализ личного состава "Черных кабинетов" на 1913 г. [12] Д.А. Эльяшевич, изучая историю цензуры еврейских изданий, собрал богатый материал о цензорах сочинений на еврейских языках [13]. В настоящее время подготовлен к печати раздел справочника "Цензоры России: XVIII - начало XX в.", посвященный московским цензорам (1804-1917), составленный Н.А. Гринчеико и автором этих строк.

Некоторый фактический материал по истории цензурных учреждений и их чиновников можно почерпнуть из многих работ по истории цензуры и государственных институтов, таких как, труды М.К. Лемке, Г.А. Джаншиева, В.А. Розенберга, А.Д. Градовского, П.А. Зайончковского, Л.М. Добровольского, И.В. Оржеховского, Ю.И. Герасимовой, В.Г. Чернухи и др. [14]

Особое место среди источников по данной теме занимают цензурное законодательство и высочайшие указы, в соответствии с которыми создавались, развивались и функционировали цензурные учреждения, определялся круг обязанностей цензоров [15]. Большой интерес представляют справочники, изданные Министерством внутренних дел, содержащие разъяснения цензурных законов, циркуляры начальникам губерний [16]. Специально отметим сборник, в котором перечисляются права и обязанности относительно печати министра внутренних дел, вице-губернаторов и всех цензурных учреждений [17]. Некоторый фактический материал содержат юбилейные издания Министерств внутренних дел, народного просвещения и Комитета министров [18].

Изменения, происходившие в личном составе чиновников цензурного ведомства, отражены в Адрес-календаре. Однако при использовании этого справочника, следует учитывать, что довольно часто фамилия цензора, поступившего на службу в цензурный комитет, появлялась в календаре с опозданием на год, а выбывшего или умершего человека забывали исключить из списков [19]. Самым крупным справочным пособием, содержащим краткие сведения о цензорах и библиографию литературы о них, является указатель по книговедению А.В. Мезьер. В нем собран материал более чем о 150 цензорах интересующего нас периода [20]. В указанной выше работе И.П. Фута приведен список цензоров С.-Петербургского цензурного комитета в период с 1828 по 1905 г. с краткими биографическими справками и перечнем литературы, которую использовал автор. Материалы о цензорах Московского цензурного комитета содержатся в историческом очерке его последнего председателя [21].

Различные сведения по организации работы в цензурных учреждениях содержатся в воспоминаниях, дневниках и переписке писателей, журналистов и особенно чиновников цензурного ведомства. Авторы рассуждают о специфике цензорской профессии, рассказывают о цензорах, с которыми им приходилось работать. Именно эти источники представляют богатейший материал о закулисной деятельности учреждений [22].

В периодической печати, обсуждавшей различные вопросы цензурного законодательства, уделялось внимание и работе цензурных учреждений, публиковались так же указы, распоряжения и другие материалы по цензуре [23].

Подавляющее большинство документов, характеризующих организацию и деятельность цензурных учреждений, находится в исторических архивах. В фондах РГИА: Центрального управления по цензурному ведомству (Ф. 775), Совета министра внутренних дел по делам книгопечатания (Ф. 774), Главного управления по делам печати (Ф. 776), С.-Петербургского цензурного комитета (Ф. 777), Комитета цензуры иностранной (Ф. 779) хранятся документы, связанные с изменениями структуры цензурных комитетов, введении новых должностей; доклады министра внутренних дел, отчеты губернаторов о состоянии цензурного надзора, ведомости инспекторов типографий и книжной торговли, отчеты цензурных комитетов и отдельных цензоров, проекты штатов цензурного ведомства. В фонде Главного управления по делам печати, кроме различных списков служащих и прошений о приеме на работу в цензурное ведомство, имеются личные дела почти всех цензоров, в большинстве случаев с их формулярными списками и аттестатами по службе.

В республиканских и областных исторических архивах отложились аналогичные документы о деятельности местных цензурных учреждений. Некоторые личные фонды чиновников цензурного ведомства хранятся в ОР РНБ, РГИА и других архивах [24].

К середине XIX в. кризис государственного строя Российской империи отразился и на государственном аппарате, в том числе и на органах цензуры. Цензурный устав 1828 г., основанный на системе предварительной цензуры, уже не соответствовал изменившимся условиям. Цензоры руководствовались в основном последними циркулярами, которые часто противоречили друг другу. В правительственных кругах высказывались мнения о необходимости изменения управления цензурой и перехода к более прогрессивной карательной системе.

Работа нескольких комиссий по подготовке цензурной реформы, во время которой была принята серия указов и постановлений, в том числе и о переводе цензуры из Министерства народного просвещения в Министерство внутренних дел завершилась в 1865 г. принятием "Временных правил" и нового штата цензурных учреждений [25].

Цензура, как и прежде делилась на внутреннюю и иностранную. Внутренняя рассматривала все произведения печати, издававшиеся в России на любых языках, иностранная - разрешала или запрещала книги, журналы и другие печатные материалы, привозимые из-за границы (периодические издания, выписываемые из-за границы по почте, цензуровались особым учреждением - "Цензурой газет и журналов при почтамте", находившемся в ведении Главного управления почт и телеграфов). Инспекторский надзор наблюдал за правильностью соблюдения законов типографиями, библиотеками и книжными магазинами.

По новому штату цензурного ведомства, вступившему в силу с 1 сентября 1865 г., новым центральным цензурным органом стало Главное управление по делам печати, которому подчинялся Комитет цензуры иностранной и местные цензурные учреждения: комитеты, отдельные цензоры и инспекции.

С.-Петербургский и Московский цензурные комитеты, отдельные цензоры по внутренней цензуре в Дерпте, Ревеле и Казани были оставлены без изменений. Рижский и Одесский цензурные комитеты были разделены на комитеты цензуры иностранной и отдельных цензоров по внутренней цензуре, вместо Виленского и Киевского цензурных комитетов были учреждены отдельные цензоры по внутренней и по иностранной цензуре в Вильне и Киеве и созданы новые должности отдельного цензора по внутренней цензуре в Митаве и отдельного цензора по иностранной цензуре в Ревеле и Москве.

Надзор за типографиями и книжной торговлей в столицах был поручен особым инспекторам, состоявшим при генерал-губернаторах. В 1869г. Главному управлению по делам печати были подчинены цензурные учреждения Царства Польского [26], а в 1882 г. - Кавказский цензурный комитет [27].

Этот штат на протяжении второй половины XIX - начала XX в. несколько раз дополнялся новыми должностями. Так, в 1886 г. были учреждены должности инспекторов типографий и книжной торговли в Вильне, Киеве, Одессе и Риге [28], в 1903 г. - должности отдельных цензоров по внутренней цензуре и их помощников в семи городах: Харькове, Екатеринославе, Нижнем Новгороде, Саратове, Ростове на Дону, Томске и Владивостоке [29]. В начале XX в. дважды (в 1905 и 1914 гг.) предполагалось существенно расширить штаты цензурного ведомства, но оба проекта не были реализованы [30].

Кроме штатных цензоров (к 1905 г. в штате цензурного ведомства состоял 141 человек, включая канцелярских чиновников) большой объем цензорской работы выполняли иновники-"непрофессионалы", работавшие по совместительству.

Во-первых, это лица, работавшие по вольному найму за вознаграждение, которое они получали из сумм Министерства внутренних дел, отпускаемых на цензуру. Таким образом при цензурных комитетах и отдельных цензорах осуществлялась внутренняя цензура сочинений на некоторых иностранных и национальных языках народов Российской империи, а в губерниях - цензура неофициальной части губернских ведомостей. Этими "совместителями" были в основном профессора университетов и учителя гимназий, числившиеся по Министерству народного просвещения.

Во-вторых, сверх штата работали некоторые чиновники губернской администрации, помимо своих основных занятий исполнявшие цензурные обязанности без особого вознаграждения в городах, где не было цензурных учреждений. На них лежали обязанности по наблюдению за частными периодическими изданиями (с 1881 г. их сменили вице-губернаторы) и инспекция типографий и книжной торговли. Отметим, что книги, изданные в этих городах, или присланные туда из-за границы, пересылались в ближайшие цензурные комитеты или отдельным цензорам соответственно по внутренней или по иностранной цензуре. В уездных городах цензорские обязанности были возложены в основном на чинов полиции. Надзор за типографиями и книжной торговлей лежал на чиновниках особых поручений при губернаторах и отчасти также на полицейских, которые часто оказывались недостаточно образованы для выполнения подобных обязанностей [31].

Тормозом в развитии русской литературы и просвещения становился не только характер цензурования произведений печати но и недостаток цензоров в провинции. Иногда именно по этой причине местная администрация отказывала в разрешении на открытие новых типографий, книжных магазинов, библиотек, периодических изданий, расширении программ уже существующих. Губернаторы указывали на невозможность для губернской администрации справляться со все растущим числом подобных предприятий [32].

Структура цензурных учреждений в России во второй половине XIX - начале XX в. изменялась в соответствии с законами о цензуре и развитием книгоиздания и книжной торговли, однако, штаты цензурного ведомства увеличивались не пропорционально развитию книжного дела, а гораздо медленнее, не поспевая за ним. С одной стороны, что отражалось на качестве выполнения задач, которые ставила власть перед цензурой, с другой - вредило развитию книжного дела. Однако привести в соответствие эту систему было практически невозможно. Количество просматриваемого цензорами материала не удавалось сократить, несмотря на отдельные попытки искусственно ограничить pocт печатной продукции, а также из-за невозможности выделить круг тем, которые можно было бы пропустить без цензуры. Из-за ограниченности финансовых средств так и не удалось существенно расширить цензурный аппарат, а имеющиеся чиновники не в состоянии были охватить весь объем печатной информации. В России шел объективный процесс развития книжного дела, печати, науки и техники, завоевания политических свобод, рост потребности в свободном слове коснулся всех слоев общества. В этих условиях кризис цензурной системы, которая все хуже справлялась со своими обязанностями, становился неизбежным.

После передачи в 1863 г. в Министерство внутренних дел всех цензурных учреждений Министерства народного просвещения (кроме упраздненного Главного управления цензуры), должности цензоров стали получать уже преимущественно чиновники Министерства внутренних дел или перешедшие в это ведомство из других министерств.

Юридический статус профессии цензора был высок (особенно в С.-Петербурге и Москве). Цензоры занимали должности 6-4 класса по Табели о рангах, имели большие чины и соответствующий денежный доход. Зарплата цензора складывалась из жалованья и столовых (на Кавказе получали еще "квартирные" деныи, а чиновники инспекторского надзора в столицах с 1883 г. - "разъездные"). За службу на окраинах империи чиновникам полагались надбавки, сумма которых увеличивалась каждые пять лет. Некоторые цензоры подрабатывали литературным трудом или параллельно состояли еще на одной государственной службе. Иногда цензорская должность приносила не основной, а дополнительный заработок. Так, штатную должность отдельного цензора по внутренней цензуре в Казани до 1902 г. занимал профессор Казанского университета. Однако, следует иметь в виду, что поскольку штатное расписание и оклады цензурного ведомства, которые существовали с 1865 г., так и не были пересмотрены, в начале XX в. цензорское жалованье сильно отстало от сумм, получаемых чиновниками в других министерствах.

Цензоры имели право на льготы при назначении пенсии. Так, за 15 лет службы пенсия назначалась в размере 1/3 оклада жалованья, за 25 лет - в размере полного оклада (другие гражданские чиновники за 20 лет получали 1/3, за 30 лет - 2/3, за 35 - полную пенсию). В отличие от прочих гражданских чиновников, цензоры могли после 25 лет продолжать службу, получая и жалованье и пенсию. Правда, пенсия давалась только за беспорочную службу.

Большинство цензоров имело высшее образование. Цензоры по иностранной цензуре и многие - по внутренней - знали по несколько языков: иностранных и народов Российской империи. Среди цензоров были писатели, ученые, правда, таких было значительно меньше, чем в первой половине XIX в.

Средний возраст цензоров по ряду причин помещался в весьма широких временных рамках. Чиновник, получавший цензорскую должность, должен был дойти по служебной лестнице до соответствующего класса. Таким мог оказаться молодой человек: например, 26-летний А.Р. Генц, исполнявший должность отдельного цензора по внутренней цензуре в Риге. Довольно часто чиновники работали в цензурном ведомстве до выхода на пенсию или до конца жизни. Поэтому среди цензоров часто встречались и пожилые люди. Так, цензор Одесского комитета цензуры иностранной А.И. Певницкий работал до 74 лет. Стаж работы в цензурном ведомстве так же невозможно привести к средним цифрам. Можно лишь отметить, что в инспекторском надзоре в основном служили более молодые люди и срок их службы был менее продолжительным, что объясняется их более хлопотными обязанностями [33].

Труд цензора в большинстве случаев был достаточно сложным (приходилось читать материалы на многих языках, в сжатые сроки, в больших количествах и под страхом пропустить что-либо "нецензурное"), и часто неудобным в бытовом отношении. Например, в цензурном уставе не было определено точного времени представления изданий, освобожденных от предварительной цензуры, на просмотр цензору. Поэтому цензоры, просматривавшие несколько ежедневных газет, вынуждены были вставать по несколько раз каждую ночь, а затем днем заниматься другой работой: читать книги, журналы, рукописи, готовить по ним доклады в цензурный комитет. Некоторые бытовые неудобства заставляли некоторых чиновников идти на нарушение правил.

В профессии цензора заключался еще и морально-нравственный аспект. При просмотре того или иного произведения некоторые цензоры вынуждены были выбирать между предписаниями начальства и личными взглядами.

В начале XX в. на работу в Главное управление по делам печати стали принимать женщин. Они занимались в основном перепиской документов, в отделе иностранной печати - составлением обзоров иностранной и русской печати для министра внутренних дел и перепиской бумаг на иностранных языках. Чтобы быть принятыми, женщины должны были предъявить удостоверение об окончании курса наук не ниже среднего учебного заведения. В списке лиц женского пола за 1909 г. значится 10 человек в возрасте от 19 до 34 лет: выпускницы гимназий, училищ, институтов. Они получали содержание от 360 до 900 р. в год [34].

Общественный статус профессии цензора зависел от личности чиновника, понимания им своего профессионального долга. Хотя эта профессия и не была популярна в обществе, тем не менее, если цензор был широко образован, придерживался прогрессивных взглядов и был прост в общении, то его уважали. Если же цензор был невежествен, консервативен и имел плохой характер, то он не пользовался популярностью в литературных кругах и часто среди своих коллег. Всеобщим уважением пользовались цензоры В.Н. Бекетов, Ф.А. Никотин, И.М. Литвинов, С.Д. Ржевский и наоборот, во многих воспоминаниях можно встретить негативные отзывы о К.И. Ворониче, С.И. Соколове и других.

Изучение истории цензурного ведомства и его персонального состава не только позволит углубить и обогатить наши знания по истории цензуры, ввести в научный оборот новые документы об организации и функционировании цензурного аппарата и о его рядовых сотрудниках, но также будет способствовать изучению истории государственных учреждений дореволюционной России. В заключение приведем цитату из работы В.Г. Чернухи:

"Знание эволюции цензурных учреждений, их структуры и иерархии, состава и форм их документов, прав и обязанностей необходимо <...> исследователям по многим причинам. Во-первых, это знание дает своего рода путеводную нить в архивных поисках, во-вторых, оно является основой для атрибуции документов, вышедших из их недр, в-третьих, такая осведомленность только и позволяет адекватно отражать отношения цензуры и печати" [35].

Литература

1 Ерошкин Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России, М., 1983 (Первое издание вышло в 1965 г, второе - в 1968 г); Раскин Д. И., Исторические реалии российской общественной жизни и русского гражданского общества в XIX веке // Из истории русской культуры, М., 1996 Т. 5 (XIX век), С. 716-731.

2 Чернуха В.Г., Главное управление по делам печати в 1865-1881 гг. // Книжное депо в России во второй половине XIX - начале XX века, Сб. науч. тр., Вып. 6, СПб, 1992, С. 20-40.

3 Патрушева Н. Г., Учреждение Главного управления по делам печати (1865 г) и начало его деятельности // Там же, Вып. 4, Л., 1989, С. 29-36.

4 Полянская Л. И., Архивный фонд Главного управления по делам печати. Обзор // Лит наследство, М., 1935, Т. 22-24, С. 603-634.

5 Полянская Л. И., Обзор фонда Центрального комитета цензуры иностранной // Арх. дело, 1938, №1/45, С. 62-116

Жирков Г. В., Мнение председателя Комитета цензуры иностранной Ф.И.  Тютчева // Нев. наблюдатель, 1998, № 1, С .77-82.

Зейналов А. А., Проблема взаимоотношений азербайджанской литературы и печати с цензурой (1850-1905 гг.), Автореф. дис. д-ра филол. наук. Баку, 1990.

8 Foot I. P. St -Petersburg censorship commitee, 1828-1905. Oxford, 1992

9 Патрушева Н. Г .История цензурных учреждений в России во второй половине ХIХ - начале XX века // Varda briviba, cenzura, bibliotekas Starptantiska Konference / Konferences matenalu Projums / Riga, 14, 10-17. 1998. Riga, 1998 Lp 33-38 Одноименная статья подготовлена для 10 выпуска сборника научных трудов "Книжное дело в России во второй половине XIX - начале XX в "

10 См. Евгеньев-Максимов В. Е. И. А. Гончаров, как член Совета Главного управления по делам печати // Голос минувшего. 1916. № 11. С 117-156, № 12. С. 140-179; Евгеньев-Максимов В. Е. Эпизод из цензурной деятельности Гончарова // Резец. 1937. № 12. С. 14-16, Евгеньев-Максимов В. С. "Современник" и "Русское слово" перед судом И Л Гончарова // Учен. зап. Фак-та яз. и лит. / Пенингр. пед. ин-т им. М. Покровского. 1938. Вып 1. С. 86-108, Котельников В. А Гончаров как цензор // Рус. лит. 1991. № 2. С. 24-51, Брискмен М. Ф. И. Тютчев в Комитете цензуры иностранной // Лит наследство М., 1935. Т. 19/21. С. 565-578, Жирков Г. Ф. И. Тютчев о цензуре // Нев. наблюдатель. 1997. № 1. С. 41-46, Смирнов В. А. В. М. Лазаревский - современник Некрасова // Некрасовский сб. 1980. Т. 7. С. 135-148, Равич М. М. Михаил Лонгинов. Библиофил и ученый // Книга: Исслед. и материалы. М., 1996. Сб. 72. С. 160-197, Громова П. П. В. Н. Бекетов - цензор "Современника".//.Вест. СПбГУ. Сер. 2. 1997. Вып. 3. С. 77-86 и др.

11 Николаев А. П. Формулярный список о службе цензора Московского цензурного комитета статского советника Леонтьева // Рос. арх. 1992. №2/3. С. 387-391.

12 Измозик В. С. Российские чиновники "Черных кабинетов" в начале ХХ в // Россия в ХIХ-ХХ вв. Сб. статей / Под ред.А.А. Фурсенко. СПб,.1998. С. 218-225.

13 Эпьяшевич Д. Еврейские цензоры в России. 1797-1917 гг. //.Вести Еврейского университета в Москве. 1998. №2(18). С. 35-42.

14 Градовский А. Д. Начала русского государственного права. Т. 1-2. СПб. 1881-1892, Лемке М. К. Эпоха цензурных реформ 1859-1865 годов. СПб . 1904, Розенберг В. А., Якушкин В. Е. Русская печать и цензура в прошлом и настоящем М., 1905, Джаншиев Г. А. Эпоха великих реформ. СПб. 1907. С. 339-382, Добровольский Л.М. Запрещенная книга в России, 1825-1904. Арх. -библиогр. разыскания. М., 1962. С. 254, Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880-х годов. М., 1964. С. 261-413, Его же Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970. С. 262-308, Оржеховский И.В. Администрация и печать между двумя революционными ситуациями (1866-1878 гг). Горький, 1973, Герасимова Ю. И. Из истории русской печати в период революционной ситуации конца 1850-х - начала 1860-х гг. М., 1974, Чернуха В. Г. Правительственная политика в отношении печати, 60-е-70-е годы XIX в. Л.

15 См. Устав о цензуре. СПб , 1828, Устав о цензуре и печати. Сост. В. П. Ширков. СПб, 1900, Устав о цензуре и печати. Т. XIV. Свод. зак.. По изд. 1890 г. СПб, 1903, Собрания узаконений и распоряжений Правительствующего Сената СПб. 1863-1917 Все законодательные акты по цензуре изданы в Полном собрании законов Российской Империи (период второй половины XIX - начала XX в отражен во II и III собрании)

16 См. Сборник распоряжений по делам печати (с 1863 по 1-е сент 1865 г) СПб , 1865; Сборник постановлений и распоряжений по делам печати с 5 апр. 1865 по 1 авг. 1868 г. СПб. , 1868, Сборник циркуляров начальникам губерний по делам печати с 1-го сент. 1865 по 1 янв. 1870. СПб., 1870, Сборник узаконений и распоряжений правительства по делам печати. СПб., М , 1878 и др.

17 Министерство внутренних дел. Его права и обязанности. Сб. практических сведений. СПб, 1904.

18 Министерство внутренних дел. 1802-1902. Ист. очерк. СПб. 1902. Т.1. С. 149-152,.217-220, Т. 3. С. 117-119, Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. СПб , 1902. С. 388-393, Середонин С. М. Исторический обзор деятельности Комитета министров. 1802-1902. СПб, 1902. Т. 3. С. 195-207.

19 Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской империи. СПб, 1863-1916. Отметим, что Министерство внутренних дел, как и другие ведомства выпускало свои ежегодные списки чиновников, а с 1860- х гг. в губерниях издавались "Памятные книжки".

20 Мезьер А. В. Словарный указатель по книговедению. Ч. 3. М.-Л., 1934. С. 270-350.

21 Сидоров А. А. Московский комитет по делам печати. Ист. очерк. М.1912.

22 См., например Щербинин М. П. Воспоминания // РА. 1876. № 3. С. 285-313, Уманец С. И. Кавказская цензура. Из недавнего прошлого // ИВ. 1912. № 6. С. 912-922, Егоров А. С. Страницы из прожитого Одесса, 1913. Т. 1-2, Эммаусский Х. В. Из воспоминаний варшавского цензора // Наша жизнь. 1914. №1. С. 124-140, №2. С. 136-151.

23 См , например, Преобразования в цензурном управлении // Отеч. зап. 1863. № 2. С. 67-69. Новый начальник Главного управления по делам печати [Н. В. Шаховской] // Изв. кн. маг .т-ва М. О. Вольф. 1900. № 4. С. 54-56, Преобразование Главного управления по делам печати // Там же. 1906. №21. Стлб. 161, [Боднарский Б. С. ] Реорганизация дела печати в России // Библиогр. изв. 1917. №1/2. С. 74-76 и др

24 См., например фонд В. А. Цеэ (ОР РНБ Ф 833), фонд Ф.Ф. Веселаго (ОР РНБ Ф 140), фонд В. В. Григорьева (РГИА Ф. 853).

25 ПСЗ. Собр. 2. Т. XL. № 41988,.41990, РГИА Ф. 776. Oп. 4. Д. 195. Л. 89-90.

26 Там же. Т. XLIV. № 47451, Собр. Т. XX. № 17773, Т. XIX. № 18360.

27 Там же. Т. XLIX. № 54010, РГИА. ф. 776. Oп. 20. Д. 427. Л. 120-121.

28 Там же. Собр. 3. Т. VI. №.3461, РГИА. Ф. 776. Oп. 20. Д. 820. Л. 5, 19.

29 Там же. Т. XXIII. № 23110.

30 См. Протоколы Высочайше учрежденной под председательством действительного статского советника Кобеко Особого совещания для составления нового устава о печати (10 февраля.-.4 декабря 1905) СПб. 1913. С. 649-654, РГИА. Ф. 776. Oп. 22 -1912. Д. 283м. Л. 1-14.

31 ПСЗ. Собр 3. Т. 1. №.420, РГИА. ф. 776, Oп. 22-1912, ед. хр. 283 д. Л. 50-72.

32 См., например, РГИА. ф. 776, Oп. 20, ед. хр. 1343. Л. 1-2.

33 Данные получены на основе просмотра формулярных списков чиновников цензурного.ведомства

34 РГИА Ф. 776, Oп. 23-1909, ед. хр. 43. Л. 3-7.

35 Чернуха В. Г. Указ. соч. С. 20.
 


Воспроизведено при любезном содействии
Института научной информации по общественным наукам РАН
ИНИОН



VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!